Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Философский словарьСовременный философский словарь включает в себя: основные философские термины, понятия и определения, учения и личности. ОГЛАВЛЕНИЕУУАЙТХЕД Алфред Норт (1861— 1947)—логик, математик и философ, проф. Лондонского, Гарвардского унтов. Автор, вместе с Расселом, основополагающей работы по математической логике (“Principia Mathematica”, 1910— 13). Попытка преодолеть кризис в физике путем признания изменчивости и постоянства природы приводит У. к пониманию ее как “процесса”. Определяя природу как “опыт”, У. пришел к неореализму, сочетающему элементы материализма с идеализмом. Позднее У. переходит к объективному идеализму. Мировой процесс, по У., есть “опыт бога”, в к-ром “объекты” (универсалии),переходя из идеального мира (“изначальная природа бога”) в физический (“производная природа бога”), качественно определяют “события”. В социологии У. сочетал признание идей направляющей силой истории с абсолютизацией роли личностей (“людей науки”), к-рые “в конечном счете управляют миром”. Осн. соч.: “Процесс и реальность” (1929), “Приключения идей” (1933). УИНСТЕНЛИ Джерард (1609— после 1652) — англ. утопист 17 в., идеолог крайне левого течения в англ. буржуазной революции, один из первых выразителей интересов экспроприированных народных масс. В обосновании своего социально-политического идеала не вполне освободился от теологии, но в осн. перешел на позиции рационализма и трактовал теорию естественного права в духе решительного отрицания частной собственности. Материалистически истолковывал вопросы этики и морали. Его осн. соч. “Закон свободы” (1652) проникнуто идеями “уравнительного коммунизма”, к-рый У. пытался претворить в жизнь мирными методами. Черты реально существовавшего тогда в Англии способа производства сочетаются у У. с коммунистическим принципом распределения путем прямого продуктообмена. Политический идеал У.— последовательно демократическая республика. УМ, или ИНТЕЛЛЕКТ (лат Intellectus — разумение, понимание, познание, рассудок) — особая функция психической деятельности организмов с высокоразвитым и сложно дифференцированным мозгом; способность получать, хранить, преобразовывать и выдавать информацию, вырабатывать новые знания, принимать рационально обоснованные решения, формулировать цели и контролировать деятельность по их достижению, оценивать ситуации, возникающие в окружающем мире. Важнейший источник информации, перерабатываемой и преобразуемой У., и объем-приложения выработанных им знаний, решений и целей — объективный мир. В этом смысле умственная, или интеллектуальная, деятельность человека является отражением объективной реальности на основе деятельности по преобразованию последней. В европейской философской традиции принято различать в качестве основных уровней интеллектуальной деятельности разум и рассудок. Рассудок рассматривается как интеллектуальная деятельность, не выходящая за пределы норм и стандартов, выработанных в социально-историческом и культурном процессе и в ходе индивидуальной деятельности, а разум — как высшая творческая способность У. создавать принципиально новые знания и постигать глубинную сущность реальности. Метафизический и естественнонаучный материализм сводят У. к нейрофизиологической деятельности мозга. Диалектический материализм признает У. и психическую деятельность в целом функцией мозга, к-рая, однако, не может быть полностью сведена к ней-рофизиологическим процессам, т. к. оперирует символами, несущими информацию, формируется и развивается на основе изменяющейся социально-исторической практики, в процессе общественного и культурного развития человечества. В настоящее время изучение способностей У. приобретает особое значение в связи с проблемами компьютеризации и созданием “искусственного интеллекта”, т. е. системы сложных программ, воспроизводящих на ЭВМ ряд интеллектуальных процедур и операций (логический вывод, экспертные оценки, диагностика, математические вычисления, чтение текста, опознание образов и т. д.). УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — рассужде-ние, в ходе к-рого из одного или нескольких суждений, наз. посылками У., выводится новое суждение (наз. заключением или следствием), логически вытекающее из посылок. Переход от посылок к заключению всегда совершается по к.-л. правилу логики (правилу вывода). Выделение в У. посылок и заключения и установление его структуры составляют его логический анализ. У., совершающиеся по одним и тем же правилам вывода и законам логики, являются У. одной и той же логической формы. Т. обр., анализ У. служит для выявления их логических форм. У. есть форма мышления, в к-рой (наряду с понятием, суждением и др. формами мышления и способами рассуждения) протекает познание внешнего мира на ступени абстрактного мышления. Всякое правильное У. должно удовлетворять условию: если его посылки истинны, то должно быть истинным (или правдоподобным) и заключение. Это условие соблюдается, если в ходе У. не нарушаются законы логики и правила вывода. В реальном процессе мышления часто опускаются нек-рые из посылок У. и явно не формулируются правила вывода и законы логики, лежащие в его основе. Это открывает возможность ошибок в У. Логика устанавливает способы отличения правильных У. от неправильных и тем, в частности, способствует предупреждению и исправлению логических ошибок. Обычно рассуждения и доказательства представляют собой цепи У., в к-рых заключение предшествующего У. становится посылкой одного из следующих за ним У. Условием правильности доказательства является не только истинность его исходных суждений — оснований доказательства, но и правильность каждого входящего в его состав У. По своей форме У. разделяются на несколько видов. Наиболее общим делением У. является деление их на дедуктивные и индуктивные (Дедукция, Индукция). УМОЗРЕНИЕ — способ теоретического постижения истины, основанный на отвлеченных логических построениях, не связанных зачастую с научно установленными фактами наблюдения и эксперимента. Поэтому У. может приобретать ненаучный характер. Умозрительный характер носили первоначальные философские построения мн. древ-негреч. мыслителей, теории средневековых схоластов, натурфилософские теории философов 18—19 вв., в частности Шеллинга и Гегеля, а также нек-рых естествоиспытателей. С прогрессом научного знания умозрительные воззрения постепенно заменяются научными. Иногда У. трактуется как специфика философского познания. УМСТВЕННЫЙ И ФИЗИЧЕСКИЙ ТРУД — две взаимосвязанные стороны человеческой, деятельности. В отличие от инстинктивных действий животных человек строит свою практическую деятельность сознательно, в соответствии с предварительно выработанной целью, программой. В первобытном об-ве У. и ф. т. выступали в непосредственном единстве. Однако при низком уровне производительных сил возможность и необходимость их развития могли осуществляться только на основе разделения труда, самым глубоким выражением к-рого является отделение У. т. от Ф. т. С возникновением частной собственности, классов и государства У. т. становится привилегией господствующего класса, а вся тяжесть Ф. т. падает на долю угнетенных масс. Т. обр., возникает противоположность У. и ф. т. В разных общественно-экономических формациях эта противоположность носит различный характер. В рабовладельческом об-ве, где всякий труд считался уделом рабов, эксплуататоры даже часть функции У. т. старались переложить на них, готовя из них управляющих, врачей, артистов. В феодальном об-ве противоположность У. и ф. т. в осн. совпадает с классовым и маскируется сословным делением. Крестьянство обречено на Ф. т. как низшее сословие, “черная кость”, а У. т.— это удел “благородных сословий” — дворянства и духовенства. В капиталистической формации У. т. становится профессиональным видом деятельности особой социальной группы людей — интеллигенции, используемой капиталом в качестве средства господства над Ф. т. Деление буржуазного об-ва на работников У. и ф. т. и его осн. классовое деление не совпадают, поскольку значительная часть интеллигенции входит в число наемных работников и сближается по своему положению с рабочим классом и крестьянством. В условиях научно-технической революции все более значительные слои интеллигенции начинают участвовать в непосредственном производственном процессе, выступая фактически как рабочие в “белых воротничках”. В то же время появление новой сложной технологии требует формирования и нового рабочего, сочетающего в своей деятельности У. и ф. т. При социализме идет процесс формирования новой интеллигенции, хотя еще остаются существенные различия между- работниками по характеру труда, уровню культурно-технического развития. Вместе с тем создаются условия, способствующие. сближению У. и ф. т., повышению образовательного уровня, духовному развитию трудящихся. Однако окончательное преодоление этих различий будет возможно лишь на основе освобождения человека от тяжелого и монотонного Ф. т., автоматизации производства, передачи машине алгоритмизируемых функций У. т. и развития в труде творческих начал. Оно не будет означать ликвидации специфики различных видов деятельности, но сможет положить конец пожизненному прикреплению различных индивидов лишь к одному профессиональному виду деятельности. Оба вида труда станут элементами целостной деятельности всесторонне развитого человека, для к-рого участие в делах об-ва является первой жизненной потребностью. УНАМУНО Мигель де (1864—1936)— исп. философ и писатель, представитель экзистенциализма. На формирование философских взглядов У. большое влияние оказали идеи Паскаля, Кьеркегора, Ницше, позитивизма. Трагическое мироощущение, связанное с приближением первой мировой войны (“Трагическое чувство жизни у людей и народов”, 1913), неприятие в 1923 военной диктатуры, а затем революции 1931 в Испании, стремление сохранить веру в бессмертие одновременно с сомнением в истинах религии (“Агония христианства”, 1931) — все это наложило на философское и художественное творчество У. печать пессимизма. Определилось его стремление к т. наз. “кихотизму” как разновидности духовного бунта (т. е. борьбы во имя неосуществимого идеала, представляющейся' разуму безумием) и эстетической утопии. Пытаясь анализировать ход социальной жизни, У. вводит понятие интраистории как непознаваемого основания, иррациональной субстанции исторических явлений и событий (языка, семьи и т. п.). Философия У. оказала большое влияние на эстетику и культуру, а также на философскую антропологию т. наз. мадридской школы (К. Субири, X. Мариас). Соч.— “О национальной чистоте” (1895), “Жизнь Дон-Кихота и Санчо” (1905), “Святой Мануэль Добрый, Мученик” (1931). УНИВЕРСАЛИИ (лат. universalis .— общий) — обозначение общих идей в средневековой философии. В споре об У. шла речь о том, являются ли они объективными, реальными, или это просто имена вещей. Согласно первой т. зр. У. существуют “до вещей” идеально (т. зр. крайнего реализма, Эриугена) или существуют “в вещах” (т. зр. умеренного реализма, Фома Аквинский). Противоположный взгляд: У. существуют лишь в уме, “после вещи”, в виде умственных построении (Концептуализм) или даже являются просто словами (крайний номинализм, Росцелин, Оккам). УПАНИШАДЫ — один из разделов Вед, древнеинд. религиозно-философские комментарии к ведическим гимнам, составлявшиеся на протяжении мн. вв. Наиболее древн. У. относятся к 7—3 вв. до н. э. Ведические боги и обряды наделяются в У. философским содержанием, истолковываются как аллегорические изображения человека и вселенной. Вере в переселение душ придается моральный характер. На вопрос о природе высшей реальности, с познанием к-рой все остальное становится известным, в У. дается идеалистический ответ: это то, из чего рождено все существующее, то, в чем оно живет после рождения, и то, во что оно уходит после своей смерти; это брахман — духовная основа мира, к-рой тождественна духовная сущность человека — атман. Чтобы избавиться от круговорота новых рождений на земле, человек, по учению У., должен отдаться размышлению о единстве своей души (атмана) с брахманом. В У. получили отражение и материалистические идеи, с к-рыми приходилось бороться их авторам. Это были идеи, считавшие первоосновой мира одно из материальных начал — воду, огонь, воздух, свет, пространство или время — и отрицавшие существование души после смерти человека. Комментарии к У., написанные Бадараяной (2 в. н. э.) и затем Шанка-рой (8 в.), стали основой Веданты. УПРАВЛЕНИЕ — функция организованных систем (биологических,технических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию ее программы, цели. Социальное У.— целенаправленное воздействие на об-во для упорядочения,, сохранения, совершенствования и развития его определенной качественной специфики. Оно обусловлено системной природой об-ва, общественным характером труда, необходимостью общения людей в их жизнедеятельности, в процессе обмена продуктами материальной и духовной деятельности. У. как система предполагает наличие подсистем: организации отношений ее элементов, режима ее функционирования в виде совокупности определенных механизмов, действующих под определенным контролем сообразно определенным нормам, развития по известной программе в направлении к какой-то цели. Осн. этапы процесса У.: сбор и обработка информации; ее анализ, диагноз и прогноз, систематизация (синтез), установление на этой основе цели (целеполагание); выработка решения, направленного на достижение цели; последовательная конкретизация общего решения в виде планирования, программирования, проектирования, выработки конкретных (частных) управленческих решений; организация деятельности для выполнения решения; контроль за этой деятельностью (включая вопросы подбора и расстановки кадров); сбор и обработка информации о результатах деятельности и новый цикл этого непрерывного в идеале процесса. На практике наблюдаются два типа социального У.: стихийный и сознательный (плановый). При первом воздействие на об-во происходит в результате взаимодействия различных социальных сил (рынок, традиции, обычаи и т. п.), второе предполагает наличие специальных органов У., действующих по заданной программе. Из социального У. как особые его отрасли выделяются У. государственное, У. производством, У. в технике и др. Новые проблемы, связанные с совершенствованием У. при социализме, возникли в связи с осуществлением в нашей стране радикальных реформ во всех сферах общественной жизни. УРБАНИЗАЦИЯ (лат. urbanus—городской) — исторический процесс распространения городского образа жизни, к-рый связан с ростом удельного веса и роли городов в расселении человечества и охватывает соответствующие изменения в размещении производительных сил, в социальной (производственно-профессиональной, образовательно-квалификационной, демографической) структуре об-ва, в культуре и т. д. Как правило, процесс У. происходит стихийно в виде роста сверхкрупных городов и городских агломераций — “мегалополисов” с соответствующими изменениями в экономической и социальной структуре об-ва, сопровождаясь нарастанием острых социальных проблем. В связи с этим обычно растут настроения “антиурбанизма”. Возникает необходимость целенаправленного управления процессом У. с эффективным решением возникающих при этом социально-экономических проблем, преодолением негативных сторон и последствий У., всесторонним развитием ее огромных экономических, социальных и культурных потенций, так, чтобы содействовать исторически прогрессивному процессу ликвидации противоположности и существенных различий между городом и деревней. УСЛОВИЕ—философская категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без к-рых он существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а У.— как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. В отличие от- причины, непосредственно порождающей то или иное явление или процесс, У. составляет ту среду, обстановку, в к-рой последние возникают, существуют и развиваются. Люди, познав законы природы, могут создать благоприятные и устранять неблагоприятные У. своей деятельности. Влияя на явления и процессы, У. сами подвергаются их воздействию. Так, социалистическая революция, возникнув при определенных У. материальной и духовной жизни людей, в дальнейшем коренным образом изменяет эти У. УСЛОВНЫЕ И БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ — приспособительные реакции животных и человека, обусловленные раздражением рецепторов и деятельностью центральной нервной системы. Б. р.— врожденные ответные реакции организма, одинаковые у особей данного вида. Они характеризуются постоянной и однозначной связью между воздействием на тот или иной рецептор и определенной ответной реакцией, обеспечивающей приспособление организмов к стабильным условиям жизни. Б. р. осуществляются, как правило, с помощью спинного и низших отделов головного мозга. Сложные комплексы и цепи Б. р. наз. инстинктами. У. р.— приобретенные при жизни организма реакции в ответ на раздражение рецепторов; у высших животных и у человека У. р. вырабатываются путем образования временных связей в коре головного мозга и служат механизмом приспособления к сложным изменчивым условиям внешней среды. По совр. представлениям, У. р. заканчивается не действием, а восприятием и оценкой его результата (Обратная связь). То, что психическая деятельность имеет рефлекторную природу, впервые доказал Сеченов. Созданный Павловым, объективный метод У. р. лежит в основе учения о высшей нервной деятельности, в частности учения о двух сигнальных системах. Это учение имеет важное значение для естественнонаучного обоснования материалистической психологии и диалектико-материа-листической теории отражения. УТИЛИТАРИЗМ (лат. utilitas— польза) — этическая теория, признающая полезность поступка полным критерием его нравственности. Основатель У. Вентам определял его осн. принцип как “обеспечение наибольшего счастья наибольшего числа людей” посредством удовлетворения их частных интересов. При этом нравственность поступка может быть математически исчислена как баланс удовольствий и страданий, полученных в его результате. Милль ввел в У. принцип качественной оценки удовольствий, требование предпочитать умственные наслаждения физическим. Различные разновидности У. возникают в зависимости от того, идет ли речь, когда формулируют критерии полезности, о пользе для данного субъекта, для других или для об-ва в целом. В последнем случае У. сближается с вариантами “разумного эгоизма” (Гельвеций, Фейербах, Чернышевский). У. кладется его сторонниками также в основу понимания функций государства и права. Перенесение абсолютизированного “принципа пользы” в теорию познания способствовало возникновению прагматизма. В 60—70-х гг. 20 в. наблюдалось возрождение У. в буржуазно-апологетических концепциях об-ва. УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ (КОММУНИЗМ) — этап развития учения об об-ве, основанном на общности имуществ, обязательном для всех труде и равном распределении благ. Термин “утопия” как обозначение идеального об-ва впервые употребил Мор (так назвал он вымышленный остров, на к-ром было создано идеальное об-во). В дальнейшем этот термин стал применяться при характеристике вымышленных, неосуществимых общественных порядков. Критикуя существующий строй, основанный на частной собственности, изображая картины идеального будущего строя, пытаясь теоретически обосновать необходимость общественной собственности, социалисты-утописты высказали немало гениальных идей и догадок. Именно поэтому У. с., наряду с англ. политэкономией и нем. классической философией, является одним из идейных источников научного социализма. Его первоначальные формы можно найти уже у нек-рых писателей Древн. Греции и Рима, у средневековых “еретиков”, в программах нек-рых крестьянских восстаний эпохи феодализма и у крестьянских идеологов, что явилось естественной реакцией на неравенство и эксплуатацию человека человеком в антагонистическом об-ве. По мере возникновения и развития капитализма и формирования более или менее развитых предшественников пролетариата У. с. приобретает все больше черт исторического реализма, усложняется как теория, разветвляется, образуя различные школы и направления. Систематическое развитие У. с. начинается в период зарождения капитализма, в эпоху Возрождения и Реформации (Я. Гус в Чехии, Мюнцер в Германии, Мор в Англии, Кампанелла в Италии и др.). Дальнейшее развитие он получил в период буржуазных революций в Европе, являясь в это время идеологией предшественников пролетариата (Мелье, Мабли, Морелли, бабувизм во Франции, Уинстенли в Англии). Вершины У. с. достиг в период бурного развития капитализма, когда иллюзии идеологов буржуазных революций рассеялись, а противоречия об-ва становились все более очевидными (Сен-Симон и Фурье во Франции, Оуэн в Англии). Ни одному представителю У. с. не удалось, однако, стать на материалистические позиции в понимании истории и открыть действительную силу социалистического преобразования об-ва. К этому добавлялось непонимание реальных путей преобразования существующих общественных отношений, отказ от революции, наивная вера в то, что при помощи пропаганды идей социализма можно изменить существующие порядки. Только развитие производительных сил, делающее неизбежным переворот в способе производства, появление пролетариата, достаточно организованного ходом развития самого капиталистического об-ва, по словам Маркса, создает историческую возможность превращения социализма из утопии в науку. Маркс и Энгельс превратили эту возможность в действительность. Вместе с тем марксизм критически переработал и вобрал в себя все ценное в учениях У. с. УТОПИЯ И АНТИУТОПИЯ (греч u — не, нет и topos — место, буквально—“место, к-рого не существует”). У.— модель определенного вымышленного, но опирающегося на нек-рые реальные социальные структуры об-ва как воплощения социального идеала. Вследствие практической неосуществимости такого идеала понятие “У.” приобрело метафорический характер и стало синонимом любого научно не обоснованного проекта (социального, технического и т. п.). Утопические представления сопутствуют всей истории социальной мысли, начиная с представлений о “золо-том веке” древнегреч. поэта Гесиода (8—7 вв. до н. э.). Черты утопизма можно обнаружить в произведениях Платона (“Государство”), Августина (“Ограде божием”), итал. мыслителя 12 в. Иоахима Флорского (“Комментарий к Апокалипсису”). Понятие “У.” ввел Мор. У., с одной стороны, отражает нек-рые особенности социального строя, ее порождающего. У. Платона представляла, по словам Маркса, “афинскую идеализацию египетского кастового строя...” (Т. 23. С. 379). В то же времи в рамках У. наличествует прямая или косвенная критика существующего об-ва, стремление исправить его недостатки путем реализации иных социально-политических идеалов. Во многом в русле У. развивался вплоть до середины 19 в. социалистический идеал (Утопический социализм). После победы социалистической революции в России понятие “У.” подверглось переоценке. Появились т. наз. А. в виде “романов-предостережений” (“Мы” Е. И. Замятина, “1984 год” Дж. Оруэлла, “Этот прекрасный новый мир” О. Хаксли), сатирических притч, научной фантастики (романы А. Азимова, Р. Брэдбери и др.). В А., как правило, выражается кризис исторической надежды, объявляется бессмысленной революционная борьба, подчеркивается неустранимость социального зла; наука и техника рассматриваются не как сила, способствующая решению глобальных проблем, построению справедливого социального порядка, а как враждебное культуре средство порабощения человека. В ряде А. эта тенденция сочетается с оправданной тревогой за судьбу личности в совр. об-ве, с протестом против растущей бюрократизации и манипулирования сознанием и поведением людей, против рационализированной технократической цивилизации. Т. обр., в рамках буржуазного сознания идея У. приходит к своему закономерному логическому самоотрицанию, хотя наряду с пессимистическими А. в нем существуют и мнимоопти-мистические. технократические У. В то же время У. может до известной степени осуществлять функцию прогнозирования общественных отношений в форме научно-фантастического романа.
Обратно в раздел философия |
|