Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Философский словарь

Современный философский словарь включает в себя: основные философские термины, понятия и определения, учения и личности.

ОГЛАВЛЕНИЕ

П

ПРИРОДА — окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. П. представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Она не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени и пространстве, находится в непрестанном движении и изменении. Иногда П. называют лишь ее часть — биосферу нашей планеты. Именно она, порожденная предшествующим развитием П., создала условия для возникновения человека. Однако решающим фактором в этом процессе является труд. Возникновение об-ва существенным образом меняет саму П. (Ноосфера). Познавая объективные закономерности П., воздействуя на нее с помощью специально создаваемых орудий и средств труда, люди используют вещества и энергию П. для получения необходимых человеческому об-ву материальных благ. Тем самым естественная среда обитания дополняется искусственной, к-рая представляет собой т. наз. “вторую природу”, т. е. совокупность вещей, не находимых в природе в готовом виде и создаваемых в процессе общественного производства. Но, приобретая все большую власть над П., активно преобразуя ее, люди не перестают принадлежать ей, быть ее органической частью. Изменять, переделывать П. в желаемом направлении люди могут, только руководствуясь законами П., используя естественные силы и процессы. Осн. показателем уровня отношений об-ва с П. является характер производительных сил. В совр. условиях исключительную остроту приобрела проблема охраны П., рационального сочетания производственной деятельности об-ва и глобальных природных процессов нашей планеты.

ПРИСТЛИ Джозеф (1733—1804) — англ. ученый и философ-материалист, продолжатель философской традиции Ф. Бэкона и Гоббса. По П., материя обладает протяженностью, плотностью и непроницаемостью, ее характеристики определены действием сил притяжения и отталкивания; ощущения и мышление человека — следствие сложной организации материи. П. отвергал дуализм Локка с позиций механицизма: напр., ассоциации идей трактовал как разновидность резонанса. Будучи, по выражению современников, “чародеем эксперимента”, требовал соединения эксперимента и теории, много внимания уделял проблемам построения гипотез, аналогии и т. п. Отстаивая в социологии детерминизм, выступал против фатализма. С позиции деизма критиковал атеизм фр. материалистов. Был сторонником эвдемонистской этики, считал, что наибольшее личное счастье совместимо со счастьем др.

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ. Все явления, события, процессы в природе, об-ве и мышлении вызываются или обусловливаются др. явлениями, событиями, процессами, т. е. более или менее определенными П. Явление (процесс, событие) называется П. др. явления (процесса, события), если: 1) первое предшествует второму во времени; 2) первое является необходимым условием, предпосылкой или основой возникновения, изменения или развития второго, иными словами, если первое порождает второе. П. и с. существуют объективно: отношения между ними наз. причинностью (каузальностью), или причинно-следственной связью. Философские категории “П.” и “С.” отражают объективные причинно-следственные связи. Эти связи имеют универсальное значение и существуют во всех формах движения материи. Их изучение — важная задача науки. Каждое явление имеет свою П. И наоборот:каждое изменение в материальном мире или сознании вызывает то или иное С. Из этого, однако, не следует, что одни явления всегда оказываются только П., а др.— только С. Определенное явление, напр. скопление влаги в дождевых облаках, являясь С. др., скажем испарения воды с земной поверхности, само может быть П. нового явления — напр. дождя. Однако неверно говорить, что С. вызывает свою собственную П. Это невозможно ввиду необратимости времени. Речь может идти лишь о том, что данное явление может в известных условиях породить, вызвать обстоятельства или процессы, аналогичные тем, к-рые были ранее его П. Лишь в этом смысле можно сказать, что П. и с. как бы меняются местами:то, что в данный момент есть С., в следующий момент может стать П. др. явления. Так, изменения конструкции, проявляющиеся в совершенствовании компьютерной архитектуры и компонентов компьютеров, позволяют увеличить скорости переработки информации, решать более сложные задачи, а это, в свою очередь, позволяет создавать все более совершенные системы автоматического проектирования электронных компонентов и компьютеров, в результате чего создаются еще более совершенные модели и т. д. Категории “П.” и “С.” тесно связаны с категорией “условие”. Диалектический материализм выступает как против механистического детерминизма, согласно к-рому каждое явление всегда имеет только одну П. и, наоборот, каждая П. порождает строго определенное С., так и против идеализма и агностицизма, к-рые искажают сущность научного познания причинности и признают существование беспричинных явлений, возникающих самопроизвольно, а не порожденных с необходимостью какими-то др. явлениями и процессами, и признающихся частично или полностью непознаваемыми. Признавая объективность причинных связей, диалектический материализм вместе с тем признает и их сложность, изменчивость, многозначность, “оборачиваемость”. Совр. наука раскрывает вероятностный, или статистический, характер причинно-следственных связей в мире элементарных частиц и внутриатомных явлений, в живой природе (генетика популяций, теория эволюции, физико-химическая биология и др.). Причинно-следственные связи в сфере социально-экономических процессов, носящих массовый характер, также являются статистически вероятностными. Понимание этого лежит в основе научного управления об-вом и создает предпосылки для обоснованного прогнозирования в общественной жизни в условиях плановой экономики.

ПРИЧИННОСТЬ (каузальность, лат. causa — причина) — философская категория для обозначения необходимой генетической связи явлений, из к-рых одно (наз. причиной) обусловливает др. (наз. следствием или действием). Различают полную причину и причину специфическую. Полная причина — это совокупность всех обстоятельств, при наличии к-рых необходимо наступает следствие. Специфическая причина — это совокупность ряда обстоятельств, появление к"-рых (при наличии мн. др. обстоятельств, уже имевшихся в данной ситуации и до наступления следствия и образующих собой условия действия причины) ведет к появлению следствия. Установление полной . причины оказывается возможным лишь в сравнительно простых случаях, и обычно научное исследование направлено на раскрытие специфических причин данного явления. Это происходит еще и потому, что в специфическую причину объединены наиболее существенные в данной ситуации компоненты полной причины, а остающиеся компоненты выступают лишь как условия действия этой специфической причины. Материализм отстаивает тезис об объективном и всеобщем характере П., считает причинные связи связями самих вещей, существующими вне и независимо от сознания. Субъективный идеализм либо вообще отрицает П., сводя ее лишь к привычной для человека последовательности ощущений (Юм), либо, признавая П. как необходимую связь, считает, что она привносится в мир явлений познающим субъектом, имеет априорный характер (Кант). Объективный идеализм может признавать существование П., независимой от познающего субъекта, но корни ее видит в духе, идее, понятии, к-рые считает независимыми от субъекта. Диалектический материализм не только признает объективный и всеобщий характер П., но и отвергает упрощенный взгляд на нее, в частности характерное для метафизики противопоставление друг другу причины и следствия, и рассматривает их как моменты взаимодействия, в к-ром следствие, определяясь причиной, в свою очередь играет активную роль, оказывая обратное воздействие на причину. Причинные связи носят многообразный характер, и их нельзя сводить, как это делал метафизический материализм (напр., лапласовский детерминизм, к-рый абсолютизировал механическую П.), к к.-л. одной форме, Развитие совр. науки, отвергая абсолютизацию ранее известных форм причинно-следственных связей, раскрывая их многообразный характер, подтверждает, углубляет и обобщает диалектико-материалистическое понимание П. Особенно выпукло это выступает в квантовой физике, где существует противоречие между эмпирическим фактом неоднозначности результата взаимодействия макроскопического тела с микрообъектом и традиционным пониманием П., согласно к-рому одинаковые причины при одинаковых условиях сопровождаются одинаковыми следствиями. Это означает следующее:либо мы должны признать, что в микромире реализуется статистическая П. и при одинаковых условиях одинаковые микрообъекты ведут себя в известных пределах по-разному, либо должны надеяться, что неоднозначность результата взаимодействия макротела с микрообъектом будет объяснена вариациями состояния макротела на более глубоких уровнях материи. В настоящее время этот вопрос дискутируется, но большинство ученых склоняется к первому решению. Категория П. представляет одну из ведущих категорий научного исследования, к-рое в конечном счете всегда направлено на раскрытие осн. причинных зависимостей (Детерминизм и индетерминизм).

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (лат. providentia — провидение) — религиозно-философское воззрение, согласно к-рому развитие человеческого об-ва, источники его движения и цель определяются таинственными, внешними по отношению к историческому процессу силами — провидением, богом. Подобный взгляд на историю неизбежно приводит к фатализму. П. присущ не только всем религиозным, но и мн. исто-рико-идеалистическим системам. Даже Гегель, правда с оговорками, признает в “Философии истории”, что “провидение, и притом божественное провидение, управляет мировыми событиями”. Наиболее полное воплощение идеи П., к-рый был господствующей идеологической концепцией в эпоху феодализма, находят у религиозных философов и историков, напр. у Августина, Фомы Ак-винского, фр. идеолога абсолютизма Ж. Боссюэ (1627—1704), славянофилов; в совр. философии — у представителей неотомизма и др. религиозных течении. Термин “П.” употребляют и в более широком смысле — применительно к концепциям, в к-рых любые изменения (не только в истории, но и в мире вообще) рассматриваются в связи с определяющими их “замыслом” и “волей провидения” (Телеология). Апологетическая сущность и научная несостоятельность П., как и идеалистического подхода к истории в целом, доказана историческим материализмом.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (греч. prog nosis — знание наперед, предвидение) — разновидность научного предвидения, специальное исследование перспектив к.-л. явления. В социальной сфере П. составляет одну из научных основ социального управления (целе-полагания, планирования, программирования, проектирования, управленческих решений). Различают поисковое и нормативное П. -Первое основано на продолжении в будущем наблюдаемых тенденций при условном допущении, что они не будут изменены средствами управления. Его цель — выявление перспективных проблем, подлежащих решению. Второе сводится к определению возможных путей решения проблем с целью достижения желательного состояния объекта на основе заранее заданных критериев. Сопоставление данных поиска и норматива помогает вырабатывать рекомендации для повышения эффективности управления. В более общем плане различают научно-техническое, экономическое и социальное П. По времени упреждения П. разделяется на текущее, кратко-, средне- и долгосрочное (в общественных науках обычно соответственно на текущий год, на 1—5, 5—10, 10—15 лет), а также сверхдолгосрочное (за пределами ближайших 15—20 лет). Среди методов П. в настоящее время наиболее распространены экстраполяция и интерполяция, моделирование, опрос экспертов, историческая аналогия, прогнозные сценарии, матрицы взаимовлияющих факторов типа “затраты — выпуск”, а также методы, основанные на построении графов, “дерева проблем” и “дерева целей”, на использовании патентов и т. п. Теория П. (прогностика как наука о законах П.) развивается на основе общих теоретических положений научного предвидения (Футурология).

ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС (лат. pro gressus — движение вперед и regres-sus — возвращение) — наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. П.— тип (направление) развития сложных систем, для к-рого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от Р. как движения вспять, назад (от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным). Первоначально понятия П. и р. применялись почти исключительно в рамках философского осмысления проблемы направленности общественного развития и носили сильно выраженный отпечаток человеческих ориентации и предпочтений (мера реализации в общественной жизни различных исторических эпох идеалов равенства, социальной справедливости, свободы, человеческого достоинства и т. д.). Начиная с середины 19 в. понятия П. и р. постепенно наполняются объективным научно-теоретическим содержанием (наиболее значительный вклад в это внесла концепция материалистического понимания истории, созданная Марксом и Энгельсом) и одновременно универсализируются, распространяясь на сферу живой и (в меньшей степени) неживой материи (под воздействием развития комплекса биологических наук, кибернетики, теории систем и др.). Соответственно в качестве важнейшего универсального объективного критерия П. рассматривается повышение уровня организации материи. Если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняются объединяющие их структуры, увеличивается число связей и взаимодействий, а также возрастает набор функций, т. е. действий и процедур, выполняемых этими элементами и подсистемами, обеспечивая тем самым большую устойчивость, приспособляемость, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс представляет собой П. Если же в результате развития, напротив, уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называется Р. О П. и р. можно говорить, имея в виду характер (направленность) изменения либо системы в целом, либо отдельных элементов (подсистем). При этом прогрессивное развитие системы в целом не означает, что такая же направленность изменений присуща всем ее подсистемам; и наоборот, изменение в прогрессивном направлении к.-л. подсистемы автоматически не влечет за собой П. системы в целом. Так, прогрессивное развитие (усложнение) организма в целом не исключает противоположно направленного процесса упрощения, деградации отдельных его функций или органов. П. и р.— диалектические противоположности; развитие невозможно понять как только П. или только Р. В эволюции живых организмов и развитии об-ва сочетаются и сложно взаимодействуют прогрессивные и регрессивные тенденции. Причем взаимосвязь этих тенденций в живой материи и в об-ве не исчерпывается связями чередования или цикличности (когда процессы развития мыслятся по аналогии с ростом, расцветом и последующим увяданием, старением живых организмов). Будучи диалектически противоположными, П. и р. связаны между собой неразрывно, включены друг в друга. “...Каждый прогресс в органическом развитии,— отмечал Энгельс,— является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях” (Т. 20. С. 621). Диалектическое соотношение П. и р. проявляется и в объективной многонаправленности процессов развития природных и социальных явлений;они включают в себя не только П., но и р., и одноплоскостные, и круговые изменения; прогрессивное развитие — лишь одно из возможных (и реально осуществляющихся) направлений развития сложных системных объектов. Понятия П. и р.— интегральные характеристики сложных развивающихся систем, и потому нельзя судить о направленности их изменений по отдельным изолированным показателям. Это особенно важно применительно к анализу особенностей П. социальных систем. Здесь необходимо учитывать не какие-то изолированно взятые черты, а весь комплекс показателей экономической, социальной, политической, духовной жизни об-ва и такую интегральную характеристику их взаимосвязи, как обеспечиваемая ими степень жизнеспособности, перспективности той или иной социальной структуры. Понятие П. применительно к об-ву несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества, всех его гуманистических ценностей. Суть общественного П., его цель — человек, его освобождение, расширение возможностей разностороннего и гармоничного развития.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ -категория исторического материализма, характеризующая осн. и в конечном счете определяющий фактор исторического процесса. “...Как в основе всех явлений природы лежат причины материальные, так и развитие человеческого общества обусловливается развитием материальных, производительных сил” (Ленин В, И. Т. 2. С. 8). П. с. играют эту роль не только потому, что обеспечивают людям производство средств существования, но и потому, что они определяют характер материального отношения общества к природе, в соответствии с к-рым строятся их производственные отношения. Решающее значение в определении этого отношения имеют материальные средства труда (техника и технология производства), уровень развития к-рых характеризует степень овладения человеком силами природы. Осн. содержанием категории П. с. является органическое единство накопленного и живого труда, т. е. совокупность вещественных и личных элементов производства, необходимых для того, чтобы производить из предметов природы вещи, способные удовлетворять человеческие потребности. К вещественным элементам производства относятся орудия труда, производственные здания, железные дороги, каналы, шоссе, трубопроводы и т. п., иными словами, все те предметы и комплексы предметов, к-рые приспособлены человеком для того, чтобы служить проводником его воздействия на предмет труда. К личным элементам относятся люди, к-рые производят средства труда и приводят их в движение, обладая для этого производственными навыками, опытом и знаниями. Определяющим вещественным элементом П. с. являются орудия труда, машины и комплексы машин. Именно они есть, по словам Маркса, “костная и мускульная система производства” (Т. 23. С. 191), показатель уровня его развития. Но даже самая совершенная техника без людей мертва. Человек — гл. элемент П. с. Орудия труда, все средства труда — дело рук человека, результат его практической энергии, материализация накопленного опыта и знаний. Совершенствуя средства труда, с помощью к-рых человек преобразует природу, развивая в связи с этим свои П. с. и общественные отношения, человек развивает и самого себя. Развитие материально-технической базы общества и в связи с этим П. с. есть основа всего общественного развития, преемственности исторического процесса в целом, осн. средство накопления, хранения и передачи социально значимой информации. Понятие П. с. употребляется и в более широком значении для характеристики различных факторов, используемых в производственной деятельности человека и способствующих ее развитию. В этом смысле Маркс пишет о технологическом применении науки как ее превращении в непосредственную производительную силу, о естественных, универсальных, общественных, духовных, субъективных П. с. Использование достижений научно-технической революции (НТР) в развитии П. с. и всего общественного производства стало осн. источником развития П. с. В особенности это касается новейшего этапа НТР, связанного с возникновением и развитием микроэлектроники, информатики, робототехники и биотехнологии. Завоевание передовых позиций в области науки и техники, повышение производительности труда служат важной предпосылкой достижения нового качественного состояния нашего об-ва, осуществления социальных программ повышения материального и культурного уровня жизни трудящихся.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — одно из важнейших понятий марксистской теории, отражает материальные, от сознания людей не зависящие отношения, в к-рые люди вступают в процессе материального производства и к-рые являются основой существования объективных экономических и социальных законов. Открытие законов функционирования и развития П. о. позволило марксизму сформировать систему взглядов на об-во, отвечающую критериям научности. П. о. охватывают сферу производства общественного продукта, обмена и распределения материальных благ и составляют необходимую сторону любого способа производства, ибо люди не могут производить, не соединяясь определенным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Характер П. о. определяется способом соединения производителя со средствами производства, т. е. формой собственности, от к-рой зависят обмен и формы распределения материальных благ (рента, прибыль, заработная плата и т. д.) в об-ве. В производстве между людьми складываются также многообразные отношения, обусловленные специализацией, техническим разделением труда, выполнением различных производственных функций. Но социально-экономическое содержание указанных отношений также зависит от отношений собственности. Историческая роль П. о. в каждый данный период зависит от характера их соотношения с производительными силами. Соответствие между ними открывает простор для развития последних. Это соответствие нарушается, когда П. о. отстают от развивающихся производительных сил. В антагонистическом об-ве такое отставание приводит к конфликту между ними, что является экономической основой социальной революции. При социализме открывается историческая возможность сознательного целенаправленного совершенствования П. о. и разрешения тем самым противоречий, возникающих между ними и производительными силами, в интересах об-ва. Однако опыт развития нашей страны показал, что эта возможность автоматически не превращается в действительность. Напротив, там, где складывается командно-бюрократическая система управления социалистической собственностью и всей общественной жизнью, неизбежно происходит отчуждение трудящихся масс от собственности и от активного, творческого участия в решении общественных проблем. В условиях перестройки всех сторон жизни об-ва КПСС выдвинула развернутую программу преодоления командно-бю-. рократической системы, коренного преобразования, обновления П. о. в СССР.

ПРОИЗВОДСТВО—понятие, характеризующее специфически человеческий тип обмена веществ с природой — процесс активного преобразования людьми природы с целью создания необходимых материальных условий для своего существования. В отличие от животных, удовлетворяющих свои потребности с помощью того, что дано природой, человек производит все, что необходимо ему для жизни,— пищу, одежду, жилище и т. д. П., т. обр., есть вечное естественное условие человеческой жизни — основа всей человеческой истории. Три элемента необходимы для П. любой вещи: предмет природы, из к-рого ее можно изготовить; средства труда, с помощью к-рых это изготовление осуществляется; целенаправленная деятельность человека, его труд. П. всегда носит общественный характер и потому, что люди не могут производить в одиночку, и потому, что, производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и свои общественные отношения, и самих себя как социальных субъектов со своими способностями и потребностями. Маркс рассматривал общественное П. как единство материального и духовного П., в к-ром материальное П. является определяющей стороной, основой развития об-ва. Материальное П. включает в себя два рода отношений: отношение людей к природе, выражающееся в понятии производительные силы. (отражает содержание процесса П.), и отношение людей друг к другу, характеризуемое понятием производственные отношения (отражает общественную форму процесса П.). Взаимоотношение этих двух сторон определяется законом соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. П. реально существует всегда как исторически определенный способ производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический. П. вообще — это абстракция, позволяющая вычленить и охарактеризовать нек-рые общие моменты, свойственные всякому способу производства. П. органически связано с распределением, обменом, потреблением произведенного. П. и потребление — два различных и вместе с тем взаимосвязанных полюса общественной жизни. Определяющим в этом взаимодействии является П., к-рое не только создает предмет потребления и определяет способ потребления, но и служит основой появления и развития человеческих потребностей. П. связано с потреблением через распределение произведенного продукта, к-рое зависит от характера существующих производственных отношений. Социализм создает предпосылки для подчинения П. интересам трудящихся. Однако это происходит не автоматически. В условиях административно-командной системы, деформаций социализма, отчуждающих массы от собственности, власти и управления, потенциальные возможности социалистического П. не реализуются. В процессе перестройки и обновления нашего об-ва ликвидируется механизм торможения и создается новая система производственных отношений, способствующих прогрессивному развитию П.

“ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА”— произв. Энгельса, написанное в 1884. Опираясь на материал книги Моргана “Древнее общество”, а также на др. данные науки, Энгельс в своей работе исследует осн. черты развития первобытнообщинного строя. Он прослеживает изменение форм брака и семьи в связи с экономическим прогрессом об-ва, анализирует процесс разложения родового строя (на примере трех народов: древних греков, римлян и германцев) и его экономические причины. Показывает, что рост производительности труда и разделение труда привели к возникновению обмена, частной собственности, к разрушению родового строя и к образованию классов, что возникновение классовых противоречий вызвало к жизни государство как орудие защиты интересов господствующего класса. Осн. выводы, к к-рым приходит Энгельс: 1) частная собственность, классы и государство не всегда существовали, а возникли на определенной ступени экономического развития; 2) государство в руках эксплуататорских классов всегда является лишь орудием насилия и угнетения широких масс народа; 3) классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением классов неизбежно исчезнет государство. Книга Энгельса, несмотря на ин. устаревшие положения и фактические данные, до настоящего времени служит пособием для изучения вопросов исторического материализма.

ПРОКЛ (“О—485)—греч. философ, “великий схоласт” античности, глава афинской школы и систематизатор неоплатонизма. При сохранении общей формулы неоплатоников единое — ум - ду11'а П. осуществил ряд принципиальных нововведений. Особенность учения П.— четкая разработка центральной неоплатонической идеи эманации (“исгечения”), в основе к-рой лежит понятие триады. Разрабатывая метод триздического построения, П. подробно изображает механизм взаимодействия единого и многого: пребывание единого в самом себе, эманация многого из единого, возвращение многого в единое. В отличие от Плотина и следуя Ямвлиху, П. различает в едином безусловно-непознаваемое и число. Триада ума представлена им как. во-первых, мыслимое, пребывающее в себе, во-вторых, мыслящее и мыслимое одновременно, в-третьих, мыслящее, обладающее мышлением. Триада души — божественные, демонические и человеческие души. В эту иерархическую структуру бытия П. включает традиционных греч. богов, распределяя их по триадам. В отличие от Плотина и Ямвлиха П. считает, что материя — не принцип зла, а эманация первоначала, не зло и не благо. Сохранилось много произв. П., его наследие превосходит по объему все дошедшее до нас от классической античной философии. Гл. соч.: “Начала теологии”, “Теология Платона”.

ПРОКОПОВИЧ Феофан (1681— 1736) — рус. государственный и церковный деятель, философ и писатель, сподвижник Петра I. Глава научно-литературного кружка “Ученая дружина” (Г. Бужинский, А. Кантемир, В. Татищев и др.), содействовавшего петровским преобразованиям. Учился в Кие-во-Могилянской академии, Польше и Италии. Был проф. и ректором Киево-Могилянской академии, где читал обширныи философский курс, включавший логику, натурфилософию, этику (1707—09). Идеолог “просвещенного абсолютизма”, сочинитель “Духовного регламента” (1720), в создании к-рого участвовал Петр 1. Ратовал за быстрое развитие производительных сил, просвещения и культуры. Выступал за примирение религии с разумом, что в условиях России 18 в. расширяло возможности распространения науки нового времени (напр., гелиоцентрического учения). П.— автор многочисленных социально-политических и бо-гословско-философских трактатов, вызвавших острую реакцию и обвинения в еретичестве со стороны ортодоксов православия (С. Яворский, Ф. Лопатин-ский и др.). В миросозерцании П. “был силен светский элемент” (Плеханов), его деятельность объективно способствовала отделению отечественной философской мысли от теологии, оказала влияние на Ломоносова и рус. просветителей второй половины 18 в.

ПРОЛЕТАРИАТ—см. Рабочий класс.

ПРОПЕДЕВТИКА (греч. propaideuo — предварительно обучаю) — предварительное упражнение, подготовительный, вводный курс в к.-л. науку, изложенный в систематизированной и сжатой форме. Предшествует более обстоятельному изучению соответствующей отрасли знания. Философской П. иногда наз. начальный курс философии.

ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ — см. Предикат.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО — общест венно-политическое течение, представители к-рого стремились устранить недостатки существующего об-ва, изменить его нравы, политику, быт путем распространения идей добра, справедливости, научных знаний. В основе П.— идеалистическое представление об определяющей роли сознания в развитии об-ва, желание объяснить общественные пороки невежеством людей, непониманием ими своей собственной природы. Просветители не учитывали решающего значения экономических условий и потому не могли прийти к открытию объективных законов развития об-ва. Они обращали свои проповеди ко всем классам и слоям об-ва, преимущественно к власть имущим. П. было распространено в период подготовки буржуазных революций и выражало буржуазную и мелкобуржуазную идеологию. К просветителям относились Вольтер. Руссо, Монтескье, Гёрдер. Лессинг. Шиллер, Гёте, Десницкий, Козельский и др. Их деятельность во мн. способствовала подрыву влияния церковно-феодальной идеологии. Просветители решительно боролись не только против церкви, но и против религиозной догматики, против схоластических методов мышления. П. оказало значительное влияние на формирование социологических воззрений в 18 в. Идеи П. пользовались влиянием среди социалистов-утопистов, рус. народников.

ПРОСИЛЛОГИЗМ—см. Полисиллогизм.

ПРОСТРАНСТВО—см Время и пространство.

ПРОТАГОР (ок. 480—ок. 410 до н. э.) — древнегреч. философ из Абдер, крупнейший из софистов; за безбожие был изгнан из Афин (его книга “О богах” была сожжена). Мн. исследователи истолковывали взгляды П. как позицию абсолютного скепсиса, переводя сохранившийся после него фрагмент так: “Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют”. Но соответствующее слову “что” греч. выражение может быть переведено иначе: “существующих, поскольку они существуют” и т. д. При таком истолковании П. не субъективист и не скептик; его тезис содержит элемент антропологизма материалистического оттенка; это соответствует характеристике Секста Эмпирика, сводящейся к тому, что для П. “материя текуча” н что “основные причины (логосы) всех вещей находятся в материи”.

ПРОТЕСТАНТИЗМ (лат. protes-tans — протестующий, публично доказывающий) — третья, после православия и католицизма, разновидность христианства, возникшая в период Реформации. П.— это совокупность самостоятельных и разнообразных религий, церквей, отличающихся друг от друга догматическими и каноническими особенностями. Протестанты не признают католического чистилища, отвергают православных и католических святых, ангелов, богородицу; христианский триединый бог занимает у них совершенно монопольное положение. Гл. отличие П. от католицизма и православия состоит в учении о непосредственной связи бога и человека. По представлению протестантов, благодать нисходит на человека от бога, минуя церковь, “спасение” достигается только благодаря личной вере человека и воле бога. Это учение подрывало примат духовной власти над светской и главенствующую роль католической церкви и римского папы, освобождало человека от феодальных пут и пробуждало в нем чувства личного достоинства, буржуазно-индивидуалистические представления и т. д. В связи с иным отношением человека к богу не только духовенству и церкви, но и религиозному культу в П. отводится второстепенное место. Поклонение иконам и мощам отсутствует, число таинств сведено до двух (крещение и причащение), богослужение, как правило, состоит в проповедях, совместных молитвах и пении псалмов. Формально П. основывается исключительно на Библии, но фактически в каждой протестантской религии имеются свои символы веры, авторитеты и “священные” книги, т. е. своего рода “священное предание”. Совр. П. распространен гл. обр. в скандинавских странах, Германии, Швейцарии, Великобритании и США, Канаде, Австралии и др. В 20 в. в П. развертывается экуменическое движение, приведшее к созданию Всемирного совета церквей.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ — категория, выражающая одну из ступеней развития противоречия. П., как и различия, могут быть внешними и внутренними. Внешняя П. есть крайняя степень неодинаковости в чем-то сходных, но внутренне не связанных друг с другом сторон, вещей, процессов и т. д. Напр., окраска двух столов — черного и белого — противоположна, но она не связана необходимо с существованием столов в качестве столов и для этих последних является внешним. Внутренняя П. (как и внутреннее различие) предполагает наличие внутренней, необходимой связи, внутреннего единства противоположных сторон, вещей, процессов и т. д. Внутренние П. и различия имеют в качестве своих предпосылок те или иные внешние различия и П. Внутренние П. и различия проявляются вовне в виде внешних П. и различий, они не существуют вне связи с их внешним обнаружением. П.— более развитая ступень противоречия, чем различие. Если на стадии различия старое и новое гл. обр. сосуществуют наряду друг с другом, то на ступени П. они преимущественно отрицают, исключают друг друга. В качестве существенно важной выступает внутренняя связь различных сторон, внутренняя связь П., старого и нового в процессе развития, вместе с тем различные стороны, вещи, процессы и т. д. образуют собой П. друг другу лишь тогда, когда они связаны друг с другом через исключение, отрицание друг друга.

ПРОТИВОРЕЧИЕ—категория, вы ражающая внутренний источник всякого развития, движения. П., понятое как только внешнее, не может быть таким источником. Именно признание внутреннего П., единства внутреннего и внешнего П. отличает диалектику от метафизики. “...Диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов...” (Ленин В. И. Т. 29. С. 227). Иначе говоря, диалектика отличается от метафизики не вообще признанием П., а признанием П. именно в сущности предметов, т. е. признанием существенных, внутренних, необходимых П. Рассматриваемые диалектикой П. нужно отличать от так называемых “логических” П., выражающих путаницу и непоследовательность мысли. П., рассматриваемое диалектикой, будучи источником движения, само движется, развивается. К ступеням развития П. в самой сущности предметов относятся тождество, различие, противоположность, П., или собственно П. Следовательно, категория “П.” характеризует и все ступени развития П. в сущности предметов и высшую его ступень. Уже тождество есть зародыш П., т. к. старое, будучи существенно тождественным самому себе, содержит в себе предпосылки нового, т. е. моменты отличия себя от самого себя, но в качестве подчиненных тождеству. Различие также есть еще не вполне развитое П., ибо хотя на первый план и выходит сосуществование нового и старого, однако новое образовалось и продолжает развиваться из старого, в связи со старым. В противоположности П. еще более развивается, ибо, хотя и выдвигается на первый план отрицание, исключение новым старого, тут также новое образуется из старого и обнаруживается сама внутренняя связь со старым: новое осуществляется как отрицание старого. На высшей ступени П., или на ступени собственно П., новое завершает отрицание, преобразование старого, включая старое в снятом, преобразованном виде как свой собственный момент. Теперь формируется связь, внутреннее единство различных сторон, вещей и т. п. На ступени П. главным становится не отрицание сторонами П. друг друга, а то, что в этом процессе они порождают друг друга в качестве отличных друг от друга. Отрицая друг друга, противоположные стороны переходят друг в друга, являются тождественными. Это — кульминационная ступень П. “Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности,— при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга,— почему ум человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую” (Ленин В. И. Т. 29. С. 98). Достижение высшей ступени П. тем или иным предметом означает одновременно и созревание предпосылок его исчезновения, ибо такая ступень П. есть отрицание предметом самого себя внутри себя, своим внутренним движением. Диалектика по своей сути “в позитивное понимание существующего... включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели, каждую осуществленную форму она рассматривает в движении, следовательно также и с ее преходящей стороны, она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 23. С. 22). П., рассматриваемое диалектикой, всеобще, действует и в природе, и в обществе, и в мышлении, сознании.

ПРОТИВОРЕЧИЯ ЗАКОН—закон логики, согласно к-рому два отрицающих (Отрицание) друг друга предложения не могут быть одновременно истинными. Первую формулировку П. з. дал Аристотель. П. з. можно сформулировать и так: предложение не может быть одновременно истинным и ложным. Проникновение формальных противоречий в рассуждение или научную теорию делает их в определенном смысле несостоятельными. П. з. является отражением в мышлении качественной определенности объектов, того простого факта, что если отвлечься от изменения объекта, то он не может обладать одновременно взаимоисключающими свойствами.

ПРОТЯЖЕННОСТЬ — свойство вся кого материального тела занимать определенную часть пространства, обладать пространственными размерами, т. е. иметь длину, ширину и высоту;одна из осн. характеристик пространства, выражающая рядоположенность, взаимосвязь элементов или частей тел, момент их относительной устойчивости. Именно благодаря этому оказывается возможным их сравнение по величине П. В истории философии П. рассматривалась как атрибут материальной субстанции и нередко отождествлялась с самим пространством. Так, у Декарта она выступает как атрибут материальной субстанции в отличие от непротяженной духовной субстанции. Пространство же сводится к чистой П. Абсолютное пространство в механике Ньютона, служащее вместилищем всех тел, есть не что иное, как бесконечная П. Критикуя такое отождествление пространства и П., Толанд справедливо подчеркивал, что представление о пространстве как пустоте и чистой П. проистекает из определения материи только через П., из ошибочного представления о ней как лишенной внутренней активности. Лейбниц отмечал, что П. связана лишь с геометрическими (метрическими) свойствами пространства. П. для своего объяснения требует тела, без него она пустая абстракция. В математике четкое представление о различии геометрических свойств пространства, таких, как П. и форма, от его физических свойств было достигнуто лишь после открытия неевклидовых геометрий. Диалектический материализм, определяя пространство как форму существования материи, тем самым утверждает, что пространственные свойства тел, в частности их П., зависят от свойств движущейся материи.

ПРОЦЕСС (лат. processus — прохождение, продвижение) — закономерное, последовательное изменение явления, его переход в др. явление (Развитие).

ПРУДОН Пьер Жозеф (1809—65) — фр. мелкобуржуазный политический деятель, философ, социолог и экономист, один из основоположников анархизма. В философии П.— идеалист, эклектик; вульгаризировал гегелевскую диалектику, превратил ее в грубую схему, в учение о механическом сочетании в каждом явлении “хороших” и “плохих” сторон. Историю человеческого об-ва П. рассматривал как борьбу идей. Объявляя крупную капиталистическую собственность “кражей”, П. увековечивал мелкую собственность. Он отстаивал реакционную и утопическую идею организации при капитализме “справедливого обмена” между отдельными товаропроизводителями. Основоположники марксизма подвергли П. и его сторонников резкой критике. Осн. соч.: “Что такое собственность?” (1840), “Система экономических противоречий, или Философия нищеты” (1846) и др.

ПСИХИКА (греч. psyche — душа) — продукт и условие сигнального взаимодействия живой системы (живого существа) и его среды. Непосредственно для человека П. выступает в виде явлений т, наз. субъективного мира человека: ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств и т. п. Говоря о сущности П., необходимо различать ее философское и конкретно-научное понятия. Философское понятие П. непосредственно связано с осн. вопросом философии. В этом отношении понятие “П.” отождествляется с гносеологическими понятиями “сознание”, “мышление”, “познание”, “разум”, “идея”, “дух” и т. п. и рассматривается диалектическим материализмом как особое свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в отражении объективной действительности в форме идеальных образов. Материя и П. противоположны, но только в пределах осн. вопроса философии, т. е. вопроса об отношении сознания к бытию, ибо вне и независимо от материи П. не может существовать. “За этими пределами оперировать с противоположностью материи и духа, физического и психического, как с абсолютной противоположностью, было бы громадной ошибкой” (Ленин В. И. Т. 18. С. 259). В психологии понятие “П.” используется для характеристики специфического для животных и человека сигнального взаимодействия с окружающим. В ходе этого взаимодействия в мозгу, напр., человека формируются динамические структуры (психические модели), отражающие окружающую среду, его самого, включая сюда и состояние организма; обеспечивая отображение действительности, эти модели выступают вместе с тем и как регуляторы процесса взаимодействия человека с окружающим миром, позволяют ему ориентироваться в нем, используя источники информации и ее переработку. П. как определенная структура со свойственной ей отражательной функцией не сводится к нервным процессам: каждый отдельный элемент этой структуры строится по законам физиологии в результате взаимодействия органов и тканей организма; но в целом П. складывается в ходе сигнального взаимодействия индивида и среды и в этом смысле формируется по иным, психологическим, законам. Возникновение П. связано с развитием жизни, с усложнением форм взаимодействия живых существ с окружающей средой. В ходе эволюции животных формировался специальный орган П.— нервная система, а позднее — ее высший отдел — мозг. П. человека развилась в процессе социального общения, труда, в неразрывной связи с развитием речи. Она качественно отлична от П. животных — продукта биологического развития. Особенностью П. человека является осознание действительности, обеспечивающее сознательное предвидение событий и планирование своих действий. Переход к высшей форме развития П. был связан с перестройкой органа П.— мозга: у человека к механизмам нервной деятельности животных добавились механизмы второй сигнальной системы — сигнализации действительности словом (И. Павлов). П. человека с самого начала — общественно-исторический продукт. В индивидуальном развитии П. человека формируется в процессе овладения им исторически сложившимися формами деятельности (Психология).

ПСИХОАНАЛИЗ—общая теория и метод лечения нервных и психических заболеваний, предложенные 3. Фрейдом, одна из теоретических основ фрейдизма. Осн. положения П. следующие: господствующее над психикой бессознательное задерживается в глубинах психики “цензурой” — психической инстанцией, образованной под влиянием системы общественных запретов. В особых, “конфликтных” случаях бессознательные влечения “обманывают” цензуру и предстают перед сознанием под видом сновидений, оговорок, описок, невротических симптомов (проявлений заболевания) и т. п. Т. к. психическое не сводится к соматическому (телесному), то и исследовать психику нужно особыми методами. В качестве таких методов П. вводит т. наз. “метод свободных ассоциаций”, метод толкования сновидений, описок и т. п. Эти методы призваны за явным смыслом (или видимой бессмысленностью) проявлений бессознательного угадывать их истинную, сексуальную подоплеку. П.— яркий образчик “порочного круга”: то предположение о господстве бессознательного, к-рое требуется доказать, “доказывается” в каждом конкретном случае П. при помощи толкований, основанных как раз на этом предположении. В последний период своей деятельности Фрейд, а затем его ученики и совр. последователи перенесли методы П. на историю об-ва, все события к-рой при этом оцениваются как проявления “комплексов” (неизбежных столкновений бессознательных влечений с реальностью) как у личности, так и у целых народов. П. является теоретической и методологической основой ряда направлений совр. психологической школы в социологии.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ — субъективно-идеалистические концепции об-ва, возникшие в конце 19 в. Представители П. ш. искали ключ к пониманию общественных явлений в психике индивидов или коллективной психике (психическом взаимодействии индивидов). Основоположником П. ш. был амер. социолог Л. Уорд (1841—1913). Качественную специфику об-ва Уорд видел в психологичности социальных явлений. Др. крупным представителем П. ш. был фр. социолог Г. Тард (1843—1904), считавший осн. законами социологии подражание людей друг другу (мода, традиция). К П. ш. в с. примыкает и нем. социолог Зиммель с его пониманием социологии как “психологической микроскопии” взаимоотношений между индивидами. Начало 20 в. знаменуется разложением П. ш., отказом от откровенного, прямолинейного психологизма. Психологические теории об-ва видоизменяются, испытав на себе сильное влияние “социологизма” Дюрк-гейма, “институционализма” М. Вебера. Совр. психологизм не является особой школой, а представляет собой своеобразный методологический принцип, лежащий в основе почти всей западной социологии. Психологизация общественных явлений в настоящее время в наибольшей степени определяется концепциями социальной психологии (Э. Богардус, Л. Бернард и др.). Широкое распространение получили также фрейдизм и неофрейдизм. Психологизм можно рассматривать как своего рода социальный реформизм, т. к. в основе его лежит ненаучное стремление с помощью психологических средств усовершенствовать существующее об-во.

ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche—душа и logos — учение, слово) — наука о законах порождения и функционирования психического отражения объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. П. зародилась в глубокой древности и долгое время развивалась в недрах философии, достигнув высокого уровня в трудах Аристотеля, давшего первую систему понятий П. В новое время Декарт открывает рефлекторную природу поведения. Фр. материалисты поддерживали в своих воззрениях положение о материальной природе психики и ее обусловленности социальной средой. Представители нем. классической философии (особенно Гегель) внесли на идеалистической основе исторический подход в трактовку психических явлений. Осн. вопрос в П. есть вопрос о природе психики: является ли психика продуктом развития материи или она представляет собой субстанцию, не зависящую от материи. В середине 19 в. в связи с введением в П. эксперимента она выделилась в самостоятельную область знания. Однако ложные субъективистские методологические позиции мн. представителей П. того времени привели буржуазную П. к кризису. В 20 в. она разбилась на ряд течений — бихевиоризм, гештальтпсихология, фрейдизм и др. П. весьма дифференцирована и включает в себя помимо общей П., изучающей сущность психической деятельности и ее законов, П. педагогическую, П. труда, инженерную, космическую П. и др. Одной из задач П. является исследование трудовой деятельности людей, особенно в связи с появлением новейшей техники, выработка теоретических основ процесса обучения и воспитания всесторонне развитой личности, а также процессов управления и др.

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА — область психологии, исследующая закономерности создания человеком нового, оригинального в науке, технике, искусстве, различных видах трудовой деятельности (Творчество). Предметом П. т. являются также творческие моменты учения и игры. П. т. в идеалистических теориях ошибочно рассматривала творчество как необъяснимое явление, доступное лишь избранным людям; отрицалась всякая роль труда или вообще к.-л. деятельности, в т. ч. и мышления; считалось, что открытие нового наступает самопроизвольно или же в итоге необъяснимой бессознательной работы. Материалистическая психология не отрицает известной роли в творческом процессе неосознаваемых действий; вместе с тем она исходит из того, что творчество в его развитых формах является результатом труда. Мотивы и цели творческой деятельности порождаются потребностями об-ва, а возможность решения той или иной творческой задачи в области науки, искусства и т. п. наступает, когда в ходе развития об-ва возникают необходимые для этого условия. Ученые, изобретатели и художники используют при этом те знания и приемы, к-рые выработаны и накоплены в процессе развития науки, техники и искусства. Однако собственно творческий момент нередко предполагает открытие нового способа, приема, метода действия, отражающего неизвестные до этого свойства и связи вещей и явлений. Творческая деятельность требует мобилизации максимума активности, знаний и способностей человека. Такая мобилизация находит свое выражение в волевом напряжении и своеобразных эмоциональных состояниях, подробно изображенных мн. писателями и философами.

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА — вопрос об отношении психического к физическому. П. п. приобрела особую остроту после того, как в 17 в. Декарт утверждением о существовании двух субстанций (материи — субстанции протяженной и немыслящей и души — субстанции мыслящей, но непротяженной) резко противопоставил душу и тело. Этот разрыв пытались устранить окказионалисты (А. Гей-линкс и Мальбранш) положением о вмешательстве бога в отношения между психическими и физическими явлениями. Ложные тенденции решения П. п. до сих пор остаются господствующими в зап. психологии, где распространены т. наз. теория психофизического параллелизма и ее разновидности. Диалектико-материалистическое решение П. п. основано на принципе монизма, видящем в психике продукт развития материи.

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ — в философии нового времени впервые представленный окказионализмом (Мальбранш, А. Геилинкс) вариант “решения” т. наз. психофизической проблемы., неизбежно встающей при механистическом противопоставлении бесплотной души протяженному телу (Декарт). Сторонники П. п. (Вундт, Т. Липпс, Г. Эббингауз, Э. Тит-ченер, Т. Рибо и др.), следуя логике механицизма и поэтому почти дословно воспроизводя аргументацию окказионалистов, рассматривают психическое и физиологическое как самостоятельные, независимые друг от друга, параллельно идущие причинно-следственные ряды. П. п., как правило, дополняется теорией психофизического взаимодействия (О. Кюльпе и др.). Здесь, как и в вульгарно-материалистической концепции, порочен сам принцип соотнесения идеального содержания психики с физиологией. Физиологические процессы — необходимый, но далеко не достаточный механизм обеспечения подлинно человеческой жизнедеятельности. К тому же не они определяют содержание психических процессов. Возможная лишь в общении, жизнедеятельность человека включает в себя и психическую деятельность (психику, душу, сознание) и в то же время составляет содержание последней. Поэтому душу (психическое) надо противопоставлять не телу (физиологическому), а рассматривать в соотношении с предметным миром человеческой деятельности. П. п. в конечном счете с необходимостью приходит к идеалистическим выводам в духе психосоматики.

ПУАНКАРЕ Анри (1854-1912) -фр. математик, член Парижской АН. Осн. труды посвящены математической физике, дифференциальным уравнениям, комбинаторной топологии, небесной механике и т. д. В 1905 одновременно с Эйнштейном пришел к специальной теории относительности. П. внес большой вклад в развитие математики, где наряду с количественными соотношениями им были установлены факты, имеющие качественный характер. П. считал, что законы науки не относятся к реальному миру, а представляют собой произвольные соглашения (конвенции), к-рые должны служить наиболее удобному и полезному описанию соответствующих явлений (Конвенциализм). По словам Ленина, суть дела “теории Пуанкаре сводится к отрицанию... объективной реальности и объективной закономерности природы” (Т. 18. С. 170).

 


Обратно в раздел философия










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.