Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Философский словарь

Современный философский словарь включает в себя: основные философские термины, понятия и определения, учения и личности.

ОГЛАВЛЕНИЕ

M

МЕТАЭТИКА—раздел этики, в к-ром разрабатываются проблемы гносеологической и логической природы морального языка. Термин введен в этику логическими позитивистами, согласно к-рым М.— это специфически философская дисциплина, в противоположность нормативной этике исследующая лишь моральный язык, “нейтральная” к различным нравственным позициям. Сам по себе вопрос об исследовании логики моральных высказываний и о возможности выделения методологических и логических проблем этики в особую область вполне правомерен. Но позитивисты мыслят М. как чисто формальное исследование нравственных суждений, безотносительно к их содержанию. Такое исследование не затрагивает вопросов о том, в чем состоит добро и зло, каким образом мораль зависит от социально-исторических условии, какое значение имеет нравственность в жизнедеятельности человека. Однако без решения этих вопросов М. не может быть философской теорией и превращается в разновидность модальной логики. Столь же неправомерна претензия позитивистов на создание этики как внепартийной, “нейтральной” науки (Логический позитивизм). Социологические, исторические и философские проблемы этики органически связаны с нормативными вопросами, имеющими непосредственное отношение к выбору человеком своей нравственной позиции и практической линии поведения.

МЕТАЯЗЫК И ЯЗЫК-ОБЪЕКТ— понятия совр. логики. Когда предметом исследования является естественный или искусственный язык (напр., логическое исчисление или язык конкретной научной теории), необходимо отличать исследуемый язык, наз. языком-объектом, от языка, на к-ром ведется исследование языка-объекта; последний наз. метаязыком по отношению к данному языку-объекту. В частности, метаязыком является язык, на к-ром формулируется нек-рая метатеория. Отсутствие различения между М. и я.-о. приводит к различного рода парадоксам. Как правило, метаязык должен содержать, во-первых, имена всех выражений языка объекта и, во-вторых, выражения для различных синтаксических и семантических характеристик языка-объекта, т. е. быть логически более богатым, чем язык-объект; В качестве метаязыка может использоваться естественный (обычный, разговорный) язык или же формализованный язык. В последнем случае формализация метаязыка должна производиться на метаязыке второго порядка и т. д. С др. стороны, в исследованиях по основаниям математики и логики (Метаматематика, Формализм) весьма важно ограничение метаязыка тесными рамками финитных (Финитизм) средств.

МЕТОД (греч. methodos—буквально “путь к ч.-л.”) — в самом общем значении — способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. М. как средство познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета. Сознательное применение научно обоснованных М. является существеннейшим условием получения новых знаний. В процессе развития познания выработались такие общие принципы научного мышления, как индукция, дедукция, анализ и синтез, аналогия, сравнение, эксперимент, наблюдение и др. В основе всех М. познания лежат объективные законы действительности. Поэтому М. неразрывно связан с теорией. Существуют специальные М. конкретных наук, поскольку последние изучают свои специфические предметы. Философия, в отличие от конкретных наук, вырабатывает всеобщий М. познания — материалистическую ди-алектику. Объективную основу диалектического М. составляют наиболее общие законы развития материального м^ира. Этот М. не подменяет М. др. наук, а является их общей философской основой и выступает в качестве орудия познания во всех областях. Диалектика одновременно есть и М. преобразования мира. Диалектике-материалистический М. противоположен идеалистической диалектике и метафизике.

МЕТОДОЛОГИЯ — 1) совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в к.-л. науке; 2) область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преоб-разующей деятельности. Так, М. науки изучает научное знание и научную деятельность. Развитие М.— одна из сторон развития научного познания в целом. Всякое научное открытие имеет не только предметное, но и методологическое содержание, т. к. оно связано с критическим пересмотром существующего понятийного аппарата, предпосылок и подходов к интерпретации изучаемого материала. Делая объектом анализа ту деятельность, в ходе к-рой вырабатывается предметное знание, М. науки выступает как Одна из форм самопознания и самосознания науки. Знание отражает действительность и вместе с тем является продуктом конструктивной работы мышления, воспроизводящего связи и отношения объектов реальности. М. вскрывает и анализирует деятельность, обретающую в знании законченные формы. М. тесно связана с гносеологией, к-рая анализирует всеобщие характеристики познавательной деятельности. Отправляясь от них, М. фокусируется на особенном, на том, как они воплощаются в конкретных познавательных ситуациях и сферах познания, в определенных историко-культурных условиях. Традиционно проблемы М. разрабатывались в рамках философии. Однако в связи с дифференциацией совр. научного познания, усложнением понятийного аппарата, усиливающейся теоретизацией научного мышления, совершенствованием познавательных средств и методов дифференцируется и сфера М. Совр. М. выполняет два типа функций. Во-первых, она выявляет смысл научной деятельности и ее взаимоотношений с др. сферами деятельности, т. е. рассматривает науку с т. зр. практики, об-ва, культуры, человека. Это — философская проблематика. Философская М. не есть особый раздел философии: методологические функции по отношению к специальным наукам выполняет мярксистско-ленинская философия в целом. Во-вторых, М. решает задачи совершенствования, рационализации научной деятельности, выходя за пределы философии, хотя и опираясь на разрабатываемые ею мировоззренческие и общеметодологические ориентиры и основоположения. Среди проблем, изучаемых М., выделяются: описание и анализ этапов научного исследования; анализ языка науки; выявление сферы применимости отдельных процедур и методов (объяснение, доказательство, эксперимент); анализ исследовательских принципов, подходов и концепций (редукционизм (редукция), элементаризм, системный подход и др.). В настоящее время актуальной является задача разработки диалектико-ма-териалистической М. научного познания и.социальной практики.

МЕХАНИЦИЗМ — мировоззрение, объясняющее развитие природы и об-ва законами механической формы движения материи, к-рые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды материального движения. Исторически возникновение и распространение М. было связано с достижениями классической механики 17—18 вв. (Галилей. Ньютон и др.). Классическая механика выработала специфические представления о материи, движении, пространстве и времени, причинности (т. наз. лапласовский детерминизм) и т. п. Эти воззрения, как и в целом М., несмотря на их ограниченность, обусловленную уровнем естествознания 17— 18 вв., сыграли положительную роль в развитии науки и философии. Они давали естественнонаучное понимание мн. явлений природы, освободив их от мифологических и религиозно-схоластических толкований. Абсолютизация законов механики привела к созданию механистической картины мира, согласно к-рой вся вселенная (от атомов до планет) представляет собой замкнутую механическую систему, состоящую из неизменных элементов, движение к-рых подчиняется законам классической механики. Этому уровню развития науки соответствовал метафизический способ мышления (Метафизика). Однако последующий прогресс науки выявил ограниченность М., поскольку из того факта, что система может описываться законами классической механики, не следует, что каждый ее элемент или немеханические объекты подчиняются действию этих законов. Попытки объяснить с т. зр. механики электромагнитные химические, биологические и тем более социальные явления неизбежно оказывались безуспешными. Достижения естествознания 19—20 вв. разрушили механистическую картину мира и настоятельно требовали нового, диа-лектико-материалистического объяснения природных и общественных процессов. В этих условиях возврат к М. в любой его форме становится препятствием на пути прогрессивного развития научных знаний. Термином “М.” в широком смысле слова обозначают также абстрактное отождествление высшей формы движения материи с низшей (напр., социальной — с биологической, биологической — с физической или химической и т. п.).

МЕЧНИКОВ Лев Ильич (1838— 88) — рус. социолог и географ, публицист, демократ; брат И. Мечникова. Участвовал в национально-освободительной борьбе в Италии, был волонтером “Тысячи” Гарибальди. Сотрудничал в “Колоколе” Герцена и “Современнике” Чернышевского. Задумав социологический труд, посвященный истории всей цивилизации, М. успел написать лишь введение к нему. В 1889 оно было издано под названием “Цивилизация и великие исторические реки”. М.— сторонник географического направления в социологии. Развитие об-ва определяется физико-географической средой, и прежде всего гидросферой. Речные, морские и океанические пути сообщения рождают соответственно древнюю; средневековую и новую цивилизацию. Выступая против расизма, против социологов, распространявших законы биологии на об-во, М. видел специфику последнего в факте свободной кооперации людей, постепенно изменяющих природу. Правда, он не был здесь последователен, находя элементы социальной связи (кооперации) и в мире животных. Критерий социального прогресса для М., не сумевшего преодолеть идеалистическое понимание истории, заключается в возрастании солидарности и свободы об-ва, к-рое развивается от угнетения к анархии (на взглядах М. сказалось влияние Бакунина). Теория М. сыграла положительную роль в борьбе с религиозно-философскими воззрениями на об-во. Плеханов назвал его замечательным представителем того поколения 60-х гг., скоторому много обязана наша общественная жизнь, наша наука и литература”.

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (ионийская) — древнейшая материалистическая философская школа в Греции; первые ее представители относятся к 6 в. до н. э. Милет был тогда крупным центром торговли, мореплавания, культуры, что обусловило широкий горизонт и научные интересы выдающихся милетцев, к к-рым относятся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им принадлежат научные открытия в области математики, географии, астрономии. Единством, лежащим в основе бесконечного многообразия явлений, они считали нечто вещественное, телесное, особенное — воду, воздух и т. д. Философы М. ш. были также стихийными диалектиками. К позднейшим, менее крупным представителям М. ш. принадлежали Гиппон и Диоген Апол-лонийский (5 в. до н. э.).

МИЛЛЬ Джон Стюарт (1806—73) — англ. буржуазный философ, логик, экономист, представитель позитивизма. В философии — последователь Юма, Беркли и Конта. Рассматривая и материализм и идеализм как две “метафизические” крайности, М. считал материю лишь постоянной возможностью ощущения, а дух — постоянной возможностью чувствования. Вещи вне их восприятия не существуют. Человек познает только “явления” (ощущения), за пределы к-рых выйти нельзя. В логике М.— наиболее яркий представитель всеиндуктивизма: отрицая дедукцию как метод получения новых знаний, он преувеличивал роль индукции. Заслугой М. является разработка методов индуктивного исследования причинной связи, В этике М. испытал влияние утилитаризма Бентама. В политической экономии М. заменил классическую теорию трудовой стоимости теорией издержек производства, отстаивал теорию народонаселения Мальтуса (Мальтузианство). По социально-политическим взглядам М.— буржуазный либерал. Осн. соч.: “Система логики...” (1843), “Основания политической экономии...” (2 тт., 1848), “Утилитарианизм” (1863).

МИЛЮТИН Владимир Алексеевич (1826—55)—рус. социолог и экономист, социалист-утопист. Участник кружка петрашевцев. В 1847 выступил в “Отечественных записках” и “Современнике” с циклом статей (“Мальтус и его противники” и др.), в к-рых охарактеризовал состояние буржуазной экономической науки как кризисное. По М., “только науки точные” могут привести к открытию законов развития человека и об-ва. Поэтому необходимо, с одной стороны, чтобы экономические, общественные учения овладели методами естественных, “положительных” наук, а с др.— сближение экономических учений с социализмом. Определяя свой положительный идеал, М. склонялся в области научно-философской к социологии Конта, в области социально-политической — к реформаторским надеждам на осуществленное мирным путем превращение всей земли в нераздельное средство труда с сохранением класса мелких собственников (крестьян), соединяющихся в производственные ассоциации. Работы М. оказали влияние на развитие утопического социализма в России, их высоко ценил Чернышевский.

МИМАНСА (точнее, пурва-миманса) — одна из ортодоксальных систем инд. философии. Последователи М. считали, что Веды. не являются откровением в полном смысле этого слова и что содержащиеся в них религиозные и философские положения нуждаются в логическом обосновании. В этой системе особенно большое значение придается текстам нек-рых брахман и Упанишад. В основе учения М. лежит убеждение в том, что конечное освобождение от воплощенного состояния — мокша — не может быть рационально объяснено и достижимо с помощью знания и к.-л. сознательных усилий. Осн. внимание должно быть направлено на неукоснительное соблюдение общественного и религиозного долга — дхармы, заключающегося в выполнении обрядов и в подчинении всяческим ограничениям и запретам, налагаемым кастой. С т. зр. М. следование дхарме само по себе, вне зависимости от стремления индивида, может привести его к конечному освобожде-нию.-М., так же как и санкхья, признавала существование духовного и материального начал во вселенной. Учение М. было впервые изложено в Миман-сасутрах, приписываемых Джаймини, жившему в 3 в. Позднейшие комментаторы усилили теологическую сторону М. и развили в ней идею личного божества. М. является учением, гораздо более тесно связанным практически с религией, чем санкхья. В то же время предельная реалистичность и рационалистичность методологии М. дает основание для сближения ее с древнеинд. материализмом.

МИР—1. Совокупность всех форм существования материи; Вселенная во всем ее многообразии. Понятие “М.” широко употребляется для обозначения отдельных частей Вселенной (звездные М.), Земли и процессов, явлений, характеризующих ее как целое (мировое сообщество, мировая культура, всемирный конгресс), отдельных областей жизни и ее проявления (внутренний М. человека, античный М., научный М.). 2. М.— состояние отношений между народами и государствами, для к-рого характерно соблюдение осн. общепринятых международных норм взаимоотношений без применения вооруженных сил и их угрозы. Отношения М.— это продолжение политики ненасильственными средствами. В истории классовых об-в М. часто был лишь передышкой между войнами. К. Маркс отмечал, что “война раньше достигла развитых форм, чем мир...” (Т. 46. Ч. I. С. 46). Передовые мыслители прошлого — Эразм Роттердамский, Гоббс. Локк, Руссо, Кант и др.— пытались обосновать идею “вечного М.”. Однако их проекты были утопическими. Марксисты исходят из возможности справедливого М. между государствами с различным общественным строем. В. И. Ленин связывал проблему сохранения М. с судьбами социализма, считая Великую Октябрьскую социалистическую революцию “первой победой дела уничтожения войн” (см. Т. 44. С. 149), а идеалом коммунистов — “окончание войн, мир между народами...” (Т. 26. С. 304). В совр. условиях устойчивому М. может способствовать соблюдение в международных отношениях принципа равной безопасности, а также последовательная борьба за разоружение, за безъядерный М., за свободу выбора путей социального развития. Исторический спор между двумя противоположными общественными системами может и должен решаться мирным путем, В настоящее время в связи с существованием угрозы термоядерной войны встал вопрос о самом выживании человечества. Проблема исключения войн из жизни человеческого об-ва становится общечеловеческой проблемой номер один. Такой вывод делается исходя из нового политического мышления, из концепции взаимосвязанного, во многом целостного человечества, приоритета общечеловеческих ценностей (Мирное сосуществование) .

МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ-принцип межгосударственных отношений, исключающий войну как средство решения спорных политических вопросов. М. с. означает прежде всего невмешательство во внутренние дела государств, уважение их суверенитета и территориальной целостности, развитие экономического и культурного сотрудничества. Однако в реальной жизни мирового сообщества в течение 20 столетия в межгосударственных отношениях — гл. обр. между странами противоположных социальных систем — преобладали противоборство экономических и политических интересов, идеологическая отчужденность и несовместимость. Основанное на классовых и национальных противоречиях соперничество препятствовало сближению государств, приводило к острым конфликтам, вплоть до войн мирового масштаба. В условиях расколотого, разъединенного мира принцип М. с. не мог стать опорой межгосударственных отношений, фактором стабильного и длительного мира на Земле. Существовавшие в те годы взаимоотношения между двумя социальными системами — капитализма и социализма — нашли отражение в трактовке М; с. как специфической формы классовой борьбы. Во 2-й половине столетия положение в мире существенно изменилось. Произошли глубокие социальные сдвиги — на авансцену истории вышли сотни миллионов людей, новые нации и государства, общественные движения и социальные группы. Мощным, преобразующим мир фактором стали научно-техническая и военно-техническая революции. Гигантское развитие военной техники, создание новейших средств разрушения, производство и накопление ядерного оружия коренным образом изменили теоретические и политические представления о войне и мире, об отношениях между государствами и социальными системами. Переосмысление мн. вопросов социального бытия, путей выживания и развития совр. цивилизации нашло отражение в концепции нового политического мышления, истоки к-рой восходят к идеям прогрессивных мыслителей прошлого. Мощную поддержку эти идеи получили в середине 20 в. у ученых, в т. ч. философов,— активных деятелей движения сторонников мира. В манифесте Россела—Эйнштейна (1955) была выдвинута идея необходимости нового мышления, основывающегося на признании невозможности победы в ядерной войне. Глубокое теоретическое обоснование концепции нового политического мышления, реальное воплощение его идей в конкретных политических программах содержится в документах XXVII и XXVIII съездов КПСС, с к-ры-ми связан новый этап в реализации принципов М. с., в утверждении нового мышления. Важным элементом внешнеполитической доктрины Советского государства является признание того, что в настоящее время взгляд на войну как на средство решения политических задач полностью утратил рациональный смысл. Война не может быть средством достижения политических, экономических, идеологических или каких бы то ни было др. целей, ибо она способна привести к глобальной катастрофе, к гибели всего человечества. М. с. нет разумной альтернативы'. Важным условием социального прогресса на совр. этапе стали деидеологизация межгосударственных отношений, преодоление идеологической нетерпимости. В соответствии с этим в мире утверждается новая шкала приоритетов, на передний план выдвинулись общечеловеческие интересы и задачи борьбы за выживание. Возникла принципиально новая историческая ситуация, открывающая возможность создания нового миропорядка в условиях целостного, взаимозависимого, хотя и во многом противоречивого мира. Осн. содержание этой ситуации находит свое выражение в М. с. качественно различных, дифференцированных общественных систем единого человеческого сообщества, когда народы мира будут иметь право свободного выбора системы общественных отношений, условий жизни и деятельности. Для этого необходимы принципиально новый механизм функционирования мирового хозяйства, новая структура разделения труда, новый тип общественного прогресса, отвечающего интересам всех народов и государств. Совр. общественное развитие, создание нового миропорядка может осуществляться с помощью конструктивного диалога как формы международных отношении, международного “сотворчества” и “соразвития”. Только на этом пути будет достигнут общечеловеческий консенсус. В наши дни, на пороге 21 столетия, идея М. с. превращается в гл. императив выживания цивилизации, в универсальный принцип, обеспечивающий всеобщую безопасность и нормальную жизнь мирового сообщества, переход к исторически необратимому мирному периоду в развитии человечества. Вместе с тем, признавая условием жизнеспособности совр. человечества многовариантность его развития, его национальную, духовную, социальную, политическую, географическую, культурную многоликость. марксистско-ле-нинская социальная философия исходит из учета социалистической перспективы, из того, что в русле общего прогресса цивилизации возродятся и будут приобретать все большее влияние идеи социализма.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ—система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. Субъектом (или носителем) М. является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнона-циональные или религиозные общности, и классы, и об-во в целом. М. отдельного индивида формируется под воздействием — спонтанным либо целенаправленным — М. об-ва и тех социальных обшностей, в к-рые он входит. Вместе с тем оно всегда отличается личностным своеобразием, в к-ром находит свое выражение специфический жизненный опыт данного индивида, В составе М. выделяют такие качественно различные элементы, как знания и убеждения. Если знания представляют собой по преимуществу содержательные компоненты системы М., то убеждения предполагают ценностно окрашенное нравственное и эмоциональное отношение и к знаниям, и к самой реальности. В тех случаях. когда хотят подчеркнуть эмоциональную сторону М., часто употребляют термин “мироощущение” (напр.. оптимистическое, трагическое и т. п.). М. включает не всю совокупность знаний. к-рыми располагает его субъект, а только определенную их часть, являющуюся наиболее значимой для субъекта и находящуюся в глубинных пластах его познания. Исторически первой формой М. является мифологическое М.. характерное для доклассовых и раннеклассовых об-в. Миф был не только повествованием о происхождении и судьбах мира и всего того, что окружало человека, но и обоснованием и оправданием существующего образа жизни людей (их взаимоотношений, обычаев и т. д.), регулятором их поведения. В нем находили выражение и нравственные, и эстетические воззрения людей Становление классового об-ва ведет к разложению М., основанного на мифе (хотя отдельные элементы мифологического сознания сохраняются и воспроизводятся в мышлении людей на протяжении всей последующей истории): происходит дифференциация М. как отдельных индивидов, связанная с усилением в нем личностного начала, так и социальных классов и др. общностей. Особую мировоззренческую нагрузку берут на себя религия и философия. Религия в большей мере обращается к эмоциональной стороне человеческого существования и основывается прежде всего на вере в те или иные положения. Философия же выполняет в первую очередь функции осознания, рационального понятийного выражения и теоретического обоснования мировоззренческих установок, в связи с чем она подвергает критическому исследованию в свете разума и те взгляды и ценности, на к-рые опирается обыденное М. Впрочем, в конкретных исторических обстоятельствах философия может использоваться и для обоснования религиозного М. (так, средневековая философия во многом решала задачи обоснования христианского вероучения). В состав М. входят нравственные принципы и нормы, регулирующие взаимоотношения и поведение людей, а также эстетические воззрения. Начиная с 17 в. существенное значение в формировании М. приобретает наука. Научные знания, включаясь в систему М., служат целям ориентации человека или группы в окружающей природной и социальной реальности; как правило, они обретают мировоззренческую значимость после того, как получают философскую интерпретацию. В человеческой истории встречаются многообразные типы взаимоотношений и взаимодействия носителей разных М.— безразличие, сотрудничество, конфликт, доходящий порой даже до стремления физически уничтожить носителей иного М. Однако развитие мировой цивилизации открывает новые, более гуманные способы разрешения мировоззренческих конфликтов. Растущая взаимозависимость между людьми и народами в совр. мире ведет к усилению значимости такой составляющей М., как общечеловеческие ценности, и таких форм взаимоотношений, к-рые основываются на признании приоритета этих ценностей.

МИСТИЦИЗМ, МИСТИКА (греч mystikos — таинственный) — религиозно-идеалистический взгляд на действительность, основу к-рого составляет вера в сверхъестественные силы. Зародился в глубокой древности, позднее выступает как непременный существенный элемент тайных обрядов (мистерий) религиозных об-в Древн. Востока и Запада. Гл. в этих обрядах — общение человека с богом или к.-л. др. таинственным существом. Подобное общение достигается якобы через озарение, экстаз, откровение. Элементы М. свойственны мн. философско-религиозным учениям древности (конфуцианство, брахманизм, орфики, пифагорейцы, Платон и неоплатоники и т. д.). Средневековая мистическая философия (неоднородная по своей социальной значимости) связана с именами Бернара Клервоского (1091— 1153), Экхарта (1260—1327), И. Та-улера (1300—61) и др.. а также с суфизмом. Позже выступили мистики Бёме, Сведенборг. М. в той или иной степени присущ почти всем идеалистическим философиям нового и новейшего времени (особенно неотомизму, персонализму и нек-рым формам эк-зистенциализма). В России религиозно-мистическую философию развивали славянофилы, Соловьев и его последователи (Бердяев, Трубецкой и др.). Философы-мистики высшей формой познания считают некую мистическую интуицию, “духовный опыт”, в к-ром исчезает разделение на субъект и объект и открывается реальность бога — духовной первоосновы мира. М. проповедуют, как правило, идеологи реакционных классов, хотя в нек-рых случаях прогрессивные идеи или революционная оппозиция и социальный протест (напр., в суфизме, у Экхарта, Мюнцера и др.) выражаются в религиозно-мистической форме.

МИФОЛОГИЯ (греч. mythos—повествование, сказание и logos — учение, слово) — фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве. Миф — возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы к-рого (боги, легендарные герои, события и т. п.) были попыткой обобщить и объяснить -различные явления природы и об-ва. “Всякая мифология преодолевает, подчи-.няет и преобразовывает силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, следовательно, вместе с наступлением действительного господства над этими силами природы” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 46. Ч. I. С. 47). М.— это своеобразная форма проявления мировоззрения древн. об-ва. Поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном, она содержит элементы религии. В М. отразились также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности. По словам Маркса, М.— “бессознательно-художественная переработка природы (здесь под природой понимается все предметное, следовательно, включая и общество)” (там же. С. 48). Поэтому образы М. в различном осмыслении часто использовались искусством. В идеологии нового и новейшего времени понятие мифа используется для обозначения различного рода иллюзорных представлений, оказывающих воздействие на массовое сознание.

МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Кон стантинович (1842—1904)—рус. социолог, публицист, теоретик народничества. В начале 70-х гг. М.— деятель реформистского толка. В 1877 пришел к выводу о необходимости коренным образом преобразовать политический строй России. В 1879 сблизился с “Народной волей”. Ленин считал М. “одним из лучших представителей и выразителей взглядов русской буржуазной демократии в последней трети прошлого века” (Т. 24. С. 333). С 1892 М.— один из ведущих редакторов журнала “Русское богатство”, стоявшего во главе борьбы либерального народничества против марксизма. В философию М. вошел как критик спенсе-ровской теории “органического” развития об-ва, апологетической по отношению к капитализму. Высшим мерилом ценности об-ва М. считал интересы “живой личности”. Однако об-во, развивающееся на основе “разделения труда между людьми, путем раздробления целостности личности”, приносит интересы личности в жертву интересам “системы наибольшего производства”. В противовес Спенсеру М. выдвигает свою “формулу прогресса”, трактуя его как постепенное приближение “к возможно более полному и всестороннему разделению труда между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми”. Формула прогресса обосновывалась М. с помощью субъективного метода в социологии, рассматривавшего историю с т. зр. “нравственного, справедливого, должного”. Этот метод игнорировал объективную логику развития истории, реальные общественные силы, способные осуществить социалистический идеал. Сложившись как теоретик в эпоху политической неразвитости народа, М., по существу, исключал возможность появления в России массового революционного движения. Отражением его полемики с “людьми революции”, к-рые “рассчитывают на народное восстание”, явилась теория “героев” и “толпы”, трактовавшая массовые движения как в основе своей бессознательные и подражательные. Глубокую критику взглядов М. дали Плеханов и Ленин.

МЛАДОГЕГЕЛЬЯНЦЫ (или лево-гегельянцы) — радикальное крыло гегелевской философской школы. Их интерпретация философии Гегеля и критика христианства явились специфической для тогдашних нем. условий формой пробуждения буржуазно-демократического мышления и политического интереса вообще. Оформлению левого крыла гегельянства способствовала книга Д. Штрауса “Жизнь Иисуса” (1835), где были критически проанализированы евангельские догматы. Штраус рассматривал Христа как обычную историческую личность, сверхъестественность к-рой является продуктом мифа. Следующий шаг на пути Критики религии как ложной формы сознания был сделан Б. Бауэром, рассматривавшим евангельские догмы как заведомые фикции, а личность Иисуса — как вымысел. Теории М. интересны как первая попытка — на модели религии — проанализировать общественное сознание в качестве социальной структуры (идеологии). В центре их внимания оказался вопрос о том, как возникают и получают принудительную силу ложные представления об об-ве. Штраус объяснял этот факт традиционной устойчивостью мифологических воззрений; Бауэр видел источник данного явления в “отчуждении” продуктов индивидуального “самосознания”, в том, что продукты человеческой головы начинают рассматриваться как независимые от нее абстракции. Критический анализ идеалистического учения М. выявил ограниченность их анализа общественного сознания и указал на необходимость исследования материальных общественных отношений, выведения из них духовной жизни об-ва. Эту задачу до известной степени почувствовал уже Фейербах; ее осуществили Маркс и Энгельс, участвовавшие в начале 40-х гг. 19 в. в младогегельянском движении, но пришедшие к кардинально новому пониманию общественного развития — историческому материализму. Несостоятельность младогегельянства как буржуазного радикализма наиболее ясно выступила в принижении роли народных масс в истории. Народ М. рассматривали как “врага духа” и прогресса, а движущей силой истории считали “критически мыслящую личность”. М. была чужда мысль о борьбе классов, об объективных законах общественного развития, о роли экономических отношений в жизни об-ва. Специфичным для М. была революционная фразеология, представлявшая лишь либеральные угрозы по адресу господствовавших классов, тормозивших буржуазное развитие Германии. Критика идей М. дана Марксом и Энгельсом в работах “Святое семейство” и “Немецкая идеология”.

МНЕНИЕ (греч. doxa) — в античной философии недостоверное, субъективное знание, в отличие от достоверного знания — истины. Уже элеаты резко разграничивают истину, основанную на рациональном познании, и М., основанное на чувственных восприятиях и знакомящее лишь с видимостью вещей. У атомистов М. есть результат притекающих к человеку “образов”; чувственно воспринимаемые явления существуют во М., поистине же существуют только атомы и пустота. Софисты стирали грань между М. и истиной (“все, что кому как кажется, так оно и есть”), что приводило их к крайнему субъективизму и релятивизму. По Платону, М., делящееся на догадку и доверие, относится к чувственным вещам, в отличие от знания, имеющего своим предметом духовные сущности. У Аристотеля М. есть эмпирический метод познания, предметное содержание к-рого, поскольку оно относится • к случайному и единичному, может изменяться вплоть до ложного. • Аристотель отличает М. от научного знания, предметом к-рого является необходимое и всеобщее. В обыденном употреблении М.— т. зр. по тому или иному вопросу отдельного человека, группы и более широко — об-ва (Общественное мнение) .

МНОГОЗНАЧНАЯ ЛОГИКА—логическая система, выражения к-рой принимают в интерпретации более двух истинностных значений (в случае только двух значений — “истинно” или “ложно” — имеет место классическая двузначная логика), а в общем случае — любое конечное или бесконечное множество значений. Первые такие системы — трехзначная логика высказываний и я-значная логика высказываний—построены Лукасевичем (1920) и Э. Постом (1921). В настоящее время построен ряд систем М. л. и исследуются их философские и структурные аспекты. Работы в области М. л. имели целью решение различных задач. как общелогических, так и специально-научных. Напр., трехзначная и четырехзначная логики высказываний Лу-касевича строились с целью создания модальной логики, трехзначное исчисление Д. А. Бочвара — с целью разрешения парадоксов классической математической логики. Следует также отметить приложения М. л. к обоснованию квантовой механики (работы Г. Биркгофа, Дж. Неймана, Рейхен-баха) и к теории релейных схем (работы В. И. Шестакова, Г. Моисила и др.).

МНОЖЕСТВ ТЕОРИЯ — раздел ма-тематики, .изучающий точными средствами содержание одной из важнейших категорий философии, логики и математики — категории бесконечного (Бесконечное и конечное). Основана Г. Кантором (1845—1918). Предметом М. т. являются свойства множеств (совокупностей, классов, ансамблей), гл. обр. бесконечных. Фундаментальным положением М. т. служит установление различных “порядков” бесконечности. Классическая М. т. исходит из признания применимости к бесконечным множествам принципов логики, бесспорных в области конечного. Однако развитие М. т. уже в конце 19 в. выявило трудности, в т. ч. парадоксы, связанные с применением законов формальной логики, в частности исключенного третьего закона, к бес-. конечным множествам. В полемике, возникшей в связи с этим, были поставлены важнейшие гносеологические вопросы математического познания: о природе математических понятий, об их отношении к реальному миру, о конкретном содержании понятия существования в математике и т.д.В ходе полемики появились такие течения в философии математики, как формализм, интуиционизм, логицизм. Особо следует отметить конструктивное направление в советской математике. Методы М. т. широко используются во всех областях совр. математики; они имеют принципиальное значение для вопросов обоснования математики, в частности для совр. формы аксиоматического метода. Все вопросы обоснования математики логическими средствами сводятся к вопросам обоснования М. т. Однако при обосновании самой М. т. возникают трудности, не преодоленные и в настоящее время.

МОДАЛЬНАЯ ЛОГИКА—логическая система, изучающая структуру рассуждений, в состав к-рых входят модальности (модальные операторы): “необходимо”, “возможно”, “действительно”, “случайно” — и их отрицания. В трудах Аристотеля, стоиков, схоластов уже были сформулированы нек-рые осн. определения и законы М. л. Исследование модальностей средствами математической (символической) логики было начато К. Льюисом и Лукасевичем. Ими были предложены системы М. л., в к-рых модальности носят абсолютный характер, т. е. приписываются высказыванию безотносительно к к.-л. другому высказыванию. В настоящее время исследуются т. наз. релевантные М. л., включающие относительные модальности. В зависимости от смысла, к-рый вкладывается в модальные операторы, различают логику алогических модальностей, логику эпистемологических модальностей и деонтическую логику. Важные результаты в области семантики М. л. получены С. Крипке.

МОДАЛЬНОСТЬ (в логике) (лат. modus — мера, способ) — характеристика суждения по “силе” высказываемого в нем утверждения: суждение может быть необходимым, возможным, случайным, невозможным и т. д. В традиционной логике различают суждения, выражающие необходимость (аподиктические), возможность (проблематические) и действительность (ассерторические). Совр. логика дает возможность анализировать свойство М., рассматривая его как известную “металогическую” оценку суждения, высказывания. При этом различаются логическая и описательная М. Логическая М. высказываний определяется исходя из чисто логических соображений. Напр., высказывание Р логически необходимо, если и только если оно истинно на чисто логических основаниях, т. е. если допущение не-Р ведет к логическому противоречию. К числу описательных М. относятся прежде всего физические (причинные) М. Последние зависят от того, выражает ли высказывание нечто необходимое, возможное или случайное в силу к.-л. физических законов. Так, высказывание “Все планеты движутся по эллипсам” физически необходимо, а “Число планет — девять” — физически случайно.

МОДЕЛИРОВАНИЕ (фр. modele — образец, прообраз) — воспроизведение характеристик нек-рого объекта на др. объекте, специально созданном для их изучения.'Этот последний наз. моделью. Потребность в М. возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие. Оно может заключаться либо в сходстве физических характеристик модели и объекта, либо в сходстве функций, осуществляемых моделью и объектом, либо в тождестве математического описания “поведения” объекта и его модели. В каждом конкретном случае модель может выполнить свою роль тогда, когда степень ее соответствия объекту определена достаточно строго. Определением такого соответствия занимается т. наз. “теория подобия”, вырабатывающая нек-рые “критерии подобия”. В зависимости от природы модели и тех сторон объекта, к-рые в ней воплощаются, различают модели “физические” и “математические”. “Математическая” модель, в отличие от “физической”. может быть осуществлена в виде характеристик иной, чем у моделируемого объекта, физической природы. Обязательно лишь, чтобы известные стороны модели описывались той же математической формулой, что и моделируемые свойства объекта. Модели могут быть также “полными” либо “частичными”, представлять нек-рые свойства объекта либо выполняемую им функцию (в последнем случае модель наз. функциональной) и т. п. Однако границы, проводимые между различными моделями, достаточно условны. В наши дни широкое распространение получило М. на электронно-вычислительных машинах и электронных моделирующих установках. Осн. достоинства такого рода “моделей” — их универсальность, удобство, быстрота и дешевизна исследования. Т. наз. метод моделей, основанный на сходстве функций, осуществляемых объектами различной природы (и прежде всего живыми организмами и машинами), является одной из основ кибернетики. Большое значение имеют разработка математических моделей экономики (и основанное на этом прогнозирование экономических процессов и управление ими с использованием ЭВМ), М. сложных и сверхсложных систем (экологические и демографические процессы). Успехи математического М. с помощью ЭВМ позволяют создавать новые химические и биологические материалы с заданными свойствами, технические системы, в значительной степени освобождаясь от необходимости прямого экспериментирования (модельный эксперимент). Особой областью М. является М. процессов мышления. М. в научно-техническом исследовании лишь один из приемов научного познания в целом. Осн. закономерности процесса построения чувственных и логических моделей исследуются в различных разделах теории познания (прежде всего в учении об истине), достижения к-рой лежат в основе научно-технической теории и практики М. Последние, в свою очередь, очень важны для дальнейшего развития и конкретизации диалектико-материалистической теории познания.

МОДУС (лат. modus — мера, способ) — философский термин, применявшийся в домарксистской философии и обозначавший свойство предмета, присущее ему лишь в нек-рых состояниях, в отличие от атрибута. В философии Спинозы М. наз. все преходящие состояния субстанции, имеющие причину своего бытия не в себе самих, а в субстанции и ее атрибутах; в М. выражаются бесконечная множественность вещей и их преходящие качества, в к-рых находит свое проявление единая, вечная и бесконечная материальная субстанция.

МОЗГ— центральный отдел нервной системы, включает спинной и головной М. Высшие отделы головного М. непосредственно связаны с психической жизнью животных и человека, являются органом управления, т. е. системой, согласующей деятельность различных органов между собой и регулирующей с помощью психического отражения взаимоотношение организма с внешней средой. На протяжении всей истории философии и истории наук о человеке шла борьба материалистического и идеалистического направлений вокруг вопроса о природе психики, сознания человека. Успехи естествознания в изучении строения и деятельности центральной нервной системы, и головного М. в особенности, способствовали победе материалистических позиций в этом вопросе. Особенно велика роль идей и работ Сеченова и И. Павлова. доказавших рефлекторную природу психической деятельности животных и человека. У человека, доказали они, помимо общей с животными первой сигнальной системы отражения действительности образовалась вторая, речевая сигнальная система, связанная со словесным абстрактным мышлением. Если видовой опыт у животных передается по наследству в форме инстинктов, то у людей усвоение исторически сложившихся форм деятельности происходит в процессе индивидуального развития человека. Поэтому такие специально человеческие способности, как речевой и музыкальный слух, способность к абстрактному мышлению и др., являются функциями гл. обр. не морфологических, а нейродинамических мозговых структур. Прогресс психической деятельности людей связан не с морфологической эволюцией М., как у животных, а с развитием форм человеческого опыта, его хранения, передачи и переработки вплоть до создания автоматических устройств, облегчающих умственный труд и повышающих творческие возможности человека. Благодаря кибернетическому подходу изучение деятельности головного М. кроме классических методов физиологии высшей нервной деятельности и электрофизиологии дополнилось методом моделирования (Кибернетика).

МОНАДА (греч. monas — единица) — философский термин, означающий структурную, субстанциальную единицу бытия. По-разному интерпретируется в тех или иных философских системах. У пифагорейцев, напр., М. (математическая единица) — основа мира. У Николая Кузанского (“Об ученом незнании”, 1440) и Бруно (“О монаде, числе и фигуре”, 1591, и др.) М.— единое начало бытия, являющегося одухотворенной материей (Пантеизм). В этом начале, по Бруно, совпадают противоположности конечного и бесконечного, четного и нечетного и т. д. М.— одно из осн. понятий философии Лейбница (“Монадология”, 1714). Он считает М. простой, замкнутой, активной, т. е. изменяющейся, духовной субстанцией. Монады, наделенные способностью отчетливого восприятия, наз. душами. Разумная же душа человека, по Лейбницу,— М.-дух. Отметив мысли Лейбница о том, что в М. отражается весь мир, что она в форме индивидуальности содержит в себе как бы в зародыше бесконечное, Ленин написал: “Тут своего рода диалектика и очень глубокая, несмотря на идеализм и поповщину” (Т. 29. С. 70). У Ломоносова встречается термин “физическая М.”, к-рым он обозначил частицу (корпускулу) материи. О М. (называя ее энтелехией) как об активном духовном начале, присущем материи и способствующем индивидуализации объектов, говорит Гёте. Понятие М. в той или иной форме (напр., под названием “субстанциальный деятель” у Лосского) используется в совр. религиозно-идеалистических системах плюрализма и персонализма.

МОНИЗМ (греч. monos — один, единственный) — философское учение, к-рое принимает за основу всего существующего одно начало. Материалисты началом, основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею и т. д. Наиболее последовательным направлением идеалистического М. является философия Гегеля. Научный и последовательный материалистический М. характерен для диалектического материализма, исходящего из того, что мир по своей природе материален, что все явления в мире представляют собой различные виды движущейся материи. В философии марксизма материализм распространен и на общественные явления. Противоположность М.— дуализм.

МОНОТЕИЗМ — см. Политеизм и монотеизм.

МОНТЕНЬ Мишель де (1533—92) — фр. философ эпохи Возрождения. Исходный пункт учения М.— скептицизм. Человек, по его утверждению, имеет право на сомнение. Сомнению подвергаются средневековая схоластика, догматы католической религии, само христианское понятие о боге. М. отвергал религиозное учение о бессмертии души, подходя к пониманию сознания как специфического свойства материи. В отличие от агностицизма. скептицизм М. не отрицает познаваемости мира. Гл. принцип его морали: человек не должен пассивно ожидать своего счастья, к-рое религия обещает ему на небесах, он вправе стремиться к счастью в жизни земной. Осн. соч.— “Опыты” (1580).

МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи (1689— 1755) — фр. философ-просветитель, политический мыслитель, социолог и историк. Деист по мировоззрению, М. резко критиковал теологию и церковь и вместе с тем отводил религии определенную роль в поддержании общественной нравственности. М. развивал идею всеобщей закономерности, к-рой подчинены явления природы и об-ва. Отвергая провиденциализм, он трактовал закон как “необходимое отношение, вытекающее из природы вещей”. Принимая общие посылки теории естественного права. М., в отличие от сторонников последовательно рационалистических концепций, считал невозможным построить на этой теории универсальную систему общественных законов, ибо условия существования народов различны. Отсюда проистекает, по М., разнообразие законов и форм правления. М. был одним из основоположников географического направления в социологии. В формировании общественного устройства и нравов особое значение придавал климату, почве, поверхности и т. д. Наряду с этим М. подчеркивал роль общественной среды, к-рая совпадает у него с понятием политического строя и законодательства. Подвергая острой критике феодально-абсолютистские порядки, М., как идео-' лог политического компромисса буржуазии и дворянства, отстаивал идею умеренной конституционной монархии и принцип разделения властей. Осн. соч.: “Персидские -письма” (1721), “Размышления о причинах величия и падения римлян” (1734), “О духе законов” (1748).

МОР Томас (1478—1535) —один из основоположников утопического социализма, гуманист-рационалист эпохи Возрождения. Выходец из буржуазной среды, он в 1529—32 занимал высший государственный пост в Англии. Был казнен по приказу короля. Гл. произв. М.— “Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии” (1516), в к-рой рассказывается о путешествии в неведомую страну Утопию (буквально “место, к-рого нет”). М. дал здесь развернутую критику строя, основанного на частной собственности, социально-политических отношений в Англии его времени и изображение строя, при к-ром господствует общественная собственность; он впервые последовательно изложил идею обобществления производства, связав с ней идеи коммунистической организации труда и распределения. Осн. хозяйственная ячейка идеального свободного государства Утопии — семья; производство основано на ремесле. Уто-пинцы живут в условиях демократического управления, равенства в труде. Люди работают по 6 часов в день, остальное время отдают наукам и искусству. Большое значение придается разностороннему развитию человека, соединению теоретического образования с трудом; последнее — зародыш социалистических взглядов в области воспитания. М. не считал необходимым высокое развитие техники для осуществления социалистического идеала. Переход к новому строю он мечтал осуществить мирным путем.

МОРАЛЬ (лат. moralitas от mora-lis — относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; mores — нравы, обычаи, мода, поведение; лат. слово “М.” этимологически совпадает с греч. термином “этика” и было образовано по аналогии с ним) — предмет изучения этики; форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности, гуманистическую перспективу истории. М. регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение (или, напротив, требуя их изменения). Принципы М. не допускают исключений, претендуют на абсолютность;, будучи предельно обобщенными, они отражают глубинные слои бытия человека, его сущност-ные потребности. М. принадлежит к осн. типам нормативной регуляции действий человека, таких, как право, обычаи, традиции и др., пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них. Моральные нормы воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений. Моральный авторитет того или иного лица не связан с к.-л. официальными полномочиями, реальной властью и общественным положением, но является авторитетом духовным. В М. нет характерного для институциональных норм разделения субъекта и объекта регулирования. Нормы М. получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. М. отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности (назначения, смысла, цели) об-ва, истории, человека и его бытия. Поэтому господствующие в данный момент нравы и обычаи могут быть оценены М. с т. зр. ее общих принципов, идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение может находиться в критическом отношении к фактически принятому образу жизни. Нравственная санкция (одобрение или осуждение поступков) имеет идеально-духовный характер. В М. громадную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, 'мотивы и самооценки), позволяющие человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию поведения. Как отмечал Маркс, “мораль зиждется на автономии человеческого духа...” (Т. 1. С. 13). В М. оцениваются не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. В моральной регуляции особую роль обретает формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно определять и направлять свою линию поведения в об-ве и без повседневного внешнего контроля, что кристаллизуется в таких понятиях, как совесть, честь, чувство личного ” достоинства. Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Поэтому форма выражения нравственной нормы — не правило внешней целесообразности, а императивное требование, к-рому человек должен безусловно следовать при осуществлении самых разных своих целей. Адекватной формой моральной регуляции является саморегуляция, морального воспитания — самовоспитание, моральной оценки — самооценка. Сила моральных требований, всегда ригористичных, безусловных по форме, строгих по содержанию, состоит в том, что субъект должен обращать их к себе и только через опыт собственной жизни предъявлять другим. Одна из древн. моральных заповедей, получившая наименование золотого правила нравственности, гласит: чего в другом не любишь, того сам не делай. М. с ее ценностями коллективизма, любви к ближнему, терпимости становится в настоящее время все более действенным фактором общественной жизни. Перед лицом глобальных, угрожающих самому существованию человечества опасностей ответственное отношение к М., признание приоритета общечеловеческих ценностей является выбором, не имеющим разумной альтернативы, борьба и конфронтация, вытекающие из различия интересов, вдохновляемые общественно-политическими целями, допустимы и могут быть исторически продуктивными только в тех рамках и формах, к-рые обозначены общечеловеческой М.

МОРГАН де Август (1806—71)— англ. математик, логик, положивший начало разработке логики отношений. В совр. математической логике имя М. носят следующие фундаментальные законы алгебры логики: отрицание конъюнкции равносильно дизъюнкции отрицаний; отрицание дизъюнкции равносильно конъюнкции отрицаний.

МОРГАН Льюис Генри (1818—81) — амер. ученый, этнограф, археолог. Изучая быт амер. индейцев, собрал огромный фактический материал по истории первобытного об-ва, к-рый обобщил в книге “Древнее общество” (1877). М. принадлежит попытка создания периодизации истории доклассового об-ва, ценная стремлением связать каждый период с развитием техники производства, хотя фактическая сторона периодизации устарела. М. одним из первых установил, что семья есть историческое явление, изменяющееся вместе с развитием об-ва. Маркс составил подробный конспект осн. его труда. Энгельс писал, что М. “по-своему вновь открыл материалистическое понимание истории, открытое Марксом...” (Т. 21. С. 25). Открытия М. Энгельс использовал в работе ^Происхождение семьи, частной собственности и государства”. Однако он не просто излагал данные М., а переработал их на основе теории марксизма.

МОРГАН Томас Хант (1866— 1945) — амер. биолог, основоположник хромосомной теории наследственности, к-рая раскрыла цитологические механизмы законов Менделя. Показав связь генов с внутриклеточными процессами — делением клетки, гаметогенезом и оплодотворением, М. заложил основы учения о генетической детерминации развития организмов. По своим философским взглядам — убежденный материалист, занимал непримиримую позицию по отношению к идеализму, всякого рода мистике. В полемике против неовитализма, холизма, сторонников концепции “эмерджентной эволюции”, “органицизма” и др. М. развивал мысль о бессмысленности “метафизических спекуляций”, противопоставляя им строго научный подход. Однако созданная М. хромосомная теория наследственности содержала в себе ряд упрощенных механистических представлений (напр., генотип рассматривался как мозаика генов, а фенотип — как механическая сумма признаков). Эти недостатки были преодолены в последующем развитии генетики.

МОРЕЛЛИ (18 в.) — последовательный представитель т. наз. рационалистического коммунизма. Гл. произв.— “Кодекс природы” (1755), трактат, посвященный обоснованию принципов об-ва, где господствует коллективная собственность. Совр. ему строй он рассматривал как неразумный, как результат заблуждений. Разумный строй представлялся М. централизованной хозяйственной коммуной, к-рая управляется на основе единого хозяйственного плана, регулирующего производство и распределение. М. сформулировал три осн. закона об-ва, отвечающего повелениям природы и разума: 1) отмена частной собственности, 2) “право на существование” и “право на труд”, 3) обязанность всех граждан трудиться. М.— типичный представитель грубо-уравнительного коммунизма. Он ратовал за мелочную регламентацию всех сфер быта, вплоть до брачных отношений. М. оказал значительное влияние на мн. социалистов-утопистов 18 и 19 вв.: Г. Бабефа, Кабе, Бланки и др.

МОРЕНО Джэкоб (1892—1974)— амер. психиатр и социолог, основатель социометрии. М. изучал психологические аспекты поведения небольших социальных групп: детей дошкольного возраста, соседей по квартире, служащих контор, экипажа самолета и др. Уделяя гл. внимание эмоциональным отношениям (чувствам симпатии, антипатии, безразличия друг к другу), М. пытался изобразить эти эмоции, влечения людей в качестве первичного и решающего фактора общественного развития. М. считал осн. средством решения всех социальных проблем упорядочение отношений между людьми, организацию групп в соответствии с их влечениями и симпатиями. Предлагаемые М. меры по “сплочению” амер. об-ва не затрагивают осн. устоев капитализма — частной собственности, господства монополий, эксплуатации трудящихся. Осн. соч.: “Кто выживет?” (1934), “Основы социометрии” (1954).

МОРРИС Чарлз (р. 1901)—амер. философ, сочетающий идеи прагматизма (особенно доктрины амер. философа Дж. Мида) с нек-рыми положениями логического эмпиризма. В своих гл. работах, отправляясь от положений бихевиоризма, пытается рассматривать социальное и биологическое поведение человека. Развивая идеи Пирса, впервые четко сформулировал осн. понятия и принципы новой научной дисциплины — семиотики. Осн. соч.: “Основы теории знаков” (1938), “Знаки, язык и поведение” (1946), “Разнообразие человеческих ценностей” (1956), “Значение и значимость” (1964), “Прагматическое движение в американской философии” (1970).

МОТИВ—осознанное побуждение, обусловливающее действие для удовлетворения к.-л. потребности человека. Возникая на основе потребности, М. представляет ее более или менее адекватное отражение. М. является определенным обоснованием и оправданием волевого действия, показывает отношение человека к требованиям об-ва. М. играют важную роль в оценке действий и поступков, т. к. от них зависит, какой субъективный смысл имеет действие для данного человека.

МОЦЗЫ, или МО ДИ (479—400 до н. э.),— основатель философской школы в Древн. Китае, к-рая имела многочисленных сторонников. М. был противником конфуцианства и считал, что предопределенной судьбы нет, она зависит от того, как человек будет осуществлять принципы “всеобщей любви” (цзань-ай), в основе к-рых лежит “небесная воля”. Он призывал людей помогать друг другу, заниматься полезным трудом, отказаться от насилия и войн, выдвигать мудрых и достойных для управления страной, независимо от занимаемого ими в об-ве положения. М. склонялся к мистицизму, однако в его учении содержатся и нек-рые материалистические элементы. Так, он утверждал, что наше знание возникает из непосредственного , изучения действительности. В дальнейшем на базе рациональных идей М. его последователи — “монеты” — создали наивно-материалистическую теорию познания, сыгравшую большую роль в развитии философской мысли Древн. Китая. Со 2 в. до н. э. школа М. перестала существовать как самостоятельное идейное течение.

МУДРОСТЬ — высшая духовная потенция человека, синтезирующая все виды познания и активного отношения человека к миру. В древности идеал мудреца — созерцательность, “зритель на стадионе” (где др. состязаются или торгуют). Иное понимание М. возникает в христианстве вместе с идеей “спасения”, личного и общественного совершенствования; мудрец здесь — учитель жизни, ее преобразователь. В М. присутствуют активность мифа, эмоциональность и многовариантность художественного образа, точность научного, рассудочного знания, антино-мичность и цельность разума. М. заключает в себе идеал. Философия — “любовь к мудрости” (“любомудрие”). М.— это самокритика разума, вечное движение вперед.

МУР Джордж Эдвард (1873— 1958) — англ. философ-идеалист, представитель неореализма. Критикуя субъективный идеализм, М. противопоставил ему тезис: “Ощущение включает сознание и объект, независимый от сознания”. Статус объекта, по М., неясен; его можно рассматривать и как физический объект, и как “чувственное данное”, н лишь “здравый смысл” заставляет нас признать объективность внешнего мира. Согласно такой философии “здравого смысла”, во вселенной существуют материальные объекты и акты сознания, связанные лишь с нек-рыми из материальных тел. Вместе с тем “здравый смысл” не исключает возможности того, что мир по своей природе духовен, что существуют божественный разум, акты этого разума и загробная жизнь. Совместно с Расселом и Витгенштейном М. разрабатывал методы логического анализа. Его теория анализа оказала влияние на неопозитивизм (“лингвистический анализ” Дж. Райла, А. Уисдома и др.). Этика М. основана на признании добра и зла неопределимыми понятиями. Этические положения раскрывают эмоции говорящего, возбуждают эмоции слушателя или в скрытом виде выражают повеления. Из этого аксиологического интуитивизма М. развились две линии в совр. позитивистской этике: эмотивизм и метаэтика как “анализ этических высказываний”. Осн. соч.: “Принципы этики” (1903), “Философские исследования” (1922), “В защиту здравого смысла” (1925), “Некоторые главные проблемы философии” (1958).

МЫШЛЕНИЕ — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредствованного познания действительности; высший продукт особым образом организованной материи — мозга. Материальные физиологические механизмы М. исследуются физиологией высшей нервной деятельности. Однако М., находясь в неразрывной связи с мозгом, не может быть полностью объяснено деятельностью физиологического аппарата. М.связано не только с биологической эволюцией, но и с общественным развитием. М. возникает в процессе производственной деятельности людей и обеспечивает опосредствованное отражение действительности. Оно имеет общественную природу и по особенностям возникновения, и по способу функционирования, и по своим результатам. Это объясняется тем, что М. существует лишь в связи с трудовой и речевой деятельностью, характерной лишь для человеческого об-ва. Поэтому М. человека осуществляется в теснейшей связи с речью и результаты его фиксируются в языке. М. свойственны такие процессы, как абстракция, обобщение, анализ и синтез, постановка определенных задач и нахождение путей их решения, выдвижение гипотез, идей и т. п. Результатом процесса М. всегда является та или иная мысль. Способность М. к обобщенному отражению действительности выражается в способности человека образовывать общие понятия. Образование научных понятий связано с формулированием соответствующих законов. Способность М. к опосредствованному отражению действительности выражается в способности человека к акту умозаключения, логического вывода, доказательств. Эта способность чрезвычайно расширяет возможности познания. Она позволяет, отправляясь от анализа фактов, доступных непосредственному восприятию, познавать то, что недоступно восприятию с помощью органов чувств. Понятия и их системы (научные теории) фиксируют (обобщают) опыт человечества, являются концентрацией знаний людей и отправным пунктом для дальнейшего познания действительности. М. человека изучается различными науками (физиологией высшей нервной деятельности, логикой, кибернетикой, психологией, гносеологией и т. п.) и различными методами. Среди экспериментальных исследований в последнее время большую роль приобрели методы исследования М. в форме его моделирования с помощью различных кибернетических устройств. В жизни каждого индивида М. не существует как чисто интеллектуальный процесс, а неразрывно связано с иными психическими процессами, т. е. не существует изолированно от сознания человека в целом. Идеализм всегда стремился оторвать М. от материи (человеческого мозга, языка, практической деятельности об-ва), а если и признавал такую связь, то стремился представить М. как нечто производное от нек-рых духовных начал, стоящих над материей и сознанием отдельных людей (напр., Гегель). Совр. западная философия в лице неопозитивизма стала на позиции отрицания М. как чего-то реально существующего. Следуя бихевиоризму, сводя весь опыт человека лишь к непосредственно наблюдаемым фактам, неопозитивизм объявляет М., наряду с материей (в отличие от языка, к-рый всегда выступает как чувственно воспринимаемый факт), фикцией. Он игнорирует тот факт, что язык есть средство выражения, форма существования мысли. В действительности же через анализ языка изучаются те свойства мозга, к-рые характеризуются как М.

МЭНЦЗЫ (ок. 372—289 до н. э.) — видный последователь Конфуция (Конфуцианство). Его взгляды изложены в книге “Мэнцзы”. В своих философских воззрениях М. выступал с позиций идеализма. Он считал основой процесса познания не чувственные восприятия и ощущения, а свидетельства разума. По утверждению М., мораль и этика исходят из природных качеств человека, к-рые объявляются врожденно добрыми. Этико-моральные установления, свойственные человеческой природе, исходят от “неба” — высшей целенап-равляющей силы. Он признавал также существование “врожденных способностей” и “врожденного знания”. В своих социально-политических рассуждениях М. высказывал отдельные прогрессивные положения, подчеркивал мысль о главенствующей роли народа и подчиненной роли правителя, к-рого народ вправе сместить, если он не отвечает предъявляемым к нему требованиям. М. выступал с призывами к объединению страны. Его учение оказало глубокое влияние на идеологию феодального Китая.

МЮНЦЕР Томас (ок. 1490—1525) — церковный проповедник, один из вождей Крестьянской войны в" Германии (1525), идеолог радикального крестьянско-плебейского крыла Реформации. В противоположность умеренному реформатору Лютеру, М. решительно выступил не только против католицизма, но и против всего христианства и феодализма. Осн. задачу Реформации М. видел не столько в обновлении церкви и ее учения, сколько в совершении социально-экономического переворота силами крестьян и городской бедноты. Мировоззрение М., сложившееся под влиянием средневековой крестьянско-плебейской ереси и мистики, было пантеистическим (Пантеизм). Религиозная вера, в его понимании, вызвана пробуждением разума в человеке, разрыв между небесной и земной жизнью должен быть устранен. Его политическая программа была очень близка к уравнительному утопическому коммунизму. Идеалы М. выходили далеко за пределы интересов крестьянско-плебейской массы и, по словам Энгельса, предвосхищали условия “освобождения едва начинавших тогда развиваться... пролетарских элементов. ” (Т 7 С. 371).

 


Обратно в раздел философия










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.