Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Философский словарь

Современный философский словарь включает в себя: основные философские термины, понятия и определения, учения и личности.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Н

НЕОСЛАВЯНОФИЛЫ (или “поздние славянофилы”)— последователи славянофилов, выступившие во второй половине 19 в. Заимствовав у своих предшественников тезис о противоположном общественном развитии Востока и Запада и идею об особой исторической роли славян, особенно России. Н. дали консервативным сторонам славянофильства новое теоретическое обоснование. Гл. представитель течения Н. Я. Данилевский (1822—85), основываясь на ложно истолкованных методах естествознания, развил “органическую” теорию локальных “культурно-исторических типов”, по к-рой каждый из них переживает своеобразную историю, проходя через этнографический, племенной (юность), государственный (зрелость) и цивилизационный (старость, упадок) периоды (“Россия и Европа”, 1869). С его т. зр., “европейский тип” (т. е. буржуазная Европа) переживает период увядания, в то время как славяне вступили в пору расцвета. Поэтому именно славянское федеративное государство, возглавляемое самодержавной Россией, может “содействовать всему высокому” в человечестве. Единомышленниками Данилевского были Леонтьев и Н. Н. Страхов (1828—96), пропагандировавшии в 60-х гг. с позиции славянофильства т. наз. теорию почвенничества (Достоевский) — о сближении народа (“почвы”) и “образованных сословий” (“Борьба с Западом в нашей литературе”, кн. 1—3, 1882—96). К Н. иногда причисляют и Соловьева, на к-рого (как и на др. рус. религиозных философов) оказали влияние ранние славянофилы (идея мессианизма и др.). Общефилософские воззрения Н. эклектически сочетали религиозный идеализм с элементами натурализма. В то же время они отвергали научную ценность дарвинизма. Теории Н., выступавших против рационализма и рассматривавших коренные социальные противоречия в рус. об-ве как аномалию, были направлены против революционного демократизма и социализма.

НЕОТОМИЗМ — официальная философская доктрина католической церкви, основывающаяся на учении Фомы Аквинского. Энцикликой папы Льва XIII (1879) Н. признан единственно истинной философией, соответствующей христианским догмам. В 1889 был создан Высший институт философии (Лувен, Бельгия), к-рый и ныне является международным центром Н., распространенного в странах католического вероисповедания (Франция, Италия, ФРГ, США, страны Лат. Америки). Представители Н.— Маритен (Франция), И. де Фриз, И. Лотц (ФРГ), Ван Стеенберген (Бельгия), Г. Веттер (Австрия), И. Бохеньский и др. Основу неотомистского учения составляет принцип: “Философия — служанка богословия”. Н.— теологическая форма совр. объективного идеализма. Высшей реальностью неотомисты признают “чистое бытие”, понимаемое как духовное, божественное первоначало. Для доказательства религиозных догм они широко используют фальсифицированные аристотелевские категории формы и материи, потенции и акта (возможности и действительности), существования и сущности. Результатом неотомистских спекулятивных построений является признание бога первопричиной бытия и первооснованием всех философских категорий. Значительное место в Н. занимает религиозное истолкование естественнонаучных теорий. В целом философия Н. представляет собой теологически ориентированную метафизику. По своей проблематике и терминологии последняя заметно отличается от средневекового томизма, в ней эклектически соединены осн. элементы учения Фомы Аквинского (принцип гармонии веры и разума и др.) с отдельными положениями новейших идеалистических систем. В совр. условиях, особенно после II Ватиканского собора (1962—65), наметилась новая ориентация Н. на приобщение его к совр. философии путем синтеза томистских принципов с нек-рыми идеями экзистенциализма, феноменологии, философской антропологии и др. течений идеализма. С т. зр. Н., исторический процесс зависит от сверхъестественных трансцендентных сил. Этим фактически исключается возможность активного воздействия человека на ход мировой истории. Социальная философия Н. осуждает секуляризацию социального бытия, т. к. она угрожает существованию целостного человека, ведет к его моральной деградации. Отсюда делается вывод о главенствующей роли религии и церкви в нормальном, естественном развитии об-ва.

НЕОФРЕЙДИЗМ — направление в совр. зап. философии, основывающееся на психоаналитических принципах исследования человека, его места и роли в структуре общественных институтов. Н. возник в конце 30-х гг. в результате пересмотра нек-рых положений фрейдизма, обнаруживших свою ограниченность и бесперспективность. Неофрейдисты (К. Хорни, Г. Салливэн, Фромм) подвергли критике ряд исходных посту-латов'и конечных выводов классического психоанализа в толковании внут-рипсихических процессов, обусловливающих возникновение конфликтных ситуаций, понимании структурных уровней психики и механизмов функционирования бессознательного, гипотезы о сексуальной этиологии неврозов и об инстинкте смерти. Но важнейшие схемы классического психоанализа, включая представления об иррациональных мотивах человеческой деятельности, изначально присущих каждому индивиду, и сам психоаналитический метод исследования индивидуально-личностных и общественных структур, сохраняют свою значимость в Н. Сосредоточив внимание на социальных и культурных процессах, оказывающих существенное влияние на возникновение внутрилич-ностных конфликтов индивида, представители Н. опираются на фрейдовскую концепцию бессознательной мотивации, к-рая, по их мнению, расширила границы познания внутреннего мира человека. Классический психоанализ не дал развернутые ответы на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что он должен делать. Неофрейдисты стремятся восполнить этот пробел. Они критически относятся к совр. зап. об-ву, в к-ром человек утрачивает свою уникальность, отчуждается от внешнего мира и самого себя, лишается собственно человеческого измерения, но не вскрывают подлинные причины деградации личности и противоречия между общественными и личными интересами. Надежда на ликвидацию различных форм отчуждения человека возлагается на “гуманистический психоанализ”, способствующий, по их мнению, пробуждению критических элементов в сознании личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Однако психоаналитическая процедура исцеления об-ва исключительно через исцеление индивида оказывается утопической, поскольку не учитывает в должной мере силу объективных социальных закономерностей, влияющих на формирование миропонимания и мироощущения личности.

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ— знание, полученное без помощи доказательства, прямое созерцание истины как того, что самоочевидно, в отличие от дискурсивного, или демонстративного, знания, всегда опосредствованного не только данными опыта, но и логическим рассуждением. Различают такие виды Н. з.: чувственное, иррациональное и интеллектуальное (интуиция чувственная, сверхчувственная и интеллектуальная), к-рые в метафизических учениях резко противопоставлялись друг другу. До Канта чувственное Н. з. всегда рассматривалось как знание, опытное по своему источнику. Кант утверждал, будто кроме такого Н. з. существуют также предшествующие всякому опыту (априорные) формы чувственного Н. з. (пространство и время). Возможность для человеческого ума интеллектуальной интуиции Кант отверг, допуская ее присущность, однако, уму более совершенному, чем человеческий. Интеллектуальное Н. з. признавали в древности Платон, Плотин, в 17 в.— рационалисты Декарт, Спиноза. Лейбниц, в конце 18—начале 19 в.—нем. идеалисты Фихте, Шеллинг, в 20 в.— Гуссерль, понимая под ним способность ума “видеть” истину “глазами ума”, и притом прямо, без доказательства; такими истинами считались, напр., аксиомы геометрии. Однако в 20 в. в.формалистическом направлении геометрии возник взгляд, отождествивший аксиомы с определениями и лишивший их характера непосредственной очевидности. Учение о сверхчувственном Н. з. в виде “озарения” как о божественном откровении характерно для многих религиозных построений (Августин и др.) и как об эмоциональной интуиции — для нем. романтиков (Ф. Шлегель, Гаман, поздний Шеллинг и др.), экзистенциалистов и ряда др. иррационалистов, к-рые нередко так перетолковывали и интеллектуальное Н. з. Гегель подверг критике предшествовавшие ему теории Н. з. как недиалектические. В Н. з. он видел единство непосредственного и опосредствованного знания. Но основой этого единства ошибочно считал само развивающееся мышление. Диалектический материализм основу единства непосредственного и опосредствованного знания видит в развитии материальной практики: истины, опосредствованные практикой и обусловленным ею мышлением, становятся — ввиду многократного их воспроизведения — непосредственно-достоверными. Кроме того, проблема Н. з. ныне смыкается с вопросами исследования механизмов интуиции и научного творчества.

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ—умозаключения, в к-рых заключение непосредственно следует только из одной посылки. К Н. у. относятся выводы по квадрату логическому, обращение, превращение и др. Н. у. противопоставляются опосредствованным умозаключениям, исходящим из двух или более посылок.

НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ — одно из осн. требований, предъявляемых к знанию, в частности к научному знанию: в каждой относительно обособленной системе знания не могут одновременно выводиться нек-рое предложение и его отрицание. Нарушение этого требования той или иной научной теорией приводит к ее разрушению, т. к. в ней оказывается возможным доказать любое предложение. Диалектический закон единства и борьбы противоположностей, означающий необходимость раскрытия объективных противоречий развития объектов, и требование Н. знания не исключают друг друга. Положение о логической Н. касается способа представления знания и требует последовательности рассуждения (Противоречия закон. Непротиворечивость аксиоматической теории).

НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ АКСИОМАТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ — ло гико-методологическое требование непротиворечивости, предъявляемое к аксиоматически построенным (вообще формальным) теориям. Существуют два вида Н. а. т.: синтаксическая и семантическая. Теория синтаксически непротиворечива, если в ней не являются одновременно выводимыми нек-рое предложение и его отрицание; теория семантически непротиворечива, если она имеет по крайней мере одну модель, т. е. нек-рую область объектов, удовлетворяющую данной теории. При нарушении требования Н. а. т. оказывается возможным доказательство в такой теории любого предложения, она теряет свою научную ценность.

НИГИЛИЗМ (лат. nihil — ничто) — т. зр. абсолютного отрицания, не связанного ни с какими положительными идеалами. Термин “Н.” впервые применен Якоби, в России распространение получил благодаря роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Реакционеры называли нигилистами революционных демократов, приписывая им безоговорочное отрицание всей прошлой культуры. На деле революционная демократия выдвигала свою положительную программу. Ленин различал революционный Н. как законное отрицательное отношение к реакционным общественным порядкам (Т. 4. С. 262) и интеллигентский анархистский Н. (Т. 20. С. 242). Идеи Н. получили теоретическую разработку в ряде направлений зап. философии и этики 2-й пол. XIX—XX вв. (ницшеанство, экзистенциализм, неофрейдизм и др.).

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401-64); настоящее имя — Николай Кребс или Крипфс; Кузанским зовется по месту рождения (Куза на Мозеле), нем. философ, ученый и богослов времени перехода от схоластики к гуманизму и новой науке раннего капиталистического об-ва. Переработал под влиянием неоплатонизма понятия христианской философии в учении о боге как максимуме бытия, стоящем выше противоположностей, в к-рых ограниченный рассудок мыслит вещи природы. В боге совпадают все противоположности: конечного и бесконечного, наименьшего и наибольшего, единого и множественного и т. д. Близкое к пантеизму учение Н. К. с осн. для него тезисом о совпадении противоположностей в боге (coincidentia oppositorum) заключает в себе, несмотря на мистико-идеалисти-ческое содержание, ряд плодотворных идей. Таковы критика ограниченности рассудочных противопоставлений; методологическое значение математических понятий для познания природы; предвосхищение понятия бесконечно малых величин; постановка вопроса о границах применения закона противоречия в математическом познании и т. п. Соч.: “Об ученом незнании” (1440), “О происхождении” (1447) и др.

НИЦШЕ Фридрих (1844—1900) --нем. философ, один из основоположников совр. иррационализма в форме философии жизни. Взгляды Н. претерпели определенную эволюцию от романтической эстетизации опыта культуры через “переоценку всех ценностей” и критику “европейского нигилизма” к всеобъемлющей концепции волюнтаризма. Осн. положениями зрелой философии Н. являются: 1) все существующее (мир) есть воля к власти, могуществу; 2) сам мир есть множество борющихся друг с другом картин мира, или перспектив, исходящих из центров власти (силы),—в этом состоит т. наз. перспективизм. Н. излагает свою т. зр. полемически, в форме несистематической критики субстанционального дуализма (“теории двух миров”), метафизики, христианской моральной традиции и т. д. Н.— решительный противник укорененного в европейской культуре противопоставления “истинного мира” миру эмпирическому, истоки к-рого он видит в отрицании жизни, в декадансе. В основе декаданса, по В., лежит желание (зачастую бессознательное) физиологически слабых индивидов или социальных групп доминировать над сильными и здоровыми. Согласно Н., апелляция к разуму и правде (истине) — лишь заменяющий прямое физическое принуждение способ одной воли влиять на др. волю (в т. ч. коллективную), рациональная аргументация, любые рассуждения значимы лишь постольку, поскольку обозначают перспективу нек-рой воли, стремящейся к расширению своего могущества. В любой философской полемике речь идет, считает он, не о поиске истины, а о жизне-утверждении, подчинении своей воле воли противоборствующей. Это же, по Н., касается ценностных суждений, суждений об объективном мире (научные истины, факты). Все это суть интерпретации, субъективные картины мира, за к-рыми стоят физиологические потребности, стремление сохранять определенные формы жизни. Н. связывает критику метафизики с критикой языка. Рассматривая реальность как неупорядоченный поток становления. Н. подчеркивает несоизмеримость создаваемого категориальной схемой языка образа мира с подлинным положением дел, неспособность языка, а следовательно, и мышления представить к.-л. знание независимо от самого языка и мышления. Убеждение Н. в фальсифицирующей природе языка и разумного мышления лежит в основе утверждения им приоритета действия и воли над всеми др. свойствами и качествами. Глубокая внутренняя противоречивость ницшеанского витализма проявляется в вопросе о соотношении истинности той или иной доктрины, идеи, понятия и т. п. и их исторического генезиса. Хотя “всеобщие и необходимые истины”, познавательные категории, грамматические формы, этические постулаты и т, п. и не обладают, согласно Н., абсолютной ценностью, являясь просто удачными находками в борьбе за жизнь и власть, все же эти “предрассудки” разума не могут считаться целиком произвольными, т. к. они связаны с определенными органическими ресурсами человека как вида, с постоянством черт его природы. Они оправданы своей “полезностью” в рамках трансцендентального жизненного процесса. Они принадлежат “родовому субъекту”, цели и интересы к-рого в целом скрыты от каждого отдельно взятого индивида. Для последнего “предрассудки” разума и соответствующие им формы жизни оказываются априорными и принудительными, он не может не следовать им. Таков философский смысл ницшеанской идеи вечного возвращения, указывающей на неизбежность воспроизводства одних и тех же иллюзий, оценок, форм опыта, жизни. Этой фаталистической идее в мировоззрении Н. противостоит идея сверхчеловека, указывающая в первую очередь на необходимость преодоления (в т. ч. и через особую систему воспитания) черт человеческой природы, напр. структуры чувственности, на “утончение” восприятия для создания новых, более совершенных форм жизни. Осн. соч.: “Человеческое, слишком человеческое” (1878), “Веселая наука” (1882), “Так говорил Заратустра” (1883—85), “По ту сторону добра и зла” (1886), “Антихристианин” (1888).

“НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона” — раннее произв. Маркса, в к-ром изложены основы научного социализма. Написано на фр. языке в 1847 и направлено против взглядов фр. мелкобуржуазного философа и экономиста, анархиста Прудона. Маркс выступил против “диалектической” фразеологии Прудона, показав, что он не поднялся выше буржуазного кругозора. Большое внимание уделяет Маркс критике гегелевской и разработке материалистической диалектики. В “Н. ф.” дан анализ капиталистического способа производства и заложены основы марксистской политической экономии. Маркс исследует экономическое положение, историческую роль и задачи классовой борьбы пролетариата. “Условие освобождения рабочего класса есть уничтожение всех классов... А до тех пор антагонизм между пролетариатом и буржуазией останется борьбой класса против класса, борьбой, которая, будучи доведена до высшей степени своего напряжения, представляет собой полную революцию... Только при таком порядке вещей, когда не будет больше классов и классового антагонизма, социальные эволюции перестанут быть политическими революциями” (Т. 4. С. 184— 185),—заключает Маркс свою книгу.

НОВИКОВ Николай Иванович (1744—1818)—рус. просветитель, социальный мыслитель, книгоиздатель, писатель и журналист. Считая сатиру и просвещение гл. орудиями борьбы с социальными пороками, в т. ч. с крепостничеством, вел активную издательскую деятельность, печатая разного рода журналы, публикуя переводы Вольтера. Дидро. Монтескье, Руссо, Паскаля и др. Философия Н.— идеалистически истолкованный деизм, не отрицающий сотворения мира богом и бессмертия души. Социальный идеал его — просвещенная монархия, не допускающая “рабского состояния” людей, заботящаяся о “приращении художеств и наук”. В центре философского творчества Н. были проблема человека и нравственные (“нравоучительные”) вопросы. Каждый человек, по Н., должен содействовать прежде всего благу сограждан, отечества, степень этого содействия является гл. критерием достоинства .человека. Н. включил этический элемент и в вопрос об источнике знания, его приращении. Ложное, неистинное знание он называл “развратным знанием”. Согласно Н., путь к совершенствованию человека, к высшей нравственности лежит через знание: невежество — причина всех человеческих бедствий и заблуждений. Гуманистическая просветительская деятельность Н. оказала большое влияние на рус. культуру 18—19 вв., ее высоко ценили декабристы и революционные демократы. Несмотря на умеренный, нереволюционный характер его просветительства, Екатерина II жестоко расправилась с ним, заключив без суда в Шлиссельбургскую крепость.

НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — понятие, обозначающее присущую совр. политическому процессу совокупность ценностей, идей, подходов, порожденных осознанием необходимости ненасильственного и взаимозависимого, целостного мира, выражающих планетарные интересы человечества безотносительно к его национальной, государственной, классовой дифференцированности. Н. п. м. предполагает право свободного выбора каждым народом, каждой страной собственного пути развития при сохранении исторически сложившихся политических и социально-экономических систем, политических, идеологических и философских взглядов, национальной культуры. Идеологической основой Н. п. м. является философская концепция противоречивого и вместе с тем единого взаимосвязанного мира, опирающаяся на научный анализ революционных сдвигов, происходящих в жизни мирового сообщества,— изменение социального облика мира, интернационализацию экономики,обострение глобальных проблем, появление возможности уничтожения цивилизации, активный контакт культур и др. Концепция Н. п. м. представляет собой творческое развитие ленинского принципа мирного сосуществования государств с различным общественным строем с учетом реалий жизни человечества в последней четверти 20 столетия. Принципиальной важности новый момент состоит в том, что в обстановке угрозы уничтожения человечества и всего живого на Земле мирное сосуществование уже не может рассматриваться как форма классовой борьбы на мировой арене, что заставляет пересмотреть укоренившиеся ш1ампы и представления о формах и способах разрешения конфликтов, принципах взаимообщения и сосуществования. В новых исторических условиях сужается сфера применимости политических методов и средств, основанных на насилии. Целостность, взаимозависимость совр. мира выдвигает на передний план общегуманистические ценности и приоритеты, связанные с обеспечением условии выживания человечества как такового, предполагает преодоление “образа врага”, националистических, религиозных и др. предубеждений. Противоборство различных социально-экономических систем не должно доводиться до раскола мирового сообщества на два “непроницаемых” фрагмента цивилизации. Расчленение мирового хозяйства, технологии, торгово-кредитных отношений по политико-идеологическим признакам бесперспективно. Существует и расширяется сфера общих интересов всех совр. государств и народов; своего рода внутренняя ось фундаментального единства, растущей консоли-дированности человечества — жизнь и общечеловеческая ответственность за ее поддержание. Практическое свидетельство этому — возрастание значения глобальной проблематики (Глобальные проблемы), захватывающей жизненные интересы всех и каждого. Именно глобальная проблематика выступает тем оселком, на к-ром в наши дни проверяется серьезность, обоснованность, жизнестойкость политических программ, курсов, линий. С философской т. зр. новая акцентировка приоритетов свидетельствует о растущей потребности в усилении разумного начала в организации общественной жизни: развитие .человечества не должно быть стихийным и должно стать в большей мере подконтрольным сознательному регулированию общественного развития в интересах человека и человечества. Перспективы социального прогресса, т. обр., оказываются тесно связанными с тем, насколько органично удастся совместить, срастить политику с рациональностью, добиться того, чтобы политика и разумность стали неразделимы. Политика должна переориентироваться на выполнение качественно новых функций, усиливающих центростремительные начала в человечестве, отдающих безусловный приоритет в нынешней экстремальной ситуации общечеловеческим ценностям и интересам. Все др. ценности и интересы, в т. ч. и классовые, должны оцениваться исходя именно из этой перспективы. Новая акцентировка приоритетов социального развития человечества, вытекающая из Н. п. м., не означает отказа от классового подхода к явлениям общественной жизни, но заставляет конкретизировать и обогатить диалектику классового и общечеловеческого. Философско-ме-тодологическим основанием Н. п. м. является материалистическая диалектика. В свою очередь, утверждение Н. п. м. вносит существенные коррективы в сложившиеся методы и стиль философствования, ориентируя на полное преодоление ортодоксии и догматизма, боящихся творческой мысли. Нормой исследовательской работы в области философии должны стать полемика, состязательность предлагаемых философами-марксистами подходов и идей, диалог с иными философскими теориями. Особенно важным в свете Н. п. м. является диалог с философскими школами и течениями, по-своему позитивно усвоившими, принимавшими либо нек-рые идеи и теоретические понятия, либо целые концептуальные блоки марксизма, выступающих с позиций гуманизма и защиты общечеловеческих ценностей (отдельные направления в совр. философии и методологии науки, философско-со-циологические изыскания теоретиков франкфуртской школы, нек-рые варианты экзистенциализма и т. д.).

“НОВЫЕ ЛЕВЫЕ” — движение протеста значительной части студенчества и интеллигенции стран Запада против буржуазного об-ва, его социально-экономических и политических институтов, образа жизни, нравственных ценностей и идеалов. Не отличающееся целостностью мировоззренческих установок, практических программ и состоящее из различных пестрых по политическим ориентациям групп и организаций, движение “Н. л.” включает в себя компоненты стихийного бунта, выражающего недовольство социальной реальностью, но не имеющего действенных методов, способов и средств для ее практического изменения. Возникнув в начале 60-х гг., леворадикальное умонастроение охватило широкие слои молодежи, интеллигенции. Большинство представителен “Н. л.” разделяло общую философию “тотального отрицания” существующих институтов,, авторитетов, ценностей жизни. Нигилизм. анархизм, стихийность, стремление выйти из “правил игры” буржуазного об-ва и “выключиться” из его социально-экономических, политических и культурных структур — таковы осн. установки “Н. л.”, воспринятые из философских работ Маркузе, Сартра. Р. Дебре, Ф. Фанона и др. идеологов левого радикализма. Но эти установки оказались абстрактными, утопическими, лишенными реальной возможности претворения в жизнь. В начале 70-х гг. в силу внутренних разногласий и репрессий со стороны властей движение “Н. л.” распалось в конечном счете на мелкие группировки. В целом оно способствовало пробуждению сознания масс в капиталистических странах.

“НОВЫЕ ПРАВЫЕ”—разнородные группы философов, социологов, историков, писателей и др.представителей буржуазной интеллигенции, активно выступивших в начале 70-х гг. во Франции (А. де Бенуа, Ш. Бресоль, П. Виаль, М. Мармен, А. Гобар и др.) с претензиями на “возрождение европейской культуры”. Их воззрения эклектичны. Они осознают глубокий кризис, к-рый переживают империализм и его культура, но полагают, что причины его следует искать в деятельности “старых правых”, признававших формальное равенство всех людей, в их неспособности к созданию новых культурных ценностей. “Н. п.” стремятся разработать такие идеи, к-рые, по их мнению, должны вывести из кризисного состояния совр. капитализм и его колыбель — европейскую культуру. Они проповедуют отказ от демократических традиций, рационалистического философского наследия и возврат к дохристианской Европе. “Н. п.” выступают против социальной справедливости, пытаются доказать “естественный и вечный характер” неравенства людей. Абсолютизируют многообразие мировой истории, отрицают ее единство и прогрессивное развитие, рассматривая историю как постоянное чередование и повторение одних и тех же циклов и явлений.

“НОВЫЕ ФИЛОСОФЫ”—группа фр. философов (А. Глюксман, Б. А. Леви, Ж. П. Долле, Г. Лярдро, К. Жам-бе и др.), выступавших в 70-е гг. против марксизма, революционных учений и фундаментальных идей классической европейской философии. Крупнейшие парижские издательства и в 80-е гг. продолжают выпускать их книги, а сами “Н. ф.” активно выступают в различных “форумах” против участников движения за мир и разоружение в Европе, Французской компартии, интернациональной солидарности коммунистических и рабочих партий. “Н. ф.” претендуют на роль лидеров в “большом повороте” левой интеллигенции против марксизма и реального социализма. В действительности “новая философия” является не результатом “кризиса марксизма” и “поражения социалистической идеологии”, как представляют ее правые средства массовой информации, а выражением кризиса всей совр. буржуазной философии, в разных направлениях к-рой преобладает отказ от достижений классической философии — идей закономерности и познаваемости мира, разумного преобразования об-ва и общественного прогресса. Доводя до логического конца худшие черты экзистенциализма, психоана-лизма и структурализма, “Н. ф.” трактуют историю человеческого об-ва как “монотонное повторение форм господства”, а в качестве идеала человека выдвигают “ангела”, выпадающего из всех общественных отношений, отказывающегося от общепринятого языка, культуры, образа жизни и мышления. Отвергая классическую философию и марксизм как “науку революции, науку господства, науку управлять”, “Н. ф.” расчищают путь мифологизированным и религиозным формам сознания.

НОМИНАЛИЗМ (лат. nomen — имя, название) — направление в средневековой философии, считавшее понятия лишь именами. В противоположность реализму средневековому, номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия. создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств. И. был связан с материалистическими тенденциями в признании первичности вещи и вторичности понятия. Н., по словам Маркса, был первым выражением материализма в средние века. Однако номиналисты не учитывали, что общие понятия отражают реальные качества объективно существующих вещей и что единичные веши не отделены от общего, а содержат его в себе. Виднейшими номиналистами в 11—14 вв. были Росце-лин, Оккам. Идеи Н. развивались на идеалистической основе в новое время в учениях Гоббса, Беркли и Юма, в совр. период — в семантической философии.

НОМОТЕТИЧЕСКИЙ И ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ (греч. nomos — закон, tetos — установленный и idios — особенный, grapho — пишу) — понятия, употребляемые представителями баденской школы неокантианства для обозначения методов естественных наук и “наук о духе”. Применяемый в естествознании Н., или, по Риккерту, генерализирующий (обобщающий), метод вырабатывает общие понятия и законы, в то время как И. (индивидуализирующий) метод, используемый науками, к-рые изучают общественные явления, выявляет не общее, а только отдельное. Противопоставление этих методов основано на метафизическом разрыве между единичным, особенным и общим и ведет к агностицизму в общественных науках, к схематизму и формализму — в естественных науках. Схема взаимопроникновения Н. и и. была использована затем в герменевтике и в философии франкфуртской школы.

НООСФЕРА (греч. noqs — ум, разум и sphaira — сфера, т. е. сфера разума) — термин, обозначающий такую стадию развития биосферы, при к-рой разумная деятельность человека становится определяющим фактором глобального развития. Нек-рые ученые считают употребление понятия “Н.” спорным и предлагают вместо него др.: “антропосфера”, “социосфера”, “тех-носфера”. Термин “Н.” был введен в 1927 фр. учеными Э. Ле-Руа (1870— 1954) и Тейяром де Шарденом, рассматривавшими Н. как идеальное образование, как особую внебиосферную “оболочку мысли” планеты. Пытаясь обосновать уникальность человека как составной части биосферы, Тейяр де Шарден отрывает сознание от непосредственных материальных носителей, рассматривает Н. как “мыслящий пласт”, к-рый, “зародившись в конце третичного периода, разворачивается с тех пор над миром растений и животных — вне биосферы и над ней”. Принципиально иное содержание вкладывает в понятие “Н.” Вернадский. Для него оно стало логическим завершением разработанного им учения о биосфере. Приняв этот термин в начале 30-х гг., он трактует Н. как результат человеческой деятельности, неизменно возрастающий благодаря развитию науки. “Биосфера XX столетия,— писал Вернадский,— превращается в ноосферу, создаваемую прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человека”. По его мнению, вокруг Земли действительно образовалась “оболочка” антропогенного происхождения. однако это не идеальная сфера, а определенная ступень, этап в развитии биосферы, когда сознательная преобразующая деятельность людей становится реальной движущей силой этого развития. Возникающая т. обр. “сфера разума” есть явление материальное, т. к. и биосфера, и разум человека, и его деятельность рассматриваются им с материалистических позиций. Н., т. обр., следует понимать как высшую ступень интеграции всех форм существования материи, когда любая преобразующая деятельность человека -будет основываться на научном понимании естественных и социальных процессов и органически согласовываться с общими законами развития природы. Это означает, что человек должен взять на себя всю ответственность за дальнейшую эволюцию как биосферы в целом, так и самого себя. В свете совр. представлений о мире решение этой задачи лежит на пути решения глобальных проблем, и в первую очередь устранения угрозы ядерного самоуничтожения человечества.

НОРМА МОРАЛЬНАЯ — форма нравственных требований, регулирующих поведение людей посредством общих предписании и запретов, распространяющихся на однотипные поступки. В отличие от правовых норм, Н. м. санкционируется не властью государства, а силой обычая и общественного мнения; формируется в нравственном сознании об-ва стихийно, а не в результате специально изданного кем-либо закона. Сами по себе Н. м. еще не могут быть достаточным руководством для поведения человека; в силу их абстрактной всеобщности они не предусматривают возможных исключений, связанных с особыми обстоятельствами. Поэтому вопрос о применимости тех или иных Н. м. в конкретных ситуациях должен решаться на основе более общих по содержанию и одновременно более конкретных нравственных принципов. По своему социальному содержанию Н. м. могут иметь как общечеловеческий, так и исторически ограниченный, классовый характер. В последнем случае при переходе от одной социальной формации к др. длительное время происходит ломка старых, создание и утверждение новых Н. м.

НОРМАТИВНАЯ ЭТИКА — этика, предметом исследования к-рой являются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания добра и зла, морального долга. Н. э. теоретически обосновывает нравственные принципы, идеалы и нормы. Она рассматривает в теоретической форме те же самые вопросы, к-рые стихийно возникают и решаются моральным сознанием того или иного об-ва или класса. Всякая этическая концепция, выражая нравственный идеал определенных социальных групп, в конечном счете является нормативной. Для разрешения противоречия, якобы существующего между научной истиной и моралью, неопозитивисты попытались создать “научную” этику путем исключения из нее нормативных вопросов (Метаэтика). Марксизм же считает, что дать научно-теоретическое обоснование нравственных идей возможно лишь при условии познания законов истории, что эти идеи отражают объективную логику развития об-ва. Н. э. становится действительно научной благодаря строго объективному анализу всего исторического развития морали человечества и исследованию его социальных предпосылок. Н. э. как обоснование норм и принципов коммунистической нравственности тесно связана со всеми остальными разделами марксистской этики.

НОУМЕН (греч. noumenon) — термин, означающий в противоположность феномену постигаемую только умом (умопостигаемую) сущность. Платон, впервые применивший этот термин (в диалоге “Тимей”), понимал под Н. реальность, как она существует сама по себе, и предмет умозрительного знания. У Канта Н. рассматривается в двух значениях. Как отрицательное, проблематическое понятие (в “Критике чистого разума”) Н.— это предмет рассудка, интеллектуальной интуиции. В “Критике практического разума” Кант указывает на возможность положительного понятия о Н. как предмете внечувственного созерцания. Н. в этом смысле недоступен человеку, т. к. созерцания последнего, по Канту, могут быть только чувственными. Оба эти значения Н. соответствуют в его философии разным функциям “вещи в себе”.

НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА ТЕОРИИ — субъективистские этические теории, объясняющие происхождение и природу морали тем, что человеку свойственны особые чувства одобрения и осуждения. Н. ч. т. возникают в Англии в 17—19 вв. (А. Смит, Юм. Шефтсбери, Ф. Хатчесон). В 20 в. эти теории развивают А. Вестермарк (Финляндия), У. Мак-Дугэлл, А. Роджерс, Ф. Шарп (США), А. Сазерленд и А. Шэнд (Англия). Смысл гл. положения Н. ч. т. состоит в том, что в основе моральных понятий, с помощью к-рых люди оценивают события и выбирают линию своего поведения, лежат чувства одобрения или осуждения, испытываемые ими в отношении различных явлений. Иными словами, сторонники Н. ч. т. считают, что моральные суждения содержат информацию не о должных или оцениваемых объектах, а лишь о нравственных чувствах, испытываемых человеком по отношению к этим объектам. Ограничив свои исследования в осн. психологическими явлениями, не связав их с объективными закономерностями развития об-ва, эти теоретики не смогли выяснить законы развития морального сознания. Отсюда и релятивистское толкование нравственных понятии, к к-рому они приходят. На Н. ч. т. в целом распространяются все пороки, присущие апробативной этике, к типу к-рой эти теории относятся.

НРАВСТВЕННОСТЬ—см. Мораль.

НРАВЫ — понятие, фиксирующее общественные привычки людей, то, как фактически ведут себя члены большой или малой социальной группы, что они разрешают себе или запрещают. Н.— это те эталоны и нормы поведения, к-рыми непосредственно руководствуются люди. Н. как сущее, как наличное бытие добра и зла в поведении отличаются от идеалов как должного. Совокупность Н. связана с нравственностью социальной общности. Поскольку различны бытие классов, социальных слоев, их место в системе общественного производства, их уровень культуры, различны и Н.

НУС (греч. nous — ум) — одно из осн. понятий античной философии, обозначающее мировую концентрацию всех существующих вообще актов сознания и мышления. В яркой форме впервые это понятие выступило в философии Анаксагора, где оно трактовалось как принцип оформления и порядка в отношении бесформенной материи. Идеалистическое толкование это понятие получило у Платона и особенно у Аристоте' ля, у к-рого оно является формой всех форм, пребывающей в вечном самосозерцании. Большое значение приобрело это понятие у неоплатоников, где оно на почве аристотелизма трактуется как особого рода сверхчувственное бытие, осмысляющее весь мир и придающее ему определенную форму. Материалисты тоже применяли это понятие. Демокрит понимал Н. как огонь, и притом шаровидный. Космологическое значение имеет он также у Фалеса. По-видимому, у античных материалистов Н.— это совокупность законов природы или их источник, к-рый представлялся пока в чувственно-материальной форме. В гносеологии Демокрит резко противопоставляет Н. как принцип точности расплывчатым чувственным ощущениям, вносящим в познание смятение и беспорядок. Античный Н. всегда внеличен и даже безличен, в противоположность средневековым учениям, находившим в нем личное начало.

НЬЮТОН Исаак (1643—1727) — англ. физик, создатель классической механики, сформулировавший закон всемирного тяготения и оказавший большое влияние на развитие философской мысли. Осн. произв. Н.— “Математические начала натуральной фнлосо-фии” (1687)—содержит три закона движения (закон инерции, закон пропорциональности силы и ускорения, закон равенства действия и противодействия), из к-рых выводится большое число следствий, образующих фундамент классической механики и классической физики. В “Началах” обосновываются понятия абсолютного движения, отнесенного не к материальным телам, а к пустому (абсолютному) пространству и абсолютному времени. В этом же произв. Н. из взаимного тяготения тел, пропорционального их массам и обратно пропорционального квадрату расстояния, вывел установленные И. Кеплером законы движения планет. Закон всемирного тяготения не только завершил гелиоцентрическое представление о Солнечной системе, но и дал научную основу для объяснения большого числа процессов, происходящих во вселенной, в т. ч. физических и химических процессов, став основой единой физической картины мира. Однако теория тяготения Н. встречала возражения, т. к. она допускала воздействие (причем мгновенное) одного тела на др. без переносящей это воздействие промежуточной материальной среды. В “Оптике” Н. показал, что свет при преломлении разделяется на лучи различных цветов, выдвигал корпускулярную теорию света — представление о свете как об особых частицах. В математике Н. создал “метод флюксий”, к-рый в осн. совпадает с открытыми в тот же период Лейбницем методами дифференцирования и интегрирования, и положил начало анализу бесконечно малых. По своим философским воззрениям Н. стоял на позициях признания объективной реальности и познаваемости мира. В системе Н. инерция и тяготение объясняют нескончаемое повторение эллиптических движении небесных тел, но “первый толчок” Н. приписал богу. Подобные теологические “включения” в созданную Н. научную картину мира не помешали, однако, тому, что она стала естественнонаучной базой философского материализма 17—18 вв., принявшего форму механицизма. Вместе с тем стремление Н. трактовать свою концепцию как простое обобщение фактов, полученных в итоге опыта и наблюдения, а работу ученого — как процесс индукции, его отказ от попыток объяснять причины явлении (“гипотез не измышляю”) сделали его одним из крупнейших авторитетов в области методологии науки для сторонников эмпиризма.

НЬЯЯ — одна из ортодоксальных систем древнеинд. философии. В учении Н. особенно большую роль играли логика и гносеология. Возникновение Н. связано с именем древн. мифического мудреца Готамы. Ньяя-сутры были записаны во 2 в. По учению Н., существует материальная вселенная, состоящая из атомов, сочетание к-рых образует все предметы. Кроме того, во вселенной существует бесчисленное множество душ, к-рые могут быть как в свободном состоянии, так и связанными с материальными атомами. Бог Ишвара, будучи высшим регулирующим духовным началом, не является создателем, творцом душ и атомов, но он создает сочетания атомов и вызывает связь душ с атомами или освобождение душ от атомов. В Н. была впервые в Индии разработана теория силлогизма, отличавшаяся от древнегреч. тем, что он состоял из пяти членов — посылка, доказательство, иллюстрация, применение доказательства, заключение. Н. признает четыре способа познания: ощущения, вывод, аналогию и свидетельства др. людей и авторитетов. В Н. была также подробно разработана классификация осн. категорий знания (падартх) и классификация объектов, на к-рые направлено познание. Расцвет Н. относится к раннему средневековью


Обратно в раздел философия











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.