Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Философский словарьСовременный философский словарь включает в себя: основные философские термины, понятия и определения, учения и личности. ОГЛАВЛЕНИЕИИНТРОСПЕКЦИЯ (лат. intro— внутрь, spectare — смотреть) — наблюдение за собственными внутренними психическими явлениями, самонаблюдение. И. связана с развитием высшей формы психической деятельности — с осознаванием человеком окружающей действительности, выделением у него мира внутренних переживаний, формированием внутреннего плана действий. И. доступно лишь осознанное. Результаты ее могут быть выражены в форме высказываний людей о своих мыслях, чувствах. Идеалистическая психология считает И. единственным или осн. методом изучения психических явлений, дающим якобы возможность непосредственного проникновения в их сущность. Материалистическая психология считает, что данные И. по своему познавательному значению не выходят за границы непосредственно-чувственного познания и для изучения сущности этих данных необходимы строго объективные методы. Т. обр., для научной психологии И. выступает и как метод, и как один из объектов психологического исследования. ИНТУИТИВИЗМ—1) идеалистиче-ское течение, получившее большое распространение в буржуазной философии эпохи империализма. Рациональному познанию И. противопоставляет непосредственное “постижение” действительности, основанное на интуиции, понимаемой как особая способность сознания, несводимая к чувственному опыту и дискурсивному, логическому мышлению. И. прямо смыкается с мистицизмом. Представители И.— Бергсон, Лосский и др.; 2) одно из направлений в буржуазной этике 20 в., положившее начало совр. формализму в этике. Идеи И. в этике впервые были сформулированы еще в 17—18 вв. кембриджской школой неоплатоников (Р. Прайс, Р. Кэдворт, С. Кларк) и развиты в 20 в. Муром и др. совр. буржуазными этиками. Осн. положение И. в этике состоит в том, что наиболее общие моральные понятия (Добро. Зло) имеют “уникальный” характер, не сводимый ни к каким иным качествам, что они неоспоримы, неопределимы, необъяснимы, “самоочевидны”, познаются чисто интуитивно и принимаются без доказательства. Эти идеи приводят интуитивистов к убеждению, что нормативная этика не может основывать свои выводы на данных др. наук, а составляет совершенно изолированную область знания или постулирования. Интуитивисты придерживаются взгляда, что осн. моральные представления носят внеисторический абсолютный характер. ИНТУИЦИОНИЗМ— направление в изучении философских оснований математики (наряду с логицизмом, формализмом и эффективизмом), возникшее в начале 20 в. в связи с полемикой вокруг ее теоретических основ (Л. Врау-эр, Г. Вейль, А. Гейтинг и др.). Согласно И., точная математическая мысль основывается на рациональной интуиции. к-рая включает процесс умственного построения всех математических объектов, отчетливое различение и отождествление строящихся объектов. Согласно И., посредством такой интуиции создается вся математика, поэтому математические объекты не существуют независимо от их умственных построений. Вместе г тем последние требуют иной, отличной от аристотелевской формы логики — т. наз. интуиционистской логики, не признающей исключенного третьего закон. Чтобы избежать парадоксов, математическое доказательство должно основываться не на логической строгости, а на интуитивной очевидности: оно достоверно при условии интуитивного понимания каждой его ступени, начиная с исходных посылок и правил рассуждения. Т. обр., о применимости в доказательствах тех или иных логических законов и правил в конечном счете тоже должна судить интуиция. Однако И. (в отличие от интуитивизма) не противопоставляет интуицию логике. Он только считает, что математика не может основываться на логике, и развивает свое понимание логики как части математики, рассматривая логические теоремы как математические теоремы наивысшей общности. ИНТУИЦИЯ (лат. intueri — пристально смотреть) — способность непосредственного постижения истины. Декарт, напр., считал, что дедуктивная форма доказательства покоится на аксиомах, последние же постигаются чисто интуитивно, без всякого доказательства. И., по Декарту, в соединении с дедуктивным методом служит всеобщим критерием полной достоверности. Большое место занимает И. в философии Спинозы, к-рый считал ее “третьим родом” познания, наиболее достоверным и важным познанием, схватывающим сущность вещей. В совр. буржуазной философии и психологии И. рассматривается как мистическая способность знания, несовместимая с логикой и жизненной практикой (Интуитивизм). Диалектический материализм рассматривает И. как непосредственное знание, как живое созерцание в его диалектической связи со знанием опосредствованным (Познание). И. нельзя считать каким-то принципиальным отклонением от обычных путей постижения истины, она является закономерной формой их проявления, опосредствованной логическим мышлением и практикой. За способностью как бы “внезапно” угадывать истину на самом деле стоят накопленный опыт, приобретенные ранее знания. Психологический механизм И. еще мало изучен, но имеющиеся экспериментальные данные позволяют считать, что в его основе лежит способность индивида отражать в ходе информационного, сигнального взаимодействия с окружающим наряду с прямым (осознанным) побочный (неосознанный) продукт. При определенных условиях эта (ранее не осознанная) часть результата действия становится ключом к решению творческой задачи. Результаты интуитивного познания со временем логически доказываются и проверяются практикой. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА — сложный социально-исторический процесс перехода к новой стадии цивилизации. Сущность И. состоит в экспоненциальном нарастании объема экономической, политической, технической, научной, бытовой, правовой и духовно-культурной информации, необходимой для решения быстро усложняющихся социально-экономических, научно-технических, бытовых и культурных проблем. В условиях экспоненциального роста производства переработка и преобразование информации могут осуществляться лишь на основе совр. информационной технологии. Она включает в себя создание и внедрение компьютеров (прежде всего персональных), совр. средств связи, телекоммуникаций, создание программной продукции, обеспечивающей компьютеризацию производства, управления, быта и т. д., а также создание интегрированных систем связи и общедоступных баз данных и знаний. Важнейшей политико-правовой и нравственно-практической задачей наряду с созданием технической базы является обеспечение прямого неограниченного доступа каждому члену об-ва ко всей необходимой для его деятельности информации, за исключением военных и государственных тайн. Это стимулирует резкое возрастание инициативы, всех видов творческой активности, гласности и демократизации об-ва. Поэтому И. о. образует один из стержневых .процессов ведущейся в нашем об-ве Аере-стройки. Уровень И. о. решающим образом влияет на развитие экономики, рост науки и совершенствование материального и духовного производства. С этой т. зр. информационная технология, создающая объективную основу И. о. и позволяющая автоматизировать мн. сферы человеческой деятельности, является определяющей и стержневой для всей системы совр. технологий. И. о. представляет собой глобальный процесс, в большей или меньшей степени затрагивающий почти все страны мира. Однако в силу действия закона неравномерности развития существует значительный разрыв между развитыми странами, уже вступившими на первую ступень И. о., и развивающимися странами, мн. из к-рых в полной мере не прошли еще и стадии индустриализации об-ва. И. о. сопоставима по своему историческому значению с процессом индустриализации, однако ведет к'гораздо более глубоким преобразованиям во всех сферах жизнедеятельности человека, так как охватывает не только область материального, но и духовного производства. По своему характеру этот процесс является революционным и поэтому часто наз. информационной революцией. ИНФОРМАТИКА — в широком смысле слова система знаний, относящихся к производству, переработке, хранению (память) и распространению всех видов информации в об-ве, природе и технических устройствах. В более узком смысле И. представляет собой быстро развивающуюся научную дисциплину, в к-рой объединены соответствующие разделы математики, физики и техники, а также кибернетики, необходимые для создания компьютеров, автоматики управляющих систем и роботов. Термин И. используется также для обозначения научной дисциплины, изучающей организацию и развитие вторичной научной информации, и способы ее автоматизации. Вторичная научная информация включает реферативные, аналитические и библиографические издания, отражающие поток оригинальной (первичной) научной информации и призванные повысить эффективность научных исследований и разработок. В англоязычной литературе синонимом понятия И. во втором из указанных здесь- смыслов является понятие “компьютерная наука” (computer science). В нее также включаются специальные разделы т. наз. машинной лингвистики, занимающиеся разработкой языков программирования. ИНФОРМАЦИЯ — в широком смысле — результат отражения одного объекта в другом, используемый в конечном счете для формирования управляющих воздействий. Для понимания существа И. особенно важным является раскрытие трех осн. ее аспектов: синтаксического, семантического и прагматического. Синтаксическая сторона И. характеризует внутренние особенности используемого в управлении “слепка” объекта, его структуру, сложность, организованность. С т. зр. семантики И. должна обладать определенным смыслом, т. е. быть соотнесенной с отражаемым объектом, быть в нек-рых пределах его “заместителем”. Прагматический аспект И. характеризует ее способность влиять на процессы управления, т. е. ценность, полезность. Первоначально И. понималась как сведения, знание, но с середины 20 в. стала рассматриваться обобщенно, в отвлечении от конкретной физической природы рассматриваемых систем. Непосредственными предпосылками для такой эволюции явились становление кибернетики (Винер), зафиксировавшей существенную общность информационных процессов в различных объектах, и создание теории И. (К. Шеннон), разработавшей количественный подход к оценке сложности передаваемых информационных структур. Развитие обобщенных представлений об И. имело мировоззренческие следствия. Картина Вселенной, основанная на физикалистском, масс-энергетическом видении мира, была дополнена третьим фундаментальным параметром — организованностью объектов. Детерминизм дополнился идеей информационного причинения, понятием энергетически маломощного взаимодействия объектов, обеспечивающего обмен И. В картине мира, учитывающей такое причинение, внимание оказалось перенесенным с “коня” на “всадника”. Подобный вариант детерминации предоставляет управляющей системе возможность “опережающе отражать” (П. К. Анохин) действительность, т. е. реагировать даже на не развившиеся, но значимые новые явления. Успехи в изучении И.и разработке совр. техники передачи, хранения и переработки И. привели к появлению информационных интерпретаций процессов мышления. В последние годы особое значение приобрело изучение вопросов функционирования И. в социальных системах. Прежде всего в связи с важностью этих процессов и обострением противоречия между производством огромного количества И. (“информационным взрывом”) и трудностью доступа ко всей этой И. потребителей (“информационным голодом”). Осн. техническим средством разрешения данного противоречия являются создание вычислительных центров коллективного пользования, интегрированных банков данных, разработка систем “искусственного интеллекта”, сетей обработки и передачи И., широкое внедрение персональных компьютеров. В подобного рода совр. системах происходит переход от оперирования с И. в виде данных, т. е. с неинтерпретированной внутри ЭВМ И., к И. в виде концептуально связанных и согласованных между собой сведений — знаний. Теоретической базой решения всех вопросов, связанных с развитием и использованием совр. информационной технологии и техники, выступает информатика. Особого анализа требует изучение процессов реального функционирования И. в об-ве, поскольку особенности социальной системы определяют эффективность использования информационной технологии и направленности ее применения. Информационные процессы могут быть ориентированы на всемерное обеспечение информационных потребностей об-ва и развитие способностей каждого человека, но могут вести к появлению новых форм эксплуатации, скажем, менее развитых государств за счет неравноценного информационного обмена с ними и контроля над их информационными потоками (“информационный империализм”). ИНЬ И ЯН—осн. понятия древне-кит. философии. В “Книге перемен” (“И' цзин”) ян и инь служили для выражения светлого и темного, твердого и мягкого, мужского и женского начал в природе. В процессе развития кит. философии ян и ииь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного и т. д. Исключительно абстрактное значение инь—ян получили в спекулятивных схемах неоконфуцианства, особенно в учении о ли — абсолютном законе. Концепция о взаимодействии полярных сил инь—ян, к-рые рассматриваются как осн. космические силы движения, как первопричины постоянной изменчивости в природе, составляет гл. содержание большинства диалектических схем кит. мыслителей. Учение о дуализме сил инь—ян — непременный элемент диалектических построений в кит. философии. Представления об инь—ян нашли также разнообразное применение в разработке теоретических основ кит. медицины, химии, музыки и т. д. ИППОЛИТ Жан (1907—68)—фр. философ-экзистенциалист. Осн". работы посвящены Гегелю. Утверждая, что гегелевская философия имеет такое же значение для современности, какое имела философия Аристотеля для средних вв., И. рассматривает осн. философские направления как продолжение отдельных частей гегелевской системы. С т. зр. И., учение Гегеля — “онтология жизни” — должно стать основой познания человеческого существования. Т. обр., он превращает философию Гегеля в один из теоретических источников экзистенциализма. Исходя из своей концепции, И. считает Маркса гегельянцем, пытается найти в марксизме элементы идеализма. ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. irrationa-lis — неразумный). 1. Философские учения, настаивающие на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающие осн. родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т. п. И. считает действительность хаотичной, лишенной закономерности, подчиняющейся игре случая, слепой воле. Иррационалистические тенденции прослеживаются на протяжении всей истории философии, однако в более узком смысле термин “И.” относится к тем течениям философии, к-рые складывались в противопоставлении себя рационализму нового времени. Широкое распространение И., как правило, получает в переломные эпохи развития об-ва и выдвигается обычно не в форме логически стройных систем, а в виде разрозненных идей, настроений, сформулированных в афоризмах. Так, оживление И. наступило в конце 19 — начале 20 в., когда сформировался ряд иррационалистических учений, и прежде всего философия жизни (Дильтей, Бергсон и др.). Позднее, в 30-е гг. 20 в., выдвигается др. разновидность И.— экзистенциализм (Хайдеггер и др.). Иррационалистические мотивы четко проявились и во фрейдизме. В той или иной форме И. широко распространен в совр. зап. философии, в т. ч. религиозной, в социологии и психологии. Нередко открытый И., неоправданно отождествляющий иррациональное с И., смыкается с мистикой и оккультизмом (Н. Гюрджиев, Р. Штейнер и др.). 2. В этике—методологический принцип истолкования природы нравственности, характерный для мн. зап. теорий морали; в настоящее время объединяет ряд школ (экзистенциализм, неопротестантизм, “гуманистическая” этика, самореализации этика и др.) в особое направление, существующее наряду с этическим формализмом и натурализмом. Для И. характерно утверждение, что всякая моральная ситуация и положение каждого индивида своеобразны. На основе этого делается вывод, что невозможно сформулировать общие принципы морали, тем более обосновать их с помощью рационального мышления и науки, к-рые с т. зр. И. неприменимы к области морали, т. к. улавливают в многообразном лишь абстрактно-общее. Практикуемая в об-ве мораль, имеющая целесообразный характер, служащая к.-л. практическим нуждам, объявляется иррационалистами “неподлинной)”. “Подлинная” же нравственность, как и бытие человека в целом, с их т. зр.. не поддается никаким .определениям и обобщениям, находится' вне законов природы и об-ва; в ней человек утверждает себя как абсолютно свободное существо в противовес царству объективной зависимости. Эта мораль объявляется “творческой”, основанной на личном замысле (или на личном истолковании неопределимой воли бога), и считается делом исключительно индивидуальной ответственности каждого. Т. обр., И. приходит к крайне релятивистскому и волюнтаристскому пониманию морали, к отрицанию к.-л. объективного значения выбора человеком нравственной позиции. ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ — не постига-емое разумом, мышлением, невыразимое в логических понятиях. Понятием “И.” Маркс в “Капитале” обозначает превращенный характер преходящих форм, в к-рых проявляются при определенных социальных условиях глубинные сущностные связи в экономике, культуре и т. п. В иррационализме И.— это особые противоразумные силы, лежащие в основе человеческого духа и даже самого бытия. ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО ЗАКОН — закон логики, согласно к-рому из двух высказываний — таких, когда одно отрицает то, что утверждается другим,— одно непременно истинно. Впервые сформулирован Аристотелем. Так, из двух высказываний: “Солнце—звезда” (А есть В) и “Солнце—не звезда” (А не есть B) — одно непременно истинно. Имея в виду такого рода высказывания, традиционная формальная логика И. т. з. часто формулировала так: “A есть В либо не В” (третьего не дано: tertium nоn datur). И. т. з. часто используется в процессе доказательства. напр. в доказательствах от противного. ИСКУССТВО — специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира. Марксизм отвергает идеалистические толкования И., согласно к-рым оно является продуктом и выражением “абсолютного духа”, “мировой воли”, “божественного откровения” либо подсознательных замыслов и переживаний художника. Источником возникновения художественной деятельности, а также предшествовавшего ему процесса формирования эстетических чувств и потребностей человека явился труд. Первые следы первобытного И. относятся к эпохе позднего палеолита, примерно за 40—20 тыс. лет до н. э. У первобытных народов связь И. с трудом непосредственна, в дальнейшем она становится более сложной. В своем содержании И. тесно связано с изменениями в социально-экономической структуре об-ва. Являясь формой отражения общественного бытия, И. так или иначе связано с др. явлениями духовной жизни об-ва: с наукой, идеологией, моралью. В то же время И. обладает рядом определяющих особенностей, отличающих его от всех др. форм общественного сознания. Специфическим предметом И. являются эстетические отношения человека к действительности, его задача — художественное освоение мира. Именно поэтому в центре произв. И. оказываются человек, общественная связь и взаимоотношения людей, их жизнь и деятельность в определенных конкретно-исторических условиях. Предмет И. (жизнь во всем ее многообразии) осваивается, перерабатывается и отражается художником в специфической форме — в художественных образах. Специфика способов воспроизведения действительности я художественных задач, а также материальных средств создания художественного образа определяет особенности видов искусства. Так, в литературе эстетическое воспроизведение мира осуществляется через слово; в живописи — через зрительно воспринимаемые образы цветового богатства мира; в скульптуре — через пластические образы, объемно-пространственные формы; в графике — через линию рисунка, штрих, светотень; в музыке — через звукоинтонации; в театре и кино — через воплощение живыми людьми — актерами действий героев и лежащих в их основе драматических конфликтов; гл. особенностью архитектуры и декоративно-прикладного искусства является единство в их произведениях утилитарных и эстетических принципов. Предмет и формА отражения действительности в И. обусловливают его специфическую функцию — удовлетворение эстетических потребностей людей путем создания произв., могущих доставить человеку радость, наслаждение, духовно обогатить его и вместе с тем пробуждать в нем художника, способного в конкретной сфере своей деятельности творить по законам красоты. Через эту единую эстетическую функцию И. проявляется его познавательное значение и осуществляется его идейно-воспитательное воздействие на людей. Хотя общая линия развития И.— линия углубления художественного отражения действительности, развитие это неравномерно. Так, уже в античном мире И. достигает высокого уровня и приобретает в известном смысле значение нормы. В то же время капиталистический способ производства, неизмеримо более высокий, чем рабовладельческий, враждебен, по выражению Маркса, И., поскольку он чужд высоким социальным и духовным идеалам. Высший эстетический идеал лежит в основе подлинно гуманистического И. ИСЛАМ, или мусульманство (араб. ислам — покорность),— одна из т. наз. мировых религий, распространенная гл обр. в странах Ближнего и Среднего Во стока, в Сев. Африке, Юго-Вост. Азии в СССР — среди верующих среднеази атских республик. Сев. Кавказа, Закавказья, Татарской и Башкирской АССР. И. возник в Зап. Аравии в 7 в., в период перехода араб. народов от первобытнообщинного строя к классовому об-ву, их объединения в феодально-теократическое государство Арабский халифат. И. явился идеологическим отражением этих процессов. Вероучение И., изложенное в “священной” книге мусульман Коране, сложилось из элементов первобытных религий, а также иудаизма, христианства, зороастризма. В его основе лежит вера в единого бога (аллаха), творца небес и земли, по воле к-рого совершаются все события в окружающем мире, складываются судьбы людей. Учение о божественном предопределении, проповедуемый в И. фатализм Маркс назвал “стержнем мусульманства”. Внушая своим последователям идею бессилия человека перед аллахом, И. призывает их к смирению и покорности не только всевышнему, но и его посланникам на земле. Предписываемая верующим система религиозных обязанностей имеет целью связать с И., всю их жизнь, помыслы и поведение. Наградой за неуклонное выполнение религиозных предписаний служит обещание райского блаженства после смерти. В то же время непокорные запугиваются грядущими мучениями в аду. Верующие обязаны совершать ежедневные молитвы, соблюдать пост, платить налог (закат), совершать паломничество к мусульманским святыням. Два осн. направления в И., суннизм и шиизм, отличаются гл. обр. различным толкованием ряда мусульманских догматов, что нередко приводило к острым конфликтам между ними, использовалось заинтересованными кругами для разжигания национальной розни. И. всегда играл важную роль в жизни тех стран Востока, где он получил распространение. Эта роль возросла в совр. эпоху подъема национально-освободительной борьбы трудящихся, в процессе к-рой мусульманские лидеры стремятся использовать И. в качестве идеологии освободительных движений. Выдвигается, в частности, теория “исламского социализма”, к-рая пытается разработать “особый путь” к социализму на основе соединения его с мусульманской религией. В то же время реакционные идеологи И. проповедуют враждебное отношение к коммунизму, заявляют о неприемлемости социалистического строя для мусульман. Эта противоречивость обусловлена классовой разнородностью, а следовательно, и различными классовыми интересами приверженцев И., опирающихся на одну и ту же систему догматов. Именно поэтому при уяснении роли И. важен конкретный анализ взглядов широких слоев мусульман, а также их лидеров, по-разному интерпретирующих религиозное вероучение в соответствии со своими классовыми позициями. В СССР И.— второе по численности приверженцев вероисповедание. Советские мусульмане принимают активное участие в прогрессивных общественных преобразованиях. ИСТИНА — адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания. Категория И. характеризует результаты познавательной деятельности с т. зр. их объективного содержания, к-рое выделяется практикой. Основу диалектико-материалис-тическои концепции И. образует учение об абсолютности, относительности, конкретности, процессуальности И. Проблемы, связанные с условиями постижения. и удостоверения И., разрабатываются в теории познания. (Объективная истина. Абсолютная и относительная истина, Конкретность истины. Критерий истины. Теория и практика.) ИСТИНА В ФОРМАЛИЗОВАННЫХ ЯЗЫКАХ — одно из осн. понятий логической семантики, являющееся уточнением аристотелевского понятия истины применительно к высказываниям формализованных языков. Попытки определения понятия “истинное высказывание” в обычном (разговорном) языке неизбежно приводят к антиномиям типа “лжец” (семантические антиномии). Первое строгое и непротиворечивое определение понятия “истинное высказывание” было получено Тарским в 1931 для языка нек-рого исчисления классов с помощью понятия “выполнимость” в специально построенном метаязыке (Метаязык и язык-объект): высказывание Х истинно, если и только если оно выполняется всеми предметами (для исчисления классов классами), и ложно, если не существует предметов, его выполняющих. Тарский показал, что формально, точное определение понятия истинности высказывания нек-рого языка L может быть дано лишь в нек-ром метаязыке ML, причем необходимо, чтобы ML был логически более богатым, чем L, а именно чтобы ML содержал L в качестве своей части и, кроме того, чтобы в ML имелись выражения более высоких логических типов (Типов теория), чем в языке L. А данное условие заведомо не выполняется, если в качестве L выступает естественный язык без к.-л. ограничений. Существенным результатом этих исследований было установление факта несовпадения классов истинных и доказуемых высказываний языка исчисления классов (и др. логически более богатых языков): каждое доказуемое высказывание является истинным, но не каждое истинное высказывание доказуемо. Существование же истинных недоказуемых высказываний формализованного языка свидетельствует о его неполноте и непротиворечивости (Логический синтаксис. Полнота аксиоматической теории). Существуют и др. способы определения понятия И. в ф. я. (Дж. Мак-Кинси, Кар-нап, Р. Мартин). “ИСТИННЫЙ СОЦИАЛИЗМ”— разновидность мелкобуржуазного социализма, возникшая в Германии в середине 40-х гг. 19 в. (К. Грюн, Гесс, Г. Кри-ге, О. Люнинг, Г. Пютман). Философские взгляды “истинных социалистов” сложились на базе эклектического сочетания идей фр. и англ. социалистов-утопистов и младогегельянцев с этикой Фейербаха. “Истинные социалисты” считали социализм надклассовой теорией, объявляя его преодолением отчуждения, понимаемого в крайне абстрактной форме, и реализацией некой общечеловеческой сущности; отрицая классовую борьбу, они выступали с проповедью примирения социальных противоречий; пропагандировали отказ от участия в политической деятельности, от борьбы за буржуазно-демократические свободы, призывали пролетариат не принимать участия в политических революциях. Маркс и Энгельс вели решительную борьбу с идеологией “И. с.”, с его влиянием на рабочее движение. В работах “Немецкая идеология”, “Циркуляр против Криге”, “Немецкий социализм в стихах и прозе”, “Манифест Коммунистической партии” они подвергли “И. с.” критике, показав ту реакционную роль, к-рую он играл в период назревания революции в Германии. Под влиянием Маркса и Энгельса ряд “истинных социалистов” (И. Вейдемейер и др.) порвали со своими прежними взглядами. В период революции 1848— 49 мн. представители “И. с.”, отбросив псевдосоциалистическую фразеологию, выступили в рядах мелкобуржуазной демократии. ИСТОРИЗМ — принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями. И. означает такой подход к явлениям, к-рый включает в себя исследование их возникновения и тенденций последующего развития, рассматривает их в аспекте как прошлого, так и будущего. В качестве определенного способа теоретического исследования И. есть фиксация не любого изменения (пусть даже качественного), а такого, в к-ром выражается формирование специфических свойств и связей вещей, определяющих их сущность, своеобразие. И. предполагает признание необратимого и преемственного характера изменений вещей. И. стал одним из важнейших принципов науки, позволивших ей дать объектив^ ную картину природы и открыть закономерности ее развития (напр., дарвиновская теория эволюции). Благодаря этому принципу, составляющему неотъемлемую сторону диалектического метода, марксизм сумел объяснить сущность таких сложных общественных явлений, как государство, классы и др., предвидеть исторически преходящий характер капитализма, неизбежность смены его социализмом. Одна из характерных черт совр. немарксистской философии и социологии — отрицание принципа И., борьба против него или же такое истолкование, к-рое выхолащивает из него материалистическое и диалектическое содержание. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ—учение об об-ве, материалистически решающее основной вопрос философии применительно к истории и исследующее на этой основе общесоциологические законы исторического развития и формы их реализации в деятельности люден. И. м. составляет теоретическую и методологическую базу социологии и др. общественных наук. Все домарксистские философы, в т. ч. материалисты, были идеалистами в понимании общественной жизни, поскольку останавливались на констатации того факта, что в отличие от природы, где действуют слепые силы, в об-ве действуют люди — существа сознательные, руководствующиеся в своих действиях идеальными побуждениями. Ленин указывал, что сама идея материализма в социологии была гениальной идеей (Т. 1. С. 136). Ее реализация—создание И. м.— означала проникновение науки в сущность исторического процесса, открытие его законов. Создание И. м. позволило, с одной стороны, провести последовательно материалистический взгляд на мир в целом — не только на природу, но и на об-во, с др.— вскрыть материальную основу общественной жизни, определяющую развитие всех др. ее сторон. Свою осн. идею о естественно-историческом процессе развития об-ва Маркс выработал, выделив из разных областей общественной жизни область экономическую, из всех общественных отношений — отношения производственные как осн. и определяющие все др. отношения. Взяв за исходный пункт осн. для всякого человеческого об-ва факт — добывание средств к жизни, марксизм поставил в связь с ним те отношения, в к-рые люди вступают в процессе производства своей жизни, и в системе этих производственных отношений увидел ту основу — реальный базис каждого определенного об-ва,— к-рая облекается политико-юридическими надстройками и различными формами общественного сознания. Каждая система производственных отношений, возникающая на определенной ступени развития производительных сил, подчинена как общим для всех формаций, так и особым, свойственным лишь одной из них законам возникновения, функционирования и перехода в высшую форму. Действия людей в пределах каждой общественно-экономической формации — бесконечно разнообразные, индивидуализированные, казалось бы, не поддающиеся никакому учету и систематизации — были обобщены и сведены к действиям больших масс, в классовом об-ве — классов, реализующих в своей деятельности назревшие потребности общественного развития. В противоположность идеализму И. м. не ограничивается рассмотрением идейных мотивов человеческой деятельности, а исследует то, чем вызываются эти мотивы, какими материальными причинами они порождаются. Признавая роль выдающихся личностей в истории, И. м. уделяет осн. внимание действиям народных масс — подлинных творцов истории. Вскрывая материальную обусловленность общественно-исторического процесса, И. м. в противовес вульгарно-материалистическим теориям, отрицающим роль идей, политических и др. учреждений и организаций, подчеркивает их обратное, активное воздействие на породивший их базис и выявляет огромную роль субъективного фактора — действий людей, классов, партий, сознательности и организованности масс. И. м. несовместим с фатализмом и волюнтаризмом. Люди сами творят свою историю, но не могут творить ее по произволу, ибо каждое новое поколение действует в определенных объективных условиях, созданных до него. Эти условия и действующие на их основе законы открывают разнообразный возможности для деятельности людей. Реализация этих возможностей, а значит, реальный ход истории зависит от людей, их активности и инициативы, от организованности и сплоченности прогрессивных сил. Поскольку человек есть социальное существо, то научный анализ об-ва в И. м. дает ключ к пониманию развития человека в истории и взаимоотношения об-ва и личности в различные исторические эпохи. Впервые осн. черты И. м. были изложены Марксом и Энгельсом в работе “Немецкая идеология”. Формулировка сущности И. м. дана Марксом в предисловии “К критике политической экономии” (Т. 13. С. 6—7). Но “синонимом общественной науки” И. м. стал только со временем выхода в свет “Капитала” (Ленин В. И. Т. 1. С. 140). Вместе с накоплением нового опыта исторического развития необходимо происходит развитие и обогащение И. м. Замечательный образец такого развития дал Ленин. И. м. тесно связан с осмыслением проблем совр. общественного развития, с развитием наук. Существование государств с различным общественным строем, выход на историческую арену народов Азии, Африки, Лат. Америки, ваучно-техническая революция, возникновение глобальных проблем — эта историческая реальность выдвигает новые проблемы, разработка к-рых обогащает И. м. Большое значение для обогащения теории И. м. имеет опыт строительства социализма. В сферу И. м. включается все шире проблематика человека, культуры, ценностей, гуманизма, механизмов сознательного использования объективных социальных законов, конечно, в их теоретико-методологических аспектах. В процессе коренного обновления советского об-ва важной задачей становится борьба с вульгаризацией и догматизацией И. м., получившие широкое распространение в годы культа личности и застоя, преодоление устаревших положений, творческое переосмысление его осн. принципов и идей с учетом тенденций и этапов совр. развития цивилизации. ИСТОРИЧЕСКОГО КРУГОВОРОТА ТЕОРИЯ — созданная Вико идеалистическая теория, согласно к-рой в общественной истории бесконечно повторяются одни и те же стадии. В 19— 20 вв. буржуазные философы и социологи, отбрасывая положительные элементы теории Вико — идею исторического прогресса, признание закономерности общественного развития и т. д.,— выдвигают на первый план идею о постоянном возврате человечества к исходному пункту (Ницше, Шпенглер). Гл. сторонниками этой теории в наши дни были П. А. Сорокин, Тойнби и др. (Прогресс и регресс). В И. к. т. абсолютизируются и искажаются отдельные стороны исторического процесса (повторяемость, преемственность и др.). ИСТОРИЧЕСКОЕ И ЛОГИЧЕСКОЕ — философские категории, раскрывающие важные особенности процесса развития, а также соотношение между логическим развитием мысли и реальной историей предмета. И. выражает структурные и функциональные процессы возникновения и формирования данного объекта, Л.— те соотношения, законы, связи и взаимодействия его сторон, к-рые существуют в развитом состоянии объекта. И. относится к Л. как процесс развития к его результату,, в к-ром последовательно складывающиеся в ходе реальной истории связи достигли “полной зрелости, своей классической формы” (Энгельс). И. и л. находятся в диалектическом единстве, включающем в себя момент противоречия. Их единство выражается, во-первых, в том, что И. содержит в себе Л. в той мере, в какой всякий процесс развития заключает в себе свою объективную направленность, свою необходимость, приводящую к определенному результату. Хотя в начале процесса Л., как выражение развитой структуры объекта, еще отсутствует, последовательность проходимых процессом фаз в общем и целом совпадает с тем отношением (логической связью), в к-ром находятся компоненты развившейся системы, т. е. процесс как бы несет в себе свой результат. Во-вторых, единство И. и л. выражается в том, что соотношение и взаимозависимость сторон развитого целого своеобразно отражают историю становления этого целого, историю формирования его специфической структуры. Результат содержит в себе в “снятом” виде породившее его движение: Л. заключает в себе И. Но хотя единство И. и л. имеет решающее значение для понимания соотношения между историей объекта и его развитой формой, они совпадают лишь в общем и целом, т. к. в объекте, достигшем полной зрелости и классической формы, отпадает и утрачивается все случайное, преходящее, все те зигзаги развития, к-рые неизбежны в реально протекающем процессе. Л. есть “исправленное” И., но это “исправление” осуществляется “соответственно законам, которые дает сам действительный исторический процесс...” (Энгельс). Отсюда вытекает различие в логическом и историческом способах отображения действительности в мышлении. Различие этих способов исследования — не просто и не только различие субъективных целей исследования: оно имеет свою объективную основу. Именно потому, что в самой действительности процесс и результат развития не совпадают, хотя и находятся в единстве, неизбежно различие по содержанию исторического и логического способов исследования. Задачей исторического исследования является раскрытие конкретных условий и форм развития тех или иных явлений, последовательности их переходов от одних исторически необходимых стадий к др. Задачей логического исследования является раскрытие той роли, к-рую отдельные элементы системы играют в составе развитого целого. Но т. к. развитое целое сохраняет лишь те условия и моменты своего развития, к-рые выражают его специфический характер, то тем самым логическое воспроизведение развитого целого оказывается ключом к раскрытию его действительной истории. “Анатомия человека — ключ к анатомии обезьяны” (Маркс). Вместе с тем грани, отличающие эти два способа исследования, условны, подвижны, ибо Л. в конечном счёте — это то же И., только освобожденное от его конкретной формы, представленное в обобщенном, теоретическом виде, и наоборот: И.— это то же Л., только облеченное в плоть и кровь конкретного исторического развития. Диалектика И. и л. выражает существенный аспект диалектической логики, раскрывающей общие законы познания объективных процессов развития. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ—наука о развитии философских знаний, становлении научно-философского мировоззрения. И. ф. как особая область исследования зарождается уже в древности. Соч. Платона и Аристотеля содержат критический анализ учений их предшественников, однако этот анализ подчинен изложению собственной системы взглядов. Первым специально истори-кофилософским соч. является труд Диогена Лаэртского “О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов”, содержащий определенную концепцию историко-философского процесса, к-рый изображается как борьба между “догматизмом” (учениями, отстаивающими определенные положения как истинные) и скептицизмом. Аналогичный характер носит труд Секста Эмпирика “Пирроновы положения”, в к-ром противопоставляются друг другу воззрения античных философов и доказывается, что их решительное несогласие между собой свидетельствуем о принципиальной недостижимости истины. В последующие вв. вплоть до нового времени историко-философские труды остаются описательными характеристиками многообразных философских учений, что неизбежно способствовало скептической оценке притязаний философии. Лишь в эпоху разложения феодализма И. ф. начинает освобождаться от предвзятых теологических установок, формируются элементы научного подхода к анализу философских концепции, возникают попытки рассматривать философские теории, исторически выявлять их связи с др. областями духовной жизни об-ва. Складывается критический подход к источникам. Важен вклад в И. ф. философов-материалистов (Ф. Бэкон, Спиноза). а также тех мыслителей, к-рые приближались к идее исторической закономерности (Вико, Гердер и др.). Труды Гегеля по И. ф. знаменуют начало коренного перелома в этой области. По словам Маркса, Гегель впервые постиг И. ф. в целом (Т. 29. С. 447). Гегель выступил против абсолютного противопоставления философских учений друг другу и впервые показал историко-фи-лософский процесс как историческое развитие философских знаний. Однако его идеалистическая система изображала этот процесс как самопознание “абсолютной идеи”, божественной сущности всего существующего, к-рая в истории человечества (и именно в системе Гегеля) приходит к абсолютному знанию, высшей формой к-рого является философия. Ценные идеи в разработке научной И. ф. принадлежат рус. мыслителям 19 в. Основоположники марксизма, отмечая гениальные диалектические прозрения, содержащиеся в гегелевской концепции И. ф.,вскрыли ее принципиальные теоретические пороки. В противовес идеалистической теории саморазвития философии они исследовали философское развитие как процесс, внутренние движущие силы к-рого в конечном счете обусловлены социально-экономическим процессом, борьбой между прогрессивными и реакционными классами и социальными группами, достижениями науки и развитием духовной культуры в целом. С этих позиций марксизм рассматривает переход от одной исторической формы материализма к др., более содержательной, прогрессивной, а также эволюцию идеалистического философствования. Идеализм исторически вырастает из религиозного мировоззрения и сохраняет с ним связь на протяжении всей своей истории. История материализма, напротив, связана с антиклерикальным движением, секуляризацией культуры, свободомыслием, развитием естествознания. Марксизм исходит из того, что недостаточно найти т. наз. “социальный эквивалент” к.-л. теоретическому построению; необходимо прежде всего определить, почему данный общественный строй, вся совокупность исторических условий породили именно эту, а не иную философскую систему. Иначе нельзя избежать упрощений и вульгарно-материалистического понимания взаимоотношения экономики и философии. Диалектико-материалистический подход к И. ф. позволяет представить ее как единый процесс, показать необходимые связи различных школ и направлений, прогресс в решении философских проблем. Поэтому повторяющиеся в истории попытки решения к.-л. вопросов (методология научного познания, отношение рационализма и эмпиризма, общего и отдельного, конкретного и абстрактного, природа человеческой деятельности и др.) перестают рассматриваться как развитие, обусловленное имманентно присущей философии целью, а выступают как своеобразные вехи на пути истории об-ва и познания, как моменты процесса формирования истины. И тогда, по словам Ленина, “каждый оттенок мысли” предстает как “круг на великом круге (спирали) развития человеческой мысли вообще” (Т. 29. С. 221). Поскольку И. ф.— это процесс развития философского познания мира, постольку в ней должны быть установлены прямые связи между историческим развитием человеческого познания и его внутренней структурой и логикой. Здесь наглядно выступает диалектический принцип единства исторического и логического: история объекта (философии) неразрывно связана с его развитой логической структурой; процесс становления науки только с т. зр. ее развитого состояния и может быть правильно понят. Именно это открывает путь к пониманию закономерностей развития философии, помогает понять действительное место и значение исторически возникающих концепций и идей. В то же время И. ф. нельзя отрывать от истории всей совокупности наук и общественно-исторической практики. Философия должна выступать как диалектическая обработка истории мысли, науки и техники. Изучение И. ф. имеет большое значение для развития совр. философской науки. Изучение И. ф. необходимо для развития совр. методов научного исследования и практического преобразования мира, для повышения философской культуры. “... Теоретическое мышление,— писал Энгельс,— является прирожденным свойством только в виде способности. Эта способность должна быть развита, усовершенствована, а для этого не существует до сих пор никакого иного средства, кроме изучения всей предшествующей философии” (Т. 20. С. 366). В трудах основоположников марксистской философии намечены принципиальные ориентиры для дальнейшей творческой работы в области И. ф. Однако идейная атмосфера, утвердившаяся в нашей стране по мере укрепления единовластия Сталина, явилась серьезным препятствием для развертывания историко-философских исследований с подлинных марксистских позиций. Широкое распространение в послеленинский период получили тенденции вульгаризации и опошления И. ф., сведения ее к борьбе материализма и идеализма, диалектики и метафизики, резкого противопоставления марксистской философии всем др. течениям и направлениям (как домарксистской, так и особенно совр. философской мысли). Перестройка философии в свете нового мышления ставит сложные задачи и перед историко-философскими исследованиями. Исходный пункт ее — понимание И. ф. как единого мирового процесса, в к-ром живут все великие системы прошлого и в к-ром диалектический материализм является одним из важнейших направлений философского поиска. Историко-философским исследованиям, осуществляемым с этих позиций, предстоит сыграть здесь инициативную и интегрирующую роль. ИСЧИСЛЕНИЕ — система правил оперирования со знаками, расширяющая возможности содержательного мышления в решении задач ив доказательстве суждений, выразимых средствами (на “языке”) данного И. Особенность И. состоит в том, что объекты, с к-рыми в нем оперируют, являются материальными предметами (цифры, буквы и др. знаки), практически не меняющимися в процессе применения к ним правил И. Исторически И. возникло и развилось в рамках математики (напр., дифференциальное и интегральное И. и др.); позже метод построения И. был распространен на логику, появились различные виды логического и логико-математического И„ в связи с чем оформилась как наука математическая, или символическая, логика, в к-рой посредством построения И. выражаются логические формы. Представление определенных областей знания, особенно в дедуктивных науках, в виде И., строящегося на основе методов, разработанных в совр. логике, является наиболее последовательным типом формализации соответствующей области знания; эффективность такой формализации подтверждается практикой применения вычислительной техники, развитием кибернетики и информатики (Логистический метод). ИСЧИСЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ (пропозициональное исчисление) — логическая система, формализующая рассуждения, основанные на структуре сложных высказываний в отвлечении от внутренней структуры элементарных высказываний. Классическое И. в. непротиворечиво (Непротиворечивость аксиоматической теории), обладает полнотой (Полнота аксиоматической теории). О неклассическом И. в. см. Конструктивная логика. Многозначная логика. ИСЧИСЛЕНИЕ ПРЕДИКАТОВ— расширение исчисления высказываний путем формализации выводов, основывающихся на внутренней структуре . высказываний. И. п. было построено Фреге и является существенным обогащением аристотелевой и традиционной силлогистики. ИУДАИЗМ — религия, распространенная в осн. среди евреев. Возникнув из языческого политеизма древнееврейских племен, И. с 7 в. до н. э. становится монотеистической религией. Характерные особенности И.: вера в единого бога Яхве и мессию (спасителя), догмат о богоизбранности евреев, множество ритуальных предписаний, охватывающих почти все области быта верующих. Источники вероучения И.— Ветхий завет (признаваемый и христианством) и Талмуд (сложная схоластическая система комментариев к ветхозаветным книгам). Иудейская церковь—синагога. И.— государственная религия Израиля. Религиозная философия совр. И. проникнута мессианистической мистикой (М. Бубер, С. Городецкий и др.). Нек-рые положения И. (идея “богоизбранности” еврейского народа и др.) используются в сионизме — реакционном националистическом движении еврейской буржуазии. ЙОГА (санскр.— соединение) — инд. религиозно-философское учение, основание к-рого приписывается Патан-джали (ок. 1 в. до н. э. или н. э.). Разделяя осн. положения индуизма, И. считает гл. на пути слияния индивидуальной души с божеством систему упражнений, ведущих к состоянию мистического экстаза и полного транса, в к-ром исчезает реальный окружающий человека мир. Упражнения эти восходят к глубокой древности, когда подобные им приемы должны были помогать человеку обрести или подчинить себе сверхъестественные силы. Патанджали лишь систематизировал эти упражнения и изложил их в своей “И.-сутре”. Низшая ступень И.—хатха-Й.—физические приемы, направленные на такое овладение телом, к-рое дает возможность перейти к раджа-Й.— системе психических упражнений, ведущих к полному отрыву от реальной действительности. С помощью И. можно, по убеждению ее адептов, становиться бесконечно малым и невидимым, разрастаться до огромных размеров, переноситься по желанию в любое место, “видеть” предметы за тыс. км, читать чужие мысли, знать прошлое и будущее, беседовать с умершими. Упражнения И. вошли как один из путей “спасения” в большинство религий Индии (в т. ч. и в буддизм).
Обратно в раздел философия |
|