Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге
Содержание книги

Монтескье

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - представитель 
философии французского Просвещения. Он происходил из 
дворянского гасконского рода. Получив классическое и 
юридическое образование, был на различных должностях в 
судебных учреждениях, что дало ему возможность изучить 
юридическую практику Франции того времени. Затем 
отходит от всего этого и посвящает себя изучению 
естественных и общественных наук. Первый его 
литературный опыт - роман "Персидские письма" (1721) - 
имел огромный успех. В нем он подверг критике феодально-
абсолютистский режим. Основной работой Монтескье по 
праву считается произведение "О духе законов" (1747). Еще 
он написал "Рассуждение о причина величия и падения 
римлян" (1734).
В своей социальной философии Монтескье 
рассматривает причины существования разных форм 
общества, полагая, что для того, чтобы снять ту или иную 
форму общественного развития, необходимо почитать то 
законодательство, которое существует в данном обществе.
Монтескье различал два типа законов, существующих 
в обществе:
1) "естественные", которые определяются 
биологическими, природными характеристиками человека и 
выражают его отношения к природе я к другим людям, но, 
так сказать, во внеобщественном состоянии;
2) социальные законы.
Монтескье выделял три основных образа правления, 
существовавших в истории: республиканский, 
монархический, деспотический. Он полагал что юридические 
нормы государства определяются формой государства, 
законы же - это юридические выраженные правила, 
определяющие отношения между верховной властью и 
членами общества. Эти законы, согласно Монтескье, 
формируют политическую свободу, состоящую в том, что 
каждый имеет право делать все, что дозволено законами. 
Смысл концепции Монтескье сводился к утверждению, что 
законодательства, характерные для определенных форм 
правления, а именно демократического, монархического и 
деспотического, детерминированы различными факторами: 
характером политической власти, почвой, рельефом (т.е. 
географической средой), нравами, обычаями, религиозными 
верованиями, численностью населения.
Тем самым Монтескье попытался осознать общество 
как целое, связанное в единое целым рядом условий, 
факторов. Эта целостность и определяет, согласно 
Монтескье, "дух народов". Каждая форма правления - 
своеобразная структура, все элементы которой 
взаимосвязаны и необходимы для функционирования целого.
В каждой социальной структуре главным элементом 
Монтескье считал ту или иную человеческую страсть, 
которая дает возможность действовать, чтобы сохранить 
устойчивое состояние. Для республики характерна 
добродетель, для монархии - честь, для деспотии - страх. 
Если та или иная "страсть", или психологический принцип, 
ослабляется, то этот образ правления рушится. Тем самым 
Монтескье устанавливал определенную зависимость между 
образами правления и психологией народов, что имело под 
собой важные основания. Монтескье выводил эти 
зависимости из географической среды, в которой главную 
роль играли климат, почва и рельеф местности.
Составная часть учения Монтескье - его концепция 
"разделения властей", которая в определенной степени была 
развитием идей Локка. Монтескье указывал, что разделение 
законодательной, исполнительной и судебной властей 
должно быть при любой форме правления, как при 
монархии, так и при демократии. Он писал, что необходимо 
разделить "власть создавать законы, власть приводить в 
исполнение постановления общегосударственного характера 
и власть судить преступления или тяжбы частных лиц". 
Только подобное государственное устройство, в котором все 
эти власти разделены, может обеспечить такое положение, 
"при котором никого не будут понуждать делать то, к чему 
его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему 
позволяет" [Избр. произв. М., 1955. С. 290-291]. Эта 
концепция Монтескье имела огромное демократическое 
содержание и не потеряла своего значения до настоящего 
времени.
Мо-цзы
Мо-цзы (Мо Ди) (ок. 475-395) - древнекитайский 
философ, выступал против Конфуция, хотя вначале изучал 
конфуцианство и выступал в его защиту. Взгляды Мо-цзы 
изложены в "Трактате учителя Мо" ("Мо-цзы"), созданного 
его учениками. Главная цель, пронизывающая концепцию 
Мо-цзы, - это принцип "всеобщей любви". Всеобщая любовь 
понимается как любовь всех ко всем. Эта любовь, по мнению 
Мо-цзы, может разрешить любые конфликты, как в 
экономической, так и в политической сферах. Он видел в 
осуществлении этого принципа выход из политического и 
экономического хаоса. Кроме того, критикуя конфуцианство, 
Мо-цзы выдвинул и другие принципы и положения своей 
этической доктрины. Он подчеркивал важность уважения 
талантов, самоуважения, ; ненападения. Он полагал, что все 
талантливые люди должны иметь ; возможность управлять 
страной вне зависимости от происхождения. S Выступал 
против войн и считал, что "нельзя нападать на соседние 
царства, убивать народ, захватывать скот и грабить 
богатства". Мо-цзы также выступал против конфуцианского 
положения, что "воля небес" определяет судьбу человека, и 
считал, что люди перестанут бороться за свое счастье, если 
поверят в судьбу, которая от них не зависит. Не признавал 
конфуцианское положение, что воспитание народа должно 
осуществляться посредством музыки и ритуала. В то же 
время Мо-цзы не отрицал "роли небес" в жизни человека, 
полагая, что Бог наказывает или вознаграждает людей в той 
мере, в какой они следуют принципу всеобщей любви.
В учении о познании Мо-цзы стоял на точке зрения, 
что истинные знания - это те, что получены в процессе 
практической деятельности. Он также выступал против 
"врожденного знания".
Мо-цзы - основатель направления моизма. Моисты 
развивали идеи своего учителя с позиций наивного 
материализма. Они разрабатывали в основном проблемы 
логики и теории познания. По их мнению, вещи, 
существующие вокруг нас, имеют объективный характер и 
независимы от нашего сознания. Человеческое сознание 
возникает в результате деятельности органов чувств и 
мышления.


<<назад Содержание дальше >> Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.