Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Леви И. Беседы об иудаизме

Принимая вызов эпохи

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЧАСТЬ II . ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Лекция 4. Обман на экзаменах и в налоговых отчетах

Наставники моралистического движения Мусар отмечали, что дурной помысел может придать любому греху богоугодный вид. Обман налоговых властей и на экзаменах в учебных заведениях не представляет исключения.

В этом своем проявлении дурной помысел убедительно растолкует вам, насколько распространена такая ложь. Некоторые считают, что налоговый обман и нечестное добывание государственных субсидий допустимо, потому что "в конце концов, мы никого не обворовываем" или потому, что "мы все имеем право на равную долю в пироге; к тому же я использую деньги для поддержки изучения Торы. На самом деле, я поступаю правильно, используя деньги для финансирования благородных дел, иначе власти разбазарят их на всякую ерунду". Что касается экзаменов, здесь логика иная: "Зачем тратить время на изучение всяких банальностей? Лучше посвятить его изучению Торы. Спишу на экзаменах, и получу диплом". Все эти доводы звучат красиво и убедительно, но они в корне порочны. Чтобы понять суть вопроса, обсудим вначале запрет обмана - гневат даат.

Всем известно, что ложь - вещь серьезная. Она губит основы общества, подрывая взаимное доверие, на которых строятся человеческие отношения. По словам мудрецов Талмуда, лжецы входят в число тех, кто не удостоится Б-жественного присутствия (трактат Сота). Б-г просто не хочет находиться в их среде. В то же время не существует ясно выраженного запрета на ложь как таковую. Сформулированные в Пятикнижии заповеди "не обманывайте друг друга" (Ваикра, 19:11)

и "отдались от лжи" относятся к поведению на суде. Тот, кто просто обманывает, не нарушает тем самым религиозный запрет. Однако если он получает какую-то выгоду от своей лжи, пусть даже это будет всего лишь незаслуженная благодарность, тогда его действие подпадает под определение гневат даат, что запрещено в соответствии с заповедью "не кради", которая действует в равной мере применительно к еврею и нееврею. Именно в этом контексте Талмуд (трактат Хулин) приводит упомянутый запрет.

Обман считается столь тяжким грехом поскольку он, как и всякая ложь, подрывает целостность и стабильность общества, того самого человеческого общества, которое и есть главная цель Творения. Но заурядная ложь, какой бы отвратительной она ни была, не представляет большой опасности, если не наносит прямого ущерба слышащему ее. Однако, если цель обмана заключается в расширении статуса обманщика за счет слышащего, то грех значительно утяжеляется. Наверное, поэтому Тора столь категорически запрещает прибегать ко лжи.

Выше уже говорилось, что "вся Тора существует ради мира" и что в Мире грядущем нас в первую очередь спросят: "Вел ли ты себя честно в деловых отношениях?" Мы уже знаем, что пророки решили свести все 613 заповедей к более краткой формуле, а пророк Хавакук сузил их до одной единственной мицвы: "Праведник честностью своей жив будет" (Хавакук, 2:4).

... Таков смысл всех заповедей. Отсюда понятен настойчивый призыв наших мудрецов к безупречной честности, даже в обращениями с неевреями. Ведь цель Творения в том и состоит, чтобы все человечество признало власть Всевышнего, и задача еврейского народа - распространить эту идею среди народов мира. Справиться с этой миссией евреи могут лишь одним способом: своим собственным поведением давать пример всему человечеству. И лишь тогда, как сказал пророк Ишаягу, "из Сиона выйдет Тора и слово Б-га из Иерусалима".

"Ложь во имя Небес"

Рассмотрим теперь выражение "ложь во имя Небес". Его смысл предельно прост: пророки учат нас, что Б-г "любит справедливость и ненавидит грабеж (даже) ради принесения жертвы всесожжения" (ола). Другими словами, Он ненавидит так называемые "мицвот", совершенные посредством нечестных действий, и считает их не исполнением Своей воли, а оскорблением для Себя.

В связи с этим интересен эпизод, приведенный равом Хида. В одной общине было принято каждый шаббат устраивать аукцион по продаже мицвот, включая вызов к чтению Торы. Когда спрос на мицву был низок, то и цены были невелики. Один уважаемый, богатый член общины сказал как-то казначею, что в тех случаях, когда мицва будет продаваться слишком дешево, пусть он объявит более высокую ставку от его, богача, имени, чтобы общинная касса получила больше денег. Но при одном условии: если ставка богача не будет перекрыта и он станет фактически покупателем мицвы, которую он на самом деле не стремится получить, то он заплатит лишь половину от объявленной суммы. Богач вовсе не собирался заработать на этой хитрости; наоборот, его пожертвования, и без того внушительные, еще больше увеличивались. Должны ли мы считать его действия похвальными или предосудительными?

Рав Хида отвечает: Сказал пророк "Остаток Израиля не сделает несправедливости, и не станут они говорить лживое, и не будет в устах их слов обмана" (Цефания, 3:13),

а этот человек нарушил все три запрета. Какой-то бедный еврей, которому трудно купить мицву, решил в годовщину смерти своего отца сделать усилие, и если мицва не окажется слишком дорогой, попытаться приобрести ее. Но если богач лишил бедняка этой мицвы с помощью своей хитрости, это значит, что он совершил вопиющую несправедливость. Кроме того, богач говорит лживое, притворяясь, будто он хочет получить мицву, хотя на самом деле она ему не нужна. И к тому же его уста произносят слова обмана, когда он объявляет цену, а затем платит лишь ее половину". Обратите внимание, это суровое осуждение вынесено человеку, который совершенно искренне хотел помочь общине. Тем более нельзя оправдать нечестность, совершенную ради личной выгоды.

Обман на экзаменах

Каждый из нас в глубине души знает, что обман на экзаменах - вещь плохая. Полезно, однако, привести оценку этому явлению, сформулированную одним из крупнейших Галахических авторитетов нашей эпохи рабби Моше Файнштейном. Он пишет, что обман на экзаменах - это не только гневат даат (хищение мнения), но и самое настоящее воровство. Впоследствии, когда обманщик поступит на работу, его квалификацию будут оценивать выше истинной, исходя из тех отметок, которые проставлены в его дипломе. Вполне вероятно, что, зная реальный уровень его знаний, работодатель предпочел бы взять кого-нибудь другого, а если бы к тому же ему стало известно про обман на экзаменах, то он тем более отказал бы ему.

Таково Галахическое постановление р.Файнштейна. Обман на экзаменах становится еще более нетерпимым, если принять во внимание ряд других последствий:

1) мошенник наносит вред своему товарищу по учебе, который знает предмет лучше него, но из-за совершенного обмана получает более низкую оценку на экзамене. В результате пострадавший может лишиться работы, на которую он претендует и которой достоин по своим знаниям;

2) как бывает с другими грехами, о которых узнают другие, поступок обманщика может стать образцом для подражания. Дурной пример всегда заразителен: ведь "так делают все". Иными словами, мошенничество на экзамене приводит к осквернению Имени Б-га;

3) обманщик не только подает дурной пример, но и побуждает окружающих к подобным действиям по иной причине: люди стремятся защитить себя от несправедливого прецедента. Можно сказать, что он вынуждает других грешить, ставит их в положение, когда им приходится выбирать одно из двух зол: обмануть или быть обманутым. Они не могут оставаться честными и при этом получать то, что им по праву причитается. Если же обманщик оказывается к тому же соблюдающим заповеди евреем или даже бен-Тора (постоянно изучающим Тору), то степень осквернения Имени Б-га неизмеримо возрастает. Привычка, как известно, - вторая натура; обманув на экзамене один раз, он продолжит действовать в том же духе, и в конце концов его непременно разоблачат.

Уклонение от уплаты налогов и обман при получении государственных субсидий

Обман на школьных экзаменах приводит со временем и к обману в уплате налогов. При обсуждении этого вопроса тут же возникает галахическая проблема соблюдения законов государства (дина демалхутха дина) и уклонения от уплаты налогов, которая уже рассматривалась в одной из лекций. Оставим в стороне этические аспекты этой проблемы. Если кто-то рассчитывает пользоваться услугами, предоставляемыми государством, -выпуск денежных знаков для совершения торговых операций; поддержание в исправном состоянии систем транспорта и связи, включая дороги, общественные транспортные средства и телефон; противопожарные службы; защита от грабителей (и что немаловажно, их содержание в тюрьме), а также оборона на случай агрессии соседних враждебных стран, - и в то же время хочет, чтобы другие платили за все это, а он будет лишь делить с ними льготы, такой человек - вор. Он крадет деньги тех, кто платит.

Вся эта система услуг может функционировать только при всеобщем участии, будь то община, город или целое государство. Некоторые считают, что, уклоняясь от уплаты налогов, они крадут у какого-то воображаемого органа по имени "правительство". Это неверно. Все население нуждается в общественных службах и хочет, чтобы они действовали безотказно. Предоставляемые услуги стоят денег, а деньги собираются со всех граждан.

Тот, кто уклоняется от уплаты своей доли, представляя ложные сведения, тем самым увеличивает налоговое бремя других людей. В результате сбор средств будет осуществляться лишь частично за счет налоговых поступлений; недостающую часть покроет инфляция, своеобразный косвенный налог, от которого страдают, в основном, менее зажиточные слои населения. Они не знают, как защититься от такого грабежа. На этом фоне расцветает коррупция, наносится ущерб общественной нравственности, гибнет экономическая инициатива, не говоря уже о других вредных последствиях. Поэтому очевидно, что за предоставляемые услуги должны платить все граждане. Всякий, кто платит меньше своей доли, виновен в косвенном воровстве, поскольку он нарушает финансовое равновесие, увеличивая бремя тех, кто честно платит налоги. Вот почему рабби Файнштейн писал в своем труде "Игрот Моше", что всякий, кто получает государственные деньги, даже от нееврейского правительства, не имея на них права по законам государства, считается нарушителем запрета "не воруй".

Кроме того, домогаясь общественных денег с помощью ложных отчетов и деклараций, такой человек дополнительно уличается во лжи и обмане. Если он - бен-Тора, то тем самым он "совершает осквернение Имени Б-га и покрывает позором Тору и тех, кто учит ее". Если же он к тому же действует от имени еврейского учебного заведения, то своим мошенничеством дискредитирует доверенный ему пост. Вместо того, чтобы прививать учащимся истинный страх перед Б-гом, включая бережное отношение к чужим деньгам, сей наставник подрывает основы еврейского религиозного воспитания.

Уклонение от уплаты налогов порождает те же пороки, что и при обмане на экзаменах, но с гораздо более тяжелыми последствиями: в конечном счете налоговое мошенничество разрушает нравственную основу общества. Даже порядочные люди говорят: "Почему я должен платить налоги на доходы моего соседа? Он скрывает свои доходы, но ведь и я могу обманывать." В результате все налоговое бремя ложится на работников, которые не могут скрывать свои заработки. Жулики будут наживаться за счет труда простых трудящихся, работающих по найму, и тех, кто, несмотря ни на что, ведет себя честно. Такое положение способствует также перманентной конфронтации между налоговыми чиновниками и гражданами; обе стороны стремятся обмануть друг друга. При этом в обществе создается тяжелая моральная атмосфера.

Случаются и более пагубные последствия. Возьмем к примеру гипотетического владельца мебельного магазина, честного трудягу, вполне довольного своим непритязательным образом жизни. Однажды клиенты сообщают ему, что отныне будут покупать у его конкурента, который предлагает товар по более низким ценам. Мебельщик объясняет им, что после вычета налогов и накладных расходов у него остается лишь минимальный доход, едва обеспечивающий ему сносное существование. Как может владелец другого магазина торговать по более низким ценам? Ответ прост: конкурент не платит налогов. В конце концов, нашему работяге пришлось закрыть магазин, ибо он не захотел поступиться своими моральными принципами.

Обратим внимание еще на один болезненный фактор. Власти, вольно и невольно, могут усугубить проблему. Некий частник аккуратно докладывает властям о каждом заработанном гроше, однако налоговый чиновник раз за разом отвергает его отчет, утверждая, что тот скрывает часть доходов. Своим грубым насилием этот чиновник и те, кого он представляет, подрывают нравственные устои общества. В таком случае человек, с которого взимается налог, имеет право считать этого чиновника, по талмудическому определению, "налоговым инспектором без четких норм", т.е. грабителем, а не представителем налогового управления.

Порочный круг морального разложения

Все приведенные здесь примеры нечестности - будь-то обман на экзаменах или уклонение от уплаты налогов - имеют одно общее свойство. Все они образуют замкнутый цикл разложения социальной морали, вынуждая людей брать пример с жуликов, чтобы не оказаться их жертвами. Проблема обостряется до такой степени, что жизнь в обществе постепенно превращается в джунгли, где экономическое выживание обеспечено лишь самым могущественным и самым коррумпированным.

Остановить эту тенденцию могут только бней-Тора, если, опираясь на Тору, они наберутся мужества и своим личным достойным примером положат конец всевластию зла. Именно они - наша единственная опора в этой ситуации. Будем надеяться, что широкая общественность по-прежнему ценит и уважает честных людей. Такое уважение сможет компенсировать хотя бы часть уже понесенных потерь.

На более прозаическом уровне главную роль призваны сыграть сами власти. Воздерживаясь от некоторых действий и одновременно проявляя инициативу там, где она необходима, они могут многого добиться. Здесь уже говорилось о том огромном вреде, который наносит рутинное недоверие к гражданам, сообщающим в налоговое управление о своих трудовых доходах. Эту преграду надо полностью ликвидировать. В то же время власти должны проявлять активность в борьбе с теми, кто уклоняется от честной уплаты налогов. Получая информацию о возможных нарушениях, они призваны осуществлять тщательные расследования: проверять магазины, торгующие по неадекватно низким ценам; следить за лицами, которые тратят большие денежные суммы.

В конечном счете, нам требуются инициативные действия в духе Торы, которые повлекут за собой благодатные изменения. Мы твердо верим, что со временем еврейский образ жизни завоюет весь мир, ибо такова воля Творца. Сказано в книге Тегилим: "Правда из земли (Израиля) произрастает".
Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел иудаизм












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.