Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Философский словарьСовременный философский словарь включает в себя: основные философские термины, понятия и определения, учения и личности. ОГЛАВЛЕНИЕССАМОДВИЖЕНИЕ — движение, имеющее источник, причину в самой движущейся вещи. Концепция С.. противостоит концепции “внешнего толчка”, как якобы единственной причины происходящих в природе изменений. В истории философии возникновение и формирование категории С. было связано, во-первых, с постановкой вопроса о “начале” мироздания, первопричине мировых процессов и, во-вторых, с трудностями объяснения реальных процессов развития. Древн. материалисты пытались объяснить движение из присущих самой природе сил и свойств: соединение и разделение первоначал (ионийская философия), “любовь” и “ненависть” (Эмпедокл), атомы и пустота (Левкипп, Демокрит). Выведение изменений из потустороннего реальному миру идеального начала было характерным для идеалистических систем (Платон). Особую остроту проблема понимания причины движения приобрела с возникновением христианской догмы сотворения мира. Чтобы доказать С. мира, нужно раскрыть в нем самом источник и механизм его движения, тогда как теология переносит этот источник вовне (“деятельность” бога). Теоретическая (методологическая) несостоятельность механистического понимания причинности (и изменений) состоит в том, что оно не может противостоять идее “первотолчка” (ньютоновская механика) и не способно объяснить реальные процессы развития. Для научного объяснения С. требовалось коренное преобразование метода мышления: на помощь материализму должна была прийти диалектика. Спинозовская идея causa sui (причина самой себя), лейбницевский принцип монады как самодеятельной, самоопределяющейся субстанции, кан-товские идеи развития неба, земли и человека, идея эволюции в философии Шеллинга, наконец, гегелевская идеалистическая диалектика — вехи на пути формирования концепции С., состоящей не в чем ином, как в “некотором изображении противоречия” (Гегель). Марксистская философия, отстаивая материалистический подход к С., подчеркивает диалектическое содержание категории С., ее несовместимость с метафизическим и плоскоэволюционистским пониманием развития (простое уменьшение, увеличение, повторение) и неразрывную связь с диалектической концепцией развития как единства и борьбы противоположностей. САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЭТИКА — те чение в буржуазной теории морали, возникшее в конце 19 в., идеи к-рого развивают философы различных направлений — объективные идеалисты (Ф. Брэдли, Дж. Мак-Таггарт, Дж. С. Мак-кензи, Б. Бозанкет — Англия; Дж. Ройс—США), амер. и фр. персоналисты (Б. Боун, М. Колкинз, У. Хок-кинг, Э. Мунье, Ж. Бастид), итал. неогегельянец Кроче и др. Согласно С. э.. цель моральной деятельности состоит в реализации каждым индивидом своего “внутреннего Я”, к-рое считается уникальным, неповторимым. Отсюда делается вывод, что нравственное значение поступков человека заключается в и. своеобразии, индивидуальности. Такое толкование критерия нравственности, опирающееся на принцип индивидуализма, в конечном счете приводит к волюнтаристским выводам о морали. Множество индивидуальных “Я” теоретики С. э. включают в некую всеохватывающую систему “абсолютного Я” (иногда трактуемого как бог), по отношению к к-рому первые выступают как части единого целого. С помощью такой системы якобы утверждается гармония интересов: каждый человек, руководствуясь лишь требованиями своей индивидуальной сущности, служит целому, т. е. об-ву. Апологический смысл С. э. состоит в том, что она оправдывает всестороннее подчинение индивида законам жизни буржуазного об-ва, к-рому придается вид внеисторической, надсоциальной системы. САМОСОЗНАНИЕ—выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов. Животное тождественно своей жизнедеятельности, оно изменяет природу лишь в силу своего присутствия, т. е. относится к ней непосредственно. Человек же опосредствует свое отношение к природе общественной практикой, и прежде всего употреблением орудий труда. Благодаря труду он выделяется из непосредственной природной связи: в процессе труда соотносит свои цели и задачи с природным материалом и учитывает собственные возможности. Изменяя природу, он изменяется сам. Создавая в процессе труда продукты, человек как бы удваивается и в предмете своей деятельности созерцает дело своих рук. Он различает себя как деятеля и предметы своей деятельности. Но т. к. труд всегда носит общественный характер, то человек начинает сознавать себя как человека, принадлежащего данной исторической системе, лишь относясь к др. человеку как к себе подобному. Важную роль в формировании С. играет язык. С. (как задаток) возникает одновременно с сознанием (и прежде всего с общением) как производное от него, но проявляется по мере развития человека как культурно-исторического субъекта. Вначале человек отличает себя от объекта, сознает объект своей деятельности и самого себя как субъекта лишь в процессе практического действования с вещами. Затем С. проявляется как родовое, коллективное: человек еще поглощен родом, к-рый выступает носителем и средоточием человеческой сущности. С гибелью родового строя, появлением цивилизации и обособлением индивида возникает собственно С. личности. С. в истории философии выступало как действенный принцип, и этим часто исчерпывалось понимание практической деятельности человека (Фихте, Гегель, младогегельянцы). При этом С. рассматривалось нередко как начало, творящее и сам объективный мир. В действительности С., будучи действенным принципом, может быть понято в решающей мере лишь как результат практической общественно-производственной деятельности человека. САНКХЬЯ. 1. Одна из концепций, изложенных в древнеинд. эпосе “Ма-хабхарата”, в основе к-рой лежит идея высшего интуитивного знания о душе и психике человека. Служит дополнением к йоге. 2. Одна из ортодоксальных систем древнеинд. философии, сложившаяся около 1 в. н. э. С. признает существование во вселенной двух первоначал: материального — пракрити (материя, природа) и духовного — пуруши (сознание). Пуруша не является ни высшим богом — творцом, ни мировым духом. Это вечный, не меняющийся принцип индивидуальности, сознание, созерцающее как ход жизни живого существа, в к-ром оно находится, так и процесс эволюции вселенной, взятой в целом. Пракрити находится в постоянном изменении и развитии, подчинена закону причинно-следственной связи. Все видоизменения пракрити зависят от того, в каком соотношении в ней представлены три гуны (осн. тенденции существования материального мира): саттва (ясность, чистота), тамас (инертность) и раджас (активность) . Сочетания этих гун приводят к появлению всего многообразия природы. Контакт пракрити с пурушей обусловливает начало эволюции индивида и вселенной. Каждое живое существо состоит из трех частей: пуруши, тонкого тела и грубого тела. Тонкое тело состоит из интеллекта, органов чувств и связанных с ними элементов и чувства “Я”. Тонкое тело является средоточием кармы (Индуизм) и следует за пурушей, пока последняя не достигнет полного освобождения от воплощения в к.-л. существо. Грубое тело состоит из материальных элементов и гибнет со смертью существа. Основание системы С. приписывается легендарному мудрецу Капиле, однако первое систематическое изложение учения С.— санкхья-кари-ка — было дано Ишваракришной в первые вв. н. э. САНТАЯНА Джордж (1863— 1952) — амер. философ, писатель, сторонник критического реализма, в рамках к-рого он построил учение о четырех “царствах” — материи, сущности, истины и духа. Признавая объективное существование материального мира, считал доступным познанию лишь сущности, т. е. действительные или возможные качества вещей, выступающие в познании как знаки объектов. В понимании сущностей С. близок к Платону и Гуссерлю. С. рассматривал сознание как эпифеномен: познание не отражение действительности, но “более или менее значимая поэзия”. В эстетике определял прекрасное как “объективированное удовольствие”. В этике сторонник “эскапизма” (англ. escape — избегать) : счастье следует искать в освобождении (бегстве) духа от плоти, мира и познания. В социологии (“Господство и власть”, 1951) С. объяснял развитие об-ва инстинктами самосохранения, стремления к материальным благам и др. В политическом учении С.— антидемократ, сторонник власти “элиты”. Отвергая богословские догмы, С. признавал религию как “поэзию общественного поведения”. Осн. соч.: “Жизнь разума” (5 тт., 1905—06), “Царства бытия” (4 тт., 1927—40). САРАСВАТИ — см. Даянанда. САРТР Жан Поль (1905—80) — фр. философ и писатель, глава фр. атеистического экзистенциализма. Его философские взгляды противоречивы. В них своеобразно переплетаются идеи Кьеркегора, Гуссерля и 3. Фрейда. Подчеркивая прогрессивность марксистской философии, С. стремился “дополнить” марксизм, подведя под него фундамент экзистенциалистской антропологии и психоанализа. В целом же для взглядов С. характерна тенденция поиска среднего пути между идеализмом и материализмом, попытка их преодоления. Отправляясь от осн. идеи экзистенциализма -— “существование предшествует сущности”, С. строит свою “феноменологическую онтологию” на радикальном противопоставлении двух видов бытия: “бытия-в-себе”, заменяющего объективную действительность, и “бытия-для-себя”, тождественного “человеческой реальности”, т. е. сознанию. Разрыв бытия и сознания приводит С. к дуализму; Являясь причиной своего особого рода бытия, сознание, по С., есть “небытие бытия”, трещина в нем, “ничто”, но лишь оно является источником активности, движения, качественного многообразия жизни, вносит смысл в инертный и абсурдный мир. С. называет свою концепцию диалектической, но превращает диалектику в метод обоснования индетерминизма. Его диалектика чисто негативна. Сфера ее ограничивается областью сознания, она полностью изгоняется из природы. В морали С. стоит на позициях чистой субъективности. Осн. категорией выступает здесь свобода. Рассматриваемая на базе индивидуального сознания, она предстает как сущность человеческого поведения, источник деятельности и единственная возможность существования человека: “человек всегда и целиком свободен или его нет вовсе”. Каждый человек “вынужден сам изобретать для себя свой закон”, “проектировать” себя, выбирать свою собственную мораль. В “Критике диалектического разума” (1960) С. пытается преодолеть субъективистский характер своей концепции и построить новую теорию общественных отношений и исторического развития, но, оттесняя на задний план объективные экономические и социальные структуры и исходя из индивидуального человеческого действия, его логики, он заменяет социально-исторический анализ антропологическим. С философскими взглядами С. тесно связано его литературное творчество. Общественно-политическая позиция С. непоследовательна. Он был участником Сопротивления, критиковал пороки капиталистического об-ва, выступал за мир и демократию, в поддержку национально-освободительного движения, против агрессии США во Вьетнаме. Вместе с тем последние годы С. склонялся к ультралевому движению, солидаризировался с маоистскими и ревизионистскими идеями. Осн. соч.: “Воображение” (1936), “Воображаемое” (1940), “Бытие и ничто” (1943), “Экзистенциализм — это гуманизм” (1946), “Ситуации” (6 тт., 1947—64). СВЕДЕНБОРГ Эммануэль (1688— 1772) — шведский ученый-натуралист, впоследствии мистик и теософ. С. известен своими трудами по математике, механике, астрономии, горному делу, являлся почетным членом Петербургской академии наук. Философские труды С. были проникнуты поначалу духом рационализма лейбнице-воль-фианского толка. В результате нервного потрясения и галлюцинаций С. впал в мистику. Объявив себя “духовидцем”, С. приступил к аллегорическому комментированию Библии, якобы порученному ему самим Христом. Теософское учение С. испытало заметное влияние гностицизма и каббалы. Мистицизм и оккультизм С. были подвергнуты критике Кантом в работе “Грезы духовидца...”. С. имел последователей в Германии, Франции и России, особенно в масонских ложах. Осн. соч.: “Небесные тайны” (1749—56), “О небе, аде и мире духов” (1758). СВОБОДА ВОЛИ—см. Воля. СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ— философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью люден и объективными законами природы и об-ва. Идеалисты в своем большинстве рассматривают С. и н. как взаимоисключающие понятия и понимают С. как самоопределение духа, как С. воли, как возможность поступать согласно волеизъявлению, к-рое не детерминировано внешними условиями. Они полагают, что идея детерминизма, устанавливающая необходимость человеческих поступков, полностью снимает ответственность человека и делает невозможной нравственную оценку его действий. Только ничем не ограниченная и безусловная С. выступает, с их т. зр., единственной основой человеческой ответственности, а следовательно, и этики. Крайний субъективизм в объяснении С. допускают, напр., приверженцы экзистенциализма (Сартр. Ясперс и др.). Диаметрально противоположного и тоже неверного взгляда придерживаются сторонники механистического детерминизма. Они отрицают С. воли, мотивируя это тем, что действия и поступки человека во всех случаях определены внешними, не зависящими от него обстоятельствами. Эта метафизическая концепция означает абсолютизацию объективной Н. и приводит к фатализму. Научное объяснение С. и н. основано на признании их органической взаимосвязи. Первая попытка обоснования этой т. зр. принадлежит Спинозе, к-рый определял С. как осознанную Н. Развернутая концепция диалектического единства-С. и н. с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы С. и н. исходит из признания объективной Н. как первичного, а воли и сознания человека как вторичного, производного. Н. существует в природе и об-ве в форме объективных законов. Непознанные законы проявляются как “слепая” Н. В начале своей истории человек, будучи не в состоянии проникнуть в тайны природы, оставался рабом непознанной Н., был не свободен. Чем глубже человек постигал объективные законы, тем более осознанной и свободной становилась его деятельность. Помимо природы ограничение человеческой С. обусловлено еще зависимостью людей от господствующих над ними в определенных исторических условиях общественных сил. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ (досуг) — часть внерабочего времени, к-рая остается после непреложных занятий (сон, питание, дорога на работу и обратно, бытовое самообслуживание и т. п.) и расходуется на восстановление сила также на физическое и духовное развитие человека. С. в. охватывает учебу и самообразование, приобщение к культуре (чтение, посещение театра, музея, кино и т. п.), общественно-политическую активность, научно-техническое любительское творчество, художественно-эстетическую самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам и др., но может содержать также пассивный отдых (“ничегонеделание”) и даже антикультурные занятия. Социальная ценность С. в. в конкретно-исторической обстановке определенного общественного строя определяется его величиной (объемом), структурой и содержанием. По величине С. в. за последние десятилетия возросло в несколько раз, и ныне в развитых странах мира вопрос стоит о дальнейшем его росте за счет сокращения не столько рабочего времени, сколько времени, затрачиваемого на разные бытовые нужды (дорога, домашний труд, воспитание детей и т. п.). В структуре и содержании С. в. решающую роль играет соотношение “возвышенных” и “низменных” занятий. Маркс считал С. в. осн. “пространством” развития индивида, мерилом богатства коммунистического об-ва (Т. 46. Ч. II. С. 217). Известно, что увеличение С. в. сопровождается негативными социальными явлениями, в связи с чем ряд зап. социологов критически относятся к перспективам “об-ва досуга”. Социалистическая идея исходит из того, что ставит своей целью повышение уровня культурно-бытового обеспечения С. в. в интересах всестороннего развития человека. СВОЙСТВО — сторона предмета, обусловливающая его различие или сходство с др. предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ними (напр., протяженность, упругость, цвет, электропроводность и т. д.). Всякое С. относительно. По отношению к дереву железо твердо, по отношению к алмазу оно мягко. Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством С., единство к-рых означает ее качество (Качество и количество). С., присущие всем предметам или связанные с самой природой материи, наз. всеобщими (атрибутами). С. бывают специфическими и общими, гл. и неглавными, необходимыми и случайными, существенными и несущественными, внешними и внутренними, совместимыми и несовместимыми, отделимыми и неотделимыми, естественными и искусственными и т. п. Диалектический материализм утверждает, что все С. вещей присущи самим вещам, т. е. объективны. Отделить их от вещи можно лишь мысленно. Изучение отдельных С. предметов служит ступенькой к познанию их качеств. “СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО, ИЛИ КРИТИКА КРИТИЧЕСКОЙ КРИТИКИ” (1845) — первый совместный философский труд Маркса и Энгельса. “Святое семейство” — шуточное прозвище философов братьев Бауэров с их последователями. Они “проповедовали критику, которая стоит выше всякой действительности, выше партий и политики, отрицает всякую практическую деятельность и лишь “критически” созерцает окружающий мир и происходящие в нем события. Господа Бауэры свысока судили о пролетариате, как о некритической массе. Против этого вздорного и вредного направления решительно восстали Маркс и Энгельс” (Ленин В. И.' Т. 2. С. 10). В “С. с.” дается глубокая критика идеализма Гегеля и младогегельянцев и продолжается разработка диалектического и исторического материализма. Маркс и Энгельс приходят к важнейшей идее материалистического понимания истории — идее общественных производственных отношений. Подвергая резкой критике защищаемый младогегельянцами культ личности, они показывают, что содержанием истории является борьба трудящихся масс против эксплуататоров, формулируют мысль о пролетариате как могильщике капитализма. В “С. с.” дается глубокий и содержательный очерк истории философии, особенно истории материализма в Англии и Франции. Это произв.— важная веха на пути формирования марксистских представлений о коммунизме. СЕКСТ ЭМПИРИК (ок. 200 — ок. 250) — греч. философ и врач, последователь Энесидема. В сохранившихся соч. С. Э.— “Пирроновы основоположения” и “Против математиков” — содержится сводка всех аргументов, с помощью к-рых античный скептицизм опровергал представление “догматической” философии о возможности доказательного, неоспоримого знания. Доказывая невозможность к.-л. общеобязательных научных, теологических, этических и т. п. истин, С. Э. рекомендовал воздержание от всякого решения, знания, чтобы тем самым достигнуть душевного равновесия и блаженства, осуществление к-рых и есть цель философии. С. Э. предлагал руководствоваться в жизни естественными потребностями, склонностями, привычками, законами, традициями и прежде всего обычным здравым смыслом. СЕЛЬСКАЯ ОБЩИНА — социальная общность, принадлежащая к типу первобытных общин. Ранняя С. о. представляет собой территориальное единство большесемейных (домовых) общин, находящихся в отношениях иерархического господства и подчинения чаще всего по принципу генеалогической близости к исторически достоверному основателю общины. Должность вождя ранней С. о., согласно традиции, наследуется одной из домовых общин; главы больших семей избираются их членами. В ведении С. о. находятся экономические, военные и политические вопросы. Собственность на землю общая, каждой семье принадлежит своя доля. Кровнородственное ядро С. о. образует ее основу и продолжает играть ведущую роль в религиозной жизни данной общины, в брачно-се-мейных отношениях ее членов, в определении права наследства. В составе С. о. выделяются знать, свободные члены и зависимые люди. Более поздний вид С. о. состоит из моногамных семей, превративших домовую собственность в частную. В С. о. на основе имущественной и социальной дифференциации более или менее интенсивно протекает процесс формировяния классов. С. о. может служить основой или важным элементом докапиталистических социальных систем, приходящих на смену первобытнообщинному строю. Стадию С. о. прошли все известные истории народы, а ее пережитки сохранялись и в классовом об-ве (напр., в России она существовала до конца 19 в.). СЕМАНТИКА — раздел семиотики. СЕМАНТИЧЕСКИЕ АНТИНОМИИ— антиномии, возникающие в высказываниях, предметом к-рых являются выражения нек-рого языка. Представителем одного из осн. типов С. а. служит антиномия “Лжец”, восходящая к Евбулиду из МиЛета (4 в. до и. э.), к-рую можно сформулировать так: [Предложение, взятое на этой странице в квадратные скобки, ложно]. Если это предложение истинно, то из его содержания вытекает, что оно ложно. Если же оно ложно, то опять-таки из его содержания вытекает, что оно истинно. Т. обр., в нарушение логического закона противоречия в любом случае это предложение оказывается и истинным и ложным. Др. примером С. а. является антиномия К. Греллинга, основанная на понятии “гетерологического предиката”. Предикат, т. е. слово, выражающее нек-рое свойство, наз. гетерологиче-ским, если он сам не обладает этим свойством (напр., слово “трехсложное” само не является трехсложным). Антиномия возникает при приложении этого определения к предикату “гетерологический”; если он является гетерологи-ческим, то, по определению, не обладает выражаемым им свойством, т. е. не является гетерологическим; если же он не гетерологический, то, опять-таки по определению, должен обладать выражаемым им свойством, т. е. является гетерологическим. Антиномии описанного рода возникают в тех случаях, когда язык, в к-ром строится антиномия, содержит имена для своих собственных выражений, а также предикаты “истинный”, “ложный”, “гетерологический” и т. п. Для исключения С. а. существуют различные способы; один из них состоит в различении метаязыка и языка-объекта и строгом'определении соответствующих предикатов в метаязыке (Истина в формализованных языках). СЕМИОТИКА (греч. semeion — знак) — дисциплина, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем (Знак) — от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки. Осн. функциями знаковой системы являются: 1) функция передачи сообщения или выражения смысла (Значение и смысл); 2) функция общения, т. е. обеспечение понимания слушателем (читателем) передаваемого сообщения, а также побуждение к действию, эмоциональное воздействие и т. п. Осуществление любой из этих функций предполагает определенную внутреннюю организацию знаковой системы, т. е. наличие различных знаков и законов их сочетания. В соответствии с этим выделяются три осн. раздела С.: 1) синтактика, или изучение внутренней структуры знаковых систем безотносительно к выполняемым ими функциям; 2) семантика, изучающая знаковые системы как средство выражения смысла; 3) прагматика, изучающая отношение знаковых систем к тем, кто их использует. Наибольшую роль в развитии методов С. играет исследование систем, обладающих, с одной стороны, достаточно богатыми средствами выражения смысла, а с др.— достаточно четко выраженной структурой. Такими системами до настоящего времени являются прежде всего формализованные языки математики, в особенности математической логики. Наиболее развитой семиотической дисциплиной является металоги-ка. Семиотические исследования способствуют формализации новых областей науки (ср. развивающиеся за последнее время исчисления в области математической лингвистики, опыты формализации нек-рых понятий прагматики, понятия “стихотворного размера” и др.). Понятия и методы С. приобретают большое значение в связи с развитием теории и практики рационального хранения и автоматической обработки информации; в этой области С. тесно соприкасается с кибернетикой. Осн. принципы С. впервые были сформулированы амер. логиком и математиком Пирсом, впоследствии они были изложены и систематизированы философом Ч. Моррисом (“Основы теории знаков”, 1938). Вопросы С., по существу, рассматривались еще с 20-х гг. нашего столетия представителями львовско-варшавской школы. СЕМЬЯ — вид социальной общности, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и др. родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Жизнь С. характеризуется различными материальными (биологическими, хозяйственными) и духовными (нравственными, правовыми, психологическими, эстетическими) процессами. Социальная роль семьи определяется ее непосредственным участием в воспроизводстве самого человека, в продлении человеческого рода. С.— категория историческая. Ее типы, формы и функции обусловлены характером существующих производственных отношений, общественных отношений в целом, а также уровнем культурного развития об-ва. В свою очередь С. также воздействует на жизнь об-ва (деторождение, социализация детей и подростков, труд в домашнем хозяйстве, влияние на физическое, духовное и нравственно-эстетическое развитие своих членов). В вопросе о происхождении семьи есть две т. зр. Большинство специалистов продолжают считать, что в начале первобытнообщинного строя господствовали беспорядочные половые отношения. На смену им пришел групповой брак, вытесненный позже парным браком, к-рый и стал основой сначала большой материнской, а затем большой отцовской семьи-общины соответственно материнскому роду (матриархат) и отцовскому роду (патриархат). Нек-рые новые исследования привели ряд ученых к выводу об изначальности парной С., существовавшей на базе женского и мужского рода (матриархат, патриархат), ведшей материнский и отцовский счет родства. Установление моногамии сопровождалось порабощением женщины мужчиной. Она постепенно превращалась в собственность, в рабу своего мужа-хозяина. Гл. целью С. становится накопление богатства и передача его законным наследникам. Социальный прогресс, реализация идеи гуманизма открывают простор для достижения равенства женщины с мужчиной во всех областях общественной жизни, в т.ч. и в С. Любовь, долг, взаимное уважение, забота о воспитании детей, забота взрослых детей о родителях — важные нравственные принципы С. в социалистическом об-ве. В ходе перестройки и обновления социалистического об-ва семейные отношения совершенствуются, возрастает роль С. в об-ве. СЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛА — фи-лософско-теологическая школа, существовавшая в Сен-Викторском монастыре в Париже в 12 в. Основана Гильомом из Шампо (ок. 1069—1121). Викториан-цы опирались на мистические традиции Августина, Псевдо-Дионисия Арео-пагита, Бернара Клервоского, но в противоположность последнему, отвергавшему науку как познание мира и схоластику как познание бога, считали, что и схоластика, и свободные искусства, и наука обладают познавательной ценностью, но приобретают смысл и цель исключительно в мистическом постижении бога. Представители С.-В. ш.— Гуго, Ришар, Годфри и Вальтер Сен-Викторские. Гуго Сен-Викторский стремился сочетать мистику с рационализмом и занятиями наукой. Опираясь на Аристотеля, Гуго создал классификацию и систематизацию наук, а также теорию абстракции (в связи с дискуссией о природе универсалий). В психологии он стоял на августинианских позициях. В натуральной теологии Гуго развил апостериорное (из внешнего и внутреннего опыта) и телеологическое доказательства бытия бога. По его мысли, философское (посредством разума) и теологическое (путем диалектического исследования данных откровения) познание бога неполны, т. к. они суть только познания о боге, а не его самого. Прямое постижение возможно лишь на высшей ступени созерцания — в мистическом интуитивном уподоблении богу. Ришар Сен-Викторский, ученик и преемник Гуго, также считал разум необходимым для исследования истины; различал шесть ступеней познания, высшей из них считал мистический экстаз. Вальтер Сен-Викторский известен как противник схоластического рационализма. СЕНЕКА Луций Анней (ок. 4 до н. э.— 65 н. э.) — представитель римского стоицизма (Стоики), воспитатель императора Нерона, по приговору к-ро-го покончил жизнь самоубийством. Его труды (“Нравственные письма к Лу-цилию” и др.) дошли до нас в подлинниках. Учение С., отражая конфликт-ность той эпохи, было крайне противоречиво. С. сохранял пантеизм греч. стоиков, рассматривал мир как единое материальное и разумное целое. С. разрабатывал гл. обр. морально-этические проблемы, при правильном решении к-рых, по его словам, достигается спокойствие и невозмутимость духа (Атараксия). Свою в основном индивидуалистическую этику он пытается связать с задачами об-ва и государства. Этика С. оказала большое влияние на выработку христианской идеологии. Энгельс называл С. дядей христианства (Т. 19. С. 307). СЕН-СИМОН Клод Анри (1760— 1825) — фр. утопический социалист. Во время фр. буржуазной революции примыкал к якобинцам; участвовал в войне за независимость в США. С.-С. разделял взгляды фр. материалистов, выступал против деизма и идеализма, противопоставляя им “физицизм”, т. е. изучение природы. Решительно защищая детерминизм, он распространял его на развитие человеческого об-ва и особое внимание уделял обоснованию идеи исторической закономерности. История, считал он, должна стать такой же положительной наукой, как и естествознание. По мнению С.-С., каждая общественная система является шагом вперед в истории. Движущими силами общественного развития является прогресс научных знаний, морали и религии. Соответственно история проходит три фазы развития: теологическую (период господства религии, охватывающий рабовладельческое и феодальное об-ва), метафизическую (период крушения феодальной и теологической систем) и позитивную (будущий общественный строй). Несмотря на идеалистический подход к истории, идея объективности общественного прогресса, догадки о роли собственности и классов в развитии об-ва представляют большую заслугу С.-С. Социологическая концепция С.-С. служила целям обоснования исторической необходимости установления нового общественного строя как закономерного результата предшествующей истории. Об-во будущего, по С.-С., основано на научно и планово организованной крупной промышленности, но с сохранением частной собственности и классов. Господствующая роль в нем принадлежит ученым и промышленникам. К последним С.-С. относил и рабочих, и фабрикантов, купцов, банкиров. Всем должно быть обеспечено право на труд: каждый работает по способностям. В будущем об-ве управление людьми будет заменено распоряжением вещами и руководством производством. Утопический характер воззрений С.-С. особенно ярко проявился в непонимании исторической роли пролетариата как творца нового об-ва и революции как средства преобразования старого об-ва, в наивной надежде на то, что пропагандой “позитивной” (положительной) философии можно добиться разумной организации жизни людей. После смерти С.-С. его учение пропагандировали Б. П. Анфантен (1796—1864) и С.-А. Базар (1791—1832), а его трехстадийная теория развития об-ва оказала значительное влияние на Конта. Однако вскоре школа сен-симонистов выродилась в религиозную секту, отстаивающую слабые стороны учения С.-С. Осн. соч.: “Письма женевского обитателя к современникам” (1802), “Очерк науки о человеке” (1813—16), “Труд о всемирном тяготении” (1813—22), “О промышленной системе” (1821), “Катехизис промышленников” (1823—24), “Новое христианство” (1825). СЕНСУАЛИЗМ (лат. sensus — чувство, ощущение) — учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания. Если ощущения рассматриваются как отражение объективной реальности, то последовательный С. при известных условиях приводит к материализму (Гольбах, Гель-веций, Фейербах). Но если в ощущениях усматривается только субъективное, за к-рым якобы ничего не существует или существует непознаваемая “вещь в себе”, то С. приводит к субъективному идеализму (Беркли, Юм, Кант, Мах, Авенариус, Богданов). Поэтому сам по себе С. не является еще выражением материалистической линии в философии. Ощущения могут стать необходимой стороной познания только при условии их органического единства с др. сторонами процесса познания — практикой и абстрактным мышлением (Познание, Теория и практика. Рационализм, Созерцательность, Эмпиризм). СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (фр. sentiment — чувство) — художественный метод, возникший в Англии в середине 18 в. и получивший распространение гл. обр. в европейской литературе (Дж. Ричардсон, Л. Стерн — в Англии; Руссо, Л. С. Мерсье — во Франции; Гердер, Жан Поль — в Германии; Н. М. Карамзин и ранний В. А. Жуковский—в России). Будучи последним этапом в развитии Просвещения, С. по своему идейному содержанию и художественным особенностям противостоял классицизму. В С. нашли свое выражение общественные устремления и настроения демократической части “третьего сословия”, ее протест против феодальных пережитков, против усиливающегося социального неравенства и нивелирования личности в складывающемся буржуазном об-ве. Но эти прогрессивные тенденции С. существенно ограничивались его эстетическим кредо: идеализацией естественной жизни на лоне природы, как свободной от всякого принуждения и угнетения, лишенной пороков цивилизации; антирационализмом. СЕРНО-СОЛОВЬЕВИЧ Николай Александрович (1834—66) — рус.революционный демократ, публицист, социолог. Служил в различных учреждениях, готовивших “крестьянскую реформу”. Будучи просветителем, ожидал решения крестьянского вопроса от проведения реформы “сверху”. К 1860 С.-С. перешел на позиции революционной демократии, сблизился с Чернышевским. возлагал надежды на крестьянскую революцию “снизу”. В 1860 за границей встретился с Герценом и Огаревым. В 1861 участвовал в создании об-ва “Земля и воля”, развернул активную революционную пропаганду. В 1862 заключен в Петропавловскую крепость, в 1865 сослан в Сибирь. В центре внимания С.-С. были проблемы освобождения крестьян от крепостной зависимости, демократизации страны, критики капитализма и обоснования социалистического идеала. Будучи социалистом-утопистом, он возлагал надежды на общину, как “великое мирское начало”. С.-С. стоял на позициях философского материализма; считал, что “системой мира, как и развитием человечества, правят постоянные законы”, к-рые, как и всякая истина, познаются в практике человеческой деятельности, в процессе изучения общественной жизни. С.-С. приходил к выводу, что научной социологии еще не создано, ибо недостаточен уровень развития науки о природе и человеке, политэкономии, статистики и др.; указывал, что в сознание масс следует внести идею необходимости революционного изменения жизни в России. Осн. соч.: “Окончательное решение крестьянского вопроса” (1861), “Мысли вслух” (1862), • “Ответ Великороссу” (1861), “Не требует ли нынешнее состояние знаний новой науки?” (1865). СЕЧЕНОВ Иван Михайлович (1829— 1905) — рус. естествоиспытатель, “отец русской физиологии” и основоположник материалистической психологии в России. На философские и общественно-политические взгляды С. существенное влияние оказали рус. революционные демократы, и особенно Чернышевский. С. положил начало экспериментальным физиологическим исследованиям центральной нервной системы, в частности головного мозга. Его важнейшие достижения в области физиологии нервной системы — открытие центрального торможения и свойства “инертности” нервной ткани. Распространив рефлекторный принцип на деятельность головного мозга (работы “Рефлексы головного мозга”, 1863; “Кому и как разрабатывать психологию”, 1873), С. положил начало созданию рефлекторной теории психической деятельности животных и человека. Им введены новые понятия (“чувствующего снаряда”, или анализатора, приобретенных рефлексов и др.), к-рые явились отправными при создании И. Павловым учения о высшей нервной деятельности. С. сделал важный вклад в естественнонаучное обоснование таких проблем материалистической гносеологии, как вопрос о природе чувственного отражения и его познавательной функции, о связи и переходе от чувственного отражения к мышлению и о природе мыслительных процессов, о роли предметной, практической деятельности в формировании образа и психических способностей, и ряда др. проблем. СИГЕР БРАБАНТСКИЙ (ок. 1235 — ок. 1282) — средневековый философ, один из основателей латинского авер-роизма. Преподавал на факультете искусств Парижского ун-та, за свои взгляды дважды был осужден судом инквизиции. Философская основа воззрений С. Б.— аристотелизм, преимущественно в аверроистском истолковании, хотя в ряде пунктов взгляды Авер-роэса и С. Б. существенно различались. Проблему соотношения разума и веры, философии и религии С. Б. решал менее радикально: им была сформулирована теория двойственной истины. (истины философии и теологии могут противоречить друг Другу). Рассматривая проблему отношения бога и мира, С. Б. отрицал творение богом мира из ничего, божественное провидение, разделение бытия на сущность и существование. Бог трактуется как перво-двигатель, первопричина совечного ему материального мира, а творение — как вневременной процесс. С. Б. развивал идею всеобщего детерминизма: божественная деятельность носит характер не свободно волевой, а необходимый (эта т. зр. ведет к деперсонализации бога); не существует свободы воли у человека; процессы и события на Земле детерминированы движением небесных тел (т. е. имеют не внеприродные, божественные, а естественные причины). Эта астрологическая концепция, почерпнутая из араб. философии, дополняется идеей вечного повторения, циклического характера мировых процессов. Исходя из аристотелевского понимания души как формы тела, С. Б. связывал деятельность индивидуальной души с чувственным познанием и утверждал, что она, в отличие от бессмертного человеческого разума, гибнет вместе с телом. СИЛЛОГИЗМ — см. Силлогистика. СИЛЛОГИСТИКА—учение о сил логистическом умозаключении (силлогизме), исторически первая, сформулированная Аристотелем логическая система дедукции. Пример силлогизма: “Если всякий металл электропроводен и некоторые жидкости — металлы, то некоторые жидкости электропровод-ны”. Силлогизм состоит из трех терминов, составляющих попарно три суждения субъектно-предикативной структуры: двух посылок и заключения. Суждения в силлогизме различаются по качеству — утвердительные или отрицательные и по количеству — общие или частные. Суждения, содержащие термин, не входящий в заключение (наз. средним термином), составляют посылки силлогизма. В зависимости от положения среднего термина в посылках (является ли он субъектом или предикатом) все силлогизмы делятся на четыре фигуры. А в зависимости от качества и количества составляющих силлогизм суждений каждая из четырех фигур силлогизма подразделяется на различные модусы силлогизма. Осн. задача С.— выяснить, когда из посылок с необходимостью следует определенное заключение, а когда не следует. С. представляет собой узкую теорию дедукции. Использованием средств и методов математической логики достигается построение С. как формализованной теории, осуществляется ее строгая аксиоматизация, доказываются непротиворечивость и разрешимость этой системы. СИНЕРГЕТИКА (греч. synergos — совместно действующий) — область научного знания, в к-рой посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации, становления устойчивых структур в открытых системах. Термин “С.” стал активно использоваться в советской литературе после публикации на рус. языке работы Г. Хакена “Синергетика” (М., 1980), в к-рой он обозначил этим понятием совместный целостный, или кооперативный, эффект взаимодействия большого числа подсистем в открытых системах. Данный эффект может иметь место в различных физических, химических, живых и др. системах, способных к самоорганизации. При этом необходимы два условия: во-первых, система должна быть открытой, т. е. взаимодействовать с окружающей средой; во-вторых, число подсистем или компонентов, в результате взаимодействия к-рых возникает их коллективное, упорядоченное движение, должно превышать определенный минимум. Эффект возникновения из хаоса и беспорядка устойчивых, самоорганизующихся структур был обнаружен в физике еще в начале 20 в., однако суть этих процессов удалось раскрыть значительно позже, в частности на основе термодинамических принципов И. Р. Приго-жина. Будучи тесно связанной с кибернетикой. системным подходом. С. решает проблемы, имеющие также и большое философское значение. Вскрываемые ею механизмы самоорганизации согласуются с законами диалектики, категориями необходимости и случайности, вероятности, информации, определенности и неопределенности и позволяют глубже понять мн. философские вопросы. Результаты исследований в области С. позволяют по-новому взглянуть на процессы возникновения живых, биологических систем из неживых, расширяют наши представления о самодвижении материи. СИНТАКТИКА — раздел семиотики. СИНТЕТИЧЕСКОЕ И АНАЛИТИЧЕСКОЕ (греч. synthesis — соединение, сочетание и analysis — разложение, расчленение) — понятия, выражающие различные способы установления истинности предложений (высказываний). Все предложения нек-рой логически упорядоченной системы знания, зафиксированной в обычном языке или специальном языке науки, можно разделить на два типа: аналитические — те, истинность к-рых может быть установлена на основе только правил данной системы, без обращения к внеязыковым фактам, и синтетические — те, истинность к-рых не может быть выявлена на основе лишь этих правил и требует обращения к эмпирическим данным. В истории философии проблема С. и а. тесно связана с различением эмпирического и теоретического уровней знания. У Лейбница это различение находит выражение в делении всех истин на необходимые (теоретическое знание) и случайные (фактическое знание). Кант считал, что аналитические суждения не зависят от опыта, и определял их, в отличие от синтетических, как такие, предикат к-рых содержится в субъекте и тождествен ему. Строгое разграничение С. и а. имеет смысл лишь для данного формализованного языка. Среди его выражений различают логические истины (аналитические предложения) и фактические истины (синтетические предложения). Логические истины не сообщают никакой непосредственной информации о внеязыковой реельности и составляют содержание формальной логики. Фактические истины базируются на опыте и выражают содержание (в т. ч. законы) конкретных наук. В противоположность неопозитивизму, трактующему аналитические предложения как языковые конвенции (Конвенционализм), диалектический материализм исходит из того, что все утверждения любой науки в конечном счете детерминированы объективной реальностью. Деление предложений на синтетические и аналитические обусловлено их ролью в системе знания. СИНТОИЗМ (япон. “синто” — путь богов) — религия, возникшая в Японии при первобытнообщинном строе, претерпела в своем развитии значительные изменения. Впервые термин “синто” стал употребляться в 18 в., чтобы отличить С. от буддизма, из к-рого были заимствованы мн. обряды и представления. В 1868 С. был провозглашен государственной религией и формально был ею до 1945; фактически С. стал терять свое значение с конца 19 в. Гл. в С.— поклонение многочисленным ками (духам), к-рые первоначально олицетворялись в животных, растениях, предметах, явлениях природы и душах предков. Согласно С., связь между божествами и людьми осуществляется через императора (микадо) — потомка Ама-терасу (богини солнца) и ее представителя на земле. Микадо считается родоначальником всех японцев, и ему воздаются божественные почести. С поражением Японии во 2-й. мировой воине божественное происхождение микадо стало отрицаться, хотя в нек-рых отношениях С. модернизируется и возрождается. СИСТЕМА (греч. systema — составленное из частей, соединенное) — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Понятие С. играет важную роль в философии, науке, технике и практической деятельности. Начиная с середины 20 в. ведутся интенсивные разработки в области системного подхода и общей теории систем: Понятие С. имеет длительную историю. Уже в античности был сформулирован тезис о том, что целое больше суммы его частей. Стоики истолковывали С. как мировой порядок. В развитии философии, начиная с античности (Платон, Аристотель). большое внимание было уделено также раскрытию специфических особенностей С. знания. Системность познания подчеркивал Кант; дальнейшее развитие эта линия получила у Шеллинга и Гегеля. В 17—19 вв. в различных специальных науках исследовались определенные типы С. (геометрические, механические С. и т. д.). Марксизм сформулировал философские и методологические основы научного познания целостных развивающихся С. Важнейшую роль в этой связи играет диалек-тико-материалистический принцип системности. В середине 20 в. большое значение для понимания механизмов С. управления (больших, сложных С.) приобрели кибернетика и цикл связанных с нею научных и технических дисциплин. Понятие С. органически связано с понятиями целостности, элемента, подсистемы, связи,' отношения, структуры и др. Для С. характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организованность), но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с к-рой С. проявляет свою целостность. Любая С. может быть рассмотрена как элемент С. более высокого порядка, в то время как ее элементы могут выступать в качестве С. более низкого порядка. Иерархичность, мно-юуровневость характеризуют строение, морфологию С. и ее поведение, функционирование: отдельные уровни С. обусловливают определенные аспекты ее поведения, а целостное функционирование оказывается результатом взаимодействия всех ее сторон, уровней. Для большинства С. характерно наличие в них процессов передачи информации и управления. К наиболее сложным типам С. относятся целенаправленные С., поведение к-рых подчинено достижению определенной цели, и самоорганизующиеся С., способные в процессе своего функционирования изменять свою структуру. Причем для мн. сложных С. (живых, социальных и т. д.) характерно существование разных по уровню, часто не согласующихся между собой целей, кооперирование и конфликт этих целей и т. д. В наиболее общем плане С. делятся на материальные и абстрактные (идеальные). Первые, в свою очередь, включают С. неорганической природы (физические, химические, геологические и т. п. С.), живые С., особый класс материальных С. образуют социальные С. Абстрактные С. являются' продуктом человеческого мышления, и они также могут быть разделены на ряд типов. Используются и др. основания классификации С. Интенсивное развитие в 20 в. системных методов исследования и широкое "использование этих методов для решения практических задач науки и техники (напр., для анализа различных биологических С., С. воздействия человека на природу, для построения С. управления транспортом, космическими полетами, различных С. организации и управления производством, систем моделирования глобального развития и т. д.) потребовало разработки строгих формальных определений понятия С., к-рые строятся с помощью языков множеств теории, математической логики, кибернетики и т. д.. взаимно дополняя друг друга.
Обратно в раздел философия |
|