Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты

ОГЛАВЛЕНИЕ

Правление халифа Умара II
ибн Абд ал-Азиза
717-720

Умар II был сыном брата халифа Абд ал-Малика - Абд ал-Азиза. В 706 году
ал-Валид I назначил его наместником Медины. Там Умар создал совет из
десяти благочестивых знатоков Корана и хадисов и постоянно обсуждал с ними
законность или незаконность тех или иных административных мер халифа и его
чиновников. Умар правил кротостью и этим привлекал сердца. В 712 году по
донесению сурового администратора ал-Хаджжаджа халиф сместил Умара с поста
наместника.
Став после смерти Сулаймана халифом, Умар II не изменил себе и вернул
высшей власти ту полноту духовности, которая была принесена в жертву
жестокому порядку. Идеалом Умара II было правление первых халифов - Абу
Бекра и Умара ибн ал-Хаттаба. Он полагал, что следующие за ними халифы
хотя и старались во саву ислама, но со временем сильно исказили
установления Пророка, так что необходимо было, обращаясь Корану, сунне и
советам благочестивых, сделать все, чтобы вернуться на истинный путь.
Установления Пророка неприкосновенны и неизменны; халифу нужно лишь
следовать им. Поэтому первым делом Умар II отменил незаконный налог -
джизью для новообращенных мусульман, введенный по распоряжению
ал-Хаджжаджа. В отношении покупки земель мусульманами последовало
возвращение к установлению Пророка о том, что земля принадлежит умме.
Также халиф отменил налог харадж с горожан, поскольку это был поземельный
крестьянский налог. Все деньги, собранные незаконным путем, были
возвращены. Но поскольку государственные чиновники уже привыкли к
безаконию, то и при Умаре II они продолжали красть под видом возвращения
денег пострадавшим от произвола. Таким образом казна опустела.
С другой стороны, воспрянули духом шииты, видя столь решительную перемену
в уме и душе халифа. Они снова заговорили о законных правах Алидов на
халифат. Умар II не препятствовал этому брожению умов, пока действия
шиитов не переступали границ дозволенного.
Умар II отменил проклятие халифа Али. В свое время ал-Хаджжадж потребовал
от мусульман во время пятничной молитвы повторять публичное проклятие
имени Али, провозглашаемое с минбаров, и казнил всех, кто отказывался
делать это.
Также и потомки Аббаса ибн Абд Мутталиба, дяди Мухаммеда, стали вести
работу по возвращению Халифату законного правителя. Сын Аббаса, Абдаллах,
выступал на стороне Али в его споре с Муавийей. После третейского суда
Абдаллах удалился в Мекку, а затем перебрался в Таиф. Абдаллах ибн Аббас
был первым толкователем Корана и пользовался у современников великим
почетом. Его сын Али ибн Абдаллах, живя в Дамаске, проявлял чрезвычайную
набожность - иногда в молитве он проводил целые дни. Халиф ал-Валид I
выслал его из Дамаска, и Али ибн Абдаллах поселился в местечке к югу от
Мертвого моря. Именно здесь во времена халифа Сулаймана, как гласит
легенда, Абдаллах, сын Мухаммеда ибн ал-Ханафийя, внук халифа Али,
торжественно передал права Алидов на халифат Мухаммеду, сыну Али ибн
Абдаллаха. Впоследствии сын Мухаммеда, Абдаллах ибн Мухаммед ибн Али ибн
Абдаллах ибн Аббас, родившийся в 722 году, претендовал на титул халифа.
Аббасиды выдвинули лозунг: "Халиф - из семьи Пророка".
В разгар всех этих событий халиф Умар II внезапно умер. После
кратковременного правления Йазида II, халифом стал сын Абд ал-Малика -
Хишам, правивший 724-743 годах. Вернулись к прежним способам
государственного управления, установленным его отцом и ал-Хаджжаджем.
При халифе Умаре II в 719 году арабы завоевали провинцию Согд. Согдийцы,
не принявшие ислам, ушли в верховья реки Заравшан и по ее притокам - в
южном и северном направлениях.
Халиф Умар II избегал администрирования. Амил города Химса в Сирии написал
халифу: "Разрушилась стена крепости Химса, надо ее поправить. Как
распорядится повелитель правоверных?" Умар II написал в ответ: "Устрой
крепости Химса стену из справедливости, очисти дороги от грабителей и
страха, тогда не будет нужды в глине, кирпиче, камне и извести".
Халиф Умар II в силу своей простоты, очищающей веру, и мудрости был
чрезвычайно популярен у берберов. Притягательность такого образа правления
так передал ученый-законовед Абу Сайд Хасан ал-Басри (ум. в 728 г.): "Не
тот мудрый, кто больше знает по-арабски и владеет большим числом изящных
выражений и слов арабского языка. Мудрец тот, кто сведущ в каждом знании.
Для этого годится всякий язык, который знаком. Если кто-либо будет знать
все предписания шариата и толкований к Корану на языке тюркском,
персидском или румийском, а арабского не знает, все равно он является
человеком возвышенного знания. Конечно, лучше, если он знает арабский!
Всевышний ниспослал Коран на арабском, и Мухаммед - будь над ним
благословение и мир Аллаха! - был арабом. А если у государя будет блеск
небесного величия, державность и вместе с тем возвышенное знание, то он
приобретет счастье двух миров, ибо не совершит ни одного поступка без
знания, ни в чем не уступит неведению".

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел ислам











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.