Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге
Содержание книги

Мальбранш

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Никола Мальбранш (1638-1715) - главный 
представитель окказионализма, получившего свое развитие 
на основе идей картезианства.
Основные произведения Мальбранша: "Разыскание 
истины" (1675), "Беседы о метафизике и о религии" (1688).
Возникновение окказионализма обязано 
дуалистической неопределенности Декарта в решении 
психофизической проблемы. Исходное положение 
окказионализма: материальная и духовная субстанции сами 
по себе не могут воздействовать друг на друга в силу своей 
абсолютной независимости. Но все-таки такое 
взаимодействие происходит, значит, оно зависит от Бога, 
только при участии божественной воли происходит 
взаимодействие духовных и материальных явлении. Бог -
единственная причина этого взаимодействия.
Таким образом, если Декарт сводил роль Бога к 
минимуму и склонялся к деизму, то Мальбранш, напротив, 
максимилизирует роль Бога, возвращаясь к августианскому 
пониманию Божеской воли в жизнедеятельности человека.
Мальбранш отрицал существование объективных 
причинных связей
между вещами, так как полагал, что духовная 
движущая сила тех не находится в движущихся телах, ибо 
эта движущая сила не что иное как воля Божья. 
"Единственная причина, - писал он в "Разыскании истины" - 
не есть реальная и истинная причина, а причина случайная, 
определяющая решение Творца природы действовать тем или 
иным образом в том или ином случае". В этих словах 
сформулирована своего рода "философия случайности" 
(отсюда название этого течения - окказионализм - учения о 
случайности), при которой развитие мира не имеет своей 
самостоятельности, а целиком зависит от Бога
Отсюда следует и главный гносеологический вывод 
Мальбранша. познание вещей - это всего лишь наше 
"видение их в Боге". В то же время Мальбранш сохраняет 
основные исходные установки Декарта: рационалистическое 
требование ясности как критерия истинности. Чувственные 
представления подтверждают существование вещей, но 
свойства вещей мы познаем посредством идей. Вещи мы 
воспринимаем ясно и отчетливо, но это свидетельствует 
лишь об истинности божественных идей, которые 
отражаются в вещах. Мальбранш защищал в основном 
пантеизм, в силу чего его книги трижды вносились 
католической церковью в "Индекс запрещенных книг".


<<назад Содержание дальше >> Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.