Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Философский словарь

Современный философский словарь включает в себя: основные философские термины, понятия и определения, учения и личности.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Ч

ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1794— 1856) — рус. мыслитель и общественный деятель. Р. в знатной дворянской семье. Участвовал в войне 1812—14. Был членом “Союза благоденствия” (1819), а затем “Северного общества” декабристов (1821). В 1823—26 находился за границей, встречался с Ф. Ла-менне и Шеллингом. В 1828—30 создал знаменитые “Философические письма”, первое из к-рых было опубликовано в 1836 в журнале “Телескоп”. Оно, по словам Герцена, потрясло мыслящую Россию. В этом “Философическом письме” Ч. выражал негодование по поводу отлучения России от “всемирного воспитания человеческого рода”, духовного застоя. Произв. вызвало возмущение аристократических кругов. “Телескоп” был закрыт, его редактор Надеждин сослан, а Ч. объявлен сумасшедшим. В 1837 Ч. написал “Апологию сумасшедшего”, а в 40-е гг. вместе с Герценом и Грановским участвовал в борьбе западников против славянофилов. Ряд статей Ч. распространялся в списках. До 1823 Ч. разделял идеи деизма. Позже он переходит на позиции религиозного мировоззрения. Философия Ч. обосновывала верховную роль божественного закона в природе и об-ве в духе объективного идеализма. Наиболее общие законы мира человек, по Ч., не способен постичь без откровения (“наития”) свыше. Применив этот принцип в философии истории, Ч. пришел к выводу о решающей роли религиозно-нравственных начал в развитии об-ва. В связи с этим он считает гл. средством осуществления “царства божия” на земле религиозное воспитание человечества. Грядущее “царство божие” Ч. понимал как гражданское.об-во, в к-ром господствуют равенство, свобода и демократия. Подобно Ламенне и Сен-Симону, он заявлял о необходимости модернизации религиозной веры. Не сочувствуя социализму, Ч. предсказывал, однако, его победу (“социализм победит не потому, что он прав, а потому, что неправы его противники”) . Философия Ч. оказала заметное влияние на развитие рус. общественной мысли 2-й половины 19 в.

ЧАРВАКА — см. Локаята.

ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ — философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью, к-рая объединяет эти предметы и приводит к появлению у совокупности новых (интегративных) свойств и закономерностей, не присущих предметам в их разобщенности. Через эту связь задается Ц., по отношению к к-рому отдельные предметы выступают в качестве частей. Категории Ч. и ц. характеризуют также общее движение познания, к-рое обычно начинается с нерасчлененного представления о Ц., затем переходит к анализу, расчленению Ц. на части и завершается воспроизведением объекта в мышлении в форме конкретного Ц. Проблема Ч. и ц. была выдвинута в античности (Платон и особенно Аристотель) и с тех пор затрагивается всеми значительными философскими направлениями. Материалистические направления, ориентировавшиеся на науку, были связаны, как правило, с механистическим, суммативным пониманием Ц., заимствованным из механики (а позднее — из классической физики). Идеалистические же концепции делали упор на несводимость целого к сумме частей; в качестве подлинно целостных рассматривались лишь продукты духовной деятельности, а материальные образования трактовались как механические, мертвые агрегаты. На этом, в частности, базировалось противопоставление философского и научного знания: утверждалось, что последнее принципиально не может преодолеть суммативного подхода к Ц. В нем. классической философии (Шеллинг, Гегель) проводится различение неорганичного (механического) и органичного (саморазвивающегося) Ц., однако последнее связывается лишь с развитием духа, а не материи. В 19—20 вв. спекуляции на проблеме отношения Ч. и ц. широко используются мн. идеалистическими школами (неовитализм, холизм, интуитивизм и др.). Критически переосмысливая традиции нем. классической философии, Маркс сформулировал принципы изучения органичного (органического) Ц.— метод восхождения от абстрактного к конкретному, диалектическое понимание анализа и синтеза и т. п. Маркс явился также основоположником методологии научного исследования об-ва как Ц. Вместе с тем диалектический материализм обобщает данные теоретических концепций и дисциплин, основанных на целостном подходе к объектам (концепция интегра-тивных уровней в биологии, исследования в генетике, экологии, физиологии, психологии, лингвистике и т. п.). Новый подход позволил рациональна объяснить диалектику Ч. и ц. Не только теоретически, но и на экспериментальном материале было показано, что в случае сложноорганизованных объектов Ц. несводимо к сумме частей. Ц. характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущими отдельным частям (элементам), но возникающими в результате их взаимодействия в определенной системе связей. Эта особенность любого целостного образования, к-рую можно назвать свойством интегративности, является важнейшим общим признаком всех таких образований, позволяющим понять и все остальные специфические черты Ц. К ним относятся: возникновение нового в процессе развития; появление новых типов целостности; возникновение новых структурных уровней и их иерархическая соподчиненность; разделение целостных систем на органичные и неорганичные, основанное на том, что в неорганичной системе (атом, молекула и т. п.) свойства частей хотя и отражают природу Ц., но все же определяются главным образом внутренней природой частей, тогда как в органичной (органической) системе (Органические и механические системы), какой являются, напр., биологические и социальные объекты, свойства частей целиком определяются свойствами Ц.. Компоненты органичного Ц., будучи продуктом его развития, не могут быть выделены из него как внешне обособленные части без утраты их новой природы. Совр. познание разрешает и известный познавательный парадокс: как познать Ц. раньше частей, если это предполагает знание частей раньше Ц.? Разрешение этого парадокса основывается на диалектически понимаемом единстве анализа и синтеза. Познание Ц. и частей происходит одновременно: выделяя части, мы анализируем их как элементы данного Ц., а в результате синтеза Ц. выступает как диалектически расчлененное, состоящее из частей.

ЧЕЛОВЕК—субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо (представитель вида homo sapiens), генетически связанное с др. формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами. Философские концепции Ч. образуют сложный конгломерат идей (экзистенциализм, философская антропология), вращающихся вокруг двух полюсов — идеалистического, религиозно-мистического понимания сущности Ч. и натуралистического антропологизма, использующего биологизаторские подходы. Марксизм связывает понимание сущности Ч. с общественными условиями его функционирования и развития, сознательной деятельностью, в ходе к-рой Ч. оказывается и предпосылкой и продуктом истории. По определению Маркса, “сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений” (Т. 42. С. 265). Подчеркивая значение общественных связей и характеристик Ч., марксизм отнюдь не нивелирует отдельных индивидов, не принижает их специфических качеств как личностей, наделенных присущими им характером, волей, способностями и страстями. Напротив, он обращает внимание на общие закономерности, чтобы рельефнее оттенить и сделать научно объяснимыми эти личностные качества людей. Обращаясь к социальной сущности Ч., марксизм вместе с тем учитывает сложные взаимодействия социальных и биологических факторов и устанавливает примат первых. Ч. как биосоциальное существо не обладает “двойственной природой”. Биологические факторы имеют важное значение, действуя, однако, в “снятом виде”, через опосредствование и преобразование со стороны факторов социального порядка (Биологическое и социальное). Индивидуальное и историческое развитие Ч.— процесс присвоения и воспроизведения социокультур-ного опыта человечества, “абсолютного движения становления” (К. Маркс) человеческого в Ч. Марксизм отвергает биологизаторские концепции Ч., к-рые порождаются сегодня, в частности, со ссылками на этологию, генетику и др. науки. Он связывает развитие Ч. с общественным прогрессом в направлении к разумному и гуманному об-ву, при к-ром полное и всестороннее, свободное развитие каждого индивида, всех членов об-ва становится “самоцелью”. Ч. будущего — это Ч. разумный и гуманный, пытливый и деятельный, умеющий наслаждаться красотой; это целостная, всесторонне развитая личность, воплощающая идеал подлинного единства сущностных сил Ч.— его духовного и физического совершенства. И именно как личность с ее неповторимым своеобразием, уникальностью индивидуального “Я” Ч. утверждает себя как существо общественное, жизнь к-рого одухотворяется высокими целями, нравственным смыслом (Смысл жизни).

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР — спепифическое обозначение функционирования человека в системе социальных, экономических, производственных, научно-технических, организационно-управленческих и др. отношений; все, что относится к человеку как субъекту деятельности в разных сферах общественной жизни. В период перестройки успешное решение задач социально-экономического развития страны, качественное обновление об-ва связано с повышением роли Ч. ф. как неисчерпаемого резерва такого развития, решающего фактора всех перемен. Это значит, что духовный рост человека, обогащение его новыми знаниями, высокий уровень профессиональных навыков становятся не только условиями гармонического развития личности, но и необходимыми предпосылками активного участия каждого в совершенствовании всех сторон общественной жизни.

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО— 1. совокупность людей, живущих на Земле (народонаселение); 2. историческая общность людей, сложившаяся в ходе становления и развития экономических, политических, культурных и др. связей между различными странами и народами мира. Процесс единения Ч. начался еще в эпоху великих географических открытий и все больше возрастал по мере развития научно-технического прогресса и интернационализации. Однако осознание своего единства в полной мере к Ч. пришло лишь в последние десятилетия 20 в. в связи с поисками решения глобальных проблем, и прежде всего проблемы предотвращения мировой термоядерной войны и разоружения. Ликвидация ядерного оружия и др. средств массового уничтожения людей стала самой жгучей проблемой современности, т. к. с появлением и распространением этих видов оружия уже не только отдельный человек, но и все Ч. стало потенциально смертным. В наши дни новое политическое мышление указывает на единственно разумный выход из этого положения — на мирное сосуществование государств с различным общественным строем, добрососедство и сотрудничество, широкий обмен достижениями культуры, науки и техники. Ч. остро нуждается в единении сил в целях мирного использования атомной энергии и освоения космоса, исследования Мирового океана и охраны окружающей среды, ликвидации голода, искоренения болезней и эффективной борьбы с социальным злом (наркомания, терроризм и т. п.). Перед лицом всеобщей опасности приоритетную значимость приобретают общечеловеческие ценности. Сегодня все больше людей в совр. взаимосвязанном мире осознает, что настало время, развивая новый гуманизм, обратиться к глубинным вопросам человеческого бытия, найти реальные пути единения всего

ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович (1862—1936) —рус. психолог и философ-идеалист, логик. Основатель Московского психологического ин-та (1912). В философии был близок к неокантианству и позитивизму. “Мозг и душа” (1900) и др. работы Ч. содержат критику материализма. В психологии развивал теорию “эмпирического параллелизма” души и тела, восходящую к психофизическому параллелизму Вунд-та. Занимаясь гл. обр. экспериментальной психологией, Ч. признавал единственным источником познания психологических явлений самонаблюдение, отводя эксперименту вспомогательную роль. После Октябрьской революции Ч. выступал против внедрения марксизма в советскую психологию. Ч.— автор учебников по логике и психологии. Соч.: “Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и.врожденности” (2 тт., 1896—1904), “Введение в экспериментальную психологию” (1915) и др.

“ЧЕРНЫЙ ЯЩИК” — исследуемый объект, внутренняя структура к-рого неизвестна, но о функциях к-рого можно судить по его реакциям на внешние воздействия. Полное описание функций “Ч. я.” называется его каноническим представлением. “Ч. я.”, характеризуемые одинаковыми каноническими представлениями, считаются эквивалентными. В отличие от “Ч. я.” “белый ящик” — это объект, внутренняя структура к-рого нам полностью известна, напр., к.-л. созданное нами техническое устройство (Кибернетика).

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828—89)—рус. философ-материалист, революционный демократ, мыслитель-энциклопедист, теоретик критического утопического социализма, идеолог крестьянской революции. Как материалист Ч. сложился по окончании Петербургского ун-та (1850), полностью преодолев религиозные воззрения периода обучения в духовной семинарии. Мировоззрение Ч. формировалось под влиянием античного, а также французского и английского материализма 17—18 вв., трудов естествоиспытателей — Ньютона, Лапласа, Лаланда и др., идей социалистов-утопистов, классиков политэкономии, антропологического материализма Фейербаха, диалектики Гегеля. Ч. продолжил традиции рус. материализма: Ломоносова, Радищева. Герцена, Белинского, Огарева. “Цельный философский материализм” Ч. (Ленин В. И. Т. 18. С. 384) оказал огромное влияние на рус. философию, культуру и общественную мысль, особенно во время революционной ситуации в России (1859—61). В 60-е гг. Ч, являлся лидером школы рус.'философского материализма (Добролюбов, Писарев, Шелгунов, Н. и А. Серно-Соловьевичи и др.). Философия Ч. монистична и направлена против дуализма, объективно-идеалистического и субъективно-идеалистического монизма. Определяя философию как “теорию решения самых общих вопросов науки”, он обосновывал положение о материальном единстве мира, объективном характере природы и ее законов (напр., закона причинности), широко используя данные химии, физики, биологии и др. естественных наук. Объясняя идеальное как порождение материального, рассуждая о материальных основах сознания, Ч. опирался также на данные опытной психологии и физиологии. В философии Ч. значительное место занимают идеи, связанные с антропологическим материализмом, что сближает его с наиболее передовыми мыслителями 18 в. и Фейербахом. Материализм Ч., однако, последовательнее антропологизма Фейербаха, т. к. лишен религиозно-этических наслоений. Философская концепция Ч. глубже, перспективнее и не сводится только к антропологическому материализму. В произведениях Ч. целеустремленно проводилась глубокая мысль о социально-политической обусловленности философии, имевшая универсальное теоретико-методологическое значение. Хотя Ч. не сумел подняться до диалектического и исторического материализма, он шел по пути материалистического истолкования гегелевской диалектики, применял диалектику к анализу явлений природы и общественной жизни. В социологии Ч. было немало материалистических тенденций: понимание непримиримости интересов трудящихся и эксплуататорских классов, неизбежности социальных революций, большой роли в социально-исторической жизни материальных, экономических потребностей. Утопический социализм Ч., сливавшийся с революционным демократизмом, не ставил целью достичь социального переустройства путем воплощения утопических проектов, детально регламентирующих будущее. Самым радикальным путем решения назревших социальных проблем он считал народную революцию как предпосылку будущих социалистических преобразований, мыслившихся в форме ограничения частной собственности, ликвидации наемного труда, развития коллективного владения в земледелии и промышленности. Учение Ч. о морали противостоит как религиозному аскетизму и ригоризму, так и утилитаризму и узкому гедонизму. Ч. отстаивал новую, революционную мораль (“разумный эгоизм”), гл. содержание к-рой — приверженность идеалам освобождения “простолюдина”, борьба с феодальными и религиозными пережитками. Ч. обогатил глубокими диалектическими идеями материалистическую эстетику. Полемически отталкиваясь от гегелевской концепции, он обратился от умозрительной красоты абсолюта к реальной красоте действительности. Решая проблему критериев прекрасного, Ч. не только исходил из реальных переживаний человека, особенностей его психологии и вкуса, но и выдвинул идею о социально-культурной обусловленности эстетических представлений. Идеи Ч. оказали значительное влияние на развитие передовой демократической культуры народов России, получили известность в Европе и в ряде стран Азии и Америки. Маркс и Энгельс высоко ценили экономические и эстетические труды Ч. В истории домарксистской мысли никто не подошел так близко к научному социализму, как Ч. Ленин выделял его как выдающегося мыслителя, от произв. к-рого свеет духом классовой борьбы” (Т. 25- С. 94). Критику Ч. кантианской теории познания Ленин считал образцом критики Канта “слева”, т. е. с позиций материализма. К наследию Ч. Ленин обращался в своих гл. философских трудах “Материализм и эмпириокритицизм”, “Философские тетради”, “О значении воинствующего материализма”. Ч,— крупный писатель, автор таких произв., как “Что делать?” (1863), “Пролог” (1867—69) и др. Соч.: “Эстетические отношения искусства к действительности” (1855), “Очерки гоголевского периода русской литературы” (1855—56), “Критика философских предубеждений против общинного владения” (1858). “Антропологический принцип в философии” (1860), “Характер человеческого знания” (1885) и др.

ЧЕСТЬ — понятие морального сознания и категория этики; включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны об-ва. По своему содержанию и природе отражаемого в ней морального отношения понятие Ч. аналогично понятию достоинства. Будучи формой проявления отношения индивида к самому себе и об-ва к индивиду. Ч.. как и достоинство, соответствующим образом регулирует поведение человека и отношение к нему со стороны окружающих. Но в отличие от понятия достоинства понятие Ч. основывается не на принципе равенства всех людей в моральном отношении, а на их дифференцированной оценке (в зависимости от социального положения личности, классовой, национальной, профессиональной и коллективной принадлежности или репутации). Критерий этой оценки и требования к человеку, связываемые с его Ч., изменялись исторически. Различаются национальная, профессиональная, коллективная и индивидуальная Ч. Последняя связывается с личными достоинствами человека, в основе к-рых лежат его реальные заслуги перед др. людьми или перед об-вом. Здесь не признается к.-л. прав на исключительные привилегии и осуждаются проявления высокомерно-враждебного отношения к представителям иных наций, профессий и т. п. Борьба с пережитками сословной Ч. (представления об исключительности к.-л. социального слоя или коллектива, снобизм, чванство в любых формах и др.) является одной из сторон борьбы за утверждение высокой морали в повседневных отношениях между людьми.

ЧЖАН ЦЗАЙ (1020—78) —один из основоположников неоконфуцианства. Согласно учению Ч. Ц., все существующее в мире образуется из перво-материи — ци, к-рая обладает свойством движения и покоя. Природа — это “корень”, а разум является ее порождением. Первосостояние ци Ч. Ц. называл “великой пустотой”. Первоматерия рассеивается в “великой пустоте”, а ее скопление подобно превращению воды в лед. Скопление и рассеивание ци определяет рождение и гибель всех явлений и вещей. Большое значение в философии Ч. Ц. отводилось понятию “дао” (“путь”), к-рым обозначался процесс изменений и превращений ци. Движение и изменения первоматерии основаны на взаимодействии двух крайних противоположностей: положительного — ян и отрицательного — инь (Инь и ян). Их единство и есть дао, к-рое Ч. Ц. определял также как “великую гармонию”. Движение в природе не носит хаотического характера, оно определяется законом (ли), присущим самой первоматерии ци. Закон не зависит от воли людей. В своей теории познания Ч. Ц. не был последовательным. Хотя, с его т. зр., ощущения являются источником познания и через них человек устанавливает связь с внешним миром, однако познание дао не основано на чувственном восприятии. Учение Ч. Ц. получило широкое развитие у последующих представителей неоконфуцианской школы.

ЧЖУ СИ (1130—1200) — кит. философ, видный представитель неоконфуцианской школы эпохи Сун. Учение Ч. С. носит ярко выраженный идеалистический характер. В нем были систематизированы идеи конфуцианства. Первичным Ч. С. считал идеальное начало ли, вторичным — материальное начало ци. Идеальная субстанция ли лишена формы и качеств, она недоступна чувственному восприятию. В _ Яроцв^в постоянной смены движения и покоя (Инь и ян) образуются пять материальных первоэлементов мира: вода, огонь, дерево, металл, земля. Ч. С. решительно отстаивал этико-полити-ческое учение конфуцианства. “Врожденную природу” человека он выводил из идеального начала (ли). Основой общественной жизни Ч. С. считал строжайшее выполнение конфуцианских этико-политических установлений. Позднее канонизированное учение Ч. С. явилось основой традиционной системы образования.

ЧИЧЕРИН Борис Николаевич (1828— 1904) — рус. теоретик права, историк и философ-идеалист; деятель либерального движения. Ч.— гегельянец; из фи,-лософии Гегеля он заимствовал гл. обр. критику эмпиризма и учение об абсолютной идее. Ч. признает и диалектику, но искажает ее смысл (выдвигая на первый план идею “соглашения” противоположностей) и приспосабливает к своей социологии, имеющей целью оправдать социальное неравенство и частную собственность, присущую якобы самой природе человека как “разумно-свободному существу”. Истинное познание, по Ч., заключается в применении умозрительных принципов к исследуемым объектам. Это возможно потому, что законы мирового разума определяют законы материальных объектов и духовный мир человека. Источником социальных отношений, по Ч., является личность как некое “метафизическое существо”, поскольку через него проявляются “абсолютные начала бытия”. В об-ве гл. роль играет право, т. е. объективированная .“свободная воля”, “внешняя свобода” индивида, определяемая законом. Правовой и нравственный элементы сливаются в государстве, к-рое есть союз людей, объединяющий их в “юридическое целое, управляемое верховной властью для общего блага” (надклассовое истолкование государства здесь очевидно). Ч. явился одним из основателей т. наз. юридической, государственной, школы в рус. историографии, рассматривающей исторический процесс прежде всего как смену государственно-правовых отношений. Ч. был сторонником конституционной монархии; выступал против революционного движения и научного социализма. Соч.: “Наука и религия” (1879), “Мистицизм в науке” (1880), “Собственность и государство” (1—2 тт., 1882—83), “Положительная философия и единство науки” (1892), “философия права” (1900), “Вопросы философии” (1904) и др.

ЧУВСТВА (ЭМОЦИИ) — переживание человеком своего отношения к окружающей действительности (к людям, их поступкам, к к.-л. явлениям) и к самому себе. Кратковременные переживания (радость, печаль и т. п.) иногда называют эмоциями в узком смысле слова в отличие от Ч. как устойчивых, длительных переживаний (любовь, ненависть и т. п.). Ч.— особая форма отражения действительности; они отражают отношение людей друг к другу, а также к объективному миру. Ч. человека, детерминируясь генетически, формируются об-вом; они играют огромную роль в поведении, в практической и познавательной деятельности человека. “...Без “человеческих эмоций”,— говорил Ленин,— никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины” (Т. 25. С. 112). Являясь сигналами успешности или неуспешности выполнения деятельности, соответствия или несоответствия предметов и явлений потребностям и интересам человека, Ч. тем самым занимают существенное место в регуляции деятельности людей. Ч. могут быть активными (сте-ническими), имеющими положительный эмоциональный тон — удовольствие (радость и т. п.), и пассивными (астеническими), имеющими отрицательный эмоциональный тон — неудовольствие (печаль и т. п.). Стенические Ч. повышают жизнедеятельность человека, астенические — понижают ее. Среди Ч. выделяются специфические виды их — настроения, аффекты (сильные, бурно протекающие эмоциональные переживания — ярость, ужас и т. п.), страсти. Настроение — длительное (в сравнении, напр. с аффектом) эмоциональное состояние (радостное, угнетенное и т. п.), к-рое придает определенный эмоциональный тон, окраску всем др. переживаниям, а также мыслям и действиям человека. Страсть — сильное, глубокое Ч., захватывающее человека надолго. Особую группу Ч. составляют высшие Ч.— нравственные (Ч. коллективизма, долга, чести и т. п.), эстетические (Ч. прекрасного), интеллектуальные (Ч., связанные с удовлетворением познавательных интересов, с решением мыслительной задачи и т. д.).


Обратно в раздел философия










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.