Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ниман Д. Адвентисты и здоровый образ жизни< ОГЛАВЛЕНИЕ > Глава 8 УРОКИ, ВЫНЕСЕННЫЕ ИЗ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР “Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.” - Первое послание к коринфянам 9:24.
Судя по эпиграфу данной главы, можно сделать вывод о том, что апостол Павел был хорошо осведомлен о Олимпийских состязаниях своего времени. Как вы сможете убедиться, дальше, он любил использовать различные образы, заимствованные из спортивных состязаний для объяснения духовных истин. Давайте вначале вспомним, что представляли собой Древнегреческие Олимпийские Игры. Милон из Кротона Милон из Кротона, величайший древнегреческий атлет, стал знаменитой легендарной личностью благодаря своей силе и бестрашию на борцовском ринге. В то время поражением считалось троекратное падение атлета на согнутые колена, но никто не смог победить Милона на пяти Олимпиадах, а также множества других состязаний в которых он принимал участие. Милон начал интенсивно тренироваться за четыре года до своей первой олимпиады в 532 году до н.э.. Согласно историчыеских сведений каждый день, взваливал на свои плечи молодого теленка и отправлялся в путь до тех пор, пока силы не покидали его. Это продолжалось неделю за неделей, месяц за месяцем, по мере того, как сила и мощь борца увеличиваласье, а его теленок прибавлял в весе. После четырех лет такой подготовки, Милон отправился на первую Олимпиаду, взяв с собой своего быка. Чтобы произвести впечатление на всех собравшихся зрителей и атлетов, он принес быка в жертву, а потом прошел 400 метров с тяжолой ношей на плечах по стадиону. Затем Милон, в поединках с другими борцами одержал свою первую большую победу, с чего и началась его блистательная спортивная карьера. Он очень скоро стал большой знаменитостью; люди повсюду восхищались им, и в честь прославленного борца возвигались монументы и слагались баллады. Физическая культура у греков и Олимпийские Игры История Милона типичный пример любви древних греков к атлетическим видам спорта. Начиная с эры великого Гомера (750 г до н.э.), проходя через всю эпоху греческих полисов (городов-государств) (пятое столетие до н.э.), до времен грандиозных завоеваний Александра Великого (323 г до н.э.) и окончательного подчинение древних греков власти Рима (31 г до н.э.), вплоть до правления христианского императора Феодосия I (393 г н.э.)-атлетика и физическая культурабыли центральным компонентом греческой культуры. История древнегреческих Олимпийских Игрберет свое начало в 776 г. до н.э., приблизительно за 30 лет до того, как Исайя начал свой путь израильского пророка. Игры проводились каждые четыре года и продолжались без перерыва в течение более, чем 1,000 лет, несмотря на отрицательное влияние римских завоевателей. Лишь в 393 г. до н.э. Олимпийские Игры преданы забвению после того когда христианский император Феодосий I распорядился уничтожить все остатки языческих культов. Религиозные церемонии занимали существенную часть пятидневного периода игр, что стало одной из основных причин их последующего запрета христианами. Первый день древних олимпиад был посвящен поклонению Зевсу и другим древнегреческим богам. Утро третьего дня знаменовала еще одна релегиозная церемония, кульминацией которой было приношение 100 быков в жертву на алтарь великого Зевса. После того, как спортивная часть игр завершалась, продолжались религиозные обряды, ритуалы и жертвоприношения. Участники игр клялись именем Зевса следовать правилам состязаний и соревноваться в честной борьбе. Они молили всесильного бога даровать им “венец или смерть”. У греков церковь не была отделена от государства, и не существовало четких границ между духовным и светским началами. Отсутствовали также какие бы то нибыло противоречия между почитанием древних богов и яростным соревновательным духом игр, состовлявших лишь часть религиозного фестиваля. Древние греки были политеистами - различные божества рассматривались как бессмертные и превосходящие человека по своей сущности, но в то же время вполне человечные, так как они питались, общались друг с другом и спорили. Греческие боги воспринимались как покровители успеха, но не как творцы. Благодаря божественной благосклонности, можно было достичь определенных успехов в жизни ведущую роль все-таки играли упорный труд и необходимость полагаться на собственные силы. Богов, таким образом, старались умиротворять и воздавать им полагающуюся им честь и хвалу посредством жертвоприношений, празднеств и различных церемониальных действ, но предпочитали не зависеть от них. Только победа могла принести истинную славу. Сам факт участия не считался особой заслугой. Поражение, напротив, было сопряжено с непреходящим позором. При этом не быть первым означало проигравшыш. В древних спортивных играх отсутствовало второе или третье место, как это имеет место в наши дни . Именно поэтому участники молили о победном венце или о смерти. Основной лозунг греческих атлетов “всегда будь первым и превзойди другого”. Каждые четыре года атлеты собирались на Олимпе, холмистой местности в греческой провинции Элис. Они приезжали заранее, за один месяц до начала игр, чтобы подготовиться на месте в максимально жестких условиях, клянясь Зевсу, что и предыдушие 10 месяцев они также провели в тяжелых тренировках. После торжественного открытия Игр, на следущий день устраивались забеги колесниц. Одновременно проводились соревнования по пятиборью, во время которых полностью обнаженные спорстмены, придерживавшиеся строгих и специфических правил, метали диск, копье, боролись,участвовали в забеге на 200-метров и соревновались в прыжках в длину с места. В утренние часы четвертого дня Олимпиады атлеты участвовали в забегах на разные дистанции: 200-, 400- и 4,800 метров. Самые жестокие и волнующие три вида состязаний, как правило, откладывались на обеденное время - борьба, бокс и панкратион (комбинация бокса, борьбы и ударов ногами). В состязаниях по борьбе опуститься три раза на согнутые колени означало поражение. Правилами запрещалось кусать и щипать соперника, а в остальном не существовало никаких ограничений. Боксеры туго обвязывали кожанными ремнями кисти своих рук. Они бились без перерывов до тех пор, пока кто-нибудь не был сбит с ног или не поднял руку, признавая свое поражение. Это были достаточно кровавые зрелища, где смерть расценивалась, лишь как один из возможных рисков и закономерных опасностей. Панкратион - единоборство, объединявшее приемы борьбы и кулачного боясчитался самым популярным видом спорта. Тот, кто признавал свой проигрыш, должен был похлопать по плечу своего соперника. Спортсмены пинали, били друг друга наотмашь и преднамеренно старались сломать своему противнику кости руки или ноги. Все победители Олимпийских игр получали в награду олимпийский венок, который символизировал ветви священного оливкового дерева. Они также получали вознаграждаемы в своих городах и поселениях, откуда они были родом, где в их честь устраивались праздничные встречи, пиршества и триумфальные процессии. Часто в городской стене родного города атлета увековечивалось его изображение. Скульпторы делали это с помощью камня, поэты же слагали хвалебные оды о его достижениях. В то время, как большинство населения приветствовало Игры, представители узкого круга интеллектуалов, моралистов и философов выступали с открытой критикой, поэтому нередко можно было наблюдать горячие словесные баталии между ними и атлетами-олимпийцами. Критика основывалась на двух положениях. Прежде всего они спорили насчет правильности и уместности прославления спортсменов, когда телесные достоинства человека ставились выше его умственных способностей духовных качеств. В соответствии с другим взглядом, энтузиазм по поводу олимпийских Игр и их победителей отвлекал внимание от истинных нужд и проблем общества. Неслучайно великий древнегреческий философ Аристотель предупреждал: “Привычки атлета, направленные на укрепление собственного тела, не только не несут в себе никакой пользы для гражданской жизни, но и не способствуют пропаганде здоровья и правильного воспитания детей... Некоторое количество усилий, безусловно, необходимо для развития таких привычек, но они не должны быть ни неистовыми, ни специфическими, как этот имеет место в случае с атлетом. Вместо этого усилия должны носить более общий характер и их следует направлять на разнообразные виды деятельности свободного человека.” Другие философы любили всячески высмеивать атлетов в своих речах и письменных посланиях. Известный своей циничностью Диоген, однажды повстречал атлета, праздновавшего свои победы вместе с друзьями и хвалившегося о своих способностях самого быстрого бегуна Греции. Философ отпарировал ему всего одной фразой: “Но не быстрее кролика или оленя, самых быстрых из животных, которые к тому же и самые трусливые.” Среди философов были и те, кто пытался встать на защиту атлетов. Пиндар, великий поэт-лирик, полагал, что благодетели дисциплины и физической выносливости, которыми обладают атлеты, это отражение их внутреннего благородства и богатства души. Истинное олимпийство Павла Апостол Павел, хотя и не одобрял традиций, древнегреческих Олимпийских игр, все же использовал их в качестве как средства для выражения некоторых христианских принципов и положений. Павел, так же, как и Пиндар, был покорен единством целей, настойчивостью и потрясающей выносливостью, которую демонстрировали атлеты, и часто ссылался на эти качества. (См. Первое послание к коринфянам 9:24-27; Послание к евреям 12:1-12; Послание к филипийцам 3:14, 14; Второе послание к Тимофею 2:5; Послание к галатам 5:7.) Он также считал, что цель должна представлять собой нечто более возвышеннное, нежели просто стремление к собственной славе и возвеличиванию, символизируемому “тленным” лавровым венцом (Первое послание к коринфянам 9:25). Цель, как писал Павел заключена в получении “венца нетленного” (там же), “вечной жизни, к которой ты и призван” (Первое послание к Тимофею 6:12) “к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе” (Послание к филипийцам 3:14). В стремлении к этой цели, однако,-предупреждает Павел, неправильно было бы соревноваться с другими, но вместе с другими должно стремиться к ней, “взирая на совершителя веры Иисуса” (Послание к евреям 12:2). Мы не должны делать что-либо “по любопрению или стяжению, но почитать один другого высшим себя” (Послание к филипийцам 2:3). Вместо того, чтобы сравнивать себя с другими, нам подобает “стоять в едином духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую (Послание к филипийцам 1:27), почитая друг друга превыше себя (Послание к римлянам 12:10). Очень важно, что Бог не рассматривается как покровитель наших сил и успехов, но как их источник. Павел писал, “в Боге мы живем и движемся и существуем” (Деяния апостолов 17:28). Успех зависит ни от человеческого желания, “ни от желающего и подвизающегося, но от Бога милующего” (Послание к римлянам 9:16), так как мы единственно можем все “в укрепляющем Иисусе Христе” (Послание к филипийцам 4:13). Таким образом, в противовес грекам Павел указывает на то, что истинные олимпийцы испытывают целостное желание и стремление получить нечто действительно великое, чем и является жизнь вечная. Стремясь к этой высшей цели, мы полностью полагаемся на Бога как на источник энергии и сил, воздавая ему хвалу за свои успехи, когда совершаем дела свои вместе с другими людьми и во имя других людей, а не против их. Эзоп, древний философ-баснописец, живший в IV веке до н.э. однажды повстречал хвастливого победителя в одном из спортивных единоборств. Эзоп спросил атлета был ли его соперник более сильным? “Не говори так”,- ответил атлет.- “Моя сила оказалась более внушительной”. “Простак”,- ответил Эзоп,- “какую славу ты добыл, когда будучи заведомо сильным победил слабого человека? Можно было бы стерпеть твои самовосхваление, если бы ты признался, что одержал верх над человеком, превосходящим тебя в физической силе.” В этом диалоге Эзоп указывает на иррациональную основу человеческих состязаний. Апостол Павел возносит нас над таким образцом поведения и призывает положиться на вечные руки Божественной силы, тем самым давая нам возможность поднять ближнего своего на вершины доселе невиданные - это и есть истинный дух Олимпийцев.
|
|