Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге
Содержание книги

Дидро

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Дени Дидро (1713-1784) - крупный французский 
философ, писатель, глава энциклопедистов. Родился в г. 
Лангре, отец его был ремесленником, воспитывавшим сына в 
религиозном духе и думавшим сделать его 
священнослужителем. Он окончил парижский колледж, где 
отказался от карьеры священника и решил посвятить себя 
литературной деятельности и изучению наук. В 1746 г. 
написал "Философские мысли", в 1747 г. - "Прогулку 
скептика", в 1749 г. - "Письмо о слепых в назидание зрячим". 
За распространение опасных материалистических мыслей он 
был посажен в Венсенский замок. После тюрьмы принялся за 
создание "Энциклопедии наук, искусств и ремесел", которая 
должна была представлять систематическое изложение 
достижений во всех областях знаний и которой он посвятил 
20 лет жизни. Участие в "Энциклопедии" приняли Вольтер, 
Монтескье, Кондильяк, Гольбах и другие прогрессивные 
мыслители того времени. Кроме того, Дидро написал ряд 
философских и художественных произведений: "Мысли об 
объяснении природы" (1754), "Разговор Д'Аламбера с 
Дидро", "Сон Д'Аламбера" (1769), "Монахиня" (1760), 
"Племяник Рамо" (1762-79), "Жак-фаталист и его хозяин" 
(1773). В 1773 г. Екатерина II пригласила знаменитого 
философа посетить Россию, что он и сделал. В течение 
продолжительного времени он почти каждый день по два 
часа беседовал с Екатериной II и пытался убедить 
императрицу в необходимости социально-экономических 
преобразований. Екатерина соглашалась со всем, что говорил 
Дидро, но на существенные реформы так и не решилась. 
Свои беседы Дидро запечатлел в "Записках..." Последние 
годы жизни посвятил работе над-созданием "Элементов 
фмиологии", "Жизни Сенеки" (1778), "Опыту о царствовании 
Клавди" и Нерона" (1782). Перед смертью отказался отречься 
от своих атжстических воззрений и последними словами его 
были: "Первый шаг к философии - это неверие".
Он лишь верил в возможности человеческого 
познания и считал, что так как Вселенная бесконечна, она 
недоступна окончательному человеческому познанию. 
Природа для него - это книга, книга необъятная, состоящая из 
множества страниц, и ученые читают в этой книге все новые 
и новые страницы, но никогда не будет того, что кто-то 
перевернет последнюю. Однако из этого у Дидро не 
возникает гносеологического пессимизма, так как он полагал, 
что человеческое познание постоянно расширяется и 
углубляется, и был убежден, что человечество в состоянии 
решить самые сложные мировые загадки.
Познание для Дидро - это единый процесс, состоящий 
из чувств и разума. Он писал, что истинный метод 
философствования состоит в том, чтобы умом проверять ум, 
умом и экспериментом контролировать чувства, чувствами 
познавать природу. Тремя главными средствами познания 
природы для Дидро являлись наблюдение, размышление и 
эксперимент.
Головной мозг для него выступал материальным 
субстратом, в котором происходят психические процессы. 
Дидро сравнивал мыслящее "я" с пауком, гнездящимся в коре 
головного мозга и пронизывающим нитями своей паутины, 
т.е. нервами, все наше тело, на котором нет ни одной точки 
без отростков этих нитей. Нервы образуют в мозгу пучок, 
являющийся основанием для связывания ощущений в пучок 
восприятии. Единство самосознания обеспечивается, по 
Дидро, памятью. Он писал: "Мы инструменты, одаренные 
способностью ощущать и памятью. Наши чувства - клавиши, 
по которым ударяет окружающая нас природа и которые 
часто сами по себе ударяют". Здесь он выступал против 
идеализма Беркли и называл его идеалистом, признающим 
только свое существование. Дидро рассматривал человека не 
только как чувствующее, но и как мыслительное существо, 
признавая, что человек одновременно и музыкант и 
инструмент.
Дидро выступал против церкви, критически относился 
к христианскому вероучению. Он ставил под сомнение 
"боговдохновенность" Библии, полагая, что все книги Библии 
написаны священнослужителями в разное время. Он писал, 
что во всех религиях от имени Бога говорили люди. Резко 
критиковал сообщаемые Библией чудеса. Указывал, что 
чудеса - нелепость, доказываемая с помощью 
противоестественного явления. Верующие в силу своей 
религиозности принимают ожидаемое за действительное, 
чудеса происходят там, где в них верят. Он называл чудеса 
мифами, которые подобны мифам языческих религий. Остро 
критиковал христианское учение об аде и муках, полагая, что 
религиозные догматы лишь запугивают людей, 
терроризируют их. Дидро писал: "Отнимите у христианина 
страх перед адом, и вы отнимите у него веру" [Собр. соч. В 
10 т. Т. 1. С. 125]. Особенно Дидро выступал против 
религиозной нетерпимости: "Нет такого уголка в мире, где 
различие в религиозных воззрениях не орошало бы землю 
кровью" [Избр. атеист, произв. С. 255].
Дидро полагал, что религия не является опорой 
нравственности, хотя и считал, что просто атеизм не создает 
еще нравственности. Необходимо целенаправленное 
распространение нравственных принципов. Он не считал, что 
человек от рождения наделен злом и пороками, и был 
убежден, что справедливое общество, опирающееся на 
справедливые законы, является предпосылкой утверждения 
нравственности. "Если законы хороши, то и нравы хороши, 
если законы дурны, то и нравы дурны..." [Собр. соч. Т. 2. С. 
74]. "Труд и добродетель, - писал он, - вот мои единственные 
догматы... Стараться Оставить после себя больше знаний и 
счастья, чем их было раньше, улучшать и умножать 
полученное нами наследство - вот над чем мы должны 
работать!" [Избр. атеист, произв. С. 241]


<<назад Содержание дальше >> Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.