Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге
Содержание книги

Кондильяк

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Этьенн Бонно де Кондильяк (1715-1780) - один из 
крупных представителей французского Просвещения. 
Родился в Гренобле, окончил семинарию в Париже и 
получил звание аббата, но священником не стал, а избрал 
своим занятием философию. Был знаком с Руссо и Дидро, 
которые оказали на него огромное мировоззренческое 
влияние. Также был знаком с Вольтером, Д'Аламбером, 
Гельвецием, Гольбахом, Тюрго и другими философами-
просветителями.
Основные произведения Кондильяка: "Опыт о 
происхождении человеческих знаний" (1746), "Трактат о 
системах" (1748), "Трактат об ощущениях" (1754), "Курс 
занятий по обучению принца Пармского" (1775), "Логика" 
(1780).
Основные вопросы философии Кондильяка - 
гносеологические. Он исходил из локковского сенсуализма, 
но развил его дальше. Считал, что сенсуалистический 
принцип происхождения всего человеческого знания из 
чувства утверждается Локком не до конца. По мнению 
Кондильяка, Локк рассматривал рефлексию в качестве 
самостоятельного источника знания наравне с ощущениями, 
а это неправильно. Согласно Кондильяку, рефлексия также 
приобретается в опыте, как и ощущение. Все явления 
восприятия, внимания, суждения, акты воли сводимы к 
ощущениям. Широко известен его пример со статуей. Так, он 
писал: вообрази себе статую, которая последовательно 
наделяется различными способностями ощущения - 
обонянием, слухом, вкусом, зрением, осязанием. Вместе с 
этим она одновременно будет наделяться и всеми 
интеллектуальными функциями, будет обладать 
способностью к восприятию впечатлений самого разного 
характера. Таким образом, основная задача, которую 
Кондильяк ставил перед собой, - это показать, каким образом 
все наши знания и все способности происходят из чувств, 
точнее из ощущений. Свою гносеологию он называл 
"теорией ощущений".
Кондильяк выступал против рационалистической 
концепции в генезисе познавательных способностей, 
отвергая какие-либо стремления к признанию врожденности 
этих способностей. Он считал, что все можно вывести из 
ощущений, и в этом утверждении видел свою заслугу. Он так 
описал процесс возникновения познания: "Мы начинаем с-
того, что получаем восприятия, которые осознаем. Затем мы 
сильнее осознаем некоторые восприятия и это осознание 
становится вниманием. В силу этого мы с того времени, 
когда идеи связываются, распознаем восприятия, которые мы 
получили прежде, и осознаем себя тем же самым существом, 
которое их имело, это и составляет воспоминание. Когда 
душа то пробуждает свои воспоминания, то сохраняет их, 
она вспоминает только их знаки- это воображение, 
созерцание, память; если она сама распоряжается своим 
вниманием, то это размышление. Именно размышление 
различает, сравнивает, сочетает, расчленяет и анализирует, 
так как это и есть не что иное, как различные способы 
управлять вниманием. Путем естественного следования из 
этого образуются суждения, рассуждение, понятие, результат 
всего этого - разум" [Соч. Т. 1. С. 118];
Кондильяк считал, что надо доискиваться до 
происхождения наших дней, прослеживать ход их 
образования, необходимо сложные идеи расчленять на 
простые. Анализ включает в себя и элементы синтеза:
сочетание идей и их сравнение.
Кондильяк отстаивал номиналистическое воззрение, 
полагая, что общих понятий не существует, они находятся 
только в нашем уме как имена, которые также выступают 
лишь как знаки. Он придерживался мнения об естественном 
происхождении языка и утверждал, что его возникновение 
связано с насущной потребностью первобытных людей, 
когда на основе жестов и звуков постепенно развилась речь. 
Слова членораздельной речи стали выступать знаками, 
которые использовались для образования понятий. Всякий 
язык, считает Кондильяк, - анализ, и всякий анализ - вид 
языка.
В "Языке исчислений" (опубликованном после его 
смерти) Кондильяк полагал, что число составляет форму 
чистого анализа. Он исходил из основополагающего 
положения, что простое предложение "2=1+1" содержит всю 
тайну мышления, представляющего собой непрерывный ряд 
упражнений.
Влияние Кондильяка на последующее развитие 
философии было существенным. Он оказал важное 
воздействие на французских материалистов, был одним из 
основоположников ассоциативной психологии.


<<назад Содержание дальше >> Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия
Список тегов:
простое предложение 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.