Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Философский словарь

Современный философский словарь включает в себя: основные философские термины, понятия и определения, учения и личности.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Г

ГАДАМЕР Хаис-Георг (р. 1900) — нем. философ, один из ведущих теоретиков философской герменевтики. В своем осн. произв. “Истина и метод” (I960) сделал попытку обосновать “язык” как онтологическую базу герменевтики, а саму герменевтику не только как одну из философских дисциплин, но и как универсальную теорию (и своеобразную онтологию), выявляющую природу человеческого знания. Осн. ее понятия — “горизонт”,“герменевтический круг” (в разных его вариантах), “традиция”, “авторитет”, “игра” и др.— концентрируются у него вокруг категории “понимание” (Verstehen), к-рая толкуется как объяснение идиографи-ческой сущности изреченного, а также как итог субъективно-личностного или же историко-культурного “вживания”. Г. отрицает объективность истины, а следовательно, ее универсальную значимость в области гуманитарных знаний. Истина прямо определяется позицией понимающего субъекта и целиком обусловлена им. Подавляющее большинство работ Г. и его учеников посвящены философским истолкованиям определенных нсторико-фнлософских текстов и представляют собой размышления по поводу того или иного философского или поэтического произв.

ГАЛАКТИКА (греч. galaktikos — млечный) — система Млечного Пути — космическая система, включающая ок. 100 млрд звезд, одной из к-рых является Солнце. Входящие в Г. звездные скопления и ассоциации, газовые и пылевые туманности связаны силами всемирного тяготения в единую сложную систему, в к-рой происходят многообразные движения. Расстояния между соседними звездами в Г.— порядка нескольких световых лет; поперечник Г.— ок. 100 тыс. световых лет. Космические системы, сходные с Г. и включающие от нескольких млрд до сотен млрд звезд каждая, а также газ (гл. обр. водород) и пыль, тоже наз. галактиками. В совокупности они образуют Метагалактику.

ГАЛИЛЕЙ Галилео (1564—1642) — итал. физик, астроном и мыслитель. Г. критиковал слепое преклонение перед авторитетом Аристотеля, догматическую схоластику и первым начал систематически применять научный эксперимент в виде математического, н в особенности — геометрического, моделирования явлений природы. Гл. достижением Г. в механике было установление закона инерции, принципа относительности, согласно к-рому равномерное и прямолинейное движение системы тел не отражается на процессах, происходящих в этой системе. Важнейшее значение в борьбе с религиозными догмами имели астрономические открытия Г., послужившие важными аргументами в пользу истинности гелиоцентрической системы Коперника. Прогрессивным для того времени было и мировоззрение Г. Он считал, что мир бесконечен, материя вечна, природа едина. В основе природы лежит строгая причинность неизменных атомов, подчиняющихся законам механики. Исходным пунктом познания природы является наблюдение, опыт. Познание внутренней необходимости явлений есть, согласно Г., высшая ступень знания. Г. был создателем т. наз. точной индукции. В учении Г. присутствовали и религиозные элементы, он признавал божественный первотолчок. Осн. соч.— “Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперни-ковой” (1632).

ГАЛИЧ Александр Иванович (1783— 1848) — рус. философ, эстетик и психолог. Окончил Петербургский педагогический ин-т (1808), учился в Германии (1808—13). Объективный идеалист. В университетских лекциях (он преподавал в Петербургском ун-те в 1817— 21) и “Картине человека...” (1834) подчеркивал объективную обусловленность мышления, роль ощущений в процессе познания, стадиальность его развития (гипотеза — понятие — идея), связь мышления с физиологией, обосновал антропологическую философию истории, включавшую социальную утопию. В “Истории философских систем...” (1818—19) пытался сформулировать -закономерности развития философии, выступал против материализма, но высоко оценивал методологию опытных наук. В работе “Опыт науки изящного” (1825) одним из первых в России пропагандировал эстетику романтизма.

ГАМАН Иоганн Георг (1730—88) — нем. философ-идеалист, сторонник учения о непосредственном знании, оказал влияние на литературное движение “Буря и натиск”. Г. выступал против идей просветительства и рационализма. Им он противопоставлял веру в творческую силу мистической интуиции. Вместе с тем Г. высказал глубокую идею о единстве противоположностей как всеобщем законе бытия, чем оказал влияние на идеалистическую диалектику Фихте, Шеллинга и Гегеля. Гл. соч.— “Крестовые походы филолога” (1762).

ГАМИЛЬТОН Уильям (1788—1856)— англ. философ-идеалист и логик. Понимая познание как “выявление условий” существования познаваемого предмета, отрицал объективную истину, сближаясь с агностицизмом; “абсолютное”, т. е. материальная действительность, по Г., познаваемо лишь посредством сверхъестественного откровения. Вслед за Кантом признавал априоризм. Моральные постулаты считал основой религиозной веры. Ввел в логику учение о количественном определении (кванти-фикации) предиката, сделав тем самым попытку свести суждение к уравнению, а логику — к исчислению; был одним из предшественников совр. математической логики. Осн. соч.— “Лекции по метафизике и логике” (4 тт., 1859—60).

ГАНДИ Мохандас Карамчанд (1869— 1948) —один излидеров национально-освободительного движения в Индии, основоположник идеологии и тактики гандизма. В философии Г.— объективный идеалист. Исходный принцип его системы — отождествление бога и истины. Постижение последней связано с процессом морального самоусовершенствования. Этические взгляды Г. основываются на джайнистском принципе ахимсы, “законе любви” и “законе страдания” (Джайнизм), а также на принципах брахмачарии (воздержание от потворства своим слабостям), апариг-рахи (нестяжательство) и др. Характерная черта гандизма — моральный подход к решению общественно-политических проблем, “морализация” политической деятельности. Общественно-политические взгляды Г. представлены прежде всего его концепцией сатьягра-хи (буквально: упорство в истине). Осн. формы осуществления сатьяграхи — несотрудничество и гражданское неповиновение (в условиях господства англ. империализма). Выступая против экспроприации эксплуататорских классов, отрицая возможность революционного преобразования об-ва, Г. заявлял, что общественный прогресс состоит не в росте потребностей людей, а в добровольном их ограничении. Г. выступал поборником индусско-мусульманского единства, за раскрепощение женщин, за национальную систему народного образования и т. п. Получил титул махат-мы (“великая душа”). Гандизм провозглашен официальной идеологией партии Индийский национальный конгресс.

ГАРТЛИ Дэвид (1705—57)—англ. медик и философ-материалист, один из основоположников ассоциативной психологии. Согласно Г., внешние объекты, воздействуя на органы чувств, вызывают в сенсорных нервах вибрации мельчайших частиц вещества, передающиеся по нервам в мозг посредством эфира. В зависимости от порядка, направления, числа и частоты вибраций в мозгу возникают как бы параллельные им ощущения и идеи, имеющие “духовную природу”. Механистический материализм. Г. оказал большое влияние на взгляды Пристли и Дж. Милля. Соч.— “Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях” (1749).

ГАРТМАН Николай (1882—1950) — нем. философ-идеалист, получил образование в Петербурге, проф. Марбург-ского. Берлинского и др. ун-тов. Примыкал к марбургской школе неокантианства, от к-рой отошел, не удовлетворенный ее субъективно-идеалистическим рационализмом. Развил объективно-идеалистическое учение о бытии, о категориях бытия и категориях познания. В центре т. наз. “критической онтологии” Г.— учение о слоях бытия: неорганическом, органическом, душе и духе. В его философии проявляются черты иррационализма и агностицизма, т. к. осн. формы бытия, проникающие во все его слои, объявляются таинственными и непознаваемыми. На основе своей онтологии Г. построил натурфилософию, философию объективного духа, этику вместе с теорией “ценностей”, эстетику и теорию познания. Осн. соч.: “Этика” (1925), “К обоснованию онтологии” (1935), “Философия природы” (1950), “Эстетика” (1953).

ГАРТМАН Эдуард (1842—1906) — нем. философ-идеалист, один из предшественников совр. школ иррационализма и волюнтаризма. Среди работ Г. наибольшее влияние имела “Философия бессознательного” (1869). Как и Шопенгауэр, основой бытия он считал бессознательное духовное начало. Идея такого начала пронизывает этику Г. Источником несчастья, по его мнению, является желание счастья; отказ от всех желаний — путь к безболезненности, единственному виду и единственной замене счастья. Для достижения безболезненности необходимо освобождение человечества от властвующих над ним трех иллюзий: земного счастья, счастья в загробном мире и счастья, достижимого посредством преобразования и совершенствования об-ва. Для учения Г. характерен глубокий пессимизм, неверие в возможность социального прогресса путем активного вмешательства в ход исторических процессов.

ГАССЕНДИ Пьер (1592—1655)— фр. философ-материалист, физик и астроном, священник, проф. ряда ун-тов. Г. выступил с резкой критикой схоластики. искаженного ею учения Аристотеля и учения Декарта о врожденных идеях; возродил материализм Эпикура. основывая на нем свое учение. В осн. труде “Свод философии” (1658) разделил философию на три части: 1) логику, в к-рой дается анализ проблемы достоверности познания и критикуется скептицизм и догматизм; 2) физику, в к-рой, обосновывая атомистическую теорию, Г. доказывал объективность, несотвори-мость и неуничтожимость пространства и времени; 3) этику, где Г. выступал против аскетической церковной морали и, вслед за Эпикуром, утверждал, что всякое удовольствие есть благо само по себе, а всякая добродетель есть благо постольку, поскольку она доставляет “безмятежность”. Г. принадлежит множество важных наблюдений и открытий в области астрономии (о прохождении Меркурия по солнечному диску, открытие пяти спутников Юпитера помимо четырех, открытых ранее, и др.) и труды по истории науки. В исторических условиях 17 в. Г. сыграл прогрессивную роль как философ и ученый. Однако его материализм был непоследовательным, в его концепции присутствует ряд религиозных идей. Он признавал, напр., бога творцом атомов, считал, что помимо материалистически понимаемой “животной души” у человека имеется еще сверхчувственная “разумная душа”.

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — нем. философ, объективный идеалист, представитель нем. классической философии. С 1801 преподавал в Йенском, а с 1818—в Берлинском ун-тах. В молодости Г. отличался радикальным образом мышления, приветствовал фр. революцию, выступал против феодальных порядков прусской монархии. В целом философия Г. своеобразно отразила противоречивый характер развития Германии накануне буржуазной революции, в ней сказалась двойственная природа нем. буржуазии, идеологом к-рой был Г. Отсюда, с одной стороны, прогрессивные и даже революционные тенденции его философии как выражение идейной подготовки революции в Германии, а с др.— консервативные и реакционные идеи как результат непоследовательности и трусости буржуазии, ее склонности к компромиссам с реакционным юнкерством. Эта двойственность получила выражение во всех произв. Г., в т. ч. и в “Феноменологии духа” (1807), к-рую Маркс назвал “ис-тинным истоком и тайной гегелевской философии”. В этом произв. рассматривается эволюция человеческого сознания от первых его проблесков до сознательного овладения наукой и научной методологией (феноменология — учение о явлениях (феноменах) сознания в их историческом развитии). Анализируя категорию отчуждения. Г., хотя и в идеалистической форме, “ухватывает сущность труда”, т. е. мн. важные стороны предметной деятельности человека, рассматривает человека и его историю как “результат его собственного труда” (Маркс), а следовательно, догадывается о нек-рых реальных закономерностях истории. Г. обосновывает тезис о субстанции как субъекте, как деятельном, активном начале. Исходное положение философии Г.— тождество бытия и мышления, т. е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество Г. рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя. В развитом виде содержание системы абсолютного (объективного) идеализма Г. (сжато изложенного в “Энциклопедии философских наук”, 1817) состоит в следующем. В основе всех явлений природы и об-ва лежит абсолют, духовное и разумное начало — “абсолютная идея”, “мировой разум” или “мировой дух”. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа: 1) развитие идеи в ее собственном лоне, в “стихии чистого мышления” — Логика, где идея раскрывает свое содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логических категорий; 2) развитие идеи в форме “инобытия”, т. е. в форме природы,— Философия природы; природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность; 3) развитие идеи в мышлении и истории (в “духе”) — Философия духа. На этом этапе абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности. Идеалистический принцип тождества мышления и бытия служит, однако, обоснованием единства законов внешнего мира и мышления; он направлен против агностицизма Канта. Ценнейшим приобретением философии Г. была диалектика, изложенная особенно полно в “Науке логики” (1812—16). В этом произв. Г. дал анализ важнейших законов и категорий диалектики, обосновал тезис о единстве диалектики, логики и теории познания, создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики. Исключительно велик вклад Г. в теорию познания; в частности, большое значение имеет его глубокая критика созерцательности, кантовскога дуализма “вещей в себе” и явлений. Большой интерес представляют также такие работы Г., как “Философия права” (1в21), “Лекции по истории философии” (1833—36), “Лекции по эстетике” (1835—38), “Лекции по философии истории” (1837). Во всех областях философии он оставил глубокий след, применяя диалектику, анализируя актуальные проблемы науки. Однако диалектика Г. была облечена в идеалистическую оболочку. Идеализм философии Г., а также его буржуазная ограниченность противоречили его собственным диалектическим идеям: признание завершенности развития мира и познания, мистификация диалектики, распространение принципа развития только на идеальные явления, схематизм и искусственность в развитии ряда логических категорий, замкнутость их системы, неумение и нежелание сделать последовательные социальные выводы из диалектики, примирение с существующим и оправдание его, признание прусской монархии венцом развития об-ва, националистические предрассудки и т. д. Философия Г. сыграла большую роль в формировании марксизма, к-рыи взял самое ценное в ней—диалектику, переработав ее в строго научное учение о развитии природы, об-ва и мышления. Марксизм высоко оценивает критику Г. агностицизма, его историзм, веру в силы и способности человеческого разума, его логическое учение, в к-ром он сумел угадать связи реального мира и важные закономерности теоретической и практической деятельности.

ГЕГЕЛЬЯНСТВО — см. Младогегельянцы, Старогегельянцы.

ГЕДЕЛЬ Курт (1906—78)—австр. математик и логик. Разрабатывал проблемы метаматематики и математической логики. Важнейший результат, полученный Г., состоит в доказательстве (1931) неполноты достаточно богатых формальных систем (в т. ч. аксиоматической теории множеств и арифметики натуральных чисел): в таких системах имеются истинные предложения, к-рые в их рамках недоказуемы и неопровергаемы. Этот результат Г. вызвал интенсивное исследование ограниченностей формальных систем (работы А. Черча, С. Клини, Тарского, А. Мостовского, П. Новикова и др.), а в философском плане означал утверждение принципиальной невозможности полной формализации научного знания. Г. принадлежат также важные результаты в теории моделей (теорема о полноте узкого исчисления предикатов), в области конструктивной логики, теории рекурсивных функций и т. д. В своих философских воззрениях Г. испытал в 30-х гг. влияние неопозитивизма, а впоследствии выступал с критикой субъективизма.

ГЕДОНИЗМ (греч. hedone—наслаждение) — принцип обоснования моральных требований, согласно к-ро-му добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавление от страданий, а зло — как то, что влечет за собой страдание. Теоретический Г. является разновидностью натурализма в этике. В его основе лежит представление, что гл. движущим началом в человеке, заложенным в него природой и определяющим все его действия, является наслаждение. Г. возник еще в древности. В Греции п.дониками называли последователей этики Аристиппа. Наиболее развитой формы Г. достиг в учении Эпикура. Идеи Г. занимают центральное место в утилитаризме Милля и Бентама. В совр. буржуазных теориях Г. обычно присутствует лишь в качестве методологического принципа — способа определения добра, хотя большинство зап. этиков считают определение добра через наслаждение грубым упрощением и вульгаризацией моральных проблем. Г. как тип этической теории исходит из представления о морали как разновидности фетишистского сознания, противостоящего живым индивидам, и полагает, что не считающаяся ни с чем, попирающая все общественные условности ориентация на естественные человеческие влечения является более прямым путем к счастью людей, . гармонии отношений между ними. В качестве нормативной традиции Г. перешагнул границы философско-этических систем, подвергнувшись при этом ряду превращений. В реальном опыте жизни он существует в двух формах — эстетствующего аристократизма и вульгарной погони за чувственными наслаждениями, являясь в обоих случаях выражением индивидуалистической позиции.

ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер (1901—76) — нем. физик-теоретик, один из создателей квантовой механики. Внес значительный вклад в. развитие квантовой электродинамики, квантовой теории поля, теорию ядра, физику космических излучений, теорию элементарных частиц. Сформулировал соотношение неопределенностей, ограничившее применение классических понятий к микромиру. При решении ряда гносеологических проблем Г. делал идеалистические выводы, утверждая, в частности, что идея реальности в совр. науке “расплывается” и заменяется математическими конструкциями. Соотношение неопределенностей явилось для него основой критики не только механического, но и вообще материалистического понимания причинности, отрицания правомерности четкого разграничения объективного и субъективного в теории и эксперименте.В последние годы жизни эволюционировал от неопозитивистских представлении, характерных для представителей т. наз. копенгагенской школы. уделяя большое внимание философскому анализу диалектики части и целого, склонялся в ряде выводов к объективному идеализму в духе Платона.

ГЕЙНЕ Генрих (1797—1856) —нем. поэт, революционер-демократ, друг Маркса. Г. первый указал на революционный характер, присущий нем. классической философии (в т. ч. диалектике Гегеля), рассматривая ее как подготовку революции. История философии, по Г.,— это история борьбы спиритуализма и сенсуализма; поэт объявлял себя сторонником последнего (“К истории религии и философии в Германии”, 1834). Критику религии и идеализма Г. связывает с борьбой против феодализма, монархии и филистерства. Он выступает за демократическую революцию, за социализм, понимаемый в сен-симоннстском духе. Будущее человечества, по Г., неразрывно связано с осуществлением права народных масс на удовлетворение своих насущных потребностей и интересов.

ГЕККЕЛЬ Эрнст (1834—1919)— нем. биолог-дарвинист, известен своими выступлениями в защиту эволюционной теории Дарвина и естествен-ноисторического материализма. Г. высказал ряд теоретических положений, направленных на дальнейшее развитие дарвинизма,— биогенетический закон, учение о филогенезе, идею естественного возникновения жизни из неорганических веществ. Г. углубил представление Дарвина о естественном отборе как факторе органической эволюции. Широкую популярность Г. принесла книга “Мировые загадки” (1899), в к-рой ученый разоблачал религиозно-идеалистическое мировоззрение и отстаивал материалистические взгляды на природу. Против этой книги выступили сторонники идеалистической философии и религии, идеалистически настроенные естествоиспытатели. В защиту Г. выступили передовые ученые, высокую оценку “Мировым загадкам” дал Ленин (Т. 18. С. 367—378). Г. официально порвал с религией и церковью. Однако он не всегда был последователен, допускал отступления от материализма и атеизма, предлагая заменить официальную религию верою в бога-Природу (в духе пантеизма Спинозы).

ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ И ГЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ МИРА. Согласно геоцентрическрй (греч. ge-— Земля) системе мира, Земля неподвижна и является центром мироздания; вокруг нее вращаются Солнце, Луна, планеты н звезды. Эта система, основанная на религиозных воззрениях, а также соч. Платона и Аристотеля, была завершена древнегреч. ученым Птоле-меем (2 в.). Согласно гелиоцентрической (греч. helios — Солнце) системе мира. Земля, вращающаяся вокруг своей оси, является одной из планет, обращающихся вокруг Солнца. Отдельные высказывания в пользу этой системы имелись у Аристарха Самосского, Николая Кузанского и др., но подлинным творцом этой теории является Коперник, к-рый ее всесторонне разработал и математически обосновал. В дальнейшем система Коперника была уточнена: Солнце находится в центре не всей Вселенной, а лишь солнечной системы. Огромную роль в обосновании этой системы сыграли Галилей, Кеплер, Ньютон. Борьба передовой науки за победу гелиоцентрической системы подрывала учение церкви о Земле как центре мира.

ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан (1715— 71) — представитель фр. материализма 18 в. Основу философии Г. составил сенсуализм Локка, из к-рого были исключены идеалистические элементы. Объективно существующая материя, по Г., познается при помощи ощущений. Др. орудием познания Г. считал память, к-рую определял как “длящееся, но ослабленное ощущение”. Упрощенно трактуя мышление, Г. понимал под ним лишь комбинирование ощущений. Он подчеркивал роль общественной среды в воспитании человеческого характера и этим обосновывал необходимость замены феодальных отношений капиталистическими. Однако определяющую роль в общественном развитии, по Г., играют человеческое сознание и страсть. Глубокая характеристика взглядов Г. дана Марксом: “Чувственные впечатления, себялюбие, наслаждение и правильно понятый личный интерес составляют основу всей морали. Природное равенство человеческих умственных способностей, единство успехов разума с успехами промышленности, природная доброта человека, всемогущество воспитания — вот главные моменты его системы” (Т. 2. С. 144). Признание Г. решающей роли среды в формировании человека, его идея гармонического сочетания личных и общественных интересов, идея равенства умственных способностей сыграли большую роль в философском обосновании утопического социализма. Соч.: “Об уме” (1758) и “О человеке” (1769, изд. 1773).

ГЕЛЬМГОЛЬЦ Герман (1821—94) — нем. естествоиспытатель. Его физико-химические методы исследования живого организма нанесли удар по витализму и способствовали развитию материалистических взглядов в биологии. В физиологии Г. сделал ряд крупных открытий (измерение скорости распространения возбуждения в нервном волокне, исследования по физиологии органов чувств и закономерностей восприятия пространства и др.). В работах по теоретической физике и др. разделам естествознания Г. придерживался стихийно-материалистических взглядов. Однако в ряде случаев Г. склонялся к кантианству, отступая от материализма. Так, из учений о “специфической энергии органов чувств” он сделал неправильный вывод, согласно к-рому ощущения не есть субъективные образы объективных свойств вещей, а представляют собой лишь знаки, “иероглифы”, не имеющие никакого сходства с этими свойствами (Иероглифов теория). Ленин в книге “гМа-териализм и эмпириокритицизм” подверг критике непоследовательность философских взглядов Г.

ГЕНЕЗИС (греч. genesis) — происхождение, возникновение. Первоначально термин “Г.” был применен в древнегреч. мифологии. Впоследствии получил распространение в философии (Фалес, Гераклит, Кант, Гегель и др.), а также в естествознании (космогоническая гипотеза Канта—Лапласа, эволюционная теория Дарвина и т. д.). В марксистской философии понятием “Г.” большей частью обозначается возникновение предпосылок нового в недрах старого и становление нового предмета (или явления) на основе этих предпосылок (см. также Генетический метод).

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (греч. genesis — происхождение, развитие) — способ исследования природных и социальных явлений, основанный на анализе их развития. Исторически Г. м. возник в результате утверждения в науке (начиная с 17 в.) идеи развития: дифференциальное исчисление — в математике, теория Лайеля — в геологии, гипотеза Канта — Лапласа — в космогонии, эволюционная теория — в биологии и т. д. Г. м. вошел как один из методов в совр. математику и логику, как способ обоснования аксиоматического метода. Г. м. требует установления (1) начальных условий развития, (2) гл. его этапов, (3) осн. тенденций, линий развития. Осн. цель такого исследования — выявление связи изучаемых явлений во времени, изучение переходов от низших форм к высшим. Г. м. не способен, однако, раскрыть всю сложность процесса развития. Поэтому, если Г. м. используется как единственный, абсолютный метод, если он не дополняется др. методами, он приводит к ошибкам и искажению действительности, к упрощению процесса развития, к вульгарному эволюционизму. В совр. науке Г. м. используется в сочетании с методами структурно-функционального анализа, системного анализа, сравнительно-историческим методом и др.

ГЕНИЙ (лат. genius) — высшая степень творческой одаренности; человек, к-рому присуща такая одаренность. Учитывая известную относительность различия между Г. и талантом, можно отметить, что творения Г. характеризуются исключительной новизной и самобытностью, особым историческим значением для развития человеческого об-ва, в силу чего они навсегда сохраняются в памяти человечества. Г. не мистическое существо, не сверхчеловек (как полагают нек-рые философы-идеалисты), а человек, сумевший в силу своих выдающихся способностей и огромного труда продвинуть вперед развитие человечества.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА (греч. ge — земля и grapho — пишу) — совокупность предметов и явлений живой и неживой природы (земная кора, нижняя часть атмосферы, гидросфера, почвенный покров, растительный и животный мир), вовлеченных на данном историческом этапе в процесс общественной жизни и составляющих необходимое условие существования и развития всякого об-ва. По мере развития об-ва изменяются и расширяются рамки Г. с. На ранних ступенях истории люди использовали гл. обр. естественные источники средств жизни (дикие растения и животных, плодородные почвы и т. п.). В дальнейшем все большее значение приобретают естественные богатства, составляющие средства труда, т. е. ископаемые и энергетические ресурсы. Г. с. играет важную роль в жизни об-ва. Она замедляет или ускоряет темпы развития стран и народов, а в ряде случаев оказывает решающее влияние на развитие отдельных отраслей хозяйства. В своем естественном состоянии природные условия не всегда удовлетворяют растущий потребности производства. Поэтому люди преобразуют и изменяют их. Человек, т. обр., является самым мощным фактором изменения Г. с. Но, как писал Энгельс, “на каждом шагу факты напоминают нам о том, что мы отнюдь не властвуем над природой так, как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над ней так, как кто-либо находящийся вне природы,— что мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее, что все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять” (Т. 20. С. 496). Следовательно, масштаб, характер и формы изменения Г. с. обусловливаются не только уровнем развития техники. Они зависят гл. обр. от социально-политического устройства об-ва, от его способности строить гармоничные взаимоотношения с природой. Существующие в совр. мире общественные системы в силу различных причин еще не исключают случаи непродуманного вмешательства в природные процессы, что ведет к нарушению их естественно сложившегося “равновесия”. Одна из задач человечества — установление гармонических отношений об-ва с Г. с. (см. также: Биосфера, Ноосфера, Экология).

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД В ФИЛОСОФИИ — под этим названием в философии нового времени подразумевалось использование заимствованного из античной геометрии аксиоматического метода для обоснования и изложения философских концепций и учений. Еще Декарт в “Рассуждении о методе” провозгласил его образцом для других наук, а ясность и очевидность, присущие геометрическим аксиомам, рассматривал как критерии истинности всякого знания вообще. Мальбранш в работе “О разыскании истины”, отмечая природную склонность людей к заблуждению, рекомендовал перенести Г. м. в область “метафизики”, т. е. умозрительной философии, чтобы иметь возможность вывести все следствия из немногих самоочевидных ее положений. Впервые аксиоматический метод практически использовал Спиноза для построения своего главного труда — “Этики”, где по образцу геометрии Евклида изложил свою систему, начиная с установления необходимых для этого определений и аксиом и кончая доказательством вытекающих из них теорем. В основе подобного рода применений Г. м. в ф. лежало механистическое представление о мире как грандиозной машине, подчиняющейся законам механики и геометрии.

ГЕОПОЛИТИКА (греч. ge — земля и politike — искусство управления государством) — концепция, оправдывающая различные формы империалистической экспансии путем манипулирования ссылками на данные экономической и политической географии. С теоретической т. зр. представляет собой одну из совр. разновидностей буржуазного фетишизма. Те специфические свойства, к-рые географическое пространство обретает лишь в качестве элемента хозяйственной политики, выдаются за свойства самой Земли. Г. возникает перед 1-й мировой войной; нем. географ Ф. Ратцель рассматривал государства как организмы, ведущие борьбу за “жизненное пространство”, защитниками империалистической экспансии были X. Маккиндер (Англия), адмирал А. Мэхен (США). Понятие ”Г.” впервые введено шведским государст-воведом Р. Челленом. В работе “Государство как форма жизни” он обосновывал правомерность империалистического взгляда на географическое пространство доводами мальтузианства и социал-дарвинизма. В 1923—27 кружок, группировавшийся вокруг нем. журнала “Геополитика”, провозглашает Г. особой наукой, отличной от обычном политической географии. Руководители этого кружка К. Хаусгофер и Э. Обет открыто поставили Г. на службу нацистской идеологии. После 2-й мировой войны Г. продолжает разрабатываться в США и Канаде и особенно в ФРГ (К. Шмитт, Г. Гримм, А. Хеттнер, А. Грабовский и др.). Центральную задачу Г. ныне усматривает в обосновании необходимости межгосударственных империалистических объединений и блоков, в доказательстве географической обусловленности противоположности между Востоком и Западом (“континентальным” н “морским” типом цивилизации). Наряду с прежними мальтузианскими аргументами Г. широко использует сегодня доводы культурпси-хологяи н сравнительной истории культуры. Большую роль в геополитических концепциях играет т. наз. “глобальный подход к политической географии”, как правило, отражающий претензии империализма на мировое господство.

ГЕРАКЛИД Понтнйский (4 в. до н. э.) — непосредственный ученик Платона. Его взглядам была свойственна атомистическая тенденция. Он полагал, что атомы оформляются своеобразным мировым умом — гнусом”. Душа понимается у него тоже в атомистическом духе, причем здесь налицо пифагорейское влияние. В астрономии Г. заметна гелиоцентрическая тенденция, а в его музыкальных теориях — влияние Аристотеля. Его многочисленные труды не сохранились.

ГЕРАКЛИТ (ок. 544—ок. 483 до н. э.) — древнегреч. философ-материалист и диалектик. Уроженец Эфеса, в Малой Азии, аристократ по рождению. Соч. Г. “О природе”, дошедшее до нас лишь в отрывках, славилось в древности глубокомыслием, афористичной образностью, но также и загадочностью изложения (отсюда прозвище Г.— “темный”). По Г., первовещество природы— огонь, ибо он наиболее способен к изменению и подвижен. Из огня произошел мир в целом, отдельные веши и даже души. “Этот космос, один и тот же для всего существующего не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим”. Этот афоризм, по выражению Ленина, “очень хорошее изложение начал диалектического материализма” (Т. 29. С. 311). Все вещи возникают из огня согласно необходимости, к-рую Г. называет “логосом”. Мировой процесс цикличен: по истечении “великого года” все вещи вновь обращаются в “огонь”. Жизнь природы — непрерывный процесс движения. В нем всякая вещь и всякое свойство переходят в свою противоположность: холодное становится теплым, теплое — холодным и т. д. Т. к. все, непрерывно изменяясь, обновляется, то нельзя дважды вступить в одну и ту же реку: на входящего во второй раз текут уже новые воды. В человеческой жизни этот переход всего в свое противоположное — не простое изменение, а борьба. Она всеобща, “отец всего. царь всего”. В борьбе противоположностей обнаруживается, однако, их тождество: одно и то же — путь вверх и вниз, жизнь и смерть и т. д. Всеобщность изменения и переход каждого свойства в свою противоположность делают все качества и оценки их относительными. В основе познания лежат ощущения. Однако только мышление приводит к мудрости. Если бы нечто осталось скрытым от света, воспринимаемого чувствами, оно не могло бы укрыться от света разума. Свои воззрения Г. противопоставляет мировоззрению большинства своих современников и сограждан. Аристократические консервативные взгляды сочетаются у Г. с нек-рыми прогрессивными идеями: он выступает против защищавшегося аристократами традиционного неписаного права, противопоставляет ему установленный государством закон, за к-рый люди должны биться, как за стены родного города.

ГЕРБАРТ Иоганн Фридрих (1776— 1841) — нем. философ-идеалист, психолог и педагог. Основой всего существующего Г. считал “реалы” — вечные, неизменные, духовные (как “монада” у Лейбница) и непознаваемые (как “вещь в себе” у Канта) сущности. “Душа” — наиболее совершенный “реал”, порождающий все психические явления. В логике Г. стоял на позициях Канта. В педагогике он отошел от демократических принципов своего учителя Песта-лоцци. Отдельные его взгляды (деление внимания на активное и пассивное, признание опытной психологии и др.) сыграли положительную роль. Религию он обосновывал телеологией. Социально-политические взгляды Г. реакционны: он отвергал конституционный строй, высшей добродетелью народных масс считал подчинение господствующим классам.

ГЕРДЕР Иоганн Готфрид (1744— 1803) — нем. философ-просветитель, писатель, литературовед. В 1762—64 учился в Кенигсберге, где слушал /Сан-га. Отверг кантовскую “критику” разума, противопоставив ей “физиологию” познавательных способностей и учение о первичности языка по отношению к разуму. Понятия о пространстве и времени Г. выводил из опыта, отстаивал единство материи и форм ее познания. Опираясь на понятие о развитии в природе, развивал учение о прогрессе в истории (“Идеи к философии истории человечества”, 1784—91) и о движении об-ва к реализации идей гуманизма. Г. подчеркивал своеобразие духовной культуры различных народов, в частности южнославянских, поэзию к-рых он высоко ценил. Высказал ряд догадок о роли производства (ремесла) и науки в развитии об-ва. Предварил будущие учения Шеллинга и Гегеля о несовпадении между субъективными целями единоличных человеческих действий и их объективным историческим результатом.

ГЕРМЕНЕВТИКА (греч. hermeneuo— разъясняю) — искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований. Возникает в период эллинизма в связи с интерпретациями и исследованием классических текстов (напр., Гомера) и развивается в средние вв. и эпоху Возрождения в рамках толкования священного писания (экзегетика). В 19 в. начинается развитие т. наз. “свободной” Г., не ограниченной предметом, границами смысла текста. Основоположником этой Г. стал Шлейермахер, к-рый поставил задачу “вживания” в текст, дабы понять его смысл “лучше, чем сам его автор”. У Дильтея Г. превращается в специфический метод наук о духе, призванный обеспечить реконструкцию духа культур прошлых эпох и “понимание” общественных событий исходя из субъективных намерений деятелей. При этом “понимание” в общество-знании противопоставляется “объяснению” в естествознании, связываемому с абстрагированием и установлением общего закона. В 20 в. Г. постепенно оформляется в одну из осн. методологических процедур философии, сначала в рамках онтологических исканий экзистенциализма (Хайдеггер), затем собственно в философской Г. В учении Гадамера (“Истина и метод”, 1960) Г. приобретает функции онтологии (поскольку “бытие, которое может быть понято, есть язык” и социальной философии и понимание есть форма осуществления общественной жизни) и “критики идеологии”. Результатом оказывается замыкание философии в сфере языка, что роднит Г. с неопозитивистским “анализом языка”. В рамках Франкфуртской школы (Хабермас и др.) Г. как “критика идеологии” должна раскрыть на анализе языка “средство господства и социальной власти”, служащее “оправданию отношений организованного насилия”. У Хабермаса, К.-О. Апеля, А. Лоренцера и др. Г. выступает одним из средств консолидации различных течений совр. зап. философии, причем усиливается ее субъективизм; Г. призвана уже не столько “понять” текст, сколько вложить в него новые “интерпретации”. Критикуя философию Г., марксизм-ленинизм считает, однако, что отдельные герменевтические процедуры (“герменевтический круг”, детали анализа “предпо-нимания”, выявление игровых аспектов речи и нек-рые др.) могут быть использованы не только в филологии и искусстве перевода (с одного языка на другой), но и в исторических, юридических и др. науках, имеющих дело с анализом объективированных результатов сознательной деятельности людей.

ГЕРМЕТИЗМ (греч. Hermes — древ-негреч. бог торговли, считавшийся покровителем магии) — религиозно-философское учение, сложившееся в эпоху эллинизма и поздней античности. Восходит через Платона, Пифагора (Пифагорейцы) к легендарному мудрецу Гермесу Трисмегисту (“Трижды величайшему”). В его соч. изложены знания, к-рые будто бы поведаны самим Гермесом и дают всеобъемлющее представление о загадках мира. Г. содержит в себе религиозно-философские откровения, а также трактаты о тайнах вселенной — по астрологии, алхимии, магии и оккультизму. Алхимическая традиция придает учению самостоятельное существование, отдельное от древне-греч. бога и связанное с ним лишь номинативно. Г. оказал влияние на мистическую традицию средневековья и эпохи Возрождения. Он выступает в роли общей теоретической основы ряда эзотерических и оккультных учений на Западе — неоплатонизма, гностицизма (Гностики), теософии, антропософии и др. Особым языком Г. и осн. механизмом передачи традиции выступает символика. В совр. литературе изложение сущности, истоков и осн. положений Г. дано в исследовании О. Фестюжьера “Откровение Гермеса Трисмегиста” (1949—54).

ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812—70) — рус. писатель, революционер-демократ, мыслитель-материалист, основоположник народничества. Создатель Вольной рус. типографии в Англии, издававшей “Полярную звезду” (1855—62), “Колокол” (1857—67) и др.Идейный путь Г. сложен; однако через все его полные противоречий теоретические искания пробивается одно гл. стремление: исходя из высших достижений общественно-философской мысли, создать новую, “реалистическую” теорию, к-рая явилась бы идейным обоснованием грядущего социального переворота. Идеи фр. утопического социализма, романтической историографии эпохи Реставрации и нем. классической философии 19 в. были критически переработаны Г. к середине 40-х гг. в оригинальное материалистическое мировоззрение, важной стороной к-рого явилась попытка материалистически истолковать диалектику Гегеля. Позднее он назвал ее “алгеброй революции”. Г. “вплотную подошел к диалектическому материализму” (Ленин). Осн. тема философских исканий Г.— доказательство единства бытия и мышления, практики и теории, об-ва и личности, жизни и идеала. Г. стремился найти и сформулировать метод познания, адекватный действительности и являющийся единством опыта и умозрения, “эмпирии” и “спекуляции”. В области философии истории Г. уделял большое внимание проблеме общественного закона, к-рый представляется ему-в конечном счете сочетанием стихийного хода истории (бессознательной жизни народов) и сознательной деятельности индивидов (развития науки). Осмысляя проблемы нравственности, Г. видел предназначение человека в том, чтобы “страдать и наслаждаться страданиями и наслаждениями современности, работать столько же для рода, сколько для себя”. В области социально-политической лозунг единства теории и практики ведет Г. к борьбе за революционное просвещение народных масс. Эта многосложная, но внутренне связанная проблематика по-разному выступает на различных этапах идейного развития Г. Значительные коррективы в его взгляды внесла революция 1848—49, поражение к-рой явилось основой духовной драмы Г. Не видя в западноевропейской действительности совпадения хода истории и развития человеческой мысли, выдвинувшей и разрабатывавшей социалистический идеал, Г. впадает в пессимистическое и скептическое настроение относительно возможных перспектив социального переворота на Западе. Попыткой преодоления этого пессимизма была герценовская теория “русского”, крестьянского социализма: в сельской общине Г. усмотрел реальный зародыш социалистического будущего. Дальнейший ход рус. истории мыслился Г. как освобождение крестьян от всех феодально-самодержавных пут и соединение патриархально-коллективистского быта крестьянства с социалистической теорией. В этой связи Г. требовал радикального решения крестьянского вопроса в России, размышлял о возможности миновать капиталистическую фазу развития. Однако события 60-х гг. все больше убеждали Г., что и Россия заражается “буржуазной оспой”. Действительное преодоление духовной драмы Г. намечается лишь в конце его жизни, когда, разрывая с анархистом Бакуниным, он начинает усматривать гарантию осуществления социализма во вновь поднимавшемся в Зап. Европе рабочем движении, руководимом I Интернационалом. Тогда же Г. приходит к наиболее глубокому пониманию общественной закономерности: пытается понять историю как “свободное и необходимое дело” человека, развивает идеи единства исторических обстоятельств и человеческой воля. Осн. философские соч.: “Дилетантизм- в науке” (1842—43), “Письма об изучении природы” (1845—46), “С того берега” (1847—50), “Роберт Оуэн” (1860. вошло как глава в “Былое и думы”), “Письма к противнику” (1864), “К старому товарищу” (1869).


Обратно в раздел философия
Список тегов:
абсолютная идея 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.