Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты
Сражение при Сиффине
657
Муавийя тем временем тоже не сидел сложа руки. Чтобы восстановить Египет
против Али, он добился смещения наместника Египта Кайса ибн Саада,
оклеветав его перед халифом. Вместо Кайса был назначен сын Абу Бекра -
Мухаммед, отличавшийся вспыльчивым, безрассудным характером.
Летом 657 года Али с войском двинулся в Сирию, хотя и потребовал от своих
военачальников сделать все, чтобы не допустить сражения между
мусульманами. Но благодаря хитрости Абу Авара, командующего войсками
Муавийи, армия халифа оказалась отрезанной от воды, из-за чего и произошла
небольшая стычка у Сиффина - местечка на южном берегу Евфрата, между его
большой излучиной, там, где река поворачивает на восток, и городом Ракка.
Войско Али пробилось к реке, и халиф тут же распорядился больше не
нападать на противника.
Когда все усилия провести переговоры с Муавийей ни к чему не привели, Али
решился на крайние меры и приказал готовиться к бою. Восьмого августа
сражение началось и оказалось очень упорным, причем Муавийя несколько раз
уже был готов отступить, но всякий раз Амр ибн ал-Ас удерживал его от
этого. Али, пробившись вперед, к самой ставке Муавийи, крикнул наместнику,
чтобы тот сразился с ним в поединке, и тогда оставшийся в живых будет
халифом. Муавийя, зная военное искусство Али и силу его удара, струсил и,
как ни уговаривал его Амр принять вызов, отказался от честного поединка.
На утро третьего дня победа халифа казалась неизбежной. Но Амр и здесь
нашел лазейку: он лицемерно призвал сражающихся обратиться к Корану и в
нем найти ответ на вопрос, как закончить вражду среди мусульман. На копьях
воинов Муавийи оказались листы священной книги. Наступающие пришли в
замешательство и остановились. Победа уходила из рук. С риском для жизни
Али призывал воинов одуматься, говоря, что от таких безбожников, как
Муавийя и Амр, уже ничего хорошего ожидать нельзя, но его не слушали.
Армия Али повернула домой. В сражении при Сиффине потери сторон были очень
большими. На стороне Али сражался и геройски погиб Абдаллах ибн Будайа ибн
Барака ал-Хузайи, завоеватель крепостей Кермана и Табайсана.
В споре Али и Муавийи было решено прибегнуть к третейскому суду. Судьи -
Амр ибн ал-Ас со стороны сирийцев и Абу Муса ал-Ашари со стороны Али -
удалились в Думат ал-Джандал для выработки совместного решения.
Абу Муса Абдаллах ибн Кайс ал-Ашари родился в 602 году в Йемене. Был
представителем Мухаммеда в этой стране, в 632-633 годах правил Магрибом,
Забидом и Аденом в Южной Аравии. Абу Муса принимал активное участие в
завоевании Ирака и Фарса, был наместником Басры и Куфы. В 649 году
окончательно смещен с этого поста Усманом. Умер в Мекке в 665 году.
На пути в Куфу от Али отделились те, кто не согласился с правомерностью
третейского суда. Они стали называться хариджитами, "вышедшими". По мнению
этой части войска халифа, судьей мог быть только Аллах, а людям не дано
судить по справедливости. Руководствуясь изречением "Ла тахким илла
лиллах" ("Судить вправе только Аллах"), они тем не менее поступили вопреки
этому - осудили Али.
Хариджиты переправились через Тигр и остановились у Нахравана в Ираке у
отрогов гор Загроса. Тем временем суд в Думат ал-Джандале превращался в
фарс. Амр, зная вспыльчивый характер Абу Мусы, ловко управлял дискуссией,
вынуждая противника произносить опрометчивые слова под влиянием эмоций. В
конце обсуждения Амр убедил Абу Мусу первым высказаться и сделать свое
заключение. Абу Муса огласил мнение судей, что ни Муавийя, ни Али не
достойны быть халифами, поэтому присутствующие должны выбрать нового главу
государства. Вслед за Абу Мусой поднялся Амр и произнес следующее: "Вы
слышали, что сказал уважаемый Абу Муса. Он объявил Али лишенным права на
халифат. Я также согласен на это смещение и предлагаю вручить высокий сан
моему господину Муавийе". Выступление Амра повергло слушателей в шок.
Ситуация становилась двусмысленной, но Муавийя, на основании Решения
судей, потребовал присяги.
Али не признал решение третейского суда законным и снова двинулся в поход
на Сирию. Он призвал хариджитов вернуться и помочь ему восстановить
справедливость, потому что суд совершился не по слову Аллаха. Но у
хариджитов уже был свой халиф, и они усиленно вербовали сторонников.
Такого поругания веры Али и его сподвижники допустить не могли, и войско
халифа выступило к Нахравану. После долгих переговоров большинство
хариджитов вернулось под власть законного халифа, часть отступников
рассеялась в Ираке, а самые непримиримые выступили против Али с оружием в
руках и были разбиты в сражении 17 июля 658 года.
На следующий год после этого в Египте трагически погибли два полководца
халифа. Муавийя организовал мятеж против наместника Египта Мухаммеда ибн
Абу Бекра. Малик ал-Аштар, посланный в Египет для усмирения бунтовщиков,
был подло отравлен подкупленным Муавийей сборщиком податей, а Мухаммед ибн
Абу Бекр погиб в сражении с отрядом Амра ибн ал-Аса, который затем
победителем вошел в Фустат. Амр ибн ал-Ас умер в 664 году в Фустате,
терзаемый страхом перед заслуженным воздаянием в загробном мире.
В течение двух лет, в 658-660 годах, отряды Муавийи совершали набеги на
соседние с Сирией и Египтом гарнизоны и территории Халифата, но на крупные
военные действия наместник не решался. В 660 году Муавийя провозгласил
себя халифом и принял присягу от сирийцев и египтян.
24 января 661 года Али, выходя из мечети в Куфе, был смертельно ранен
хариджитом Ибн Мульджамом, который нанес ему удар саблей по голове. Через
два дня халиф Али ибн Абу Талиб скончался. Али был ревностным
мусульманином, храбрым и непреклонным полководцем, и его образ остался в
истории ислама как образ героя, поэта и мудреца.
После смерти Али присяга была принесена его старшему сыну Хасану. Тогда
Муавийя двинул против Медины свои войска, закаленные в двадцатилетних боях
с Византией. Неразумные действия Хасана принесли успех Муавийе, который
занял Куфу и принял там отречение Хасана от прав на халифат. Муавийя
добился наконец признания себя законным халифом. Хасан умер в Медине в 669
году.
Четвертый халиф Али ибн Абу Талиб похоронен в Неджефе. Его изречения,
собранные в книгу, были позднее изданы вместе с его лирическими
стихотворениями.
Так исполнилось пророчество Мухаммеда о том, что через тридцать лет после
смерти Пророка на смену халифату придет царствование, при котором принцип
выборности халифа будет заменен принципом династического наследования
высшей власти. Но нравственные испытания, посланные Али и с честью
выдержанные им перед Аллахом, станут очищением для этой власти на земле
ислама.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел ислам
|
|