Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Философский словарьСовременный философский словарь включает в себя: основные философские термины, понятия и определения, учения и личности. ОГЛАВЛЕНИЕККИНИКИ — представители древне-греч. философской (сократической) школы (4 в. до н. э.), последователи Антисфена. Наиболее известный представитель — Диоген из Синода. К. выражали настроения демократических слоев рабовладельческого об-ва. Основой счастья и добродетели они считали пренебрежение к общественным нормам, отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы личности. КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806—56) — рус. публицист и философ-идеалист, один из основоположников славянофильства (Славянофилы). Был близок к кружку “любомудров”; редактировал журналы “Европеец” (1832) и “Москвитянин” (1845). Согласно взглядам К., развитым в ряде статей (Полн. собр. соч. Т. 1—2, 1911) и опиравшимся на антирационалистическую, религиозно-интуитивистскую теорию познания, жизнь отдельного человека, наций и их групп (напр., славян, зап. европейцев и т. п.) основана на религии, тип к-рой определяет характер образованности и всей жизни нации. Поскольку, по К., истинной религией является православная, принятая славянами, гл. обр. русскими, постольку лишь славяне обладают будущим. Остальные народы могут рассчитывать на прогресс лишь при условии восприятия “православно-христианской” цивилизации. В противном случае (как это и произошло, по мнению К., с Зап. Европой) цивилизация разлагается. Особенностями рус. народа К. считает непротивление злу, отсутствие классового расслоения, общинный быт (к-рый К. идеализировал). Хотя К. и подверг критике нек-рые стороны европейской философии (напр., ее метафизичность) и буржуазной цивилизации (напр., корыстолюбие, эгоизм), в целом его взгляды явились консервативной утопией как в социологии, так и в решении политических проблем. КИРЕНАИКИ — сторонники древне-греч. (сократической) философской школы (Сев. Африка, 5 в. до н. э.), основанной Аристиппом из Кирены и проповедовавшей гедонизм, отождествлявшие счастье с чувственными наслаждениями. К.— выразители идеологии рабовладельческой аристократии. КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ—имеет длительную историческую традицию. Истоки ее возникновения восходят к началу 1 тысячелетия до н. э. Уже в 8—5 вв. до н. э. имело широкое распространение учение о пяти стихиях, или первоэлементах природы. Древне-кит. мыслители учили, что связи пяти “первооснов”: воды, огня, металла, дерева и земли — создают все многообразие явлений и вещей. Существовала и др. система выделения “первооснов” реального мира. В “Книге перемен” (“Ицзин”) названы уже восемь таких “первооснов”, взаимодействие к-рых образует различные ситуации действительности. Образы и символика первоначально гадательной “Книги перемен” оказали исключительное влияние на последующее развитие К. ф. Одновременно происходило становление гл. принципов учений о противоположных и взаимосвязанных силах инь и ян, действие к-рых рассматривалось как причина движения и изменчивости в природе. Они являлись .символами света и тьмы, положительного и отрицательного, мужского и женского начал в природе. В период 5—3 вв. до н. э. происходит дальнейшее развитие древнекит. философии. Именно'в эти века зарождаются гл. философские школы: даосизм (Лаоцзы и Чжуанцзы), конфуцианство, школа моистов (Моцзы и его последователи). Многие древнекит. мыслители интересовались решением логической проблемы о соотношении понятия (“имени”) и реальности. Моцзы, Сюньцзы и др. считали, что понятия являются отражением объективных явлений и вещей. Идеалистическое объяснение проблемы дано у Гун-сунь Луна, к-рый получил известность своими высказываниями, напоминающими апории Зенона, а также крайней абсолютизацией и отрывом понятия от действительности. В его учении об “именах” много общего с учением об “идеях” у Платона. Широкий отклик имели этико-политические построения Конфуция и Мэнцзы, высказывания Хань Фэицзы и др. представителей школы “законников” (фацзя) о государстве и праве. Это был “золотой век” древнекит. философии. В вопросах натурфилософии осн. борьба развернулась вокруг представлений о тянь — небе, к-рое у одних мыслителей определялось как природа (Сюньцзы), а для др. являлось обозначением высшей, целенаправляющей силы (Конфуций, Мэнцзы), о дао—пути (естественной закономерности и абсолюте), дэ— проявлении, качестве, ци — первомате-рии, о “стихиях” природы и т. д. В области этики и морали осн. внимание уделялось учению о сущности человека. Взгляды Конфуция привели к концепциям Мэнцзы о врожденной доброте и Сюньцзы о врожденном зле природы человека. Большой известностью пользовались теории индивидуализма Ян Чжу и альтруизма Моцзы. Древнекит, натурфилософские концепции отличаются недостатком эмпирического материала. В 3 в. до н. э.— 3 в. основой многочисленных натурфилософских и космологических построений остается учение о пяти стихиях, или первоэлементах, и полярных силах инь и ян. Представления о ци получили материалистическую интерпретацию в глубоко аргументированной системе Ван Чуна. В первых веках н. э. центральным вопросом борьбы материализма и идеализма становится проблема соотношения “бытия” и “небытия”. В этот период в результате взаимовлияния и синтеза концепций даосизма и конфуцианства получают развитие представления об “изначальном” (юань), первоматерни (ци), “дао” и др. первоосновах бытия. С 1 в. в Китай начинает проникать и распространяться буддизм, к-рый вместе с конфуцианством и даосизмом становится ведущим течением кит. мысли. 5—6 вв. проходят под знаком господства буддийской мистики. В этот период развернулась борьба вокруг буддийского учения о нереальности мира. Мн. мыслители проявляли глубокий интерес к проблемам соотношения сущности и явления, бытия и небытия, тела и души. Веру в бессмертие души подвергли критике материалисты Хэ Чэньтянь и Фань Чжэнь. Буддизм остается наиболее распространенным учением и в 7—10 вв. В результате глубоких социально-экономических сдвигов в период 10—13 вв. происходит расцвет философской мысли Китая. Реакцией на буддизм и даосизм явилось дальнейшее развитие конфуцианского учения, названное неоконфуцианством, в к-ром широко были представлены вопросы онтологии, натурфилософии и космогонии. Центральной проблемой являлось соотношение идеального начала ли (закон, принцип) и материального начала ци (первоматерия). Ранние представители неоконфуцианства подходили к нек-рым вопросам с позиций материализма (Чжоу Дуньи, Чжан Цзай). В развитии и обобщении неоконфуцианских построений видное место принадлежит Чжу Си. Отвечая на вопрос о взаимосвязи ли и ци, Чжу Си в конечном счете признавал ли первичным началом, а ци — вторичным. Субъективный идеализм в неоконфуцианстве развивали Лу Цзю-юань (Лу Сяншань) и особенно Ван Шоужень (Ван Янмин). Первому из них принадлежит высказывание: “Мир есть мой разум (сердце), а мой разум есть мир”. Неоконфуцианскому идеализму были противопоставлены материалистические учения Чэн Ляна, Е Ши Ло Циньшуня, Ван Тинсяна. Большую роль в борьбе с ортодоксальной школой неоконфуцианства сыграло учение прогрессивного мыслителя Ли Чжи. В 17—18 вв. получает свое дальнейшее развитие проблема соотношения ли и ци, она находит материалистическое решение у Ван Фучжи (Ван Чуаньшань) и Дай Чжэня. Опиумная война 1840 явилась началом иностранного проникновения в Китай. На гнет феодалов и иностранную агрессию кит. народ ответил мощным крестьянским восстанием — ташинским движением, в ходе к-рого определенную роль сыграли утопические идеи социального переустройства об-ва. В дальнейшем, когда Китай превратился в полуколониальную страну, лучшие традиции и материалистические идеи кит. философии восприняли и продолжали прогрессивные мыслители (Тань Сытун, Сунь Ятсен и др.). С начала движения 4 мая 1919 под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции начинается новый этап в развитии общественно-политической и философской мысли Китая, связанный с распространением марксизма. В 20-х гг. значительный вклад в пропаганду марксист-ско-ленинской теории в Китае сделал Ли Дачжао. После образования кит. компартии (1921) революционное движение в Китае характеризуется борьбой двух линий — марксистско-ленин-ской, интернационалистской, с одной стороны, и мелкобуржуазной, националистической — с др. На основе идеологии и политической линии мелкобуржуазного авантюризма и национализма в Китае сформировался маоизм, для к-рого было характерно заимствование и активное использование тех или иных положений традиционной кит. идеологии, прежде всего конфуцианства, ле-гизма (Фацзя), даосизма, а также националистических концепций кит. буржуазии, кит. утопического мелкобуржуазного социализма (Кан Ювэй и др.), идей анархизма и троцкизма. В последние гг. мн. маоистские установки, в частности нашедшие выражение в т. наз. “культурной революции”, были пересмотрены и подверглись корректировке. Значительно расширились и углубились исследования по проблемам социальной философии, материалистической диалектики, философии и методологии науки, истории философии. КЛАСС (в логике) — конечная или бесконечная совокупность выделенных по нек-рому признаку предметов, мыслимая как целое. Предметы, образующие К., называются его элементами. Элементами К. могут быть не только индивиды, но и сами К., поэтому говорят о различных типах К. Общее понятие К. возникает как абстракция от природы и порядка элементов. Индивидуальный К. обычно определяют, исходя из свойств, общих всем его элементам. Это позволяет понятию К. поставить в соответствие понятие одноместной пропозициональной функции или одноместного предиката, поскольку, для того чтобы элемент принадлежал к данному К., необходимо и достаточно, чтобы он обладал свойством, по к-рому выделяется этот К. Систематическое рассмотрение К., их общих свойств и операций над ними в логике дается в т. наз. теории классов. КЛАСС (общественный) — см. Классы. (общественные). КЛАССИФИКАЦИЯ (лат. classis -разряд и facere — делать) — особый случай применения логической операции деления объема понятия, представляющий собой нек-рую совокупность делений (деление нек-рого класса на виды, деление этих видов и т. д.) К. предназначена для постоянного использования в к.-л. науке или области практической деятельности (напр., К. животных и растений, общественно-экономических формаций или К. книг в книгохранилище). Обычно в качестве оснований деления в К. выбирают признаки, существенные для данных предметов. В этом случае К. (наз. естественной) выявляет существенные сходства и различия между предметами и имеет познавательное значение. В др. случаях, когда цель К. состоит лишь в систематизации предметов, в качестве основания выбираются признаки, удобные для этой цели, но, возможно, несущественные для самих предметов (напр., алфавитные каталоги). Такие К. наз. искусственными. Наиболее ценными являются К., основанные на познании законов связи между видами, перехода от одного вида к др. в процессе развития (такова, напр., К. химических элементов, созданная Менделеевым). К. по существенным признакам называется типологией; она основывается на понятии типа как единицы расчленения изучаемой реальности, конкретной идеальной модели исторически развивающихся. объектов (биологические, языковые, культурологические и т. п. типологии) . К. является обычно результатом нек-рого огрубления действительных граней между видами, ибо они всегда условны и относительны. С развитием знаний происходит уточнение и изменение К. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК—связь наук, порядок их взаимного расположения в системе научных знаний, обусловленный определенными принципами, к-рые отражают прежде всего свойства и связь объектив, изучаемых различными науками, а также метод их изучения. К. н. бывают формальными (основаны на принципе координации) или диалектическими, содержательными (основаны на принципе субординации). Энгельс (“Диалектика природы”) создал К. н., преодолевающую односторонность предшествующих классификаций (Сен-Симона и Кота, а также Гегеля). Энгельс понимал К. н. как отражение связи и переходов самих форм движения материи; изучаемых отдельными науками, и их материальных носителей (дискретных видов материи) . Он определил ряд наук: механика — физика — химия — биология. Далее (от биологии) через созданную Энгельсом трудовую теорию антропогенеза открывается переход от природы к человеку, к истории, соответственно — от естествознания к общественным наукам и к наукам о мышлении. От механики в др. сторону осуществлен переход к математике. Гл. внимание Энгельс уделил переходам между отдельными науками (соответственно -— формами движения), исходя из того, что сущность более высокой формы движения раскрывается через познание ее связи с низшими формами, из к-рых она генетически возникла и к-рые она содержит в себе как подчиненные. В дальнейшем дифференциация наук обусловливала все усиливающуюся их интеграцию, соединение их в одно целое путем возникновения переходных (промежуточных) наук между ранее разобщенными и наук более общего характера, пронизывающих собой остальные науки. Между естествознанием и социальными науками стояг технические науки, между естествознанием и философской наукой стоит математика, а на грани между нею и логикой — математическая логика. Психология связана с осн. областями знания: через зоопсихологию и учение о высшей нервной деятельности — с естествознанием, через языкознание, педагогику, социальную психологию и т. д.— с общественными науками, через логику и теорию познания — с науками о мышлении. Особое место занимает кибернетика, представляющая раздел технических и математических наук, глубоко проникающий в др. науки. С ней соотносимы такие науки-методы, как системный анализ, моделирование и др. Развитие совр. науки внесло коренные изменения в первоначальную схему К. н. Энгельса: возникла новая наука о микромире (субатомная физика — ядерная, квантово-механическая); образовались промежуточные науки (биохимия, биофизика, геохимия и др., напр. бионика); обнаружилось повсюду раздвоение прежних наук (напр., на науки, изучающие макро- и микрообъекты), в результате чего К. н. сейчас уже не может быть однолинейной, а представляет собой сложное разветвление с делением- частных наук на более общие, абстрактные и более конкретные, изучающие формы движения, к-рые имеют свой специфический материальный субстрат (носитель). КЛАССИЦИЗМ (лат. classicus— образцовый) — художественный метод и эстетическая теория, характерные для европейского искусства периода расцвета абсолютизма (17—18 вв.). Эстетическая программа К., наиболее полно сформулированная в стихотворном трактате Н. Буало “Поэтическое искусство” (1674), в качестве образцов в искусстве выдвигала художественные произв. античности. Но старые формы наполнялись новым идейным содержанием: воспеванием общенациональных интересов, вниманием к психологии человека. Реалистические тенденции, возникавшие в К. на основе подобной эстетической программы, вступали, однако, в противоречие с ее др. принципами, обусловленными узкосословным характером придворно-аристо-кратической культуры, в частности с полным игнорированием “низменной” жизни низших сословий. Это приводило искусство К. к абстрактному рационализму и схематизму. Наиболее последовательное выражение К. получил во Франции (П. Корнель, Ж. Расин, Ж.-Б. Мольер, Н. Пуссен и др.). В конце 18 в. в рамках К. развивается революционное искусство молодой буржуазии (т. наз. новый К.). КЛАССОВАЯ БОРЬБА — борьба между классами с несовместимыми или противоречащими друг другу интересами. Теория К. б. разработана марксизмом-ленинизмом. К. б., ее формы и методы на совр. этапе должны быть органически взаимоувязаны с защитой общечеловеческих ценностей и положений — предотвращение ядерной катастрофы, защита природы и окружающей среды и др. КЛАССЫ (общественные) — “большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства” (Ленин В. И. Т. 39. С. 15). Существование К. связано лишь с исторически определенными способами производства. Классовая дифференциация является для об-ва осн. среди др. различий между людьми именно потому, что она возникает в сфере производства на основе общественного разделения труда и частной собственности на средства производства. К. возникают на той ступени общественного производства, когда появление прибавочного продукта и разделения труда сделало экономически выгодной эксплуатацию рабочей силы. Анализ классовой структуры об-ва имеет важное методологическое значение, т. к. позволяет выявить объективный экономический интерес больших социальных групп и тем самым получить ключ для познания реальной сущности различных социальных движений и основу для выработки научно обоснованной политики. Марксистский метод классового анализа требует выявлять в каждом классовом об-ве наряду с осн. К. (рабовладельцы и рабы в рабовладельческом об-ве, помещики и крепостные крестьяне при феодализме, капиталисты и пролетариат в буржуазном об-ве) и. неосновные—эти последние связаны либо с сохранением остатков старого способа производства (в буржуазном об-ве — помещики), либо с нарождением нового (зарождающийся в недрах феодализма К. буржуазии),— а также различные слои внутри классов и прослойки между ними. Этот метод противостоит тем концепциям социальной стратификации, к-рые ориентируют на использование второстепенных критериев социальной дифференциации и не признают в качестве такового классовое деление об-ва. В условиях перестройки и демократизации об-ва, умножения форм собственности и хозяйствования становятся все более разнообразными процессы социальной дифференциации, что существенно усложняет задачу реального утверждения принципов социальной справедливости распределения материальных и духовных благ в соответствии с количеством и качеством труда, проявлением инициативы. КЛЕРИКАЛИЗМ (от лат. clericalis— церковный) общественно-политическое направление в деятельности религиозных организации, ориентированное на повышение влияния религии и церкви в различных сферах жизни об-ва. Во мн. странах они создают свои политические партии, профсоюзы, женские, молодежные и др. массовые общественные объединения, учебные заведения. В условиях углубления взаимосвязи и противоречивости совр. мира усиливается политическая активность религиозных организаций, повышается их воздействие на решение глобальных проблем современности. КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович (1851—1916) — рус. социолог, историк, правовед и политический деятель, сторонник классического позитивизма: один из организаторов Московского психологического об-ва (1884). Был знаком с идеями Маркса и Энгельса, что нашло отражение в его трудах и выразилось в интересе к истории землевладения, к экономическому развитию Европы (“Общинное землевладение. Причины, ход и последствия его разложения”, 1879; “Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства”, 1898—1903). Об исследованиях К. по истории семьи положительно отзывался Энгельс. В своих конкретно-исторических трудах К. разрабатывал сравнительно-исторический метод. Специальные работы посвящены разбору социологических учений (“Современные социологи”, 1905; “Социология”, 2 тт., 1910). К.—сторонник теории социального прогресса, к-рый он видит в развитии солидарности между народами, классами и группами. Эта солидарность, по К., возникает в силу множества причин (экономических, социальных, политических), среди к-рых нельзя выделить осн. и определяющий фактор. Поэтому историк, с т. зр. К., должен ограничиваться констатацией взаимодействия и соотносительности в развитии общественных явлений. Значительное влияние на К. оказали теории, биологизирующие социальный прогресс. Как и сторонники этих течений, К. отрицал революционные методы переустройства об-ва, стремился обосновать либерализм, примирение демократии с монархией. КОГЕН Герман (1842—1918) —нем. философ, проф. в Марбурге, основатель т. наз. марбургской школы. С 70-х гг. начал перерабатывать теорию опыта Канта, его этику и эстетику в духе идеализма, более последовательно, чем кан-товский. К. отверг “вещь в себе” в качестве реальной причины ощущений и стал рассматривать ее лишь как предельное понятие опыта. Опираясь на Канта, построил систему философии, включающую логику, этику, эстетику и философию религии. По К., философия впервые становится наукой тогда, когда полагает своим предметом не вещи, не процессы, а факты науки. Душа философии — трансцендентальный метод, имеющий в качестве образца математическое исчисление бесконечно малых. Познающее мышление носит творческий характер; его предмет не “дан”, а “задан” ему как задача. Удовлетворяя запросы познания, понятия рождают новые запросы, и в философии, как и в науке, нет ответов в конечной инстанции. Философское сознание является познающим; даже религиозность, по К., покоится на ясности систематического познания. Осн. работы:“Теория опыта Канта” (1871), “Система философии” (1902—12, 1—3 т.). КОГЕРЕНЦИИ ТЕОРИЯ (лат. со-haerentia — внутренняя связь) — неопозитивистская теория истины, развита О. Нейратом и Карнапом в процессе их дискуссии (в рамках венского кружка) против Шлака. Если Шлик придавал своему идеалистическому пониманию истины “реалистическую” окраску, то его противники введением К. т. фактически перешли на позиции открытого субъективизма. С их т. эр., истинность основана на согласованности предложений в определенной системе. Любое новое предложение истинно, если оно может быть введено в систему, не нарушая ее внутренней непротиворечивости. Быть истинным — значит быть элементом непротиворечивой системы. При этом система понимзегся как языковая структура, дедуктивно развитая из совокупности исходных аксиом. Первоначально К. т. опиралась на признание “протокольных предложении” как особого типа предложений, фиксирующих эмпирические факты, и, т. обр., в какой-то степени допускала связь системы с реальностью. В дальнейшем с принятием постулата, что любое предложение может считаться “протокольным” (Поп-пер). К. т. приняла чисто конвенцио-налистский (Конвенционализм) облик. КОЗЕЛЬСКИЙ Яков Павлович (ок. 1728 — ок. 94) — рус. просветитель, философ-материалист. Философию К. разделял на теоретическую (логику и метафизику) и практическую (нравоучительную), включающую юриспруденцию и политику. К. особо отмечал значение для практической философии трудов Монтескье, Руссо и Гельвецш. для теоретической — Вольфа. Вместе с тем он критиковал вольфианцев, считал их отношение к природе неясным (“таи ным”) и ставил им в вину то, что у них математика “налагает природе свои законы, тогда как она сама училась у природы, которая всех наук умнее и превосходнее”. “Философическое” познание, согласно К., тесно связано с “математическим” и “историческим”, но имеет свою специфику. Гл. его целью является “испытание причин истины”, причем философия, так же как и естественные науки, нацелена на познание не только открытых, но и неизвестных еще “причин истины”. Однако в отличие от др. наук философия исследует “генеральные познания о вещах и делах человеческих”. Как выразитель идей механистического материализма. К., высказывая мысли об объективности, познаваемости законов природы, считал, что “в натуре не делается ничего скачком”. Порой он допускал деистические (Деизм) отступления, ссылался на “мудрость создателя” и т. п. Соч.:“Арифметические предложения” (1764), “Механические предложения” (1765), “Философические предложения” (1768), “Рассуждения двух индийцев Калана и Ибрагима о человеческом познании” (1788) и др. КОМБИНАТОРНАЯ ЛОГИКА (лат combinare — соединять, сочетать) — одно из направлений в математической логике, занимающееся анализом понятий, к-рые в рамках классической математической логики принимаются без дальнейшего изучения. К их числу принадлежат понятия переменной, функции, правила подстановки и т. п. В классической математической логике пользуются правилами двух родов. Первые формулируются просто и используются без всяких ограничений. Таково, напр., правило modus ponens. Оно формулируется так: если выведены предложения “Если А, то “В” и “А”, то выводится предложение “В”. Это правило доступно для одноактного автоматического выполнения. Др. (напр., правило подстановки) формулируются очень сложно и предполагают ряд ограничений и оговорок (без них они не могут использоваться чисто формально). Одной из задач К. л. является создание таких формальных систем, где не будет встречаться правил, подобных правилу подстановки. КОМЕНСКИЙ Ян Амос (1592— 1670) — чешский педагог-гуманист и философ, противник схоластической системы обучения. К.— руководитель одной из групп “Моравских братьев”, религиозной протестантской секты, сложившейся в ходе антифеодального движения и национальной борьбы против нем. феодалов и католической церкви. В вопросах мировоззрения приближался к пантеизму. В его сенсуалистической теории познания и в дидактике имеются значительные материалистические тенденции. Познание, по К.,— активный процесс, тесно связанный с разумным обучением. Все люди, утверждал он, способны к познанию и образованию, поэтому простой народ должен получить доступ к знаниям. Впервые в истории педагогики К. построил систему дидактики как особую науку. Его дидактические принципы (наглядность, постепенность, подражание, упражнение) требовали осмысленного познания законов природы и рационально построенного закрепления знаний. Передовые взгляды К. оказали большое влияние на развитие педагогики. Его гл. произв.: “Открытая дверь к языкам” (1631), “Великая дидактика” (1657). КОМИЧЕСКОЕ (греч. komikos—веселый, смешной) — категория эстетики, выражающая в форме осмеяния исторически обусловленное (полное или частичное) несоответствие данного социального явления, деятельности и поведения людей, их нравов и обычаев объективному ходу вещей и эстетическому идеалу прогрессивных общественных сил. К. по своему происхождению, сущности и эстетической функции носит социальный характер. Его истоки коренятся в объективных противоречиях общественной жизни. К. может проявляться по-разному: в несоответствии нового и старого, содержания и формы, цели и средств, действия и обстоятельств, реальной сущности человека и •его мнения о себе. Видом К. является, напр., попытка безобразного, исторически обреченного, бесчеловечного лицемерно изображать себя прекрасным, передовым и гуманным. В этом случае К. вызывает гневный смех и сатирическое, отрицательное отношение. Маркс считал смех сильным орудием революционной критики в борьбе против отживающего. К. имеет различные формы: сатира, юмор и т. д. КОММУНИЗМ (от лат. communis — общий) — а) общественный идеал, впитавший в себя гуманистические начала человеческой цивилизации, извечные стремления людей к всеобщему благополучию, полному социальному равенству, свободному всестороннему развитию; б) концепции, учения, политические движения, разделяющие и обосновывающие этот идеал, выступающие за реализацию его на практике; в) об-во, конкретный тип организации общественной жизни, отвечающий тому или иному пониманию коммунистического идеала; в социально-философской теории марксизма формация, следующая за капитализмом, вторая, высшая по сравнению с социализмом ступень этой формации, конечная цель коммунистического движения. Представления о К. как об-ве всеобщего благополучия и полного социального равенства и первые попытки их практической реализации прослеживаются с глубокой древности — коммунистические черты в идеальном государстве Платона; нек-рые монашеские ордена и религиозные секты в средние века и в эпоху Возрождения; различные концепции утопического (в т. ч. “распределительного” и “казарменного”) К. в 17 — 1-й пол. 19 в. (Кампанелла, Мабли, Кабе, Оуэн, Фурье, Сен-Симон) и попытки их реализации (“трудовые коммуны” Оуэна, фаланстеры Фурье, крестьянские трудовые коммуны в России и др.). Наиболее последовательную и глубокую разработку К. как общественный идеал и тип социального устройства об-ва получил в трудах Маркса, Энгельса, Ленина, в созданной ими теории научного К. Опираясь на исследования объективной логики всемирной истории, они пришли к выводу, что в поступательном движении человечества в процессе смены общественно-экономических формаций за капитализмом с естественно-исторической необходимостью последует установление такого общественного строя, в к-ром всеобщее благополучие и равенство, свободное развитие личности будут достигнуты на основе -высочайшего развития материального производства, преодоления частной и утверждения общественной собственности. К. позволит преодолеть отчуждение человека от созданных им материальных и духовных ценностей, существенные различия между классами и социальными группами, между городом и деревней, умственным и физическим трудом, добиться полного удовлетворения разумных потребностей людей. Переход к высшей фазе К. в представлении Маркса, Энгельса, Левина связан с коренным изменением характера труда, к-рый станет непосредственно общественным и превратится в первую жизненную потребность, что откроет возможность целостного человеческого развития. Формой регулирования общественных отношений при К. будут общечеловеческие ценности, общепринятые нормы нравственности и справедливости, соблюдение к-рых станет привычкой. Организация об-ва будет строиться на началах общественного самоуправления. Развернутое определение сущности К. сформулировано Марксом в “Критике Готской программы”: “На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!” (Т. 19. С. 20). Классики марксизма не претендовали на то, чтобы дать детальную картину коммунистического будущего. В их представлении К.— открытая перспектива, естественноистори-ческая направленность развития цивилизации, а не завершенное идеальное состояние. К.— не только социально-политическая теория и определенный социальный проект устройства об-ва будущего, но и новая философия человеческого бытия. Поэтому необходимо четко различать исторически преходящее экономическое и социально-политическое содержание, а тем более извращенные, псевдомарксистские трактовки коммунистического идеала от социальной, антропологической, экзистенциальной и культурной проблематики, составляющей подлинное ядро коммунистической идеологии: понимание К. как “завершенного гуманизма” (Маркс), как совокупности условий для всестороннего свободного и творческого развития личности. В настоящее время представления о будущем человеческого об-ва разрабатываются в многообразных концепциях посткапиталистического, постиндустриального общества (“информационного общества” теория и др.), в различных альтернативных идеологиях, движениях и социальных проектах (альтернативное движение, экосоциалиЗм, коммунитар-ное сообщество, нек-рые самоуправляющиеся группы производителей и потребителей и т. д.), ориентированных на то, чтобы жить и производить по-новому, на основе новых посткапиталистических общественных ценностей. Система этих ценностей предусматривает разрыв с логикой капиталистического типа развития, преодоление экономического фетишизма, превращение на деле человека в самоцель общественного развития. Основу этих концепций составляет формирующаяся система ценностей, имеющая мн. точек соприкосновения с коммунистическим идеалом. КОММУНИКАЦИЯ (лат. communi-саге — совещаться с к.-л.) — категория идеалистической философии, обозначающая общение, при помощи к-рого “Я” обнаруживает себя в другом. Наиболее полно К. представлена в экзистенциализме Ясперса, а также в совр. фр. персонализме. Исторически учение о К. сложилось в противовес доктрине общественного договора, восходящей к просветительству. Сторонники теории К. (Ясперс, О. Больнов, Э. Мунье) подчеркивают, что общественный договор в основе своей есть контракт, сделка, участники к-рой ограничены обоюдными обязательствами: они воспринимают и осознают друг друга лишь в свете этих обязательств, т. е. абстрактно, безлично. Договор — это связь, покоящаяся на фактической разобщенности людей. К. же рассматривается как сознательно устанавливаемая взаимозависимость, противоположная договору. “Контакт вместо контракта” (Ф. Кауфман). Средством установления К. объявляется дискуссия, в ходе к-рой люди убеждаются, что их разъединяют общепринятые нормы мышления и роднит то, в чем они различны и индивидуально неповторимы. “Индивидуально неповторимое” — это в действительности тщательно маскируемые субъективные страхи, тревоги и заботы, в к-рых люди (каждый на свой лад) испытывают в конечном счете не что иное, как свою фактическую принадлежность к определенной группе совр. буржуазного об-ва. В этом свете дискуссия оказывается всего лишь средством прояснения такой принадлежности, а доктрина К. в целом — утонченной формой защиты кастовых и корпоративных связей. Объективно учение о К. противополагается марксистскому пониманию коллектива. Термин “К.” употребляется также в широком смысле, как общение. КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ (лат соп-ventio—договор, соглашение)—философская концепция, согласно к-рой научные понятия и теоретические построения являются в основе своей продуктами соглашения между учеными. Эти соглашения диктуются соображениями привычности, удобства, простоты и т. п. Т. зр. последовательно проводимого К. приводит к субъективному идеализму, поскольку из нее вытекает отрицание объективного содержания научно-теоретического знания. Теоретические принципы К. были разработаны Пуанкаре, к-рый тем не менее старался защищать объективную ценность научных теории. Элементы К. содержат позитивизм, прагматизм, операционализм. Гносеологическим основанием К. является реальная возможность использовать различные теоретические средства для исследования того или иного явления и его теоретической реконструкции. Так, можно до известной степени произвольно выбирать единицы измерения физических величин (измерять расстояния в футах, метрах или парсеках), представлять процесс с помощью системы дифференциальных уравнений или графика, использовать для моделирования явления аналоговую машину или ЭВМ и т. п. Отсюда возникает опасность представить теоретическое мышление как нечто субъективное и объяснить использование учеными определенных систем понятий или определенных математических конструкций только необходимостью достигнуть взаимопонимания. Однако подобная т. зр. опровергается как историко-научными исследованиями, так и гносеологическим анализом. Первые демонстрируют историческую обусловленность возникновения используемых в науке теоретических средств, второй доказывает, что эти средства — форма . отражения объективного мира и потому не могут быть просто продуктом соглашения. КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ (лат. converge — приближаюсь, схожусь) — одна из концепций совр. зап. социологии и политологии, согласно к-рой экономические, политические и идеологические различия между капиталистической и социалистической мировыми системами постепенно сглаживаются так, что обе системы в перспективе имеют тенденцию к полному слиянию. Создатели К. т. (Дж. Гэлбрейт, П. Сорокин, Я. Тинберген. Арон и др.) в различных вариантах проводили идею о том, что в совр. капитализме усиливаются социалистические начала, а в странах социализма — буржуазные. В 50—60-х гг. К. т. получила на Западе довольно широкое распространение среди различных кругов интеллигенции — от консервативных до прогрессивных. За последнее время дискуссии вокруг этой теории приобретают особую актуальность в связи с глобальными проблемами современности и все более широким осознанием приоритетности общечеловеческих ценностей. Рассматривая К. т. как определенную интерпретацию реальных процессов интернационализации, необходимо исследовать, как эти процессы реально проявляются сегодня и в будущем во взаимоотношениях соперничества и сотрудничества социальных систем. КОНДИЛЬЯК Этьен Бонно де (1715— 80) — фр. просветитель (Просветительство); родом из Гренобля, католический священник. Последователь Локка в теории познания. В отличие от Локка отрицал наличие “рефлексии” — второго, помимо ощущений, источника знаний. Непонимание характера связи ощущений с внешними объектами, преувеличение их субъективности приводили К. к выводам, близким субъективному идеализму. Ощущения, по К., вызываются внешними предметами, но ничего общего с ними не имеют. Поскольку же разум связан с миром исключительно через ощущения, то его предметом оказывается не объективный мир, .а совокупность ощущений. Сенсуализм К. противостоял всякой спекулятивной, умозрительной философии; он оказал большое влияние на французский материализм 18 в. Осн. соч.: “Трактат о системах, в которых вскрываются их недостатки и достоинства” (1749), “Трактат об ощущениях” (1754).
Обратно в раздел философия |
|