Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге
Содержание книги

Фома Аквинский

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Фома Аквинский (1225-1274) был самым крупным 
представителем схоластической философии периода ее 
расцвета.
Он родился в замке Рокасека близ Неаполя и был 
седьмым сыном графа Аквинского. Учился в 
Неаполитанском университете, где изучал Аристотеля и семь 
свободных искусств: логику, риторику, арифметику, 
геометрию, грамматику, музыку, астрономию. В возрасте 19 
лет вступил в члены доминиканского ордена, рассердив тем 
самым свою семью которая ожидала, что он станет 
бенедиктинскик монахом. Чтобы помочь ему избежать гнева 
его родственников, долиниканцы отправили его в Париж, но 
по/дороге он был похипен своими братьями и свыше года 
содержался дома. Однако он откашлся изменить свою 
верность доминиканцам, и в конце концов ему было 
разрешено вернуться к ним и возобновить формальные 
занятия. В 1252 г. он поехал в Парижский университет, чтобы 
читал лекции и получить звание профессора, которого 
добился в возрасте 30 лет. В 1259 г вернулся в Италию и 
преподавал в различных школах, а в 1269 г возвратился в 
Париж, но спустя четыре года оказался от преподавания 
вследствие ухудшения здоровья. Он умер 7 марта 1274 г. в 
Цистерцианском монастыре близ Фосановы, не опрашвшись 
от сердечного приступа, случившегося в то время, когда он 
направлялся в Лион. Его звали "ангельским доктором".
Фома Аквинский оставил после себя большое 
литературное наследие. В него входят прежде всего 
комментарии на -Сентенции-Петра Ломбардского, к трудам 
Боэция, к "Книге о причинах Прокла. к произведениям 
Аристотеля, труды под названием Спорные вопросы" в 
которых рассматриваются различные философоко-теологи-
ческие проблемы. Самыми важными произведениями Фомы 
Аквин^ ского являются два объемистых тома, подводящие 
итог его творческой деятельности: "Сумма против 
язычников" (известная также под другим названием - "Сумма 
философии") и "Сумма теологии", оставшаяся
неоконченной.      -В основном все произведения 
Фомы Аквинского касаются философско-теологических 
вопросов и обходят естественнонаучную проблематику. 
Логика интересует Фому Аквинского лишь постольку, 
поскольку она образует структуру, в которой происходит 
изложение схоластических проблем. Изложение Фомой 
философско-теологического материала отличалось 
исключительной логичностью и являлось образцом для 
дальнейшего освоения. Каждая проблема или область 
изложения начиналась с постановки ряда аргументов в 
защиту того или иного положения, против которого он 
выступал. После чего следуют контраргументы. Затем 
идет основная часть, в которой излагается все то, что 
следует сказать по данному вопросу. Завершается 
изложение опровержением противоположных 
аргументов.
Фома Аквинский стал известен как основатель 
томизма - одного из главных направлений ортодоксальной 
схоластики. Он явился крупнейшим систематизатором всей 
философско-теологической схоластики и ее обоснователем. 
В этом и состоит его огромнейшая заслуга в
истории философии.
В вопросе об отношении веры и знания, религии и 
философии - главной проблемы схоластической философии - 
Аквинату приходилось вырабатывать свою позицию в 
условиях уже имевшихся точек зрения. Ведь кроме чисто 
религиозной позиции, рассматривавшей веру
выше всякого знания и отдававшей-приоритет 
теологии перед философией, существовала концепция 
двойственной истины (теория двух истин), которая имела 
место в двух разновидностях. Одна из них утверждала, что 
религия и теология, с одной стороны, и философия и наука, с 
другой, имеют разные предметы и методы исследования и в 
силу этого между ними нет противоречия. Другая же 
разновидность, продолжавшая аверроизм, утверждала, что 
между истинами философии и теологии есть противоречия. 
Оба варианта указывали на иррационалистический характер 
теологических размышлений.
Рассматривая этот вопрос, Аквинат, как и некоторые 
его предшественники-философы, говорил о том, что религия 
и наука обладают разными способами достижения истины. 
Так, если религия и теология обретают свои истины в 
откровении. Священном писании, то наука и философия 
приходят к истинам посредством опыта и разума. В то же 
время в отношении предметов исследования наука и религия, 
философия и теология не так резко отличаются, как по 
отношению к методам исследования. Аквинат полагал, что в 
теологии существуют истины, которые могут быть 
обоснованы с философских позиций. Конечно, они могут и 
обойтись без этого философского обоснования, но все-таки 
последнее больше укрепляет веру человека в эти истины. 
Еще Ансельм Кентерберийский утверждал, что в 
философском, рациональном обосновании нуждаются все 
догматы церкви, но эта позиция встретила противодействие 
со стороны ортодоксальных теологических адептов, поэтому 
Аквинат предлагает половинчатое решение данной 
проблемы: принципы вероучения нуждаются в рациональном 
обосновании лишь как в дополнительном укреплении веры.
К этим основным положением вероучения относятся, 
в частности, вопрос о бытии Бога, отдельные свойства Бога, 
бессмертие человеческой души. В то же время другие 
положения теологии не могут быть обоснованы 
рациональным способом. К ним относятся: существование 
Божества в виде трех лиц одновременно - Бога-Отца, Бога-
Сына и Бога-Святого Духа, возникновение мира во времени 
из ничего, первородного греха, вечного блаженства и 
наказания в Раю и Аду. Эти положения, согласно Аквинату, 
не доказуемы, но они не являются ни разумными, ни 
рациональными, они, по его мнению, сверхразумны.
Таким образом, философия и теология - это две 
дисциплины, которые самостоятельны и не зависят друг от 
друга. При этом теология использует принципы философии 
для того, чтобы обосновывать истины откровения и сделать 
их более близкими душе человека. Поэтому "философия есть 
служанка теологии". Более того, Аквинат в своих 
рассуждениях заходит так далеко, что поднимает теологию 
выше всего остального над всей философией и обычной 
наукой только потому, что большинство догматов теологии, 
непознаваемые для человеческого ума, открыты для ума 
божественного. Теология - это священное учение, это такая 
наука, которая основывается на свете откровения.
Утверждение о превосходстве веры над знанием 
доказывается Аквинатом не только логическими 
рассуждениями, но мяожеством примеров, 
свидетельствующих о чудесном проявлении божественной 
воли. Так, он повествует о необычном, сверхъестественном 
лечении больных, о воскресении мертвых, прозрении 
идиотов и т.п
Позиция превосходства веры над знанием 
продиктована также стремлением Аквината устранить 
противоречия между ними, которые возникают, по его 
мнению, в силу того, что ученые, стремясь к знанию, 
забывают о Боге. о божественном откровении, и поэтому над 
ними господствуют ошибки чувственного восприятия и 
логического рассуждения Если же возникают противоречия 
между верой и разумом, то приоритет всегда должен 
принадлежать вере. Более того, все науки должны 
согласовывать свои положения с теологией кис высшей 
мудростью, они должны стремиться прежде всего к 
объяснению всего того что содержится в Библии, а 
философия, занимаясь также доказательством христианских 
догматов, выступает как преддверие
При этом Аквинат теологию сделал философичной. 
Это проявляется прежде всего в доказательствах бытия Бога, 
которых он приводит пять. Первое доказательство исходит из 
понят" движения. Так как самодвижение предметов 
невозможно, то, следовательно, каждый предмет должен 
двигаться другим, а это значит, что должен существовать 
перводвигатель. Бог как конечный двигатель. Второе 
доказательство Бога сводится к понятию производящей 
причины. Здесь также рассуждение строится на признании 
пета причин и восхождения к конечной причине, которая 
выступает в виде Бога, являющегося первой творческой 
причиной мира. Третий дуть доказательства бытия Бога 
исходит из признания мира как совокупности случайности и 
необходимости. В мире наличествует множество 
случайностей, но это не хаотическое существование, должна 
существовать необходимоость, которая скрепляет все 
случайности, " это Бог.
Четвертое доказательство состоит в том, что 
наличествуют разные степени совершенства в мире. Но 
разная степень совершенства должна определяться каким-то 
единым мерилом, т.е. должна соотноситься с неким 
образцом совершенства, которым выступает опять же Бог.
Пятый путь доказательства бытия Бога носит 
название божественного руководства миром и основывается 
на признании целесообразности, существующей во 
Вселенной. Согласно Фоме, есть разумное существо, 
полагающее цель для всего, что происходит в природе
[Сумма теологии, l.q, Зс].     _
Все эти доказательства почерпнуты Фомой у 
Аристотеля и направлены против возможных еретических 
учений, которые обосновывали существование Бога из его 
данности человеческому сознанию, исходя из мистического 
пантеизма, утверждавшего наличие Бога непосредственно в 
человеческой душе.
Фома Аквинский основывает на Аристотеле и свою 
метафизику,
заимствуя у него категории, но приспосабливая их не 
к философскому обоснованию естественнонаучного 
материала, а к проблемам теологии. Так, вслед за 
Аристотелем он утверждал, что общее не может 
непосредственно присутствовать в человеческом уме. 
Источником общего является сверхъестественный ум Бога, 
общее - это сущность, которой наделено все существующее 
в мире, а также Бог. В разделении сущности и 
существования проявляется, по Аквинату, различие между 
Богом и остальным миром. В Боге сущность и 
существование соединены вместе, представляют единство, 
они неразличимы. В конкретном мире сущность и 
существование разорваны, только Бог определяет 
конкретное существование отдельных вещей.
Фома Аквинский исходит из Аристотеля и в проблеме 
соотношения формы и материи, однако приспосабливая его к 
догматам вероучения.
Так, он истолковывает учение Аристотеля о пассивной 
первоматерии в духе сотворения ее Богом из ничего, внося, 
таким образом, идею креационизма в аристотелизм. Также он 
подвергает изменению и учение о формах. Для Аристотеля 
форма всегда тесно связана с материей, бестелесной формы 
не существует, кроме Бога. По мнению же Аквината, 
существуют и бестелесные, нематериальные формы, 
например, ангелы.
Согласно Аристотелю, Бог как конечная и бестелесная 
форма обладает высшей активностью, или актуальностью, 
первая материя же - это пассивная потенциальность. Первая 
материя не зависит от Бога, и Бог не принимает какого-либо 
участия в делах земных, последние определяются лишь 
взаимодействием материи и формы. Бог выступал у 
Стагирита лишь перводвигателем. Фома, отправляясь от 
Стагирита, пытается его перетолковать в духе креационизма. 
Аквинат полагает, что Бог создал мир в соответствии с 
гармонией, но и в дальнейшем Бог вмешивается в дела мира 
и управляет им, хотя и не направляет движение каждой вещи, 
которая может иметь естественные причины, изучаемые 
наукой.
В решении проблемы универсалий позиция Аквината 
приближается к позиции Авиценны, который утверждал 
существование трех видов универсалий. Согласно Аквинату, 
общее содержится в отдельных вещах как их сущность, а 
также в человеческом уме, который извлекает его из 
отдельных вещей. Таким образом, это те виды общего, 
которые существуют после вещей. Но Фома признает и 
третий вид универсалий, которые существуют до вещей - это 
идеи, содержащиеся в божественном уме. Концепция 
Аквината по проблеме универсалий -это позиция умеренного 
реализма.
Согласно Фоме Аквинскому, человек обладает двумя 
способностями в познании - чувством и интеллектом. 
Процесс познания начинается с чувственного опыта: 
чувственные образы, возникающие у человека под 
воздействием объектов, посредством активного разума 
превращаются в образы умопостигаемые. В этом и состоит 
процесс абстракции.
Истину Аквинат определял как соответствие между 
разумом и вещью, сами же вещи являются истинными 
постольку, поскольку они соответствуют понятиям об этих 
вещах, которые уже существуют в уме Бога.
В своих этических воззрениях Фома Аквинский, отход 
от фатализма, характерного для августианизма, 
придерживался позиции признания свободной воли, так как в 
противном случае с человека снималась бы ответственность 
за свои поступки.
Свобода воли, согласно Фоме Аквиискому, дает 
возможность человеку сделать выбор между добрыми и 
злыми поступками: добрые поступки - это такие действия, 
которые направляют его к Богу, злые поступки - это такие 
действия, которые ведут его от Бога. Зло - это лишь 
недостаток блага, менее совершенное благо. Аквинат, 
подобно Августину, пытается снять с Бога ответственность за 
зло, совершаемое в мире. Свободная воля человека 
подчинена разуму. Человека направляет к добродетельным 
поступкам его ум. Высшим же благом признается познание 
Бога.
Конечной целью деятельности человека Аквинат 
признавал достижение "блаженства". Блаженство же состоит 
в деятельности теоретического разума, в познании 
абсолютной истины - Бога.
Душа для Аквината выступает формирующим 
принципом, она бестелесна, это чистая форма без материи, 
поэтому она неуничтожима. Вслед за Аристотелем Фома 
различает вегетативную душу, которая присуща растениям, 
сенситивную, которую имеют животные, и разумную, 
которая присуща человеку.
В произведении "О правлении владык" Аквинат, 
отправляясь от Аристотеля, рассматривает человека прежде 
всего как общественное существо, понимая общество 
органистическим образом. Общественное целое выступает 
для Фомы в виде иерархии, в которой каждое сословие 
занимается соответствующими обязанностями. К 
физическому труду привлечено большинство людей, к 
умственному труду - меньшинство. Духовные пастыри 
общества - это служители церкви. Государство Аквинат 
рассматривал как божественное установление, главная цель 
его состоит в том, чтобы содействовать общему благу, чтобы 
в обществе поддерживались мир и порядок, чтобы члены 
общества вели себя добродетельно и т.п.
Фома различал пять форм государственного 
устройства, лучшей из которых признавал монархию. 
Однако если монарх становится тираном, то народ, по 
мнению Фомы, имеет право выступить против него и 
свергнуть, несмотря на то, что власть имеет божественный 
источник. При этом Форма признает право народа на 
выступление против главы государства лишь в том случае, 
когда его деятельность противоречит интересам церкви.
Философия Фомы Аквинского явилась вершиной 
ортодоксальной схоластики и была принята католицизмом 
как официальная философская доктрина. С 
соответствующими изменениями она развивается в 
настоящее время неотомизмом.


<<назад Содержание дальше >> Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.