Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты
Завоевание Мекки
Мекканцы, не принявшие ислам и вынудившие Мухаммеда покинуть свое племя,
стали для мухаджиров и ансаров язычниками, захватившими Каабу -
мусульманскую святыню. Началась борьба за Мекку, в ходе которой
закладывались основы мусульманского права: создавались законы о разделе
земель, о военной добыче, о наследовании имущества, об условиях для
победителей и побежденных и другие.
В начале 623 года, в священный месяц раджаб, мусульмане напали на
мекканский караван и захватили его. Это было сделано под влиянием одного
из откровений Мухаммеда, по которому богоугодным делом признавалась война
с неверными в любое время года. В апреле 624 года Абу Суфьян совершил
ответный набег на Медину, а первое боевое крещение мусульмане получили во
втором году хиджры, в середине месяца рамадана, когда нападение на
мекканский караван, направлявшийся в Сирию, развернулось в целое сражение,
известное как "Битва у Бадра". Бадр - это источник пресной воды в
местечке, где сходились дороги на Медину и главный торговый путь. Вел
караван купец Абу Суфьян, враждебно относившийся к Мухаммеду.
В битве у Бадра против 600 мекканцев сражалось 317 мусульман, и только
трое или двое из них были конными, остальные - пешими или на верблюдах.
Мекканцы потерпели поражение, часть из них погибла, часть была взята в
плен. Среди убитых оказался злейший враг Мухаммеда - Амр ибн Хишам (Абу
Джахль), а также Ханзала - сын Абу Суфьяна. Дядя Мухаммеда Аббас ибн Абд
Мутталиб сражался на стороне мекканцев и попал в плен. После переговоров с
Мухаммедом он был отпущен. Мухаммед, получив откровение, разделил военные
трофеи так, чтобы конный воин получал тройную долю по сравнению с
остальными, а пятая часть добычи выделялась в пользу бедных:
И знайте, что если вы взяли что-либо в добычу, то Аллаху - пятая часть, и
Посланнику, и родственникам Посланника, и сиротам, и бедным, и путнику,
если вы уверовали в Аллаха и в то, что Мы низвели Нашему рабу в день
различения, в день, когда встретились два сборища. Поистине, Аллах, мощен
над всякой вещью! (Коран, 8:42)(1).
Основная мысль первых проповедей Мухаммеда заключалась в том, что в вере
не может быть принуждения. Мусульмане, иудеи и христиане признавались
равноправными. Но в Медине произошло окончательное размежевание мусульман
с "людьми Писания" (ахль ал-китаб) - сначала с иудеями, а потом и с
христианами. Мухаммед обвинил иудеев в том, что они отошли от единобожия
их прародителя Авраама, а иудеи, в свою очередь, отказались признать в
Мухаммеде пророка, равного по значению Аврааму, Моисею и Иисусу. Во втором
году хиджры Мухаммед предписал мусульманам во время молитвы обращать лицо
не в сторону Иерусалима, а в сторону Мекки, в которой Авраам и сын его
Исмаил построили первую Каабу. И среди вновь обращенных мусульман было
немало таких, которые лишь внешне приняли ислам, а в душе продолжали
оставаться язычниками. В Коране они названы мунафикун - "нерешительные,
притворяющиеся, лицемеры". Эти внутренние разногласия среди племен Медины
сыграли свою роль в поражении мусульман у горы Ухуд.
В ответ на очередной захват мусульманами каравана Абу Суфьян в следующем,
625 году повел против Медины трехтысячное войско. Враги встретились на
холмах, расположенных на северо-западе от города. Там заняли боевую
позицию мусульмане. Мухаммед отказался от помощи еврейского племени бану
надир, последнего, оставшегося в Медине. Из тысячи мусульман, выступивших
против мекканцев, триста мунафикун ушли обратно в город; остальные были
разбиты у горы Ухуд. В этом сражении погиб дядя Пророка Хамза ибн Абд
Мутталиб. Мухаммед был ранен. Мекканцы, уверенные в своей полной победе,
не стали преследовать отступавших и вернулись домой. Причиной поражения
мусульман было отсутствие среди них дисциплины и предательство мунафикун.
Но Мухаммед не утратил своего авторитета и продолжил наступление на Мекку.
После ухода мекканского войска иудейское племя было изгнано из Медины, а
его земли и имущество разделены между мусульманами. Тогда еврейские
племена вошли в союз с мекканцами и другими бедуинскими племенами - так
образовалась коалиция против Мухаммеда, собравшая хорошо вооруженное
десятитысячное войско, подступившее к городу в 627 году. В его составе
было четыре тысячи мекканцев, остальные - союзники. Возглавлял войско все
тот же Абу Суфьян. Мединцы, по совету некоего Сальмана,
перса-мусульманина, вырыли вокруг города ров, который нейтрализовал
главную наступательную силу коалиции - конницу. Через две недели
осаждающие отступили. Так Мухаммед одержал победу в "Битве у рва". После
нее Медина фактически стала гомогенным независимым городом мусульманской
уммы.
Формула умма Мухаммадийа в Завете Мединской мусульманской общины содержит
мысль о том, что доступ в общину дает только вера. Вступить в нее может
каждый, но только после принятия ислама. На этой идее зиждется исламское
толкование государства. Следует подчеркнуть, что даже в современном
арабском языке нет слова, адекватного термину "государство". Слово
"даула", употребляющееся в этом смысле с VIII века, означает "порядок,
режим". Мусульмане пребывают в умме, даже если живут среди иноверцев или
язычников.
После "Битвы у рва" мусульманская община была признана в арабском мире как
реальная политическая сила, а начиная с 628 года Мухаммед настоятельно
требовал, чтобы любая группа, желающая к нему присоединиться, принимала
ислам прежде, чем с нею будет заключен союз. Он обратился к соседним
правителям с предложением принять ислам.
На шестом году хиджры Мухаммед должен был совершить хаджж, но Кааба все
еще оставалась в руках язычников, и поэтому Мухаммед предпринял умра,
малое паломничество. К нему присоединилось полторы тысячи мединцев.
Мекканцы не пропустили паломников к Каабе, а поскольку сражаться было
нельзя, то Мухаммед отошел к Худайбийи. Мекканцы, сильно обеспокоенные
этим, выслали к Мухаммеду своих представителей. В ходе переговоров между
сторонами было достигнуто соглашение о перемирии на десять лет, праве
мусульман совершать хаджж в Мекку на три дня в году, праве переходить в
ислам для всех желающих, кроме невольников, которых нужно было прежде
выкупить у хозяев. Мухаммед дал обещание не нападать на мекканские
караваны.
Но мухаджиры и ансары были возмущены тем, что в письменном варианте
договора мекканцы упоминали Аллаха без титула Рахман, а Мухаммеда без
титула Расуль, и даже призвали Мухаммеда разорвать такой договор. Мухаммед
отверг их совет, и время показало, что на самом деле это был большой
дипломатический успех мусульман, поскольку подписание договора означало
признание курейшитами уммы Мухаммадийа как равноправного партнера.
Вернувшись из Мекки, Мухаммед отказался от союза с теми бедуинскими
племенами, которые уклонились от участия в малом паломничестве.
Итак, курейшитская знать, хотя и сохранила лицо, тем не менее была
вынуждена признать себя побежденной. Мекканские власти поняли, что
проиграли, когда в Медину хлынул поток беглецов из Мекки. В 629 году малое
паломничество, возможное в любое время года, кроме дней, определенных для
хаджжа, было должным образом совершено. В это время на сторону Мухаммеда
перешли крупнейшие деятели Мекки: Амр ибн ал-Ас - будущий завоеватель
Египта, Халид ибн ал-Валид - великий полководец, Абу Суфьян - бывший
противник Мухаммеда. Позднее он выдал за Мухаммеда свою дочь Умм Хабибу и
стал его тестем. Мекка была готова интегрировать в мусульманскую общину.
Но 629 год был годом не только радостных событий и успехов. Были и утраты,
и поражения. В начале года Мухаммед отправил своего представителя в
Иерусалим, куда на празднование водружения креста на Храме Гроба Господня
собрались правители всех соседних стран. Посол Мухаммеда был убит в Муте
местным гассанидским военачальником. В сентябре трехтысячный отряд
мусульман во главе с Зайдом ибн Харисом, приемным сыном Мухаммеда, вторгся
в Сирию, чтобы отомстить за смерть посла, но потерпел сокрушительное
поражение в битве с арабами, подданными Византии. Это сражение произошло
при Муте, близ Мертвого моря. Зайд был убит, вместе с ним погибли Джафар,
брат Али, и Абдаллах ибн Раваха. Халид ибн ал-Валид привел в Медину
остатки отряда.
В декабре 629 года бедуины, от сотрудничества с которыми Мухаммед
отказался, напали на своих сородичей, оставшихся на стороне мусульман,
причем нападавшие, как выяснилось, состояли в союзе с мекканцами. Узнав об
этом, Мухаммед отменил переговоры с направлявшимся в Медину посольством,
возглавляемым Абу Суфьяном, и собрал десятитысячное войско. Когда оно
появилось перед стенами Мекки, на сторону Мухаммеда перешел его дядя Аббас
ибн Абд Мутталиб. На переговорах с Мухаммедом Абу Суфьян подписал договор
о сдаче Мекки. После непродолжительного сопротивления небольшой части
курейшитов 11 января 630 года Мухаммед вступил в город. Кааба была очищена
от идолов и превратилась в главный мусульманский храм - Масджид ал-харам,
"Заповедную мечеть". Мекканцы приняли ислам, но Мекка никогда уже не
смогла вернуть себе прежнего политического значения. Центром уммы осталась
Медина. В 631 году к умме был присоединен Таиф, а затем и большая часть
Аравии.
После завоевания Мекки Мухаммед не принял царского титула Малик в
подражание царям Йемена, Гассанидам в Иордании, Лахмидам к западу от реки
Евфрат или Киндитам в Неджде. Жизнь его оставалась простой.
Так исполнилась миссия Пророка в пределах Аравии, и об этой победе сказано
в великолепной 110-й суре Корана "Помощь":
Когда пришла помощь Всевышнего и победа, и ты увидел, как люди входят в
религию Аллаха толпами, то восславь хвалой Аллаха твоего и проси у Него
прощения! Поистине, Он - обращающийся! (Коран, 110:1-3)(2).
В разгар мекканских событий возник слух, что византийский император
Ираклий готовится к походу на Аравию и что Лахмиды и Гассаниды уже стянули
войска в Заиорданье. В конце лета 630 года Мухаммед во главе мощной армии
- тридцать тысяч пехотинцев и десять тысяч всадников - направился к
арабо-византийской границе. Он уже подошел к Табуку, когда выяснилось, что
слух оказался ложным. Этот девятый год хиджры называют "годом посольств" -
к Мухаммеду присоединялись все новые и новые арабские племена. Простояв
три недели в Табуке, Мухаммед вернулся в Медину. За это время была
достигнута договоренность с христианами о том, что они в обмен на
покровительство и защиту (зимми) обязуются платить ежегодный налог. На юге
такой же договор был заключен с несторианской общиной Наджрана. На эти
условия согласились и еврейские племена. Все, кто заключал подобный
договор с мусульманами, сохраняли право свободно исповедовать свою религию
- иудаизм, христианство или зороастризм. Таково начало формирования
мусульманского государства, объединившего не только арабские племена, но и
сообщества иноверцев. Налог с таких подданных (джизъя) был определен в
один динар в год с каждого взрослого мужчины, а государство со своей
стороны брало на себя обязательство обеспечивать их безопасность и
правовую защиту. Так же и налогообложение мусульман было определено в
соответствии с предписаниями Аллаха, данными в откровениях.
В марте 632 года Мухаммед совершил хаджж в сопровождении четырнадцати
тысяч паломников. В своей проповеди он сказал, что пророческая миссия,
возложенная на него Аллахом, закончена. Вероятно, Мухаммед чувствовал, что
силы его на исходе. Он еще раз напомнил собравшимся, что "...жизнь и
собственность мусульман неприкосновенны, ростовщичество запрещается,
доисламские счеты кровной мести отменяются, все мусульмане - братья друг
другу и должны заботиться о взаимном благе. В году должно быть только 12
месяцев по 29 и 30 дней, вставные дни - грех. В святых местах недопустимо
поклонение идолам".
Возвратившись в Медину, Мухаммед совершил множество добрых дел. Но в
начале июня он слег, стал бредить. Седьмого июня он очнулся и попросил
письменные принадлежности, чтобы продиктовать послание, которое навсегда
предохранило бы его последователей от заблуждений. Однако вскоре Мухаммед
опять впал в забытье. На следующий день он неожиданно поднялся и прошел в
мечеть. Там он тепло попрощался с собравшимися. Тринадцатого раби
ал-авваля 11 года хиджры (8 июня 632 года) Мухаммед к безграничному горю
верующих умер. Мухаммед похоронен в Медине, его гробница стала второй
святыней ислама и местом паломничества.
Еще при жизни Мухаммед был признан Пророком. По свидетельству историка
Шахрастани, предсказание о появлении Мухаммеда содержится и в Зенд-Авесте;
оно было сделано самим Заратустрой. Весть об этом принес ему ангел Суруш,
которого христиане называют Гавриилом, а мусульмане Джабраилом.
Источниками для описания жизни Мухаммеда являются Коран и хадисы. В конце
первого века хиджры появились письменные биографии Пророка, основанные на
преданиях, но сохранились из них только выдержки в более поздних текстах.
Из дошедших до нас биографий Мухаммеда самая ранняя - "Сирет ар-Ресул" Ибн
Исхака - дошла в редакции Ибн Хишама. Достоверные выписки из Ибн Исхака
есть у ат-Табари. Современник Ибн Хишама Вакыдий (ум. в 823 г.) составил
"Китаб ал-Мегази" ("История Мухаммеда после хиджры"), а также "Табакат".
Обе книги были отредактированы его секретарем Ибн Садом, известным еще по
прозвищу Катиб ал-Вакыди.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел ислам
|
|