Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Философский словарь

Современный философский словарь включает в себя: основные философские термины, понятия и определения, учения и личности.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Б

БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ — понятия, характеризующие качественную специфику и взаимодействие двух органически связанных уровней развития материи: живой природы и ее высшей формы — жизнедеятельности человеческого об-ва. Они конкретизируют и углубляют представления о природе и об-ве, но не совпадают с ними. Общими чертами Б. и с. являются активный характер отражения, способность к развитию и самосохранению, целостность, открытость, высокий уровень структурной организации, способность к воспроизведению себе подобных, историзм и др., однако конкретные проявления этих черт в живой природе и об-ве существенно различаются. Основа их различий — в характере жизнедеятельности Б. И с. Биологическое гл. обр. приспосабливается к изменяющимся условиям, а социальное целенаправленно регулирует обмен веществ между собой и природой посредством труда. Изменяя внешнюю природу, человек в то же время изменяет свою собственную природу, отмечал Маркс (Т. 23. С. 188). Историческая логика такова, что в ходе взаимодействия Б. и с. происходит постоянное обогащение, гармонизация, оптимизация их отношений. Однако в определенных общественных условиях возникают противоречия, серьезные препятствия для существования и развития жизни. Социальные изменения, достижения науки и техники в 20 в. выдвинули в число актуальных вопрос о соотношении Б. и с. в человеке. Метафизически ориентированные исследователи решают его, абсолютизируя крайности биологизма, вульгарного социологизма, возрождая позитивизм и эклектику. Диалектико-материалистический метод требует всестороннего учета уровней, форм, характера взаимодействия Б. и с., исследования реальной истории их взаимоотношений в антропогенезе. в истории человечества, в индивидуальном развитии. Он ориентирует на исследование социальной сущности человека, опосредствующей и преобразующей биологическое. Вместе с тем марксистская философия в союзе с др. науками успешно разрабатывает вопросы интеграции естественнонаучного и социокультурного знания о человеке, формирования его творческих способностей и разумных потребностей. психофизическую проблематику и т. д.

БИОЛОГИЯ (греч. bios — жизнь и logos — учение, слово) — учение о жизни. Предметом Б. является жизнь как особая форма движения материи, законы развития живой природы, многообразные формы живых организмов, их строение, функции, индивидуальное развитие и взаимоотношения с окружающей средой. Как упорядоченная система знаний Б. возникла уже у древн. греков. Однако основы научной Б. сложились только в новое время. В 17, 18, 1-й половине 19 в. Б. носила преимущественно описательный характер. Незнание материальных причин биологических явлений, игнорирование специфики этих явлений порождало идеалистические и метафизические концепции (витализм, механицизм и др.). Важную роль в становлении научной Б. сыграло открытие клеточного строения живых существ. Переворот в Б. был произведен эволюционной теорией Дарвина, открывшей осн. факторы и движущие силы эволюции, обосновавшей материалистический взгляд на относительную целесообразность живых организмов и тем самым подорвавшей былое господство телеологии в биологических теориях. Особенно бурное развитие Б. началось с момента возникновения таких ее разделов, как физиология, цитология, биохимия и биофизика и в особенности генетика, изучающие закономерности осн. жизненных процессов — питания, размножения, обмена веществ, передачи наследственных признаков и. др. Именно на стыках Б. с др. науками (физикой, химией, математикой и др.) сделалось возможным решение ряда важных биологических проблем. Центральным в Б. стали выяснение сущности жизненных явлений, исследование биологических закономерностей развития органического мира, изучение физики, химии живого, разработка различных способов управления жизненными процессами, в особенности обменом веществ, наследственностью и изменчивостью организмов. Результатом явились основополагающие открытия в различных областях Б., и в первую очередь в генетике, где были вскрыты материальные носители наследственности, расшифрована их структура и функции и выяснен в общих чертах механизм удвоения биологических структур и передачи наследственных признаков. В последние десятилетия удалось разработать разносторонние методы исследования структуры белков, нек-рые из последних (простейшие) были синтезированы. Биологи совместно с химиками и физиками значительно продвинулись в расшифровке механизмабиосинтеза белков. Дарвиновское понимание причин изменчивости видов уточнено представлением о мутациях, сущность к-рых выяснена на молекулярном уровне. С т. зр. совр- Б-, мутации, возникающие как результат влияния внешних и внутренних факторов, служат основой органической эволюции; гл. движущей силой ее является естественный отбор. Успехи совр. Б., по своему значению сопоставимые с овладением атомной энергией (биотехнология), существенно сказываются и на состоянии важнейших проблем народного хозяйства. Достижения молекулярной Б. имеют большое философское значение, т. к. они утвердили материалистические взгляды в той области науки, где еще недавно бытовали виталистические представления. Б. призвана способствовать устранению отрицательных воздействий человеческой деятельности на биосферу и целенаправленной регуляции взаимовлияния видов организмов и общих процессов круговорота веществ на Земле.

БИОСФЕРА (греч. bios — жизнь н sphaira — сфера, область) — земная оболочка, состоящая из атмосферы, гидросферы и верхней части литосферы, где протекает жизнь. Б. возникла 3,5— 4,5 млрд лет назад и характеризуется качественно новым состоянием земной поверхности, к-рое она приобрела в результате длительного взаимодействия живой и неживой материн. Живые организмы и окружающая их среда органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамичную систему. Т. обр., не только живое вещество есть “функция Б.”, во н Б.— результат развития живого вещества. Понятие “Б.” введено в биологию в 1802 предшественником Дарвина Ж. Ланарком (1744—1829). а в геологию в 1875 австр. геологом Э- Зюсом (1831—1914). Целостное же учение о Б. как “определенной геологической оболочке нашей планеты” было создано Вернадским. Он одним из первых обратил внимание на качественные изменения Б. в глобальном масштабе под влиянием прнродопреобразующей деятельности человека. Анализируя беспрецедентные масштабы этой деятельности, Вернадский пришел к выводу, что на совр. этапе “человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой”. Он раскрыл также сущность фундаментальных связей между живой и неживой природой, определил осн. закономерности становления ноосфер”. Выход человека в космос расширяет границы Б., составной частью к-рой становится уже и околоземное пространство.

БИХЕВИОРИЗМ (англ. behaviour — поведение) — одно из распространенных в совр. зап. психологии направлений. Философская основа Б.— прагматизм и позитивизм. Б. основан в 1913 Дж. Уотсоном (1878—1958) (Чикагский ун-т). Экспериментальной основой Б. у Уотсона послужили исследования поведения животных Э. Торндаи-ком (1874—1949). Теорию Уотсона разделяли К. Лешли (1890—1958), А. Вейс (1879—1931) и др. Б. продолжает механистическое направление в психологии, сводя психические явления к реакциям организма, отождествляет сознание ,н поведение, осн. единицей к-рого считает связь (корреляцию) стимулам реакции. Все познание Б. сводит к образованию у организмов (включая и человека) условных реакций. В 30-х гг. теория Уотсона сменилась рядом необихевиористических теорий. Их осн. представителями являются К. Халл (1884—1952). Э. Толмен (1886—1959), Э. Газри (1886—1959) и Б. Скиннер (р. 1904). Необихевиористы, за исключением Толмена, заимствовав из учения И. П. Павлова терминологию и классификацию форм поведения, заменили материалистические основы павловского учения операциочализмом н логическим позитивизмом. Совр. Б. видоизменил формулу “стимул — реакция”, включив между двумя ее членами т. наз. “промежуточные переменные” (навык, потенциал возбуждения и торможения, потребность н т. п.). Однако это не меняет механистической сути Б. Критика Б. содержится в статье Павлова “Ответ физиолога психологам” (1932).

БЛАГО — в философии наиболее общее понятие для обозначения положительной ценности (противоположность Б.— отрицательная ценность, зло); предмет или явление, удовлетворяющие определенную человеческую потребность, отвечающие интересам, целям и устремлениям людей. Различают естественные Б.— результат стихийных природных процессов, напр. плодородие почвы, полезные ископаемые (соответственно естественное зло — стихийные бедствия, болезни), и общественные Б.— продукты деятельности человека. Но в обоих случаях Б. составляет социальное определение предмета, его полезное значение для человека.В зависимости от того, какие потребности удовлетворяются, различают материальные и духовные Б. К материальным относятся предметы питания, одежда, жилье и т. п., а также средства производства, к духовным Б.— знания, достижения духовной культуры человечества, эстетические ценности, моральное добро, заключенное в поступках людей, и т. п. Это деление неполно и условно, т. к. мн. ценностные явления не могут быть отнесены ни к той, ни к др. рубрике или обладают признаками обеих одновременно (достижения исторического прогресса, творчества, социальные события, предметы роскоши). Человек, рассматриваемый с т. зр. его созидательных потенций, способности творить все остальные ценности, сам выступает как высшее Б. Противоположность интересов классов и социальных систем приводит к тому, что Б. для одного класса (об-ва) может быть злом для др. Поэтому Б. носит как общечеловеческий, так и классовый характер. Б. может иметь также индивидуальный характер, если оно отвечает особым потребностям и запросам личности. В этом смысле в понятии Б. выделяют абсолютную (общечеловеческую и общеисторическую) и относительную (исторически ограниченную, классовую, индивидуальную) стороны.

БЛАНКИ Луи Огюст (1805—81) — фр. утопический коммунист, выдающийся революционер, участник революций 1830 и 1848; дважды был приговорен к смертной казни, провел в заключении почти половину жизни. Мировоззрение Б. сформировалось под воздействием просветительской философии 18 в., а также утопического социализма, гл. обр. бабувизма. Материалист по общефилософским воззрениям, Б. идеалистически объяснял исторический прогресс распространением просвещения. Осн. содержанием истории Б. считал движение от абсолютного индивидуализма дикарей через ряд фаз к коммунизму — “будущему обществу”, “венцу цивилизации”. В то же время Б. видел в истории борьбу социальных сил, дал резкую критику капиталистического об-ва и был сторонником социальной революции. Однако выдвинутая им тактика заговоров была ошибочной и приводила к провалу организованных бланкистами выступлений. Б. не понимал, что успех революции возможен лишь при участии в ней трудящихся масс, возглавляемых революционной партией. Бланкизм повлиял на революционное движение др. стран, в частности России (Народничество). Высоко оценивая революционные заслуги Б., классики марксизма-ленинизма подвергли бланкизм критике. Осн. соч.— “Социальная критика” (1885).

БЛОХ Эрнст (1885—1977) — нем. философ. В 1933 уехал в Швейцарию, с 1938 жил в США, в 1948—61 работал в ГДР, затем эмигрировал в ФРГ. В работах “Дух утопии” (1918), “Томас Мюнцер как теолог революции” (1921) и др. высказал мысль о необходимости утопического мышления, считая, что задача философии — развивать интерес человека к нереализованным возможностям, т. к. утопическое является осн. фактором тотального отрицания существующей действительности. В осн. произв. “Принцип надежды” (Т. 1—3, 1954—59) выдвинул т. наз. философию надежды в качестве фундамента утопического видения мира, утверждая, что надежда, целеполагание, развертывание принципа добра освобождают человека от всех институциональных форм и приводят в царство свободы. Понятие “надежда” Б. представлял как универсальное, надысторическое и надклассовое отношение к миру. Наделяя природу антропоморфными, психологическими свойствами, представлял ее как вневременное инобытие разума. В конечном состоянии, согласно Б., прекращается всякое развитие и движение, об-во приходит к утопическому идеалу, к абстрактному совершенству. Марксизм Б. пытался истолковать как всеохватывающую утопию, стремясь соединить его с эсхатологией. Утопическое у Б. представляет собой попытку обновления теологической мысли путем выведения ее из узких рамок богословия и облачения в диалектическую терминологию. Б. стремился разработать новое понимание гуманизма, на основе нек-рых идей марксизма и признания приоритета общечеловеческих ценностей.

БОГ—в религиозных учениях и представлениях сверхъестественное всемогущее существо, сотворившее мир и управляющее им; в иудаизме — Яхве, в исламе — Аллах, в христианстве — святая троица (бог-отец, бог-сын и бог-дух святой и т. д.). На ранних этапах развития религии понятия “Б.” еще не существовало (Анимизм, Тотемизм, Фетишизм). В условиях разложения первобытнообщинного строя, развития племенных объединений, появления классов и государства возникают образы племенных и государственных Б. Представление о едином всемогущем Б., царе небесном, сложилось как “отражение единого восточного деспота” (Энгельс). Теология использует идеализм, философски обосновывающий бытие Б. в виде абсолютной идеи, мировой воли, некоего безличного разумного начала. Причины возникновения идеи Б., ее содержание и социальные функции раскрывают материалистическая философия и наука. Совр. теология модернизирует традиционное представление об абсолютно авторитарном, трансцендентном и статичном Б. путем приближения идеи Б. к миру, обоснования таких форм божественной деятельности, к-рые бы свидетельствовали о его реальности и внутренней связи с природой и об-вом.

БОГДАНОВ (псевдоним Малиновского) Александр Александрович (1873—1928) — рус. советский философ, культуролог и экономист, публицист. По образованию врач. С 1903 примыкал к большевикам. В 1909 исключен из партии. Был одним из организаторов и руководителей созданного в 1917 Пролеткульта. Характеризуя взгляды Б., Ленин в 1908 отмечал четыре стадии его философской эволюции. Сначала Б.— “естественноистори-ческий” материалист (“Основные элементы исторического взгляда на природу”, 1899). В конце 90-х гг. он перешел на позиции т. наз. энергетизма (см., напр., “Познание с исторической точки зрения”, 1901). Потом он стал сторонником философии Маха и вскоре создал эмпириомонизм (“Эмпириомонизм”. Кн. 1—3, 1904—06) как вариант позитивиз-ма, придавший практике человека смысл универсального онтологического принципа. В 1907—12 попытался устранить противоречия эмпириомонизма, преобразовав его в “подобие объективного идеализма”. Начиная с 1912 Б. разрабатывает т. наз. тектологию (от греч. tektainomai — строить, созидать) — всеобщую организационную науку, призванную исследовать формы и типы структур и систем в любых областях действительности, практической деятельности и познания. В тектологии он высказал ряд идей (об иерархии и классификации систем и способов их поддержания, об обратной связи, гомео-стазе, моделировании, широких аналогиях, переносах методов из одних наук в другие и др.), развитых позднее в общей теории систем, кибернетике и концепциях научной организации труда. Сначала Б. пытался заменить тектоло-гией философию и диалектику, затем пришел к выводу, что первая есть нефилософская наука. Имевшиеся у Б. мотивы релятивизма и механицизма. а также абсолютизации равновесия как принципа устойчивости систем оказали влияние на Н. И. Бухарина, к-рый высоко ценил метод Б., но отвергал эмпириомонизм как нематериалистическое учение. Критика эмпириомонизма Б. дана в “Материализме и эмпириокритицизме” Ленина, а также в работе “Ма-terialismus militans” Плеханова. Соч.: “Философия живого опыта” (1913), “Всеобщая организационная наука (тектология)” (1913—21, 1989 (переиздание), “О пролетарской культуре, 1904—1924” (1924) и др.

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО — религиозно-философское течение в России, стремившееся доказать, что цель общественного развития заключается в осуществлении идеалов правильно понимаемого “нового” христианства. Идеи Б. были особенно популярны в буржуазно-интеллигентской среде после поражения революции 1905—07. Они широко обсуждались в литературе и религиозно-философских об-вах. Представители Б.— философы и писатели-декаденты: Бердяев, Д. Мережковский (“Не мир, но меч”, 1908, и др.), Н. Минский (“0 свободе религиозной совести”, 1902; “Религия будущего”, 1905) и др. призывали к “новому отношению” к заветам Христа, к некой “религиозной реформации”, пытались, как отмечал Ленин, оживить и по-новому укрепить в народе религию. Они говорили, что цель жизни заключается в поисках бога, что назначение истории — реализация божественного в человечестве, создание богочеловечества, т. е. социальной организации, покоящейся на религиозных основах. В отличие от традиционного христианства с его потусторонним царством божьим, богоискатели полагали, что религиозные идеалы (вечная жизнь, “святая общественность” и т. д.) якобы могут быть воплощены здесь, на земле. Они отстаивали иррационализм, в мистическом познании, в откровении видели наиболее верный способ достижения истины.

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО — религиозно-философское течение в России, возникшее после поражения революции 1905—07 (Луначарский, В. Базаров, Юшкевич и др.); одно время к богостроителям примыкал Горький (“Испо-ведь”, 1907: “Разрушение личности”, 1909), но под воздействием Ленина порвал с Б. Целью Б., тесно связанного с “философией коллективизма” Богданова, было, по словам Ленина, соединение научного социализма с религией, создание т. наз. религиозного атеизма, т. е. религии без бога. “...Социалист,— писал Луначарский,— религиознее старо-религиозного человека” (“Религия и социализм”. Ч. 1. 1908. С. 45), ибо объекты поклонения социалиста реальны — человеческий коллектив и космос. Богостроители говорили о “расцвете социалистического религиозного сознания”, а марксизм рассматривали гл. обр. как религиозно-философскую систему, указывающую людям путь к новой жизни. Они полагали, что в религиозной форме марксистское учение будет легче усваиваться массами и эффективнее выполнять свою организующую роль. Идеи Б. особенно широко пропагандировались в организованной (Богдановым и др.) на о. Капри (1909) школе. Хотя богостроители состояли в с.-д. партии и выступали против богоискательства, их теории по своему содержанию имели антимарксистскую направленность. Резкую критику. Б. дали Ленин и Плеханов. “...И в Европе и в России,— писал Ленин,— всякая, даже самая утонченная, самая благонамеренная защита или оправдание идеи бога есть оправдание реакции” (Т. 48. С. 232). Уже к началу 1-й мировой войны Б. как течение перестало существовать.

БОКЛЬ Генри Томас (1821—62)— англ. историк и социолог-позитивист. Подвергая критике теологическую трактовку истории, Б. ставил своей задачей открыть закономерности исторического процесса и показать их действие на примере ряда стран. Вслед за Контом он считал гл. фактором исторического развития интеллектуальный прогресс и накопление практических знаний, отрицая наличие нравственного прогресса. Будучи представителем географического детерминизма, объяснял особенности исторического развития отдельных народов влиянием естественных факторов (ландшафта, почвы, климата, а также характера пищи). Соч.— “Истории цивилизации в Англии” (1857—61).

БОНАВЕНТУРА (Джованни Фидан ца) (1221—74) — итал. схоласт, учился в Парижском ун-те, где был затем проф., с 1257 — глава францисканского ордена. В 1482 был канонизирован. Объявлен одним из учителей католической церкви. Отстаивал августиниан-скую (Августин) теологию в противоположность своему современнику Фоме Аквинскому, учение к-рого (Томчзм) представляло собой попытку синтеза христианской теологии и аристотелиз-ма. Теория познания Б. опирается на неоплатонизм и пронизана мистикой. Человеческое познание Б. оценивает, даже имея в виду его вершины, включая учение Аристотеля, как темноту по сравнению с божественным светом. Истина постигается озарением, к-рое христианин получает как благодать; условие познания истины — благочестивая жизнь и молитва. В споре об универсалиях придерживался позиции реализма (Реализм средневековый). Б.— олицетворение католической ортодоксии, гонитель Р. Бэкона.

БОР Нильс (1885—1962)—датский физик, один из творцов квантовой теории, лауреат Нобелевской премии. Научные интересы Б. находились на стыке физики и философии, в сфере анализа понятийного аппарата физических теорий. В период создания новой атомной модели (1913) сформулировал принцип соответствия. Для преодоления методологических трудностей в развитии квантовой механики, ее интерпретации Б. выдвинул и развил принцип дополнительности — способ описания, к-рый стал применяться в различных сферах познания при анализе альтернативных, противоречивых ситуаций. В последние гг. жизни, преодолевая влияние позитивизма. Б. подходил к материалистической и диалектической трактовке ряда проблем квантовой механики и теории познания. Процесс сближения науки и политики приводил Б. к пониманию того, что ученый-атомник должен быть как физиком, так и политиком, осознавать ответственность, связанную с прогрессом знаний и судьбами человечества. Б. активно выступал за мир и международное сотрудничество, за мирное использование атомной энергии.

БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ — противодействие организмов неблагоприятным для их жизни и распространения факторам неживой и живой природы. В результате Б. з. с. выживают и оставляют наиболее обильное и жизнеспособное потомство те особи, к-рые оказываются лучше приспособленными к окружающим условиям. Б. з. с.— одна из форм взаимоотношений между организмами внутри одного вида и между представителями разных видов, является фактором эволюции растений и животных. Перенесение Б. з. с. на человеческое об-во послужило источником со-циал-дарвишзма.

БОРЬБА КЛАССОВ — см. Классовая борьба.

БОТЕВ Христо (1849—76) — болгарский поэт и философ-материалист, один из вождей Апрельского национально-освободительного восстания (1876). В мировоззрении Б. тесно сливались революционный демократизм и утопический социализм. Большое влияние на формирование его взглядов оказали Герцен и Чернышевский. Горячий патриот и вождь крестьянской болгарской революции, Б. считал возможным создание социалистического строя в стране сразу же после ее освобождения от ига турецких феодалов и отечественных эксплуататоров, полагая,что социалистические начала присущи крестьянской общине. Под влиянием “Капитала” Маркса и рабочего движения на Западе Б. в последние годы жизни пришел к выводу, что творцом социализма будет пролетариат, однако под пролетариатом ошибочно понимал бедноту вообще. По своим философским взглядам Б.— материалист, развивавший нек-рые элементы диалектики, и атеист; в понимании общественных явлений был идеалистом; исторический процесс он рассматривал как результат совершенствования разума в ходе борьбы народных масс. В его поэтическом творчестве органически слиты реализм и революционная романтика.

БОЭЦИЙ, или, точнее, Аниций Манлий Северин (480—524),— позднерим-ский философ; формально представитель неоплатонизма. Фактически его философия отличалась большим эклектизмом, он проявлял склонность к точным наукам, а в морали его взгляды отмечены даже стоицизмом. Б, переводил и толковал логические соч. Аристотеля, а также “Введение в категории Аристотеля” Порфирия. Он переводил Евклида и трактовал “Основания арифметики” Никомаха. Ему принадлежит также трактат о музыке с тщательно разработанной теорией греч. музыки. Осн. его философское соч.— пользующийся мировой известностью стоически окрашенный трактат “Об утешении философией”, повествующий о терзаниях души в связи с трагическими обстоятельствами жизни самого автора. Нек-рые из его переводов Аристотеля считаются подложными.

БРЕЙ Джон Фрэнсис (1809—95) — англ. социалист-утопист, экономист, деятель рабочего движения. Рабочий, самоучка. Движущую силу развития человечества видел в материальных потребностях людей, корень бедствий трудящихся — в системе обмена. Стоимость, учил он, создается только трудом. Производительные силы и труд необходимо обобществить. Будущее коммунистическое об-во рисуется близким идеалу Оуэна. Идеи Б. оказали влияние на Прудона и его школу. Будучи активным участником чартистского движения, Б. отчетливо сознавал классовые противоречия в об-ве и то, что коммунизм может быть построен только благодаря движению рабочего класса, однако считал, что путь к нему лежит через реформы. В своих книгах “Несправедливости в отношении труда и средства к их устранению...” (1839) и “Путешествие из Утопии” (1841) дал уничтожающую критику капитализма на примере Англии и США.

БРЕНТАНО Франц (1838—1917) — австр. философ-идеалист. Преподавал философию в Вюрцбурге и Вене. В противовес кантовскому критицизму Б. выдвинул собственную философскую систему — метафизику, проникнутую духом теизма и католической схоластики. Гл. предметом исследований Б. была психология, где он создал идеалистическое учение об “интенционально-сти” психических феноменов. Согласно этому учению, психика всегда интен-циональна, т. е. всегда есть отношение к ч.-л., направлена на ч.-л., но сам ее предмет не обязательно существует реально. Таким образом, Б. проводил резкую границу между физическими и психическими явлениями. Взгляды Б. оказали влияние на Гуссерля и др. буржуазных философов, а также на развитие психологии. Осн. соч.: “Психология с эмпирической точки зрения” (1874), “О происхождении нравственного познания” (1889), “Четыре фазы философии” (1895).

БРИДЖМЕН Перси Уильямс (1882— 1961) — амер. физик и философ; проф. математики и естественной философии Гарвардского ун-та (Кембридж); лауреат Нобелевской премии за работы по физике высоких давлений (1946). В философии Б.— основатель и глава субъективно-идеалистического течения, наз. операционализмом. Философские взгляды Б. изложены в книгах “Логика современной физики” (1927), “Природа физической теории” (1936).

БРОЙЛЬ Луиде (1892—1987) — фр. физик, проф. Парижского ун-та, иностранный член АН СССР, лауреат Нобелевской премии (1929). Один из создателей совр. теории движения микрообъектов — квантовой механики. Теоретические исследования Б., установившего один из важнейших законов природы, согласно к-рому все микроскопические материальные объекты обладают как корпускулярными, так и волновыми свойствами, составили фундамент совр. квантовой механики. Б. занимался релятивистской квантовой механикой, теорией электронов, вопросами строения ядра, теорией распространения электромагнитных волн в волноводах и т. д. Б. выступал за “причинную” интерпретацию квантовой механики, отстаивал материалистические позиции в трактовке явлений микромира.

БРУНО Джордано (1548—1600) — итал. философ, борец против схоластической философии и римско-католической церкви, страстный пропагандист материалистического мировоззрения, принявшего у него форму пантеизма. После 8-летнего заключения был сожжен инквизицией в Риме. Мировоззрение Б. сложилось под влиянием идей античной философии (сначала неоплатонизма и пифагореизма, а затем материалистов Эмпедокла, Анаксагора, Эпикура и Лукреция), итал. материалистического вольномыслия эпохи Возрождения и совр. ему науки, особенно гелиоцентрической теории Коперника. Последовательно отождествляя бесконечного бога с природой, Б. еще решительнее, чем Николай Кузанский, утверждал бесконечность самой природы. Используя открытие Коперника, Б. стремился конкретизировать физический и астрономический смысл этого философского принципа, одновременно освобождая теорию Коперника от весьма существенных недостатков: от традиционного представления о конечности мироздания, замкнутого сферой неподвижных звезд, от взгляда, согласно к-рому Солнце неподвижно и составляет абсолютный центр Вселенной. В результате Б. пришел к выводу о бесчисленности миров, а также о населенности их. Выступая против натурфилософского дуализма схоластики, утверждал физическую однородность земного и небесного миров, состоящих из земли, воды, воздуха, огня и эфира. Под влиянием неоплатонизма Б. допускал существование мировой души, понимаемой как принцип жизни и как духовная субстанция, к-рая, находясь во всех без исключения вещах, составляет их движущее начало. Здесь Б., как и большинство античных материалистов, становился на позицию гило-зоизма. Б. развивал также ряд диалектических положений: о единстве, связности и универсальном движении в природе, о совпадении противоположностей как в бесконечно большом, так и в бесконечно малом. Осн. соч.: философские диалоги “О причине, начале и едином”, “с0 бесконечности, вселенной и мирах” (1584).

БУДДИЗМ — религия, проповедующая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижение “высшего просветления” — нирваны. Зародился в Индии в 6—5 вв. до н. э. как одно из мн. еретических учений этического плана, в 3 в. до н. э. провозглашается официальной религией. В настоящее время распространен в Шри Ланке, Японии, Китае, Непале, Бирме, Тибете (в форме ламаизма) и др. странах. Б. исповедуют около 500 млн человек. Основатель Б. Сиддхартха, прозванный Буддой (просветленным), в период образования крупных государств выразил протест народных масс против брахманской религии, освящаемых ею кастовых различий, сложных обрядов поклонения богам и жертвоприношений. Он искал освобождение от страданий в нравственном усовершенствовании, к-рое достигалось путем ухода от жизни, погружением в нирвану. Будда отверг существование бога-отца, отрицал религию Вед, но он (с нек-рыми изменениями) принял их учение о круге рождений (сансаре) и о воздаянии (карме). Вначале идеи Б. передавались в форме притч, сказаний и т. п. В 3—1 вв. до н. э. идея Будды о спасении получила философскую трактовку в учении о мире и человеческой личности как потоке сменяющих друг друга элементов материи и сознания — дхарм. Путь спасения, по этому учению, заключается в подавлении “беспокойства” дхарм. В первых вв. н. э. буддийская религия принимает совершенно иной характер. Место простого почитания памяти учителя занимает культ обожествленного Будды. Спасение человека ставится в зависимость от милости божества, к-рую можно снискать повторением священных сутр. Новая религия получила название махаяны (“большая колесница”), в отличие от традиционного, идущего от Будды направления — хинаяны (“малая колесница”). В противоположность хинаянистским философам, к-рые считали материальные и психические дхармы реальными, махаянистские философы доказывают нереальность дхарм, нереальность всего мира. Учение о нереальности дхарм, или о шуньяте (пустоте), было логически обосновано Нагарджуной (2 в.). От др. махаянист-ских сутр трактаты Нагарджуны отличались логической доказательностью и последовательностью. Рационализм Нагарджуны стал исходным пунктом развития буддийской логики, представителями к-рой были Дигнага и Дхар-макирти (5—7 вв.). Учение Нагарджуны о нереальности понятийного мышления и об абсолютном интуитивном знании стало основой позднейших идеалистических школ (мадхьямика, виджня-навада), тантрического Б. и даже дзэн-буддизма. В настоящее время сторонники Б. подчеркивают его “рационалистический”, “атеистический” характер, называют его “религией без бога”. В сущности же эти новые эпитеты имеют своей целью пропаганду модернизированной буддийской религии. Философия Б. (буддийская философия) классифицируется по принадлежности к различным направлениям хинаяны и махаяны. К хинаяне относятся философские школы вайбхашиков и саут-рантиков. Их последователи верят в реальное существование того, что воспринимается органами чувств. В основе всех явлений прошлого, настоящего и будущего лежит первичная и низменная субстанция, состоящая из пяти сканд, или элементов, к-рые могут принимать различные временные формы. Большое значение придается проблеме познания, признаются два источника познания — восприятие и вывод. Примыкающие к махаяне последователи школы йогачаров считают все свойства внешнего мира порождением разума. Все знания человека не истинны, а являются плодом воображения, или майя. Мир явлений со своей видимостью существования — порождение разума, к-рому свойственна внутренняя тенденция, направленная на создание воображаемой кажимости существования объектов. Даже если объект и существует, то человек познает его посредством идей о нем. Последователи мнстико-ндеалистического направления шунья-вада (от санскр. “шунья” — пустота) не отрицают существования внешнего мира и не принимают его (поэтому и путь наз. срединным). Действительность, с их т. зр., относительна, все реально в определенных пределах; осн.— учение о дхармах, или составных частях сознания, любой предмет, вещь, явление представляет поток дхарм. следующих одна за др. в непрерывной последовательности. И человек, и любой предмет представляют набор дхарм. Все дхармы мгновенны и в свою очередь зависят от чего-то. “Закон зависимого происхождения” — сердцевина буддийской философии. Согласно ему, ничего не существует само по себе, все зависит от чего-нибудь; все существующее в мире временно. Осн. идея этой махаяиистской школы Б.— обоснование тождества существования и несуществования, нереальности существования реального мира.

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871—1944) — рус. философ-идеалист, религиозный и общественный деятель. Закончил Московский -ун-т, преподавал политическую экономию в Киеве, Москве, Симферополе. Был депутатом 2-й Государственной думы от Орловской губернии. В 1918 принял священство. Один из гл, идеологов рус. религиозно-философского ренессанса, участник сб. “Проблемы идеализма” (1902), “Вехи” (1909), “Из глубины” (1918). С 1923 в эмиграции; был проф. Богословского института в Париже (1925—44). Эволюционировал от неокантианства и “легального марксизма” к трансцендентальному идеализму и “философии всеединства”. Подобно Соловьеву, стремился создать универсальный синтез богословия, философии и науки. Под влиянием Флоренского увлекся проблемами софиологии. Центральное место в философии Б. заняли вопросы космологии, в т. ч. разработка таких категорий, как “мировая душа”, “софия” и др. Он пытался обосновать своего рода “софиологический монизм”, различая “софию божественную” (мир божественный) и “софию тварную”. (мир вещественный). Оба мира интерпретируются им как тождественные, едниосушие, благодаря тому, что софия, причастная к обоим мирам, является как бы посредником между ними. Тео-космические мотивы мировоззрения Б. оказались тесно связанными с традициями рус. космизма (Федоров, Флоренский и др.). Осн. произв.: “От марксизма к идеализму” (1903), “Два града” (1911), “Философия хозяйства” (1912), “Свет невечерний” (1917), “Купина неопалимая” (1927).

БУЛЬ Джордж (1815—64)—англ. логик и математик, разработал исторически первую систему математической логики, впоследствии названную алгеброй логики. Идея аналогии между алгеброй и логикой определила все направление его логических исследований, изложенных в двух осн. трудах: “Математический анализ логики” (1847) и “Исследование законов мысли...” (1854).

БУТЛЕРОВ Александр Михайлович (1828—86) — рус. химик. Важнейшим вкладом Б. в мировую науку было создание теории химического строения, лежащей в основе совр. представлений о природе химических соединений. Эта теория раскрыла связь свойств вещества с существованием устойчивой и специфичной для каждого вида веществ упорядоченности химических взаимодействий атомов в молекулах. Этот структурный принцип, утвердившийся в химии, стал заметным шагом в преодолении механицизма, способствовал диалектическому пониманию системности и структурности объектов. Теория химического строения Б. сыграла важную роль в практической организации промышленного производства веществ с заданными свойствами. Достижения структурной химии способствовали широкому распространению и утверждению идей системного подхода в др. науках.

БХУТАВАДА (элементаризм) — одна из концепций древнеинд. философии. Упоминается уже в Упанишадах и эпосе (Махабхарата). В нек-рых позднейших источниках фигурирует как разновидность локаяты. Согласно учению Б., все различия предметов по их свойствам происходят от различия в сочетаниях материальных элементов, образующих эти предметы. Сознание — результат особого сочетания материальных элементов, к-рое, раз возникнув, может воспроизводить себе подобные сочетания, но др. сочетания никогда не смогут привести к возникновению сознания. Как и последователи локаяты, приверженцы Б. были сенсуалистами в гносео--логии и гедонистами в этике. Древнейших текстов Б. не сохранилось.

БЫТИЕ. 1. Философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю. В применении к об-ву употребляется термин “общественное Б.”. Рассматривая материальность мира и его Б. как понятия тождественные, диалектический материализм отвергает идеалистическое представление о Б. как существующем до материи или независимо от нее, а также идеалистические попытки вывести Б. из акта сознания. С др. стороны, недостаточным является подчеркивание только объективности Б., т. к. в таком случае остается невыясненным вопрос о материальном или идеальном характере Б. Признавая Б. первичным, а сознание — вторичным, диалектический материализм тем не менее трактует сознание не как пассивное отражение, но как активную силу, оказывающую воздействие на Б. 2. Наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование ч.-л. вообще. В этом случае Б. следует отличать от реальности, существования, действительности и т. д. как более конкретных и глубоких характеристик объективных процессов и явлений.

БЫТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ— философская категория, означающая совокупность материальных отношений людей к природе и друг к другу, независимых от их сознания и в конечном счете его определяющих (Общественное бытие и общественное сознание). Разработка классиками марксизма категории Б. о. имела решающее значение для преодоления идеалистической и натуралистической трактовок общественного развития, для материалистического решения основного вопроса философии применительно к об-ву и тем самым для материалистического понимания истории.

БЭКОН Роджер (ок. 1214—92) — англ. мыслитель, провозвестник опытной науки нового времени, идеолог городских ремесленных слоев. Обличал феодальные нравы, идеологию и политику. За свои взгляды Б. был в 1277 отстранен от преподавания в Оксфордском ун-те и по приказу церковных властей заточен в монастырскую тюрьму. Мировоззрение Б. непоследовательно, но в нем немало материалистических моментов. Осуждая схоластическое начетничество и слепое преклонение перед авторитетами, он призывал к опытному изучению природы, самостоятельным исследованиям и обновлению науки. Защищал метод познания, основанный на эксперименте и математике. Целью наук Б. считал увеличение власти человека над природой. Несмотря на содержащиеся в его работах алхимические и др. предрассудки, Б. высказал ряд смелых научных и технических догадок. Гл.соч.: “Большой труд” (Opus n-iajus, 1266—68).

БЭКОН Фрэнсис (1561—1626) — англ. философ, основатель материализма и экспериментирующей науки нового времени. При короле Якове I достиг высокого положения в государстве, став лордом-канцлером. Автор знаменитого трактата “Новый Органон” (1620) (в отличие от “Органона” Аристотеля) , в к-ром развил новое понимание задач науки и основы научной индукции. Провозгласив целью знания способность науки увеличивать власть человека над природой, Б. считал, что достичь этой цели может лишь наука, постигающая истинные причины явлений. Поэтому он резко выступал против схоластики. Предшествующая наука страдала либо “догматизмом”, поскольку ученый выводил систему положений, подобно тому как паук ткет свою паутину, из собственных понятий, либо “эмпиризмом”, поскольку он стремился лишь к собиранию неосмысленных фактов. Т. обр., по отношению ко всему предшествующему знанию Б. требует занять скептическую позицию. Однако Б. признает возможность достоверного знания, но для достижения истины считает необходимой реформу метода. Первым шагом этой реформы должно быть очищение ума от постоянно грозящих ему заблуждений (“идолов”). Часть этих заблуждений порождается склонностями ума. присущими всему человеческому роду, часть — склонностями, свойственными отдельным группам ученых или отдельным лицам, часть — коренится в несовершенстве и неточности языка и, наконец, часть — в некритическом усвоении чужих мнений. После устранения ложных воззрений возможно построение новой науки на основе истинного метода. По Б., наука эта должна быть рациональной переработкой фактов опыта. Посылками ее выводов (“средними аксиомами”) будут положения, основанные на понятиях, добытых посредством методического обобщения, или индукции. Предпосылку индукции образует аналитическое понимание эксперимента. Односторонне развитое, оно привело, по словам Энгельса, к тому, что Б. (а за ним Локк) перенес метафизический метод мышления, сложившийся в науке 15—16 вв., из естествознания в философию. В своей теории индукции Б. впервые указал на значение т. наз. .“отрицательных” инстанций, т. е. подбора случаев, противоречащих ранее сделанному обобщению и тем самым требующих его пересмотра, как недостаточно обоснованного. Заслуга Б. в развитии философии заключается в том, что он, во-первых, восстановил материалистическую традицию и произвел — под этим углом зрения — переоценку философских учений прошлого; возвысил ранний греч. материализм и вскрыл заблуждения идеализма. Во-вторых, Б. выработал собственное материалистическое понимание природы, положив в основу взгляд на материю как на совокупность частиц, а на природу — как на совокупность тел, наделенных многообразными качествами. Неотъемлемым свойством материи является движение, не ограничиваемое у Б. механическим перемещением (он насчитывал 19 видов движения). Все эти воззрения Б. отражают новые потребности и запросы, к-рые в эпоху первоначального капиталистического накопления в Англии предъявлялись науке. Однако Б. не был последовательным материалистом. Его учение еще полно, по выражению Маркса, “теологической непоследовательности”. Политические убеждения Б. отразились в “Новой Атлантиде” (1617)—утопии, изображающей процветающее идеальное об-во, в к-ром жизнь организована на рациональных основах науки и развитой техники, но с сохранением господствующих и подчиненных классов.

БЮРОКРАТИЯ (фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — власть) — 1) иерархически организованная, оторванная от народа и чуждая ему управляющая (политическая, экономическая и др.) система, делающая осн. правилом своего функционирования собственное сохранение и воспроизводство; 2) носитель этой системы — слой привилегированного чиновничества. С деятельностью Б. связаны чинопочитание, карьеризм, угодничество и т. п. явления и то, что обычно называют бюрократизмом: формализм, бездушие, волокита. Б. неизбежно возникает и развивается в классово антагонистическом об-ве, начиная с ранних рабовладельческих государств и кончая совр. государственно-монополистическим капитализмом, в условиях к-рого она обрела значительные масштабы и силу. Вебер создал социологическую теорию Б., согласно к-рой под Б. понималась рационально построенная организация, отвечающая определенным формальным критериям. В марксистской традиции Б. связана как раз с возникновением превращенных форм (Форма превращенная) деятельности организации, искажением ее функций и провозглашаемых целей. Теория марксизма ставила перед социалистической революцией задачу уничтожения Б. Считалось, что социалистическая демократия, требующая широкого привлечения масс к управлению государственными и общественными делами, развития их социальной активности, несовместима с Б. Поэтому социалистическая революция ломает бюрократическую систему, старой государственной машины. Однако в результате деформаций целей и идеалов социалистической революции в СССР сложилась административно-командная система с бюрократическим аппаратом, к-рын фактически отстранил народ от участия в управлении, привел к его отчуждению от власти. Поэтому перестройка предполагает преодоление Б., ломку авторитарной бюрократической системы. В совр. условиях борьба с бюрократизмом приобретает особое значение. Она связана с борьбой против командно-административных деформаций социализма, за высокую организованность, дисциплину, ответственность и самостоятельность в работе; предполагает развитие социалистического самоуправления народа в рамках правового государства, защиту прав и свобод личности.


Обратно в раздел философия











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.