Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге
Содержание книги

Эмпедокл

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Эмпедокл (490-430 до Р.Х.) - древнегреческий 
философ. Был также политическим деятелем и поэтом. 
Занимался врачеванием, жречеством. Деятельность его 
протекала в г. Агригенте в Сицилии.
О нем ходили легенды как о чудотворце необычайной 
силы, который смог воскресить женщину, находившуюся до 
этого целый месяц без дыхания. Он обладал всевозможными 
талантами и достоинствами. Владел искусством красноречия 
и даже основал школу ораторского искусства в Сицилии. 
Смерть его также окутана легендами. Рассказывают, что он 
бросился в жерло вулкана Этна, чтобы его чтили
как Бога. Ему принадлежит поэма "О природе", из 
которой сохранились 340 стихов, а также религиозная поэма 
"Очищения" (дошло около ста стихов).      Основу учения 
Эмпедокла составляет концепция о четырех стихиях,
которые образуют "корни" вещей. Этими корнями 
являются огонь, воздух, вода и земля. Они заполняют все 
пространство и находятся в постоянном движении, 
перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Они неизменны и 
вечны. Все вещи как бы складываются из этих стихий, "вроде 
того, как стена сложена из кирпичей и камней".
Эмпедокл отвергает мысль о рождении и смерти 
вещей. Последние образуются посредством смешения и 
соединения стихий в определенных пропорциях. Так, кость 
состоит из двух частей воды, двух частей земли и четырех 
частей огня.
Источником движения, происходящего в природе, - 
не сами "корни", так как они неизменны, а две 
противоположные силы - Любовь и Вражда. Эти две силы 
обладают вполне определенными физическими качествами. 
Так, "липкая Любовь" имеет все свойства влаги, а 
"губительная Вражда" - свойства огня. Таким образом, весь 
мир представляет собой процесс смешения и разделения 
смешанного. Если начинает господствовать Любовь, то 
образуется Сфайрос - шар, при котором
Вражда находится на периферии. Когда Вражда 
проникает в Сфайрос, то происходит движение стихий и они 
оказываются разделенными. Затем начинается обратный 
процесс, который заканчивается воссозданием Сфайроса - 
однородной неподвижной массы, имеющей шаровидную 
форму.
Таким образом, концепция Эмпедокла сводится к 
следующей схеме. В мире существует единство и множество, 
но не одновременно, как у Гераклита, а последовательно. В 
природе происходит циклический процесс, в котором сначала 
господствует Любовь, соединяющая все элементы - "корни 
всех вещей", а затем господствует Вражда, разъединяющая 
эти элементы. Когда господствует Любовь, тогда в мире 
воцаряется единство, качественное своеобразие отдельных 
элементов пропадает. Когда же господствует Вражда, 
появляется своеобразие материальных элементов, появляется 
множество. Господство Любви и господство Вражды 
разделяется переходными периодами. Мировой процесс и 
состоит из этих повторяющихся циклов. В процессе всех 
происходящих изменений сами элементы не возникают и не 
уничтожаются, они вечны.
В своей философии Эмпедокл высказывал много 
гениальных мыслей, но которые в то время, когда жил 
Эмпедокл, не могли быть подтверждены эмпирически. Так, 
он писал, что свету требуется определенное время для своего 
распространения. Даже Аристотель в IV в. до н.э. считал это 
мнение ошибочным. Также замечательной была идея 
Эмпедокла о выживаемости биологических видов, которые 
отличались целесообразностью. В этом можно заметить уже 
зачатки, хотя и наивные, подхода к теории естественного 
отбора. Эмпедоклу принадлежит и ряд замечательных 
мыслей в области медицины. Так, он полагал, что 
невозможно овладеть врачеванием, если не знать, не 
исследовать человека.
В своей теории чувственного восприятия Эмпедокл 
выдвигает глубокую мысль, что процесс чувственного 
восприятия зависит от строения телесных органов. Он 
полагает, что подобное постигается подобным, поэтому 
органы чувств приспосабливаются к ощущаемому, если же 
строение органа чувств такое, что не может приспособиться к 
воспринимаемому, то этот предмет не воспринимается. 
Органы чувств имеют своеобразные поры, через которые 
проникают "истечения" от воспринимаемого объекта. Если 
поры узкие, то "истечения" не могут проникнуть, и 
восприятия не происходит.
Теория ощущений Эмпедокла оказала большое 
влияние на последующую древнегреческую мысль - Платона, 
Аристотеля, атомистов.


<<назад Содержание дальше >> Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.