Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Философский словарь

Современный философский словарь включает в себя: основные философские термины, понятия и определения, учения и личности.

ОГЛАВЛЕНИЕ

M

МАБЛИ Габриель Бонно де (1709— 85) — фр. историк и политический мыслитель. М. дал сочувственную характеристику коммунистического строя, существовавшего, по его мнению, на заре человеческой истории; считал возникновение частной собственности причиной всех общественных пороков, а основанный на ней строй — противоречащим естественному равенству и социальным инстинктам людей. Однако М. полагал, что возвращение к коммунистическим порядкам невозможно, и выдвигал уравнительную программу смягчения имущественного неравенства. М. признавал право народа на революцию в том случае, когда люди убеждаются, что подчиняются несправедливым, неразумным законам. Однако революцию он считал не предпосылкой достижения коммунистического идеала, а лишь средством решения ограниченного круга задач. М. не был последовательным социалистом-утопистом, хотя мн. стороны его социальной философии способствовали распространению социалистических идей. Осн. произв.— “О законодательстве, или Принципы законов” (1776).

МАГИЯ (греч. mageia — волшебство) — одна из форм первобытной религии, основанная на том, что мн. непонятные явления приписываются действию таинственных сил, и выражающаяся в совокупности обрядов, имеющих целью воздействовать на людей, животных, воображаемых духов и т. д. Первобытную М. наиболее полно изучили Леви-Брюль и советский исследователь Н. Я. Марр (1864—1934), угадавшие в ней специфическую форму мышления, при к-рой человек еще не знает качественных различий вещей (не мыслит при помощи понятий или концептуально) и поэтому переносит свойства к.-л. явления или вещи на лю бые др. Такое сопричастное перенесение первобытный человек мыслит как незыблемую реальность, в к-рой нет места для чего-то сверхъестественного. М. как действие, связанное с представлением о сверхъестественной силе, возникает позднее, когда “магическое мышление” существует уже рядом с логическим. Сверхъестественными представляются тогда человеку те явления, к-рые уже при наличии способности познавать законы и явления природы кажутся все же непостижимыми. Обыденное представление о М. связано с верой в возможность прямого осуществления желаний без целенаправленных действий (напр., исцеление больного, выпадение дождя, гибель к.-л. и т. п.).

МАЙМОНИД (Моисей бен-Маймон, 1135—1204)—еврейский философ, аристотелик, один из лидеров рационалистической школы в иудаизме. В основе философии М.— синтез иудейской теологии с аристотелизмом; путем “одухотворенного” (аллегорического) толкования Библии и отдельных догматов иудаизма он пытался совместить религию с философией. Согласно М., конечную цель познания составляет рациональное обоснование высшей истины. За свои ярко выраженные рационалистические идеи М. подвергался гонениям со стороны религиозных фанатиков. Осн. соч. М. “Наставник колеблющихся” (“Морэ Невухим”) приобрело большую известность в Зап. Европе и оказало влияние на позднюю схоластику.

МАКИАВЕЛЛИ Никколо ди Бернар-до (1469—1527)—итал. мыслитель, идеолог зарождающейся буржуазии. Об-во, учил М., развивается не по воле бога, а в силу естественных причин. В основе развития истории лежат “материальный интерес” и сила. М. отмечал противоположность интересов народных масс и правящих классов, выступал за создание сильного национального государства, свободного от феодальных междоусобиц, способного подавлять народные волнения. В политической борьбе считал допустимым во имя великих целей пренебрегать законами морали и применять любые средства, оправдывал жестокость и вероломство правителей в их борьбе за власть. Историческая заслуга М., по словам Маркса, состоит в том, что он одним из первых стал рассматривать государство человеческими глазами и выводить его законы из разума и опыта, а не из теологии (Т. 1. С. 111). Осн. труд — “Государь” (1532).

МАКРО- И МИКРОМИР — две спе цифические области объективной реальности, различающиеся уровнем структурной организации материи. Сфера макроявлений — это обычный мир, в к-ром живет и действует человек (планеты, земные тела, кристаллы, большие молекулы и др.). Качественно иную область представляет микромир (атомы, ядра, элементарные частицы и др.), где размеры объектов меньше миллиардных долей сантиметра, а временные промежутки порядка миллиардных долей секунды, т. е. непосредственно недоступны наблюдению. Каждый из этих миров характеризуется своеобразием строения материи, пространственно-временных и причинных отношений, закономерностей движения. Так, в макромире материальные объекты имеют четко выраженную прерывную, корпускулярную или непрерывную, волновую природу и их движение подчиняется динамическим законам классической механики. Для явлений микромира, напротив, характерна тесная связь корпускулярных и волновых свойств, к-рая находит свое выражение в статистических законах.квантовой механики. Своеобразная граница раздела макро- и микромира была установлена в связи с открытием т. наз. Планка — кванта действия. Существенным аспектом этой новой константы явилась “конечность взаимодействия”, означавшая, что любые взаимодействия между объектами в микромире (в т. ч. между прибором и микрочастицей) не могут быть меньше значения кванта действия. Специфика макро- и микромира находит свое отражение в познании, , приводит к ограничению сферы применимости старых физических теорий и возникновению новых (теория относительности, квантовая механика, физика элементарных частиц). Сторонники “физического идеализма”, абсолютизируя различие макро- и микромира, особенности их познания, приходят к отрицанию объективности и познаваемости микромира. В действительности же наука показывает тесную связь между макро- и микромиром и обнаруживает, в частности, возможности появления макроскопических объектов при столкновении микрочастиц высокой энергии. Проникновение физики в мир атома, а затем атомного ядра и Элементарных частиц, открытие их взаимо-превращаемости и сложной структуры явились блестящим подтверждением правильности вывода Ленина о “бесконечности материи вглубь”, др. принципов диалектического материализма.

МАЛЬБРАНШ Никола (1638— 1715) — фр. идеалист, сторонник окказионализма. Пытался с идеалистических позиций устранить дуализм в системе Декарта. В философии М. исключительная роль отводилась богу: он не только творит все существующее, но и содержит все существующее в себе; постоянное вмешательство бога — единственная причина всех изменений; нет никаких т. наз. “естественных причин” и “взаимодействий” между протяженной и мыслящей субстанциями. На идеалистических позициях стоит М. и в теории познания: человек познает вещи отнюдь не благодаря их воздействию на органы чувств; познание — это созерцание людьми идей всего существующего, источник же этих идей — бог. Гл. произв.— “О разыскании истины” (1674—75).

МАЛЬТУЗИАНСТВО - социологическая доктрина, названная по имени англ. священника Мальтуса (1766— 1834), к-рый изложил в своем “Опыте закона о народонаселении” (1798) взгляды, широко распространившиеся затем в буржуазной общественной мысли, особенно в политической экономии конца 19 в. Мальтус сформулировал некий надысторический закон, согласно к-рому рост народонаселения происходит в геометрической, а рост средств существования — лишь в арифметической прогрессии. Отсюда он выводил противоречия общественного развития. М. связывает возможность преодоления этих противоречий с предупреждением не обеспечиваемого экономически роста населения, а также с “естественным” регулированием его численности посредством голода,эпидемий,войн и т. д. Классики марксизма-ленинизма вскрыли несостоятельность этого учения, показав, что развитие народонаселения осуществляется под решающим воздействием не природного мира, а социального устройства об-ва и прежде всего способа производства. Взгляды Мальтуса резко критиковали революционные демократы Чернышевский, Писарев и др. Против “мальтусовых законов абсолютного перенаселения” и “убывающего плодородия почвы” выступали рус. ученые В. В. Докучаев, П. А. Костычев, Тимирязев. Применив оценку, данную Энгельсом М., к концепциям совр. М., можно указать, что из них, точно так же как и из самой теории Мальтуса, “мы черпаем самые сильные экономические аргументы в пользу социального преобразования, ибо даже если бы Мальтус был безусловно прав, то все же было бы необходимо немедленно предпринять это преобразование, так как лишь оно, лишь просвещение масс, осуществимое благодаря этому преобразованию, сделало бы возможным и то моральное ограничение инстинкта размножения, которое сам Мальтус считает наиболее легким и наиболее действенным средством против перенаселения. При посредстве этой теории мы стали понимать глубочайшее унижение человечества, его зависимость от условий конкуренции...” (Т. 1. С. 567). Активное распространение в последнее время различных концепций неомальтузианства (теории “оптимума населения” Г. Брауна, Дж. Боннера, утверждения Г. Тейлора и П. Эрлиха о росте народонаселения как единственной причине экологического кризиса и т. п.) связано с ускоренным ростом населения земного шара (преимущественно в развивающихся странах), обострением экологической проблемы, увеличением разрыва в уровнях развития между развитыми и развивающимися странами. Важнейшая предпосылка решения проблемы регулирования роста населения — глубокие социальные преобразования, подъем материального и культурного уровня жизни народов.

“МАН” (нем. man — неопределенно-личное местоимение) — одно из осн. понятий экзистенциализма; введено Хайдеггером. Термин “М.” на рус. язык не переводится; в нем. языке он выступает как субъект в неопределенно-личных предложениях. Пребывание в мире “М.”— это, согласно Хайдеггеру, такой способ существования личности, когда она мыслит, чувствует и поступает “как все” (ср. “всемство” Достоевского), не избирая в каждой ситуации своего подлинного пути. “М.” выступает в виде общепринятых принципов поведения, морали, застывших и “овеществленных” форм языка, мышления и пр. “М.”, по Хайдеггеру, враждебно свободе человека, препятствует его творческой деятельности, обезличивает его. Чтобы выйти из-под власти “М.” и обрести свободу,человек, согласно экзистенциализму, должен поставить себя в пограничную ситуацию между жизнью и смертью. Только почувствовав страх смерти, личность вырывается из “повседневного бытия”, становится свободной и может нести ответственность за свои поступки. В концепции “М.” получила иррационалистическое решение проблема взаимоотношений личности и об-ва. Концепция “М.” представляет собой своеобразную морально-этическую оппозицию буржуазному “отчужденному об-ву” (Отчуждение), реальных путей перестройки к-рого экзистенциалисты не видят.

МАНДБВИЛЬ Бернард (1670— 1733) — англ. философ-моралист. Известен своей “Басней о пчелах” (1705) —острой сатирой на совр. ему об-во. В ней изображена жизнь улья, в к-ром процветают пороки и каждый обитатель заботится лишь о своих интересах. Чтобы покарать пчел. Юпитер делает всех их честными. Это приводит к разорению улья. М., т. обр., первым высказал идею, в дальнейшем развитую Гегелем, о неизбежности и даже полезности зла в условиях социального неравенства, направленную против взглядов Шефтсбери. М. ясно видел, что богатство нации в буржуазном об-ве покоится на бедности трудящихся. М. оказал большое влияние на позднейших философов и экономистов (Гельвеций. А. Смит и др.).

“МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ”—программный документ, написанный Марксом и Энгельсом и опубликованный в начале 1848, содержащий изложение основ марксизма. В первой главе — “Буржуа и пролетарии” — раскрыты законы общественного развития, обоснована неизбежность и закономерность смены способов производства. Исходя из того, что вся история об-ва, кроме первобытнообщинного строя, была историей борьбы классов, Маркс и Энгельс обосновывали неизбежность крушения капитализма и появления нового общественного строя — коммунизма. В главе разъяснена историческая миссия пролетариата как революционного преобразователя старого об-ва и созидателя нового строя, выразителя интересов всех трудящихся. Во второй главе — “Пролетарии и коммунисты” — Маркс и Энгельс раскрыли историческую роль партии коммунистов как передового отряда рабочего класса. Ближайшая цель коммунистов — “формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти” (Т. 4. С. 437—438). Маркс и Энгельс выдвинули идею диктатуры пролетариата, разъяснили отношение коммунистов к семье, собственности, отечеству и наметили экономические мероприятия, к-рые должен провести пролетариат после прихода к власти. В третьей главе — “Социалистическая и коммунистическая литература” — дается критика буржуазных и мелкобуржуазных течений, выступавших под флагом социализма, высказывается отношение к системам утопического социализма. В четвертой главе — “Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям” — Маркс и Энгельс изложили тактику коммунистов в отношении др. оппозиционных партий. “М. К. п.” заканчивается знаменитым лозунгом: “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”

МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА — одно из направлений неокантианства. Гл. представителями этого направления были Коеен, П. Наторп, Кассирер, Р. Штам-млер. Отбросив материалистическую тенденцию в учении Канта, они перешли на позиции последовательного субъективного идеализма. Согласно учению М. ш., философия не может быть знанием о мире, она сводится к методологии и логике частных наук. Отрицая объективную действительность, философы М. ш. стремились изолировать познание от чувственного содержания и рассматривали его как чисто логический процесс конструирования понятий. При этом методология М. ш. неизбежно выступала в виде бессодержательных общих принципов, принудительно навязываемых частным наукам. Гл. из этих принципов считался т. наз. принцип долженствования, к-рый был распространен представителями М. ш. и на область социологии. Отрицая объективные закономерности общественного развития, представители М.ш. рассматривали социализм исключительно как нравственное явление, как надклассовый “этический идеал”. Представители М. ш. призывали “дополнить” марксизм кантианством. Социологические идеи М. ш. оказали влияние на “легальный марксизм” в России и стали основой ревизии марксизма теоретиками II Интернационала (Бернштеин, Каутский. М. Адлер и др.).

МАРЕШАЛЬ Пьер Сильвен (1750— 1803) — представитель плебейско-де-мократического крыла фр. материализма и атеизма. М. признавал вечное существование природы. Возникают и исчезают только ее конкретные проявления — “формы”. Бог — синоним природы. Под влиянием страха люди измыслили верховное существо и наделили его свойствами природы. Атеизм у М. более последователен, чем у энциклопедистов. Окончательное устранение религии связывал с революционным ниспровержением эксплуататорского строя и с установлением коммунизма. М. примкнул к движению бабувистов (Бабувизм), поднялся до утопического коммунизма. В учении о познании М.— сенсуалист. Осн. труд — “Манифест равных” (1794).

МАРИАТЕГИ Хосе Карлос (1895— 1930) — видный деятель рабочего и коммунистического движения Перу и Лат. Америки, пропагандист и теоретик марксизма-ленинизма. Под влиянием Октябрьской революции в России перешел от революционного демократизма к марксизму. Большое влияние на М. оказало знакомство с опытом революционного рабочего движения в европейских странах и США. М. решительно боролся против теории “исключительности” исторического развития Лат. Америки," рассматривая происходивший в ней революционный процесс как этап, фазу мировой революции. В работе “Семь очерков истолкования перуанской действительности” (1928; рус. перевод—1963) М. выступил с программным изложением своих взглядов и теоретическбй платформы партии, подверг анализу развитие классовых отношений и классовой борьбы в Перу, показал авангардную роль национального пролетариата, дал первый марксистский очерк экономической истории страны. Касаясь положения угнетенных индейских масс, М. рассматривал их как одну из движущих сил национально-освободительной борьбы. Подвергал критике идеи “этического социализма” и др. теории “реформистского социализма”. В работе “В защиту марксизма” (1929) выступил против ревизионизма.

МАРИТЕН Жак (1882—1973) — фр. философ, представитель неотомизма. Выдвинул религиозно-утопич. идею “интегрального гуманизма”, призванного перестроить цивилизацию, сплотить людей на основе признания религиозных ценностей. Выступая с либеральной критикой капитализма, видел путь устранения его антагонизмов в корпоративной организации об-ва. Вместе с тем выступал и против социализма, к-рый якобы ущемляет духовные порывы человека. Взгляды М. оказали влияние на официальную доктрину Ватикана. В его многочисленных трудах с позиций то-миэма освещались проблемы психологии, социологии, эстетики, этики и педагогики. Осн. произв.: “Антимодерн” (1922), “Интегральный гуманизм” (1936).

МАРК АВРЕЛИЙ Антонин (121— 180) — философ-стоик, римский император (161—180). Свои философские воззрения изложил в виде афоризмов в единственном произв.— “К самому себе”. Назревавший кризис Римской империи обусловил специфику философии М. А. В его трактовке стоицизм окончательно теряет материалистические черты и принимает религиозно-мистический характер. Бог у М. А.— первооснова всего сущего; это мировой разум, в к-ром растворяется всякое индивидуальное сознание после смерти тела. Его этике свойствен фатализм, проповедь смирения и аскетизма. Он призывает к нравственному усовершенствованию и очищению через самоуглубление и познание фатальной необходимости, правящей миром. Философия М. А. оказала большое влияние на христианство, хотя сам император жестоко преследовал христиан.

МАРКОВИЧ Светозар (1846—75) — философ-материалист, публицист и литературный критик, основоположник революционно-демократической идеологии в Сербии. Учился в Сербии, России, Швейцарии. Большое влияние на его взгляды оказали идеи рус. революционных демократов, особенно Чернышевского. М. был знаком 'с осн. трудами Маркса и Энгельса; участвовал в работе рус. секции I Интернационала; в газете “Работник” (1871—72) пропагандировал марксистские идеи, выступал в защиту Парижской коммуны. М. считал, что в условиях Сербии, опираясь на сельскую общину, после победы народной революции можно прийти к социализму, минуя капитализм; выдвинул идею национального равноправия и федерации всех балканских народов; положил начало критическому реализму в сербской литературе. Осн. соч.: “Сербия на востоке” (1872), “Реальное направление в науке и жизни” (1872), “Социализм, или Общественный прогресс” (1874).

МАРКС Карл (1818—83)—основатель научного коммунизма, диалектического и исторического материализма и научной политической экономии, вождь и учитель международного пролетариата. Исходный пункт эволюции мировоззрения М.— гегелевская философия, ее левое направление (Младогегельянцы). Но среди младогегельянцев М. наиболее последовательно отстаивал и в теории и на практике революционно-демократическую позицию. В самой докторской диссертации “Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура” (1841) М., оставаясь еще идеалистом, делает радикальные и атеистические выводы из философии Гегеля. Практическая деятельность и теоретические исследования приводят М. к прямому столкновению с гегелевской философией из-за ее примирительных тенденций, консервативных политических выводов, несоответствия теоретических положений реальным общественным отношениям и задачам их преобразования. Коллизия с Гегелем и младогегельянцами в философском отношении выразилась в начавшемся переходе на материалистические позиции, на что существенное влияние оказали знакомство М. с реальными жизненными, прежде всего экономическими, отношениями и философия Фейербаха. Окончательный переворот в мировоззрении М. (1844) связан с изменением.его классовой позиции, с переходом от революционного демократизма к научному коммунизму. Этот переход был .обусловлен нарастанием классовой борьбы в Европе, изучением политической экономии, утопического социализма, истории. Новая позиция М. получила свое выражение в “Немец-ко-французском ежегоднике” (1844, статьи “К критике гегелевской философии права. Введение” и “К еврейскому вопросу”). В этих работах М. впервые раскрывает историческую роль пролетариата, приходит к выводу о неизбежности социальной революции, о необходимости соединения движения рабочего класса с научным мировоззрением. К этому времени происходит сближение М. с Энгельсам, в содружестве с к-рым он начинает систематическую разработку нового мировоззрения. Обобщению результатов научных исследований и обоснованию осн. положений новой теории посвящены “Экономиче-ско-философские рукописи” М. (1844). “Святое семейство” (1845) ч “Немецкая идеология” (',845—46), написанные совместно с Энгельсом, “Тезисы о Фейербахе” (1845) и “Нищета философии” (1847). Марксизм формировался как цельное учение в органическом единстве всех его составных частей. В 1847 М. примкнул к тайному пропагандистскому об-ву — Союзу коммунистов. По поручению об-ва М. л Энгельс составили свой знаменитый “Манифест Коммунистической партии” (1848), в к-ром на основе всех предшествую дих теоретических исследований было “обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика. как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества” (Ленин В. И. Т. 26. С. 48). Философия М. выступает как научный метод познания и преобразования мира. Сердцевину, суть философии М. образуют исследования классических философских вопросов, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру, отношений людей между собой и природы (сущности) человека. На предлагаемом М. решении этих фундаментальных мировоззренческих и методологических проблем базируется ряд развитых им концепций более конкретного характера — учения о законах истории, о значении материального производства в жизни об-ва, о классовой борьбе и социальной революции и т. д. В эволюции взглядов М. часто выделяют два этапа — “ранний”, для к-рого характерны попытки разработки целостного мировоззрения преимущественно средствами философского анализа (осн. произв.— “Эко-номическо-философскне рукописи 1844 года”), и “поздний”, на к-ром вместо прежней абстрактной конструкции человека и его сущностных сил сложилась более конкретная, основанная на изучении экономической и социальной структуры совр. ему об-ва, истории становления и развития капитализма научно-философская теория. Революционер в науке, М. активно участвовал в борьбе за освобождение пролетариата. В период революции 1848— 49 в Германии он на переднем крае политической борьбы. В основанной и руководимой им “Новой Рейнской газете” М. решительно отстаивал пролетарские позиции в революции. В 1849, высланный из Германии, М. окончательно поселился в Лондоне. После роспуска Союза коммунистов (1852) деятельность М. в пролетарском движении связана с созданием (1864) и всей работой 1 Интернационала. Он внимательно следил за ходом революционного движения во всех странах, проявлял большой интерес к России. М. всегда был в самой гуще острейших событий современности, что и давало ему необходимый материал для развития научной теории. Опыт буржуазных революций 1848—49 в Европе послужил М. основанием для создания учения о социалистической революции и классовой борьбе, о диктатуре пролетариата, о тактике пролетариата в буржуазной революции, о необходимости союза пролетариата с крестьянством (“Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 год”, 1850), о неизбежности слома старой государственной машины (“Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта”, 1852). Изучив опыт Парижской коммуны (“Гражданская война во Франции”, 1871), М. открыл государственную форму диктатуры пролетариата, глубоко проанализировав мероприятия первого пролетарского государства. Дальнейшее развитие теория марксизма получила в работе “Критика Готской программы” (1875). Гл. научный интерес М. был связан с политической экономией, с созданием осн. его труда — “Капиталах (1 т. вышел в 1867, 2 — издан Энгельсом в 1885, 3 — в 1894). Создание научной политической экономии явилось важнейшим средством развития материалистической диалектики. “Капитал”, а также обширные подготовительные работы к нему (из к-рых особенно важны рукописи 1857— 59 и 1861—63 гг.) имеют огромное философское значение. В них всесторонне развиты и блестяще применены к исследованию системы экономических отношений капитализма важнейшие стороны и принципы марксистской философии (диалектический метод, принцип единства диалектики, логики и теории познания и др.). Еще в предисловии к одному из первых своих экономических трудов — “К критике политической экономии” (1859) М. сжато изложил сущность материалистического понимания истории. В “Капитале” это понимание получило свое научное применение. Много материала для характеристики философии М. содержится в его переписке. Вместе с тем сегодня на новом уровне социальной теории и практики требуется новое видение идей М. Требуют большего анализа гуманистические аспекты взглядов М., его учение о человеке, его бытии и сознании.

МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ — тер мин, обозначающий систему философских, экономических и социально-политических взглядов Маркса и Энгельса, творчески развитых в новых условиях Лениным. Сам термин “М.-л.” введен в оборот в начале 20-х гг. для обозначения нового этапа развития марксизма, связанного с деятельностью Ленина. Но Ленин никогда не претендовал на создание особой, целостной теоретико-философской системы и рассматривал себя только учеником Маркса и Энгельса, а свой вклад в теорию лишь как часть марксистского учения. Деформации идеалов и принципов социализма с конца 20-х гг. в СССР нанесли серьезный ущерб М.-л., привели к его догматиза-ции и вульгаризации, отрыву от реальных проблем жизни. Социально-критическая функция марксистско-ленинской теории подменялась апологией практической политики, получило распространение схоластическое теоретизирование и начетничество. Перестройка и радикальное обновление об-ва в Советском Союзе с середины 80-х гг. включает и обновление М.-л., возвращение к его подлинной гуманистической сути, возрождение его творческого характера. Обращение к основам М.-л. предполагает новое прочтение идей Маркса, Энгельса, Ленина с учетом исторического опыта, отказ от утопических представлений, развитие фундаментальных положений теории и методологии, принципов реального гуманизма. В настоящее время важной проблемой М.-л. является выработка нового видения социализма, опирающегося на ленинские идеи. Это предполагает исследование осн. тенденций совр. общественного развития, процессов, связанных с демократизацией политической системы социализма, радикальной экономической реформой, преобразованиями в сфере общественного сознания, культуры в целом (проблемы народовластия, самоуправления, собственности, отчуждения, социалистического рынка, межнациональных отношений и др.). Фундаментальное значение имеет утверждение нового политического мышления в сфере международных отношений, опирающегося на анализ совр. целостного и противоречивого мира. Направленное на обеспечение выживания и развитие человечества, новое мышление исходит из приоритета общечеловеческих ценностей по отношению к классовым, национальным, государственным и др. интересам, необходимости объединения усилий мирового сообщества в решении глобальных проблем в условиях мирного сосуществования и сотрудничества всех государств. Актуальным является анализ совр. ступени развития капитализма, его противоречий и потенциала,связанного с этим процесса формирования субъекта социальных преобразований на широкой демократической базе, своеобразия освободительного движения в различных по своему уровню странах мира и утверждения принципа свободы выбора каждым народом путей своего развития. М.-л. как органическая часть мировой культуры ориентирован на конструктивный диалог с различными течениями общественной мысли, обращенными к решению человеческих проблем.

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В СССР. Уже в первые годы существования Советского государства М. ф. получила широкое распространение. В 1922 был основан первый марксистский философский журнал — “Под знаменем марксизма” (выходил до 1944; с 1947 выходит журнал “Вопросы философии”). В 3-м номере журнала опубликована статья Ленина ”0 значении воинствующего материализма”, в к-рой формулировались задачи, стоящие перед философской наукой, и к-рая оказала большое влияние на всю последующую деятельность советских философов. В эти годы происходило формирование новых философских кадров, тесно связанных с компартией, борьбой за социалистическое переустройство об-ва. Разрабатывались философские вопросы социалистического строительства, с позиций марксизма переосмысливалась история философии, велась борьба за переход ученых-естествоиспытателей, интеллигенции на позиции диалектического материализма. Опубликованные впервые произв. Энгельса “Диалектика природы” (1925) и работа Ленина “Философские тетради” (1929) дали толчок к углубленному исследованию проблем диалектического материализма. Сворачивание творческих философских исследований началось с 30-х гг., после организованных Сталиным выступлений против т. н. “меньшевиствующих идеалистов” (А. Деборин, Н. Карев и др.). Особенно тяжелая атмосфера в советской философской науке возникла после публикации работы Сталина “О диалектическом и историческом материализме” (1938), к-рая была объявлена “вершиной” марксистской философии, Тяжелый урон М. ф. в СССР нанесла философская дискуссия 1947 г., выступление на ней А. А. Жданова, к-рое давало неверные ориентиры исследованиям по теории и истории философии. В период культа личности Сталина мн. советские философы (И. Луп-пол, В. Сережников, Я. Стэн, Д. Га-чев и др.) были репрессированы. Однако даже в это время жили и действовали ученые, сумевшие в тяжелых условиях осуществлять позитивную работу, в частности, в области философских проблем естествознания (Б. М. Кедров и др.) и истории философии (В. Ф. Асмус, А. Ф. Лосев). Осуждение на XX съезде КПСС культа личности положило начало новому этапу в развитии советской философской науки. Он характеризуется значительным расширением тематики исследований и углублением подхода к актуальным вопросам философской науки. Были созданы научные труды, преодолевавшие черты догматизма, а также издания справочного и энциклопедического характера (“Философская энциклопедия*). Результаты, достигнутые нашей философской наукой, показали возросшую роль марксистско-ленинской философии в осуществлении задач, поставленных развитием социальной практики и научного познания. Работа философских учреждений страны (институты философии АН СССР и АН союзных республик, философское общество СССР, философские кафедры крупнейших вузов страны) охватила важнейшие направления развития совр. философского знания. Серьезно расширился круг исследований проблем материалистической диалектики, теории познания, диалектической логики, методологии и логики науки (работы Э. В. Ильенкова, М. М. Розенталя, П. В. Копнина и др.). Значительные результаты были достигнуты в исследовании философских вопросов естествознания. В работах советских философов (М. Э. Омель-яновского, И. В. Кузнецова и др.) и естествоиспытателей (П. К. Анохина, Б. Л. Астаурова, Д. К. Беляева, А. И. Берга, П. Л. Капицы, Н. Н. Семенова, В. А. Фока, В. А. Энгельгард-та и др.) было дано диалектико-мате-риалистическое осмысление новейших открытий в физике, космологии, биологии, кибернетике и др. конкретных науках. Плодотворно разрабатывались философские вопросы психологической науки (Б. Г. Ананьев, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьёв. А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.). Был воссоздан завещанный Лениным союз философов-марксистов и естествоиспытателей. В области исторического материализма исследовались вопросы теории исторического процесса, общественно-экономической формации, теории культуры. Развернулись исследования научно-технической революции и ее социальных последствий. Новое развитие получило изучение историко-философских проблем (А. С. Богомолов, Т. И. Ойзер-ман и др.). Началась разработка проблем этики (А. Ф. Шишкин, О. Г. Дробницкий и др.), эстетики “М. Ф. Овсянников, М. А. Лифшиц и др.). В 70-е и первой половине 80-х гг. в связи с усилением застойных явлений в советском об-ве развитие ряда областей М. ф. в СССР серьезно замедлилось. Правда, даже в эти годы продолжалась творческая разработка нек-рых исследовательских направлений, в частности глобальных проблем, проблем человека, вопросов теории и методологии научного познания, истории философии. Новый этап в развитии М. ф. в СССР связан с включением философских исследований в процессы перестройки всех сторон жизни нашего об-ва. На первый план перед советскими философами выдвигаются задачи разработки социально-философской проблематики, философских аспектов теории совр.социализма, комплексного изучения человека, гуманизации научного и технического прогресса, глобальных проблем цивилизации. В совр. условиях усиливается синтезирующая, интегрирующая роль марк-систско-ленинской философии, к-рая объединяет усилия представителей общественных, естественных и технических наук для комплексного решения актуальных проблем. Значительно интенсифицируются историко-философ-ские исследования, в особенности — проблем истории русской философии конца 19 — начала 20 в.

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЗА РУБЕЖОМ. Октябрьская революция 1917 дала импульс широкому распространению марксистской философии во всем мире. Среди выдвинувшихся в послеоктябрьский период проблем социальной философии были такие, как демократия и диктатура, эволюционный и революционный путь развития об-ва, партия и государство, роль насилия в истории, вопросы отношения к культурному наследию прошлого (Грамши, Лу-кач и др.). В условиях установления в ряде стран фашистского строя философы-марксисты разрабатывали актуальные проблемы диалектического и исторического материализма, борьбы против идеологии фашизма и милитаризма. Вопросы материалистической диалектики, теории познания, эстетики и этики, изучения ленинского этапа в истории марксистской философии и т. д. исследовали Т. Павлов и С. Га-новский (Болгария), Г. Дункер (Германия), Б. Фогараши и Л. Рудаш (Венгрия), Ж. Политцер (Франция), Г. Селзам (США), Л. Санто (Чехословакия), Тосака Дзюн (Япония), Мариатеги (Перу) и др. Возросла роль марксистской философии в критике интуитивизма, прагматизма, фрейдизма, махизма, социал-реформистских концепций. После 2-й мировой войны в развитии марксистской философии начался новый этап. Философы внесли важный вклад в разработку проблем диалектического и исторического материализма, философских вопросов естествознания, логики, этики, эстетики, истории философии. В странах Вост. Европы, вступивших после 2-й мировой войны на путь социалистического строительства, активно развернулось исследование диалектики общего и особенного в социальной практике, проблем научно-технической революции, управления, культуры, личности. Широкую известность получили работы болгарских философов по теории отражения, по проблемам социального познания, программно-целевого подхода в социальном управлении, человека; венгерских философов — по проблемам общественного сознания, особенно эстетики и религии, общественно-экономических формаций; нем. философов-марксистов — по проблемам диалектики, теории познания; польских — по проблемам логики, этики, эстетики, философской антропологии, истории философии; румынских — по проблемам диалектического материализма, логики, теории науки, культуры и человека; чехословацких — по проблемам научно-технической революции; югославских — по проблемам диалектики. В конце 80-х гг. сложившаяся в странах Центр, и Вост. Европы командно-бюрократическая модель социализма потерпела крах. Коммунистические партии потеряли монополию на власть. Подвергая критике деформации социализма, философы-марксисты выступают за всестороннее обновление социалистического об-ва, за гуманный, демократический социализм, утверждают приоритет общечеловеческих ценностей, важность возвращения к национальным традициям. Марксисты в капиталистических и развивающихся странах исследуют пути и формы перехода от капитализма к социализму, идеологические аспекты массовых демократических движений (молодежных, “новых левых”, экологических, за расовое равноправие) и т. д. Философы-марксисты разрабатывают проблемы диалектики и теории научного познания, взаимоотношения философии и частных наук, исследуют законы и категории диалектического материализма. проблемы науковедения, социально-классовой структуры и политической системы капитализма, человека и гуманизма, культуры, национального самосознания, национально-освободительной борьбы. Разработка проблем марксистской философии сочетается с критическим анализом неопозитивизма, экзистенциализма, феноменологии, различных течений религиозной философии, неоконсерватизма и др. направлений совр. зап. философии и социологии. В настоящее время актуальное звучание приобретают исследования глобальных проблем войны и мира, экологии, будущего развития человечества. Сложность и многообразие условий, в к-рых работают зарубежные ученые-марксисты, сопряжены с определенными трудностями и неравномерностью в развитии марксистской философии в различных странах. В условиях радикальных изменений в общественной жизни и утверждения нового политического мышления происходит поворот марксистов от конфронтации к полемике, диалогу и обмену идеями с иными философскими течениями, принимающими отдельные идеи и положения либо целые концептуальные блоки марксизма (фи-лософско-социологические идеи Франкфуртской школы, ряд концепций экзистенциализма, фрейдомарксизма, феноменологического марксизма, аналитического марксизма и др.). Решая актуальные проблемы научного познания и общественной практики, марксисты различных стран вносят важный вклад в общемировой процесс борьбы за мир и социальный прогресс.

МАРКУЗЕ Герберт (1898—1979)— нем.-амер. философ и социолог, один из представителей Франкфуртской школы. Приобрел известность в кругу “новых левых” — мелкобуржуазных теоретиков, критиковавших совр. об-во как предельно технизированное, бюрократизированное, интегрировавшее рабочий класс посредством развития у него “ложных” потребностей. В этих условиях, полагал М., движущей силой социальных изменений, началом к-рых должен стать “великий отказ” от всех традиционных ценностей, явятся радикальные интеллигенты и студенчество, а также т. наз. аутсайдеры (безработные, люмпены и т. п.). “Отказ” этот должен перерасти в “культурную революцию”, ближайшая цель к-рой — развитие “новой чувственности” с помощью авангардистского, гл. обр. сюрреалистического, искусства. В начале 70-х гг. М. отказался от своих наиболее нигилистических взглядов на культуру и искусство, что произошло одновременно с распадом движения “новых левых”, к-рому он был обязан своей популярностью в 60-х гг. Соч.: “Эрос и цивилизация” (1955), “Одномерный человек” (1964), “Эссе об освобождении” (1969) и др. Мн. идеи М. требуют сегодня нового прочтения и переосмысления с учетом и позитивного заряда, к-рый в них заключен.

МАРСЕЛЬ Габриель (1889—1973)— фр. философ и писатель, ведущий представитель т. наз. католического экзистенциализма. Из всех экзистенциалистов М. стоит ближе всего к учению Кьеркегора. Философия, по М., противостоит науке, к-рая изучает мир объектов, но не затрагивает экзистенциального опыта, т. е. внутренней, духовной жизни личности. Экзистенциальный опыт по своему существу иррационален, содержит “тайны”, в к-рые “вовлечена” личность, и служит предметом веры. Именно через экзистенциальный опыт, по М., можно постичь бога, поэтому от рациональных доказательств бытия бога следует отказаться. Этика М. строится на католическом учении о предопределении и свободе воли. В политике он занимал реакционные позиции. Соч.: “Метафизический дневник” (1925), “Бытие и обладание” (1935), “Люди против человеческого” (1951).

МАРТИ Хосе Хулиан (1853—95) — кубинский мыслитель, публицист, поэт, идеолог и вождь национально-освободительного движения. Взгляды М. носят ярко выраженный революционно-демократический характер. Революцию он рассматривал как путь, ведущий не только к национальной независимости, но и к социальному обновлению, к установлению подлинно демократического строя. В философских воззрениях М., начавшего с попыток преодолеть “крайности” материализма и идеализма (“Философские идеи”, 1877), со временем все более отчетливой становится материалистическая тенденция. Под воздействием трудов Геккеля, Гексли М. придерживался материалистической в своей основе т. зр. на происхождение жизни, возникновение человека, рассматривая эти процессы как совершающиеся под влиянием естественных сил. Он выступал в защиту свободного, не скованного спекулятивными и религиозными догмами мышления, отстаивая права научного знания, большое внимание уделял критике схоластики и клерикализма (“Дарвин и Талмуд”, “Отлучение падре Макглинна”, 1887, и др.). Важная черта его эстетических взглядов — обоснование общественно-воспитательной роли искусства.

МАСАРИК Томаш Гарриг (1850— 1937) — чешский философ и политический деятель (в 1918—35— президент Чехословакии), основоположник т. наз. масарикизма. Философия М. (он называл ее “реализмом”) сочетала в себе позитивистский эмпиризм (характерный гл. обр. для ранних соч. М.) с иррационалистическими и религиозно-этическими идеями. По мнению М., религия вступает в свои права, когда познание выходит за границу явлений и встает вопрос о смысле человеческого бытия. При этом под религией он понимает не обычное ортодоксальное богословие, а верование, основанное на “нравственном убеждении”. М. стоял на позициях либерального реформаторства (теория “малых дел”, нравственного совершенствования) и примирения интересов различных классов, выступал с критикой марксизма. В круг его теоретических интересов входили проблемы методологии социологического исследования, классификации наук, мн. внимания уделял вопросам смысла истории (чешской, рус.), к-рый опять-таки усматривал в религиозном начале. Соч.: “Современный человек и религия” (1896—98), “Социальный вопрос” (1898), “Пособие по социологии. Сущность и методы социологии” (1900—01), “Россия и Европа”, т. 1—2 (1913) и др.

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (лат. communicare — совещаться с к.-л.) — процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие, рассредоточенные аудитории. Распространение информации с помощью М. к. является средством идеологического, политического, экономического и т. п. влияния на сознание и поведение людей, охватывая весь спектр психологического воздействия от информирования и обучения до убеждения и внушения. М. к. позволяет индивидам, включенным в сеть этих средств, установить и поддерживать связь с более широкой социальной средой, далеко выходящей за рамки их непосредственного окружения, служит мощным средством интеграции социального опыта. В условиях политико-идеологического плюрализма может эффективно задавать определенные ориентиры поведения и одновременно способствовать развитию личности.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА—понятие. отражающее широко распространенные в условиях индустриально развитого об-ва особенности бытия культуры, продукт “массового об-ва”. Характеризуется организованной индустрией потребления и широко разветвленной сетью средств массовой коммуникации, оказывающих соответствующее воздействие на индивидуальное и общественное сознание и создающих необходимую рекламу для обеспечения спроса на ее продукты. Осн. социальные функции М. к.: интеграция людей в существующую систему общественных отношений: переключение их внимания с проблемного осмысления реальной жизни на зрелищное восприятие развлекательной массовой продукции, эмоциональную разрядку и игру воображения, уводящих человека в мир грез, иллюзий и создающих видимость причастности его к решению актуальных проблем современности. Хотя в форме М. к. осуществляется приобщение широких масс к отдельным ценностям культуры, в целом она чужда подлинно демократической культуре, нацеленной на духовно-практическое освоение мира, гуманистическое развитие культурно-исторического процесса, творческое развертывание духовного богатства личности.

МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ — общест-венное сознание масс (классов, социальных групп) конкретного об-ва. отражающее условия их повседневной жизни, потребности, интересы. М. с. включает в себя распространенные в об-ве идеи, взгляды, представления, иллюзии, социальные чувства людей. В нем переплетаются обыденно-психологический и теоретико-идеологический уровни общественного сознания. хотя реальное наличие теоретико-идеологических элементов и их удельный вес в М. с. зависят от исторических обстоятельств и степени развития масс как социального субъекта. Состояние М. с. выражают общественное мнение. настроения и действия масс. М. с. складывается под воздействием мн. факторов: как результат влияния непосредственных условий жизни, происходящих в об-ве событий и процессов, господствующей идеологии, к-рая навязывается М. с. всеми средствами духовного воздействия, находящимися в руках экономически и политически господствующих классов. С этой целью широко используются средства массовой информации, применяются различные способы манипулирования М. с. Будучи духовным продуктом объективных процессов, отражением особого рода социальной практики, М. с. оказывает активное воздействие на мн. стороны жизни об-ва, выступая в качестве одного из регуляторов массовых форм поведения людей. Социальная значимость М. с. неуклонно возрастает по мере усиления роли масс в общественной жизни. В связи с демократизацией об-ва, привлечением масс к управлению, в условиях перестройки и обновления социализма важной задачей является повышение информированности и компетентности М. с.; происходящие в нем качественные сдвиги — необходимая предпосылка участия масс в сознательном историческом творчестве.

 


Обратно в раздел философия










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.