Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Философский словарь

Современный философский словарь включает в себя: основные философские термины, понятия и определения, учения и личности.

ОГЛАВЛЕНИЕ

С

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (лат socialis — общественный) — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта — трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств. Передача осознанного опыта, обучение различным формам и способам деятельности осуществляются посредством воспитания и воздействия внешней среды. Средствами передачи опыта являются язык и опредмеченные результаты человеческой деятельности, прежде всего орудия труда. Освобождение от биологической ограниченности открыло перед человеком возможность его универсального развития, ускорения темпов его гуманизации; при этом биологические свойства человека функционируют в процессе С. во взаимодействии и интеграции с его социальными качествами (биологическое и социальное). С. происходит во всяком об-ве; ее характер и мера определяются спецификой данной социально-экономической структуры, форм общественного сознания. С. осуществляется не посредством механического наложения данной социальной “формы” на индивида, а через его субъективный мир, посредством взаимодействия объективных общественных отношений с индивидуальностью человека как субъекта социального общения и действия. Поэтому мера С. каждого отдельного человека индивидуальна: она тем значительнее, чем выше его социальная активность, потребность в творчестве и развитии своих способностей. Непосредственной сферой, в к-рой происходит С. индивида, являются семья, воспитательные и учебные заведения, первичные трудовые коллективы, общественные организации, друзья, знакомые. Сложные и многообразные “микроусловия” ближайшего социального окружения, по-разному преломляя усвоение индивидом социального опыта, существенно влияют на содержание и уровень его С.

СОЦИАЛИЗМ (от лат. socialis— общественный) — различные учения, теории, ставящие целью обоснование социалистического идеала и путей его достижения; политические движения, выступающие за реализацию С. на практике; об-во, организованное в соответствии с определенным пониманием социалистического идеала. Социалистическая идеология получила распространение в виде широкого спектра теоретических идей, включающих: научный С. как систему взглядов Маркса, Энгельса, Ленина, обосновывающую историческую необходимость установления коммунистической общественно-экономической формации, пути ее созидания и принципы организации; с.-д. . концепции С., генетически тесно связанные с марксизмом, но ныне развивающиеся на основе такой системы представлений о природе С. и методах социалистического переустройства об-ва, в к-рых марксизм является лишь одной из составных частей (Демократический социализм. Этический социализм); леворадикальные концепции С. (неомарксизм, “новые левые”, экосо-циализм. Франкфуртская школа и др.); различные социалистические учения, возникшие на базе национально-освободительного движения (“исламский С.”, “африканский С.” и др.); многообразные концепции, сложившиеся в истории общественной мысли прошлого, но сохранившие влияние и в совр. мире (Утопический социализм. Христианский социализм). В рамках каждой из этих концепций развивались собственные представления о социалистическом идеале и путях его достижения. Однако при всем различии их взглядов относительно сущности С. общим для всех выдающихся мыслителей-социалистов прошлого было то, что под С. они имели в виду об-во, в к-ром осуществлены социальное равенство и социальная справедливость, где средства производства находятся под контролем или во владении об-ва, вся жизнь организована на коллективистских началах, отсутствует эксплуатация человека человеком. Нек-рые из этих элементов присутствуют уже в воззрениях мыслителей древности (напр., у Платона) и ранних христиан. В значительно более глубоком и систематизированном виде они представлены в трудах со-циалистов-утопистев 16—18 вв.— Мо-ра, Кампанеллы, Мюнцера, Мелье, Ба-бефа и др. и в особенности в произв. великих мыслителей 19 в.— Сен-Симо-на, Фурье, Оуэна, Герцена, Чернышевского. От этих идей отталкивались Маркс и Энгельс, создавая и развивая научный С. как учение об освобождении человечества от всех видов социального угнетения. Опираясь на обоснованное ими материалистическое понимание истории и диалектическую методологию, Маркс и Энгельс стремились освободить социалистическую идеологию от утопических иллюзий, представить С. как закономерный результат прогресса цивилизации и исторического творчества рабочего класса, трудящихся масс. Одновременно они четко отделили научный С. от грубого, уравнительного, “казарменного” С., связав становление нового об-ва с высшим уровнем развития материального производства, демократии и личности. Объективный исторический смысл С. основатели научного С. видели в том, что новый строй вслед за правовым и политическим равенством, к-рое было достигнуто в определенной степени в ходе буржуазных революций 17—19 вв., обеспечил бы равенство в сфере экономической и социальной, открыл простор для универсального развития человека. Для достижения этого, полагали они, необходимо уничтожить частную собственность, порождающую эксплуатацию и отчуждение, утвердить приоритет общественной собственности на средства производства. В отличие от социалистов-утопистов Маркс и Энгельс не пытались дать детальную картину будущего общественного устройства, полагая, что это задача людей, партий, к-рым выпадет практическая работа по созиданию нового строя. Вместе с тем они в самой общей форме очертили его контуры и осн. принципы. Согласно их представлениям, это будет планово-регулируемое, самоуправленческое и бестоварное об-во, где нет паразитических слоев, трудящиеся объединены на основе совместного владения, распоряжения и пользования средствами производства, а государство постепенно перерастет в самоуправление народа. Эти представления о С. в новых исторических условиях развил Ленин, обогатив их анализом изменении, происшедших в мировом капитализме, опытом Великого Октября, последующей практики социалистических преобразований. Кризис политики “военного коммунизма”, основывавшейся на свертывании товарно-денежных отношении, тотальном огосударствлении и внеэкономических методах управления, побудил его к отказу от догматического истолкования идей основоположников научного С., выдвижению положений, в совокупности означавших “коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм” (Т. 45. С. 376). В работах Ленина 1921—1923 гг. сформулированы черты нового подхода к теории и практике С.: восстановление товарно-денежных отношений; признание того факта, что отмирание государства есть длительный исторический процесс, в течение к-рого необходимо сохранение сильного, компетентного и гибкого аппарата управления, выполняющего в т. ч. экономико-коммерческие функции и находящегося под контролем народа; признание возможности при С. многообразия форм собственности, в частности кооперации как социалистической формы собственности и хозяйствования; утверждение принципа оплаты по количеству и качеству труда. Ленин подчеркивал, что действительное присвоение средств производства людьми начинается не там, где средства производства превращаются в государственную собственность, а там, где трудящиеся ставятся в такое положение, при к-ром они не только совладеют, но и распоряжаются этими средствами. Им была выдвинута идея хозрасчета как метода строительства С. не на энтузиазме только, а при помощи энтузиазма, рожденного революцией, и материальной заинтересованности труженика. Практическая реализация ленинской концепции С. в СССР отмечена как историческими достижениями, так и негативными явлениями, драматическими ошибками. Разрыв с гуманистическим и демократическим содержанием социалистического идеала. произвол и репрессии периода сталинизма, деформации С. в годы застоя привели к формированию в стране авторитарно-бюрократической системы, чуждой С. Выход из кризисной ситуации, возникшей на рубеже 70—80-х гг., реальное движение к такому экономическому, социальному, политическому и духовному устройству, в центре к-рого находится человек, развертывается в русле начатой в стране по инициативе КПСС перестройки — процесса революционного обновления всех сторон жизни об-ва на принципах демократического, гуманного С. Партия выступает, говорится в программном заявлении XXVIII съезда КПСС “К гуманному, демократическому социализму”. за творческий подход к теории и практике С., их развитие на путях конструктивного осмысления исторического опыта 20 в., наследия Маркса. Энгельса. Ленина, освобождается от застойного их толкования, за использование мирового опыта эффективного хозяйствования и решения социальных проблем, за развитие институтов демократии. Гуманный, демократический С. может реально возникнуть и развиваться только путем усвоения всего лучшего в мировой цивилизации. Он призван выступить именно как новый общественный строй, создающий наилучшие условия для материального и духовного благосостояния всего народа.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — коренное качественное преобразование об-ва, знаменующее переход от капитализма к социализму. Основы теории С. р. были заложены Марксом и Энгельсом, к-рые исходили из того, что С. р. является закономерным результатом развития противоречий капитализма, и прежде всего конфликта между общественным характером производительных сил и частнокапиталиетической формой присвоения; обосновывали всемирно-историческую миссию рабочего класса как гл. движущей силы С. р.: считали необходимым установление диктатуры пролетариата для защиты завоеваний революции, сплочения трудящихся масс (крестьянство, ремесленники и др.) вокруг рабочего класса, для построения социализма. Согласно марксизму, переход политической власти в руки рабочего класса — только начало коренных социальных преобразований, составляющих особый переходный период от капитализма к коммунизму (к первой его фазе). Что же касается развития С. р. в мире, то Маркс и Энгельс, исходя из условий домонополистического капитализма, полагали, что она может победить лишь одновременно во всех развитых капиталистических странах. Ленин на основе анализа империалистической стадии капитализма сделал выводы о возможности победы С. р. первоначально в одной или нескольких странах, из чего вытекает необходимость сосуществования -стран с различным социально-экономическим и политическим строем; о том, что революция прорывает прежде всего наиболее слабые звенья в цепи мирового капиталистического хозяйства; о гегемонии пролетариата в буржуазно-демократической революции и перерастании последней в С. р.; о решающем значении для победы революции союза рабочего класса и крестьянства; о связи борьбы рабочих в развитых капиталистических странах с национально-освободительным движением; о революционной ситуации; о сочетании объективных и субъективных факторов; о многообразии форм С. р. и т. д. Ми. из этих представлений в гл. и осн. подтверждены ходом мирового развития. Вместе с тем исторический процесс перехода к социализму, начатый Великой Октябрьской С. р., оказался гораздо сложнее, многообразнее и противоречивее, чем представлялось ранее, как по формам, так и по результатам. Он выявил несостоятельность однолинейной упрощенной схемы, в соответствии с к-рой капиталистические общественные отношения, исчерпав все свои резервы, неуклонно, шаг за шагом разрушаются и на их развалинах заново возводится совершенное социалистическое об-во с четко определенными, заранее заданными параметрами. Переход к социализму в наши дни видится как результат осуществления длительных и разнообразных по своему характеру преобразований: и преодоления капитализма на создаваемой им технической и экономической базе, и глубокой революционной перестройки об-ва, и взаимодействия двух общественных систем в решении глобальных проблем, и совместной борьбы всех прогрессивных и демократических сил за установление нового мирового экономического порядка, устранение неоколониальной зависимости. С. р. обретает тем самым общечеловеческие параметры, созревает и осуществляется в русле общецивилизационного прогресса как результат преобразующей деятельности разнообразных общественно-политических сил по глубокой трансформации, капитальной реконструкции человеческой цивилизации на гуманистических началах.

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ — понятие, отображающее характер функционирования индивидов и социальных групп в об-ве. С. а. связана с превращением интереса в фактор действия, с познанием, целеполаганием и преобразованием действительности, обусловлена деятельной природой человека, противоречием между условиями существования и объективными потребностями личности и направлена на ликвидацию несоответствия между потребностями и условиями бытия субъекта. С. а. не носит произвольного характера, а определяется исторической необходимостью и представляет собой процесс созидания целеполагающим субъектом новых общественных форм, условий собственного существования. “...Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его” (Ленин В. И. Т. 29. С. 195). Марксизм учитывает направленность С. а., т. е. систему потребностей, интересов, взглядов, идеалов, выступающих в качестве мотивов индивидуального поведения и определяющих специфическое отношение личности к динамике общественного процесса. Объективная закономерность исторического процесса прокладывает себе путь через активные социально-преобразующие действия людей. Можно выделить четыре осн. аспекта С. а.— экономический, социальный, политический, духовно-идеологический. Важную роль в развитии С. а. народных масс играет политическая система об-ва. Перестройка, всесторонняя демократизация советского об-ва, углубление социалистического самоуправления народа с необходимостью предполагают повышение С. а. трудящихся. С. а.— важнейшее условие интенсификации производства, развертывания научно-технического прогресса, совершенствования общественных отношений и самого человека. С. а. противостоит социальная апатия. Рост С. а. трудящихся предполагает развитие, поддержку и поощрение лучших человеческих черт и качеств. С. а. личности тесно связана с внутренней мотивацией поведения индивида, его устремлениями, потребностями и интересами.

СОЦИАЛЬНАЯ (или общественная) ПСИХОЛОГИЯ. 1. Совокупность чувств, воли, настроений, привычек, традиций, проявляющихся в психологии социальных групп, классов, наций, народов благодаря общности социально-экономических условий их жизни, одна из сфер общественного сознания. 2. Наука, изучающая общие и специфические закономерности возникновения, функционирования, изменения и развития общественно-психологических явлений. С. п. исследует объективные законы взаимодействия психологических и социальных факторов деятельности людей, их социально-психологических отношений. С. п. изучает психологические особенности различных социальных групп, слоев и классов об-ва, свойства (классовые, национальные и др.) и механизм социально-психологических взаимоотношении в различных общественных группах, различные формы коллективного общения и взаимовлияния. Истоки осн. принципов социально-психологической мысли заложены в философских воззрениях Платона, Аристотеля, Гегеля, Фейербаха и др. мыслителей прошлого. Как особая отрасль науки С. п. зародилась в конце 90-х гг. 19 в. В развитии буржуазной С. п. наметились два осн. направления — попытки выделения социально-психологической проблематики в сфере психологии поведения человека (Джеме, У. Мак-Дугалл) и формирование представлений о личности человека как продукте определенной системы общественных связей (Дюркгейм, Леви-Брюль). создание теорий “социальных ролей” (Парсом, Мертон). В рамках буржуазной социологии в 20-х гг. развиваются эмпирические исследования социально-психологических характеристик социальных групп, общественного мнения, процесса социализации личности (У. Томас, П. Ла-зарсфельд). Экспериментальные методы исследования внутренних структур личности, систем мотивации и ориентировки, социальных установок, реакций на социальные ситуации ведутся на Западе в рамках гештальтпсихологии (К. Левин, С. Аш), бихевиоризма (Ф. Оллпорт, Р. Бейлс), фрейдизма (К. Хорни, Фромм, А. Кардинер). Различным теоретическим и экспериментальным подходам в С. п. в капиталистических странах свойственны игнорирование определяющей роли производственных отношений в об-ве и признание психических факторов доминирующими в социальном развитии. В области технических приемов и эмпирических результатов (особенно в сфере изучения группового поведения) зап. исследователи имеют известный положительный опыт. Марксистская С. п. подходит к рассмотрению социально-психологических явлений с диалектико-материа-листических позиций, признает их общественно-историческую обусловленность. Такой подход предполагает выявление не только зависимости развития личности и об-ва от объективной логики исторического развития, но и влияния на него субъективных факторов. Большое значение для развития марксистской С. п. имели работы Плеханова, Лабриолы, исследования советских психологов и педагогов В. М. Бехтерева. К. Н. Корнилова, Л. С. Выготского и др. На нынешнем этапе С. п. широко использует методы исследования, свойственные социологии и обшей психологии (напр., контролируемый групповой эксперимент, анкетирование и интервьюирование, опрос общественного мнения, изучение документов и наблюдение в тестовых ситуациях). Методы С. п. включают аппараты логико-теоретического и эмпирического анализа, а также специальные социометрические процедуры. Составными частями С. п. являются ее прикладные разделы: психология экономической жизни (экономическая психология), психология политической жизни (политическая психология), психология права, нравственности, религии, психология управления, психология быта (семьи, досуга, системы обслуживания и др.).

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ — на учное направление, изучающее различные аспекты взаимодействия человека с окружающей средой. Термин “С. э.” стал активно использоваться в научной литературе с конца 60-х гг. 20 в., когда резко обострившиеся проблемы взаимодействия об-ва и природы стали рассматриваться с позиции экологии. Статус С. э. в настоящее время остается предметом дискуссий: она определяется либо как новая научная дисциплина, изучающая законы, принципы и методы оптимизации взаимодействия об-ва и природы, либо как системное понимание окружающей среды, либо как отрасль науки, исследующая антропогенное влияние на биосферу. В этой связи наряду с термином “С. э.” употребляют также понятия: “экология человека”, “глобальная экология”, “экология об-ва” и др. Знания, полученные в области С. э., существенно влияют на формирование экологического мышления, способствуют выработке новых теоретических подходов и методологических ориентации у представителей различных наук. Развитие С. э. дало мощный импульс к переоценке сложившихся стереотипов поведения, поставив новые, принципиальной важности вопросы: о необходимости всеобщего экологического образования и воспитания, о бережном отношении к природе и ее богатствам, о сохранении генофонда, экосистем и т. п. Экологические проблемы теснейшим образом связаны с др.— экономическими, социальными, политическими и образуют с ними сложнейший комплекс взаимозависимых проблем, к-рые не могут быть удовлетворительно решены в отдельности друг от друга. На состояние окружающей среды оказывают прямое и косвенное влияние военные расходы и осуществление космических программ. В свою очередь, качество окружающей среды во многом обусловливает проблему продовольствия, здравоохранения и др. В этом проявляется политический аспект С. э. Эффективность решения проблем экологии во многом зависит от социально-политического устройства об-ва, от состояния экономики и принципов, в соответствии с к-рыми она функционирует. Глубокая перестройка всех сфер общественной жизни, развернувшаяся в нашей стране, открывает новые возможности для решения экологических проблем, чрезвычайно обострившихся в последние годы, широкого международного сотрудничества, осуществления межгосударственных программ и мероприятий в соответствии с рекомендациями и выводами С. э.

СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ТЕОРИЯ — одно из осн. направлений совр. зап. социологии, восходящее к Веберу, к-рый и разработал понятие С. д. Последнее, по Веберу,— это все человеческое поведение, когда и поскольку действующий индивид придает ему субъективный смысл, ориентируясь при этом на поведение др. индивидов. (Поэтому инстинктивная реакция, напр., не будет С. д.) Согласно Веберу, С. д.— это осн. элемент социальной действительности, а социальные институты, группы и др. социальные общности — это лишь результаты и способы организации определенных действий индивидов. В дальнейшем понятие С. д. разрабатывалось прежде всего социологами, придерживавшимися социально-атомистических ориентации (Ф. Зна-нецкий, Р. Макайвер, Дж. Хоманс и др.). Парсонс, напротив, стремился соединить его с представлением об иерархии социальных систем, организующих и контролирующих С. д. индивидов. Он рассматривал четыре осн. уровня организации С. д. (или уровня систем действия): 1) уровень биологического организма; 2) уровень личности; 3) уровень социальной системы; 4) уровень культурной системы. Протекание действия на каждом уровне связано с решением четырех функциональных проблем: “поддержанием образца”, т. е. сохранением самотождественности системы, достижением цели, интеграцией и адаптацией. Осн. в его теории С. д. является проблема равновесия, т. е. поддержания стабильности существующих социальных систем. С т. эр. марксизма деятельность людей не может быть сведена к следованию общепринятым образцам поведения, как и к исполнению ими определенных социальных ролей. Люди сами творят свою историю, действуя, однако, при условиях и обстоятельствах, задаваемых об-вом, его предшествующим развитием. “...Социолог-материалист,— писал Ленин,— делающий предметом своего изучения определенные общественные отношения людей, тем самым уже изучает и реальных личностей, из действий которых и слагаются эти отношения” (Т. 1. С. 424).

СОЦИОБИОЛОГИЯ — направление научных .исследований биологических основ поведения всех живых существ, включая человека, одна из разновидностей совр. социал-биологизма, преувеличивающего или абсолютизирующего значение биологических факторов в жизнедеятельности человека. Концепция С. была впервые сформулирована в книге амер. биолога Э. О. Уилсона “Социобиология: новый синтез” (1975). Сторонники данного направления .настаивают на более широком привлечении биологии к познанию поведения животных (“общая С.”) и человека, его происхождения, сущности и существования (“С. человека”). С этой целью они пытаются согласовать данные генетики, экологии, этологии и эволюционной теории и затем осуществить интеграцию этих наук с социо-гуманитарным знанием, зачастую ставя его в прямую зависимость от “биологических основ”. Концепция С. тесно примыкает к т. наз. “социальной этологии”, а ее исследовательская программа основывается на редукционнст-. ских (Редукция) установках, что особенно характерно для “С. человека”. В С. научные факты соседствуют с беспочвенными гипотезами, интересные эмпирические исследования — с абсолютизируемыми натурфилософскими обобщениями, а убежденность в эвристических возможностях биологического знания — с биологизаторскими тенденциями.

СПЕКУЛЯТИВНАЯ ФИЛОСОФИЯ (лат. speculatio — созерцание, наблюдение) — философские системы, основанные на спекулятивном типе построения знания, т. е. на выведении его без обращения к практике, при помощи рефлексии. Исходя из “чистой силы ума”, С. ф. создает те или иные умозрительные принципы, к-рыми стремится охватить всю объективную действительность. Существование такого типа знания обусловлено недостаточностью естественнонаучного, опытного знания, невыводимостью из индивидуального опыта регулятивных принципов его организации, наличием в сознании целостной картины мира, предпосланной опытному познанию, стремлением человека к синтезу всего научного знания. Первоначально С. ф. оформилась в виде метафизики как учения о сверхчувственных началах вещей, у Аристотеля, напр., такое учение было своеобразной формой осознания специфики философского знания. В средние вв. спекулятивность характеризует в первую очередь схоластику, подчинявшуюся теологии. В 17— 18 вв. в связи с ориентацией философии на точные науки (механика и математика) возникают антиспекулятивные тенденции, что приводит к господству метафизического метода мышления. Спекулятивные же тенденции сохраняются в виде натурфилософии. В системе Гегеля спекулятивное рассматривается как положительно-разумное, достижимое путем диалектического разрешения противоречий и противопоставленное рассудочному (Разум и рассудок). Благодаря этому в рамках спекуляции Гегель нередко “дает действительное изложение, захватывающее самый предмет”, хотя вместе с тем спекуляция “попадает... в самую неразумную и неестественную рабскую подчиненность предмету, самые случайные и самые индивидуальные определения которого она вынуждена конструировать как абсолютно необходимые и всеобщие” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 2. С. 66, 67). В дальнейшем борьба со С. ф. вылилась в борьбу против всякой философии вообще (Позитивизм). Подчеркивая несостоятельность С. ф., следует учитывать ее рациональные результаты и стремление к осознанию специфики философского мышления. В марксистской философии связанная с обращением к .специальному исследованию всеобщих форм отношения человека к внешнему миру специфика раскрывается через анализ предметной деятельности.

СПЕНСЕР Герберт (1820—1903) — англ. философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, представитель идеологии либеральной буржуазии в канун эпохи империализма. Философские взгляды С. сложились под влиянием Юма, Канта, Милля. Значительное место в его системе занимало учение о “непознаваемом”. Любое научное понятие, по С., противоречиво, а потому непостижимо. Др. доказательство неспособности науки проникнуть в сущность вещей С. видел в том, что наука базируется лишь на ограниченном опыте индивида, т. е. на ложной основе. Признание “непознаваемого” лежит и в фундаменте религии; на этом основании С. утверждал близость науки и религии. Субъективно-идеалистические положения и агностицизм в учении С. сочетались с элементами объективного идеализма (признание “абсолютной реальности” как источника человеческих ощущений и впечатлений) и стихийно-материалистической трактовкой проблем частных наук. Последняя в наибольшей мере нашла место в учении С. об эволюции. Идею эволюции С. перенес с живых существ на все предметы и явления, понимая ее механистически, как перераспределение в мире вещества и движения, и стирая грани между различными областями материального мира. Спенсеровская концепция эволюции легла в основу его социологических взглядов — т. наз. органической теории общества, существенной особенностью к-рой была попытка анализировать общественную жизнь в терминах биологии. С. был противником социализма. Осн. соч.— “Система синтетической философии” (1862—96).

СПИНОЗА Барух (Бенедикт) (1632— 77) — нидерл. философ-материалист. За религиозное свободомыслие был отлучен от еврейской церковной общины Амстердама. С.— создатель геометрического метода в философии. Учение С. сложилось в исторической обстановке, сделавшей Нидерланды после освобождения от ига исп. феодальной монархии передовой капиталистической страной. Вместе с передовыми умами 17 в.— Ф. Бэконом и Декартом — С. целью знания считал завоевание господства над природой и совершенствование человека. Учение своих предшественников С. дополнил учением о свободе: он показал, как возможна — в рамках необходимости — человеческая свобода. При решении этой задачи опорой для С. стало его учение о природе. В противоположность дуализму Декарта, С. считал, что существует лишь природа, являющаяся причиной самой себя (causa sui,), не нуждающаяся для своего бытия ни в чем др. Как “природа творящая”, она есть субстанция, или, как он ее называл, бог. От субстанции— бытия необусловленного С. отличает мир отдельных конечных вещей (модусов) — как телесных, так и мыслительных. Субстанция едина, модусов бесчисленное множество. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечную субстанцию во всех ее видах или аспектах. Но наш конечный человеческий рассудок постигает сущность субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как “протяжение” и как “мышление”. Это атрибуты субстанции среди др. ее атрибутов, число к-рых бесконечно и к-рые нам неизвестны. Учение С. об атрибутах субстанции в целом материалистично, но метафизично, т. к. движение С. не считает атрибутом субстанции. На этих положениях С. построил учение о человеке. Согласно С., человек — существо, в к-ром модусу протяженности — телу — соответствует модус мышления — душа. И по тому и по др. модусу человек — часть природы. В учении о модусе души С. свел всю сложность психической жизни к разуму и к страстям, или аффектам,— к радости, печали и вожделению. Волю он отождествил с разумом. Поведением человека движет, по С., стремление к самосохранению и к собственной выгоде. С. отверг идеалистическое учение о свободе воли, признал волю всегда зависимой от мотивов, но вместе с тем считал возможной свободу как поведение, основывающееся на познании необходимости. Однако, по учению С., свободной может быть не народная масса, но лишь мудрец. В учении о познании С. продолжает линию рационализма. Он возвысил знание интеллектуальное, основывающееся на уме, над чувственным как низшим видом знания и принизил роль опыта. Высшим видом интеллектуального знания он считал непосредственное усмотрение истины, или интуицию ума. При этом критерием истины он объявил — вслед за Декартом — ясность и отчетливость. Велика роль С. в развитии атеизма и свободомыслия. Цель религии, согласно его учению,— не познание природы вещей, а лишь наставление людей в нравственном образе жизни. Поэтому ни религия, ни государство не должны посягать на свободу мысли. В учении об об-ве С.— продолжатель Гоббса. Однако в отличие от последнего, высшей формой власти он считал не монархию, а демократическое правление и ограничивал всевластие государства требованиями гражданских свобод. С. оказал сильное влияние на метафизический материализм 17—18 вв., а его свободомыслие — на развитие последующего атеизма. Высокую оценку философским взглядам С. дал Энгельс: “Нужно признать величайшей заслугой тогдашней философии... что она, начиная от Спинозы и кончая великими французскими материалистами, настойчиво пыталась объяснить мир из него самого, предоставив детальное оправдание этого естествознанию будущего” (Т. 20. С. 350). Осн. соч.: “Богословско-политический трактат” (1670) и “Этика” (1677).

СПИРАЛЬ В РАЗВИТИИ—образное описание развития, применяемое Энгельсом и Лениным при характеристике закона отрицания отрицания. Развитие осуществляется так, что в процессе преобразования того или иного явления происходит возврат “к якобы старому” (Ленин), т. е. повторение на более высокой ступени нек-рых черт и особенностей низших ступеней. Эта особенность развития может быть представлена в виде наглядного образа раскручивающейся по вертикали С.. где каждый новый виток как бы повторяет предыдущий, но на более высокой ступени. Развитие по С. в то же время противопоставляется характерному для метафизики пониманию развития как движения по замкнутому кругу, без возникновения нового.

СПИРИТУАЛИЗМ (лат. spiritus -дух). 1. Идеалистическое учение о духовной первооснове мира. Для одних спиритуалистов материальный мир — это способ проявления бога и его способностей, для др.— иллюзия человеческого сознания. Приверженцы С. признают независимое от тела существование души. Последовательные спиритуалисты предлагают заменить науку слепой верой в духов и божественное провидение. 2. В зап. философии термином “С.” зачастую обозначается идеализм.

СПОНТАННОСТЬ (лат. spontaneus самопроизвольный) — самопроизвольность; характеристика процессов, вызванных не внешними влияниями, а внутренними причинами; также самодеятельность, способность активно действовать под влиянием внутренних побуждений. Философское понимание С. впервые разрабатывалось античными атомистами в связи с проблемами необходимости и случайности, возможности и действительности, вероятности. свободы воли. Напр., Эпикур, рассматривая самопроизвольное отклонение атома от прямой линии при падении, связывал это с обоснованием случайности и свободы воли, с отказом от механического детерминизма. Однако признание С. само по себе не исключает веры в предопределение, телеологического истолкования действительности. Так, в монадологии Лейбница каждая монада абсолютно спонтанная, представляет собой самодовлеющий мир, но в то же время все монады образуют мир предустановленной гармонии. Диалектический материализм рассматривает С. как специфическое свойство материи, проявление ее самодвижения. С т. зр. материалистической диалектики, указывал Ленин, “условие познания всех процессов мира в их “самодвижении”, в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей” (Т. 29. С. 317). Признание С. движения и развития не исключает необходимости учета внешних воздействий на развивающийся объект, его взаимосвязи со всем объективным миром. Идеалистическое понимание С. как независимой от объективного мира и недетерминированной “свободы воли” несостоятельно и не согласуется с данными науки.

СПОСОБНОСТИ — в широком смысле — психические свойства индивида, регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности. Потенциально С. представлены организацией морфологических структур, приспособленных для выполнения к.-л. деятельности. Наиболее общая С. человека — чувствительность. Под С. в специальном смысле понимают комплекс психических свойств человека, делающий его пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду профессиональной деятельности. Формирование С. предполагает усвоение индивидом выработанных человечеством в процессе общественно- исторического развития способов деятельности. Т. обр., С. человека определяются не только деятельностью его мозга, наследуемыми анатомо-физиологическими особенностями индивида, задатками, умениями, навыками, но прежде всего степенью достигнутого человечеством исторического развития. В этом смысле С. неразрывно связаны с общественной организацией труда и приспособленной к ней системой образования. Качественный уровень развития С. выражается понятиями талант (совокупность С., позволяющая получать оригинальный, совершенный и общественно значимый продукт деятельности) и гениальность (С. осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества). Всестороннее развитие С., открывающее каждому человеку доступ к разным профессиям и формам деятельности,— одна из важных задач об-ва гуманного, демократического социализма.

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА — по нятие, характеризующее конкретный вид производства необходимых для жизни людей средств (пищи, одежды, жилища, орудий производства), осуществляемого в формах исторически определенных общественных отношений. С. п.— одна из важнейших категорий исторического материализма, поскольку характеризует осн. сферу общественной жизни — сферу материально-производственной деятельности людей, определяет социальный, политический и духовный процессы жизни об-ва, его функционирование и развитие. История общественного развития— это прежде всего история развития и смены С. п., чем и определяется изменение всех др. структурных элементов об-ва. С. п. является единством двух неразрывно связанных сторон: производительных сил и производственных отношений. Развитие производства начинается с развития его определяющей стороны — производительных сил, к-рые на определенном уровне вступают в противоречие с производственными отношениями, в рамках к-рых они до сих пор развивались. Обострившееся до состояния конфликта, это противоречие становится экономической основой социальной революции, к-рая приводит к закономерному изменению производственных отношений. Замена же производственных отношений, т. е. старого экономического базиса новым, приводит более или менее быстро к смене возвышавшейся над ним надстройки, к изменению всего об-ва. Т. обр., смена С. п. происходит не по произволу людей, а в силу действия закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Эта смена придает развитию всего об-ва характер естест-венноисторического процесса смены общественно-экономических формаций. Исторические этапы развития и смены С. п. отражаются понятиями: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический С. п. Маркс упоминает также азиатский С. п., основой к-рого являются земледельческие общины, эксплуатируемые возвышающимся над ними деспотическим государством. Слабое разделение труда и самообеспе-чиваемость общин, неразвитая торговля, жестокий режим вост. деспотизма делают этот С. п. чрезвычайно застойным. Хотя структуры, характерные для азиатского С. п., реально существовали, среди историков нет единства мнений по вопросу о том, был ли этот С. п. самостоятельным, или он является модификацией одного из докапиталистических С. п. Каждое из перечисленных понятий, характеризующих тот или иной С. п., нуждается в дальнейшей конкретизации, чтобы отразить историческое своеобразие различных вариантов одного и того же С. п. (напр., античное или вост. рабство, прусский или амер. путь развития капитализма в сельском хозяйстве, особенности социализма в разных странах, своеобразие некапиталистического развития отдельных стран и т. д.). При социализме противоречия, возникающие между производительными силами и производственными отношениями, имеют объективную возможность своевременного разрешения, когда они перестают соответствовать новому уровню производства. Но и в условиях социализма соответствие производственных отношений характеру производительных сил не обеспечивается автоматически. Для того чтобы производственные отношения открывали простор развитию производительных сил, они должны постоянно совершенствоваться. Поэтому устаревшие методы хозяйствования следует -вовремя заменять новыми. Высшим критерием совершенствования системы социалистических производственных отношений должны быть рост благосостояния каждого человека и возможность его всестороннего развития.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ — категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. С. подразумевает требование соответствия между практической ролью человека или социальной группы в жизни об-ва и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость. Первое в истории общественного сознания понимание С. было связано с 'признанием непререкаемости норм первобытнообщинного строя: несправедливо и подлежит наказанию все, что нарушает эти нормы. Позднее С. стала означать равенство людей в их правах и пользовании средствами жизни. Затем С. начинают отличать от простого равенства, включая в нее различия в положении людей сообразно их достоинствам. Во всей истории классового об-ва существовали как бы две разновидности С.: одна отражала интересы господствующих классов и допускала, напр., наличие “справедливой” дани, оброка, прибыли, нормы эксплуатации и пр.; др. выражала протест народных масс против эксплуатации, неравенства, угнетения в принципе. С. всегда имеет исторический характер, коренится- в условиях жизни людей (классов). Понимание С. включает равенство людей по отношению к средствам производства, а также равенство их реальных политических и юридических прав. Поскольку при социализме действует принцип “0т каждого — по способностям, каждому — по труду”, здесь еще сохраняются различия в характере труда и распределении предметов потребления. Социалистическая С. несовместима с уравниловкой. В условиях перестройки необходимо обеспечить строгую зависимость заработной платы от количества и качества труда, усилить борьбу с нетрудовыми доходами и др. нарушениями требований С. Последовательное осуществление принципа социальной С. во всех сферах общественных отношений — важное условие решения стоящих перед нашим об-вом задач.

СРАВНЕНИЕ—сопоставление объектов с целью выявления черт сходства или черт различия между ними (или того и др. вместе). Является важной предпосылкой обобщения. Играет большую роль в умозаключениях по аналогии. Суждения, выражающие результат С., служат цели раскрытия содержания понятий о сравниваемых объектах; в этом отношении С. используется в качестве приема, дополняющего, а иногда и заменяющего определение.

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД — способ исследования и объяснения различных явлений, при к-ром на основе установления сходства этих явлений по форме делается вывод об •их генетическом родстве, т. е. об их общем происхождении. Особенность С.-и. м., применяемого при исследовании явлении культуры, состоит в том, что его исходным пунктом служит восстановление и сравнение древнейших элементов, общих для различных областей материальной культуры и знания. Заметный вклад в разработку С.-и. м. в этой области сделали В. Гумбольдт и особенно Конт. Своего развития С.-и. м. достиг в 19 в. у представителей сравнительно-исторического языкознания Я. Гримма, А. Потта, А. Шлейхера (Германия), Ф. де Соссюра (Швейцария), а также в работах рус. ученых И. А. Бо-дуэна де Куртене, А. Н. Веселовского, А. X. Востокова, Ф. Ф. Фортунатова и др. С.-и. м. оказал сильное влияние на развитие языкознания, этнографии, на историческое изучение мифов и поверий. Ограниченность С.-и. м. выявилась в том, что он не позволял перейти от факта внешнего сходства культурно-идеологических форм к раскрытию тех материальных общественных отношений, к-рые их обусловливают. В совр. научном исследовании С.-и. м. используется в сочетании с др. методами (экспериментом и т. п.).

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (в странах Зап. Европы) — философия феодального об-ва, развивавшаяся в эпоху от крушения Римской империи (5 в.) до возникновения ранних форм капиталистического об-ва (14—15 вв.). Падение античного рабовладельческого об-ва сопровождалось упадком философии. Античное философское наследие было утрачено и оставалось до второй половины 12 в. почти неизвестным ученым Зап. Европы. Господствующей идеологией стала религиозная: в Передней Азии, Аравии и арабоязычных странах — мусульманская, в Европе—христианская в двух разновидностях (римский католицизм и византийское православие). Школа, просвещение перешли . в руки церкви, догмы к-рой лежали в основе всех представлений о природе, мире и человеке. Развитие школ (светских и духовных), а с середины 12 в. и основание первых ун-тов (в Италии, Англии, Чехии, Франции) поставили перед философией задачу помочь церкви в философском объяснении и даже обосновании догматов веры. Философия на ряд вв. стала “служанкой богословия”. Роль эту она исполняла уже прежде, в деятельности апологетов — защитников христианства против язычества, затем в соч. “отцов церкви”. Крупнейший из них на Западе — Августин ввел в систему учений христианской философии ряд идей неоплатонизма. Др.— для Запада — источником влияния неоплатонизма, приспособленного к задачам христианской идеологии, стали вост. неоплатоники, в их числе т. наз. Лже-Дионисий Ареопагит (5 в.). Важную роль в формировании С. ф. сыграл Иоанн Скот Эриугена. При объяснении догм веры перед средневековыми философами возникли сложные вопросы об отношении единичного к общему и о реальности общего. В зависимости, от способа их решения религиозная философия, получившая название схоластики, выработала ряд т. зр., осн. из них были вступившие в борьбу между собой учения реализма (Реализм средневековый) и номинализма. Против крайностей обеих т. зр. выступил в 12 в. Абеляр. С середины 12 в. гл. соч. Аристотеля были переведены на латынь. Встреченное церковью вначале враждебно, учение Аристотеля вскоре было признано в качестве философской основы христианства. Отныне учители схоластики превращаются в толкователей и систематизаторов Аристотеля. Они приспособляют аристотелизм к своим религиозным и философским понятиям, догматически усваивают устаревшие части мировоззрения Аристотеля (напр., геоцентрическую систему, принципы его физики), отвергают все поиски нового в науке. Гл. систематизаторами схоластики в 13 в. были Альберт Великий, Фома Аквин-ский и Иоанн Дунс Скот. Наиболее высоко церковь оценила деятельность и учение Фомы Аквинского: причислила его к кругу своих “святых”, а в 1879 объявила его учение своей официальной философской доктриной (Неото-мизм). В 13 в. одновременно с тремя систематизаторами схоластики действовали нек-рые видные философы, крупнейшим из к-рых был Р. Бэкон. В его учении уже звучит протест против социальных основ феодального об-ва. Развитие в 13 в. средневековых городов, ремесла и торговли, торговых путей, усилившиеся в ходе крестовых походов связи с Востоком привели к нек-рому подъему философии, и в частности номинализма, крупнейшим теоретиком к-рого стал Оккам, а затем его последователи в парижской школе ок-камизма. Идейная борьба в С. ф. была не только борьбой внутри схоластики: самой схоластике противостояла мистика, к-рая ставила авторитет церкви и ее учений ниже, чем свидетельство личного чувства и субъективного сознания. В духовной жизни феодального об-ва мистика нередко становилась формой оппозиции официальному и обязательному вероучению: личное отношение верующего к богу переходило в критику и даже в борьбу против феодальной идеологии и феодальной общественной системы. Но в мистике было и реакционное крыло (Бернар Клер-воский, Бонавентура). В 13 в. в С. ф. возникло сильное антисхоластическое движение, оплодотворенное учением Ибн Рушда о смертности личной души и об общем для всех вселенском разуме. Его идеи мужественно развивал борец против схоластики в Парижском ун-те Сигер Брабантский. Уже в начале 12 в. в целях подавления еретических, антицерковных выступлений и для борьбы против новых философских идей были учреждены монашеские ордена доминиканцев и францисканцев. Именно представителями этих орденов был осуществлен в 13 в. проект папы Григория IX “исправить” в интересах католической идеологии учение Аристотеля. Несмотря на относительный подъем С. ф. в 13 в., результаты ее более чем тысячелетнего развития оказались скудными как для философии, так и для науки, т. к. даже крупные мыслители искали не столько истину, сколько способы обоснования веры, а духовный режим средневекового об-ва сковывал инициативу и полет мысли тех, кто дерзал выйти за пределы этой задачи. Лишь в области формальной логики был достигнут нек-рый, хотя и скромный, прогресс. Только возникновение нового, капиталистического способа производства и нового понимания практических и теоретических задач науки постепенно освободило мысль передовых людей западноевропейского об-ва из плена С. ф.

 

 

 


Обратно в раздел философия










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.