Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге
Содержание книги

Гассенди

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Пьер Гассенди (1592-1655) - выразитель 
антисхоластаческого сенсуализма и эпикуреизма Нового 
времени. По происюждению из крестьянской семьи, окончил 
университет в Экс-ан-Провансе, но в дальнейшем всю 
последующую жизнь был священнослужителем. Получил по 
тем временам широкое философское и научное образование, 
увлекался математикой и астрономией. Был знаком со 
многими интеллектуалами своего времени, в том числе и с 
кружком Мерсенна. Написал несколько философских трудов, 
в том числе против Декарта:
"Возражение на "Метафизические размышления"", и 
когда Декарт ответил на них, Гассенди написал новые 
"Возражемя". Его перу принадлежат также "Парадоксальные 
упражнения против аристотеликов...", "Свод философии 
Эпикура". Самый важный труд Гассенди -"Система 
философии".
В своих произведениях Гассенди активно выступает 
против схоластических философствований, которые ничего 
не дают. Отдавая должное глубине мышления Аристотеля, он 
подвергает критике идеи Аристотеля, из которого схоласты 
сделали идола, полагает, что значение Аристотеля 
преувеличено.
Гассенди боролся против догматизма, считая, что 
посредством опытно-дедуктивного пути мы достигаем 
относительных истин. Он защищает позиции сенсуализма: 
нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущениях. Для 
Гассенди лишь чувства - критерий истинности наших знаний, 
а рассудок - это 'опосредствующее звено между 
ощущениями. Заблуждение возникает тогда, когда рассудок 
действует неверно. Для Гассенди даже аналитическое 
положение (например, "целое больше части") является 
эмпирическим.
С этих позиций Гассенди выступал против 
рационализма Декарта, полагая, что Декарту не удалось 
доказать очевидность и самодостаточность человеческого 
ума. Он писал в "Новый возражениях на "Ответы"" Декарта: 
"Зная об уме только то, .что он мыслящая вещь, ты подобен 
слепому, знающему о Солнце лишь то, что оно - вещь 
греющая" [Соч. Т. 2. С. 760].
Гассенди выступал против учения Картезия (Декарта) 
о врожденности идей. Он считал, что даже математические 
понятия имеют опытное происхождение, а ясность и 
отчетливость, на которые ссылался Декарт, чтобы показать 
врожденность геометрических аксиом, всего лишь 
заблуждение, так как со временем те идеи, которые сначала 
кажутся ясными, потом могут оказаться смутными.
Гассенди пытался возродить философию Эпикура. В 
этом своем стремлении он руководствовался в основном 
желанием реабилитировать эпикуреизм перед лицом 
христианства. Потому центральными в учении Гассенди 
являются его этические воззрения. Он считает, что 
эпикуровское учение о гедонизме неправильно 
истолковывали. Прежде всего это касается понятия 
удовольствия, которое следует понимать не как чувственное 
удовольствие, а как стремление к счастью. Главная 
добродетель, которой должен следовать человек, - это 
благоразумие. Отсюда вытекает основной вывод Гассенди: 
"Философия счастья - это не что иное, как философия 
здоровья" [Соч. Т. 1. С. 318]. Основным условием счастливой 
жизни Гассенди считает отсутствие страха смерти, полагая, 
что необходимо исходить из положения: смерть не может 
причинить страдания ни живым, ни мертвым.


<<назад Содержание дальше >> Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.