Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Борисов С. Б. Культурантропология девичества. Морфология и генезис девичьей составляющей cовременной неофициальной
детско-подростковой культуры

ОГЛАВЛЕНИЕ

Заключение
Во-первых, мы показали наличие слоя преимущественно девичьих «прыжковых»
(«классики», «скакалки», «резиночка», «в козла») и «хлопковых»
(«дюба-дюба» и др.) формализованных игр, а также ритуализированные
лично-дружеские практик («секретики», «игровая переписка», «клятвы»). Мы
постарались выявить параллели этих игровых и ритуализированных практик с
архаическими ритуалами и традиционными обрядами.
Во-вторых, мы показали, что элементами девичьей половой социализации
(инкультурации) являются: смена представлений о причинах появления на свет
детей (когнитивно-репродуктивная инициация); изменение
психофизиологической концепции «Я», связанное с началом менструального
цикла, ростом молочных желез, надеванием бюстгальтера (активная
индивидуальная половая идентификация); принудительное посещение
гинекологического кабинета (посвятительный обряд символического перехода
из детско-девичьего во взросло-женское состояние); наконец, введение в
поведенческо-смысловой тезаурус личности представления о поцелуе как
символическом акте преодоления рубежа между детскостью и взрослостью и
девичьей чести как способности сохранить физиологическую невинность до
брака.
В-третьих, мы констатировали наличие целого ряда «внутридевичьих»
эротически и репродуктивно окрашенных интеракций: это
интимно-ознакомительные и публично-обнажающие игровые практики;
изображение беременности, родов и кормления грудью в ролевых играх;
вербально-теоретическое и телесно-практическое взаимообучение технике
поцелуя; учебно-тренировочные и игровые имитации сексуальных отношений.
Особую роль в половой социализации девочек играет механизм «девичьих
посиделок» («девичников»), на которых происходит передача знаний
сексуального характера и научение образцам девичьего поведения и девичьим
«техникам тела». Кроме того, в узких девичьих сообществах может иметь
место семиотическая маркировка добрачного расставания с девственностью.
В-четвертых, мы подвергли специальному рассмотрению все наиболее
принципиальные виды эротически окрашенных межполовых коммуникаций. Это
добровольные и слабоконвенциональные взаимные обнажения, игры с поцелуями,
эротически окрашенные игры, добровольные внеигровые телесные интеракции,
насильственные обнажения, подглядывания, задирания юбок, добровольные
внеигровыее телесные интеракции и, наконец, слабоконвенциональные и
агрессивно-насильственные эротические воздействия.
В-пятых, нами были рассмотрены преимущественно девичьи способы
времяпрепровождения, порождаемые имматериалистическим типом
мировосприятия. Это имеющие в большей степени развлекательный характер
«техники» поднимания «покойника» и загадывания желаний, кроме того это
мантические (гадальные) и любовно-магические (привораживающие) практики.
Показано, что магический (в широком смысле) континуум девичьей культуры не
только воспроизводит с изменениями традиционные практики, но и порождает
новые («письма любви», «школьные гадания»).
В-шестых, в нашей работе была подробно рассмотрена фольклорная
составляющая девичьей культуры. Было показано многообразие как
метажанровых («анкеты», «пожеланники», «дневники», «альбомы»), так и
жанровых («законы» и «теоремы» любви, «квазиаббревиатуры», любовные
новеллы) компонентов девичьей рукописной культуры. Было обращено особое
внимание на сосуществование любовно-романтической и эротической парадигм в
девичьей фольклорной культуре.
Все вышесказанное, на наш взгляд, убедительно говорит не просто о половой
специфике некоего «единого процесса социализации детей и подростков», но о
существовании особого континуума девичьей инкультурации.
Несмотря на известную описательность представленной работы, она позволяет
наметить направления новых исследований.
Речь может идти о дальнейшем углублении в изучении «девичьей культуры» —
описании индивидуальных миров сновидений, индивидуальные игровых миров,
форм индивидуально-эротического развития имагинативных и телесных «техник
себя» (определенный материал подобного характера в нашем распоряжении
имеется).
Выделение автономного локуса «девичьей культуры» актуализирует задачу
описания и последующего изучения иных половозрастных культурных
континуумов (в частности, мальчишеско-юношеского, мужского); а также
катализирующих локусов половой социализации — школ, домов отдыха,
туристических и оздоровительных лагерей, танцевальных залов («дискотек»),
домашних вечеринок, свадебных обрядов, пикников, походов и т.д.
Реализация названных исследовательских направлений позволила бы развить
эвристические потенции, заложенные в нашей работе, и сделать шаг к
целостному описанию современной российской эротически маркированной
повседневности, понимаемой как совокупность взаимодействующих
половозрастных субкультур. Надеемся, что результаты нашей работы нам
удастся отразить в последующих публикациях.

Библиография
Агапкина 1992Агапкина Т.А. О некоторых магических действиях в
масленичной обрядности славян // Фольклор и этнографическая
действительность. СПб.: Наука, 1992. С.48-52.
Агапкина 1995Агапкина Т.А. Месячные // Славянская мифология.
Энциклопедический словарь. М.: 1995. С.258-260.
Агапкина 1996Агапкина Т.А. Славянские обряды и верования, касающиеся
менструации // Секс и эротика в русской традиционной культуре /
Сост. А. Топорков. — М.: Ладомир, 1996. С.103-150.
Адоньева 1999Адоньева С.Б. Детские «секреты», «клады» и игры в
«похороны» // Живая старина, 1999, №1 С.11-13.
АС, 1980Арабские сказки М., 1980
Арбатова 1999Арбатова М. Меня зовут Женщина М.:1999. 464 с.
Афанасьев 1982Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избр. статьи. М.:
Современник, 1982
Афанасьев 1997Народные русские сказки не для печати, заветные
пословицы и поговорки, собранные и обработанные А.Н. Афанасьевым.
1857-1862. М.: Ладомир, 1997
Байбурин, Топорков 1990Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков
этикета: Этнографические очерки. Л., 1990
Барто 1969Барто А. Стихи и поэмы. М., 1969
Бахтин 1990Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура
средневековья и Ренессанса. М., 1990.
Белоусов 1987Белоусов А.Ф. Городской фольклор. Лекция для
студентов-заочников. Таллин, 1987. 25 с.
Белоусов 1989Белоусов А.Ф. Детский фольклор. Лекция для
студентов-заочников. Таллин, 1989
Белоусов 1992Белоусов А.Ф. Институтка // Школьный быт и фольклор.
Часть 2. Девичья культура. Таллин:1992. С.119-159.
Белоусов 1996Белоусов А.Ф. Институтка // «Ускользающее время, или
Плоды воспитания». Каталог второй ежегодной выставки центра
современного искусства. СПб., 1996. С.28-37
Белоусов 1998Белоусов А.Ф. От составителя // Русский школьный
фольклор. М.: Ладомир, 1998. С.5-14.
Бердяев 1989Бердяев Н.А. Эрос и личность. Философия пола и любви.
М., 1989
Берман 1982Берман Б.И. Агиографический канон русского средневековья
и традиция его восприятия // Художественный язык средневековья. М.:
Наука,1982. С.159-183
Бернштам 1981Бернштам Т.А. Обряд «крещение и похороны кукушки» //
Материальная культура и мифология. Л., 1981.
Бернштам 1988Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины
XIX — начала XX в.: Половозрастной аспект традиционной культуры. Л.,
1988.
Бовуар, 1997Бовуар С. де. Второй пол. СПб.: Прогресс, 1997. 832 с.
Борисов 1988Борисов С.Б. «Юности чистое зерцало»: Автор заметки
открыл феномен рукописного девичьего любовного рассказа // Молодой
ленинец (Курган), 1988, 5 октября.
Борисов 1989аБорисов С.Б. Эротические тексты как источник
сексуального самообразования // Социологические исследования, 1989,
№ 1. С.81-84
Борисов 1990аБорисов С.Б. Благородные девицы, «беспредел» и
некоторые вопросы политической истории СССР // Социологические
исследования, 1990, № 6. С.127-131
Борисов 1990бБорисов С.Б. Девичий альбом в рукописной культуре //
Наука и мы (Латвия), 1990, №3. С.16-17
Борисов 1990гБорисов С.Б. Плачевая культура: к постановке проблемы
// Культура. Деятельность. Человек. Усть-Каменогорск, 1990.
С.183-186.
Борисов 1990дБорисов С.Б. Плачево-смеховая культура: к постановке
проблемы // Демократия как важнейшее условие развития культуры.
Часть 1. Барнаул, 1990. С.76-78
Борисов 1992аТридцать девичьих рукописных рассказов о любви /
Составитель, автор статей и комментариев — С.Б. Борисов. Обнинск,
1992. 112 с.
Борисов 1992бБорисов С.Б. Девичий рукописный любовный рассказ в
контексте школьной фольклорной культуры // Школьный быт и фольклор.
Часть 2. Девичья культура / Сост. А.Ф. Белоусов. Таллин, 1992. С.
67-119
Борисов 1992вБорисов С.Б. Рукописные квазифольклорные тексты как
нетрадиционный источник социологической информации // Проблемы и
тенденции развития Верхнекамского региона: история, культура,
экономика. Березники:1992. С.103-105
Борисов 1993Борисов С.Б. Личные документы как источник
суицидологической информации: Некоторые проблемы социологии
девиантного поведения // Социологические исследования, 1993, № 8.
С.62-65
Борисов 1995гБорисов С.Б. Плач как техника понимания // Понимание и
рефлексия: Материалы Третьей Тверской герменевтической конференции.
Часть 2. Тверь, 1995. С. 22-26.
Борисов 1996аБорисов С.Б. Прозаические жанры девичьих альбомов //
Новое литературное обозрение, 1996, № 22. С.362-385
Борисов 1997Борисов С.Б. Эволюция жанров девичьего альбома в
1920-е–1990-е годы // Шадринский альманах. Выпуск первый. Шадринск:
Изд-во Шадринского пединститута, 1997. С.87-110
Борисов 1998Борисов С.Б. Из истории девичьего альбома //
Традиционная культура и мир детства. Материалы международной научной
конференции «ХI Виноградовские чтения». Часть 1. Ульяновск, 1998.
С.67-70
Брокгауз 1909Малый энциклопедический словарь [в 4-х томах]. М.:
Терра, 1994 (репринтное воспроизв. издания Ф.А. Брокгауза — И.А.
Ефрона. СПб, 1909)
Бруштейн 1964Бруштейн А. Дорога уходит в даль. Трилогия. М.:1964.
734 с.
Васильев 1992Васильев Б. Завтра была война // Васильев Б. Соч. в 2-х
томах. М.,1992.
Веселовский 1940Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940
Виноградов 1999Виноградов Г.С. «Страна детей». Избранные труды по
этнографии детства. СПб., Историческое Наследие, 1999. 550 с.
Виноградова 1981Виноградова Л.Н. Девичьи гадания о замужестве в
цикле славянской календарной обрядности (западно–восточнославянские
параллели) // Славянский и балканский фольклор. Обряд. Текст. М.:
Наука, 1981. с.13-43.
Виссел 1996Виссел А. Детские игры «в резиночку» в Эстонии // Мир
детства и традиционная культура. Вып. 2. М., 1996. С.158-165.
Выготский 1990Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1990
Гайсинович 1975Гайсинович А.Е. Преформация // Большая Советская
Энциклопедия. 3-е изд. Том 20. М., 1975. с.542.
Голосовкер 1925Голосовкер С.Я. К вопросу о половом быте современной
женщины. Казань, 1925. 23 с.
Григорьев 1928Григорьев Р. Очерки школьной жизни. Дневник
учительницы. Ленинград, Прибой, 1928
Гримм 1993Братья Гримм. Сказки. Новосибирск, 1993. 751 с.
Гусев 1974Гусев В.Е. От обряда к народному театру (эволюция
святочных игр в покойники) // Фольклор и этнография. Обряды и
обрядовый фольклор. Л.: Наука, 1974. С.49-59
Гэсэриада 1990Гэсэриада западных бурят. Указатель произведений и их
вариантов. Новосибирск: Наука, 1990.
Девичество 1994Мудрость народная. Жизнь человека в русском
фольклоре. Вып. 3. Юность и любовь. Девичество. М.: Худож.лит.,
1994. 525 с.
Дюмезиль 1976Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М.: Наука,
1976.
Еремина 1991Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л.: Наука, 1991. 207 с.
Жаворонок 1998Девичьи рукописные любовные рассказы. Предисловие С.И.
Жаворонок, публикация С.Б. Борисова и С.И. Жаворонок // Русский
школьный фольклор. М.:Ладомир, 1998. С.185-194
Журавлева 1994Журавлева Е.А. Похороны кукушки // Живая старина,
1994, №4. С.32-33.
Забылин 1880Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и
поэзия. Собр. М. Забылиным. В 4-х частях. М., 1880 (1989 г. репринт.
изд.). Девичьи гадания цитируются по: Мудрость народная… Вып 3.
Юность и любовь: Девичество. М., 1994. С.233-262.
Зеленин 1927Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография [1927]. М.,
1991. 511 с.
Зеленин 1994Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной
культуре. 1901–1913. М.: Индрик, 1994. 400 с
Иванова 1983Иванова Ю.В. Обрядовый огонь // Календарные обычаи и
обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие
обычаев. М., Наука, 1983. С.116-130.
Ивлева 1994Ивлева Л.М. Ряженье в русской традиционной культуре.
СПб,1994
Игры народов 1933Игры народов СССР. М.-Л.: Academia, 1933.
Исаев, Каган 1986Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей.
Л.: Медицина,1986. 336 с.
Каган 1990Каган В.Е. Психосексуальное воспитание детей и подростков.
Л., 1990
Каган 1991Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М.:Педагогика, 1991.
256 с.
Кагаров 1929Кагаров Е.Г. Состав и происхождение свадебной обрядности
// Сборник Музея Антропологии и Этнографии, VIII. Л, 1929. С.152-195
Касавин 1990Касавин И.Т. Магия: ее мнимые открытия и подлинные тайны
// Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания.
М.:Политиздат
Кирсанова 1995Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной
культуре XVIII — первой половине XX вв. (Опыт энциклопедии).
М.,1995. 383 с.
Киселева, 1995Киселева Ю.М. Магия и поверья в московском медучилище
// Живая старина, 1995, № 1. С.23
Коровашко 1999Коровашко А.В. «Козья масленица» // Живая старина,
1999
Корсаков 1994Корсаков Д. «Она лежала на асфальте, как белый лебедь…»
[рубрика «Из девичьего альбома», о рукописных девичьих любовных
рассказах] // Комсомольская правда, 1994, 11 октября
Ксенофонтов 1977Ксенофонтов Г.В. Эллэйада. Материалы по мифологии и
легендарной истории якутов. М.: Наука, 1977. 248 с.
Кузнецов 1924Кузнецов А. Чем живет молодая деревня? // Очерки быта
деревенской молодежи. [М.,] Новая Москва, 1924
КСЛП 1976Курдские сказки, легенды и предания. М.:Наука, 1976.
Ласточка 1909-1913Ласточка [машинопись], 2 класса, 1909, № 2; 3
класса, 1909, № 3, Ж[енское?] К[иевское?] У[чилище?] В[?]; 1910, №4,
ЖКУВ; 1912, 5 класс; 6. 169 с.; 1913, 6 класс ЖКУВ.
Левина 1927Левина И.М. Игры в свадьбу и метище // Искусство Севера.
Л.,1927
Либоракина 1994Либоракина М. Первая менструация, или как женщина
приучается быть женщиной // Преображение. 1994 (№2). с.49–53
Листова 1996Листова Т.А. «Нечистота» женщины (родильная и месячная)
в обычаях и представлениях русского народа. // Секс и эротика в
русской традиционной культуре / Сост. А.Л. Топорков. М.: Ладомир,
1996. с.151–174
Лихачев 1997Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы.
СПб.:Алетейя, 1997. 508 с.
Лойтер 1991Русский детский фольклор Карелии / Сост., вступ.ст. и
комм. С.М. Лойтер. Петрозаводск, 1991. 280 с.
Лойтер 1995Лойтер С.М., Неелов Е.М. Современный школьный фольклор.
Пособие-хрестоматия. Петрозаводск, 1995. 115 с.
Лотман 1994Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции
русского дворянства (XVIII — начало XIX века). СПб,1994. 398 с.
Лурье 1992Лурье В.Ф. Современный девичий песенник-альбом // Школьный
быт и фольклор. Часть 2. Девичья культура. Таллин, 1992. С.42-66
Лурье 1995Лурье М.Л. «Страшно, но и ничего, потому что шутки»
(Персонажи ряженья Торопецкого района) // Живая старина, 1995,№ 2.
С.34-37
Максимов 1903Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила.
СПб., 1994 (печ. по изданию: СПб., 1903)
Мастерс 1991Мастерс и Джонсонс о любви и сексе. В 2-х частях. СПб.,
1991
Мелетинский 1994аМелетинский Е.М. Австралийская мифология // Мифы
народов мира. Том 1. М., 1994. С.29-32.
Мелетинский 1994вМелетинский Е.М. Имир // Мифы народов мира. Том 1.
М., 1994. с.510.
Мельников 1987Мельников М.Н. Русский детский фольклор.
М.:Просвещение, 1987. 240 с.
Мид 1990Мид М. Культура и мир детства. Избр. произведения / Сост.
И.С. Кон. М.: Наука, 1990
Мильяненков 1992Мильяненков Л.А. По ту сторону закона: Энциклопедия
преступного мира. СПб,1992. 318 с.
Морозов 1995Морозов И.А. Игровые формы «свадьбы» в системе
традиционных «переходных» обрядов // Живая старина.1995, № 2.
С.21-26
Мосс 1996Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной
антропологии. М., 1996. 360 с.
МС 1997Мифологический словарь. М., 1997.
МХМ 1990Мифы, предания, сказки ханты и манси. М.:Наука, 1990
Неклюдов 1977Неклюдов С.Ю. О функционально-семантической природе
знака в повествовательном фольклоре // Семиотика и художественное
творчество М.: Наука, 1977. С.193-228
Оболенская 1991Оболенская С.В. Образ немца в русской народной
культуре XVIII–XIX вв. // Одиссей. Человек в истории. 1991. М.,
1991. С.160-185.
Окладникова 1981Окладникова Е.А. Калифорнийская коллекция И.Г.
Вознесенского // Материальная культура и мифология. Л., Наука, 1981.
Орлов 1975Орлов В. Происшествие в Никольском. М., Советский
писатель, 1975
Орлов 1993Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание. М., 1993
Осорина 1999Осорина М. Секретный мир детей в пространстве взрослых.
СПб., 1999.
Панченко 1998Панченко А.А. «Магические письма»: к изучению
религиозного фольклора // Канун. Альманах. Вып. 4. Антропология
религиозности. СПб., 1998. C.175–216
Пашнев 1990Пашнев Э. Белая ворона // Школьные годы. Выпуск 3. М.:
Детская литература, 1990
Первые шаги 1911Первые шаги. № 1-й, март 1911.
Литературно-художественный журнал учениц частной гимназии Аблецовой
и Байковской. 23 с. [хранится в РГБ]
Песни ряженых 1995Песни и загадки ряженых («наряженок») на святочных
игрищах // Русский эротический фольклор. Песни. Обряды и обрядовый
фольклор… / Сост. А. Топорков. М.:Ладомир, 1995. С.228-229.
Плосс 1898-1900Плосс Г. Женщина в естествоведении и народоведении.
Антропологическое исследование. 5-е изд., доп. и перераб. после
смерти автора М. Бартельсом. Том 1. Сыктывкар–Киров, 1995 (репринт.
издания 1898 — 1900 гг.)
Покровский 1895Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские
(в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной). Изд.
второе, испр. и доп. М., 1895. Репринтное издание. СПб., 1994. 388
с.
Поликарпова 1976Поликарпова Т. От весны до осени, или Повесть про
девочку. М., 1976
Пономарева 1998Пономарева Е.Н. «Магические письма» современных
школьников // Традиционная культура и мир детства: Материалы
междунар. науч. конференции «ХI Виноградовские чтения». Часть 3.
Ульяновск, 1998 С.41-45
Пономарева 1999Пономарева Е.Н. Почтовые игры школьниц // Живая
старина, 1999, №1 С.10-11.
Пропп 1976Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избр. ст.
М.:Наука, 1986.
Пушкарева 1996Пушкарева Н.Л. Сексуальная этика в частной жизни русов
и московитов (X — XVII вв.) // Секс и эротика в русской традиционной
культуре. М., 1996. С.44-91.
Розин 1993Розин В., Шапинская Р. Природа любви. Понимание и
изображение любви и сексуальности в разных культурах, в работах
философов, в искусстве. М., 1993. 173 с.
РСФ 1994Русский смехоэротический фольклор / Сост. С. Борисов. СПб.,
1994. 192 с.
РСС 1993Русские сказки Сибири и Дальнего Востока: волшебные и о
животных. Новосибирск: Наука, 1993.
РШФ 1998Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до
семейных рассказов / Сост. А.Ф. Белоусов. М.: Ладомир, 1998. 744 с.
Рыбаков 1988Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1988.
Салариа 1994Салариа Д., Морли Ж. Одежда для работы и отдыха. М.:
Росмэн, 1994
Самиздат 1997Самиздат века. М., 1997
Сахаров 1997Сахаров И.П. Русское народное чернокнижие. СПб.: Изд-во
«Литера», 1997.
СБЖ 1992Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона (речевой и
графический портрет советской тюрьмы) / Авторы-составители Д.С.
Балдаев, В.К. Белко, И.М. Исупов. М.: Края Москвы, 1992. 526 с.
СИ 1971Сказки центральной Индии. М.: Наука, 1971.
СМПК 1977Сказки и мифы папуасов киваи. М.: Наука, 1977
СНИ 1964Сказки народов Индии. М.-Л., 1964
СНП 1976Сказки народов Памира. М., Наука,1976
СО 1970Сказки и мифы Океании. М., Наука, 1970.
Соколов 1941Соколов Ю.М. Русский фольклор. М., 1941. 558 с.
Смирнов 1927Смирнов В. Народные гаданья в Костромском крае. Труды
Костромского научного общества по изучению местного края. Вып.41.
Четвертый этнографический сборник. Кострома, 1927. Излагается по:
Мудрость народная… Вып. 3. Юность и любовь: Девичество. М., 1994.
С.233-262.
СФ 1996Смехоэротический фольклор / Сост. С. Борисов. Тверь, 1996
Тайлор 1989Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989.
573 с.
Тенишев 1993Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание
материалов Этнографического бюро князя В.Н. Тенишева (На примере
Владимирской губернии). СПб.,1993
Токарев 1990Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990
Толстой, Усачева 1995Толстой Н.И., Усачева В.В. Волосы // Славянская
мифология. М., 1995. С.105-107
Толстой 1996Толстой Н.И. Мифологическое в славянской народной
поэзии. 2. Предсказание смерти в колодце или сосуде // Живая
старина, 1996, № 1. С.28-29
Топорков 1992Топорков А.Л. Пиковая дама в детском фольклоре начала
1980-х годов // Школьный быт и фольклор Часть 2. Девичья культура /
Сост. А.Ф. Белоусов. Таллин,1992. С. 3-42; воспроизведено в издании:
Русский школьный фольклор. М.: Ладомир, 1998.
Топорков 1995бТопорков А.Л. Любовная магия // Славянская мифология.
М., 1995. С.105-107
Топорков 1995вТопорков А.Л. Соль // Славянская мифология. М., 1995.
С.364-365
Успенский 1994Успенский Б.А. Избранные труды, том 1. Семиотика
истории. Семиотика культуры. М.: Гнозис. 1994. 432 с.
Филиппова 1938Филиппова К. В гимназии. Свердловск, Свердловское
областное издательство, 1938. 180 с.
Фреймарк 1994Фреймарк Г. Оккультизм и сексуальность. М., Константа,
1994 (воспроизводство издания ориентировочно 1908-1917 гг.)
Фрэзер 1986Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и
религии. М.: Политиздат, 1986
Фрэзер 1989Фрэзер Дж.Дж. Фольклор в Ветхом завете. М.: Политиздат,
1989.
Ханютин 1989Ханютин А. Школьный рукописный альбом-песенник: новый
успех старого жанра // Массовый успех / Отв.ред. А.Ю. Ханютин. М.,
1989
Чичеров 1957Чичеров В.И Зимний период русского земледельческого
календаря ХIV-XIX веков (Очерки по истории народных верований). М.,
1957
Чуковский 1989Чуковский К.И. Собрание сочинений в двух томах. М.:
Правда, 1989
Шинкаренко 1995Шинкаренко Ю. Рукописные рассказы о любви // Урал,
1995, № 12. С. 84
Школьный быт 1992Школьный быт и фольклор. Часть 1. Учеб. материал по
русскому фольклору / Сост. А.Ф. Белоусов. Таллин, 1992. 159 с.;
Часть 2. Девичья культура. Учеб. материал по русскому фольклору /
Сост. А.Ф. Белоусов. Таллин, 1992. 159 с.
Шумов 1998Шумов К.Э. «Шифровки» и «коды» в рукописной традиции
подростков // Традиционная культура и мир детства. Часть 3.
Ульяновск, 1998. С.45-53
Щепанская 1996Щепанская Т. Телесные табу и культурная изоляция //
Феминисткая теория и практика: Восток — Запад. Материалы междунар.
научн-практ. конф. СПб., 1996. С.227–232
Янковская-Байдина 1924Янковская-Байдина. Как гуляет крестьянская
молодежь. «Избушка» или «квартера» Penguin Book Московской губернии
// Очерк быта деревенской молодежи. [М.:] Новая Москва, 1924.
С.50-84
Lathuillere 1966Lathuillere R. La Presiosite. Etude historique et
linguistique. T.1. Geneve, 1966
Mead 1970Mead M. Growing Up in New Guinea. A study of adolescence
and sex in primitive societies. 1970.


Обратно в раздел философия










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.