Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Унамуно де М. Молитва атеистаГосподь несуществующий! Услышь Когда нисходит в мир ночная тишь Ты так велик, что миру не вместить Бог выдуман. Будь ты реален, Боже, - (Перевод А. Косс) Miguel de Unamuno La oracion del ateo Oye mi ruego Tu, Dios que no existes, a nuestro ruego y nuestro anhelo vistes. ?Que grande eres, mi Dios! Eres tan grande para abarcarte. Sufro yo a tu costa, * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * Мигель де Унамуно-и-Хуго (Miguel de Unamuno y Jugo) (29 сентября 1864 г., Бильбао, - 31 декабря 1936 г., Саламанка) - испанский философ, писатель, общественный деятель. Родился в семье коммерсанта, баск по национальности; родным языком Унамуно был баскский, но писал он по-испански. В семье получил традиционное католическое воспитание, некоторое время даже хотел стать священником. * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * В 80-90-е гг. Унамуно увлекался социалистическими идеями Бакунина, Лассаля, Маркса, активно сотрудничал в социалистическом еженедельнике "Луча де класе" ("Классовая борьба"). После религиозного кризиса 1897 г., вызванного смертью от менингита трёхлетнего сына, он отошёл от социализма и начал разрабатывать философскую концепцию, предвосхитившую ряд положений персонализма и экзистенциализма. Огромное влияние на Унамуно оказали идеи и творчество Августина, испанских средневековых мистиков, Б. Паскаля и С. Кьёркегора (для чтения произведений которого в оригинале он даже выучил датский язык). Дон Мигель ощутил смерть сына как проявление вселенской трагедии, состоящей в том, что человек хочет, но не может жить вечно. Начиная с 1897 года и вплоть до последних произведений всё его творчество проникнуто раздумьями о вере и неверии, смерти и бессмертии, во всех его писаниях звучит трагическая нота. Всё многообразное в жанровом отношении творчество Унамуно концентрируется вокруг проблемы личного бессмертия. Речь идёт о последней данности человеческого сознания: перед лицом трагического вопроса о бессмертии скептицизм разума соединяется с отчаянием чувств и рождается "трагическое чувство жизни" - витальная основа человеческого существования. Понятие "трагического чувства жизни" конкретизируется как специфическое переживание конечности человеческого бытия (опыт "ничто", которое есть в то же время "жажда бессмертия" и "голод по бытию"). Унамуно развивает идею Бога как проекции фундаментальной жажды бытия на бесконечность универсума и гаранта личного бессмертия. Желание сохранить веру в бессмертие одновременно с сомнением в истинах религии определило его стремление к т. наз. «кихотизму», т. е. борьбе во имя неосуществимого идеала, представляющейся разуму безумием. Центральная проблема философии Унамуно - духовная жизнь личности, сосредоточенная, по его мнению, на стремлении разрешить противоречия конечного и бесконечного: жажде личного бессмертия противоречит рационалистическая уверенность в конечности сущего, потребности в вере - невозможность веры для современного разума. Унамуно вводит понятие "агонии" - особого трагического восприятия жизни, вызванного непримиримым дуализмом разума и веры ("О трагическом чувстве жизни у людей и народов", 1913 г.; "Агония христианства", 1924 г.). Творчество, любовь, дружба, материнство и т.п. представляются специфическими для человека способами преодолеть конечность существования, запечатлеть "я" в мире ("Жизнь Дон Кихота и Санчо", 1905, "Абель Санчес", 1917; "Тётя Тула", 1921, и др.). Унамуно утверждал личный, "экзистенциальный" характер философской истины, констатировал противоречия научного и духовного прогресса, считал возрождение личности ("героическое безумие", "кихотизм") единственной возможностью выхода из тупика современного мира. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел философия |
|