Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты

ОГЛАВЛЕНИЕ

Наместники Пророка -
халифы,
идущие прямым путем
632-634
Халифат Абу Бекрa. Преодоление ридды

С точки зрения классического ислама кульминационный момент всемирной
истории завершен со смертью Пророка. Умма Мухаммадийа, с последних лет
жизни Пророка именуемая джамаа, представляла собой сплоченное единство.
Это была жизнь общины, формируемая заповедями Корана, создавшая образец
праведного существования и выявившая категории, на основании которых мог
быть решен вопрос о преемниках Мухаммеда.
Мухаммед не оставил наследников мужского пола. Его сыновья умерли в раннем
возрасте, а приемный сын Зайд ибн Харис был убит в сражении при Муте. Во
время своей последней болезни Мухаммед поручил Абу Бекру представлять его
на общей молитве. Именно в том, чтобы быть представителем Посланника
Аллаха - халифат расуль Аллах, - увидел Абу Бекр свою миссию.
Назначение Абу Бекра халифом (букв. "идущий по стопам Пророка") было
произведено при помощи выборов и узаконено присягой, принесенной
мусульманами путем рукопожатий, причем присутствовавшие могли принести
присягу и за отсутствовавших родственников. Вместе с тем был момент, когда
принявшие ислам бедуины посчитали себя свободными от обязательств перед
уммой, которые они рассматривали как обязательства перед Мухаммедом. Тем
не менее это отпадение (ридда) не сопровождалось возвращением к язычеству.
Меньше чем за год ридда была побеждена, равно как и ересь в лице
активизировавшегося после смерти Мухаммеда лжепророка Масламы.
В арабской истории Маслама известен как Мусейлима ал-Каззаб - лжец
Масламишка. Этот проповедник родился и вырос в Неджде, долгое время
выдавал себя за святого и имел приверженцев. Когда Мухаммед стал широко
известен, Мусейлима посетил его вместе с представителями племени ханифа. В
631 году он написал Мухаммеду напыщенное письмо "от пророка к пророку" с
предложением поделить между собой территории влияния. Мухаммед ответил:
"Во имя Аллаха, милостивого, милосердного. От Мухаммеда Пророка к
Мусейлиме ал-Каззаб. Мир тому, кто следует по правильному пути. Воистину,
земля принадлежит Аллаху, и наследует землю тот из Его рабов, которого Он
захочет. Благоприятный исход принадлежит благочестивым".
В 633 году халиф Абу Бекр направил против Мусейлимы отряд во главе с
Халидом ибн ал-Валидом, который рассеял сторонников лжепророка. Маслама в
этом сражении был убит.
За два года халифата Абу Бекра положение ислама в Аравии упрочилось. В
состав уммы вошли территории Бахрейна, Южной Аравии - Оман, Хадрамаут, а
также часть Ирака и Сирии. Расширение земель ислама, дар ал-ислам, шло с
колоссальным успехом. В начале 633 года арабы под предводительством
Мусанны ибн Хариса вторглись в Месопотамию и в марте заняли Хиру, бывшую
столицу Лахмидов. Одержав победу в "цепном бою", названном так потому, что
персы в передних рядах связывали себя цепями, Мусанна переправился через
Евфрат. В мае того же года другой арабский полководец, великий Халид ибн
ал-Валид, одержал победу над персами при Улейсе. В начале 634 года его
войско было отправлено на завоевание Сирии.
Южная Палестина пала в то же время, что и Хира. Победа в сражении при
ал-Аджнадайне в июле 634 года открыла арабам путь в глубь провинции.
Таким образом, очень быстро ислам получил международное распространение и
оказал огромное влияние на дальнейшую историю Ирана и сопредельных стран.
Тридцатилетнее правление первых четырех халифов - Абу Бекра, Умара ибн
ал-Хаттаба, Усмана ибн Аффана и Али ибн Абу Талиба - стало периодом
обширных арабских завоеваний.
Так случилось, что VII веку для Ирана, Сирии, Египта, Северной Африки и
Испании суждено было стать столетием великих потрясений и перемен.
Завоевания арабов-мусульман в VII-VIII веках по всемирно-историческому
значению их последствий стоят в одном ряду с походами Александра
Македонского и великим переселением народов в Европе. Последствия эти -
возникновение существующих и поныне государств Арабского Востока и
создание арабо-мусульманской культурно-исторической системы,
предопределившей развитие европейской цивилизации.
Начало VII века ознаменовалось ужесточением борьбы между Византией и
Сасанидским Ираном. Михаил Сириец писал в своей хронике, что, начиная
войну, последний великий шахиншах Ирана Хосров II Парвиз "...хотел
овладеть всем Ромейским царством". Одна за другой следовали победы: взятые
византийские города Эдесса, Антиохия и Иерусалим, в 617 году завоеван
Египет. В 622 году персы захватили остров Родос и осадили Константинополь.
Границы Иранской империи Ахменидов фактически были восстановлены.
Несметные сокровища стекались в столицу Ирана Ктесифон. В ответ на
предложение императора Ираклия о мире Хосров II потребовал от Византии
отказаться от христианства и принять зороастризм. Аравия к этому времени
находилась почти в кольце владений Сасанидов, а Южная Аравия давно уже
была персидской провинцией. Казалось, что окончательная победа Хосрова II
над империей Ираклия приведет к автоматическому включению всей Аравии в
состав Сасанидской империи. Но в 614 году в Мекке Мухаммед произнес
пророчество: "Побеждены румы в ближайшей земле, но они после победы над
ними победят через несколько лет" (Коран, 30:1-3)(1). И произошло
неожиданное. Император Ираклий осенью 627 года переплыл с войском Черное
море и через Армению и Азербайджан стремительно двинулся в самое сердце
Иранской империи - на Ктесифон. Священные храмы Гандзака, религиозные
святыни Ирана, были разграблены; войска персов, отступая, терпели
поражение за поражением. В декабре 627 года Ираклий захватил резиденцию
Хосрова II близ Ктесифона и все его сокровища. Сам Хосров II вскоре был
свергнут и убит. В сентябре 629 года Ираклий вернулся в Константинополь
победителем. А в начале января 630 года Мухаммед вступил в Мекку...
Собственные и завоеванные земли арабов находились во владении
мусульманской общины. Государственное строительство осуществлялось на
основании Корана и преданий о Пророке. Высшая власть халифа представляла
собой неразрывное триединство власти духовной, судебной и военной, как это
было установлено Мухаммедом.
Первый халиф Абу Бекр родился в 573 году в Мекке. Он был богатым купцом,
пользовался авторитетом справедливого судьи и поэтому к нему часто
обращались за советом. Абу Бекр собирал и записывал откровения Пророка.
Человек мягкого нрава, он тем не менее обладал твердыми нравственными
принципами. Когда Мухаммед умер, первыми словами Абу Бекра, вышедшего к
собравшимся в мечети, были: "Кто желает поклоняться Мухаммеду, да знает,
что Мухаммед мертв. Поклоняйтесь Аллаху: Аллах жив и не умрет вовеки!" В
историю мусульманства первый халиф вошел как Абу Бекр ас-Сиддик Акбар -
"Великий Правдивец", покоритель Сирии. Абу Бекр умер в 634 году в Медине и
был похоронен рядом с Пророком.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел ислам
Список тегов:
история ирана 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.