Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Плешко П. Национальный вопрос
Содержание:
Грех национализма
Правда ли, что Христос иудей?
Кто распял Христа?
ГРЕХ НАЦИОНАЛИЗМА
«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщены, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2 Тимофею 3:1).
Воистину мы живем сейчас в дни, о которых так ясно и определенно Святой Дух чрез апостола Павла сказал в вышеизложенных стихах. Все, перечисленные в нашем тексте пороки, в полной мере царят не только в людях этого мира, но даже и в церкви Христовой. Невнимательное и небрежное отношение к предупреждениям Слова Божьего облегчает духу мира сего проникновение в сердца членов церкви, увлекать их с правильного пути, и отдавать свою жизнь национальным, партийным, политическим и тому подобным интересам.
В некоторых христианских общинах национализм настолько занял господствующее положение, что Духу Святому в них больше нет места; и такие общины из Божьего орудия, могущего приводить грешников ко Христу, превращаются в мертвые сборища для споров, разделений, порицания и пренебрежения тех, кто ищет правды и спасения своей души.
Многие истинные и не в чем неповинные христиане, вследствие их незнания и незнакомства с сутью национализма, стали жертвою этого учения, не только чуждого, но и вредного для души человека. Желая предохранить в будущем истинных чад Божьих от проникновения в их сердца этого великого зла, я, с помощью Божьей, позволил себе написать эту статью, чтобы ознакомить читателей ее с тем: что такое национализм, происхождение его, первые проявления национализма, его последствия и как христиане должны относиться к нему.
Что такое национализм?
Существуют сотни книг, написанных о национализме. Авторы их много говорят о проявлениях национализма, его достижениях, о лицах, проповедовавших и проповедующих его, о государствах, в которых он достиг высшего развития и влияния, но сущности его не касаются.
Определение национализма должно основываться на источнике, из которого он вытекает и на формах проявления его в жизни. Источником, породившим национализм есть грех, непосредственным плодом которого он и является... Себялюбие, ставление своей личности, своего я, своих интересов, — касается ли то отдельного лица, или группы лиц, или даже целого народа, — превыше всего, осуществление этих интересов, не считаясь с средствами, составляют сущность национализма и определяют характер его деятельности.
Происхождение национализма
Национализм, как некоторые говорят, не появился в XIV или XIX столетии в Австралии или Ирландии. Ни одно из этих государств не было началом национализма. Он родился много раньше, еще до пришествия Христа, за тысячи лет до существования Австрии и Ирландии. Национализм начал свое бытие в дни Ноя, во время строения Вавилонской башни. До вавилонского столпотворения у всех людей был один язык, одно наречие и все жили на одном месте. «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там» (Быт. 11:1,2). Здесь все люди были единодушны и спаяны одной общей целью.
Однако в дальнейшем цели и деятельность этих людей оказались противными воле Божьей, они вытекали из их гордости и честолюбия. Люди не только не стремились и не заботились соорудить жертвенник для приношения жертв Господу за Его любовь и милость к ним, но решили построить себе башню, памятник — «имя». Вышина этой башни должна была достигать небес. Они мечтали взобраться на небо и овладеть им, но. Живущий на небесах посмеялся над ними. Он смешал их язык и таким путем разрушил задуманный ими безумный план и, разделив их, рассеял по всей земле. С этого времени люди начали жить отдельно по семействам, племенам, языкам и, таким образом, образовались отдельные народы, нации, и в этих первообразовавшихся нациях родился и национализм. Как видим основанием национализма является грех потомков Ноевых.
Первые проявления национализма и его последствия
Первое сильное проявление национализма было в Египте, приблизительно за 1300 лет до Рождества Христова, во время царствования фараона Сети I. Об этом явлении мы читаем в Библии так: «И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа. И сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас. Перехитрим же его, чтобы он не размножался...» (Исх. 1:8-10).
В Египте национализм был развит до крайности. Лукаво выработанный план фараона для уничтожения Израиля был приведен в действие, но Бог восстал в защиту иудеев и погубил фараона и всех его единомышленников.
Второе проявление национализма мы видим в лице Моисея. Моисей из чувства сильной привязанности и любви к своему народу, и глубокой ненависти к язычникам, обижающим и притесняющим его народ, убил египтянина, скрыл его тело в песке, сам же из опасения за свою жизнь, бежал из Египта в землю Мадиамскую (Исх. 2:11-15). В Мадиамской земле у язычника Рагуила, при стаде самых смиренных животных — овец, Господь учил Моисея сорок лет, пока не освободил и не очистил его сердце от узкого влияния национализма.
Третье проявление национализма мы видим у пророка Божьего Ионы. Иона настолько был захвачен и преисполнен национализмом, что даже восстал против Господа, пославшего его в Ниневию объявить язычникам о грядущем гневе Божием за их нечестие и обещать им Его милость, если они покаются. Чтобы привести Иону в общение с Собою, очистить его от отвратительного духа ненависти к другим народам и научить его любить не только свой, но и все другие народы, Господь провел мятежного пророка чрез тяжелые испытания и переживания.
Четвертое проявление национализма мы видим в лице Амана, правой руки царя Артаксеркса. Аман сказал царю Артаксерксу: «Есть один народ, разбросанный и рассеянный между народами и по всем областям царства твоего; и законы их отличны от законов всех народов, и законов царя они не выполняют; и царю не следует так оставлять их. Если царю благоугодно, то пусть будет предписано истребить их» (Есф. 3:8,9). Аман сделал все необходимые приготовления к осуществлению своего чрезвычайно жестокого намерения, но Господь расстроил все приготовленные им планы для уничтожения Израиля и направил их против его личной и семейной жизни, а также и всех тех, кто его поддерживал и разделял с ним его планы; — все они погибли (Есф. 7:10; 9:10,16).
Все вышеприведенные случаи из Ветхого Завета дают нам яркую картину, говорящую о гневе Божием и Его наказаниях на всех обольщенных национализмом и стремящихся проявить его в жизни.
Как христиане должны относиться к национализму?
Уже в иерусалимской церкви, в начале ее существования, национализм имел место, о чем свидетельствуют следующие места: «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей» (Деян. 6:1). «Услышали Апостолы и братья, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними» (Деян. 11:1-3). Этот неправильный дух был уничтожен Церковью избранием лиц, исполненных Святого Духа и мудрости (Деян. 6:2-8).
В начале своего служения Господу апостол Петр также был под сильным влиянием духа национализма, но Господь вразумил его и освободил от этого нечистого влияния видением на крыше дома Симона кожевника в Иоппии (Деян. 10:9-15). После этого видения взгляды и отношения Петра и всей Иерусалимской церкви к другим национальностям совершенно изменились (Деян. 10:28; 11:1-18).
Апостол Павел в начале своего обращения тоже был националистом, свидетельством чего является обрезание Павлом Тимофея (Деян. 16:3), а также его слова, сказанные им апостолу Петру: «Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники» (Гал. 2:15). Но после явления ему Христа в Иерусалимском храме (Деян. 22:21), он изменил свое отношение к необрезанным.
Дух национализма был в Церкви Христовой только в первые дни ее существования, в дни ее юности. С течением времени Церковь, под руководством Духа Святого, возрастая духовно в познании Христа и Его учения, вышла из рамок национализма, отграничивавших и отделявших ее от других народов, и вместо местной, национальной церкви, стала международной, вселенской Церковью.
В послании к верующим, избранным из язычников и Иудеев в Галатии и Колоссах, Павел уже внушает им, что в Церкви Христовой нет и не должно быть места ни национализму, ни классовым разделениям. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного ... ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:27, 28). «Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:9-11).
Отсутствие национализма в Церкви, удаленного Самим Господом из жизни первых христиан, продолжалось весьма долго. Даже лет тридцать тому назад Церковь Христова еще была совершенно свободна от этого заблуждения и порока. Я вспоминаю мои первые дни обращения к Господу. Я обратился в 1915 году в городе Детройте, в Соединенных Штатах. Община, в которую я вступил, состояла из сербов, словаков, хорват, поляков, немцев, украинцев, чехов, латышей и русских. У нас не было ни малейшего подозрения или недоверия друг ко другу. Мы все уважали друг друга и со вниманием слушали и назидались свидетельствами и взаимными проповедями. Присутствие Божие и Его благословение чувствовались и наблюдались в каждом собрании. Дух Святой имел полную свободу чрез Слово Божие и чрез свидетельство членов общины влиять на сердца грешников; многие из них за это время пришли к Господу, покаялись и вступили на путь служения Ему.
В настоящее время многое изменилось. Теперь дух национализма снова появился в Церкви Христовой и даже в гораздо большей мере и силе, чем в начале ее существования. В наши дни очень редко можно найти общину, состоящую из нескольких народностей. Дух национализма для некоторых христиан стал дороже Духа Божьего, сделался центром, содержанием их бесед и гордостью их жизни.
В одной из провинций Западной Канады молодой русский брат и молодая сестра немка познакомились, полюбили друг друга и решили связать свою судьбу брачным союзом. Когда весть о вступлении в брак этой молодой четы дошла до сведения пастора общины, к которой принадлежала сестра немка, то он повелительным тоном заявил ей: «Ты не можешь выходить замуж за русского. Ты немка, ты принадлежишь к высшей расе, к лучшей нации». Таким путем этот плотской пастор разрушил любовь между невинными душами и причинил много слез и страданий молодому брату и сестре.
В другом месте немецкий брат трудился в русской общине и Господь благословлял его труд, но он должен был оставить эту общину и только потому, что он — немец. В сердце русских братьев вошел дух национализма со всей присущей ему ненавистью, злобой, — поддавшись влиянию этого нечистого духа, они порвали духовное братское общение со служителем Божьим и вытеснили его из своей среды.
Возьмите нынешние русско-украинские общины и посмотрите, что в них происходит, особенно в Канаде и в Соединенных Штатах. Раньше между русскими и украинскими братьями не было никакой разницы, теперь же в некоторых местах украинцы, захваченные духом национализма, удаляют из русско-украинских церквей Библии на русском языке, песенники и всякую другую литературу на русском языке. В духовных украинских журналах нередко встречаются статьи, сеющие неприязнь к русскому братству. Некоторые верующие даже устраивали уличные национальные парады. В одном из городов Соединенных Штатов, отделившиеся от русских украинцы, под развевающимся национальным украинским флагом, с гордостью проследовали в свое собственное собрание. Флаг был внесен в молитвенный дом и поставлен на первое место — на кафедре. Он находился на кафедре до тех пор, пока Господь не послал слугу Своего, чтобы обличить их и, слава Господу, после обличения, поняв свое заблуждение, братья-украинцы убрали флаг из молитвенного дома. Дал бы Господь, чтобы и все другие дети Божьи, захваченные национализмом, последовали их примеру.
В Церкви Христовой таким явлениям не может быть места. Христиане, если они возрождены свыше, не могут быть националистами; национализм есть дух этого мира, дух людей, принадлежащих к этому миру. Все истинно верующие во Христа избраны от мира, спасены и отделены от него. «Вы не от мира, но Я избрал вас от мира» (Ин. 15:19). «Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего» (Гал. 1:4).
До нашего обращения к Господу мы были чуждыми и недружелюбными друг ко другу, но Господь соединил и примирил нас и Теперь мы свои, родные, братья в Нем. «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит мне привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:16). «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоящую посреди преграду» (Еф. 2:14). «Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол. 1:12, 13). «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19). «Все же вы — братья» (Мф. 23:8).
Наше духовное родство и наша духовная связь друг с другом, чрез нашего Спасителя, превышает не только нашу связь с народом, из которого мы призваны, но превосходит даже наше родство и связь с неверующими нашими братьями и сестрами по плоти. Эту истину Христос открывает нам Своим ответом, сказавшему Ему, что Его матерь и неверующие братья (Ин. 7:5) желали видеть Его. «Некто сказал Ему: вот, Матерь Твоя, братья Твой стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: Кто матерь Моя, и кто братья Мои? И указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра, и матерь» (Мф. 12:47-50). «Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5:30). «Вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12:27). У всех верующих один Отец, один Спаситель, один Дух, одна вера, одно крещение и одно жительство на небесах (Еф. 4:6; 1 Тим. 4:10; 1 Кор. 12:13; Еф. 4:5; Флп. 3:20; Отк. 7:9-17).
У Господа нет различия между верующими. Они все, из разных народов, Его ветви (Ин. 15:5); куплены одною ценою — Его кровью (Деян. 20:28; 1 Пет. 1:18, 19); потому и у нас также не должно быть места национальным перегородкам. Мы не смеем сказать брату другой национальности: «ты нам не нужен» (1 Кор. 12:13-27). Мы не можем его презирать, ненавидеть, ибо: «Мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:21). «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1 Ин. 3:15).
Господь, посылая Своих последователей во все концы земли проповедовать Евангелие, прилагать к Церкви новые души (Мк. 16:15), молился, чтобы все Его дети, обращенные из разных народов, были также едины, как Он с Отцом (Ин. 17:11,21). Кто пренебрегает волей Христа, выраженной в Его первосвященнической молитве и Его учении о единстве, и вводит в Его Церковь национализм (от которого Господь очистил ее в начале ее существования), возбуждающий ненависть и разделение между искупленными Его кровью, тот идет против Христа и служит не Богу, а антихристу, врагу душ человеческих.
Слово Божие предупреждает нас остерегаться таких лиц и угрожает им неизбежным Божьим наказанием, если они не покаются. «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16:17,18). «Это — люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» (Иуд. 19). «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят» (1 Кор. 3:16,17).
Нам должна быть свойственна голубиная простота. Голуби не гордятся. Для них все люди одинаковы, и они ко всем относятся одинаково. Они никому не делают зла и не мстят врагам своим. И мы не должны гордиться (1 Пет. 5:5). Для нас должны быть все люди одинаковы, и мы должны одинаково относиться ко всем людям (Мк. 16:15; Рим. 1:14-15) — и не мстить обижающим нас (Мф. 5:11-12; Рим. 12:17-21).
Те иудеи, которые говорят, что верят во Христа, но не хотят иметь общения с верующими других наций и не хотят, чтобы называли их «обращенными иудеями», еще не знают Господа как своего личного Спасителя. Это сионисты (другими словами, националисты).
У Бога нет разницы между верующими иудеями и верующими язычниками. Эту истину очень ясно Дух Святой открыл чрез апостола Павла в следующих местах: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). «Здесь (в церкви) нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его» (Рим. 10:12).
Во дни апостолов в городе Смирне была иудейская община, которая с верующими язычниками, находившимися в том же городе, ничего общего не имела, и поносила и презирала их. И вот что Господь сказал о ней: «и Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: знаю твои дела, и скорбь, и нищету, — впрочем ты богат, — и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но — сборище сатанинское» (Отк. 2:8-9).
Первые иудейские христиане стояли за единство Церкви Христовой, обличали свой народ в грехе убийства Спасителя, призывали его к покаянию и обращению к Богу (Деян. 2:22-23; 3:13-15,19). Это — Божий порядок в благовествовании Евангелия, и кто игнорирует этот порядок, тот не от Бога.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО ХРИСТОС ИУДЕЙ?
«Ибо Младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Исаия 9:6).
Не очень давно я получил духовный американский журнал «Христианская победа», в котором была напечатана статья под заглавием «Самый великий иудей мира». Заинтересовавшись этим заглавием, я начал читать статью, где, к моему великому удивлению, автор ее, которого я лично знаю, старается убедить детей Божиих, что Христос был и есть иудей. Там пишется так: «Иисус родился иудеем; жил иудеем и умер как иудей».
Это понимание и учение, что Христос был иудеем, довольно широко распространено между американскими христианами, и не только между отступившими от Слова Божьего, но и между правоверными христианами. Конечно, есть и такие христиане, которые не соглашаются с этим учением, и потому в недалеком будущем можно ожидать великой борьбы вокруг этого вопроса.
Мысль, что Иисус был и есть иудей, особенно остро воспринимается неверующими евреями. Некоторые из них так и говорят христианам: «Ваш Бог иудей». Такое выражение я слышал своими ушами; оно было сказано мне лично.
Однажды, возвращаясь домой из миссионерской поездки, на пути между Миннеаполисом и Чикаго, я познакомился с евреем-коммерсантом. Сначала мы беседовали с ним о мировых событиях в связи с войной, а потом коснулись преследований и страданий израильского народа. Во время нашей беседы об Израиле я сказал, что мы, христиане, не поддерживаем и не оправдываем преследований иудейского народа; мы любим иудеев. В ответ на такое мое заявление мой собеседник ответил: «Разумеется, если вы христиане, то вы иначе и не можете относиться к иудеям, как только любить их, потому что ваш Бог — иудей». «О, нет, — тут же возразил я, — это не основание нашей любви к израильскому народу; наш Бог не иудей. Мы любим иудеев потому, что они, равно как и все другие народы, созданы нашим Богом. Мы любим их потому, что наш Бог их любит и послал Своего Сына умереть за их грехи, как и за грехи других народов (Ин. 3:16). Мы любим их потому, что наш Спаситель повелевает нам всех любить и никого не ненавидеть».
На лице моего собеседника можно было прочесть, что мой ответ ему не понравился, но я был рад, что мог указать ему на неправильное его понимание о моем Господе. В этой статье я желаю молитвенно, на основании Слова Божьего, осветить этот вопрос более подробно, чтобы наше братство имело правильное понимание о Христе, о Его родстве, а не придерживалось существующих заблуждений. Во-первых, мы рассмотрим:
Его зачатие
Возьмите Авраама, друга Божьего (Иак. 2:23), Моисея, самого кроткого из сынов человеческих (Чис. 12:3), или кого-нибудь другого из ветхозаветных пророков, или даже Иоанна Крестителя, который был больше всех пророков (Лк. 7:28): все они были иудеи, были зачаты как иудеи. Был ли Христос зачат как иудей? Нет. Христос был зачат сверхъестественным образом. О Его зачатии мы читаем, что Ангел Господень явился Марии и сказал: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и раждаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35).
Быть может, кто-нибудь скажет: «Но ведь Мария была иудеянка!» Это верно, что она была иудеянка, но это еще не делает Христа иудеем... Мы должны помнить, что жизнь Христа не началась зачатием Его Марией. Христос существовал и до воплощения. Об этом ясно свидетельствуют следующие места Слова Божьего: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:1,14). «Как закон, ослабленный плотью, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех» (Рим. 8:3). «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58). «Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?» (Ин. 6:62). «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм» (Ис. 6:1). «Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем» (Ин. 12:41).
Бог не избрал Марию быть матерью Своего Сына. Слово «мать» означает начало, источник. Мария, будучи смертной, не могла быть началом, источником безначальному и бессмертному. Бог избрал ее быть только лишь дверью для введения Своего Сына в этот мир. «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены» (Гал. 4:4). «Когда вводит Первородного во вселенную, говорит: "и да поклонятся Ему все Ангелы Божий"» (Евр. 1:6).
Его развитие во чреве Марии
Развитие организма Христа во чреве Марии происходило не так, как происходит развитие обыкновенного человека; оно происходило при содействии сверхъестественной силы, при особом участии Бога. Тело Христа было приготовлено Отцом Небесным. «Посему Христос, входя в мир, говорит: "жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне"» (Евр. 10:5). Где же Бог уготовал Ему тело? Конечно, во чреве Марии. Об этой истине мы читаем в Книге пророка Иеремии так:
«Ибо Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа» (Иер. 31:32). Слова «жена спасет мужа» в русской Библии неправильно' переведены. В других переводах и в оригинале сказано: «жена окружит, сокроет мужа». Тело Христа, «Богом приготовленное» (Евр. 10:5), было окружено, сокрыто женой — Марией.
Его рождение
Рождение Христа было совсем иначе, чем рождение иудеев. Когда иудеи рождались, там присутствовали повивальные бабки (Исх. 1:15), а когда Христос рождался, повивальных бабок не было. Его рождение было без предварительных родовых признаков. Он родился прежде ожидания Марией и при отсутствии всяких болей. Так говорит Слово Божие: «Еще не мучилась родами, а родила; прежде нежели наступили боли ее, разрешилась сыном» (Ис. 66:7).
Его питание
Его питание было другим, чем питание иудеев. Исаак, Самуил и другие питались от груди (Быт. 21:7,8; 1 Цар. 1:22,23), а Христос питался молоком и медом. «Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе» (Ис. 7:15). Молоко, о котором говорится в этом тексте, было молоком не Марии, а животных. Эта пища была определена Богом Христу еще за несколько сот лет до Его воплощения, до Его пришествия в этот мир.
Когда тело Его достигло меры совершенного развития, Он часто жил только лишь духовной пищей, т.е. тем удовлетворением, которое доставлял Ему Его труд на духовной почве. «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня» (Ин. 4:34).
Его жизнь
Его жизнь была отличной от жизни всех других иудеев. «В Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). Он говорил иначе, чем говорили иудеи (Ин. 7:46). Он творил чудеса, которых никто из иудеев не мог творить. «Кто Этот, что и ветры и море повинуются Ему?» (Мф. 8:27).
Свидетельство о нем некоторых лиц
Свидетельство Павла: «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:16). «Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба» (1 Кор. 15:47). «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8).
Свидетельство ап. Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть Истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5:20).
Свидетельство Фомы: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20:28).
Свидетельство Петра: «Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех» (Деян. 10:36). «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:16).
Свидетельство Христа о Себе
Однажды иудеи спросили Его: «Кто же Ты?» Иисус сказал им: «Вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира» (Ин. 8:23). «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30). «Я — Алфа и Омега. Я — первый и последний» (Отк. 1:8,17). «От начала Сущий» (Ин. 8:25).
Исправление Христом неправильных человеческих понимании о Нем
Когда люди думали о Нем как о человеке, как об иудее, Он всегда исправлял такое неправильное понимание. Однажды Он спросил учеников Своих: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Когда Ему ответили, что многие Его почитают за Иоанна Крестителя, а некоторые за Илию и Иеремию, другими словами говоря, за человека, тогда Он спросил Своих учеников: «А вы за кого почитаете Меня?» Вы должны знать Меня лучше других... Вы должны знать, что Я не человек, подобный Иоанну Крестителю, Илии или Иеремии. И Петр, как мы знаем, по откровению свыше, дал ответ: «Ты — Христос, Сын Бога Живого», — т.е. мы Тебя считаем не человеком, а Сыном Божьим, сверхъестественным Существом.
Второй раз, когда самарянка думала о Нем как об иудее и назвала Его иудеем, Он сейчас же исправил ее. На ее слова: «Как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?» — Иисус ответил: «Если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него и Он дал бы тебе воду живую». Ты думаешь, что Я иудей, но Я не иудей; Я — дар Божий, источник жизни, но ты этого не знаешь: если бы ты знала. Кто Я, ты бы думала и относилась ко Мне совсем иначе. Впоследствии самарянка уразумела, что Говоривший с ней был Христос, Мессия, Сын Божий (Ин. 4:42).
Третий раз, когда Господь спросил фарисеев: «Что вы думаете о Христе? чей Он Сын?» — «Давидов», — отвечали они Ему. Иначе говоря, они думали о Нем как о человеке, как об иудее. Тогда Христос, чтобы исправить их ложное понимание о Себе, опять спросил их: «Как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом?.. Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» (Мф. 22:42-45). Это объяснение о Себе Христа фарисеи ясно поняли, и мы также должны его понять.
Свидетельство Бога о Христе
Два раза Бог выделил Христа из среды смертных. Первый раз Он выделил Его во время крещения в реке Иордан, провозгласив: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Второй раз Он выделил Его на горе Преображения, когда Петр сравнил Его с Моисеем и Илией (Мф. 17:1-6). Бог сказал Петру, а через Петра и нам, что сводить Христа на уровень человека мы не можем, потому что Он не есть человек, а Сын Божий — Бог.
Отношение Христа к Марии
Слово Божие говорит, что Христос был в повиновении у Марии и Иосифа до тех пор, пока не выступил на мессианское поприще, но нигде не говорит, чтобы Он когда-либо называл Марию матерью. Однажды Мария желала Его видеть, и Ему передали: «Вот, Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою», — но Он ответил: «Кто матерь Моя, и кто братья Мои? Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь» (Мф. 12:46-50). Здесь Христос совершенно отвергает Свое сыновнее родство с Марией и указывает, что Он связан только с Богом. Даже и тогда, когда Христу нужно было непосредственно обращаться к ней, Он никогда не называл ее матерью, а говорил «жено». На свадьбе в Кане Галилейской Он назвал ее «жено» (Ин. 2:4) и в последние минуты Своей земной жизни на кресте также назвал ее «жено» (Ин. 19:26, 27).
Его смерть
Его смерть была отличной от смерти общечеловеческой. Разбойники, висевшие по одну и другую Его сторону, умерли как все люди, а Он умер как Сын Божий, как Бог. «Воистину Он был Сын Божий», — воскликнул язычник (Мф. 27:54).
Делать Христа иудеем значит делать Его обыкновенным смертным человеком, унижать, бесчестить Его. Однажды еврейский проповедник просил меня помочь ему провести уличные собрания между израильским народом. Я согласился, но после двух собраний я оставил его, потому что он в своей речи никогда не называл Христа Мессией, Сыном Божьим, а всегда называл его древним иудеем: «Тот древний иудей». Если Христос — «древний иудей», то Он никому не нужен, и я не захотел больше терять мое время и мои силы для такой работы.
Мы протестуем против смертных лиц, которые выдают себя за богов. Мы гнушаемся Фадером Дивайном, Моисеем Гиббори и Фрейзером в Австралии и считаем ненормальными тех, кто их принимает и верит в них как в богов. Но если Христос есть иудей, то Он тоже не Бог, а человек, и мы находимся на одной ступени с приверженцами вышеупомянутых богохульников. Если Христос — иудей, то Он не Бог, а если Он Бог, то Он не иудей. «Ибо Бог не человек» (Чис. 23:19; 1 Цар. 15:29). Если бы Он был иудей, то кровь Его не имела бы силы для омытия наших грехов, но она имеет силу потому, что она кровь не иудея, а кровь Бога (Деян. 20:28). «Я знаю, в Кого уверовал» (2 Тим. 1:12). Для меня Христос не иудей, а «Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности и Князь мира».
КТО РАСПЯЛ ХРИСТА?
«...там распяли Его...» (Луки 23:33).
Однажды мы проповедовали Евангелие на одной из улиц города Нью-Йорка и, когда мы закончили служение наше, ко мне в слезах подошла молодая иудеянка со следующим вопросом: «Пастор, скажите мне, пожалуйста, кто распял Христа?». «А почему вы задаете мне такой вопрос?» — спросил я ее. «В том здании, в котором я живу, живут католики, и одна дама, когда я встречаюсь с нею, говорит мне, что мы — иудеи — распяли Христа, и сильно ругает меня. Я ей отвечаю, что это клевета, но она никакого внимания не обращает на мои слова и продолжает язвить меня. Поэтому я очень прошу вас: скажите мне, кто распял Его?».
На этот вопрос очень ясно и определенно отвечает Слово Божие. Оно открывает нам участие в распятии Христа как иудеев, так и язычников. Оба народа судили Его. Мы приводим, во-первых,. стихи, указывающие на
Виновность иудеев
С первых дней, как только Господь выступил на Свой духовный труд, иудеи возненавидели Его, отреклись от Него и искали способ погубить Его. «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:11). «Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Сего же не знаем, откуда Он» (Ин. 9:29). «И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его» (Лк. 19:47).
Однажды, за правильное изъяснение истины Божией, иудеи хотели свергнуть Его с горы. «Услышавши это, все в синагоге исполнились ярости, и вставши выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (Лк. 4:28-29).
Дважды они хотели побить Его камнями. Первый раз за то, что Он опроверг их заявление об их принадлежности к Богу. «Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога. Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им:
если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. Кто от Бога, тот слушает слова Божий; вы потому не слушаете, что вы не от Бога. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, прошед посреди них, и пошел далее» (Ин. 8:39-42, 44, 47, 59).
Второй раз они хотели побить Его потому, что Он сравнил Себя с Отцом Небесным: «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30); а их назвал неверующими и чужими Ему: «Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить. Его» (Ин. 10:26, 31).
Господь предвидел Свое страдание, причиненное иудеями, и Он открыл его Своим ученикам. «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21).
Это предсказание буквально исполнилось. Иудей предал Его (Мф. 27:3-5), и иудеи арестовали Его в Гефсиманском саду. «И когда еще говорил Он, вот, Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли, и возложили руки на Иисуса и взяли Его. В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня» (Мф. 26:47,50,55).
Иудеи ругались над Ним: «...первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал, на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти. И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лицо, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам» (Мк. 14:61-65).
Иудеи лжесвидетельствовали против Него. «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: "могу разрушить храм Божий и в три дня создать его"» (Мф. 26:59-61).
Иудеи избрали себе убийцу — Варавву — а от Господа отреклись, требовали Ему смерти и желали, чтобы вина крови Спасителя легла исключительно на них и на потомство их. «А ему (Пилату) и нужно было для праздника отпустить им одного узника. Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву. Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство. Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: распни, распни Его! Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их, и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю» (Лк. 23:17-25). «И отвечая весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:25).
Иудеи поставили стражу у гроба Господа и по воскресении Его из мертвых подкупили стражу говорить, что Он не воскрес, а ученики украли Его Тело. «На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: "после трех дней воскресну"; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: "воскрес из мертвых"; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать» (Мф. 27:62-66). «Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. Когда же они шли, то некоторые из стражи, вошедши в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделавши совещание, довольно денег дали воинам и сказали: скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали; и если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его и вас от неприятности избавим. Они, взявши деньги, поступили, как научены были. И пронеслось слово сие между Иудеями до сего дня» (Мф. 28:10-15).
Апостол Петр считал иудеев виновными в распятии Господа: «Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил чрез Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предвидению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили» (Деян. 2:22-23). «Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили» (Деян. 3:14-15). «Тогда Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские! если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли» (Деян. 4:8-10). «Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесивши на древе» (Деян. 5:30).
Диакон иерусалимской Церкви — Стефан — считал иудеев виновными в смерти Христа. «Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы» (Деян. 7:52).
Апостол Павел считал их виновными в распятии Спасителя. «Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасение сего. Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнавши Его и осудивши, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу, и, не нашедши в Нем никакой вины достойной смерти, просили Пилата убить Его; когда же исполнили все написанное о Нем, то, снявши с дерева, положили Его во гроб. Но Бог воскресил Его из мертвых» (Деян. 13:26-30). «Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев, которые убили Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали и Богу не угождают, и всем человекам противятся» (1 Фес. 2:14-15).
А теперь мы рассмотрим места, открывающие нам
Виновность язычников
Язычники не имеют права обвинять иудеев в распятии Христа, потому что они виновны в Его смерти также, как и иудеи.
Спаситель, будучи Богом, знал о поругании над Собой от язычников, и Он открыл его Своим ученикам в следующих словах: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и распятие» (Мф. 20:18-19).
Царь Ирод Великий охотился за жизнью Христа еще в младенчестве Его. Чтобы осуществить свое коварное желание, он уничтожил тысячи ни в чем неповинных иудейских младенцев. «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное чрез пророка Иеремию, который говорит: "глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий, Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет"» (Мф. 2:16-18).
Сын Ирода Великого Антипа, обезглавивший Иоанна Крестителя, насмеялся над Господом. «Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин? И узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Но Ирод, со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату» (Лк. 23:6-9,11).
Римские воины ругались над Спасителем. «Тогда воины правителя, взявши Иисуса... раздевши Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся. Царь Иудейский! И плевали на Него и, взявши трость, были Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие» (Мф. 27:27-31).
Пилат — правитель Иудеи — сделал очень много зла Господу, несмотря на то, что он был сверхъестественным образом через свою жену предупрежден не делать Ему никакого зла. «Между тем, как сидел он на судейском месте, жена послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27:19).
Иудеи не имели права предавать людей смерти: «...нам не позволено предавать смерти никого» (Ин. 18:31), а Пилат имел полную власть: «...я имею власть распять Тебя, и власть имею отпустить Тебя» (Ин. 19:10).
Он знал, что у Спасителя не было никакой вины, достойной осуждения и смерти Его: «...я не нахожу никакой вины в Этом Человеке» (Лк. 23:4). Он знал и то, что иудеи предали Его из зависти (Мф. 27:18). Имея Божье свидетельство и юридическое доказательство о невинности Господа, Пилат мог отвергнуть требование иудеев о предании Его смерти и мог отпустить Его, но он не сделал этого, а чтобы угодить иудеям (Мк. 15:15) и не лишиться своего положения (Ин. 19:12), презрел все доказательства о Его невиновности, осудил Его, надругался над Ним и предал Его смерти. «Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса бив предал на распятие» (Мф. 27:26).
О том, что оба народа являются участниками этого страшного греха, свидетельствует и следующая молитва первых христиан: «Ибо по истине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» (Деян. 4:27-28).
«Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23), и для того, чтобы загладить этот страшный грех, нужно и иудеям, и язычникам покаяться. «Итак, покайтесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян. 3:19).
Мой ответ удовлетворил молодую иудеянку и, поблагодарив меня, она ушла домой с убеждением, что все люди виновны в распятии нашего Господа и что всем нужно покаяться.
Из «Духовного руководства для христиан евангельского исповедания»,
ХО «Библия для всех», СПб, 1994
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел современная Церковь
|
|