Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Философский словарьСовременный философский словарь включает в себя: основные философские термины, понятия и определения, учения и личности. ОГЛАВЛЕНИЕФ ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ — иррацно-налистическое направление, сложившееся в Германии (Шопенгауэр, Ницше, Дильтей, Зиммель) и Франции (Бергсон) на рубеже 19 и 20 вв. Возникновение Ф. ж. было связано с быстрым развитием биологии, психологии и др. наук, обнаруживших несостоятельность механистической картины мира. Ф. ж. была попыткой преодолеть ограниченность механистического материализма с идеалистических позиций. Появление Ф. ж. знаменовало кризис рациона-листическо-прогрессистских философских концепций 18—19 вв., претендовавших на исчерпывающее объяснение социальной действительности на основе принципа универсальности разума. Ф. ж. явилась иррационалистическим истолкованием своеобразия общественно-исторического процесса. В центре этой философии лежит понятие жизни как абсолютного, бесконечного уникального начала мира, к-рое в отличие от материи и сознания активно, многообразно, вечно движется. Жизнь нельзя понять с помощью чувства или разума, она постигается только интуитивно, доступна лишь переживанию. В 20—30 гг. идеи Ф. ж. находят продолжение в творчестве Шпенглера и Э. Шпрангера, а также в работах Л. Клагеса, А. Боймлера. Нек-рые идеи Ф. ж. послужили истоками экзистенциализма. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ—область знания, занимающаяся проблемами смысла истории, ее закономерностями, осн. направлением развития человечества и историческим познанием. Исторически Ф. и. ведет начало с античности. В новое время она разрабатывалась Вико и просветителями 18 в. (Вольтер, Гердер, Кондорсе, Монтескье). Выступая против идущей от Августина Блаженного теологизации истории, просветители внесли в Ф. и. идею причинности, разработали теорию прогресса, высказали идею единства исторического процесса, обосновывали влияние на человека географической и социальной среды. Высшим этапом в развитии буржуазной ф. и. явилась Ф. и. Гегеля, рассматривавшего историю как единый, закономерный, внутренне необходимый процесс саморазвития духа, идеи. Основоположники марксизма отмечали ограниченность гегелевской Ф. и., ее спекулятивный, априорный, идеалистический-характер. Гегелевской Ф. и. марксизм противопоставил исторический материализм, изучающий наиболее общие законы и движущие силы развития об-ва, исследующий проблемы исторического познания, создания научной, адекватной картины исторического прошлого. В совр. западной Ф. и. особым влиянием пользуются концепции Тойнби и Шпенглера. Философы нррацноналис-тической ориентации обычно рассматривают историю как поток событий, лишенный внутренней логики, как хаотическое чередование случайностей, отвергают причинность, закономерности в истории и социальный прогресс. В их воззрениях преобладает дух пессимизма и агностицизма. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ — область философии, изучающая науку как специфическую сферу человеческой деятельности и как развивающуюся систему знаний. Хотя философское и, в частности, гносеологическое и методологическое изучение научного знания имеет долгую историю, сам термин “Ф. н.” получил распространение лишь в 20 в., первоначально — в работах представителей логического позитивизма, к-рые ограничивали философское исследование науки анализом ее языка средствами формальной (математической) логики, стремясь свести научные теоретические понятия и высказывания к эмпирическим, допускающим проверку путем наблюдения или эксперимента. Наука при этом понималась как высший вид человеческой деятельности (Сциен-тизм), а единственной функцией Ф. и. считалось логико-методологическое “обслуживание” специальных наук. По мере того как выявлялась односторонность такого подхода, изменялась и проблематика Ф. н. Ныне она все в большей мере обращается не только к структуре научного знания, но и к его истории; помимо проблем обоснования уже полученного знания изучаются проблемы получения нового знания; осознаются относительная самостоятельность теоретического уровня научного знания и несводимость его к эмпирическому уровню, необходимость опираться а ходе получения научного знания на мировоззренческие и методологические принципы и положения, не допускающие непосредственной эмпирической проверки. В условиях научно-технической революции в связи с расширением круга социальных функций науки, глубокими преобразованиями самой науки и ее взаимоотношений с др. сферами деятельности человека и об-ва, с др. формами культуры важной задачей марк-систско-ленинской Ф. н. становится уяснение мировоззренческих предпосылок и последствий развития науки. Поэтому в круг интересов Ф. н. наряду с логико-гносеологическими включаются социально-философские и этические проблемы науки и ее развития. В то же время проблематика таких сфер знания, как науковедение, социология науки, психология научного творчества, логика науки, отчасти методология, выходит за пределы философии и разрабатывается специально-научными методами. При этом связь данных сфер знания с философией усложняется, становится опосредствованной. но отнюдь не обрывается. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ — сово купность различных течений, школ и концепций, рассматривающих гносеологические и мировоззренческие проблемы развития техники и научно-технического прогресса. Что такое техника, каковы социальные следствия этого феномена, как складываются отношения между человеком и машиной — таков круг проблем Ф. т. Рождение Ф. т. на Западе связывают с появлением книги И. Бекмана “Руководство по технологии, или познание ремесел фабрик и мануфактур” (1777). Однако значительно чаше ее отсчет ведется ,от труда гегельянца Э. Каппа, к-рый, собственно, и ввел данное понятие (“Основные черты философии техники”, 1877). В условиях индустриально развивающегося капитализма возникла потребность в идеологическом осмыслении феномена техники, ее воздействия на жизнь об-ва. Осн. идея Каппа заключалась в стремлеиин понять сущность техники на базе “органопроекцни”, т. е. путем выведения ее из развития самой природы. С этой концепцией вел полемику неото-мнст Ф. Дессауэр, к-рый видел в технике воплощение божественных установлений, реализацию трансцендентных идей. На Ф. т. оказали влияние работы Хайдеггера 50—60-х гг. С его т. зр., существенное в технике не делание, не манипулирование, а обнаружение. Техника — важнейший способ обнаружения глубинных свойств бытия. Посредством ее человек говорит с бытием, слышит его зов. Но импульс может быть угадай неверно, ибо техника провоцирует человека на ложное самораскрытие. Как принципиально новый фактор мировой истории рассматривал технику Ясперс. Последователи Хайдеггера и Ясперса — Э. Агасси, Л. Мэмфорд, Ж. Эллюль — придали термину “техника" широкий мировоззренческий смысл. Она стала трактоваться как совокупность методов, рационально обработанных и имеющих абсолютную эффективность во всех областях человеческой деятельности. В связи с “компьютерной революцией” усилился интерес к Ф. т. В работах А. Димера, X. Сколнмоски, Т. Сто-уньера, А. Этцнони и др. рассматриваются последствия информатизации общества. За последние годы в Ф. т. обнаруживается тенденция к обобщению накопленного опыта информатизации (Дж. Несбит, И. Масуда), выявлению социальных последствий компьютеризации (О. Тофлер). Приверженцы этого философского течения пытаются угадать и оконтурить образ об-ва, возникающего на основе развития новых технологических процессов, средств коммуникации. Вместе с тем внутри Ф. т. зарождается социально-критическое направление, сторонники к-рого фиксируют внимание на негативных и неожиданных следствиях информатизации. Изучение философских проблем техники стало одной из приоритетных задач марксистского обществознания. Техника рассматривается здесь прежде всего в связи с характером социальных условий, определяющих направление ее использования. Большое внимание уделяется вопросам гуманизации техники, выявлению потенциала личности в овладении феноменом техники. В свою очередь сам человек предъявляет новые требования к технике, в к-рой должны учитываться психофизиологические особенности его деятельности. Возникает проблема взаимодействия и взаимоприспособления (коадаптации) -человека и техники, получающая новое развитие в марксистско-ленннской Ф. т. (Техника и технология). ФИЛОСОФИЯ ТОЖДЕСТВА — философская концепция, решающая вопрос о соотношении мышления и бытия, духа и природы, исходя из признания их абсолютного тождества. Осн. принцип Ф. т. диаметрально противоположен принципу дуалистических систем (Дуализм). Ф. т. как определенная философская концепция исторически связывается с именем Шеллинга, к-рый, пытаясь преодолеть дуализм кантонской и фихтевской концепций, выдвинул новый исходный принцип монистической философии — абсолютное тождество субъективного и объективного, идеального и реального. Принцип тождества мышления и бытия также лежит в основе гегелевской системы, но этот принцип реализуется Гегелем по-иному, т. к. само тождество Гегель понимал диалектически — не как неподвижный абсолют, неопределенное единство, безразлично противостоящее многообразию реального мира, а как саморазвивающуюся логическую идею, определенность и разли-ченность к-рой находятся в ней самой как ее имманентная бесконечная форма. Специфической особенностью Ф. т., отличающей ее от др. объективно-идеалистических концепций, является не просто признание тождества мышления и бытия, а метафизическое понимание этого тождества. Представляя собой одну из попыток разрешить основной вопрос философии, Ф. т. фактически снимает его, растворяя различия духа и природы, мышления и бытия в лоне неподвижное абсолютное субстанция. В настоящее время идеи метафизического тождества мышления я бытия проповедуют отдельные шкоды неото- ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (греч. anthropos—человек н logos — учете, слово) — 1) философское учение о человеке, получившее широкое развятяе в последние годы, нек-рымн философами-марксистами рассматривается как философская дисциплина, отвечающая яа вопрос “что такое человек?”, синтезирующая объективио-научное и ценностное видение человека я мвра; 2) течение в соар. философской мысли, окончательно сложившееся после 2-й мировой войны в Зап. Германия. Осн. идея и методологические установки ф. а. восходят к работам М. Шелера “Положение человека в космосе” (1928), Г. Плессяера “Ступе— органического и человек. Введение в философскую антропологию” (1928). Представители ф. а,— Г. Хенгетеяберг. А. Гелен, П. Ландсберг, Э. Ротхакер и др.— ориентируются иа создание “синтетической” концепции человека, видят в философии учение “о сущности и сущностиой структуре человека”, “о человеке с точки зрения самого бытия человека”. Анализируя “субстрат” и “сущность” человека, представители ф. а. сводят субстратную сторону к сущностной или, наоборот, сушностную — к субстратной. В рамках подобное интерпретации прослеживаются биологическая н функ-цноналистская ветви совр- Ф. а. Сторонники биологического варианта подменяют понятие человеческой сущности понятием естественного субстрата, рассматриваемого в плаве идеалистического натурализма н биологизма. Сторонники фуикционалистской трактовки абсолютизируют факт отчужденности человека в системе капиталистических отношений н интерпретируют эти отношения в духе идеалистического символизма. Обращение “антропологов” к этим проблемам — гносеологический источник возникновения частных дисциплин: от “культурной антропологии” Кассире-ра. М. Ландмана до “реалистической антропологии” Г.-К- Кадьтеибруннера. Эклектическая смесь феноменологии Гуссерля, философии жизни, экзистенциализма в рамках Ф. а. порождает модель человека как “устремленной к себе индивидуальности”, социальные связи к-рой изображаются в виде зависимостей от “потустороннего” начала. Подобные выводы затушевывают действительные социально-классовые антагонизмы. Смысл жизни человека, как правило, выводится из “вневременного” смысла, нередко трактуется в откровенно религиозном плане. Отождествление “подлинного” марксизма с учением о “тотальном человеке” — теоретическая основа “философии надежды” Блоха, “абстрактного гуманизма” Э. Фишера и т. п. ФИЛОСОФСКИЕ ЖУРНАЛЫ В СССР—органы печати, отражающие состояние и тенденции философской мысли и способствующие ее творческому развитию. После Великой Октябрьской социалистическое революции издавались Ф. ж. “Пол знаменем марксизма” (1922—44), “Проблемы марксизма” (1928—34) и др. С 1947 начал выходить журнал “Вопросы философии”. С 1958 издается общесоюзный журнал высшей школы “Философские науки”. С 1969 в Киеве издается журнал “Фиюсофська думка”,с 1990 — “Философська i coцio-логiчна думка”. Философские выпуски “Вестника” издают Московский и. Ленинградский ун-ты. С 1990 начал выходить журнал “Человек”. “ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ” — записи Ленина по философии, вышедшие впервые отдельным изданием в 1933. “Ф. т.” представляют собой обширные выписки, сделанные Левиным (гл. обр. в 1914—16) из различных философских работ. Наряду с конспективной записью содержания прочитанных произв. Ленин делает важные критические замечания, выводы и обобщения. В “Ф. т.” имеются конспекты следующих книг: Маркс и Энгельс — "Свягое семейство”, Фейербах — “Лекции о сущности религии” и “Философия Лейбница”, Гегель — “Наука логики”. “Лекции по философии истории” н “Лекции по истории философии”, Лассаль — “Философия Гераклита Темного из Эфеса” и Аристотель — “Метафизика”. Огромный интерес представляет фрагмент “К вопросу о диалектике”, в к-ром Ленин в сжатом виде дает глубокое изложение сущности материалистической диалектики. В “Ф. т.” имеются также заметки на ряд книг по естествознанию и др. вопросам. “Ф. т.” содержат ценнейшие мысли и высказывания по самым различным проблемам философии. Центральная тема “Ф. т.”—диалектика. Ленин дал глубокое определение диалектики. Всесторонне раскрывающее ее суть, ее элементы, сформулировал основы марксистского понимания мн. диалектических категорий, дал характеристику диалектического процесса познания, учения о противоречиях как ядре диалектики. Большое значение для развития философии имеют положение Ленина о единстве диалектики, логики и теории познания, а также указания по вопросу о разработке диалектической логики и об анализе противоречий процесса познания. Особо важны в этом отношении мысли Ленина о диалектическом совпадении в логике истории мысли с законами мышления, о необходимости для выработки правильной теории познания философски обобщить историю техники, естествознания, умственного развития ребенка, животных и т. д. Большое внимание Ленин уделяет истории философии. Ленин показывает, что она является историей борьбы материализма и идеализма, отмечает важность изучения истории диалектики, касается ряда др. методологических “опросов истории философии как науки, дает оценку взглядов мн. философов, уделяя особое внимание Гегелю. В заметках на книги по естествознанию Ленин подчеркивает значение диалектического материализма как единственно научной методологии. “Ф. т.” представляют собой образец творческого развития материалистической диалектики и дают программу дальнейшей работы в области философии. ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ—см. Алхимия. ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО СССР — добровольное научное объединение ученых, ведущих научную, педагогическую и пропагандистскую работу в облает философии, теорем научного социализма, методологических проблем науки и культуры. Создано в 1971 при Академии наук СССР; тесно сотрудничает с Государственным комитетом по образованию, др. учреждениями, общественными организациями, добровольными об-вами, творческими союзами. Насчитывает около 8 тыс. индивидуальных и более 200 коллективных членов. Высшим его руководящим органом Является съезд Ф. о. СССР, проводимый один раз в пять лет. Последний, 4 съезд Ф. о., состоявшийся в 1987, избрал правление Ф. о. и центральную ревизионную комиссию. Президент Ф. о. СССР— академик И. Т. Фролов. Ф. о. призвано содействовать разработке философской теории и теории научного социализма, преподаванию этих дисциплин в высших и средних учебных заведениях, укреплению связи философской науки с практикой. При президиуме Ф. о. и в его отделениях созданы научные секции, философские клубы и т. п., к-рые проводят конференции, симпозиумы, “круглые столы”, семинары, дискуссии, др. мероприятия, организуют регулярные встречи для обсуждения научных докладов и сообщений. Работу в молодежью (всесоюзные чтения, школы, конкурсы) ведет ассоциация молодых философов, созданная при Ф. о. СССР. Об-во издает “Ежегодник ФО СССР”, “Информационные материалы” (6 номеров в год), сб. научных статей, тезисы и материалы к конференциям. Осуществляет научные связи советской философской общественности с философскими об-вами зарубежных стран я международными научными организациями, обмен научной литературой с ннми, оказывает помощь советским философам в установлении контактов с зарубежными учеными, выполняет функции национального представителя в международных философских организациях. Ф. о. СССР является полноправным членом Международной федерации философских обществ, делегирует своих членов для участия в международных конгрессах, симпозиумах н др. мероприятиях по философии, проводимых за рубежом, и организует проведение такого рода мероприятий в нашей стране, участвует в приеме зарубежных ученых. ФИНИТИЗМ (лат. finis—конец, предел) — 1) философская концепция, отрицающая объективно реальное содержание категории бесконечного (Бесконечное и конечное), исходит из. того, что бесконечность не имеет места ни во вселенной, ни в микромире, ни в нашем мышлении. Основание'этого Ф. видит в том, что человек в опыте всегда имеет дело с конечными вещами и их свойствами; 2) в теории доказательств Гильберта Ф. означает конечную установку в рассуждениях о формальных системах, используемых в метаматематике. В них исключается обращение к абстракциям бесконечности, а сами рассуждения имеют содержательный характер и относятся к конкретным знаковым комплексам. Метафизически противопоставляя конечное бесконечному, Ф. игнорирует их диалектику; 3) при исследовании формальных систем в метаматематике Ф. означает использование лишь таких методов, к-рые свободны от неясностей и сомнений. ФИХТЕ Иоганн Готлиб (1762— 1814) — нем. философ, второй по времени после Канта деятель нем. классического идеализма. Проф. Иенского (уволен из него в связи с обвинением в атеизме) и Берлинского ун-тов, Ф. .выступал с критикой сословных привилегий, ратовал за объединение Германии и преодоление феодальной раздробленности. Подчеркнул значение “практической” философии — вопросов обоснования морали и государственно-правового устройства, однако свел “практику” к деятельности лишь морального сознания. Предпосылкой “практической” философии считал научно разработанную теоретическую систему, а именно науку о науке — “наукоучение”. В основе “Наукоучения” Ф. (1794) лежит теория субъективного идеализма. Ф. отбросил кантову концепцию “вещи в себе” и пытался вывести все разнообразие форм познания из одного — субъективно-идеалистического начала. Это начало состоит в том, что философ полагает некий абсолютный субъект, к-рый он наделяет бесконечной активной деятельностью и к-рый творит мир. Фихтевское исходное “Я” не индивидуальное “Я”, но и не субстанция вроде субстанции Спинозы, а нравственная деятельность сознания. Из этого мистического исходного “Я” Ф. выводит отдельное “Я”, под к-рым он понимает уже не абсолютный, а ограниченный человеческий субъект, или эмпирическое “Я”, к-рому противостоит — тоже эмпирическая — природа. Отсюда Ф. заклютает, что теоретическая философия, положив “Я” и “не-Я”, необходимо противополагает их друг Другу — в пределах того же исходного абсолютного “Я”— как результат его ограничения или разделения. Следуя этому своеобразному методу “полагания”, “протм-вополагания” и “синтезирования”, Ф. развил систему категорий бытия и мышления — как теоретических, так и практических. Метод Ф., в к-ром развиты нек-рые черты идеалистической диалектики, называется “антитетическим”, т. к. антитезис, собственно, не выводится у Ф. из тезиса, а ставится рядом с ним как его противоположность. Органом разумного познания Ф. признавал непосредственное созерцание истины умом, т. е. “интеллектуальную интуицию”. Наряду с осн. для Ф. учением субъективного идеализма в его философии налицо колебание в сторону объективного идеализма, усилившееся в последние годы его жизни. В этике центральным вопросом для Ф. стал вопрос о свободе, интерес к к-рому был обострен событиями фр. буржуазной революции. Подобно Спинозе, Ф. видит в свободе не беспричинный акт, а действие, основанное на познании непреложной необходимости. Однако, в отличие от него, Ф. ставит степень свободы, доступную людям, в зависимость не от индивидуальной мудрости, а от исторической эпохи, к к-рой принадлежит индивид. Ф. разработал утопический проект устройства нем. буржуазного об-ва в форме “замкнутого торгового государства”. Выражая особенности буржуазного развития Германии, проект этот отмечен рядом реакционных черт, в т. ч. чертой националистической нем. исключительности. Классики марксизма-ленинизма дали глубокую оценку прогрессивных и реакционных сторон учения Ф. ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович (1882 — предположительно 1943)— рус. религиозный мыслитель и ученый-энциклопедист. Развивал идеи “философии всеединства” Соловьева; стре-пился обосновать ее не только религиозно-философскими положениями, но и научными утверждениями, взятыми из области физики, математик”, философии, искусствоведения (“Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи”, 1914). Объективный мер ф. рассматривал как проявление веши исконных духовных и одновременно материальных, прерывных и непрерывных структур, выступающих в качестве первичных символов н организующих природу и культуру в формах “всеединства”. Отсюда его стремление выработать интегральную систему взглядов с возможными сочетаниями науки и религии, культуры и технике и т. д. Руководствуясь таким ведением мнра, Ф. активно н плодотворно участвовал не только в церковной, во и в научной и культурной жизни. Гл. установка Ф. в познании мира — смена плоскостей его видения и следующее за этим взаимообогашенне науки и искусства, философии и религии. Однако осн., первичным способом “схватывания” истины является откровение. Взгляды Ф. характеризуются стремлением совместить истины науки с религиозной верой. Согласно Ф., вера определяет культ, а культ — миропонимание, из к-рого далее следует культура. Совр; богословы активно используют наследие Ф. для зашиты н пропаганды религиозного мировоззрения, хотя разносторонний характер этого наследия дает основание трактовать нек-рые его положения и в философском, и в чисто научном плане. Осн. соч.: “О духовной истине” (1911), “Первые ваги философии” (1917), “Мнимости в геометрии” (1922) и др. ФОМА АКВИНСКИЙ (1225 или 1226—74) — средневековый католический теолог, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого, в 1323 был причислен к лику святых (назван Аквина-том по месту рождения в Аквиио близ Неаполя). Объективно-идеалистическая философия Ф. А. сложилась в результате теологической интерпретации учения Аристотеля, приспособления аристоте-лизма к христианскому вероучению. Обработка аристотелевской философии Аквинатом шла по линии выхолащи-вания ее материалистических идей н усиления идеалистических элементов (учение о неподвижном мировом пер-водвигателе н др.). Значительное влияние на философию Ф. А. оказало и учение неоплатонизма. В споре об универсалиях занимал позиции “умеренного реализма” (Реализм средневековый), признавал универсалии трех видов: до единичных вещей (в божественном разуме), в самих вещах (как общее в единичном) в после вещей (в. познающем их человеческом разуме). Осн. принцип философии Ф. А.— гармония веры и разума; он считал, что разум способен рационально доказать бытие бога и отклонить возражения против истки веры. Все существующее укладывается Ф. А. в созданный богом иерархический порядок. 'Учение Ф. А. об иерархии бытия отражало церковную организацию феодальной эпохи. В 1879 схоластическая система Ф. А. официально объявляется “единственно истинной философией католицизма”, становятся одним из осн. направлений немарксистской философии, оказывающих значительное влияние на духовную жизнь совр. зап. об-ва (Неотолшэм). Оси. соч. Ф. А.: “Сумма против язычников” (1261—64), “Сумма теологии” (1265—73). ФОРМА ПРЕВРАЩЕННАЯ - понятие, введенное Марксом для характеристики особенностей взаимосвязи содержания и формы в развитии н функционировании сложных системных объектов. Своеобразие взаимодействия Ф. п. с содержанием в отличие от классического отношения формы к содержанию, где содержание представляет ведущую, определяющую сторону, а форма — более или менее адекватное его выражение, состоит в том, что здесь происходит своеобразная инверсия, трансформация зависимого отношения в независимое, исторически первичного в производное, а производного в главенствующее, в результате к-рой форма приобретает самостоятельное, независимое от содержания существование, становится выражением иного содержания. нежели то, к-рое и исторически, и по существу является ее основанием, ее действительным содержанием. Таков, напр., капитал в системе буржуазной экономики, обнаруживающий “способность” к самовозрастанию безотносительно к человеческой трудовой деятельности, продуктом и формой существования к-рой он является. Механизм отделения формы от содержания, а в иных случаях и противопоставления формы содержанию коренится в особенностях становления, функционирования и развития сложных системных объектов. Обособление формы от содержания — побочный продукт взаимодействия элементов и подсистем, образующих системный объект, результат формирования присущей сложным системным объектам целостности, внутренней организованности, опосредствующей воздействия на него извне, столкновения взаимозависимостей и взаимодействий различного типа, а также “опускания” в ходе исторического становления целостности ряда опосредствующих звеньев. Неадекватность формы проявления нек-рого существенного содержания самому этому содержанию обнаруживается ,и объясняется на путях создания целостной теоретической картины происхождения, функционирования и развития данной целостности, напр. экономики, языка, познавательной деятельности. В то же время обособление Ф. п. от их реального содержания, их функционирование в об-ве н в сознании, в качестве относительно самостоятельных образований не есть простая иллюзия сознания. Поэтому Ф. п. даже и после того как раскрыта ее тайна и выработано адекватное научное понимание ее природы, не может быть просто отброшена. Она сохраняется в качестве необходимой (при известных условиях и предпосылках) формы проявления существенных отношений. Важная особенность диалектико-материалистического подхода к анализу “превращенных” или “скрытых” отношений состоит в том, что этот подход представляет собой органическое единство описания объекта как .сложной системы элементов, находящихся в тесной взаимозависимости, с исследовательской методологией, ориентирующей на анализ процесса исторического становления сложного системного объекта. Ориентация только на анализ уже сложившейся системы с неизбежностью ведет к антиисторической трактовке Ф. п. и признанию их примата над содержанием. При таком подходе Ф. п. и в самом деле выступает только'и исключительно в качестве обо” собнвшейся сущности, в качестве “готовых отношений”. Последние приобретают прочность “естественных форм” прежде, чем люди приступают к их анализу. Чтобы обнаружить подлинную природу Ф. п., необходимо “генетически вывести различные формы”, раскрыть процесс “формообразования в его различных фазах” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 26. Ч. III. С. 526). Обратно в раздел философия |
|