Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге
Содержание книги

Кьеркегор

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Серен Кьеркегор (1813-1855) - датский философ, 
считающийся предшественником экзистенциализма. На 
формирование взглядов Кьеркегора большое влияние 
оказала личная жизнь философа. В его доме царила суровая 
религиозная атмосфера, созданная отцом, считавшим себя 
виновным в совершении в детском возрасте богохульства. 
После разрыва с невестой перед самой свадьбой из-за 
религиозных воззрений Кьеркегор жил замкнуто, занимаясь 
литературной работой. В конце жизни вел активную 
полемику с теологическими кругами. Его труды выходили 
под различными именами.
Философские воззрения Кьеркегора возникли как 
своего рода реакция на Гегеля. Он резко выступал против 
последнего, критикую его за субъективизм, попытку 
рассмотреть индивид в качестве субъекта исторического 
процесса, являющегося проявлением абсолютного духа. Эта 
позиция определялась Кьеркегором как стремление 
исключить самостоятельность и свободу личности, снять с 
нее ответственность за действия. Он стремился 
противопоставить гегелевскому пониманию личности свое 
понимание, которое было связано с абсолютной свободой 
личности. Он освобождал личность от каких-либо 
зависимостей -от природных связей, общественных влияний 
и других отношений, которые связывают человека с другими 
людьми. Только освободившись от всего внешне 
существующего, человек может обрести ту 
индивидуальность, которая определяет его как личность. В 
этом отношении личность способна принять на себя 
ответственность за себя и за совершаемые действия.
Для Кьеркегора важны лишь формальные определения 
тех понятий, которые он рассматривает: свобода, личность, 
выбор. Свобода, по его мнению, это свобода решения выбора 
"или - или" (одна из работ Кьеркегора так и называется "Или 
- или"). Здесь Кьеркегор рассматривает не содержание, 
которое охватывается понятием "свобода" и "выбор", а лишь 
сам факт выбора, или, как он сам говорил, "лишь 
действительность акта выбора". Этот акт, обособленный от 
какого-либо содержания, имел для Кьеркегора 
метафизическое значение: сделав выбор, "душа остается 
наедине с собой, уединяется от всего мира и созерцает в 
отверзых небесах самое Вечную Силу".
Здесь учение Кьеркегора принимает религиозную 
окраску, так как созерцание "Вечной Силы" - это причащение 
к Богу, индивидуальная свобода растворяется в Боге. Бог у 
Кьеркегора гарантирует индивидуальный выбор личности, т.е 
гарантирует общезначимость этических поступков отдельной 
личности.
В противовес гегелевской количественной диалектики 
Кьеркегор выдвигает свою собственную, субъективную, 
качественную диалектику. Эта диалектика, по Кьеркегору, 
должна учитывать лишь качественные предпосылки, которые 
неисчисляемы, невыразимы, так как являются интимно-
личностными переживаниями. К ним прежде всего относится 
страх. Понятие "страх" - это такое бытие, которое 
противопоставлено свободе, начальная характеристика 
бытия, существования. Страх выражает сущность личности, 
его-свободу перед лицом смерти. Он - интимнейшее 
переживание и является истинным существованием 
личности, в противоположность неистинному. Истинное 
существование личность не может передать никому другому, 
а неистинное может разделить с другими. Таким образом, 
качественная диалектика Кьеркегора выявляет 
иррациональное содержание личности и противопоставляет 
его рациональному. Основой личности выступает ее 
иррациональное содержание, которое нельзя мыслить.
Качественная диалектика для Кьеркегора - средство, 
которое позволяет связать личность с Богом, так как только 
через отношение к Богу сохраняется личность. Человек 
проходит на пути к Богу три стадии существования: 
эстетическую, когда человек живет лишь переживаниям 
минуты, этическую, когда он живет заботой о будущем, 
религиозную, когда живет ощущением вечности. 
"Эстетическим началом может назваться то, благодаря чему 
человек является непосредственно тем, что он есть; 
этическим же то, благодаря чему он становится тем, чем 
становится". На эстетической стадии человек в силу отчаяния 
и неудовлетворенности отказывается от дальнейшего 
познания и обретения истины своего существования, 
достигая тем самым цельности и остроты эмоционального 
наслаждения. Однако на этой стадии еще нет истинного 
отчаяния. Истинное отчаяние приходит лишь на этической 
стадии. Это отчаяние приводит человека к религиозной 
стадии, на которой он осознает религиозное значение своей 
личности.
Кьеркегор не был известен при жизни и даже 
несколько десятилетий после смерти. В XX в. с 20-х годов к 
нему обращается экзистенциализм, а также протестанская 
диалектическая теология.


<<назад Содержание дальше >> Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия
Список тегов:
свобода выбора 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.