Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Леви И. Беседы об иудаизмеПринимая вызов эпохиОГЛАВЛЕНИЕЧАСТЬ III . ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУШАЛекция 2. Половое влечение. Проводник святостиВ предыдущей лекции говорилось о том, какое большое значение Б-г придает половому влечению. Но кроме того, это влечение способно приблизить нас к святости. Символ святостиО наличии такого потенциала свидетельствует тот факт, что союз мужа и жены превратился фактически в символ святости. В Песне Песней любовь между еврейским народом и Б-гом раскрывается в образах влюбленных - юноши и девушки. Раби Акива назвал это метафорическое описание вершиной святости: "Целый мир не достоин того дня, когда Песнь Песней была дарована еврейскому народу. Все писания святы, но Песнь Песней -святая святых". Рамбам тоже считал, лучший способ объяснить любовь к Б-гу - это сравнить ее с любовью мужчины к женщине. Он пишет: "Как охарактеризовать такую любовь [к Б-гу]?... Душа его поглощена любовью к Б-гу, и он постоянно сходит с ума от нее; он как будто болен любовью: поминутно думает о любви к этой женщине, и любовь непрерывно влечет его, когда он отдыхает и когда встает, когда ест и пьет. Сильнее ее должна быть любовь к Б-гу в сердцах тех, кто любит Его". Средство приближения к Б-гуЭто не просто иносказательный пример. Чувство любви между мужчиной и женщиной можно считать предварительным условием для любви к Б-гу. "Раби Ицхак из Акко писал: ...тот, кто ни разу не желал женщину, подобен ослу и даже хуже того. Дело в том, что через это чувство он учится служить Б-гу". Когда Б-г разговаривал с Моше, Его голос доносился из пространства между крувами на крышке Ковчега Завета (крувы или херувимы - крылатые существа из золота, простиравшие крылья навстречу друг другу; в них было сосредоточено Б-жественное присутствие), и эти крувы служили также символом близких отношений между мужем и женой (Вавилонский Талмуд, трактат Йома). Более того, сами эти отношения подобны крувам, посредством которых Б-жественное присутствие соединяется с человеком. Рамбан объясняет "Человек - это тайна мудрости, женщина - тайна понимания, а их союз в чистоте - это тайна глубокого знания (даат)... и если ты понимаешь тайну крувов и голос, который слышен из пространства между ними, то поймешь, что имели в виду наши Мудрецы, когда говорили: "Когда мужчина соединяется с женой в святости, между ними пребывает Шехина (Б-жественное присутствие)... [но если ими руководит простое вожделение], то Шехина покидает их. С ними остается лишь огонь". Отсюда мы можем понять, что тесное соединение двух людей необходимо для привлечения Б-жественного присутствия в наш мир. Партнеры в ТворенииРамбан не останавливается на этом. Он объясняет далее, что благодаря брачным узам муж и жена становятся настоящими партнерами Творца. "На эту тайну нам указывали, говоря, что трое участвуют в сотворении человека: его отец, мать и над ними Пресвятой, да будет Он благословен... Отсюда следует, что если союз мужа с женой правилен, то этот союз -тайна строительства мира и его заселения, а сам человек становится партнером Б-га в акте творения". Мне кажется, что цель того партнерства, о котором говорит Рамбан, не обязательно состоит в зачатии ребенка; ибо с биологической точки зрения не так уж важно, был ли зачат ребенок "в святости" и "правильно". Здесь скрывается более глубокая мысль: отец и мать становятся партнерами Б-га в восстановлении единства между мужчиной и женщиной, которое существовало во время их сотворения. Мудрецы сообщают, что Адам и Хава были созданы "с двойным лицом". Они были одним телом с двумя лицами и только позже разделились надвое. По всей видимости, Рамбан имеет ввиду, что когда мужчина живет с женой и льнет к ней так, что они становятся одной плотью и каждый из них чувствует себя частью единого организма, то они возвращают тем самым акт Творения к его первоначальному состоянию. Подобное единение происходит, конечно, лишь в том случае, если они действительно стремятся к слиянию или, по крайней мере, хотят доставить удовольствие друг другу. Муж и жена начинают понимать друг друга; их совместная жизнь приобретает гармонию. Без этого эмоционального фактора их союз "неправилен" и, по мнению наших мудрецов, сравним с проституцией. Стремление мужа и жены к постоянному и полному контакту трансформирует брачные отношения в партнерство на уровне Творения. Тем же смыслом наполнены и слова мудрецов о том, что сотворение человека завершается лишь после его женитьбы. Они объясняют фразу из книги Берешит (5:2) "мужчину и женщину сотворил их... и нарек им имя человек" так: - означает: "всякий человек, не имеющий жену, - не человек". Сотворение человека завершается лишь после вступления его в союз с женой. Мы уже говорили, что тот же самый йецер, который позволяет человеку стать партнером Б-га, при других условиях губит людей и даже целые общества. Во времена Ноаха этот йецер привел к гибели все человечество, "ибо извратила всякая плоть путь свой на земле" (Берешит, 6:12). Вершины святости, т.е. открытия Б-жественного присутствия, можно добиться лишь при условии, что йецер будет действовать в нужном направлении, по законам Торы. И наоборот, если его не обуздать и не подчинить определенным правилам, он ввергнет мир в бездну, поставит на грань разрушения. Сама святостьБрачный союз важен не только тем, что супруги производят на свет детей и заботятся друг о друге, но и как средство достижения святости. Эта мысль содержится в словах наших мудрецов, когда они разъясняют в мидраше Танхума, почему умывальник в Скинии Завета, используемый священнослужителями для ритуальных омовений, был сделан из женских зеркалец. У еврейских женщин были зеркальца, перед которыми они наряжались, но они, не колеблясь, отдали их на постройку Скинии. Моше не хотел вначале брать эти зеркальца, потому что они усиливали влечение к плохому. Но Б-г сказал ему: "Прими их, ибо они дороги Мне больше всего остального". Потому что благодаря им женщины произвели на свет много душ в Египте. Когда их мужья возвращались домой, измотанные тяжким трудом, те подавали им еду и питье, затем брали свои зеркальца и, глядя в зеркальце, обращались к мужу с нежными словами, говоря: "Я красивее, чем ты". Таким образом они пробуждали желание в мужьях и соединялись с ними, вынашивали и рожали детей, как сказано: "Под яблоней я возбудила тебя". И сказано также: "Зеркала воинств". Из них был изготовлен умывальник, которым священники освящали себя. Почему эти зеркальца так подходили для освящения? Мидраш, видимо, хочет сообщить нам, что женщины не просто стремились рожать детей. Приближая к себе мужей, они совершали нечто важное, духовное, относящееся к высшей цели Творения. Не случайно автор книги "Шела" наставляет читателя: "Знай, сын мой, что нет ничего более святого, чем святость брачных отношений, если они совершаются в чистоте". Еще один намек на сравнение брачных отношений и Скинии мы находим в Галахе. В период менструации женщине запретно вступать в Скинию и есть жертвоприношения, а также вступать в половую связь с мужем, пока она не совершит погружение в микву. Таким образом Галаха заносит брачные отношения в одну категорию с пребыванием в Скинии и едой жертвоприношений, что также свидетельствует о святости брака. По подобию Б-гаВ предыдущих рассуждениях большое (иногда почти чрезмерное) внимание уделялось слиянию мужа и жены в одну плоть. Но если взаимная привязанность супругов так важна, стоит рассмотреть ее под другим углом, который, кстати, поможет нам различить те основы, на которых покоится мир. Обсуждая любовь к ближнему и ее центральную роль в иудаизме, мы привели талмудическое высказывание, которое разъясняет эту концепцию. В том отрывке любовь мужа и жены изображается как прототип любви к ближнему. Давайте ненадолго вернемся к этому высказыванию, чтобы извлечь из него важный урок для укрепления любви в браке. Объясняя, почему нельзя мстить и таить зло на человека, Гемара приводит такой пример. Человек резал мясо и нечаянно порезал себе руку. Разве он ударит с досады другую руку, которая держала нож? Мысль ясна. Мы должны считать братьями всех евреев; они - наши партнеры в важной миссии; мы все - части единого организма. Левая рука не сердится на правую за ошибки; точно так же мы не должны сердиться на других евреев, когда они причиняют нам боль. Далее в Гемаре сказано: "И люби ближнего своего, как самого себя". Сказал раби Акива: "Это великий принцип Торы". Сказал Бен-Азай: 'Вот родословная книга человека' - еще более великий принцип". В комментарии к "Цион Иерушалим" объясняется, что Бен-Азай имел в виду весь стих из Пятикнижия (Берешит, 5:1, 2): "Вот родословная книга человека: когда Б-г сотворил человека, по подобию Б-га Он его создал. Мужчину и женщину сотворил их". Здесь дважды употребляется имя Б-га Элоким, которое характеризует Его как Единого Б-га, несмотря на Его многогранные проявления. Он любит единство и поэтому сотворил человека по Своему образу - как единое целое - и лишь потом разделил его. Б-г увидел, что нехорошо человеку быть одиноким и разделил его надвое: на мужа и жену. Эта пара родила детей, и в результате появилось множество людей. Подобно тому, как Имя Б-га Элоким демонстрирует Б-жественное единство, несмотря на Его многогранные проявления, точно так же Б-г хочет, чтобы человечество снова объединилось вопреки различиям между людьми. Таково значение слов "по Его образу": это способность достигать внутреннего единства, несмотря на внешнее многообразие. Поскольку физическое воссоединение невозможно, этого единства можно достигнуть только путем сплочения на основе эмоционально-духовной гармонии. И поскольку дробление началось с отделения женщины от мужчины, воссоединение начнется тоже с них: путем укрепления их союза. Этот союз станет провозвестником объединения всего человечества, начальной точкой реализации Б-жественного образа в человеке. В предыдущей лекции говорилось, что неженатый первосвященник не мог вести храмовую службу в Йом-Кипур, потому что брак - одна из составляющих человеческого совершенства. Теперь нам ясно, почему Галаха (Вавилонский Талмуд, трактат Йома) требует от первосвященника, чтобы он был женат только на одной женщине. На основе комментария в книге "Цион Иерушалаим" можно сказать, что полигамия - это потенциальное препятствие к достижению полного единства мужа и жены, в чем как раз и заключалась цель сотворения человека. С помощью той же концепции можно объяснить, почему милосердие и любовь к ближнему занимают центральное место в Торе. Их особая роль ярко проявилась в ответе Гилеля нееврею, пожелавшему изучить всю Тору, стоя на одной ноге: "Не делай другому того, что ненавистно тебе, - в этом вся Тора. Остальное комментарии" (трактат Шабат). Таким образом, милосердие - это одна из основ мира, о чем уже говорилось в настоящей книге. СкромностьНам осталось выяснить еще один момент. Если Тора осуждает чувство вины и пренебрежение в отношениях между мужем и женой, как мы выяснили в предыдущей лекции, то почему она столь настойчиво подчеркивает необходимость скромного поведения в этой сфере, требуя, к примеру, скрывать близость от посторонних и вступать в нее только в темном помещении? Ведь такая осторожность может породить чувство вины, неловкости. И наконец, если это дело такое святое, то почему мы должны "стесняться" его? На самом деле, суть проблемы в стремлении к святости. Именно святость требует скромности. Чем чище химическое вещество, тем тщательнее оберегают его от примесей. То же самое и здесь: чем больше святости в том или ином явлении, тем чувствительнее оно реагирует на духовную нечистоту, тем больше страдает от него. За примерами можно обратиться к Галахе. Есть разные степени нечистоты. Ее первичный источник называется ав гатума. Все, что оскверняется им, относится к первому уровню нечистоты. Затем идет второй уровень нечистоты и т.д. Обычная еда становится оскверненной при контакте с первым уровнем нечистоты. Десятина священников, трума, становится нечистой на первом и втором уровнях нечистоты. Освященная еда (кодашим) оскверняется также при контакте с третьим уровнем и т.д. Отсюда мы можем понять, почему столь возвышенная сфера, как брачные отношения, проявляет повышенную чувствительность к нечистоте. Одной грязной мысли, одной позы достаточно, чтобы осквернить их святую сущность. Нельзя легко относиться к мыслям и идеалам; ведь именно они проводят разграничительную линию между человеком и животным. Более того, само развитие человечества и исторический процесс во многом, если не целиком, подчинены идеалам. Скромность - лучший гарант от осквернения святости брака. В интимных отношениях есть множество тонких, деликатных и в то же время смутно неуловимых элементов, которые нуждаются в защите от искажений. Вот почему физические аспекты надо облекать в "непрозрачную" оболочку, чтобы не нарушить духовное переживание. Преувеличенное внимание к внешней стороне близости может повредить духовное ядро. Еще одно объяснение содержится в трудах Яавеца по вопросам интимных отношений между мужем и женой. "Во всем многообразии человеческой деятельности мы не найдем ничего подобного. Когда она (интимная связь) совершается с чистыми намерениями и с ясными, незамутненными мыслями, она, конечно, свята... человек становится партнером своего Творца и уподобляется Ему в Творении... Из-за столь большой важности этих действий... они нуждаются в предельной скромности, чтобы не стать жертвой "дурного глаза", как случилось с нашим первым праотцем... поэтому все его потомки были вынуждены проявлять крайнюю осторожность, вести себя с особой скромностью." Что же это за "дурной глаз", из-за которого мы должны вести себя с особой скромностью? Суть его в том, что другие могут видеть наше счастье и знать о нем. Мы снова видим, что внимание к внешним факторам, в данном случае к потенциальным наблюдателям, может нарушить полноту самого переживания. Ради целостности самого акта необходимо пренебречь лишь той мерой скромности, которая не дает ощутить глубину единения. В Вавилонском Талмуде (трактат Ктубот) говорится: "Если кто-то настаивает: он в одежде и она в одежде [во время соединения], от него можно потребовать развода и оплаты по ктубе (брачному контракту)". Если муж мешает чувству полного слияния, он пренебрегает своими обязанностями. То же самое относится и к жене, которая так поступает. Супруги должны помнить, что, как ни важна скромность, самое главное - их полное единение. |
|