Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Леви И. Беседы об иудаизмеПринимая вызов эпохиОГЛАВЛЕНИЕЧАСТЬ I . НАРОД И ЗЕМЛЯЛекция 2. Сионизм в оценке ТорыВ Израиле термин "сионизм" приобрел парадоксальное смысл. Для одних он равнозначен лицемерию, для других это - устаревший идеал. И те, и другие воспринимают сионизм как старомодную концепцию. В то же время еще очень многие люди продолжают верить в нее. Даже некоторые из тех, кто в душе посмеивается над сионизмом, сами не терпят посторонних насмешек. Короче говоря, концепция сионизма по-прежнему несет в себе большой эмоциональный заряд для значительной части общества. Давайте проанализируем ее. Что такое сионизм?Некоторые считают, что сионизм означает любовь к Сиону. На первый взгляд, это вполне адекватное определение. Тем не менее, оно не соответствует нормативному употреблению термина. Ведь если любовь к Сиону превращает человека в сиониста, то настоящими сионистами надо признать крайних антисионистов из группы "Нетурей Карта", которые настолько любили Сион, что отказались покинуть Иерусалим во время тяжелейшей Войны за независимость. Однако мало кому придет в голову зачислить их к эту категорию. Поэтому мы не можем принять такое определение сионизма. Будучи евреями Торы, мы обращаемся к ней в поисках верного определения. Однако наши поиски ни к чему не приведут, потому что "сионизм" не является термином из Торы. Остается лишь принять то определение, которое сформулировали его авторы: "стремление к образованию еврейского национального очага в стране Израиля как высший идеал". В предыдущей лекции уже отмечалось, что иудаизм -по существу национальная религия. Мы выяснили, что есть два вида национализма: первичный национализм, который считает высшей целью благополучие собственного народа, и вторичный национализм, для которого иерархическую шкалу ценностей венчает миссия данного народа, а сам народ рассматривается как инструмент для осуществления этой миссии. Оставив на время религиозный сионизм, рассмотрим вначале, какая из двух характеристик больше подходит к сионизму. Цель этого движения, как отмечалось, состоит лишь в создании и развитии национального очага еврейского народа. Значит, сионизм считает высшей ценностью народ, а для Торы у него уготовано совсем иное место: "Сионизм не имеет ничего общего с религией". Поэтому, следуя выводу, сформулированному в предыдущей лекции, мы скажем, что имеем дело с национализмом, существующим ради самого себя, в котором отсутствует позитивное начало. Правда, еще в период образования государства сионистские лидеры не раз заявляли о своем желании распространять гуманистические ценности в мире. Но поскольку они разделяют эти ценности с остальным человечеством, смысл этих деклараций можно сформулировать одной фразой: "Мы будем хорошим народом", что никоим образом не выделяет сионизм среди других национальных течений и не меняет его статус первичного национализма. Основатели сионизма никогда не стремились подчинить Торе свою национальную концепцию. Наоборот, им надоело быть особенными, и они хотели создать народ, похожий на другие народы. Нет сомнений, концепция "еврейского национального очага" звучит привлекательно, и вряд ли найдется еврей, возражающий против нее, однако в качества высшего идеала она вызвала серьезные возражения со стороны различных кругов. Например, левые утверждают, что если сионизм означает лишь желание создать национальный очаг, то он порождает вопиющую несправедливость по отношению к живущим в Эрец-Исраэль арабам, сколько бы мы ни ссылались на историческое право двухтысячелетней давности. Апелляции к истории, говорят они, не имеют веса; даже с требованиями американских индейцев никто не считается. Вывод прост: пока мы отказываемся нести бремя вторичного национализма, возложенного на нас Торой, и вместо этого рядимся в одежды первичных националистов, нас будут считать всего лишь грабителями. Религиозный сионизмЧто представляет собой религиозный сионизм? На этот счет есть много мнений. Исходя из простого значения слов, речь идет о сионизме, т.е. первичном национализме, который благосклонно относится к религии и считает ее важным дополнением к сионизму. Отсюда следует, что религиозный сионист желает укрепления религии в стране, поскольку считает ее полезной, даже очень полезной для народа. Но при этом он остается сионистом, а значит, исходя из вышеуказанного значения термина, будет считать народ высшей ценностью. Характерно следующее выступление Ахад га-Ама: "Я мог бы привести доказательство из Торы (что она совместима с сионизмом), как поступали прежде многие раввины; но я не люблю обманывать людей. ...Иногда в глубине души возникает диссонанс, который со временем ведет к отрицанию требований веры. Именно это происходит с сионизмом, когда он воспринимается как законченная идеология, охватывающая весь иудаизм, а не как движение, помогающее заселять Эрец-Исраэль". Это письмо, адресованное одному хасидскому раввину, приводит рабби М.-А. Амиэль, бывший главный раввин Тель-Авива, один из духовных лидеров движения "Мизрахи". Он дает к нему свой комментарий: "Адмор (хасидский раввин) не видел противоречия между сионизмом и эмуной (верой), а Ахад га-Ам как раз увидел. В Галахе сказано, что признание обвиняемого равнозначно показаниям сотни свидетелей. Даже если все раввины и адморим будут утверждать, что между эмуной и сионизмом нет противоречия, его мнение все равно имеет больший вес, чем все их утверждения вместе взятые". Сионисты, которые "несионисты"Среди религиозных сионистов есть немало таких, кто считает высшей ценностью Тору, а не народ. Называя себя сионистами, они имеют в виду нечто совершенно отличное от традиционного значения этого термина. Тем самым они невольно вводят в заблуждение других людей и затрудняют понимание самой идеи сионизма. Корень проблемы состоит в том, что сам термин "сионизм" был придуман светским евреем Натаном Бирнбаумом. (Позже он отошел от сионизма, вернулся в лоно религии и в конце концов стал секретарем партии Агудат Исраэль.) Значение этого слова, как уже отмечалось, невозможно определить с помощью Торы. Поэтому следует оставить за сионизмом тот исконный смысл, который вкладывают в него большинство людей, и изобрести новый термин для сторонников иной доктрины, отличной от несгибаемого национализма. Вероятно, это имел в виду рабби Йосеф-Дов Соловейчик, ныне покойный, духовный лидер движения "Мизрахи" в Соединенных Штатах, когда писал: "Мы не верим в 'сионизм плюс религия' или 'религиозный сионизм'. Для нас существует только одно особое существительное - Тора". Отличительные черты сионизмаПоскольку национализм Торы также предусматривает участие в политических, экономических и военных делах Израиля, трудно найти ясные признаки, отличающие истинный религиозный сионизм от национализма Торы. И все же такие признаки существуют. Один из них - отношение к светским героям сионистского движения. Тот, для кого секулярный сионизм лишен глубокого значения, не станет восхищаться сионистскими лидерами, если эти лидеры отрицают его высшую ценность - Тору. Возможно, он испытывает к ним благодарность, как к Александру Грэхему Беллу, изобретателю телефона, который экономит ему массу времени, или к Александру Флемингу, создателю антибиотиков, спасших множество людей от смерти. Впрочем, к сионистским лидерам мы ощущаем более тесную личную привязанность, поскольку их деятельность ближе нам и играет для нас особую роль. Я считаю, что каждый еврей Торы должен стремиться преодолеть в себе эти заблуждения. И тогда он перестанет быть "сионистом" - обычным или даже религиозным. Он будет просто любить еврейский народ, страну Израиля, оставаясь при этом образцовым гражданином Государства Израиль. Он будет участвовать в развитии государства и в исправлении его путей, активно займется решением экономических и политических проблем, позаботится о пересмотре главных целей. |
|