Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге
Содержание книги

Хайдеггер

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Мартин Хайдеггер (1889-1976) - основоположник 
экзитенциализма. Хотя экзистенциалистские идеи уже были 
ранее выдвинуты в работах Г. Марселя, К. Ясперса и др., 
Хайдеггер в монографии "Бытие и время" (1927) впервые 
сделали попытку в систематической форме изложить 
основные принципы экзистенциалистского подхода в 
философии.
Кроме этой книги, Хайдеггер написал: "Кант и 
проблема метафизики" (1929), "Что такое метафизика?" 
(1930), "Введение в метафизику" (1935), "Учение Платона об 
истине" (1942), "Ложные тропы" (1950), "Ницше" (1961,2 
тома) и др.
Хайдеггер родился в Бадене в Германии. Он изучал 
философию во Фрейбургском университете, где с 1916 г. по 
1929 г. преподавал Гуссерль. Был профессором в Марбурге, 
но затем вернулся во Фрейбург в 1928 г. и стал ректором 
этого университета в 1933 г. благодаря своей связи с 
нацистами. В инаугурационной речи он с энтузиазмом 
превозносил национал-социализм, ясно связывая себя с 
нацистским движением и защищая объединение языка 
современной политики с его собственным философским 
языком. Но десять месяцев спустя подал в отставку с поста 
ректора и ушел от активной деятельности в политике. В 
сентябре 1966 г. в интервью газете "Шпигель" Хайдеггер 
ответил на упреки, которые предъявлялись ему в течение 
свыше 30 лет, но это интервью было запрещено печатать и 
опубликовано лишь 5 мая 1976 г., спустя пять дней после 
смерти Хайдеггера. В этом интервью Хайдеггер утверждал, 
что надеялся сохранить самоопределение германского 
университета, но ему было ясно, что это "невозможно 
сделать без некоторых компромиссов". В то время, говорил 
он, он также видел в национал-социализме, что "здесь есть 
нечто новое, есть новые проблески". В 1933 г. он умолял 
студентов: "Не позволяйте доктринам и идеям властвовать 
над вашим бытием. Сам фюрер и он один является 
настоящим и будущим Германии и ее правлением".
В интервью он говорил: "Сегодня я больше не 
написал бы предложений, которые вы цитировали. Даже в 
1934 г. я не сказал бы таких вещей". Возможно, позиция 
Хайдеггера объясняется тем, что он был испуган 
антикультурными тенденциями в технологическом обществе 
и видел в нацистах людей, стремящихся утвердить старую 
культуру и миссию Германии в этом отношении. К 
несчастью, исходные позиции, которые привели его к 
принятию нацизма - по крайней мере до того, как он увидел, 
что нацизм совершенно не преследует те цели, которых 
добивался Хайдеггер, - оставались с ним даже в его 
последующих
работах.
Хайдеггер описывает свою философию как 
исследование Бытия. Его считают экзистенциалистом, хотя 
он сам отрицает эту связь, утверждая, что именно Бытие как 
таковое, а не личностное существование составляет главную 
цель его интереса. Его работа направлена в основном на 
поиски некоторого вида значения, лежащего в сердце 
удивительного факта, состоящего в том, что "существуют 
вещи". Он многим обязан Кьеркегору и своему учителю - 
Эдмунду Гуссерлю. Хайдеггер в свою очередь оказал 
большое влияние на Сартра.
Хайдеггер использует термин Dasein (бытие), чтобы 
описать способ существования человеческого существа и 
утверждает, что человеческая жизнь радикально отлична от 
других форм жизни, потому что способна познать себя и 
размышлять об этом бытии. Человеческие существа, 
утверждает он, могут выбрать подлинную жизнь, полностью 
понимая свое положение в мире, или неподлинную, 
наподобие автоматов, бездумно приспосабливаясь к 
установленным порядкам и образцам.
Его главная работа "Бытие и время" опубликована в 
1927 г. В ней он дает анализ человеческого существования и 
рассматривает его как путь к пониманию самого бытия. Его 
методом является феноменология, воспринятая от Гуссерля. 
Цель ее состоит в том, чтобы указать и описать данные 
непосредственного опыта просто как они есть, не накладывая 
на них организующие понятия. С феноменологической точки 
зрения, мир есть состояние, в котором мы заняты и живем, он 
конституирует наши жизни. Скорее мы представляем собой 
"существа-в-мире" и Dasein - наша человеческая реальность 
или способ существования - является тем множеством путей, 
в которых мы осуществляем жизнь. Это означает "что-то 
делать, что-то производить, обращать внимание на что-то, 
присматривать за чем-то, использовать что-то, отказываться 
от чего-то и давать возможность чему-то, поддерживая, 
сопровождая, проявляя, раздражаясь, рассуждая, обсуждая, 
определяя".
Хайдеггер пишет о "столкновении" с миром и 
"настроении", с которым мы сталкиваемся с миром как об 
оценке мира. Мы находимся в мире, претворяя наши 
собственные перспективы в жизни и используя то, что 
человек присваивает мир, схватывает ситуацию, в которой 
находится человек в мире, и понимает, что может попытаться 
сделать, и делает то, что он предусматривает скорее, чем все 
это будет увлечено потоком событий. Однако эта тесная 
связанность с жизнью мира вызывает напряжение между 
самореализацией человека и бездумной коллективной 
практикой, которую осуществляют "они" в мире. Я могу 
сделаться деперсонализированным объектом использования 
другими, поддаваясь механическим привычкам и 
условностям повседневного существования, 
приспосабливаясь к тому, что является средним, обычным и 
часто банальным.
Хайдеггер описывает такого человека в качестве 
"анонимного существа", человеческого существа, 
сделавшегося отчужденным от его истинного "Я", некоего 
существа, страдающего отсутствием аутентичности, 
подлинности. Однако дело не в том, что если я аутентичен, я 
буду вести себя обязательно необыкновенным или странным 
образом, а в том, что мои действия, независимо от того, 
странные они или привычные, происходят из моего 
собственного поведения, а не из внешних факторов.


<<назад Содержание дальше >> Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.