Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге
Содержание книги

Киреевский

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) - русский 
философ, представитель славянофильства. Родился в Москве, 
в семье помещика-дворянина, умер от холеры в Петербурге.
В своих произведениях, подчеркивая особенности 
русской культуры, а именно цельность и разумность, 
Киреевский выступал с критической оценкой западной 
образованности, которая переживает раздвоение духа, науки, 
государства, классов, семейных уз. В России же сохранились 
черты жизни старой России - стремление к цельности бытия 
внутреннего и внешнего, постоянная память об отношении 
всего временного к вечному и человеческого к 
божественному. "Западный человек, - пишет Киреевский, - 
почти всегда доволен своим нравственным состоянием: 
почти каждый из европейцев всегда готов, с гордостью 
ударяя себя по сердцу, говорить себе и другим, что совесть 
его вполне спокойна, что он совершенно чист перед Богом и 
людьми... Русский человек, напротив того, всегда живо 
чувствует свои недостатки, и чем выше восходит по лестнице 
нравственного развития, тем более требует от себя и потому 
тем менее бывает доволен собою" [Поли. собр. соч. Т. 2. С. 
216].
В то же время Киреевский не игнорировал 
западноевропейскую цивилизацию. Он писал, что "любовь к 
образованности европейской, равно как любовь к нашей, обе 
совпадают в последней точке всего развития в одну любовь, в 
одно стремление к живому, полному, всечеловеческому и 
истинно христианскому просвящению" [Там же. С. 162].
Киреевский видел идеал социального порядка в 
общине, полагая, что отличительный тип русского взгляда на 
всякий порядок заключается в "совмещении личной 
самостоятельности с цельностью общего порядка" [Там же. 
С. 76].
Киреевский писал, что "направление философии 
зависит в первом начале своем от того понятия, которое мы 
имеем о Пресвятой Троице" [С. 74]. Тем самым Киреевский 
указал пути для развития христианского мировоззрения. Он 
высказал идеи соборности, или общности, и указывал, что 
цельность общества состоит в том, чтобы сочетать личную 
свободу и индивидуальные особенности граждан. И это 
возможно лишь при условии свободного подчинения 
отдельных личностей общечеловеческим ценностям.
Киреевский дал начало цельной религиозной и 
христианской философии, которую потом стали развивать 
братья Трубецкие, С. Булгаков, Бердяев, Вл. Соловьев, Эрн и 
др.


<<назад Содержание дальше >> Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.