Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Философский словарьСовременный философский словарь включает в себя: основные философские термины, понятия и определения, учения и личности. ОГЛАВЛЕНИЕВВАВИЛОВ Николай Иванович (1887—1943) —один из основоположников советской генетики и совр. научной селекции, географ, растениевод, автор учения о мировых центрах происхождения культурных растений. Придавая большое значение философии и методологии науки, он указывал на плодотворность использования диалектико-матерналистического метода в генетике, на необходимость критики, с этих позиций идеализма и механицизма. С диалектической т. зр. В. подходил к трактовке открытого им закона о гомологических рядах в наследственной изменчивости, согласно к-рому генетически близкие виды характеризуются сходным* типом наследственной изменчивости. Развивая системный подход к пониманию вида, В. настаивал на том, чтобы в сложной взаимосвязи изменений живых систем больше учитывать их органическую. целостность. В. тесно связывал генетику с сельскохозяйственной практикой, что дало новые импульсы как самой науке о наследственности и изменчивости, так и ее более широкой общебиологической основе — дарвинизму. В. вел непримиримую борьбу против антинаучных взглядов на генетику. ВАВИЛОВ Сергей Иванович (1891— 1951)—советский физик, президент АН СССР (1945—51). Осн. труды В. посвящены физической оптике, гл. обр. изучению природы фотолюминесценции. Заслугой В. явилось диалектико-мате-риалистическое истолкование ряда революционных открытий новой физики. Он развивал представление о поле как особом виде материи, внес важный вклад в разработку последовательно материалистической интерпретации корпускулярно-волнового дуализма. указал на математическую гипотезу как ведущий метод познания совр. физики и т. д. В. был одним из инициаторов широкого исследования философских вопросов естествознания в СССР. ВАЙШЕШИКА (санскр. “више-ша” — особенность) — система древ-неинд. философии. Первое ее систематическое изложение (Вайшешика-сут-ра) дано Канадой (6—5 вв. до н. э.). Значительное развитие В. получила в труде Прашастапады (4 в.) “Падартха-дхармасанграха”. В системе В. сильны материалистические тенденции. В. устанавливает семь категорий для всего существующего: субстанцию, качество, действие, общность, особенность, присущность, небытие. Первые три категории существуют реально. Следующие три логические категории — продукты деятельности ума. Важную роль для познания играет категория “особенность” (давшая имя учению—В.), т. к. в ней отражается реальное разнообразие субстанций. Мир состоит из субстанций, обладающих качеством и действием. В. указывает девять субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум. Атомы первых четырех субстанций образуют все материальные объекты. Атомы вечны, неделимы, невидимы, не имеют протяжения, но их комбинации образуют все протяженные тела. Соединением атомов управляет мировая душа. Вследствие постоянного движения атомов мир, существующий во времени, пространстве и эфире, периодически создается и разрушается. Атомы разделяются по качеству на четыре рода, в зависимости от происхождения, и вызывают четыре вида ощущений: осязание, вкус, зрение, обоняние. Гносеология В., близкая к теории познания ньяя, указывает на четыре рода истинного и четыре рода ложного познания. Истину дают восприятие, вывод, память и интуиция. ВАН ЧУН (27—104)—кит. философ-материалист. В своем осн. произв. “Критические рассуждения” (“Лунь хэн”) решительно выступил против мистики и идеализма, против конфуцианского учения о “небе” как высшей целенаправляющеи силе, определяющей возникновение и развитие явлений и вещей. Согласно учению В. Ч., все в мире имеет своим источником и первоосновой материальные элементы ци. Человек — часть природы, он порождается в результате сгущения ци. Рассеивание ци приводит к гибели и уничтожению. Исходным моментом про-•цесса познания объективного мира В. Ч. объявлял чувственные восприятия и ощущения человека. Он отрицал существование “врожденного” знания. В. Ч. выступил против теории о зависимости общественной жизни от стихийных явлений природы. История развивается по циклам, за периодом расцвета наступает упадок, затем процесс повторяется. ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1856—1925) — рус. философ и психолог, неокантианец. Называя свою концепцию “логицизмом”, В. последовательно развивал идеи кантовской философии, углубляя дуализм веры и знания, души н тела и т. д. В соч. “О пределах н признаках одушевления” (1892) он утверждал, что чужая душевная жизнь никаких объективных признаков не имеет и потому непознаваема (“психофизический закон В.”). В. пытался обосновать построение психологии, ограничивающейся лишь описанием душевных явлений (“Психология без всякой метафизики”, 1914). В логике— последовательный идеалист (“Логика как часть теории познания”, 1909). Выступал против атеизма и материализма (“Судьба веры в бога в борьбе с атеизмом”, 1922). ВДОХНОВЕНИЕ—состояние человека, особо благоприятное для различных видов творческой деятельности. По словам Пушкина, “вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии”. В. характеризует полная сосредоточенность всех духовных сил человека на объекте творчества, эмоциональный подъем (радость творчества, творческое горение), в силу чего труд становится исключительно продуктивным. В противоположность идеалистическому пониманию В. как “божественного неистовства”, мистической интуиции и внезапного озарения (Платон, Шеллинг, Э. Гартман, 3. Фрейд, Г. Рид и др.), материализм отрицает какой бы то ни было сверхъестественный характер В., рассматривает его как психическое явление, обусловленное общественными и индивидуальными стимулами творчества, а также самим процессом труда. ВЕБЕР Макс (1864—1920) — нем-. социолог, социальный философ и историк. Гл. идеей социальной философии В. является идея рациональности, нашедшей свое “специфически западное” выражение в совр. буржуазном об-ве с его рациональной религией (протестантизм), рациональным правом, управлением (бюрократия), денежным обращением и т. д., обеспечивающими возможность последовательно рационального поведения в хозяйственной сфере, позволяя добиться здесь предельной экономической эффективности (капитализм). Эта тенденция, по В., проникает во все сферы межчеловеческих взаимоотношений н культуры (музыки, живописи и т. д.). Дальнейшую разработку идея “западного типа рациональности” получает у В. в связи с его концепцией рациональной бюрократии, представляющей собой высшее воплощение капиталистической рациональности и “судьбу Запада”. “Западный тип рациональности”, содержательную предпосылку к-рого образовывала, согласно В., иудаистски-христианская форма религиозности, он не считал единственным. Наряду с ним он выделял кит. (даоистски-конфуцианский) и инд. (индуистски-буддистский) типы рациональности. Различие этих типов рациональности обусловливается, с его т. зр., различием способов отношения к миру, задаваемых соответствующими религиозными “картинами мира”. Даоистски-конфуцианская “картина мира” задает приспособленческий тип отношения к миру, индуистски-буддистская — ориентирует человека на бегство от мира, иудаистски-христианская — на овладение миром. Религиозные “картины мира”, следовательно, определяют своеобразие соответствующих типов рациональности не по логической форме, к-рая остается одинаковой для всех этих типов, а по содержательной направленности утверждаемых ими способов “социального действия” индивидов. На основе этих “картин” осуществляется артикуляция основополагающего мотива человеческих действий. Особое место в веберовской теории рациональности занимает проблема “парадокса” рациональности “западного типа”, заключающегося в том, что по мере углубления процесса рационализации, начинающегося с рационализации религиозной “картины мира”, происходит “расколдовывание” этого “мира”, лишение его покрова “тайны”. Соответственно происходит разрушение религиозной “картины мира”, этой фундаментальной предпосылки “западного типа рациональности”, что угрожает существованию его самого. Религиозная рационализация ведет к “обезбожи-ванию” мира — сперва теоретическому (в рамках “картины мира”), а затем и практическому (“расколдовыванию внутримирской действительности”), а это, в свою очередь, ведет к “обессили-ванию” самой религии. Отсюда — возрастание роли науки как новой содержательной предпосылки, задающей направление рационализации в радикально “расколдованном” мире. Выражением нового типа отношения к миру, соответствующего этой новой ситуации, оказывается у В. “этика ответственности”. Веберовская концепция рациональности (рационализации) оказала далеко идущее воздействие на всю зап. немарксистскую социально-философскую мысль 20 в. Соч.: “Национальное государство и народнохозяйственная политика” (1895), “Протестантская этика и дух капитализма” (1905), “Хозяйство и общество” (1921) и др. ВЕДАНТА (буквально “завершение Вед”) — одна из ортодоксальных систем инд. философии, религиозно-философское учение, возникшее на базе Упанишад. В. и до сих пор занимает важное место в философии индуизма. Впервые осн. положения В. были изложены Бадараяной в его Веданта-сутрах. В дальнейшем В. развивалась по линии издания комментариев на это соч. и на Упанишады. В В. существуют два направления. Первое из них — ад-вайта (абсолютный не-дуализм), основателем к-рого был Шанкара (8 в.). Согласно адвайте, в мире не существует никакой др. реальности, кроме единой высшей духовной сущности — Брахмана, к-рый неопределим, необусловлен и бескачествен. Представление о многообразии предметов и явлений вселенной является следствием неведения (авидья): на самом деле все, кроме бога, является чистой иллюзией (майя). Осн. методами познания ад-вайта признает интуицию и откровение и считает, что вывод и ощущение играют второстепенную роль. Целью усилий индивида является постижение того, что за всем многообразием стоит единое божество. Значительную роль в В. Шан-кары играло учение о психических состояниях (авастха) человека как о том, что обусловливает внешнюю действительность. Второе направление В.— вишишта-адвайта (различительный недуализм), основоположником к-рого является Рамануджа (11—12 вв.). Согласно учению Рамануджи, существуют три реальности: материя, душа и бог. Они находятся во взаимоподчинении: индивидуальная душа подчиняет себе материальное тело, бог господствует над ними обоими. Без бога и душа, и материя могут существовать только как чистые понятия, а не как действительность. Целью усилий индивида является освобождение от материального существования, к-рое достигается путем духовной активности, знания и любви к богу. Последнее считается особенно важным. Адвайта была в несколько большей степени связана с культом бога Шивы, а вишишта-адвайта — с культом бога Вишну. ВЕДЫ (санскр.— ведение, знание) — четыре гл. священные книги древн. индийцев: Ригведа, Атхарваведа, Самаведа и Яджурведа. Были созданы в течение 12—7 вв. до н. э. Словом “В.” обозначаются и относящиеся к названным книгам брахманы (книги, излагающие и толкующие ведийские обряды), араньяки (“Лесные книги”), где объясняется мистический смысл ведийских обрядов и раскрывается ведийская символика, и созданные позднее Упанишады. (книги, в к-рых культ и мифология В. получают философское обоснование и где на первый план выступает общее рассуждение о боге, человеке и природе). Слово “В.” употребляется также нарицательно, в смысле “священная книга”, “высшая мудрость”. Наряду с древн. религиозными представлениями в В. имеются и умозрительные разделы, где уже ставятся вопросы о причинах и целях существования мира и поступков человека. ВЕЙТЛИНГ Вильгельм (1808—71) — первый нем. теоретик коммунизма, коммунист-утопист; агитатор, пропагандист и организатор рабочих. Участвовал в работе “Союза справедливых”, для к-рого написал в качестве программного документа брошюру “Человечество, как оно есть и каким оно должно было бы быть” (1838). Осн. произв.— “Гарантии гармонии и свободы” (1842, рус. перевод 1962), к-рое Маркс назвал беспримерным и блестящим литературным дебютом нем. рабочих. В. стремился к созданию коммунистического об-ва, обеспечивающего гармонию между способностями и страстями каждого индивида в отдельности и всего об-ва в целом. В. подробно рисует систему устройства этого об-ва, предусматривая и трудности переходного периода, для к-рого лучшей формой правления считает диктатуру. Ведущую роль в новом об-ве, по мнению В., играют полезные науки. Всеми науками руководит философия. Науки В. подразделяет на три отрасли: 1) философскую медицину, охватывающую все проявления физической и духовной жизни человека, 2) философскую физику и 3) философскую механику. Вместе с тем В. не скрывал своей неприязни к абстрактной философии и особенно к философии Гегеля. Для пропаганды идеи коммунизма В. широко использовал евангельские тексты, критикуя в то же время религию. За подготовку и издание “Евангелия бедного грешника” был подвергнут тюремному заключению (1843—44). ВЕЛИЧИНА — одно из осн. математических понятий, возникшее как абстракция от числовых характеристик физических свойств. Понятие В. в математике наряду с понятиями множества, непрерывности и др. может рассматриваться как уточненное выражение категории количества. Различают В. скалярные (конкретное значение такой В. характеризуется лишь одним числом, напр. длина, площадь, объем и т. д.) и векторные (для них существенно не только абсолютное значение, но и направление В., напр. сила, скорость и т. д.). Известно и др. деление В.— на постоянные и переменные. Понятие переменной В. было введено в математику Декартом и сыграло важную роль в становлении совр. математики и естествознания. ВЕЛЛАНСКИЙ (Кавунник) Да-нило Михайлович (1774—1847) — рус. ученый-медик и философ-идеалист, шеллингианец. Учился в Петербургской медико-хирургической академии (1796—1802), где преподавал в 1805— 37, и в Германии (1802—05). В соч. “Пролюзия к медицине...” (1805), “Биологическое исследование природы...” (1812), “Опытная, наблюдательная и умозрительная физика” (1831), “Основное начертание общей и частной физиологии” (1836) и др. В. развил натурфилософию, в к-рой впервые в России начал пропаганду идеалистической диалектики. ВЕНСКИЙ КРУЖОК—объединение, послужившее идейным и организационным ядром логического позитивизма. Вырос на основе семинара, организованного в 1922 Шликом при кафедре философии индуктивных наук в Венском ун-те. В В. к. входили: Карнап (с 1926), Ф. Вайсман, Г. Фейгль, О. Нейрат, Г. Ган, В. Крафт, Ф. Кауфман, Гёдель и др. С В. к. сотрудничали Франк, Э. Кайла, А. Бламберг, И. Йер-генсен, Айер и др. В. к. явился непосродственным преемником идей махизма. Его участники восприняли и ряд идей Витгенштейна — концепцию логического анализа знания, учение об аналитическом характере логики и математики, критику традиционной философии как лишенной научного смысла “метафизики”. Осуществив синтез позитивизма махистского толка с идеями логического анализа знания, участники В. к. сформулировали осн. положение логического позитивизма в наиболее полной и четкой форме. В 1929 Карнап, Ган и Нейрат опубликовали манифест “Научное миропонимание. Венский кружок”. В это же время происходит окончательное организационное оформление В. к. и устанавливаются международные связи с др. неопозитивистскими группами (помимо тех контактов, к-рые В. к. имел с группой Рейхен-баха — В. Дубислава в Берлине) (Неопозитивизм). С 1930 В. к. издает совместно с группой Рейхенбаха журнал “Erkenntnis” (“Познание”). В 30-х гг. участники В. к. активно разрабатывают идеи логического позитивизма. К концу 30-х гг. В. к. прекращает свое существование. Непосредственным преемником В. к. являлся логический эмпиризм. ВЕРА — состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом др. чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности. В истории философии и психологии различают три вида теорий В.: эмоциональные, рассматривающие В. преимущественно как чувство (Юм. Джеме и др.); интеллектуальные, в к-рых В. трактуется как феномен интеллекта (Дж. Ст. Милль, Брентано, Гегель и др.); волевые, признающие В. атрибутом воли (Декарт. Фихте и др.). В. является необходимым элементом индивидуального и общественного сознания, важным моментом деятельности людей. Объекты В.— факты, явления, тенденции развития природной и социальной действительности — не даны субъекту чувственно и выступают лишь в виде возможности. При этом объект В. представляется существующим в действительности, образно, эмоционально. В качестве субъекта В. может выступать индивид, социальная группа и об-во в целом. В. отражает не только объект, но гл. обр. отношение к нему субъекта, а тем самым и общественное бытие субъекта, его потребности и интересы. В.— важный элемент ценностного сознания (Аксиология, Ценности) наряду с такими категориями. как надежда и любовь. Особым случаем проявления феномена В. является религиозная В., порождаемая специфическими условиями существования об-ва, прежде всего классового, а именно: бессилием людей в процессе их взаимодействия с природной и социальной средой и потребностью в компенсации этого бессилия, в восполнении их отчужденного (Отчуждение) бытия иллюзорным потусторонним миром, соответствующим их ценностным установкам. Теология признает религиозную В. неотъемлемым свойством человеческой души или же благодатью, даруемой богом. В этом смысле В. противопоставляется разуму, знанию. Диалектический материализм, выясняющий социальные и гносеологические корни религии, указывает реальные пути и средства преодоления религиозных представлений. ВЕРАС Дени (ок. 1630 — ок. 1700)— автор романа-путешествия “История севарамбов” (1677—79), первого во Франции произв., пропагандирующего идеи утопического социализма. В. описывает социальные реформы, проведенные в воображаемом об-ве севарамбов их законодателем Севарисом. Описание об-ва до реформ сближает В. с теоретиками естественного права и социалистами-утопистами 18 в. Реформированная Севарамбия представляет собой об-во, где отменены привилегии, связанные с рождением; упразднена частная собственность; установлено, что земля и все богатства принадлежат народу; труд объявлен обязательным для всех, кроме стариков и больных. Страна разделена по производственному принципу на осмазии — городские и сельские, в к-рых дети обучаются на основе сочетания общего и профессионального образования. Севарамбы избирают монарха, власть к-рого ограничена выборными учреждениями. Верховным властителем и божеством почитается солнце. Роман В. получил большую известность и вызвал многочисленные подражания. ВЕРИФИЦИРУЕМОСТИ ПРИНЦИП (лат. verificare—доказывать истину) — один из исходных принципов логического позитивизма, согласно к-рому истинность всякого утверждения о мире должна быть в конечном счете установлена путем его сопоставления с чувственными данными. В основе В. п., как он был сформулирован в Венском кружке, лежит тезис о том, что познание вообще не может выйти за пределы чувственного опыта. При этом различается непосредственная верифици-руемость утверждении, прямо описывающих данные опыта, и косвенная верифицируемость путем логического сведения к.-л. положения к прямо верифицируемым утверждениям. Философские и методологические недостатки В. п., сводящего знание о мире к “непосредственно данному”, лишающего познавательного значения научные утверждения, непосредственно не проверяемые опытным путем, вынудили логических позитивистов принять ослабленный вариант этого принципа в виде требования частичного-и косвенного опытного подтверждения научных положений. В этой форме он выражал лишь общее методологическое требование согласования теоретических положений с эмпирическими фактами, к-рое должно сочетаться с др. факторами и критериями приемлемости теоретического знания (его эвристическая сила, логическая простота и пр.). ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (1863—1945) — выдающийся рус. ученый, работавший на стыке геологических и биологических наук и наук об атомах. В. внес большой вклад в разработку мн. философских и методологических проблем естествознания; завершил становление геохимии; создал новую ее отрасль — биохимию; развил учение о биосфере и месте в ней человека; обосновал переход биосферы в ноосферу. В.— один из создателей генетической минералогии и радиогеологии; оказал значительное влияние на развитие кристаллография, почвоведения, метеоритики, истории и методологии науки. В своем научной творчестве В. стоял на позициях материализма, стихийно руководствовался идеями диалектики. Высоко ценил значение философии для научного исследования. Указывал на необходимость разработки логики и методологии естествознания. Сегодня, когда человечество настойчиво ищет решение сложнейшего комплекса глобальных проблем экологии, все большее число советских и зарубежных ученых обращается к наследию В., к его учению о космической роли живого вещества, коэволюции биосферы и человека. Осн. соч.: “Биогеохимические очерки” (1922—32), “Живое вещество” (1978), “Философские мысли натуралиста” (1988), “Труды по всеобщей истории науки” (1988), “Труды по истории науки в России” (1988). ВЕРОЯТНОСТЕЙ ТЕОРИЯ — наука о массовых случайных событиях (м. с. с.), т. е. случайных событиях, эквивалентных друг другу в отношении каких-то определенных свойств или способных многократно повторяться при воспроизведении соответствующих условий. Абстракция м. с. с. применима в широком классе природных и социальных явлений, когда особенно важными оказываются не их индивидуальные, а наиболее общие свойства, в отношении к-рых они могут рассматриваться как эквивалентные друг другу. Так, для термодинамических характеристик системы, скажем ее температуры, важно не “поведение” каждой молекулы, а их распределение по скоростям; для многих характеристик биологических видов важно соотношение рождаемости самцов и самок и т. д. В. т. изучает свойства м. с. с., строя математические модели этих свойств и затем оперируя ими как чисто математическими объектами. Осн. свойством м. с. с., рассматриваемым в В. т., является их вероятность, причем требуется, чтобы оно достаточно адекватно описывалось нек-рым постоянным числом. Это удается сделать, напр., когда оказывается возможным, во-первых, подсчитать число опытов п, исходами к-рых являются м. с. с. рассматриваемого класса (такие опыты наз. случайными опытами, напр. бросание монеты), и, во-вторых, число опытов т. исходами к-рых являются м. с. с. интересующего нас вида (напр., выпадение орла). Тогда относительные частоты м. с. с., к-рые можно рассматривать как результаты измерения вероятности, группируются вокруг этой числовой характеристики. Т. обр., удается выразить числом вероятность м. с. с., описать на математическом языке и такое важное их свойство, как закон больших чисел, согласно к-рому совокупное действие большого числа случайных событий приводит к результатам, почти не зависящим от случая. Впервые (правда, для очень узкого класса м. с. с.) это было сделано Я. Бернулли, в дальнейшем трудами мн. ученых этот класс был существенно расширен. В. т. позволяет найти объективные закономерности в случайных явлениях, к-рые носят статистический характер. Исследование вероятностных событий поэтому более детально раскрывает понятие закономерности, а также вопрос о соотношении необходимости и случайности. Следует подчеркнуть, что вероятностный характер событий является их объективным свойством, а не результатом наших наблюдений над ними, как считают сторонники субъективистских взглядов в В. т. Вероятность не есть свойство только м. с. с. Др. вероятности изучаются, напр., в вероятностной логике. В развитии В. т. крупная роль принадлежит советским математикам (С. Н. Бернштейну, А. Н. Колмогорову, А. Я. Хинчину и др.). ВЕРОЯТНОСТНАЯ ЛОГИКА—ло гика, предметом к-рой являются вероятностные высказывания, независимо от того, рассматривается ли вероятность как свойство отдельного высказывания (тогда вероятность приписывается ему в качестве промежуточного значения между истиной и ложью) или как оценка отношения пары обычных двузначных высказываний. В отличие от теории вероятностей в В. л. обозначение вероятности точным числом не является гл. требованием. Строящийся на этом фундаменте логический аппарат применяется для приближенной оценки гипотез не путем их соотнесения с действительностью, а через др. высказывания, выражающие наши знания. Так, в зависимости от соответствия гипотезы “Завтра будет дождь” метеорологическим данным можно говорить о высокой или низкой степени ее вероятности. Следовательно, степень вероятности гипотезы есть функция от двух аргументов: самой гипотезы и имеющихся знаний. Вычисление вероятности сложных гипотез, когда известны вероятности составляющих их высказываний, во всех системах В. л. происходит по правилам математического исчисления вероятностей (Вероятностей теория). Т. обр., В. л. является одной из интерпретаций этого исчисления. В настоящее время аппарат В. л. находит наибольшее применение в индуктивной логике. Высказывания о В. л. имеются еще у Аристотеля и древн. скептиков, но первые серьезные идеи о ней принадлежат Лейбницу. Выделение В. л. из теории вероятностей началось с середины 19 в., когда начал выявляться предмет последней — массовые случайные события. Впрочем, и в наше время делается много попыток рассматривать учение о вероятностях как единую науку, ветвями к-рой являются теория вероятностей и В. л. ВЕЧНАЯ ИСТИНА—термин, озна чающий неопровержимость истин в процессе развития познания. В этом отношении В. и. аналогична абсолютной. Однако в процессе познания человек имеет дело преимущественно с относительными истинами, содержащими в себе лишь зерна абсолютных истин. Метафизика и догматизм, рассматривая истину не зависящей от условий, переоценивают роль абсолютного момента в истине. Это является гносеологической основой для возведения всех истин в ранг вечных, неопровержимых. ВЕЧНОСТЬ—бесконечная длительность времени существования мира, обусловленная несотворимостью и уничтожимостью материи, ее субстанциальностью, материальным единством мира. В. присуща лишь всей материи в целом; каждое конкретное образование в мире является преходящим во времени. В. не сводится к неограниченному однородному существованию материи в одних и тех же состояниях либо к бесконечной последовательности круговоротов, она включает в себя постоянные качественные превращения материи и возникновение новых состояний. ВЕЩЬ — часть материального мира, имеющая относительно самостоятельное существование. Одна В. от др. отличается “:воей качественной определенностью (Качество). Важной гносеологической и специально-научной проблемой является проблема тождества и различия вещей между собой, а также отличия В. от объекта и предмета. “ВЕЩЬ В СЕБЕ” И “ВЕЩЬ ДЛЯ НАС” — философские термины, означающие: первый — вещи как они существуют сами по себе, независимо от нас и нашего познания; второй —"вещи как они раскрываются человеком в процессе познания. Эти термины особое значение приобрели в 18 в. в связи с отрицанием возможности познания “вещей в себе”. Высказанное еще Локком, это положение подробно обосновано Кантом, утверждавшим, что мы имеем дело только с явлением, полностью оторванным от “вещи в себе”. У Канта “вещь в себе” означает также сверхприродные, непознаваемые, недоступные опыту сущности: бог, свобода воли и т. д. Диалектический материализм, исходя из принципиальной познаваемости мира, рассматривает познание. как процесс превращения “вещи в себе” в “вещь для нас” на основе практики (Познание, Теория и практика). ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — процесс взаимного влияния тел друг на друга путем переноса материи и движения, универсальная форма изменения состояний тел. В. определяет существование и структурную организацию всякой материальной системы, ее свойства, ее объединение наряду с др. телами в систему большего порядка. Без способности к В. материя не могла бы существовать. В этом смысле Энгельс определял В. как конечную причину всего существующего, за к-рой нет других более фундаментальных определяющих свойств. Во всякой целостной системе В. сопровождается взаимным отражением телами свойств друг друга, в результате чего они могут меняться. В объективном мире существует множество форм В. (Всеобщая связь явлений, Движение, Изменение, Функциональная зависимость). ВИВЕКАНАНДА (наст. имя — Нарендранатх Датта) (1863—1902) — инд. философ-идеалист, ученик Рама-кришны. В 1880—84 изучал философию в Калькуттском ун-те. В 1893 выезжал в США для участия во Всемирном конгрессе религий и пропаганды идей веданты. В 1897 основал религиозную “Миссию Рамакришны”. В. пытался “сблизить” идеи адвайта-веданты с положениями совр. ему науки. Подобно Рамакришне, он отстаивал основанную на веданте “единую религию”. Однако деятельность В. перерастала узкие рамки религиозного реформаторства. Он выступил как крупный общественный деятель, призывал к борьбе за национальное освобождение, осуждал политику апелляций к британским властям, проводимую инд. либералами. Все это делало его предшественником идейных лидеров крайне левого крыла инд. национально-освободительного движения начала 20 .в. В. отстаивал теорию четырех стадий общественного прогресса, различающихся в зависимости от господствующей варны (сословия): брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. “Царством вайшьев” В. называл совр. ему буржуазное об-во, “царством шудр” — будущее “социалистическое”. Он осуждал империалистическое угнетение наций, расизм, милитаризм. В то же время его “социализм” носил утопический характер. ВИДИМОСТЬ (кажимость) — понятие, выражающее момент обманчивости в восприятии объекта или явления. В. имеет двоякий источник. С одной стороны, это совокупность объективных характеристик предмета или процесса на уровне явления, с др.— способ объяснения этих характеристик субъектом или их преобразование в процессе получения информации о них. Напр., в результате различных коэффициентов преломления светового луча в воздухе и воде палка, опущенная наполовину в воду, кажется надломленной. Тот факт, что в условиях капитализма владелец банковского вклада получает процент, владелец завода — прибыль, а владелец земли — ренту, в силу его привычности трансформируется в сознании в В. того, что эти формы доходов не связаны друг с другом и что земля порождает ренту, предприятия — прибыль, а денежный вклад — процент, в то время как на самом деле во всех этих случаях мы имеем дело с формами присвоения неоплаченного труда рабочих. Задача исследования часто состоит в анализе механизма возникновения В., в поисках ее корней и правильном объяснении явления, в переходе от В. через явления (связь явлений) к сущности.
Обратно в раздел философия |
|