Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Философский словарь

Современный философский словарь включает в себя: основные философские термины, понятия и определения, учения и личности.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Д

ДАВИД АНАХТ (Непобедимый) (конец 5—1-я половина 6 в.) — армянский философ, представитель неоплатонизма. Развивая наследие античной философии (Платон. Аристотель, неоплатоник Порфирий (ок. 233—ок. 304) и др.), создал систему логики, высказал ряд идей в области астрономии и математики, выступал против скептицизма и релятивизма. Рассматривая философию поочередно как науку о сущем, науку о божественных и человеческих вещах, как размышления о смерти, “подражание богу, совершаемое в меру сил человеческих”, как искусство искусств и науку наук и как любовь к мудрости, Д. А. считал ее целью освобождение души из “темницы” тела, достижение духовного совершенства. Соч.: “Определения философии”, “Анализ “Введения” Порфирия” и др.

ДАВЫДОВ Иван Иванович (1794— 1863) — рус. философ-идеалист и филолог. Окончил Московский ун-т, где и преподавал в 1822—47. В ранний период деятельности эклектически сочетал идеи сенсуализма и шеллингианского идеализма, что нашло отражение в его “Начальных основаниях логики...” (1819—20); шеллингианско-идеалистической была и его “Вступительная речь о возможности философии как науки” (1826). В статье “Возможна ли у нас германская философия” (1841) Д. критиковал справа философию Гегеля и давал славянофильское (Славянофилы) истолкование идеи национальной самобытности рус. философского развития.

ДАЙ ЧЖЕНЬ (1723—77)—кит. философ-материалист. Отвечая на вопрос о взаимоотношении двух осн. понятий неоконфуцианской натурфилософии — идеального ли и материального ци, Д. Ч. заявлял, что ци первично, а ли вторично. Мир находится в постоянном процессе становления и развития. Движение он объяснял взаимодействием противоположных сил: положительного ян и отрицательного инь (Инь и ян). Их действие вечно, неуничтожимо и неотделимо от природы. Все явления и вещи подчинены естественной необходимости. Признавая основой познания ощущения, Д. Ч. отрицал существование “врожденного” знания, говорил о необходимости опытной проверки общих выводов. В своих общественно-политических взглядах высказал положение о том, что освобождение народа зависит от развития просвещения и нравственного самоусовершенствования личности.

Д’АЛАМБЕР Жан Лерон (1717— 83) — один из представителей фр. Просвещения 18 в., философ и математик. Ему принадлежит попытка описать историю возникновения и развития человеческого познания, а также изложить классификацию наук, исходя в основном из принципов Ф. Бэкона. В философии Д. был сторонником сенсуализма и противником декартовской теории врожденных идей. Однако сенсуализм его не был последовательно материалистическим. По Д., мышление не является свойством материи, а душа имеет независимое от материи существование. Т. обр., Д. стоял на дуалистических позициях. В противоположность др. фр. просветителям он утверждал, что нравственность не обусловлена общественной средой. Д. признавал бога как образующую субстанцию. Критика непоследовательного сенсуализма Д. была дана в работах Дидро. Осн. соч.—”Элементы философии” (1759).

ДАЛЬТОН Джон (1766—1844) — англ. химик и физик. Открытия Д. способствовали превращению атомистики из натурфилософской догадки в естественнонаучную теорию, укрепляли позиции материализма в естествознании. Энгельс назвал Д. отцом совр. химии.

ДАО — одна из важнейших категорий в кит. классической философии. Первоначально Д. означало “путь”, “дорогу”. Впоследствии понятие “Д.” было применено в философии для обозначения “пути” природы, ее закономерности. Вместе с тем Д. приобрело также смысл жизненного пути человека, превратилось в понятие “этическая норма” (даодэ). В мышлении Д. означает “логику”, “резон”, “аргумент” (дао-ли). Содержание понятия “Д.” изменялось вместе с развитием кит. философии. У философов-материалистов (Лаоцзы, Сюньцзы, Ван Чун и др.) Д. рассматривается как естественный путь вещей, их закономерность. У идеалистов Д. трактуется как “идеальное начало”, “истинное небытие” (Ван Би и др.), как “божественный путь” (Дун Чжуншу и др.).

ДАОСИЗМ — учение о дао, или “пути” (вещей), возникло в Китае в 6—5 вв. до н. э. Основоположником Д. считается Лаоцзы (6—5 вв. до н. э.) — древ-некит. философ, призывавший следовать природе, жить естественной жизнью; в эпоху Тан (7—9 вв.) был канонизирован как святой. Его осн. идеи изложены в книге “Дао дэ цзин”. Все вещи рождаются и изменяются благодаря собственному “пути”— дао. В мире нет неизменных вещей, и в процессе изменения все они переходят в свою противоположность. Человек должен следовать естественности вещей, отказаться от мудрствования. Д. выступал против господства и угнетения, призывал вернуться к традициям общинной жизни. Видными сторонниками Д. были Ян Чжу. Инь Вэнь, Чжуанцзы, жившие в 4—3 вв. до н. э. Соблюдение естественных законов (дао) жизни” согласно Ян Чжу, позволяет человеку “сохранить свою природу в целости”, а по словам Инь Вэня, оно необходимо также для приобретения человеком мудрости и познания им истины. Последний считал, что душа человека состоит из тончайших материальных частиц — цзин ци, к-рые приходят и уходят в зависимости от “чистоты” или “засоренности” нашего органа мышления (синь). Чжуанцзы назвал мышление “зеркалом неба и земли”. В качестве предмета познания он выдвинул диалектику единого и многого, абсолютного и относительного, постоянного и изменчивого. Однако Чжуанцзы стремился к абсолютизированию единого во многом, покоя в движении, к обособлению дао от вещей, что послужило идейной основой его теории “недеяния”, ставшей одним из идейных источников формирования религии Д. на рубеже н. э. (философию Д. следует отличать от Д. как вероучения).

ДАРВИН Чарлз Роберт (1809— 82) — англ. естествоиспытатель, создатель научной эволюционной теории. Обобщив данные совр. ему биологии и сельскохозяйственной практики, а также фактический материал, собранный во время кругосветного путешествия (1831—36), пришел к выводу об эволюционном развитии живой природы в результате естественного отбора. В работе “Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благо-приятствуемых пород в борьбе за жизнь” (1859) изложил осн. положения своей теории. В книге “Прирученные животные и возделываемые растения” (1868) Д. объяснил возникновение домашних животных и культурных растений путем искусственного отбора. В труде “Происхождение человека и половой отбор” (1871) дал естественнонаучное объяснение происхождению человека от животных предков. Однако социальные причины, определившие выделение человека из животного мира,— роль труда, общественного сознания не были вскрыты Д. Учение Д. получило признание в результате длительной и острой борьбы с противниками теории эволюции, клерикалами и идеалистами. Теория Д. принадлежит к числу выдающихся естественнонаучных открытий 19 в., послуживших одной из естественнонаучных предпосылок возникновения диалектического материализма. В совр. условиях теория Д., сохраняя свое общеметодологическое и мировоззренческое значение в целом, развивается и модифицируется под влиянием фактического и теоретического материала генетики (молекулярной и популяционнои), биокибернетики и др. дисциплин.

ДАЯНАНДА Мульшанкар (псевдоним — Сарасвати) (1824—83) — инд. философ-идеалист, религиозный реформатор. В 1875 основал в Бомбее “Арья самадж” (об-во ариев), ставящее своей целью “возврат к ведам”, возрождение древн. религии ариев. Д. выступал против идолопоклонства, многобожия, засилья жрецов, суеверий, ретроградных обычаев и т. д., стремясь “очистить” индуизм от средневековых наслоений. Религиозное реформаторство сочеталось у Д. с просветительскими идеями. Защищая необходимость всеобщего естественнонаучного образования, он в то же время пытался представить ре-. зультаты науки в виде развития положений вед. В философии Д. выступал как последователь двайтаведанты Мадхвы, пытаясь на основе положений последней “примирить” все 6 “ортодоксальных” философских систем древности. Высказывался за независимое национальное развитие Индии.

ДВИЖЕНИЕ — важнейший атрибут, способ существования материи. Д. включает в себя все происходящие в природе и об-ве процессы. В самом общем виде Д.— это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний. В мире нет материи без Д., так же как не может быть и Д. без материи. Д. материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов Д. Тело, покоящееся по отношению к Земле, движется вместе с ней вокруг Солнца, вместе с Солнцем — вокруг центра Галактики и т. д. Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном множестве перемещений. Качественная устойчивость тел и стабильность их свойств также представляет собой результат взаимодействия и движения составляющих тела микрообъектов. Т. обр., Д. определяет свойства, структурную организацию и характер существования материи. Д. материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах (Формы движения материи). В процессе развития материи появляются качественно новые и более сложные формы Д. Но даже механическое перемещение не является абсолютно простым. В процессе перемещения тело непрерывно взаимодействует с др. телами через электромагнитное и гравитационное поля и изменяется при этом. Теория относительности (Относительности теория) указывает, что с увеличением скорости Д. происходит возрастание массы тел, уменьшаются по направлению Д. линейные размеры, замедляется ритм процессов в телах. При околосветовых скоростях электроны и др. частицы способны интенсивно излучать кванты электромагнитного поля по направлению Д. (т. наз. “светящийся” электрон). Всякое Д. включает в себя взаимодействие различных форм Д. и их взаимные превращения. Оно так же неисчерпаемо, как и сама материя. Д. материи выступает как процесс взаимодействия (“борьбы”) различных противоположностей, составляющих внутреннее содержание различных изменений,, причину смены конкретных качественных состояний. Так, электромагнитное, гравитационное и ядерное Д. основано на единстве противоположных процессов излучения и поглощения микрообъектами квантов электромагнитного, гравитационного и ядерного полей, химическое Д. включает в себя ассоциацию и диссоциацию атомов; жизненные процессы основаны на единстве ассимиляции и диссимиляции веществ, возбуждения и торможения нервных клеток и т. д. Бесконечное самодвижение материи в космосе выступает как результат единства противоположных процессов рассеяния материи и энергии (в ходе эволюции звезд) и их обратной концентрации, ведущей в конечном счете к возникновению звезд, галактик и др. форм материи. Д. охватывает также и все формы развития материи. Развитие представляет собой закономерное, целостное, необратимое структурное изменение систем, имеющее определенную направленность. Эта направленность является равнодействующей от сложения различных внутренних тенденции изменения, вытекающих из законов движения системы и наличных внешних условии. Формы развития материи могут быть весьма многообразными, в зависимости от степени сложности системы, присущих ей форм движения, скорости и темпа изменений, их характера, направленности и т. д. При восходящем развитии происходит усложнение связей, структуры и форм Д. материальных объектов, прогрессивные преобразования от низшего к высшему. Нисходящее развитие выражает, напротив, деградацию и распад системы, упрощение форм ее Д. По сравнению с развитием Д. является более общим понятием, поскольку включает в себя всякое изменение, в т. ч. внешнее и случайное, не соответствующее внутренним законам системы.

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА — существенные, необходимые, длительно действующие причины, обеспечивающие функционирование и прогресс об-ва. Сторонники идеалистического понимания истории сводят Д. с. р. о. к идеальным побуждениям, мотивам исторической деятельности людей, к политическому насилию, усматривают их в неизменной природе человека, во внешней природе, в сверхъестественных или иррациональных силах, в механической комбинации различных факторов. Классики марксизма-ленинизма утверждали первичность и определяющий характер материальных Д. с. в развитии об-ва по отношению к политическим и духовным, а также активность, относительную самостоятельность последних, раскрыли роль народных масс как решающей движущей силы истории. К Д. с. р. о. относятся общественные противоречия, прогрессивная деятельность социальных субъектов, направленная на их разрешение, побудительные силы этой деятельности (потребности, интересы и др.). В структурно-функциональном аспекте Д. с. р. о. делятся на природные (демографические и географические) и общественные факторы; общественные — на материально-экономические, социальные, политические и духовные, объективные и субъективные.

ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА (или двойная истина) — термин, обозначающий учение о взаимной независимости истин философии и богословия, возникшее в эпоху средневековья и направленное на утверждение автономии науки, разума от религии. Отчетливое выражение оно получило в арабской философии. Так, Ибн Рушд считал, что в философии имеются истины, неприемлемые для богословия, и наоборот. Это учение развивали представители аверроизма, номинализма (Дунс Скот, Уильям Oic-ком), в эпоху Возрождения — Пьетро Помпонацци и др.

ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД—способ построения научных теории, специфической особенностью к-рого является применение дедуктивной техники вывода (Дедукция). В философии имелись попытки проведения резкой грани между ,Д. м. и др. методами (напр., индуктивным), истолкования дедуктивного рассуждения как внеопытного и чрезмерного преувеличения роли дедукции в науке. В действительности дедукция и индукция неразрывно связаны между собой, и структура дедуктивного рассуждения обусловлена многовековой практически-познавательной деятельностью человека. Д. м.— один из возможных методов построения научного знания. Он применяется, как правило, после того, как накоплен и теоретически истолкован эмпирический материал для цели систематизации его, более строгого и последовательного выведения всех следствий из него и т. д. При этом получается и новое знание — в виде множества следствий дедуктивной теории и как совокупность возможных интерпретаций дедуктивно построенной теории. Общая схема организации дедуктивных систем (теорий) включает: 1) исходный базис, т. е. совокупность исходных терминов и утверждений; 2) используемые логические средства (правила вывода и определения); 3) совокупность утверждений (предложений), получаемых из (1) путем применения (2). При исследовании таких теорий анализу подвергаются взаимоотношения между отдельными их компонентами, абстрагированными от генезиса и развития знания. Поэтому их целесообразно рассматривать как своеобразные формализованные языки, к-рые можно анализировать либо в синтаксическом (когда изучается соотношение между входящими в язык знаками и выражениями вне учета их внеязыкового значения), либо в семантическом (когда взаимоотношения знаков и выражений системы рассматривают с т. зр. их значения) аспектах. Дедуктивные системы подразделяются на аксиоматические (Аксиоматический метод) и конструктивные (Конструктивный метод). Д. м. при использовании его в знании, основанном на опыте и эксперименте, выступает как гипотети-ко-дедуктивный метод. Анализ дедуктивного способа построения научного знания начался уже в античной философии (Платон, Аристотель, Евклид. стоики), много места занимал в философии нового времени (Декарт, Пас~-каль, Спиноза, Лейбниц и др.), но полно и четко принципы дедуктивной орга^ низации знания были сформулированы лишь в конце 19 — начале 20 в. (при этом широко использовался аппарат математической логики). Вплоть до начала 20 в. Д. м. применялся в осн. в сфере математики и логики. В 20 в. широкое распространение получили попытки дедуктивного (в частности, аксиоматического) построения также мн. нематематических дисциплин — отдельных разделов физики, биологии, лингвистики, социологии и др.

ДЕДУКЦИЯ (лат. deductio — выведение) — один из осн. способов рассуждения (умозаключения) и методов исследования. Под Д. в широком смысле понимается любой вывод вообще, в более специфическом и наиболее употребительном смысле — доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких др. утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер. В случае дедуктивного вывода следствия содержатся в посылках в скрытом виде, и они должны быть извлечены из них в результате применения методов логического анализа. Совр. понятие о Д. является далеко идущим обобщением аристотелевского истолкования Д. как вывода от общего к частному и показывает его односторонность.

ДЕЗАМИ Теодор (1803—50) — представитель фр. революционного утопического коммунизма, участник тайных революционных об-в (“Общество времен года”, “Центральное республиканское общество” и др.). В революции 1848 активно отстаивал требования рабочих. Был последователем Морелли, Г. Бабе-фа (бабувизм) и Фурье, выступал против “мирного” коммунизма Кабе и “христианского социализма” Ф. Ламенне. По своим философским взглядам Д. был материалистом и атеистом, последователем Гельвеция. Маркс и Энгельс высоко оценили учение Д. как “реальный гуманизм” и как “логическую основу коммунизма”. Осн. соч.— “Кодекс общности” (1842).

ДЕИЗМ (лат. deus — бог) — учение, к-рое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам. Родоначальник Д.— англ. философ 17 в, Г. Чербери. Д. отличен от теизма, признающего связь бога с миром и человеком, пантеизма, растворяющего бога в природе, и атеизма, отрицающего само существование бога. В условиях господства феодально-церковного мировоззрения Д. был нередко скрытой формой атеизма, удобным для материалистов способом отделаться от религии. .Представителями Д. во Франции были Вольтер, Руссо, в Англии — Локк, Ньютон, Таламд, Шефтсбери, в России — Радищев, И. П. Пнин, И. Д. Ертов и др. Под флагом Д. выступали также идеалисты (Лейбниц, Юм) и дуалисты. В совр. условиях под Д. зачастую скрывается стремление оправдать религию.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ—то, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность и закономерность в самом себе, а также содержит в себе результаты своего собственного действия и развития. Такой Д. является объективная реальность во всей ее конкретности. В этом смысле Д. отличается не только от всего кажущегося, вымышленного и фантастического, но и от всего только логического (мысленного) , хотя бы это последнее и было совершенно правильно, а также и от всего только возможного, вероятного, но пока еще не существующего (ср. Бытие, Реальность. Сущность, Существование. Возможность и действительность).

ДЕКАБРИСТЫ — рус. дворянские революционеры, члены тайных об-в 20-х гг. 19 в., организаторы военного выступления против самодержавно-крепостнического строя в декабре 1825 г. После подавления восстания правительством Николая I П. Пестель, К. Рылеев, П. Каховский, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин были казнены, остальные сосланы в Сибирь, на Кавказ, изолированы от общественно-политической жизни. Революционность Д.— продукт феодально-крепостнической среды, ее несправедливостей и притеснений — была связана с пробуждением рус. национального самосознания после Отечественной войны 1812, порождена патриотическим стремлением превратить Россию в высокоразвитую свободную державу. Д. испытали также влияние Французской и Американской буржуазных революций, революционных событий в Греции, Испании, Италии и др. странах. Задачами Д. были: отмена крепостничества, свержение или ограничение самодержавия, установление республиканского либо конституционного строя. Эти цели объективно, по своей социально-классовой сущности являлись буржуазно-демократическими, хотя субъективно Д. выступали с общенациональных позиций, считая себя выразителями интересов всего рус. народа, об-ва в целом. Дворянская ограниченность Д. выразилась в боязни народной революции, в нерешительной тактике во время восстания. Наиболее известные проекты преобразования России принадлежали Н. Муравьеву (конституционно-монархический) и Пестелю (республиканский). Последний, более радикальный, содержал в зачаточном виде элементы утопического социализма, напр., идею уравнительного раздела земли. Конституция Пестеля намечала уничтожение сословий, образование одного сословия — гражданского, выборность органов законодательной и исполнительной власти, раздел всей земли на общественную и частную, гарантию прав личности и собственности, недопущение “аристокрации богатств”, развитие “народной промышленности”, гармоническое сочетание прав и обязанностей правительства и народа. Обоснованию социальных идеалов декабризма служили как материалистические, так и идеалистические и даже религиозные философские идеи. Материалистами были: П. Борисов, И. Якушкин, Н. Крюков, А. Барятинский, В. Раевский и др. К деизму склонялись П. Пестель, Н. Тургенев и др. На идеалистических позициях стояли М. Лунин, В. Кюхельбекер, Е. Оболенский и др.; на религиозных — Бестужев-Рюмин, Муравьев-Апостол, Н. Муравьев. Среди Д. отмечались колебания между идеализмом и материализмом, шли философские дискуссии, продолжавшиеся и в период сибирской ссылки. Материализм Д. в целом носил механистический, метафизический характер. Д.-материалисты вслед за Ломоносовым развивали атомистические представления, считая основой строения вселенной мельчайшие материальные частицы — “единицы” (Якушкин), “корпускулы-молекулы” (Крюков), “первоначальные атомы” (Борисов). По мысли Борисова (“О возникновении планет”), из всех гипотез происхождения Земли “вероятнейшей” является атомистическая. Якушкин (“Что такое жизнь?”) вслед за Радищевым разрабатывал антропологическую проблематику, ставил вопросы о сходстве и различии человека и окружающей его природы, о человеческом познании, обращался к Декарту, Локку, Канту, но его симпатии принадлежали французскому материализму, “широкому разгулу разума”, подрывавшего устои средневековья и феодализма. Крюков (“Философские записи”) анализировал психические способности человека (воображение, впечатление, внимание, память), роль “чувственности и чувствований” в познании с позиций материалистического сенсуализма. Гуманистические стремления Д. выражались в подчеркивании важной социальной роли философии (если она есть изыскание истины, то “истина должна быть открыта народу”), в определении ее как “правдоведения” (Крюков).

ДЕКАРТ Рене, в лат. написании Кар-тезий (1596—1650) — фр. философ, математик, физик, физиолог. Учился в иезуитской коллегии Ла Флеш. После службы в армии переселился в Нидерланды — передовую капиталистическую страну того времени, где провел 20 лет в уединенных научных и философских занятиях. Преследования нидерландских богословов вынудили его переехать в Швецию (1649), где он и умер. Философия Д. связана с его математикой, космогонией и физикой. В математике Д.— один из создателей аналитической геометрии. В механике он указал на относительность движения и покоя, сформулировал общий закон действия и противодействия, а также закон сохранения полного количества движения при ударе двух неупругих тел. В космогонии он развил новую для науки идею естественного развития солнечной системы; осн. формой движения космической материи, обусловливающего строение мира и происхождение небесных тел, он считал вихревое движение ее частиц. Эта гипотеза способствовала в дальнейшем диалектическому пониманию природы, хотя сам Д. понимал развитие еще механистически. В зависимости от математических и физических исследований Д. находится его учение о материи, или о телесной субстанции. Д. отождествил материю с протяжением. Это означало, что всякая протяженность телесна и абсолютно пустого пространства не существует, а плотность и геометрические свойства составляют всю сущность телесности. В материалистическую физику Д. вторгается, однако, дуализм: общая причина движения, по Д.,— бог; он сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет в ней одно и то же общее количество движения и покоя. Так же дуалистично учение Д. о человеке: в человеке, по Д., реально связаны бездушный и безжизненный телесный механизм с водящей и мыслящей душой. Разнородные тело и душа, по Д., взаимодействуют посредством особого органа — т. наз. шишковидной железы. В физиологии Д. установил схему двигательных реакций, представляющую одно из первых научных описаний рефлекторного акта. Однако материалистическая физиология Д. выступала в противоречивом сочетании с учением о нематериальности души: в отличие от тела, сущность к-рого в протяжении, сущность души, по Д., в мышлении. В животных Д. видел лишь сложные автоматы, лишенные души и способности мыслить. Вместе с Ф. Бэконом Д. конечную задачу знания видел в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании природы человека. Для достижения этой задачи Д. считал необходимым предварительно усомниться во всем наличном существовании. Это сомнение не есть неверие в непознаваемость всего сущего, но лишь прием для нахождения безусловно достоверного начала знания. Таким началом Д. считал положение “мыслю, следовательно, существую”. Исходя из этого тезиса, Д. пытался вывести также существование бога, а затем убеждение в реальности внеш-него~мпра. В учении о познании Д.— родоначальник рационализма, к-рыи сложился в результате одностороннего понимания логического характера математического знания. Т. к. всеобщий и необходимый характер математического знания казался Д. вытекающим из природы самого ума, он отвел в процессе познания главенствующую роль дедукции, к-рая опирается на вполне достоверные интуитивно постигаемые аксиомы. Учение Д. о непосредственной достоверности самосознания и учение о врожденных идеях (к числу таких идей он относил идею бога, духовной и телесной субстанции) оказали влияние на последующий идеализм и стали предметом критики со стороны представителей материализма. Напротив, материалистическое в основе учение о природе и теория ее развития, материалистическая физиология, враждебный богословию механистический метод обусловили влияние Д. на формирование материалистического мировоззрения нового времени. Осн. соч.: “Рассуждение о методе” (1637), “Начала философии” (1644).

ДЕМБОВСКИЙ Эдвард (1822— 46) — польский философ, вождь революционно-демократической группы в краковском восстании 1846, интернационалист. О поддержке его группы Маркс и Энгельс писали в “Манифесте Коммунистической партии”. В философии Д. продолжил прогрессивные традиции польских просветителей конца 18 в. Г. Коллонтая, С. Сташица и революционных романтиков 20—30-х гг. 19 в. Сначала находился под влиянием младогегельянцев. Затем, преодолевая идеализм и подвергнув критике метафизичность фр. материалистов 18 в., Д. пришел к идее “философии творчества”, или “философии будущего”, тесно связанной с жизненной практикой и выражающей интересы “простого народа”. Он считал, что диалектика должна обосновать идею свержения крестьянами помещичьего гнета и установления коммунистического строя. С этих позиций Д. подверг критике Гегеля за “примирение с существующим злом”, за попытку поставить новое на службу старому. Д. был атеистом, разоблачал религию и католическую церковь как оружие феодальной реакции. Во взглядах на об-во Д. оставался идеалистом; не приняв натурализма Фейербаха, считал движущей силой истории человеческий разум. Его наиболее яркое произв.— “Несколько мыслей об эклектизме” (1843).

ДЕМИУРГ (греч. demiurgos, дословно — мастер, ремесленник, в переносном смысле — создатель, творец) — в идеалистической философии Платона и в учениях неоплатоников — творец мира, создатель вселенной; одно из определений божества.

ДЕМОГРАФИЯ (греч. demos — народ и grapho — пишу; народописание) — наука о народонаселении, его структуре (половозрастной, профессиональной, региональной, этнической) и динамике (рождаемость, смертность, миграции и т. д.). Количественные характеристики демографических процессов представляют собой показатели, в к-рых в обобщенном виде проявляется действие множества факторов: биологических, социальных, культурных, этических, этнических, социально-психологических и т. д. Марксизм подчеркивает ведущую роль экономических отношений, способа производства; Маркс указывает, что “при различных общественных способах производства существуют различные законы возрастания населения и перенаселения...” (Т. 46. Ч. II. С. 101). Вместе с тем здесь имеет место и обратное влияние, поскольку народонаселение выступает в качестве субъекта производства, а также в качестве субъекта потребления. Интенсивный рост народонаселения Земли, как глобальная проблема современности, во мн. связан со снижением смертности (особенно детской) в развивающихся странах вследствие развития медицины и здравоохранения, улучшения- гигиенических условий. Он происходит на фоне сохранения традиционных жизненных укладов, затрудняющих как внутрисемейное регулирование рождаемости, так и эффективную работу населения в сфере промышленности и т. д. Вместе с тем в нек-рых развитых странах складывается такая демографическая ситуация, когда относительно низкие уровни рождаемости и смертности приводят к постарению населения и к уменьшению доли населения, способного к производительному труду. Все это ставит задачу разработки и осуществления соответствующей демографической политики, к-рая должна включать комплекс медицинских и экономических мероприятий, учитывать широкий круг социальных и культурных аспектов проблемы, поскольку темпы роста населения существенно влияют на экономику, социальную структуру, территориальное размещение рабочей силы, на экологическую ситуацию, условия жизни и самочувствие людей и т. д. Подвергая критике мальтузианские (Мальтузианство) и неомальтузианские концепции, рассматривающие проблему народонаселения вне связи с социально-экономическими условиями, марксизм исходит из того, что в самом процессе общественного развития складываются и необходимые предпосылки для решения демографических проблем. Этому соответствует общая тенденция исторического развития демографических процессов, состоящая в смене стихийных форм демографического поведения на уровне как об-ва, так и отдельной семьи сознательными механизмами демографической регуляции. Уже сегодня в ряде стран имеется опыт рационального и гуманного решения демографических проблем.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ (ГУМАННЫЙ) СОЦИАЛИЗМ.— 1. Модель (тип) социалистической организации общественном жизни, формирующаяся в СССР в процессе осуществления перестройки и противопоставляемая авторитарно-бюрократической системе. Эта модель является возрождением ленинской концепции социализма на новой основе, с учетом опыта мирового развития и совр. условий. Д. с.— это гуманный социализм, в к-ром человек поставлен в центр общественного развития; это об-во эффективной и динамичной экономики, удовлетворяющей потребности членов об-ва; это строй социальной справедливости, высокой культуры и морали, народовластия и самоуправления, строй равенства всех наций и народностей; это строй, природе к-рого отвечают мир и демократизм в международных отношениях. 2. Официальная идеология совр. с.-д. и социалистических партий, провозглашенная в декларации Франкфуртского (1951) конгресса Социалистического интернационала — “Цели и задачи демократического социализма” — и нередко противопоставляемая идеологии марксизма-ленинизма (по крайней мере в той ее форме, к-рая была господствующей в те годы). Теоретические корни Д. с. восходят к неокантианству с его проповедью этического социализма. По этой концепции социализм не закономерный продукт естествеиноисторического развития; он — нравственный идеал, равно доступный представителям всех слоев об-ва. Следовательно, проблема социалистического преобразования об-ва — это гл. обр. моральная проблема, проблема перевоспитания и воспитания людей в духе социализма. Социализм возникает только в результате суммы социальных и особенно культурно-воспитательных мероприятий, осуществляемых в рамках буржуазного государства. Эти положения нашли отражение в программных документах партий Социалистического интернационала, к-рые сегодня во многом переосмысливаются нами. Находятся мн. объединяющие идеи и позиции, ведущие к установлению новых отношений.

ДЕМОКРАТИЯ (от греч. demos-народ и kratos — власть) — 1. Форма государственно-политического устройства, к-рой присущи следующие признаки: признание воли большинства в качестве источника власти, установление и соблюдение прав и свобод граждан, их равноправия, возможности управлять процессами общественной жизни, выборность осн. органов власти, верховенство закона. Возникает в период разложения первобытнообщинного строя вместе с появлением государства. Ее конкретно-исторические формы генетически обусловлены способом производства и спецификой социально-политической жизни об-ва; она “служит, в конечном счете, производству и определяется, в конечном счете, производственными отношениями данного общества” (Ленин В. И. Т. 42. С. 276). Каждая последующая ступень развития об-ва предоставляет большие возможности для реализации демократических прав и свобод и вместе с тем создает известные ограничения для полного воплощения принципов Д. Существуя в условиях разделения об-ва на классы, Д. неизбежно носит классовый характер и служит реализации господства того класса, в руках к-рого находятся средства производства и политическая власть. Д. зачастую становилась формой диктатуры господствующего класса. 2. В широком смысле слова Д.— форма организации и функционирования самоуправляющегося общественного организма (понимаемого и как отдельный социальный институт, и как определенная сфера общественной жизни), основанная на принципах равного права всех членов об-ва (организации, коллектива) принимать участие в управлении им. выборности руководящих органов, их подотчетности выборщикам. В этом смысле Д. существует не только в политической сфере, но и в др. сферах общественной жизни — в экономике (производственная Д.), в деятельности общественных организаций, не входящих в политическую систему об-ва. Различают непосредственную и представительную Д. При первой осн. решения принимаются самими избирателями (на народных собраниях, путем референдумов), при второй — выборными учреждениями (напр., парламентами). В условиях перестройки на основе восстановления и развития ленинской концепции взаимосвязи Д. и социализма должно произойти коренное изменение всей системы общественных отношений, преодолено отчуждение трудящихся от собственности, от самого процесса труда, управления и духовных ценностей. Этому призвана служить политическая реформа, осн. цель к-рой — радикальная демократизация всей политической системы, утверждение социалистического самоуправления народа, т. е. власти трудящихся, действующей в их интересах и осуществляемой ими же самими. Обновление социализма требует нового видения Д. и серьезных усилий по реализации ее потенциала не только в политической, но и в др. областях общественной жизни. В центре этих усилий — повышение роли личности в об-ве, превращение каждого труженика в реального собственника средств производства, жизненно заинтересованного в эффективной и качественной работе, в выработке и выполнении управленческих решений, в контроле за деятельностью руководителей. Этим же целям соответствуют и новая концепция централизма, и курс на повышение роли Советов, трудовых коллективов и общественных организаций,четкое разграничение прав и функций государственных органов разного уровня, укрепление правопорядка, формирование социалистического правового государства. На подъем творческой активности масс и перестройку общественного сознания направлено развитие гласности, критики и самокритики,требование безусловного учета общественного мнения при выработке решений и др. форм демократизации духовной жизни.

ДЕМОКРИТ из Абдер (ок. 460 — ок. 370 до н. э.) — древнегреч. философ-материалист, ученик Левкиппа, первый энциклопедический ум среди греков (Маркс). Ленин считал Д. наиболее ярким выразителем материализма в древности. Д.— один из основателей атомистики. Он признавал два первоначала: атомы и пустоту. При этом атомы, т. е. неделимые частицы материи, неизменны; они вечны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Др. свойства, такие, как звук, цвет, вкус и т. д., атомам не присущи, а существуют лишь условно, “не по природе самих вещей”. В этом взгляде уже имеются зародыши учения о первичных и вторичных качествах вещей. Из соединения атомов образуются тела; распад атомов ведет к их гибели. Бесконечное множество атомов вечно движется в бесконечной пустоте; перемещаясь в разных направлениях, они иногда сталкиваются друг с другом, образуя вихри атомов. Так происходит бесконечное множество “рождающихся и умирающих” миров, к-рые не сотворены богом, а возникают и уничтожаются естественным путем, по необходимости. Отождествляя причинность с необходимостью, Д. отрицал случайность, рассматривая ее как результат незнания. В теории познания он исходит из предположения, что от тел истекают, отделяются тонкие оболочки (“идолы” — образы) вещей, воздействующие на органы чувств. Чувственное восприятие — осн. источник познания, но оно дает лишь “темное” знание о предметах; над этим знанием возвышается др., “светлое”, более тонкое — знание посредством разума, ведущее к познанию сущности мира: атомов и пустоты. Этим Д. ставил проблему соотношения чувств и разума в познании. По своим политическим взглядам Д. был представителем античной демократии, противником рабовладельческой аристократии. Продолжателями материализма Д. были Эпикур и Лукреций Кар.

ДЕНОТАТ И ДЕСИГНАТ—cм. Имя.

ДЕОНТОЛОГИЯ (греч. deon — долг и logos — учение, слово) — раздел этической теории, в к-ром рассматриваются проблемы долга, моральных требований и нормативов и вообще долженствования как специфической для нравственности формы проявления социальной необходимости. Термин введен Бен-тамом, к-рый употребил его для обозначения учения о морали в целом. Впоследствии Д. стали отличать от этической аксиологш — теории добра и зла, моральных ценностей вообще. Долженствование (нечто должно быть осуществлено или совершено), путем к-рого нравственность выражает требования социальных законов, в т. ч. потребностей об-ва и человека, принимает различные формы в частном поведении, общей норме, обобщенных принципах поведения, моральном и общественном идеале. Эти формы и их соотношение и изучает Д. В противоположность мн. теориям (интуитивизм и др.), отрывающим сферу долженствования от ценности, марксистская этика устанавливает их тесную связь, рассматривая их как две стороны одного и того же морального отношения. Поэтому она считает Д. не особой теоретической дисциплиной или самостоятельной сферой этики, а лишь определенной областью этического исследования, обладающей нек-рыми специфическими задачами. В более узком смысле Д. называют профессиональную этику медиков, к-рая имеет целью повышение эффективности лечения с помощью приемов психотерапии, соблюдения врачебного этикета и т. п.

ДЕСКРИПЦИЯ (лат. descriptio— описание) — логическая (языковая) конструкция, представляющая собой описание единичного предмета с помощью общих понятий (выражений) и заменяющая его собственное или нарицательное имя. Используется в формальных системах (Формализация), разного рода исчислениях.

ДЕСНИЦКИИ Семен Ефимович (1740—89)—рус. просветитель, первый рус. профессор права Московского ун-та, член Российской Академии. Учился в Москве, Петербурге и Глазго (Англия), где защитил магистерскую и докторскую диссертации. Деятельность его имела антикрепостническую направленность, что проявилось в проекте реформ, адресованном им комиссии по составлению нового уложения. В воззрениях на происхождение общественных форм, семьи и собственности стоял на позициях историзма; выделял прогрессивно сменяющие друг друга исторические формы человеческого об-ва: звероловство, скотоводство, или пастушество, хлебопашество и “коммерческое состояние”. Философские взгляды Д. изложены в произв.: “Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции...” (1768), “Юридическое рассуждение о разных понятиях, какие имеют народы о собственности имения...” (1781), “Юридическое рассуждение о начале и происхождении супружества у первоначальных народов...” (1775) и др.

ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determinare—определять) — противоположные философские концепции по вопросу о месте и роли причинности. Д. наз. учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Последовательный Д. утверждает объективный характер причинности. Для И. характерно отрицание всеобщего характера причинности (в крайней форме— отрицание причинности вообще). Идеи Д. появляются уже в древн. философии, получая свое наиболее яркое выражение в античной атомистике. Дальнейшее развитие и обоснование Д. получает в естествознании и материалистической философии нового времени (Ф. Бэкон, Галилей, Декарт, Ньютон, Ломоносов, Лаплас, Спиноза, фр. материалисты 18 в.). В соответствии с уровнем развития естествознания Д. этого периода носит механистический, абстрактный характер. Это находит свое выражение в абсолютизации формы причинности, описываемой строго динамическими законами механики, что ведет к отождествлению причинности с необходимостью и отрицанию объективного характера случайности. Наиболее выпукло такая т. зр. была сформулирована Лапласом (отсюда др. наименование механического Д.—лапласовский детерминизм), считавшим, что значение координат и импульсов всех частиц во вселенной в данный момент времени совершенно однозначно определяет ее состояние в любой прошедший или будущий момент. Понятый т. обр. Д. ведет к фатализму, принимает мистический характер и фактически смыкается с верой в божественное предопределение. Развитие науки отвергло лапласовский Д. не только в органической природе и общественной жизни, но и в сфере физики. Установление соотношения неопределенностей в квантовой механике показало его несостоятельность, но вместе с тем было истолковано идеалистической философией в духе И. (выводы о “свободе воли” электрона, об отсутствии причинности в микропроцессах и т. д.). Диалектический материализм преодолевает ограниченность механистического Д. и, признавая объективный и всеобщий характер причинности, не отождествляет ее с необходимостью и не сводит ее проявление только к динамическому типу законов (Статистическая и динамическая закономерность). Сложный тип системных взаимодействий в живой природе фиксируется в понятии органического Д., являющегося частным случаем диа-лектико-материалистического Д. Борьба Д. и и., никогда не затихавшая и раньше, сейчас резко обострилась как в естествознании, так и особенно в сфере изучения общественных явлений. Совр. немарксистские теории широко пропагандируют И. в социологии. В тех же случаях, когда зап. социологи не отвергают Д. как таковой, он принимает у них грубо-вульгарные формы (биологические теории общественного развития, вульгарный техницизм и др.). Лишь исторический материализм впервые утвердил подлинный Д. в социальных исследованиях.

ДЕФИНИЦИЯ (лат. definitio — определение) — краткое логическое определение, устанавливающее существенные отличительные признаки предмета или значение понятия — его содержание и границы. Различают Д. остензив-ные (характеризуют способ обнаружения данного предмета); номинальные (они разъясняют значение слова и указывают границы его употребления); реальные (характеризуют сущность определяемого предмета); дескриптивные (описывают предмет Д. наглядно и по возможности всесторонне); генетические (указывают на происхождение предмета и способ его образования); конкретные (соотносят определяемый предмет с его противоположностью, желательно диалектической) и др.

ДЕШАН Леже Мари (1716—74) — философ-материалист, монах-бенедиктинец. Его гл. работа “Истина, или Истинная система” впервые увидела свет в рус. переводе (1930). Философские взгляды Д. характеризуются сочетанием рационалистических тенденций, близких спинозизму, и своеобразных диалектических идей. Осн. понятие его системы — “универсальное целое” как единство всех физических тел; оно представляет собой сверхчувственную сущность и доступно лишь разуму, а не чувствам. Утверждая, что понятие бога создано людьми, Д. считал атеизм достоянием узкого круга просветителей.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1. В философии— специфически-человеческий способ отношения к миру — “предметная деятельность” (Маркс); представляет собой процесс, в ходе к-рого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы — объектом своей Д. Именно материально-преобразующей предметной Д., труду обязан человек как своим первоначальным становлением, так и сохранением и развитием в ходе исторического процесса всех человеческих качеств. В Д. человек относится к каждому предмету не как носитель чуждой этому предмету потребности и цели, а адекватно его природе н особенностям, осваивает предмет, делает его мерой и сущностью своей активности. При этом человек не просто взаимодействует с природой, а постепенно включает ее саму в состав своей материальной и духовной культуры. Изменение внешнего мира есть только предпосылка и условие для самоизменения человека. В производстве, даже если оно прямо и сознательно направлено лишь на вещественно-энергетический и информационный результат, люди всегда воспроизводят в самих себя иными, нежели они вошли в этот процесс: они, по словам Маркса, создают “новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности н новый язык” (Т. 46. Ч. I. С. 484). Т. обр., Д. как целостный процесс тесно связана с общением. В своей сути Д. и есть именно социально преемственная активность, адресующая себя др. людям и поколениям. Исторически первый ее акт — производство орудий с помощью орудий. Д. есть единство опредмечивания и рас-предмечивания: она непрерывно переходит из формы действующей способности человека в форму предметного воплощения и обратно. Д. людей всегда протекает на базе созданных ранее объективных предпосылок и определенных общественных отношений. Поэтому она носит конкретно-исторический. характер, представляя собой способ существования данной социальной реальности. Законы, истории существуют и проявляются только в Д., хотя при разделении труда и его отчуждении в классовом об-ве они выступают как управляющие поведением людей “извне”, в форме господства над ними отчужденных сил. Д. человека воспроизводит освоенные ею стороны предмета как реально, воссоздавая сам этот предмет, так и идеально — в качестве свойств др. предмета, выступающего в знаковой функции первого: она продуцирует идеальное. Как теоретическая Д., так и материально-технический процесс реального преобразования предмета — это лишь наделенные относительной самостоятельностью моменты Д. В этой связи теоретическая Д. .есть социально-творческий процесс, направленный на изменение мира человеческой культуры. Однако в условиях разделения труда складывается иллюзия, будто “чисто практические” и “чисто теоретические” функции сами по себе суть Д. Лишь при коммунизме Д. становится для каждого целостной самодеятельностью, выступает как цель и потребность жизни, философская категория предметной Д. имеет важное мировоззренческое и методологическое значение для всех социальных наук, особенно социологии, психологии, педагогики и т. д. 2. В психологии — понятие,характеризующее функцию индивида в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Психическая Д.— специфическая для живой системы связь с окружающим, опосредствующая, регулирующая и контролирующая взаимоотношения между организмом и средой. Психическая Д. побуждается потребностью, направлена на предмет ее удовлетворения и осуществляется системой действий; предполагает наличие у организма психики и вместе с тем составляет осн. условие ее возникновения и является движущей силой ее развития. Следует различать элементарную и высшую формы психической Д. Первая характерна для животных: она заключается в инстинктивном (Инстинкт) приспособлении организма к окружающему. Вторая, вырастая из первой, видоизменяя ее, составляет исключительное достояние человека. Специфической особенностью высшей формы такой Д. является сознательное преобразование окружающего. Она имеет общественный- характер и определяется общественными условиями жизни. Развиваясь, психическая Д. человека дифференцируется на внешнюю и внутреннюю. Первая слагается из специфических для человека действий с реальными предметами, осуществляемых путем движений рук, ног, пальцев. Вторая происходит посредством “умственных действий”, где человек оперирует не с реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их идеальные динамические модели, создаваемые в процессе мышления. Внутренняя Д. планирует внешнюю; она возникает на основе внешней и через нее реализуется. Разделение труда влечет за собой выделение практической и теоретической форм Д. человека. В зависимости от многообразия потребностей человека и об-ва складывается и многообразие конкретных видов Д. людей, каждый из к-рых обычно включает в себя элементы и внешней, и внутренней, и практической, и теоретической Д.

ДЖАЙНИЗМ одна из неортодоксальных систем инд. философии и религии, возникшая около 6 в. до н. э. Д.— это система онтологического плюрализма. В ее основе лежит учение о тат-твах — сущностях, являющихся исходным материалом, из к-рого строится мир, и вместе с тем фундаментальной истиной, из к-рой строится знание. Две гл. таттвы—это джива (душа), осн. свойство к-рой сознание, и аджива (все, не являющееся душой). Материя в Д.— одна из разновидностей адживы, обладающая качествами осязаемости,звука, запаха, цвета и вкуса. Материя атомарна, доступна органам чувств, подвержена изменениям, не имеет начала и конца и не является результатом божественного творчества. Кроме того, существует еще тонкая, т. наз. “кармическая материя”, обусловливающая связь души с телом. Единой души, или высшего бога, нет: в мире существует огромное и неизменное количество душ, воплощенных в живые существа или невоплощенных. Души, как и материя, никем не созданы, существуют изначально и всегда. Всякая душа потенциально всеведуща, все-проникающа и всемогуща, но ее возможности ограничены конкретным телом, в к-ром она живет. Этика Д. опирается на учение о непричинении зла (ахимса) живому существу. Философская система Д. лежит в основе джай-нистской религии, основателем к-рой считается мудрец (тиртханкар) Маха-вира (или Джина), живший в 9—8 вв. до н. э. Культ Д. включает в себя поклонение Махавире и др. тиртханкарам.

ДЖЕМС Уильям (1842—1910) — амер. психолог и философ-идеалист, крупнейший представитель прагматизма. Проф. Гарвардского ун-та (США) (1889—1907). Сознавая несостоятельность метафизического метода, свойственного рационализму, Д. противопоставляет ему не диалектику, а иррационализм. В анализе психики, к-рую Д. рассматривал как “поток сознания”, подчеркивал роль волевого и эмоционального начал. Заменяя объективное понятие истины прагматическим принципом полезного действия, соответствия интересам, Д. признавал существование верований, недоступных доказательству и научному обоснованию. “Радикальный эмпиризм” Д. есть на деле субъективистское сведение реальности к “чистому опыту”, к сознанию, а его “нейтральный монизм” рассматривает материальное и духовное как два различных аспекта того же “опыта”. Д. активно участвовал в созданной им в Нью-Йорке специальной организации по “изучению” мистического “опыта”. Историю философии рассматривал как манифестацию различных темпераментов и субъективных установок мыслителей. Осн. соч: “Принципы психологии” (1890), “Многообразие религиозного опыта” (1902), “Прагматизм” (1907).

ДЖЕНТИЛЕ Джованни (1875— 1944) — итал. философ и политик. Проф. Римского ун-та; министр просвещения в правительстве Муссолини. В работе “Философия Маркса” (1899) выступил с критикой марксизма. Д. также подверг пересмотру учение Гегеля и создал систему “актуализма” — субъективно- идеалистическую разновидность неогегельянства. Все сущее, по Д.,— результат движения мыслящей мысли, к-рая всегда актуальна, активна; ее творчество не связано условиями пространства и времени. Порождаемая ею материя мертва, инертна, хотя и находится в единстве с мыслью. Чтобы избежать солипсизма, Д. вводит понятие универсального “я”. Реальность не тождественна идеям индивидуального сознания, а есть чистое мышление сверхличного трасцендентального начала во вселенной, преодолевающего в процессе становления все противоположности. В своих социально-политических взглядах Д. эволюционировал от либерализма к фашизму: выступил апологетом тоталитарного государства как воплощения нравственного духа, призывал к тотальному подчинению личности государству. Осн. соч.— “Реформа гегелевской диалектики” (1913).

ДЗЭН-БУДДИЗМ — одно из направлений буддизма. Возник в Китае в 6 в., наибольшее распространение получил в Японии. Основу Д.-б. составляет представление о единстве Будды и всех существ и учение о естественном “пути” — дао, к-рый выше всех теоретических методов. В отличие от др. школ Д.-б. проповедует “мгновенное просветление”, постижение истины — са-тори. Иррационализм и интуитивизм Д.-б., его экзотическая обрядность привлекают западноевропейских и амер. философов, особенно в последние десятилетия.

ДИАЛЕКТИКА (греч. dialegomai — веду беседу, рассуждаю) — наука о всеобщих законах развития природы, об-ва, человека и мышления. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, и само понятие Д. возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия с большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетские материалисты, пифагорейцы). К подобным исследованиям еще не применялся термин “Д.”. Первоначально этим термином (dialek-tike techne — “искусство диалектики”) обозначались: I) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятии, разделения вещей на роды и виды. Аристотель считает изобретателем Д. Зенона Элейского, к-рый подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает “Д.” от “аналитики” как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее в диалогах “Софист” и “Парменид” обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только т. обр., что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое “иное”. Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством Д. Развитие Д. продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). В философии феодального об-ва — в схоластике — Д. стали называть формальную логику, к-рая была противопоставлена риторике. В эпоху Возрождения диалектические идеи о “совпадении противоположностей” выдвигают Николай Кузанский и Бруно. В новое время, несмотря на господство ме-тафизики, Декарт и Спиноза (первый — в своей космогонии, второй — в учении о субстанции как о самопричине) дают образцы диалектического мышления. В 18 в. во Франции богатством диалектических идей выделяются Руссо и Дидро. Первый исследует противоречия как условие исторического развития, второй, кроме того,— противоречия в общественном сознании (“Племянник Рамо”). Важнейшим до Маркса этапом в развитии Д. стал нем. классический идеализм, к-рый в отличие от метафизического материализма рассматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности. Вместе с тем незнание истинной, материальной, основы познания и деятельности субъекта привело к ограниченности и ошибочности диалектических идей нем. идеалистов. Первыми пробили брешь в метафизике Лейбниц в своем учении о саморазвитии монад и о противоречивом единстве принципов познания и Кант, к-рый указал на значение противоположных сил в физическом и космогоническом процессах, ввел — впервые после Декарта — идею развития в познание природы. В теории познания Кант развивает диалектические идеи в учении об “антиномиях”. Однако Д. разума, по Канту,— иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием только явлений. Позже в теории познания (в “На-укоучении”) Фихте развил “антитетический” метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи. Шеллинг вслед за Кантом развивает диалектическое понимание процессов природы. Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистическая Д. Гегеля. Гегель “впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 20. С. 23). В отличие от абстрактных определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного определения в др., в к-ром обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя. Поэтому Д. есть, согласно Гегелю, “движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость...”. Результат Д. Гегеля далеко превзошел то значение, к-рое ей отвел он сам. В учении Гегеля о необходимости, с какой все приходит к своему отрицанию, заключалось революционизирующее жизнь и мысль начало, в силу к-рого передовые мыслители (рус. и нек-рые др. революционные демократы) видели в Д. Гегеля “алгебру революции” (Герцен) . Научное понимание Д. было создано Марксом и Энгельсом. Отбросив идеалистическое содержание философии Гегеля, они построили Д. на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, об-ве и мышлении. Материалистическая Д.— это глубокое, свободное от односторои-ностей учение о развитии. Это также учение об отношении человека к природному и социальному миру, о развитии человеческой практической деятельности, об-ва и культуры. Наконец, это учение об историческом развитии познания (Теория познания). Гл. категорией материалистической Д. является противоречие. В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диалектического развития: развитие путем перехода количественных изменений в качественные, перерыв постепенности, скачки, отрицание относительно исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания, повторение на высшей основе нек-рых сторон, черт первоначального состояния. Именно такое понимание отличает Д. от. всякого рода вульгарно-эволюционистских взглядов. Абсолютизация любой черты, стороны, закона Д. ведет к метафизическому ее искажению. Материалистическая Д. является философской теорией бытия и человека и средством критически-революционного преобразования деятельности, а также методом познания. Маркс особо подчеркивал революционно-критическую сущность Д., ибо в понимание существующего она вкладывает необходимость его отрицания. Д. оказывается поэтому наиболее адекватным средством преодоления застойных ситуаций, где бы они ни возникали. Она является той философской концепцией, к-рая в наибольшей степени соответствует проходящим ныне революционным изменениям в социальном мире, а также в науке и технике. Значение Д. особенно наглядно выразилось в связи с формированием и развитием нового мышления (см. также Диалектическая логика) .


Обратно в раздел философия











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.