Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Философский словарь

Современный философский словарь включает в себя: основные философские термины, понятия и определения, учения и личности.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Ф

ФАКТ (лат. factum — сделанное, совершившееся)—различают понятие объективного и научного Ф. Под объективным Ф. принято понимать нек-рое событие, явление, фрагмент реальности, к-рые составляют объект человеческой деятельности или познания. Научный Ф.— это отражение объективного Ф. в человеческом сознании, т. е. его описание посредством нек-рого — искусственного или же естественного — языка. Научные Ф. служат основой теоретических построений, к-рые были бы без них невозможны. Будучи единичным явлением или событием, Ф. необходимо связан многообразными отношениями с др. Ф. Поэтому научное познание должно дать по возможности полную картину Ф. со всеми их отношениями и связями. Совокупность научных Ф. составляет научное описание. Научный Ф. неотделим от языка, на к-ром он выражен, и, следовательно, от терминов, в качестве к-рых выступают понятия. Уже на уровне описания имеет место элементарное обобщение, чем делается первый шаг на пути включения научного Ф. в состав той или иной теоретической системы. Идеалистическая интерпретация понятия Ф., идущая от Юма и эмпириокритицизма к неопозитивизму, трактует Ф. как непосредственно данное, т. е. существующее лишь в ощущениях человека. Согласно этой концепции мир рассматривается как совокупность изолированных, “атомарных фактов”, элементов чувственного опыта, связь между к-рыми вносится субъектом.

ФАКТОРОВ ТЕОРИЯ — позитивист екая социологическая концепция, получившая распространение на Западе и в России с конца 19 в. (Вебер, Г. Моска, Ковалевский, Н. Кареев). Гл. особенности Ф. т.— отрицание монизма в социологии, единой основы истории и об-ва и признание механического взаимодействия множества различных равноправных факторов (экономика, религия, мораль, техника, культура и др.). Ф. т. отвергает объективные законы общественного развития, внутренние связи между социальными явлениями, скатывается на позиции субъективного идеализма. Сторонники Ф. т., будучи не в состоянии выработать научную теорию об-ва, осн. задачей социальной и исторической науки считали описание социальных, технических, культурных и др. факторов в их внешнем .взаимодействии. Отмечая нек-рые положительные моменты в этой теории (попытки конкретного анализа фактов социальной, научно-технической, культурной реальностей), Ленин, Плеханов, Лабриола и др. показали ее теоретическую несостоятельность: механицизм в методологии, а отсюда — неспособность проникнуть в сущность социальных явлений.В видоизмененной форме Ф. т. существует и в настоящее время. Нек-рые представители совр. социологии на Западе среди факторов общественного развития признают определяющими технику и промышленность (напр., т. наз. “теория культурного отставания” У. Ф. Огборна, “индустриальная социология” или “индустриальная цивилизация” Арона, У. Рос-тоу, теория “постиндустриального общества” Белла, нек-рые футурологиче-ские концепции) или экономику в целом (т. наз. “экономическая цивилизация” К. Шепарда). С т. зр. этих ученых, именно данный выделяемый ими фактор является определяющим. Появление новых понятии в рамках Ф. т.— следствие признания роли таких важных сторон материального производства, как техника, промышленность, а в наши дни -также конкретных социально-экономических и духовных процессов, связанных с научно-техническим прогрессом. Однако действие этих факторов неправомерно преувеличивается. Совр. разновидности Ф. т. своими гносеологическими корнями восходят к неопозитивистскому и вульгарно-материалистическому взглядам на об-во.

ФАЛЕС (ок. 625 — ок. 547) — греч. философ, политический деятель из Милета (Малая Азия). Совершал далекие путешествия ради приобрете-. ния знаний. В античной традиции Ф.— первый астроном и математик. По преданию, он предсказал полное солнечное затмение 584 до н. э. в Ионии. Ф. упоминается первым во всех списках “семи мудрецов”; ему приписывают много изречений, в т. ч.: “познай самого себя”, “больше всего пространство, потому что оно все в себе содержит”, “быстрее всего ум, потому что он все обегает”, “сильнее всего необходимость, ибо она имеет над всем власть”, “мудрее всего время, потому что оно все открывает”. По Аристотелю, Ф.— первый ионийский философ и вместе с тем — первый греч. философ вообще. Первоначалом всего сущего Ф. считал воду, “разумную” и божественную. Ф. стоит у истоков демифо-логизации мира: Зевс — мировой разум, боги — действующие в мире силы. Ф. считается основателем стихийно-материалистической милетской школы. Соч. Ф. не сохранились.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (лат. falsus— ложный и facio — делать) — один из способов проверки истинности теоретических утверждений (гипотез,- теорий) посредством их опровержения путем сопоставления с полученными в результате опыта эмпирическими данными. В основе Ф. лежит формально-логическое отношение, согласно к-рому теоретическое высказывание является опровергнутым, если его отрицание логически следует из множества совместимых между собой утверждений наблюдения. Опираясь на это логическое отношение, Поппер ввел в противовес неопозитивистскому принципу верификации (Вери-фицируемости принцип) принцип Ф., к-рый был истолкован им не как способ определения осмысленности научных утверждений, а как метод отделения науки от ненауки. Согласно Попперу, статусом научности обладают лишь такие высказывания, к-рые в принципе могут быть фальсифицированными, принципиально же нефальсифицируемые утверждения лишаются его. В марксистской концепции логики и методологии науки Ф. рассматривается как подчиненный практике частный способ проверки научных теорий.

ФАНТАЗИЯ (греч. phantasia — психический образ, плод воображения) — воображение, характеризующееся особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.

ФАТАЛИЗМ (лат. fatalis — роковой) — мировоззренческая концепция, согласно к-рой все процессы, происходящие в мире, подчинены необходимости, не оставляющей места свободе, творчеству, изначально предопределены. Первоначально Ф. развивался в мифологии как представление о неотвратимой подвластности людей и даже богов слепой судьбе, не имеющей смысла, цели. В философии Ф. проявляется в различной форме. Согласно учению стоиков, над космосом господствует неумолимая судьба и после периодически возникающего мирового пожара все повторяется. В учении Лейбница о предустановленной гармонии взаимодействие монад предопределено богом, в объективно-идеалистической системе Шеллинга разрыв свободы и необходимости лишает реальных индивидов возможности свободно действовать, у Гегеля личность выступает в конечном счете лишь орудием абсолютного духа. В системах метафизического материализма (Гоббс, фр. материализм 18 в. и др.) отрицание объективной случайности, отождествление причинности и необходимости также вели к Ф. Теологический Ф. исходит из предопределения событий истории и жизни человека волей бога; в его рамках идет борьба между концепциями абсолютного предопределения (августи-низм, кальвинизм, янсенизм) и воззрениями, пытающимися совместить всемогущество провидения со свободной волей человека (католицизм, православие). В марксистской философии органически связано действие законов развития об-ва и свободной деятельности людей, достигнуто понимание диалектики необходимости и случайности, свободы и необходимости. Марксизм усматривает корни Ф. в интересах определенных социальных сил и показывает; что лишь в результате создания гуманного и справедливого об-ва постепенно устраняется историческая почва для фаталистических воззрений.

ФАЦЗЯ (легисты, “законники”) — одно из ведущих идейных течений в Древн. Китае. Видные представители Ф.— Шан Ян (390—338 до н. э.), Хань Фэй (288—233 до н. э.) и др. Сторонники Ф., выражая интересы новой знати, разбогатевшей от развития меновых отношений, вели решительную борьбу против пережитков родового строя и общинно-патриархальных традиций, за объединение страны и жесткую централизацию управления. Так, Шан Ян, осуществив ряд реформ в царстве Цинь, способствовал созданию первой кит. империи в конце 3 в. до н. э. Философское обоснование экономических и политических взглядов Ф. дал Хань Фэй. Он считал, что естественные законы (дао) определяют развитие вещей. Человеческое об-во также должно иметь собственные законы (фа), к-рые служили бы людям критерием их действий. Эти законы являются гл. орудием государства в борьбе против различных социально-политических сил, за укрепление мощи и процветание страны деспотическими средствами. Хань Фэй и др. представители Ф. были противниками конфуцианства.

ФАШИЗМ (итал. fascio — объединение) — открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических элементов финансового капитала. Установление Ф. выражает неспособность господствующей буржуазии удерживать свою власть обычными, “демократическими” средствами. Ф. выступает во главе сил антикоммунизма, его осн. удар направлен против коммунистических и рабочих партий и др. прогрессивных организаций. Впервые фашистский строй был установлен в Италии (1922), а затем в Германии (1933) и в ряде др. стран В Германии Ф. выступал под маской национал-социализма. Ф, явился ударной силой международной реакции; фашистские государства, в первую очередь гитлеровская Германия, развязали 2-ю мировую войну, в ходе к-рой был разгромлен германский Ф. В нек-рых странах в настоящее время реакционные элементы пытаются возродить Ф. В идеологии Ф.-- это антикоммунизм, иррационализм, крайний национализм и расизм (идея “высшей расы”, якобы призванной господствовать над “низшими”, “неполноценными” расами) и антигуманизм, культ силы и личной власти, пропаганда войны как естественного состояния человечества.

ФЕДОРОВ Николай Федорович (1828—1403) —рус. религиозный мыслитель, создатель утопической неохри-стианской системы, подчиненной идее “патрофикации” (воскрешения отцов), т. е. воссоздания всех живших поколений, понимаемого как их преображение и возвращение к богу. Ф. использовал разные варианты этого понятия: “общее дело”,“регуляция природы” (преодоление “слепой силы” природы, ведущее к воскрешению), “супраморализм” (высшая нравственность, связанная с “долгом воскрешения”) и др. Значение любого знания оценивалось Ф. по степени приближения его к “пасхальным вопросам”, или к идее всеобщей “патрофика-ции”. Панацеей от социальных зол и альтернативой как капитализму, так и социализму он объявил “психокра-тию”— утопическую общину, “объединение сынов для воскрешения отцов”. Во взглядах Ф. был ряд позитивных моментов (осуждение милитаризма и войн, мысли о важности научных открытий и др.), находящихся, однако, как правило, под спудом религиозных, монархических, антиматериалистических и антисоциалистических идей. Система Ф. изложена и реконструирована после его смерти В. Кожевниковым и В. Петерсо-ном, издавшими два тома соч. своего учителя под названием “Философия общего дела” (1906—13).

ФЕДОТОВ Георгий Петрович (1886-1951) —рус. философ, богослов, историк, публицист. Учился в технологическом институте в Петербурге (из к-ро-го за участие в с.-д. движении был исключен и выслан за границу); вернувшись в 1908 на родину, продолжил образование на историческом отделении Петербургского ун-та. В 1914—1918— приват-доцент Петербургского, в 1920— 1922 — профессор Саратовского ун-тов; в 1922—1925 работал переводчиком в частных издательствах. В 1925 Ф. эмигрировал и возобновил преподавательскую деятельность: 1926—1940 — проф. Православного Богословского института в Париже, 1943—1951 — в православной духовной семинарии в Нью-Йорке. С 1931 по 1940 Ф. (совместно с И. И. Бунаковым-фондаминским и Ф. А. Степуном) издавал журнал “Новый град”, пропагандировавший идеи христианского социализма. Философские взгляды Ф. претерпели сложную эволюцию: от марксизма к философскому идеализму и от него к христианскому мировосприятию. Сколько-нибудь завершенной и оригинальной философской системы Ф. не создал. Преобладающий жанр его творчества — статьи, очерки, эссе, однако присущие им глубина и отточенность мысли, информационная насыщенность, яркая литературная форма сделали их заметным явлением в истории отечественной философской и общественно-политической мысли 2-й пол. 20 столетия. Большая часть философской, религиозной и исторической публицистики Ф. собрана (уже после его смерти) в книгах “Новый град” (1952), “Христианин и революция” (1957), “Лицо России” (1967), “Россия, Европа и мы” (1973), “Тяжба о России” (1982), “Защита России” (1988). Осн. темы философской публицистики Ф.— размышления об историческом прошлом России, бедах и успехах настоящего, социальных и духовных судьбах ее будущего, религиозно-нравственных основах политики, непреходящем духовном содержании культуры и нравственности, защита ценностей демократии. Ф. стремился по-новому осмыслить вопрос о соотношении исторических судеб и особенностей развития России и Европы (с учетом сложной диалектики и оплодотворяющего взаимовлияния отечественной и европейской культур), о месте и роли интеллигенции в духовном кризисе и будущем духовном возрождении России, в созидательных возможностях к-рой он не сомневался и в самые мрачные времена “сталинократии” (термин Ф.). Гл. условие духовного и национального возрождения России Ф. видел в создании политической свободы и в культурной работе по освоению духовного, культурного наследия России при одновременном вхождении ее в круг европейских народов. На одно из первых мест он ставил необходимость пробуждения национального самосознания народа, к-рое должны стимулировать и государство, и церковь. Особое место в творческом наследии Ф. занимает цикл работ по истории рус. духовной культуры: “Стих духовный. Русская народная вера по духовным стихам” (1935), “Святые Древней Руси (X—XII вв.)” (1959), “Русская религиозная мысль” (в 2т., 1946, на англ. языке), “Сокровища русской духовности” (1948, на англ. языке). В них Ф. нарисовал широкую картину становления и развития рус. духовной, в т. ч. философской, мысли в России, выступил против сведения национально-специфического к религиозному, смешения “византийского” и “православного” начал в духовной культуре России.

ФЕЙЕРАБЕНД Пол. (р. 1924) — представитель постпозитивистской философии науки. В 50—60-х гг. примыкал к критическому рационализму. В 70—80-х гг. Ф. сформулировал концепцию, названную им эпистемологиче-ским, или методологическим, анархизмом, согласно к-рой в научном познании необходим плюрализм теорий, гипотез и др. форм знаний, для чего следует выдвигать альтернативные, в т. ч. неподтвержденные и непроверенные, законы и гипотезы. Он считает, что научная рациональность не является лучшей, а тем более единственной формой рациональности. Поэтому источником альтернативных идей могут быть знахарство, шаманство, мистика, воет: культы, здравый смысл и т. д. По мнению Ф., язык наблюдений теоретически нагружен, предложения наблюдений зависят от ситуации и не могут быть истинными, а следовательно, невозможно полное эмпирическое подтверждение или опровержение теории. Его методологический анархизм, сформулированный в виде лозунга “все сойдет”, включает в себя признание того, что не существует привилегированных норм и всегда найдутся факты и обстоятельства, в к-рых могут “сойти”, пригодиться нормы, стандарты и концепции, отвергаемые в др. условиях. В целом философские взгляды Ф. являются эклектическими, внутренне противоречивыми и страдают элементами субъективизма. Оси. соч.: “Против метода. Очерк анархистской теории познания” (1975); “Проблемы эмпиризма” (1981); “Избранные труды по методологии науки” (М., 1986).

ФЕЙЕРБАХ Людвиг (1804—72) — нем. философ-материалист. За атеистические взгляды отстранен в 1830 от преподавания в Эрлаигенском ун-те. Последние годы жизни провел в деревне. С 1870 был членом с.-д. партии Германии, хотя не признавал марксизма. Взгляды Ф. изменялись в процессе борьбы с религией от идей младогегельянцев до материализма. Провозглашение и отстаивание материализма оказало громадное влияние на современников Ф. Об освободительном действии его соч. Энгельс писал: “Воодушевление было всеобщим: все мы стали сразу фейербахианцами” (Маркс К.. Энгельс Ф. Т. 21. С. 281). Исходным пунктом философской эволюции Ф. была критика идеалистического понимания Гегелем человеческой сущности, сведения ее к самосознанию. Заслугой Ф. является подчеркивание связи идеализма с религией. Резкой критике подвергает Ф. также идеалистический характер гегелевской диа- ' лектики. Критика Гегеля открывала путь к.использованию рационального содержания гегелевской философии и в этом отношении способствовала формированию марксизма. Однако Ф., по сути дела, просто отбросил философию Гегеля и поэтому не сумел увидеть гл. его достижения — диалектики. Осн. содержание и смысл философии Ф — отстаивание материализма. Характерная особенность материализма Ф.— антропологизм, явившийся следствием исторических условий предреволюционной Германии и выражением идеала революционной буржуазной демократии. Антропологизм Ф. проявляется в выдвижении на первый план проблемы сущности человека, к-рая рассматривается им как “единственный, универсальный и высший” предмет философии. Но провести последовательно материалистическую т. зр. в этом вопросе Ф. не удается, т. к. человек для него—абстрактный индивид, биологическое существо. В теории познания Ф. отстаивал т. зр. эмпиризма и сенсуализма, решительно выступал против агностицизма. Вместе с тем он пытался характеризовать объект в связи с деятельностью субъекта, высказывал догадки об общественной природе человеческого познания и сознания и т. д. Но в целом Ф. не преодолел созер-' цательности домарксовского материализма. Это связано с тем, что в понимании истории Ф. еще целиком оставался на позициях идеализма. Идеалистические воззрения на общественные явления вытекают из стремления Ф. применить антропологию как универсальную науку к изучению общественной жизни. Идеализм Ф. особенно ярко проявляется в исследовании религии и морали. Религия рассматривается им как отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается и в лице бога созерцает свою собственную сущность. Т. обр., религия выступает как “бессознательное самосознание” человека. Причины такого удвоения Ф. видит в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и об-ва. Особый интерес представляют догадки Ф. о социальных и исторических корнях религии. Однако Ф. не сумел найти действенные средства борьбы с религией (он искал их в замене бессознательного самосознания осознанным, т. е. в конечном счете в просвещении) и пропагандировал необходимость новой религии. Не понимая действительного мира, в к-ром живет человек, Ф. выводит и принципы морали из свойственного от природы человеку стремления к счастью, достижение к-рого возможно при условии, если каждый человек будет разумно ограничивать свои потребности и с любовью относиться к др. людям. Мораль, сконструированная Ф., носит абстрактный, внеисторическии характер. Ф. явился непосредственным предшественником марксизма. Осн. соч.: “К критике философии Гегеля” (1839),-“Сущность христианства” (1841), “Предварительные тезисы к реформе философии” (1842), “Основы философии будущего” (1843).

ФЕНОМЕН (греч. phainomenon — являющееся) — понятие, означающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств. Ф. принципиально отличается от ноумена, к-рый остается за пределами опыта и является предметом интеллектуального созерцания. Кант пытался при помощи понятия Ф. резко отделить сущность от явления, считая первую непознаваемой (Агностицизм). С т. эр. диалектического материализма нет непреодолимой грани между сущностью и явлением; сущность познается через явления.

ФЕНОМЕНАЛИЗМ—учение о по знании, исходящее из тезиса: непосредственным, если не единственным, объектом познания являются только ощущения сами по себе. Крайний Ф. ведет к субъективному идеализму — мир есть совокупность “идей”, “комплексов ощущений” (Беркли, Эмпириокритицизм)— или к агностицизму — мы не можем знать, что скрывается за ощущениями (Юм). Умеренный Ф., признавая существование объектов, проявляющихся в ощущениях, ведет или к не вполне последовательному материализму, когда объекты рассматриваются как материальные вещи (Локк), или к кантианскому агностицизму, если они истолковываются как непознаваемые “веши в себе” (Кант, Милль, Спенсер). Ф. присущ почти всем позитивистским учениям 19—20 вв. В неопозитивизме Ф. принял лингвистическую и вообще семиотическую форму, поскольку его осн. тезис сводится к возможности выражать опыт в “объектном”, или “феноменалистиче-ском”, языке. С т. зр. диалектического материализма исходный тезис Ф. несостоятелен, т. к. познание в нем отрывается от действительности и практики.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ — основанное Гуссерлем и его учениками (Л. Ланд-гребе, Э. Финк и др.) субъективно-идеалистическое направление, оказавшее большое влияние на совр. немарксистскую философию. Центр, понятие Ф.— “интенциональность” сознания (его направленность на объект) — предназначено для утверждения субъективно-идеалистического принципа: “нет объекта - без субъекта”. Осн. требованиями феноменологического метода являются: I) феноменологическая редукция, т. е. воздержание от каких бы то ни было суждений, относящихся к объективной реальности и выходящих за границы “чистого” (т. е. субъективного) опыта; 2) трансцендентальная редукция, т. е. рассмотрение самого субъекта познания не как реального, эмпирического, социального и психофизиологического существа, а как “чистого” сознания. Философия, как наука о “чистых сущностях” (эйдетика), противопоставляется познанию реальных фактов. Идеи Ф. в преобразованном виде послужили философской основой экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр) и отчасти философской герменевтики. В русле Ф. разработаны учения Шелера, Мерло-Понти и Гадамера. Католические философы (Де Веленс, Ван-Бреда) синтезируют Ф. с неотомизмом. Идеалистические выводы Ф. вызвали оппозицию внутри самой феноменологической школы, левое крыло к-рой старается оградить Ф. от субъективизма, иррационализма и экзистенциализма, сохранив лишь важнейшее. “рациональное зерно” (М. Фарбер, тяготеющий к материалистическому “натурализму”, отчасти Р. Ингарден). Теоретическими центрами феноменологического направления являются архив Гуссерля при Лувенском католическом унте (Бельгия) и Международное феноменологическое об-во, издающее журнал “Философия и феноменологическое исследование” (Буффало, штат Нью-Йорк. США).

ФЕОДАЛИЗМ (лат. feodum — поместье) — общественно-экономическая формация, к-рая представляет среднее звено целостного диалектического процесса смены общественно-экономических формаций в ходе всемирно-исторического прогресса: эпоха Ф. лежит между рабовладельческим строем и капитализмом. В истории разных народов Ф. возникал посредством синтеза элементов разложения первобытнообщинных и рабовладельческих отношений. Наблюдается три типа этого синтеза: с преобладанием первых, вторых или с более или менее равномерным их соотношением. Экономический строб Ф. при всем многообразии его форм в разных странах и в разное время характеризуется тем, что гл. средство производства — земля находится в монопольном собственности господствующего класса феодалов (ивогда почти полностью сливающегося с государством), а хозяйство ведется силами и техническими средствами мелких производителей — крестьян. Осн. экономическое отяошеяве Ф. находит свое проявление в феодальное ренте, т. е- прибавочном продукте, взимаемом господами (или государством) с производителей в форме работ, денег или натурой (отработочная, денежная, натуральная рента)- В систему феодальных отношений необходимо включен город, т. к. без сбыта продуктов сельского хозяйства горожанам Ф- не знал бы денежной ренты. Антагонизм феодального об-ва. основанного на эксплуатация крестьян феодалами (для нее характерно как экономическое, так н внеэкономическое принуждение), порождал многообразие форм проявления социальных противоречий. Среди них высшую форму представляли народные, крестьяиско-плебейские восстания и войны. Для идеологии феодальной эпохи характерно тяготение к широчайшим, но почти неподвижным н мало основанным на действительных знаниях умозрительным концепциям и мировым религиям (христианство, ислам, буддизм. конфуцианство и др.). Политическое устройство феодального об-ва на разных этапах его развития различно: от мельчавшей государственной раздробленности до весьма централизованных абсолютистских монархий. Специфическую форму представлял собой т. наз. “кочевой Ф.”, хотя его осн. признаки те же. Поздний период Ф. (нисходяшая стадия его развития как системы) характеризуется зарождением в его недрах мануфактурного производства — зачатка капиталистических отношений; это время назревания и свершения ранних буржуазных революций

ФЕТИШИЗМ (португальское feitiсо — волшебство) — общественное от ношение (экономическое, идеологическое и т. п.) и соответствующее ему воззрение, приписывающее вещам самим по себе специфически социальные качества, а созданные культурой свойства принимающее за нечто природное. Метафизический материализм н просветительская критика видели в Ф. только иллюзию индивидуальных сознаний, следствие обмана и т. п. Марксизм же раскрыл объективное содержание Ф. Исторически первоначальная форма Ф. была порождена . крайне низким уровнем культуры первобытаого человека и выражалась в наделении предметов-фетишей чудесной способностью намеренно влиять на его жизнь (Магия, Тотемизм). Элементы Ф. сохранились почтя во всех совр. формах догматического сознания. Товарное, н особенно капиталистическое. производство делает Ф. присущим повседневной практике. Ее элементарная форма — фетишистский характер товара, при к-ром. происходит его персонификация и одновременно овеществление товаропроизводителей. Последним их отношения скажутся именно тем, что они представляют собой на самом деле, т. е. не непосредственно общественными отношениями самнх лиц в их труде, а, напротив, вещными отношениями лиц н общественными отношениями вещей” (Маркс К.. Энгельс Ф. Т. 23. С. 83). Ф. проявляется в культе денег, золота, в приписывании капиталу способности к сановозрастанню независимо от труда. в фанатическом преклонении перед символами власти, политическими институтами, в наделении магическим влиянием идеологических представлений, лозунгов. Во всех этих случаях результатам (материальным нлн духовным) человеческой деятельности придается самостоятельность и могущество над людьми Маркс показал, что корни Ф.— в объективном извращении и перевертывай и и отношения между субъектом и объектом, в отчуждении и овеществлении социальных отношений, т. е. в низведении человека до уровня вещи или исполнителя вещных функций. В ходе строительства нового об-ва преодолеваются источники и формы Ф. и утверждаются “прозрачно-разумные” (Маркс) отношения между людьми как личностями.

ФИДЕИЗМ (лат. fides — вера) — учение, стремящееся подчинить науку религии, использовать идеалистическую философию и научное знание для защиты религиозных догм. В его основе лежит утверждение, что наука дает лишь знание явлений, фактов, вторичных причин, но не способна раскрыть первичные (сверхъестественные) причины, объяснить наиболее глубокие источники бытия. Ограничивая сферу действия науки, Ф. утверждает, что научное познание не может до конца раскрыть истину, отрицает существование объективной истины, чтобы предоставить место религиозной вере. “Современный фидеизм вовсе не отвергает науки; он отвергает только “чрезмерные претензии” науки, именно, претензию на объективную истину” (Ленин В. И. Т. 18. С. 127). По мнению фидеистов, только религия дает подлинное объяснение принципам существования и назначения мироздания, придает смысл и цель жизни человека, наука же предоставляет лишь нек-рые средства для осуществления этой цели. Ми. направления совр. зап. философии имеют фидеистические черты (персонализм, неотомизм, экзистенциализм и др.). Теологи используют для более утонченной защиты религии идеи этих и др. буржуазных философских направлений (о господстве над человеком иррациональных сил, о возможности с помощью мистической интуиции постигнуть “сверхопытную” реальность, о наличии “сферы невыразимого” рациональными средствами и т. д.).

ФИЗИКА (от греч. physis,—природа) — наука о природе, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства материального мира. Вследствие этого Ф. и ее законы лежат в основе всего естествознания. В древности слово “Ф.” обозначало всю совокупность сведений о природе. Впоследствии под Ф. стали понимать учение о закономерностях движения тел (механика), о причинах звуковых (акустика), тепловых, электрических, магнитных и оптических явлений. Классическая Ф. стремилась объяснить причины этих явлений на основе законов механики Ньютона. В 19 в. выяснилось, что Ф. имеет дело со специфическими закономерностями. Термодинамика изучает поведение больших множеств молекул, для к-рых характерен необратимый переход от менее вероятных состояний к более вероятным, в то время как собственно механические процессы не обладают по-добной необратимостью. С др. стороны, в классической электродинамике выросло убеждение о несводимости законов возникновения и распространения электромагнитного поля к законам механики. Т. обр., в 19 в. Ф. начала эмансипироваться от механики. Вместе с тем механическая теория тепла показала взаимный переход механических процессов в тепловые, а учение об электричестве установило переходы механических процессов в электрические и обратно. В 19 в. было установлено, что механические, тепловые и электромагнитные процессы связаны взаимными переходами при сохранении количественной меры всех этих видов движения — энергии. Принцип сохранения энергии (Сохранения энергии закон) стал осн. принципом Ф. В конце 19 — нач. 20 в. было обнаружено мн. новых, ранее неизвестных физических явлений — возникновение и распространение радиосигналов, рентгеновских лучей, радиоактивность. В то же время в центре физической мысли оказалась открытая Менделеевым периодичность химических свойств элементов. Отыскивая причины этих явлений, Ф. включила новые разделы — атомную и ядерную физику и затем физику элементарных частиц. В теоретической физике в первой половине 20 в. произошел отход от осн. классических понятий и идей, связанный с теорией относительности и с квантовой механикой. Совр. физика, достигшая колоссальных успехов, оказывает несравнимое с прошлым воздействие на технику и общественную жизнь. В течение всего развития Ф. была тесно связана с философией. В древности физические сведения и гипотезы были составной частью различных философских систем. Обобщение физических знаний, выросших на базе развития классической механики, послужило основой материалистических идей нового времени. В 19 в. анализ и обобщение физических открытий позволили Марксу и Энгельсу развить учение диалектического материализма.В 20 в. идеалистические направления, так же как и в предыдущие периоды, стремились использовать смену физических представлений для идеалистических, позитивистских, выводов (Физический идеализм). Анализ действительного смысла новых физических теорий в работе Ленина “Материализм а эмпириокритицизм” и дальнейшее развитие науки показали, что Ф. дает неопровержимые аргументы в пользу диалектического материализма и что применение философских идей марксизма в физических исследованиях сообщает им новые стимулы для исследования природы.

ФИЗИКАЛИЗМ — одна из концепций логического позитивизма, к-рая разрабатывалась Карнапом, О. Нейратом и др. Сторонники Ф. рассматривают истинность к.-л. положения любой науки в зависимости от возможности его перевода на язык физики, "физнкалий”. Предложения, не поддающиеся такой операции, оцениваются как лишенные научного смысла. В результате проблема единства научного знания, его объективной целостности подменяется поисками универсального, единого, или, точнее, единственного языка науки. Вместо анализа междисциплинарных отношений, связей конкретных наук, их единства физикалксты стремятся перевести специфические виды существующего знания на язык физики и на этой основе достигнуть их унификации. Здесь проявилось своеобразное возрождение неопозитивизмом механистического принципа сводимости. Попытки создания единого, унифицированного языка и перевод на него всей системы существующего знания не дали положительных результатов, .что признано как самими последователями Ф., так и его критиками (Критический рационализм).

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ — субъективно-идеалистическая концепция относительно источника и механизма процесса познания, основанная на абсолютизации структурно-функциональных характеристик физиологического субстрата органов чувств, игнорирующая первичность материи в адекватно-отражательной функции объективного содержания ощущений. Впервые термин “Ф. и. был использован Фейербахом, а теоретический фундамент под него подведен И. Мюллером и Ч. Беллом в середине 19 в. Они исходили из экспериментально установленного факта, что, напр., зрительное ощущение может вызываться как адекватным внешним источником (светом), так и неадекватными (электрическим или механическим) раздражителями. Однако, абсолютизируя эту независимость физиологнческой реакции от специфики внешнего раздражителя, они приходили к неверному выводу о том, что ощущение есть лишь символ, но не образ внешнего мира и само познание — не адекватно-отражательный процесс, а автономное высвобождение неспецифической энергии органов чувств. Ф. и. не учитывает адаптивной сущности эволюции, заключающейся в том, что высшим мерилом приспособления к среде выступает способность к большей адекватности ее отражения посредством ощущений, восприятий, представлений. Несостоятельность Ф. и. показана в книге Ленина “Материализм и эмпириокритицизм”.

ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА — под этим термином понимают представление о природе (иногда в более узком смысле—о неорганическом мире), исходящее из нек-рых общих физических принципов. В этом смысле Ф. к. м. была античная атомистика, физика Декарта, система Ньютона. В 17—18 вв. все попытки построения Ф. к. м. характеризовались идеей сводимости сложных явлений природы к простым механическим перемещениям дискретных частей вещества. В 19 в. в естествознании утвердилось представление о специфических закономерностях сложных, несводимых к более простым форм движения. Это представление было высказано в наиболее глубоком и общем виде в "Диалектике природы” Энгельса. Ф. к. м. 19 в. основана на иерархии форм движения и их взаимных переходах, и в этом смысле идея сохранения и превращения энергии является ее наиболее общим физическим принципом. В 20 в. законы ньютоновой механики уже не могли играть роли наиболее общих законов. На эту роль претендовали законы электромагнитных явлений, но электромагнитная картина мира ее могла охватить всю совокупность физических явлений. С др. стороны, электромагнитные поля не укладывались в рамки общей теории относительности, описывающей гравитационные поля. Попытки построения единой теории паяя, предпринятые Эйнштейном и др. физиками во второй четверти 20 в., не привели к созданию новой я цельной Ф. к. м. Основой такой картины может стать единая теория элементарных частиц и их превращений, предварительные наброски к-рой сейчас намечаются в физик. Т. обр., развитее науки подтверждает идея диалектического материализма, н-рый, по словам Ленива, отнюдь не утверждает “обязательно “механическую”, а •е электромагнитную, не какую-нибудь еще неизмеримо более сложную картину мира. как движущейся материи"(Т. 18. С. 296).

ФИЗИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ -введенное Лениным в книге “Материализм и эмпириокритицизм” название ряда субъективно-идеалистических воззрений, спекулирующих на достижениях новой физики. Крутая ломка старых физических понятий, связанная с открытиями конца 19 — начала 20 в. (Относительности теория), сопровождалась кризисом в физике и выдвинула на первый план два момента в развитии этой науки: ее математизацию и признание принципа относительности знаний. Как показал Ленин, неправильное понимание этих процессов способствовало переходу. к Ф. и. тех ученых, к-рые не обладали широким мировоззренческим подходом к новым явлениям, не могли обобщить закономерности исторического прогресса научного познания и в силу своей общественно-политической позиции не признавали, а частности, диалектического материализма. Невозможность чувственной наглядности наиболее простых объектов физики и описание их на абстрактном математическом языке приводили к ошибочному выводу, будто “материя исчезла”, а остались одни уравнения. Радикальное крушение привычных представлений при незнании диалектики абсолютной и относительной истины вело к утверждению “чистой относительности” наших знаний, к отрицанию объективной истины, в конечном счете к идеализму и агностицизму. Совр. Ф. и. пытается объяснить парадоксы новой физики свойствами субъекта (наблюдателя), к-рый описывает мир с помощью “априорной” математики и показаний приборов. Это объяснение в значительной степени опирается на т. наз. принцип наблюдаемости, согласно к-рому теория не должна содержать ничего такого, что не соответствовало бы непосредственному чувственному опыту субъекта.

ФИЛИППОВ Михаил Михайлович (t858—1903) — прогрессивный рус. мыслитель, естествоиспытатель и философ, историк и популяризатор научных званий, писатель. Представитель естественнонаучного материализма 80— 90-х гг. 19 в, продолжатель рус. материалистической традиции в философии и науке. В центре его теоретическое деятельности — разработка философских проблем различных наук: математики, физики, химии, биологии, астрономии. Пропагандист идей Дарвина, автор трудов по истории научной мысли античности, Возрождения, нового времени. Гл. работа Ф.— двухтомник “Философия действительности” (1895, 1898) — написанная с материалистических позиций история “научно-философских миросозерцании от древности до наших дней”. Ф. одним из первых критиковал “слева” неокантианство, “второй позитивизм”, новейшие течения идеализма. Будучи основателем и редактором журнала “Научное обозрение”, сыгравшего важную роль в истории рус. просвещения и науки,опубликовал в нем ряд трудов Маркса, Энгельса, Ленина, Плеханова.

ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo — люблю и sofia — мудрость; буквально — любовь к мудрости) — форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих (Мировоззрение) вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека. Рождение Ф. как специфической формы духовной деятельности было обусловлено великим культурным переворотом в Древн. Греции (8—5 вв. до н. э.), общественно-политической основой к-рого явилась полисная демократия, открывшая дорогу к свободному обсуждению политических, социальных и духовно-нравственных проблем. Термин “Ф.” впервые встречается у древнегреч. математика и мыслителя Пифагора (ок. 580—500 до н. э.), истолкование же Ф. как особой науки впервые предпринял Платон. В отличие от иных форм мировоззренческого сознания — предшествующей Ф. мифологии и религиозного мировоззрения — философское сознание избрало своим ориентиром не авторитет и традицию, не слепую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни. Ф. противопоставила антропоморфизму мифологии представление о мире как о сфере действия безличных объективных сил, а традиционности и непосредственности мифа — сознательный поиск альтернативных вариантов подобных представлений, их взаимную критику и принятие к.-л. из этих вариантов на основе логической аргументации. Это же стремление к выработке целостной системы миропонимания на основе интеллекта отличает Ф. от религиозного сознания (Религия), с к-рым она в течение мн. веков находилась в тесном, порой весьма противоречивом, сложном взаимодействии и для к-рого характерно преимущественное внимание к эмоциональной сфере мировоззрения, к тревогам и надеждам человека, к поиску веры, к стремлению к личностному общению с абсолютом. Ф., т. обр., выступает как рационально-теоретическая форма мировоззрения. Напряженность творческих поисков философской мысли связана прежде всего со стремлением теоретически осмыслить проблемы взаимоотношений человека н мира, “вписанности” человека в мир, выработать такое целостное понимание мира, к-рое давало бы возможность включить в него человека и при этом рассматривать человека с т. зр. универсума в целом, понять его место и предназначение в природном и социальном мире. Осн. вопрос заключается здесь в том, что человек выступает не просто как часть мира в ряду др. вещей, а как бытие особого рода, выходящее за рамки мира объектов, обладающее душевной н духовной жизнью, способное проявлять активное отношение к миру. В Ф. данный вопрос теоретически заострен, выступает наиболее рельефно, составляет основу всех философских размышлений об отношении субъекта и объекта, духовного н материального, сознания и бытия (Основной вопрос философии), свободы и необходимости. “Единство противоположностей”, заложенное в самой сущности философской мысли, связанное с необходимостью “включения” человека в мир н вместе с тем учета его особого места в мире, определяет глубинную диалектику философского сознания. Акцентирование той или др. стороны проблемы, ориентация на тот или мной ее полюс н явились предпосылкой противопоставления материализма н идеализма, философских концепций, стоящих на позициях детерминизма или подчеркивающих значимость свободы воли, антропо-логистских или космологистских тенденций и т. д. Философская мысль всегда двигалась в “силовом поле” взаимной полемики этих концепций н течений, и поэтому внутреннее единство Ф. может быть понято только через эту полемику. через диалогичность философского сознания. Выдвигая определенное понимание “включенности” человека в мир, его места и предназначения в мире, Ф. так или иначе, в более или менее явном виде намечает нек-рые “предельные основания” сознательного отношения к миру, систему духовных ценностей, определяющих социальную н личностную программу человеческой жизнедеятельности, задает ее смысловое содержание и направленность. Она всегда выступала не просто как констатация “сущего”, а как теоретическое обоснование программы действия человека в мире, реализации “должного”. Философское сознание органически связано с нравственностью. Но в отличие от нравственного н др. форм ценностного сознания, реализующих ценности как некие безусловные основания деятельности, Ф. подвергает последние теоретическому критико-рефлексивному анализу, рассматривая ценности как основания отношения к миру, реализации “должного” в контексте бытия, универсума в целом. В своем развитии она постоянно так или иначе опиралась на опыт др. видов общественного сознания, др. способов освоения действительности. Значимость влияния науки, нравственности, искусства, идеологии, личностного опыта на философские течения различна, и это во ми. определяло специфику отдельных стилей философского сознания. Так, скажем, позитивизм, в т. ч. неопозитивизм, стремился ориентироваться на опыт научного познания, экзистенциализм же — прежде всего на опыт личностного отношения к миру. Преимущественное обращение к тем или иным формам сознания обусловливает и различие в отношении понимания роли рациональности а философском сознании; наряду с последовательной ориентацией на рациональное познание, а с развитием науки — на научное познание (Сци-ентизм) в Ф. существовали и существуют течения, опирающиеся на интуицию, личностно-эмоциональный опыт, эстетическое восприятие мира и пр. Однако и эти направления, коль скоро они опираются на рациональный анализ исходной философской проблематики, на аргументацию в выборе позиции, не выходят за рамки Ф. как формы теоретического сознания. Опираясь на опыт различных форм познавательного, ценностного и практического освоения мира, осмысливая и перерабатывая в своих понятиях мировоззренческие идеи, рождаемые в политическом, юридическом, нравственном, художественном, научном, техническом сознании, синтезируя .многообразные системы, практические знания, а с возрастанием роли науки — нарастающие массивы научного знания, Ф. осуществляет интеграцию всех форм деятельности человека в данный исторический период, выступает в качестве самосознания эпохи. Маркс рассматривал Ф. как особый тип духовной деятельности, непосредственно сопряженный с социальной практикой данной эпохи, ориентированный на решение тех задач, к-рые наиболее актуальны в определенный исторический период. В совр. условиях эти задачи связаны прежде всего с выработкой сознания, предполагающего ответственность людей перед лицом глобальных проблем, от к-рых зависит выживание человечества, с развитием нового мышления в отношениях между людьми, определением приоритетных целей и направлений в решении социально значимых проблем, в осуществлении перестройки всех сторон жизни нашего об-ва.


Обратно в раздел философия










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.