Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге
Содержание книги

Коген

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Герман Коген (1842-1918) - немецкий философ, 
представитель марбургской школы неокантианства. Написал 
следующие произведения:
"Теория опыта Канта" (1871), "Обоснование Кантом 
этики" (1877), "Иммануил Кант" (1904), "Логика чистого 
познания" (1902), "Этика чистой воли" (1904) и др.
Прежде всего Коген ставит вопрос о том, что входит в 
философию, и утверждает, что основной частью философии 
является логика, которая есть логика чистого сознания и 
которая направлена на обоснование системы философии. 
Поэтому философия обладает своим научным методом - 
логикой, по своему же содержанию она -философия науки.
Коген полагает, что нам не дан предмет познания в 
качестве вещей окружающего мира, он лишь задан. Процесс 
познания постоянно развертывается, он не нечто готовое, не 
есть некая вещь, а выступает задачей познания. Предмет 
познания - это понятие о предмете.
Для Когена процесс познания является бесконечным, 
и идеалом этого бесконечного процесса познания выступает 
математическое познание. Центральное понятие этого 
математического познания - понятие бесконечно малого. Оно 
служит у Когена для обоснования его понимания реальности. 
Лишь через число получает предмет свое реальное 
существование, число- это фундамент, на котором создается 
предмет, и оно получает свое значение лишь в виде 
бесконечно малого.
В этом проявляется своего рода пифагореизм Когена, 
который имеет скорее всего методологический характер, а не 
онтологический, как у древних. Число для Когена - это член 
отдельного ряда чисел, который является выражением 
определенного закона. Таким образом, число - это не вещь, а 
функция, которая выступает как отношение. Отношениями 
же являются все понятия точных наук, а именно: механики, 
теоретической физики, химии. Функционализм Когена 
приводит его к определенному релятивизму, означающему 
для него лишь относительность наших знаний. Прогресс 
познания есть поиск истины, которой мы не достигаем: 
истина состоит единственно в том, чтобы искать истину.
Второй философской наукой, по Когену, выступает 
этика. "Этика чистой воли" рассматривается через призму 
понятия права и государства, которому Коген придает 
первостепенное значение. Для него государство - это 
этическое понятие культуры, цель исторического развития. 
"Естественное состояние человека" - это раздробленность, а 
этический человек стремится к единству, которое может быть 
достигнуто лишь в государстве. Нравственный человек и 
государство - выражение одной тенденции.
Отсюда Коген переходит к идее социализма, 
понимаемой им как этический социализм, как такое понятие 
социализма, которое никогда не достигается. Таким образом, 
Коген выдвигает понятие социализма как идею общества, к 
которому совершается постоянное движение, и это движение 
бесконечно, так как цель - общество - постоянно 
отодвигается дальше. Цель социального развития для Когена- 
это метод развития, а не вещь. Вечность - характерная черта 
для не находящего себе покоя бесконечного стремления 
вперед чистой воли. Вечность, вечная задача - это постоянное 
стремление и движение общества к социализму.


<<назад Содержание дальше >> Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.