Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге
Содержание книги

Дьюи

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Джон Дьюи (1859-1952) - один из представителей и 
основоположников прагматизма. Его рассматривают даже 
главным выразителем идей прагматизма, потому что он 
систематизировал многие положения других представителей 
прагматизма - Пирса, Джемса. Им были написаны сотни 
статей и книг по различным проблемам философии и 
общественной жизни. Известен как реформатор школы. 
Много раз выезжал за границу, в том числе в Советский 
Союз. Преподавал в Мичиганском, Чикагском и 
Колумбийском университетах.
Хотя в некоторых своих работах Дьюи рассматривает 
гносеологические и логические проблемы (см., например, 
переведенную на русский язык работу "Как мы мыслим"), 
главные его интересы сосредоточены на социальных 
вопросах, в центре которых стоял человек и его 
практические проблемы. Дьюи полагал, что прагматизм 
совершил своего рода "коперниканскую революцию", 
перейдя от чисто философских проблем к решению 
человеческих. И этому посвящено большинство его 
произведений.
Концепции Дьюи, как и весь прагматизм, исходит из 
понятия "опыт", который он определяет как все то, что 
встречается в жизни. "Ценность понятия опыта для 
философской рефлексии состоит в том, что оно обозначает 
как поле, солнце, облака и дождь, семена и урожай, так и 
человека, который трудится, составляет планы, изобретает, 
пользуется вещами, страдает и наслаждается. Опыт 
обозначает все, что переживается в опыте, мир событий и 
лиц, он обозначает мир, воспринятый в опыте, деятельность 
и судьбу человека".
Опыт Дьюи рассматривает не как познание. "Опыт 
означает прежде всего не познание, но способы Желанья и 
страдания". "Весь познавательный опыт должен начинаться и 
заканчиваться в бытии вещей и в обладании ими". "Мы 
должны мыслить мир в терминах, допускающих, чтобы 
преданность, благочестие, любовь, красота и тайна были бы 
не менее реальны, чем что-либо другое". Таким образом, для 
Дьюи опыт - это повседневный, обычный опыт людей, их 
обычная жизнедеятельность. Поэтому опыт Дьюи оценивает 
в соответствующих категориях: "Успех и неудача суть 
первичные "категории" жизни, достижение блага и избегания 
зла - ее высшие интересы, надежда и тревога - 
господствующие качества опыта".
Задача науки состоит в том, по Дьюи, чтобы 
планировать будущее и находить средства для его 
осуществления. Проблема познания, согласно Дьюи, является 
бессмысленной. Он даже называет проблему, которой 
занимается философия, а именно, проблему существования 
внешнего мира, курьезом "ортодоксального эмпиризма", так 
как существование внешнего мира не вызывает сомнения. 
Отсюда Дьюи делает вывод о принудительности опыта, как 
сопротивления тем усилиям которые делает человек. Все это 
говорит, по Дьюи, о фундаментально опасном характере 
мира. Человеком овладевает страх перед миром. Этот страх 
есть функция среды. "Человек боится потому, что он 
существует в страшном, ужасном мире. Мир полон риска и 
опасен" Конечно, он признает, что это звучит пессимистично, 
но трагедия затрагивает более глубокий слой жизни, чем 
комедия. "Проблема зла является общепризнанной 
проблемой, в то время как мы редко слышим или никогда не 
слышим о проблеме добра". Таким образом, прагматизм 
стремится выработать мировоззрение, дающее человеку 
возможность жить в неустойчивом и полном опасностей
Для Дьюи задача познания состоит в изобретении 
способов преобразования опыта в интересах человека. 
Поэтому достоверность следует искать не в бытии, а в самих 
способах преобразования. "Поиск уверенности посредством 
обладания умом неизменной реальности сменился поиском 
надежности посредством активного контроля за 
изменяющимся ходом событий". Познание Дьюи 
рассматривает в качестве вида делания или действия, 
которое направлено на опыт. Познание -это умение решать 
проблемы. Познание - это не какой-то особый путь 
овладения реальностью. "Надежды и страхи, желания и 
отвращения являются такими же истинными реакциями на 
вещи, как и познание, и мышление. Наши аффекты, когда 
они освещены пониманием, являются органами, посредством 
которых мы проникаем в смысл естественного мира таким 
же подлинным образом, как и путем познания, но с большой 
полнотой и интимностью".
Таким образом, познавательная активность человека - 
это такая деятельность человека, которая изменяет исходный 
материал. В этом состоит инструментализм Дьюи: 
исследование осуществляет экзистенциальное 
преобразование исследуемого материала. Объект науки не 
есть нечто предшествующее исследованию, а итог познания, 
то, что познание создает. У Дьюи истина, знание и 
реальность совпадают. Научные понятия в этом случае лишь 
инструменты и планы действия.
Дьюи пишет: "Если идеи, значения, концепции, 
понятия, теории, системы инструментальны по отношению к 
устранению некоторого специфического беспокойства и 
замешательства, то проверка их надежности и ценности 
состоит в выполнении ими этой работы". Таким образом, 
подобно Джемсу, истина у Дьюи определяется ее 
полезностью.
В отличие от Джемса Дьюи понимает истину 
несколько иначе. Так, если Джеме говорил о полезности 
идеи вообще, то Дьюи говорит, что идея истинна в том 
случае, если она полезна для данной конкретной проблемы. 
Далее, если Джеме говорил о кредитной системе как форме 
хождения истины, когда люди обмениваются проверенными 
истинами, то Дьюи считает, что истина связана лишь с той 
ситуацией, в которой она возникла. Таким образом, понятие 
ситуации выступает как центральное понятие 
инструментализма Дьюи. Это приводит к тому, что в 
моральном и социальном опыте он признает лишь текущие 
проблемы и задачи и непосредственные цели, которые 
вытекают из данной ситуации. Человек должен стремиться 
только к ближайшим целям, притом лишь практическим.
В области педагогики заслуги Дьюи огромны. Он 
оказал большое влияние на формирование школы и 
педагогической практики в Америке, выдвинув принцип 
"обучения посредством деланья" и пропагандируя 
формирование практических навыков в решении жизненных 
проблем.


<<назад Содержание дальше >> Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия
Список тегов:
проблемы гносеологии 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.