Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Философский словарь

Современный философский словарь включает в себя: основные философские термины, понятия и определения, учения и личности.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Ш

ШАРРОН Пьер (1541—1603) — фр. философ. Вначале был адвокатом, потом стал священником. Ученик и друг Монтеня. Прославился своими скептическими взглядами, близкими к воззрениям Монтеня и изложенными гл. обр. в соч. “О мудрости” (1601). Ш. считал, что человек не может гарантировать истинность к.-л. из форм религии, т. к. последняя не присуща ему от природы, а формируется под воздействием воспитания и окружающих условий. Первичным в человеке является только нравственность, религия же зависит от нравственности. Следовательно, надо жить по изначальным нравственным законам, а исповедовать ту религию, к-рая поддерживается властью. Трактат “0 мудрости” явился причиной обвинения Ш. богословами в неверии.

ШАРТРСКАЯ ШКОЛА — школа оп позиционной средневековой схоластики. Основана в 990 как кафедральная школа а Шартре Фульбером, выдающимся эрудитом своего времени, знатоком араб. науки к через нее — античного знания. Благодаря переводческой деятельности в Ш. ш. стали известны араб., еврейские и греч. естественнонаучные и философские тексты. Источники философии Ш. ш.: платонизм (Платон), почерпнутый из диалога “Тимей” и комментария к нему Халцидия; элементы аристотелизма (Аристотель), воззрения Боэция и Эриугены. Наиболее значительные представители Ш. ш.: Бернар Шартрский, Жильбер де ла Поррэ, Тьерри Шартрский, Гильом из Конша, Иоанн Солсберийский. Общая направленность их философских взглядов — отрицательное отношение к спекулятивной теологии, тенденция превращения теологии в онтологию и натурфилософию, стремление разделить сферы философии и науки, с одной стороны, и теологии — с др. В решении проблемы универсалий щартрианцы придерживались реализма (Реализм средневековый). Нек-рые философы Ш. ш. были сторонниками опытно-индуктивистской трактовки знания. Иоанн Солсберийский создал одно из первых средневековых учений о государстве, примечательной чертой к-рого является античная идея тождества божественного и естественного права, трактовка тирании как нарушения этого права и оправдание борьбы с тиранией.

ШВЕЙЦЕР Альберт (1875—1965) — нем.-фр. философ-гуманист, теолог, прогрессивный общественный деятель. Мн. гг. был врачом в селении Ламба-рене (Габон, Экваториальная Африка), посвятив свою деятельность борьбе за гуманистические идеалы. В основу своих философских воззрений (к-рые Ш. называл “новым рационализмом”) он положил не знание о мире, а сам факт жизни, считая, что “благоговение перед жизнью” должно стать принципом всей философии. Ш. рассматривал этот принцип как своеобразный “фильтр” против отрицательных последствий цивилизации, видя в нем перспективу морального совершенствования человечества. Путь к осуществлению гуманистических идеалов состоял для Ш. не в социальных преобразованиях, а в личных усилиях отдельных людей, направленных на улучшение “природы человека”. Оптимистический взгляд на будущее человечества имел у Ш. религиозный оттенок, соединялся с этическим толкованием образа Христа. В целом же мировоззрение Ш. не составляло стройной системы, объединяя в себе различные философские концепции. Ш. был противником войны, неоднократно выступал за запрещение ядерного оружия. Лауреат Нобелевской премии мира. Осн. соч.: “Философия культуры” (12 тт., 1923—29), “Культура и этика” (1923).

ШЕВЧЕНКО Тарас Григорьевич (1814—61) —украинский поэт, художник, основоположник революционно-демократического направления в украинской общественной мысли. Р. в семье крепостного. В 1838 был выкуплен у помещика и поступил в Петербургскую академию художеств. Был связан с петрашевцами. В 1847 за участие в “Кирилло-Мефодиевском обществе” был арестован, приговорен к ссылке и определен рядовым в отдельный Оренбургский корпус под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать. После окончания ссылки (1857) Ш. сблизился с Чернышевским, Добролюбовым и др. сотрудниками журнала “[Современник”. Поэзия (сб. стихов “Кобзарь”, поэмы “Гайдамаки”, “Сон”, “Кавказ” и др.) и деятельность Ш. были направлены против царского самодержавия и крепостничества. Выступал против буржуазных националистов, за дружбу рус. и украинского народов, боролся за развитие национальной культуры. По своему мировоззрению Ш. был материалистом. Утверждал, что сила духа немыслима без материи. Подчеркивая неизбежность гибели феодально-крепостнического строя, он видел в народных массах решающую силу развития об-ва. Ш. резко критиковал религию и церковь. В эстетике стоял на позициях реализма, боролся за жизненную правдивость, народность и идейность искусства. Философские и эстетические взгляды поэта ярко отражены в его “Дневнике”.

ШЕЛГУНОВ Николай Васильевич (1824—91) — рус. революционный демократ и общественный деятель, последователь Чернышевского. Выступал со статьями по вопросам философии, истории, политики и экономики, а также как художественный критик и популяризатор естественнонаучных знаний. В прокламациях “К молодому поколению”, “К солдатам” резко критиковал реформу 1861, призывая к крестьянской революции. За выступления против крепостнических порядков неоднократно арестовывался. Ш. содействовал проникновению в Россию идей марксизма. В статье “Рабочий пролетариат в Англии и Франции” (1861) он изложил осн. идеи книги Энгельса “Положение рабочего класса в Англии”, отозвавшись об авторе как “об одном из лучших и благороднейших из немцев”, к-рому “европейская экономическая литература обязана лучшим сочинением об экономическом быте английского рабочего”. Сам Ш. в своих взглядах на об-во не поднялся до материализма, хотя и говорил о роли народных масс в истории, о значении развития производства для общественного прогресса. Он считал, что в России возможен переход к социализму через крестьянскую общину. С позиций материалистического сенсуализма Ш. критиковал учение о врожденных идеях. Будучи сторонником эстетической концепции Чернышевского, боролся против теории “искусства для искусства”. Философской проблематике посвящены работы: “Условия прогресса” (1863), “Земля и органическая жизнь” (1863), “Убыточность незнания” (1864), “Письма о воспитании” (1873—74) и др.

ШЕЛЕР Макс (1874—1928) — нем. философ-идеалист, один из основоположников философской антропологии, феноменологической (Феноменология) аксиологии и социологии знания. В своих построениях Ш. пытался объединить принципы неокантианства и философии жизни на основе феноменологического метода Гуссерля. Первоначально философия Ш. выстраивалась как нравственная. Он рассматривал ценности как независимые от человека и человечества “предметные миры”. каждый из к-рых обладает своей сущностью. При соотнесении с миром ценностей в животной телесно-душевной стихии возникает собственно человеческое начало — личность как носительница духовных актов; в этих актах, к-рые и составляют сущность человеческой личности, постигаются идеальные “предметы” — ценности. Следующий период, для к-рого наиболее показательна тема “крушения ценностей”, вызванная первой мировой войной, характеризуется постепенным сдвигом интереса Ш. к собственно антропологической проблематике. Эта тенденция привела его к такому толкованию специфической сущности человека, к-рое уже не предполагало постулата о существовании “личного бога”: речь шла о понимании человека исходя из своеобразия его “положения в космосе”. В ходе третьего, и последнего периода философской эволюции Ш. его теологические интересы явно вытеснялись естественнонаучными, а нравственно-философские — социологическими. Социология Ш. базируется на философ-ско-антропологической посылке, согласно к-рой всякий “подлинно человеческий акт” одновременно и духовен и инстинктивен, может быть направлен либо на духовное содержание (сфера идеального), либо на содержание “жизненное”, “витальное” (область реального). При этом Ш. стремится утвердить абсолютную самостоятельность сфер, с к-рыми социология имеет дело. Влияние Ш. на зап. философию и социологию 20 в. многообразно. Его философия оказалась посредствующим звеном между философией жизни и экзистенциальной философией (Экзистенциализм); из нравственной философии Ш. немало почерпнули франц. персоналисты (Персонализм). Он оказал существенное влияние на последующий процесс развития антропологического интереса в нем. социальной философии — как в его правоконсервативном (Гелен, Шельскии и др.), так и левора-дикальном (Франкфуртская школа) вариантах. Осн. соч.: “Формализм в этике и материальная этика ценностей” (1913—16), “О вечном в человеке” (1921), “Положение человека в космосе” (1927).

ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм Ио-зеф (1775—1854) — нем. философ, видный представитель нем. классического идеализма. Проф. в Иене, Эрлангене и Берлине; член Мюнхенской академии наук. Выступил в 90-е гг. с серией работ по вопросам философии природы. Использовав идеи Канта и учение Лейбница о живых монадах и целесообразных силах природы, внес в понимание природы идею развития через противоречия. В своей “Системе трансцендентального идеализма” (1800) пытался сочетать субъективный идеализм Фихте с объективным идеализмом собственной системы- По Ш., философия должна дать ответ на два вопроса: каким образом развитие бессознательно-духовной природы приводит к возникновению сознания и каким образом, наоборот, сознание, к-рое само по себе есть лишь субъект, становится объектом. На первый вопрос отвечает “философия природы”, на второй — учение “трансцендентального идеализма”. Отличие своей системы от субъективного идеализма Фихте Ш. видел в том, что фихтевскому исхождению от субъекта он противопоставил — в философии природы — исследование, для к-рого первичным является объективное. При этом под субъектом Ш. понимает не сознание отдельного лица, а непосредственное созерцание разумом самого предмета, или “интеллектуальную интуицию”. В отличие от Фихте Ш. распространил “интеллектуальную интуицию” на все ступени размышления (“рефлексии”) сознания по поводу его собственной деятельности. Развивая это учение, Ш. примкнул к сторонникам романтической школы, для к-рой интуиция — удел только немногих избранных. Достигнув понимания собственной спонтанности, сознание постигает себя одновременно и как подчиненное необходимости, и как свободное. Через свободные действия отдельных людей необходимо действует и проявляется закономерный процесс, в к-ром сочетаются в единстве дух и природа, субъект и объект, свобода и необходимость. Однако открывается этот процесс, по Ш., не познанию, а только вере, и гарантии исторического и нравственного прогресса только в боге. Задуманное как диалектика необходимости и свободы в истории, но развитое на основе идеализма и мистики, учение Ш. на деле свелось к фатализму и к полному отрицанию предвидения в истории. От “философии природы” и системы “трансцендентального идеализма” Ш. перешел к философии тождества — новой форме объективного идеализма. Гл. проблемой учения Ш. становится идея тождества объекта и субъекта, высшим законом объявляется закон тождества единого разума с самим собой. В абсолюте происходит процесс самопознания тождества — переход от единого ко многому. Учение Ш. о свободе получило дальнейшее развитие в “философских исследованиях о сущности человеческой свободы и о связанных с этим предметах” (1809). Вместе с Фихте Ш. понимал свободу как познанную необходимость, видел в явлении свободы не подвиг отдельного лица, а достижение об-ва. Однако в противоречии с этим взглядом проблема свободы у Ш. мистифицируется: связывается с проблемой зла в мире; последним корнем свободы провозглашается чисто личное начало, источник к-рого в потустороннем “умопостигаемом” мире. Приблизительно с 1815 Ш. перешел к новой—и последней — фазе своего развития: к мистической “философии мифологии и откровения”. Учение этого периода отличается крайним усилением мистических элементов мировоззрения Ш. Теперь Ш. клеймит всякую философию, основывающуюся на разуме. Ей он противопоставляет “философию откровения”, •к-рая ищет истину по ту сторону границ разума — в “религиозном опыте”. Публичная пропаганда Ш. “философии откровения” провалилась. В блестящих памфлетах (“Шеллинг о Гегеле”, “Шеллинг и откровение”, “Шеллинг — философ во Христе”) молодой Энгельс разъяснил современникам научную несостоятельность “философии откровения” и ее неспособность затмить рациональное содержание философии Гегеля. Значительным оказалось влияние молодого Ш.— прежде всего на Гегеля, на мн. естествоиспытателей, а также на рус. философию — через натурфилософов Велланского, М. Павлова, московский кружок “любомудров”, славянофилов, Чаадаева и др.

ШЕСТОВ Лев Исаакович (наст. фамилия Шварцман; 1866—1938) — рус. религиозный философ и литератор. С 1920 — в эмиграции. Пытаясь осмыслить кризис буржуазного об-ва, трагическое положение человека в нем, Ш. обращается к священному писанию, взглядам Паскаля. Ницше. Достоевского, признает близость своих воззрений с учением Кьеркегора. В его произв. дается критика рационализма в философии, этике и даже теологии, проводится идея неспособности разума постичь “последнюю истину”, разгадать тайну человеческого существования. Наука и разум, полезные в обыденной жизни, исследуют, по мнению Ш., необходимое и общеобязательное, менее всего ценное для личности как неповторимой индивидуальности; они “равнодушны” к страданиям и смерти человека, делают его рабом необходимости, лишают возможности творчества. Иррационализм, неприятие общепринятых, прежде всего светских, форм культуры приводят Ш. к нигилизму, к-рый он пытается преодолеть с помощью религии, усматривая в откровении путь к личному спасению, подлинной истине и свободе. Последняя отождествляется с верой в бога, для к-рого нет ничего невозможного и невероятного. Признание абсурдности жизни и мистической веры как средства спасения характерно для представляемой Ш. экзистенциальной философии, выражающей декаданс буржуазного фило-софско-эстетического сознания. Соч.: “Достоевский и Ницше. Философия трагедии” (1903), “Апофеоз беспочвенности” (1905), “На весах Иова” (1929), “Афины и Иерусалим” (1938), “Sola fide” [только верою] (1957), “Умозрение и откровение” (1964).

ШЕФТСБЕРИ Антони Эшли Купер (1671—1713) — англ. философ и моралист. Написал ряд работ по этике, собранных под общим заглавием “Характеристика людей, нравов, мнений, времен” (1—3 тт., 1711). Осн. идея Ш.— учение о самостоятельности морали и ее независимости от социальных условий. По его мнению, нравственное начало не связано с религиозным чувством, свойственно человеку от рождения и заставляет его ставить высшие моральные цели. Добродетель — это то, что доставляет наивысшее блаженство, разумное наслаждение. Движущим стимулом стремления человека к добродетели является “энтузиазм”, посредством к-рого достигается примирение всевозможных .противоречии. Критерии нравственности поступков содержится в их мотивах, а не в результатах. Человек, по мнению Ш., должен добиваться гармонического сочетания альтруистических и эгоистических стремлении. Нравственный идеал Ш.— гармонически развитая личность. Все, что добродетельно, в то же время и эстетически прекрасно, т. к. прекрасное — в гармонии. Для морального учения Ш. характерны черты эвдемонизма. Взгляды Ш. оказали большое влияние на мн. мыслителей — фр. материалистов, Юма, Канта, Гердера, Фр. Шиллера.

ШИЛЛЕР Фердинанд Каннинг Скотт (1864—1937) —англ. прагматист, проф. в Оксфорде и Лос-Анджелесе. Ш. назвал свой вариант прагматизма “гуманизмом”. Рассматривая истину как творение человека, объявил все человеческое познание субъективным по содержанию, хотя считал, что только благие последствия могут быть критерием истины. Ш. понимал “действительность” как “опыт”, пластическую, неоформленную массу, подчиняющуюся волевому воздействию человека: “мир есть то, чем мы его делаем”. Ш. пришел к солипсизму, объявив его теоретически возможным, хотя и неудобным в житейском отношении. Субъективный идеализм сочетается в его “метафизике” с теорией эволюции, рассматриваемой как целенаправленный процесс, руководимый божественной волей. Ш. прагматически истолковывал формальную логику, понимая законы и формы логики как постулаты для действия, удобные фикции. С родственных ницшеанству позиций приветствовал фашизм как- путь к созданию “сверхчеловека”. Осн. соч.—“Гуманизм” (1903).

ШИЛЛЕР Фридрих (1759—1805) — нем. поэт, философ и эстетик. Взгляды Ш. складывались под влиянием идей Руссо, Лессинга, движения “Бури и натиска”. Ш. приветствовал французскую революцию, но позднее разочаровался в ней. Драматургия, (пьесы “Разбойники”, “Коварство и любовь”, к-рую Энгельс назвал “первой немецкой политически-тенденциозной драмой”, и др.) и философская лирика Ш. проникнуты гуманизмом, ненавистью к произволу и отличаются глубиной изображения чувств и характеров. В 90-х гг. Ш. стал сторонником философии и эстетики Канта, но не во всем следовал за этим мыслителем (напр., критиковал формализм кантовского категорического императива). Рассматривая искусство как средство формирования гармоничной личности, свободно творящей добро, Ш. считал, что только искусство помогает человеку обрести подлинную свободу. Хотя требование свободы у 111 и носило чисто духовный характер, оно было формой протеста против феодальных порядков. Осн. философские соч.: “Философские письма” (1786), “О грации и достоинстве” (1793), “Письма об эстетическом воспитании” (1795), “О наивной и сентиментальной поэзии” (1796).

ШЛЕГЕЛЬ Фридрих (1772—1829)— нем. философ, критик, писатель, языковед, теоретик романтизма. Вместе со своим братом Августом Вильгельмом Шлегелем (1767—1845) разработал программные положения йенского кружка романтиков (его орган — журнал “Атеней”, 1798—1800). Подвергая критике культуру нового времени, выдвинул идею создания мифологии, наподобие античной, древнеиндийской, в к-рой преодолевалась бы “расколотость” совр. сознания и органически сливались бы воедино наука, философия, искусство, религия. Именно с помощью такой целостной, устремленной “к бесконечному универсуму” культуры может быть осуществлено, по его мнению, и эстетическое преображение действительности и самого человека в духе гармонии и красоты. В творческом процессе особую роль, полагал он, играет ирония как форма “указания на бесконечность”, снятия всего застывшего и ограниченного. Если в своем раннем творчестве Ш. рассматривал приверженность романтическому идеалу культуры как своеобразную религию “бесконечного”, то в поздних произв. обратился к принципам христианского спиритуализма, считая, что лишь при постижении “божественной жизни” становится возможной целостность духовной жизни человека. Осн. соч.: “О философии” (1799), “Идеи” (1800), “Разговор о поэзии” (1800), “Философия жизни” (1828), “Философия истории” (1829), “Философия языка и слова” (1830).

ШЛЕЙЕРМАХЕР Фридрих Эрнст Даниэль (1768—1834) — нем. протестантский теолог и философ, много лет занимался проповеднической деятельностью, был проф. Берлинского ун-та. Воззрения Ш. сочетали в себе идеи Спинозы, Канта, Фихте, Шеллинга, Якоби и др. В его философии преобладали романтические, антипросветительские тенденции. Религию, нравственность он выводил из внутреннего настроения субъекта. Основу бесконечного бытия, с т. зр. Ш., образует мировое единство, или бог, в к-ром примиряются все противоречия и к-рый может открыться непосредственному знанию. Ш. продолжил идущую от Спинозы критику Ветхого завета, распространил ее на Новый завет. Его идеи стимулировали дальнейшую критику всех источников христианства (Младогегельянцы). Однако вся эта критика не выходила за рамки религиозного мировоззрения. Религиозно-философские взгляды Ш. оказали значительное влияние на идеологию протестантизма в 19 в.; его трактовка религии подверглась критике со стороны представителей совр. протестантизма (Диалектическая теология). Попытки выявить единство духовно-душевной жизни философа или писателя (Ш. явился зачинателем т. наз. платоновского вопроса — вопроса об авторстве, подлинности и последовательности соч. Платона посредством реконструкции его текстов) сближают Ш. с герменевтикой. Осн. соч.: “Речи о религии” (1799), “Монологи” (1810).

ШЛИК Мориц (1882—1936)—австр. философ и физик, один из лидеров логического позитивизма, основатель венского кружка. В книге “Всеобщая теория познания” (1918) сформулировал идеи, к-рые позднее логические позитивисты положили в основание своей доктрины, в частности учение об аналитической природе логики и математики и принцип верифицируемости. Помимо отстаивания общей концепции логического позитивизма (“Позитивизм и реализм”, 1932) пытался с неопозитивистских позиций анализировать специальные проблемы философии (пространство и время, причинность, вероятность) и этики (значение моральных суждений, свобода воли). Выдвинул теорию о “невыразимости содержания”, согласно к-рой “непосредственный опыт”, являющийся содержанием наших знаний, не может быть сообщен др. лицу. По Ш., выражаемы в языке и передаваемы только “структурные отношения опыта”. Критиковал конвенционализм Карнапа и О. Нейрата.

ШОПЕНГАУЭР Артур (1788— 1860) — нем. философ-идеалист; снискал себе славу прежде всего как блестящий эссеист. Считал себя последователем Канта. При интерпретации его философских взглядов осн. акцент делал на учении об априорных формах чувственности в ущерб учению о категориальной структуре мышления. Гл. -соч. Ш.— “Мир как воля и представление” (1818—44). Исходя из кантовского разделения мира явлений и мира ноуменов, Ш. выделял два аспекта понимания субъекта (или Я): тот, к-рый дан в качестве объекта восприятия, и тот, к-рый является субъектом самим по себе, т. е. проявлением воли. Мир как представление, по Ш., всецело обусловлен субъектом и является сферой видимости. Объективация мира происходит в соответствии с “законом достаточного основания” (выступающего в четверояком виде) и имеет строго иерархическую структуру. Ш.— сторонник волюнтаризма. Воля предстает в его учении как космический принцип, лежащий в основе мироздания (все явления суть ступени ее объективации). Органической природе свойственна “воля к жизни”. Познание, в т. ч. научное, интерпретируется Ш. как имеющее гл. обр. приспособн-тельную функцию. Воля, по Ш., будучи темной и таинственной силой, крайне эгоцентрична, что означает для каждого индивида вечное стремление, беспокойство, конфликты с др. людьми. Сам Ш. именовал свое учение как “пессимизм”. Этический идеал Ш.— в буддийской нирване, в умерщвлении “воли к жизни”, в полном аскетизме. Др. путь освобождения от страдания — занятие искусством. “Незаинтересованное созерцание” художника, считал Ш., ведет его к пониманию самой сущности воли, позволяет лицезреть ее адекватные, вечные объективации (идеи), и тем самым “умиротворяется” неистовство воли. В этой части философии Ш. отчетливо звучат платонистские мотивы (Платон). Философия Ш. оказала непосредственное влияние на философию жизни, в первую очередь на Ницше.

ШПЕНГЛЕР Освальд (1880—1936)— нем. философ-идеалист, представитель философии жизни, теоретик культуры, историк, публицист. Осн. соч. Ш., излагающее его философию истории,— “Закат Европы” (1—2 тт., 1918—22) — вышло вскоре после поражения Германии в первой мировой воине и имело большой успех. Ш. восхваляет “старопрусский дух”, монархию, дворянское сословие и милитаризм. Война для Ш.—“вечная форма высшего человеческого бытия”. Материалистическому пониманию истории Ш. противопоставляет фатализм. отрицая понятие исторического прогресса. Ш.— сторонник исторического релятивизма. Он отвергает закономерное единство всемирно-исторического развития. История распадается у него на ряд независимых, неповторимых, замкнутых циклических “культур”, особых сверхорганизмов, имеющих индивидуальную судьбу и переживающих периоды возникновения, расцвета и умирания. Задачу философии истории Ш. сводит к постижению “морфологической структуры” каждой “культуры”, в основе к-рой лежит “душа культуры”. Согласно Ш., начиная с 19 в., т. е. с победой капитализма, зап. культура вступила в стадию упадка. Теоретически близкую к Ш. философию истории пропагандировал Тойнби.

ШРЕДИНГЕР Эрвин (1887—1961)— австр. физик, иностранный член АН СССР (с 1934), один из создателей квантовой механики. В 1926 открыл осн. (т. наз. волновое) уравнение квантовой механики. Ведущей физической идеей 111 была идея о волнах материи. В единой теории поля и обобщенной теории тяготения он пытался доказать, что корпускулярное строение материи, ее прерывность производны от ее волновой структуры, от непрерывности. Одна из важнейших заслуг Ш.— попытка (в противовес витализму) материалистической интерпретации явлений жизни с т. зр. физики. Эти идеи Ш. получили плодотворное развитие в совр. молекулярной биологии.

ШТИРНЕР Макс (1806—56), псевдоним Каспара Шмидта,— нем. философ-идеалист, основатель анархического индивидуализма, примыкал к младогегельянцам. В 1845 выпустил книгу “Единственный и его собственность”, в к-рой развил систему анархизма. Единственная реальность, по Ш.,— это “Я”, эгоист, а весь мир — его собственность. Понятия морали, права, закона об-ва и т. п. Ш. отбрасываются и объявляются “призраками”. Ш. считал, что этим он очищает индивидуальное сознание от “стеснительной шелухи”. Каждый является сам источником морали и права. Руководством для индивида должен быть принцип “нет ничего выше меня”. Частная собственность, по Ш., должна быть сохранена, т. к. в ней выражается самобытность “Я”. Общественный идеал Ш.— “союз эгоистов”. в к-ром каждый видит в др. лишь средство для достижения своих целей. Рассматривая историю как продукт идей, Ш. считал, что, преодолевая господствующие понятия, можно изменить общественные отношения. Ш. резко выступал против коммунизма и революционной борьбы пролетариата. Маркс и Энгельс в “Немецкой идеологии” подвергли всесторонней критике умозрительный идеализм Ш., показав его оторванность от реальных общественных отношений.

 


Обратно в раздел философия










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.