Ваш комментарий о книге
Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты
Предисловие
Изучая творения древних, мы делаемся их современниками; размышляя над их
жизнью, мы словно становимся ее свидетелями и переживаем ее сами. И так
долгие годы можно было провести за этим занятием, когда бы смерть не
отрывала нас от него столь внезапно.
Абу Шама из Дамаска, ум. в 1267 г.
Историку следует доискиваться до вечного, постоянного в текущих явлениях
жизни народа. Это неизменное и необходимое хорошенько усвоить, признать
и оценить по достоинству для уяснения истинного развития мусульманского
мира.
Август Мюллер
Написать историю мусульманского мира не такое уж простое дело прежде всего
потому, что требуется основательный пересмотр сложившихся в исторической
науке стереотипов. С европейской точки зрения, событие - это результат
борьбы интересов различных политических группировок, находящихся у власти
или стремящихся эту власть захватить. Сложилась традиция рассматривать
народ как некую инертную массу, которую политики волнуют, раскачивают и
затем направляют куда им нужно, словно у самого народа нет собственных
интересов или они так ничтожны, что ими можно пренебречь. Современные
исламоведы, европейские и американские, демонстрируют именно такой подход
- все внимание они концентрируют на политической стороне событий, и
поэтому история мусульманского мира, которую они воссоздают, имеет
тенденцию походить на некую историю, которая могла бы быть, если бы
мусульмане были "разумнее" и "просвещеннее". Нежелание видеть реальные
вещи - самая заметная черта европоцентризма.
Современные ученые плохо переносят тот факт, что история мусульманского
мира содержит парадокс, свойственный только ей: это история превращения
арабской религиозной общины в универсальное религиозное сообщество,
которое играло определяющую роль в политических событиях, оказывая тем
самым заметное влияние на другие культуры. Иными словами, не физическое
господство, а духовная мощь нового учения, не географический и не
интеллектуальный факторы, но внутренне присущий исламу универсализм были
решающими в его развитии. Очень скоро отошло на второй план и
отождествление ислама с арабским народом, главным оказалось новое
представление о Божественном.
На сегодняшний день мусульманские страны занимают обширную территорию в
Азии и Африке от побережья Атлантического океана до Гималаев, Тянь-Шаня и
Алтая. Помимо арабских стран, Турции, Ирана, Ирака, Афганистана и
Пакистана, к мусульманскому миру относится Индонезия. В ряде других стран
мусульмане составляют религиозное меньшинство - в Югославии, Болгарии,
Индии, России, Китае. Ислам нашел широкое распространение в странах
тропической Африки, куда он начал проникать из Египта и Магриба еще в
средние века, - в Эритрее, Сомали, Эфиопии, Западной Африке, Нигерии.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел ислам
|