Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Рудник М. Проповедь евангелия через века и страны
История евангельского христианства
VI. Навстречу современному миру (с 1914 г. по настоящее время)
Христиане отнеслись к проблемам евангелизации и возможностям современного мира с большим воображением и энергией, что привело к появлению многих новаторских методов. Дискуссии о евангелизационной миссии велись как никогда активно. После оценки традиционных подходов современные христиане сделали ряд радикальных изменений.
По мере того, как к задаче евангелизации подключались современные методы исследования и технология, она становилась все более изощренной. В XX столетии на первое место вышла прагматическая, ориентированная на результат, философия. Многие утверждали, что цель евангелизации не только в том, чтобы посеять семя, но и пожать плоды, не только провозглашать Слово, но и получить осязаемые результаты. Ряд крупных конференций (национального и международного уровня) по евангелизации отразили интерес к этому вопросу. Появились серьезные разногласия о теории и практике евангелизации. Для этого периода характерно брожение.
Во многих отношениях, ситуация в XX в. была неблагоприятной для евангелизации. Две мировые войны и десятки локальных конфликтов были крайне разрушительны и не способствовали приложению усилий в этой сфере. Волны глобального экономического застоя и депрессии подрывали финансовую поддержку евангелизации. Крушение западных колониальных империй усложнило, а в некоторых случаях, прервало евангелизационные усилия в незападных странах. Приход к власти правительств, враждебных христианству, замедлил евангелизацию во многих районах, которые были когда-то твердынями веры. Не менее 42% христиан в мире были вынуждены исповедовать свою веру и свидетельствовать в условиях политических ограничений и репрессий. В то время, как некоторые древние религии переживают упадок, другие, например ислам, переживают возрождение и новые религии приобретают много приверженцев из христианских стран. Доля нерелигиозного, или атеистического населения возросла в этом столетии на 1000 процентов. В Европе и Северной Америке доля активных христиан существенно снизилась под влиянием мирских тенденций. Без сомнения, эти угрожающие события стимулировали некоторые из вышеупомянутых творческих и наступательных евангелизационных усилий.
Возможности современного мира способствовали появлению новых точек приложения евангелизационных усилий. Радио и телевидение предоставили уникальную возможность обратиться со Словом Божьим к миллионам людей. Совершенствование лингвистических навыков и средств обучения значительно облегчило перевод литературы и помогло распространению грамотности. Руководители развивающихся стран получили образование в миссионерских школах. В результате, они или отождествляют себя с христианством, или находятся под его значительным влиянием и, в некоторых случаях, поддерживают христианское служение. Хотя западный колониализм потерпел крушение, продолжает распространяться западная культура, включая и ту ее часть, которая может подготовить людей к Евангелию. Кроме того, растущее взаимодействие между христианами и нехристианами по всему миру создает много возможностей для евангелизации. Туристы, студенты и бизнесмены-христиане иногда свидетельствуют там, где открытая христианская работа запрещена. А их партнеры из антихристианского окружения могут узнать о Христе через контакты с христианами за рубежом. В некоторых случаях, отъезд или изгнание западных миссионеров побудил местных христиан взять на себя ответственность и инициативу по распространению веры. Новые возможности, иногда выраставшие из проблем и поражений, стимулировали новые плодотворные шаги в области евангелизации.
Огромное количество евангелизационных идей и проектов появилось после Второй Мировой Войны (1939-1945). Массовая эмиграция из Европы, создавшая много возможностей евангелизации в XIX в., почти прекратилась еще перед Первой Мировой Войной (1914-19). Движения возрождения, к этому времени также, казалось, в основном исчерпали себя. До конца 1930-х годов, спор между богословами-либералами и консерваторами отвлекли многих протестантов, тогда как затраченные на это усилия можно было бы посвятить миссионерству. Деятельность самих миссий стала противоречивой. В некоторых случаях миссионеры заменяли проповедь Евангелия социальным служением и сотрудничали, а не конкурировали с нехристианскими религиями. Несмотря на это, еще до 1945 г. были опробованы некоторые новые приемы евангелизации наряду с традиционными методами. Однако, основные события произошли лишь после Второй Мировой Войны.
Как можем мы оценить прогресс христианства в современную эпоху? Статистика говорит о многом. В количественном отношении, численность христиан более, чем удвоилась с 699,2 млн. человек в 1914 г., до 1.433 млн.человек в 1980 г. прирост на 205 процентов. И все же, доля христиан в мире несколько снизилась, поскольку население мира увеличилось за этот же период на 208 процентов. В коммунистических странах в результате репрессий и гонений христианству был нанесен огромный урон. Например, в Советском Союзе, в 1900 г. 83,6 процента населения номинально были христианами, тогда, как в 1980 г. эта цифра снизилась до 36,1 процента. В Европе и Северной Америке в 1980-е годы, отход от христианства превосходил обращения в веру на 1.820.500 человек в год. Однако, в странах третьего мира, обращение в веру превосходило отход от веры на 2.272.814 человек в год. Естественный прирост (превосходство рождаемости над смертностью) составил значительно большую долю количественного роста во всем мире.
В девятом десятилетии XX в., христианство наиболее энергично распространяется в Африке и Азии, где оно относительно ново и его значительно превосходят другие религии. Особенно радует тот факт, что миссионерскую деятельность все больше осуществляют христиане из местного населения. Западные христиане также не оставляют воздействие мира без внимания. Буквально повсеместно предпринимаются решительные усилия, чтобы вернуть к христианству множество заблудших и равнодушных людей.
Возможно, наиболее значительный показатель христианской миссионерской деятельности в XX столетии, - это растущая доля населения земного шара, которое было евангелизировано. Этот термин относится к тем, кто узнал о Евангелии через христианскую литературу или радиовещание на своем языке и/или свидетельство христиан в своей среде. В 1900 году христиане составляли 34,4 процента населения земли, и их миссии охватывали 51,3 процента населения. В 1980 г. доля христиан в населении земного шара сократилась до 32,8 процента, но доля евангелизированной части населения возросла до 68,4 процентов. Это значит, что средний христианин в 1980 г. свидетельствовал о Евангелии вдвое большему числу людей, чем его собрат в 1900. Хотя процент христиан снизился, влияние христиан намного возросло.
По мере приближения (в рамках этого исследования) к современной эпохе, возникает все больше проблем, связанных с адекватным обращением с рассматриваемым вопросом. Масштаб и сложность всемирного христианского движения огромны. Крайне велико количество имеющихся данных. При выборе и сокращении возникает риск искажения. Далее рассматриваемый материал разделен на три обширные темы: (1) Методики; (2) теории и богословие; и (3) исключительные евангелизационные успехи пятидесятничества. Надеемся, что этот подход, по крайней мере, создает некоторое ощущение того, как христиане в современную эпоху пытались и пытаются делать христианами других.
Методики
Как отмечалось выше, число методик и приемов евангелизации в XX в. увеличилось. Христиане, думающие о возвещении Благой Вести, разработали множество разнообразных подходов, некоторые из них представляются весьма творческими и привлекательными, чтобы привлечь внимание других людей ко Христу и привести их в сообщество Его Церкви. Интерес и увлечение методологией не обязательно основаны на предпосылке, что обращение есть дело рук человеческих. Многие из тех, кто считает обращение делом Святого Духа верят, что Он действует через Слово и людей-посредников, например, проповедников, свидетелей или евангелистов. Различными путями христиане пытаются стимулировать интерес к Евангелию. Они также пытаются установить отношения и создать условия, благоприятные для эффективного провозглашения Евангелия, или пытаются апеллировать к тем, кто еще не верит во Христа, но может откликнуться, если узнает о Нем. Методы евангелизации, в большинстве случаев, связаны не с манипуляцией людьми или Духом, но установлением связи между Духом и людьми, и создают возможности и условия для Духа приносить в жизнь людей весть об Иисусе Христе.
Живой составляющей по существу всех методов евангелизации являются преданные и любящие христиане. Немного людей обратились в веру без контактов с такими христианами. В течение всей истории, включая настоящее время, убеждение, сочувствие и забота христиан в повседневной жизни и их искреннее свидетельство были главными факторами в привлечении людей ко Христу. Тепло христианского общения, радость христианского поклонения и осмысленность христианского изучения Библии привлекают, как магнит. Лучшие методы - это те, где максимально увеличивается взаимодействие между христианами и нехристианами.
Важность методологии не следует преувеличивать. Хотя люди обращаются в веру, благодаря целенаправленным, тщательно спланированным евангелизационным предприятиям, численность обращенных таким образом людей невелика. Исследования показывают, что в Соединенных Штатах, по меньшей мере, 75-80 процентов людей, приходят в церковь по приглашению или, благодаря свидетельству близких им людей, например, родственников и друзей. Только 10-15 процентов приходят к Богу в результате применения методов евангелизации. Это не обязательно означает, что методы евангелизации неэффективны. Это может означать просто, что они не очень широко используются. Наиболее значительный источник новых христиан - это рождаемость. В 1981 г., 39,1 миллионов детей родились у христиан во всем мире, и 15,8 млн. христиан умерли. Это привело к росту христианского населения на 23,3 млн. человек только за счет рождаемости. С другой стороны, поток обращенных в результате евангеяизаторских предприятий во всем мире (число обратившихся минус число отошедших от веры) было лишь 200.000. Другими словами, может показаться, что миссионерство приводит менее, чем к одному проценту роста числа христиан. Однако, в действительности, число обращений намного больше - по крайней мере, в 10-20 раз больше. Проблема в том, что вышеупомянутое большое количество отошедших от веры перекрывает большую часть этих пришедших к вере.
Ключевой фактор евангелизации XX века - участие в ней различных деноминации. До этого, протестантская евангелизация проводилась, прежде всего, добровольными обществами. Она была сферой деятельности специальных групп, как конфессионального, так и межконфессионального характера. Однако, в течение современного периода, особенно после Второй Мировой Войны, по существу, все протестантские церковные организации Запада сделали евангелизацию частью своей деятельности. Для того, многие увеличили персонал, предназначенный специально для этого служения. Работая, как на национальном, так и на региональном уровне, эти специалисты по евангелизации способствовали лучшему пониманию возможностей и задач евангелизации, разрабатывали программы и проводили обучение. Их основная роль состояла в побуждении местных общин к евангелизации и обеспечении их ресурсами.
Крайне важным современным методом евангелизации является ограниизация новых церквей. Она не является нововведением этой эпохи. Этот метод широко использовался уже в прошлом веке. Фактически, на всем протяжении христианской истории, организация христианской общины для поклонения - служения в нехристианском, невоцерковленном или слабо воцерковленном окружении было действенным способом обретения новых и активизации пассивных христиан. В различных регионах, многие новые общины организуются через финансовую помощь и персонал, предоставляемые деноминациями, хотя значительное число создается в виде "дочерних" приходов существующих общин.
В некоторых странах третьего мира особый вид организации церквей стал предпочтительным методом евангелизации. В общине, где начинается христианская работа, вместо обращения отдельных людей, миссионеры-евангелисты пытаются собрать целые семьи, кланы, деревни, племена или, в городских условиях, значительную группу, представляющую определенный социально-культурный срез общества. Людей, откликнувшихся на личное свидетельство или публичную проповедь евангелиста, просят представить евангелиста своим знакомым, особенно, -лидерам (родителям, вождям, учителям и т.д.) и помочь убедить их ознакомиться с Евангелием. Цель этого - привести людей к христианству группами, в которых новые верующие могут поддержать друг друга. Индивидуальное обращение в веру, во многих культурах, отделяет людей от их социальной среды. Это затрудняет духовную поддержку обращенных, а для них самих делает практически невозможным евангелизировать других. Как только обращена значительная группа, создается община и руководство передается людям, избранным группой из своей среды. Миссионер-евангелист и поддерживающее его общество обеспечивает обучение этих новых пасторов без отрыва от служения. Им и их общинам дается поручение проводить миссионерскую деятельность среди окружающих и даже организовывать новые церкви в близлежащих селениях. В одном из районов северного Гондураса за 15 лет (1965-80), одно миссионерское общество, пользовавшееся этим подходом, основало 80 общин с общим числом более 3.000 крещенных членов.
В период, рассматриваемый в этой главе, было налажено и широко применялось систематическое посещение домов. Проповедники возрождения в предшествующую эпоху применяли подобные методы ограниченно, чтобы привлечь слушателей на свои собрания. Однако, в XX в. этот подход использовался очень тщательно и систематически, общинами и группами общин, как часть их миссионерской деятельности. Обычно в этом процессе наблюдаются две стадии. Сначала, во всем поселении или в его части проводится посещение домов, при котором определяются невоцерковленные люди. Затем приходят прошедшие обучение приглашающие, которые представляют евангельское свидетельство и приглашают участвовать в богослужении и изучении Библии в местной общине. В некоторых случаях посещения проводит одна община, в иных - группа сотрудничающих общин.
Одним из ранних пропагандистов этого метода был Элмер Т.Кларк, который в 1914 г. описал его в "Новой Евангелизации" . Позже, многие повторили его с многочисленными вариантами. Первоначально, его сторонники рассматривали посещение населенных пунктов, как лучшую альтернативу собраниям возрождения. Впоследствии, он стал стандартным элементом миссионерской деятельности многих общин и выполнялся либо периодически, либо на постоянной основе. Преимущество посещения домов состоит в том, что оно включает глубокое проникновение в населенный пункт, контакты с многими людьми, которые в ином случае никогда бы не посетили евангелизационное служение или собрание. Это скорее личностный, чем общий подход, представляющий собой свидетельство, спланированное так, чтобы ответить на нужды конкретной личности. Слабость этого метода в том, что те, кто делают общую оценку и проводят дальнейшие мероприятия, часто обладают лишь минимальными навыками.
Евангелизационные кампании - современный аналог движений возрождения" Между мировыми войнами, проводившиеся в Европе и Северной Америке, собрания возрождения не привлекали такого же внимания и не произвели воздействия, которое наблюдалось в предшествующую эпоху. Многие считали движения возрождения ветхим наследием прошедшей эпохи, не соответствующими современному миру. Однако, в 1949 г.. Билли Грэм (1918) начал евангелизационную деятельность, в сущности, возрожденческого характера. Впоследствии, он провел сотни кампаний евангелизации в больших городах по всему миру, и приобрел международную известность, как евангелист. Кроме кампаний евангелизации, он часто выступает по радио и телевидению и публикует множество книг и статей на темы евангелизации.
Персонал Грэма из числа организаторов и музыкантов, намного превосходит, например, группу Моуди, как количественно, так и по уровню подготовки. Грэм проводит свои кампании только по приглашению большой межконфессиональной группы спонсоров из приглашающей местности. Он не принимает никакого вознаграждения из пожертвований, полученных в ходе выступлений; его финансовая поддержка идет из Евангелизаторской Ассоциации Билли Грэма и гонораров от его многочисленных публикаций. Подготовка к его евангелизационной кампании начинается за два года вперед, и члены его группы помогают местным представителям в организации для поднятия интереса и осведомленности о кампании, обеспечения молитвенной и финансовой поддержки, приглашения больших хоров, подготовки душепопечителей и рекламы посещения. Апогеем каждого собрания является момент, когда участников приглашают выйти вперед, чтобы выразить свое "решение принять Христа" - обращение или подтверждение веры. В ходе больших кампаний, в течение нескольких недель, такие решения принимают десятки тысяч людей. Те, кто это делает, направляются к душепопечителям, которым поручено это служение. Кроме того, их имена передаются местным сотрудничающим общинам по их конфессиональному предпочтению для отслеживания результатов. К концу 1976 г.. за 29 лет евангелизационных кампаний, Грэм выступил перед 50 миллионами человек, что привело к 1,5 миллионам обращений.
Грэм - самый знаменитый из евангелистов, организующих выступления перед большими группами людей. У него есть несколько помощников, проводящих кампании в его стиле в небольших городах. Множество других по всему миру участвуют в подобной работе. Кампания может быть общенациональной, в пределах региона или города или ограничиваться рамками определенной общины. Она является организованной попыткой рассказать о Христе большому количеству собравшихся с тем, чтобы они приняли прощение и вечную жизнь через Его искупительную жертву и, впоследствии, стали бы проводящими поклонение, свидетельство и служение членами местных церквей. Подавляющее большинство участников кампаний -преданные, действующие христиане, для которых участие означает переживание духовного подъема. Однако, некоторых невоцерковленных людей или пассивных христиан также привлекает естественное любопытство, репутация известного евангелиста, личное приглашение участников-христиан или возможность подумать о Христе в групповом общении. Некоторые из пришедших, непременно принимают решение принять Христа.
Критики евангелизационных кампаний отмечают, что из большого числа тех, кто сообщает о таком решении, появляется мало активных последователей. Очень малый рост, если он есть вообще, отмечается в сотрудничающих церквях после кампании. Исследования людей, недавно присоединившихся к церквям, показывают, что менее двух процентов называют решающим фактором участие в евангеяизаторской кампании. Очевидно, что кампании намного более эффективны в ободрении христиан, чем в обращении нехристиан.
Другое критикуют большинство евангелистов, проводящих массовые кампании, за игнорирование социальных вопросов. В ответ нужно сказать, что кампании Грэма на юге были в числе первых больших расово интегрированных собраний в этой части Соединенных Штатов. Третьи возражают против обобщающего характера местной поддержки, которая часто включает либеральные в богословском плане церкви, а также евангелические церкви, Однако, евангелисты, проводящие такие кампании, не просят за это извинения, а наоборот, приветствуют возможность объединиться с христианами различных взглядов для провозглашения Евангелия. Лютеране не соглашаются с "теологией решения" всех проводящих кампании евангелистов, которая предполагает, что непрощенный грешник может стать преданным Христу собственными силами. Некоторые лютеране также возражают против евангелизации без упоминания таинств, которые они считают существенными формами Евангелия, а также против доктринальных компромиссов, неизбежных в межконфессиональной кампании. Но, несмотря на ограничения, евангелизационные кампании представляются методом, который будет по-прежнему широко использоваться и находить хорошую поддержку.
Насыщенная евангелизация - крайне амбициозный метод, который пытается компенсировать недостатки евангелизаторских кампаний. Разработанный Кеннетом Страченом из Латиноамериканской Миссии в 1960-е годы, этот метод использовался не только в Латинской Америке, но также в Африке и Соединенных Штатах. Его цель - вовлечь всех христиан страны в разносторонний, целенаправленный, длиною в один год, проект, чтобы охватить с помощью Евангелия всех неверующих в стране. Сюда относится поиск и подготовка пасторов, создание молитвенных и учебных групп для мирян, стимуляция интереса к евангелизации и деятельности местных общин, использование средств массовой информации, проведение местных региональных и национальных кампаний, и широкое^распространение Писания. В методе насыщенной евангелизации используются все доступные средства, возвещения всему населению страны Благой Вести. Вариант для Соединенных Штатов был назван "Ключ 73". в Латинской Америке это называлось - "Глубокая Евангелизация", а в Нигерии - "Новая жизнь для всех".
Где бы она ни предпринималась, насыщенная евангелизация имела успех в привлечении множества христиан к разнообразной миссионерской деятельности по широкому возвещению / Евангелия. Однако, в большинстве случаев, за этим следовал небольшой рост церкви, несмотря на то, что отмечалось множество случаев решения принять Христа. Исключением была кампания в Нигерии. Там отмечалось значительное увеличение количества членов и посещаемости церкви. В большей степени, чем другие программы насыщенной евангелизации, "Новая жизнь для всех" уделяла большое внимание обновлению христиан и общин при подготовке миссии. Она также включала некоторые уникальные элементы, которые предложили сами нигерийцы. Важнейшим из них была разработка особой евангелизационной вести, которой можно было бы поделиться, выступая перед группой или общаясь с отдельными людьми.
Важность перевода Библии для евангелизации становится все более очевидной с каждым годом, так как исследователи открывают для себя новые языки, о которых они не знали раньше. Вначале этого столетия части Библии были переведены на 537 языков. В 1980 г. части Библии были доступны на 1.900 языках, и проводилась работа по переводу еще на 986, из которых на 390 Библия переводилась впервые. Большая часть этой работы проводится или Объединенными Библейскими Обществами, совместным агенством различных национальных библейских обществ, или организацией Библейские Переводчики Уиклифа.
Последняя организация, созданная Уильямом Камероном Таунсендом (1897-1982), специализируется на работе среди людей, не имеющих ни своей письменности, ни, перевода Библии на свой язык. В 1982 г. переводчики и обслуживающий персонал организации Уиклифа насчитывал 4.225 человек. Переводчики готовятся к работе, посещая Летний Институт Лингвистики, где оснащаются лучшими новейшими лингвистическими средствами. Вооруженные ими, они живут среди людей, не имеющих Библии, создают письменность на их языке и учат некоторых из них читать и писать. Затем, с помощью своих самых способных учеников они приступают к задаче изложения хотя бы частей Писания на этом языке. Это затем становится средством, с помощью которого миссионеры могут евангелизировать этих людей, а новые верующие могут укрепляться и готовиться к миссии.
То, что остается сделать, это с одной стороны, еще более впечатляющая задача, чем то, что уже сделано. В 1980 г. было известно 7.010 языков, в то время как существуют еще 5.200 языков, на которые Библия не переведена. Доля населения земли, пользующаяся этими бесписьменными языками, составляла 4,2 процента или 185 миллионов человек. По оценкам, переводы нужны примерно на 3.300 из этих остающихся языков. Некоторые лингвистические группы, для которых предназначена эта работа, составляют лишь несколько тысяч или даже сотен человек. Независимо от размера группы, нужно приложить столь же огромный труд, чтобы создать на этом языке письменность и перевести на него Писание.
Братская евангелизация включает разнообразные методы, применяемые в ^контексте малых групп, или уже существующих, или создаваемых специально с целью миссионерства. В компании людей с общими интересами, в удобной и неформальной обстановке люди говорят о Евангелии, обычно в форме изучения Библии и свидетельства. Нехристиан и слабых христиан приглашают участвовать вместе с активными верующими. Для многих этот тип евангелизации стал дверью к новой или возрожденной вере. Как явствует из предыдущих глав, братская евангелизация - это не современное изобретение. Она использовалась в той или иной форме в большинстве других эпох. Примерами этого являются малые группы у пиетистов и методистов.
Возможно, наиболее часто используемая для братской евангелизации обстановка, это - дом. В некоторых случаях группа состоит из членов семьи и друзей, как христиан, так и нехристиан, собирающихся вместе с целью изучения Библии, свидетельства, молитвы и общения. Для христиан эти собрания могут быть дополнением к богослужениям и изучению Библии в своих общинах. Для нехристиан и не членов Церкви, они могут стать мостом, ведущим ко Христу и к местной общине. Христиане в такой группе могут быть одного вероисповедания, или это может быть межконфессиональное собрание. По всему миру возникли многочисленные подобные домашние группы по изучению Библии, многие с евангелизационной ориентацией. Многие нехристиане или невоцерковленные люди с большей готовностью принимают приглашение придти к кому-то домой, чем в церковь этого человека.
Из многих примеров домашней евангелизации наиболее впечатляет то, что происходило в Китае, с 1949 г. По оценкам, во всем Китае было тогда 5,1 млн.христиан. Под давлением государства и общества это число снижалось, пока к 1975 г. не осталось лишь 3,7 млн., несмотря на огромный рост населения. Однако, в этот период угнетения, преследования и потери связи с христианами внешнего мира, - христианство сохранилось главным образом благодаря домашним церквям. Группы местных жителей тайно собирались для молитвы, изучения Библии и общения. У них не было обученных священнослужителей, а во многих случаях, даже полного текста Библии, но они сохраняли и распространяли веру. После 1976 г., когда ограничения были сняты, все китайские церкви стали быстро расти. Особенно это было заметно по домашним церквям. На основании исследований в Китайской Народной Республике, проведенных в 1982 г. персоналом и друзьями Центра Изучения Китайской Церкви в Гонконге, оказывается, что только в домашних церквях сейчас насчитывается от 25 до 50 млн. верующих. В провинции Хенань, где миссионерам сопутствовал небольшой успех до прихода к власти коммунистов, насчитывается 1,5 млн. христиан лишь в 15 из 111 округов. В одном округе, где в 1948 г. было 4.000 верующих, теперь существует 150.000.
Другие типы братской евангелизации нацелены на группы людей конкретного возраста и интересов, например, на детей, молодежь, студентов колледжей, бизнесменов и профессиональных групп. Некоторые из этих групп также собираются в домах. Кроме того, с военными работают Центры Христианского Служения для Мужчин. Общим элементом всей дружеской евангелизации является христианское учение, свидетельство и молитва в душевной, неформальной обстановке, где нехристиане и невоцерковленные люди могут почувствовать любовь и веру христиан, а также услышать их спасительную весть.
Для методов личной евангелизации характеры индивидуальный подход к людям. В то время, как евангелизационные кампании нацелены на большие группы, а братская евангелизация на малые группы людей, личная евангелизация направлена на отдельного человека. Самые современные формы прямо или косвенно связаны с деятельностью Рубена Арчера Торри (1856-1928). Самая разработанная, и вероятно, самая эффективная, это "евангелизационный взрыв" -форма, созданная Джеймсом Кеннеди, пастором пресвитерианской церкви Коралл Риф в г. Форт-Лодердейл, Флорида. Она включает тщательно разработанный 16-недельный курс обучения, для которого характерны интенсивное изучение и запоминание плюс практическое обучение, во время которого обучаемый совершает евангелизационные посещения вместе с хорошо подготовленным и опытным работником. В ходе программы происходит быстрый охват общины, по мере того, как обученные, в свою очередь, набирают и обучают других. "Евангелизационному взрыву" способствует наличие печатных материалов для учителей, обучаемых и тех, кого они посещают. Существует международная организация^щя координации и поддержки этой программы. С момента появления в 1967 г. в ходе программы "евангелизационного взрыва" были обучены десятки тысяч человек, совершивших сотни тысяч личных евангелизационных посещений.
Существенной чертой этой формы личной евангелизации является тщательно продуманная беседа, сосредоточенная на Евангелии и начинающаяся с двух вопросов, заставляющих слушателя задуматься. После представления и короткой вступительной части посещающий спрашивает: "Такова ли сейчас ваша духовная жизнь, что вы точно знаете, что если бы сегодня умерли, то попали бы на небеса?" Если ответ отражает неуверенность, что обычно и происходит, посетитель переходит к еще более острому вопросу: "Если бы вы умерли сегодня вечером и предстали бы перед Богом, а Он сказал бы вам: "Почему Я должен пустить тебя на небеса?" - что бы вы сказали?"" Если в ответе чувствуется неуверенность или же отвечающий уповает на собственные заслуги, посетитель рассказывает о Евангелии, развивая темы благодати, человека. Бога, Христа и веры, затем следует приглашение присоединиться к молитве. Для того, чтобы обеспечить рост и поддержание новообращенных, составной частью метода является дальнейшая продуманная работа с новообращенными.
Многие подготовленные по методу Кеннеди адаптировали этот метод к своей богословской доктрине, ритуалам и стилю общения. Лютеранской альтернативой реформатской доктрине "Евангелизационного взрыва" является "Диалоговая Евангелизация" Лероя Бизентола.
Из многих других методов личного свидетельства, широко используемых в современном мире, будет упомянут еще лишь один. Уильям Р. Брайт и его международная организация "Кэмпус Крусейд" разработали простое изложение Евангелия, озаглавленное "Четыре Духовных Закона". С конца 1950-х годов выпущено более миллиарда этих брошюр. Хотя первоначально они предназначались для евангелизации в колледжах и старших классах школы, этот материал эффективно использовался в работе с людьми разного возраста и профессий в разных частях мира. Материал адаптируется к культуре и конкретным нуждам каждой этно-лингвистической группы, для которой делается перевод. Кроме издания этой брошюры, "Кэмпус Крусейд" проводит учебные семинары по личному свидетельству на основе этой брошюры. Таким образом, за прошедшую четверть века было подготовлено несколько миллионов студентов колледжей и школьников, а также множество людей других возрастных и профессиональных категорий.
"Четыре закона", о которых говорится в этой публикации, это - (1) Бог любит вас и предлагает чудесный план для вашей жизни; (2) Человек грешен и отдален от Бога, поэтому он не способен узнать и ощутить Божью любовь и план для жизни каждого из нас; (3) Иисус Христос - единственное Божье средство от человеческого греха, через которое мы можем узнать и понять Божью любовь и план для нашей жизни; (4) Мы должны лично принять Иисуса Христа как Спасителя и Господа, с тем, что узнать и ощутить на себе Божью любовь и план для нашей жизни. Христианам, имеющим другую точку зрения, чем реформатская теология решения, особенно трудно согласиться с четвертым "законом". Кроме того, некоторые считают, что термин "закон" нельзя применять к этим утверждениям, три из которых сообщают Благую Весть.
В 1976 и 1977 гг. "Кэмпус Крусейд" возглавил самую большую и всеобъемлющую евангелизационную кампанию в американской истории - "Это - жизнь, Америка". Ею было охвачено 10 миллионов семей через 14.000 участвующих церквей и 430000 подготовленных работников и она привела, по крайней мере, к 87.000 зарегистрированных обращений.
Уникальный метод евангелизации в XX в - христианские радио и телевидение. В 1980 г. во всем мире было 1.450 христианских радио- и телестанций с аудиторией 292 миллиона человек. Кроме того, 834 миллиона человек слушали или смотрели христианские передачи по мирским станциям. Общая мировая аудитория христианских передач, исключая перекрытие двух вышеприведенных цифр, составляет 990 млн.человек (Слушателем считается человек, который в среднем, слушал или смотрел, хотя бы, одну программу в месяц). Значение этой формы миссионерства поразительно велико. В первую очередь, именно благодаря широкому использованию средств вещания, влияние христианства расширяется, хотя процент христиан в населении земного шара сокращается. В регионах с религиозной свободой и доступом к церквям, обращенные через радио- и телевизионную евангелизацию часто приходят в эти церкви. Однако, значительное количество людей ограничивает свои контакты с христианством такой "электронной церковью".
В условиях, враждебных христианству, или там, где христиане малочисленны, обнаружено множество отдельных радиохристиан, и даже радиоцерквей. В последнем случае, один обращенный собирает других на слушание евангелизационных передач, и даже может организовать постоянную общину. Там, где христианство преследуется, отдельные люди могут не осмеливаться привлекать других, и внешне исповедуя государственную религию или атеизм, могут втайне верить и исповедовать христианство, которое поддерживается христианскими передачами.
Метод, который часто связывают с христианскими передачами - это заочные библейские курсы, которые далее обучают и поддерживают тех, кого привело в веру передаваемое Слово. Во многих случаях, заочные курсы сами были инструментами обращения. Например, в 1975 г. 50.000 молодых мусульман с Ближнего Востока записались на заочные библейские курсы, и из них более 20.000 написали, что исповедуют теперь христианскую веру.
Пионером евангелизационного радиовешания в Соединенных Штатах был Уолтер А.Майер (1893-1950), профессор Ветхого Завета в Семинарии Конкордия, Сент-Луис, Лютеранской Церкви Миссури Синод. В 1930 г. при финансовой поддержке Лиги Лютеранских Прихожан, он начал серию из 36 программ, названную "Лютеранский час" по национальной сети. Экономическая депрессия временно прервала ее, но в 1935 г. она была продолжена и продолжала набирать популярность; в 1950 г. в год его смерти, ее слушали многие миллионы людей через 1.200 станций в разных уголках мира. Эта программа продолжает оставаться одной из самых наиболее популярных радиопрограмм в мире. С 1955 г. ее ведет С. Дж. Хофман. Многие другие американские церкви последовали этому примеру с радиопрограммами с участием евангелистов. Несколько независимых евангелистов также стали выдающимися радиопроповедниками. Один из них Чарльз Э.Фуллер (1887-1968) из "Старомодного возрожденческого часа". Кроме того, многочисленные евангелизационные передачи велись местными станциями.
В течение десятилетий большинство христианских радиопередач следовали модели:
проповедь, молитва и музыка. Недавно появились разнообразные программы с использованием драматических постановок, дискуссий в студии, популярной христианской музыки, с включением комментариев-свидетельств, интервью со знаменитыми христианами, и даже комедии, составной частью которой является христианское свидетельство.
Евангелизационные телепередачи начались в 1950-х годах. Программа " Это - Жизнь", финансируемая лютеранской церковью Миссури Синод, включала ясный рассказ о Евангелии, как части драматической постановки о христианской семье. Позже многосерийные программы стали более разнообразными, причем в них развивалась тема Благой Вести в самых разнообразных жизненных ситуациях.
Фултон Дж.Шин (1895-1978), видный католический проповедник и писатель, был достаточно привлекателен и популярен, и получил финансовую поддержку, необходимую для выступлений в наиболее популярное вечернее время. Его программы, в сущности, были лекциями на различные религиозно-этические темы с католической точки зрения. Хотя Шин не часто занимался явной евангелизацией, он был прекрасным ведущим и вдохновляющим представителем своей церкви, несомненно пробудившим интерес и уважение к католицизму.
В 1970-е годы появился рад американских, евангелических и пятидесятнических телепроповедников. Пат Робертсон, Джим Беккер и Рекс Хамбард относятся к тем, кто специализируется в том, что можно назвать религиозными шоу-варьете, с участием христианских знаменитостей, вдохновляющими свидетельствами, духовной музыкой, и в некоторых случаях, исцелениями. Другие, например, Джерри Фолуэлл и Роберт Шуллер, больше следуют модели традиционного богослужения, но с музыкой, световыми эффектами, сценическими постановками и другими чертами, типичными для мирской развлекательной телепрограммы. По существу, все основные христианские телепрограммы утверждают, что занимаются евангелизацией, и во имя евангелизации просят у христианской аудитории финансовой поддержки. Однако, исследования показывают, что среди их аудитории мало невоцерковленных. Слишком много времени их вещания уделяется призывам о. финансовой поддержке. Содержание программ построено почти исключительно так, чтобы поддержать тех, кто уже верит, а не работа с неверующими. Согласно оценкам в 1980 г. от зрителей было получено 1,5 миллиарда долларов в поддержку этих телевизионных программ.
Критики христианского вещания указывают, что в значительной степени, особенно в западном мире, слушают те, кто уже являются христианами, то есть оно фактически, прежде всего, является христианским воспитанием, а не миссионерством. Однако, если учесть огромное количество слушателей, даже очень малый процент слушателей-нехристиан представляет собой значительное число, и некоторые из этого числа действительно приходят к вере через то, что они слышат. По существу, все христианские станции могут представить письма, в которых люди сообщают о том, что обратились к Христу через их программы. Часто эти телепрограммы обвиняют в триумфаторском подходе, указывая, что они подчеркивают радость и успех, которые приносит христианство, но редко упоминают о трудностях, неудачах и социальной ответственности, которые являются его частью. Как отмечалось выше, наиболее ценные христианские передачи - это те, которые пробуждают и поддерживают веру в условиях, враждебных христианству.
Теории и богословие
Иногда, евангелическое теоретизирование и теологизирование предшествует практике. Те, кто собираются заняться миссионерской деятельностью, могут поразмышлять о том, как их вера и убеждения повлияют на их стратегию и методику. В других случаях, теория следует за практикой. Экспериментирование и опыт евангелизации стимулируют осмысление, оценку и предположения. Исследуются и объясняются богословские следствия существующих методов и программ. В результате могут вноситься изменения в богословскую интерпретацию, в практическое применение, или в оба аспекта. Кроме того, изучается психологическое, социологическое, культурное, политическое и даже экономическое значенис^рактики евангелизации. На основе такого изучения могут быть предложены изменения. Несколько богословских течений XX в. подвергли сомнению мудрость традиционной евангелизации и предложили коренным образом отличающиеся определения и приоритеты. Распространяющиеся социальные, политические и культурные революции заставили специалистов, изучающих практику евангелизации и миссий, снова обдумать свои цели, средства и мотивы по отношению к ним. Всемирные конференции по евангелизации вызвали как споры, так и сотрудничество и объяснение позиций. Ни в какую предшествующую эпоху христиане не подходили к евангелизационной миссии церкви так аналитически, критически, задорно и обдуманно.
Развитие миссионерского богословия
Один из способов рассмотрения богословских и теоретических достижений в евангелизации -рассмотрение с позиций миссионерского богословия. В рассматриваемый период, концепция миссии Церкви подробно обсуждалась и существенно пересматривалась основными коалициями в мировом христианском сообществе. В предшествующие столетия миссию Церкви обычно понимали, как направление представителей церкви в отдаленные регионы для обращения нехристиан. В новейшие времена, особенно, после Второй Мировой Войны, вместо понимания миссии, как лишь одной части задачи церкви, с привлечением только некоторых ее членов, миссию переосмыслили и включили в нее всю задачу церкви в миру, с привлечением всех ее членов.
Самым важным вопросом этого исследования является взаимосвязь между евангелизацией и миссией церкви. Очень тесно связан с ним вопрос о природе самой евангелизации. Три основные христианские коалиции обращались к этим вопросам на своих форумах. Проводилось и обсуждение между коалициями. Обнаружились четкие противоречия в акцентах, но также некоторые точки соприкосновения. Коалиции, о которых говорится здесь - это экуменисты, евангелисты и католики.
Люди и позиция, о которых здесь говорится, как об "экуменистах", это те. кто входит или отождествляет себя со Всемирным Советом Церквей (ВСЦ) и его Комиссией о Всемирной Миссии и Евангелизации. Эта традиция ведет свое прямое происхождение от Всемирной Миссионерской Конференции, проведенной в 1910 г. в Эдинбурге. Международная Миссионерская Конференция (ММК), являющаеся продолжением конференции в Эдинбурге, первоначально занималась евангелизацией через объединенные или совместные усилия церквей. До слияния ВСЦ и ММК в 1961 г, внимание обеих организаций было сосредоточено на церкви и ее стремлении понять и осуществить свою миссию. Однако, после слияния, акцент их деятельности стал делаться на мир и борьбу за гуманизацию против несправедливости, расизма, одиночества и бедности. Через диалог и связи с людьми в миру, христиане должны стремиться, чтобы полнота Божия спасения повлияла на духовный, и личный, социальный и физический аспекты жизни.
В попытке утвердить гуманизацию, как миссию церкви, некоторые экуменические лидеры не только игнорировали евангелизацию, но в сущности, отвергали ее, даже, как часть этой миссии. Они заявляли, что задача церквей не в том, чтобы провозглашать Христа для того, чтобы обратить мир, привести нехристиан к вере и собрать их в церкви, но скорее в том, чтобы преобразить мир, бороться со всеми антигуманными силами и учреждениями, и создавать условия, в которых все люди смогли бы наиболее полно реализовать свой потенциал и воспользоваться своими человеческими правами. Для того, чтобы добиться этого, христианам следует объединиться со всеми людьми, разделяющими эти цели, независимо от^ их религиозной принадлежности.
Противодействие излишнему вниманию к социально-политическим проблемам, и по существу, исключению евангелизации из концепции миссии, начало проявляться среди экуменистов в конце 1968 г. и с тех пор несколько увеличились по силе и влиянию. В документах некоторых недавних конференций (Упсала 1968 г. Найроби 1975 г.) есть некоторые упоминания евангелизационных аспектов миссии церкви. Однако, главным стремлением продолжает быть гуманизация, как показывают события последнего совещания Комиссии по Всемирной Миссии и Евангелизации ВСЦ (Мельбурн 1980 г.). Обобщая, можно сказать, что экуменисты коренным образом пересмотрели концепцию миссии от евангелизации к гуманизации. Только с недавних пор, они начали признавать евангелизацию частью этой миссии.
Евангелическое миссионерское богословие несколько сместилось в противоположном направлении. Люди, обозначенные здесь, как "евангелические христиане" - это разного рода консервативные протестанты, не связанные с ВСЦ. Их концепция миссии, хотя она тоже может быть расширена и включить все, что церковь должна делать в мире, признает евангелизацию главным элементом этой миссии. Сама евангелизация рассматривается, прежде всего, как провозглашение Христа с намерением обратить в включить в церкви тех, кто отзовется.
На ряде всемирных конгрессов (Берлин, 1966; Лозанна 1994; и Паттайя 1980) евангелические христиане все больше признают необходимость включения социальных программ, как части миссии церкви. Однако, в отличие от экуменистов, евангелические христиане продолжают отдавать приоритет евангелизации. Некоторые евангелические христиане считают любое участие в решении общественно-политических проблем ложным и опасным компромиссом. Другие с нетерпением ждут более смелого и конкретного вступления евангелических церквей в борьбу за улучшение мира.
В 1960-х годах произошло также значительное движение в католическом миссионерском богословии. До Второго Ватиканского Собора (1962-65), основные миссионерские заявления папства уделяли основное внимание обращению нехристиан через проповедь Евангелия и организацию церквей по всему миру. На Втором Ватиканском Соборе подчеркивалось, что миссионерское задание принадлежит мирянам, также как и духовенству. Вся церковь должна провозглашать и утверждать царство Христово среди всех людей, и таким образом, стать таинством спасения для мира. Кроме того, собор одобрил открытость миру и к другим религиям, как христианским, так и нехристианским.
Собор латиноамериканских епископов в 1968 г. в Медельине, настаивал на участии церкви в преобразовании общества с целью достижения мира, справедливости и материального равенства. В 1960-е гг. в Латинской Америке возникла теология освобождения. Она сделала экономическое, социальное и политическое освобождение такой же частью спасения, как освобождение от греха и общение с Богом. На Третьем Синоде Епископов в 1974 г. было заявлено, что хотя основной миссией Церкви является евангелизация мира, она есть сложный, всесторонний процесс, который включает обновление человечества через освободительные движения, наряду с евангельским свидетельством и привлечением людей в церковь. Апостольское воззвание Папы Павла III "Евангелизация в современном мире", воплощающее эти выводы, считается многими - одним из важнейших евангелизационных заявлений современной эпохи.
Еще одно событие в католическом миссионерском богословии - признание "анонимных христиан". Основанная на традиционной католической доктрине, предшествующей благодати, теория анонимных христиан утверждает, что многие люди, которые не знают Христа и не отождествляют себя с Его церковью, тем не менее, откликаются на Его милостивое преобразующее влияние, не сознавая этого. Миссия церкви для этих людей в том, чтобы рассказать им, кем они уже являются и что имеют, и углубить их знание и участие.
Как и в случае экуменистов и евангельских протестантов, католическое миссионерское богословие претерпело заметное изменение с 1960-х гг. Общим для всех элементом, является рост участия в общественно-политической деятельности, при этом евангелисты уделяют ей наименьшее внимание, экуменисты - наибольшее, а католики занимают центристскую позицию. Другой общий элемент - признание словесного провозглашения Евангелия и организации церквей - принадлежащими к миссии церквами. В этом случае, евангелисты уделяют этому наибольшее внимание, экуменисты - наименьшее, а католики снова занимают промежуточную позицию. Не только среди них, но и внутри каждой группы идет спор о том, что представляет собой уместное участие христиан в социальных вопросах, а также, каким должно быть конкретное содержание провозглашаемой вести. Все стороны понимают и подтверждают ценность христианского единства в миссии Церкви. Как воля Господа Церкви, так и благоприятное влияние Его Евангелия на мир, казалось бы, требуют проявлений единства среди Его последователей. Однако, существует много несогласия о природе этого единства, также, как и о форме, которую оно должно принять.
Дополнительная проблема, требующая комментария в теме миссионерского богословия - это исключительность Иисуса Христа. Вопросы таковы: является ли Он единственным путем к Богу и к вечному спасению? Необходимо ли иметь ясное знание и упование на Его искупительное дело, чтобы спастись? Уготованы ли блаженная жизнь и грядущая жизнь только для тех, кто принадлежит Ему по вере? Ожидает ли вечный суд всех, кто живет и умирает без Него? Передаются ли Его откровение и искупление только через Духовное Евангелие? Евангелические христиане, за некоторым исключением, отвечают на эти вопросы утвердительно. Некоторые ведущие экуменисты и католические богословы отвечают на них отрицательно или неопределенно. Существует явное расхождение и идут упорные споры. Евангелические христиане считают свою позицию основой христианской вести и миссии. Их оппоненты считают ее концепцией, обусловленной эпохой и культурой, которая нуждается в радикальном пересмотре, чтобы быть актуальной в современную эпоху. Трудно переоценить важность этой проблемы и исхода этого спора. Как содержание, так и практика евангелизации исказятся до неузнаваемости, если будет отвергнута точка зрения евангельских христиан.
Движение "Рост Церкви"
Один из самых влиятельных и спорных подходов к евангелизации в этом столетии демонстрирует движение "Рост Церкви". Разработанные Дональдом Мак-Гавраном в 1950-х годах, для применения в миссионерской деятельности, два десятилетия спустя, принципы "Роста Церкви" начали применяться в американских церквях К. Питером Вагнером и другими. С тех пор, принципы "Роста Церкви" дополнялись и развивались, находя отражение в многочисленных книгах и периодических изданиях. О них рассказывали на многочисленных семинарах по всему миру. Курсы по различным аспектам теории и практики "Роста Церкви" предлагает все большее число семинарий и колледжей. Лидеры евангелизации различных конфессий получили информацию о принципах "Роста Церкви" и во многих случаях попытались применить их в общинах. Вопреки опасениям и критике многих, движение "Рост Церкви" набирает силу, и в 90-е гг. XX в его влияние углубляется. Ниже рассматриваются лишь несколько из его характеристик.
Одна из ключевых характеристик - вполне конкретное и традиционное определение евангелизации, и утверждение, что евангелизация в таком понимании есть главная миссия церкви. Евангелизация, в теории "Роста Церкви", есть провозглашение Христа и действия, направленные на то, чтобы убедить людей стать Его учениками и ответственными членами Его Церкви. Любое определение, отождествляющее евангелизацию с взращиванием христиан или социальным служением, отвергается. Хотя христианские школы, больницы и сельскохозяйственные службы ценны и необходимы, они не являются евангелизацией, а скорее, подготовкой к евангелизации или ее плодами.
Тесно связано с определением евангелизации повышенное внимание "Роста Церкви" к увеличению количества церквей. Хотя обращение - это личное событие, оно имеет также широкие общественные последствия. Во многих культурах люди с большей готовностью приходят к вере во Христа вместе с членами своих семей, друзьями или коллегами по работе. Вместо того, чтобы сосредотачиваться просто на обращении отдельных людей, "Рост Церкви" стремится к приведению в веру целых групп и созданию церквей в их среде и под их собственным руководством. Церкви, организованные таким образом, имеют преимущество, обращаясь к людям, находящимся в их непосредственном социальном контексте. Согласно "Росту Церкви", самый эффективный способ создания новых христиан - это организация новых церквей.
Однородность группы является существенным фактором, как для организации церквей, так и для их роста. Социология, история и здравый смысл показывают, что в вопросе прихода к вере, на людей наиболее успешно влияют им подобные. Каждое общество есть мозаика субкультур -отчетливых расовых, этнических, лингвистических, профессиональных или экономических групп, с разделяющими их барьерами. Христианская деятельность лучше всего укореняется и растет внутри этих социальных групп. В идеальном случае, для каждой основной субкультуры должна создаваться отдельная программа евангелизационной деятельности, привлекающая откликнувшихся на Благую Весть в новые церкви и дающая им возможность в свою очередь заниматься евангелизацией. Настаивать с самого начала на том, что люди пересекут границы культур для того, чтобы придти ко Христу, значит ставить на их пути излишние преграды. Первоначально, евангелический христианин действует внутри существующих социальных структур и параметров, убежденный в том, что, как только новообращенные духовно вырастут, они откроют из Писания, что мы все едины во Христе Иисусе. Таким образом, барьеры между христианами со временем исчезнут и единство Церкви будет явным.
Теоретики "Роста Церкви" придерживаются нацеленности евангелизационных усилий на те части населения, которые оцениваются, как самые восприимчивые. "Обращайте тех, кого можно обратить, пока это возможно" - их постоянная тема. Это основано на допущении, что восприимчивость можно, с довольно большой вероятностью, определить с помощью правильно истолкованных социологических, антропологических и исторических данных. Например, в период больших социальных перемен, когда существующие основы безопасности и самосознания рушатся, люди бывают обычно более открыты Благой Вести. В независимости от предсказуемости или непредсказуемости причин, при обращении большого числа людей той или иной группы к вере, необходимо сосредоточить на них евангелизационные ресурсы, чтобы наиболее полным образом использовать их открытость Слову Божьему. Посылайте больше всего работников туда, где урожай созрел в большей степени. Однако, христианское свидетельство следует поддерживать везде, где возможно, даже среди равнодушных и противящихся людей. Евангелизационную деятельность следует начинать среди всех людей, не только для того, чтобы обрести немногих, которые откликнутся с готовностью, но для того, чтобы подготовиться к большой жатве, когда (и если) будет иметь место значительная открытость многих Благой Вести. Суть не в том, чтобы проводить евангелизацию только среди тех, кто наиболее восприимчив, а в том, чтобы разумно и правильно вкладывать большую часть людских и финансовых ресурсов, туда, где перспективы обращения и роста церкви наиболее благоприятны.
Заметной характерной чертой "Роста Церкви" является прагматизм. Он призывает к тщательному анализу успехов и проблем в жизни и работе церквей. Методы и программы, которые не работают, не приводят людей ко Христу и к Церкви, должны заменяться теми, которые показали уже свою эффективность, или разработаны специально для данной ситуации. Правильно и необходимо статистически оценивать эффективность евангелизации. Важность статистики основана на том факте, что за цифрами стоят люди. Бог хочет привлечь к Себе людей, а людей можно подсчитать. Численный рост является не единственным показателем роста. Внутренний рост, подкрепление верующих христианской духовной пищей, также жизненно необходимы. Но пока новообращенные не будут прибавляться к церкви и становиться ее действующими членами Божьи план и цель опровергаются, а поручение Церкви - научить все народы - не выполняется.
"Рост Церкви" - это не метод или программа евангелизации. Скорее, это межпредметное изучение человеческих факторов, которые могут помочь или воспрепятствовать росту церквей. Люди, применяющие "Рост Церкви" на практике, верят, что лишь Святой Дух может способствовать росту Церкви, создавая веру и включая верующих в общение христиан в молитве и служении. Однако, поскольку Он действует через людей и человеческие отношения, существует материал, который можно проанализировать с помощью надлежащих общественных наук и использовать в практике евангелизации. Писание и христианское богословие дают нам понимание Духа и того, как Он действует, чтобы достичь людей. Общественные науки говорят нам многое о том, как люди взаимодействуют и реагируют. Творческое применение понимания и информации из обоих источников, существенно для принятия правильных решений о том, как, когда и где проводить евангелизацию. Не будучи программой или методом, "Рост Церкви" является широким информационным полем и полезным аналитическим инструментом для тех, кто принимает серьезные решения о миссионерском служении Церкви.
Критиков движения "Рост Церкви" - множество. Некоторые, из экуменического лагеря, подвергают сомнению его фундаментальные предпосылки. Цель Церкви, утверждают они, это не собственное увеличение через обращение людей, а скорее, гуманизация мира посредством участия в общественно-политической жизни. Другие, из евангельского лагеря, подвергают сомнению повышенное внимание к результатам. Результаты, говорят они, - это целиком дело Святого Духа. Наша обязанность - просто быть верными сеятелями. Независимо от размера урожая в любом конкретном месте, мы должны продолжать сеять с равным усердием. Европейские критики обычно сбрасывают "Рост Церкви" со счета, как продукт типично американского менталитета, ориентированного на успех, в котором спутаны понятия "больше" и "лучше", в большей степени полагающегося на технологию, чем на богословскую основу. Подвергается широкой критике принцип однородности группы, как отрицание единства церкви и компромисс с нехристианскими моральными ценностями. Других оскорбляет попытка интегрировать богословие и общественные науки в евангелическое служение. Третьи осуждают стремление выявлять и апеллировать к наиболее восприимчивым, как психологическую и социологическую манипуляцию. Четвертые утверждают, что сосредотачиваться на восприимчивых, значит игнорировать тех, кто нуждается в наибольшей степени - равнодушных и противящихся.
Здесь не делается попытки представить ответы сторонников "Роста Церкви". Достаточно сказать, что они стараются учитывать критику и отвечать убедительно и с уважением. Это свежее и стимулирующее движение вызвало огромное количество дискуссий и экспериментов.
Учет особенностей культуры
С 1970-х годов теоретики евангелизации стали обращать особое внимание на роль, которую играет культура в процессе создания новых христиан. В предшествующие периоды миссионеры и евангелисты часто были нечувствительны к культуре людей, среди которых они работали, или даже разрушали ее, хотя в предшествующих главах отмечалось несколько значительных исключений. Однако, по мере того, как миссионеры и евангелисты получали больше знаний по антропологии, социологии и общению, они осознавали важность понимания и отождествления с культурами тех, кого евангелизируют. Не только в случае зарубежных миссий, но и во время евангелизации в собственной стране и обществе, приходится пересекать огромные культурные барьеры. Растущее понимание этих культурных факторов и стратегических подходов к их конструктивному учету является заметной чертой в значительной части современной евангелизации.
Концепция, появившаяся в результате большего понимания фактора культуры называется "контекстуализацией". Этот термин обозначает проведение евангелизации таким образом, чтобы она действительно соответствовала данной культуре. Сюда относится глубокое понимание мировоззрения тех, кого евангелизируют, стремление, как можно больше сочувствовать им и отождествлять себя с ними, и принимать все, что хорошо и ценно в их мировоззрении. Это требует учета их проблем, забот и нужд. Кроме того, сюда относится выражение Евангельской вести в терминах, понятных и значимых для людей этой культуры и мировоззрения в контексте стиля жизни человека, соответствующего содержанию этой вести. Контекстуализация призывает к адаптации христианской вести в новой культуре без компромиссов или искажения ее содержания.
Она также ищет отклика на Евангелие в сферах, являющихся естественной частью данной культуры - в музыке, танце и литературном стиле. Она особенно запрещает излишнее вторжение иностранных культурных элементов или замену элементов местной культуры, не противоречащих христианскому учению и ценностям. Контекстуализация предполагает, что культура изменится, когда в нее проникнет христианство. Однако, это должен быть позитивный и консервативный процесс перемен, усиливающий лучшее в местной культуре, изменяющий некоторые другие элементы и устраняющий только те, которые являются явным злом. Поскольку христианство подтверждает многое во всех культурах, оно также все оценивает, отвергая все то, что нарушает волю Божию и благополучие людей.
Опасность контекстуализации - в синкретизме - приспособлении не только формы, но и сущности христианства к местной культуре. Сюда относится включение взглядов и ценностей нехристианских религий в христианские учение, поклонение и этику, что тем самым приводит к синтезу христианства и других религий. Не только в странах третьего мира, где все еще сильно присутствие и влияние языческих религий, но и в западном мире искажение христианства местной культурой часто бывает очевидным.Однако, эта опасность не оправдывает отказа от контекстуализации, ибо единственной альтернативой контекстуализации была бы неуместность.
Значительным вкладом в евангелизацию, ведущуюся с пониманием местной культуры является типология Ральфа Д.Уинтера. Он выделяет три типа евангелизации. Е-1 - это свидетельство о Евангелии для человека из своей культурной среды, из своей этнолингвистической группы. Е-2 - это евангелизация соседнего народа или группы с родственным языком. Е-3 - это миссионерство среди людей с совершенно другим языком и культурой. Впоследствии, Уинтер добавил четвертый тип, Е-0, евангелизация тех, кто уже находится в общине но, возможно, нуждается в обновлении. Е-1; внутри собственной культуры; Е-2, внутри родственной культуры и Е-3 требует перемещения в незнакомую культуру. Евангелизация более трудна и требует большей чувствительности и навыка при движении от Е-0 к Е-3. Уинтер утверждает, что величайшая потребность в мире в этот момент истории - это массовое увеличение евангелизации, типа Е-2 и Е-3.
Служение мирян
Богословским понятием, вновь открытым и широко используемым в современных церквах, является "священство всех верующих". Это учение о том, что не только священнослужители, но и все христиане призваны к служению Христу и Его Церкви. Миряне должны считать себя не просто клиентами священнослужителей, но также сотрудниками; не просто потребителями спасения, но также его распространителями. Эта доктрина ясно представлена в Писании и подтверждается в сущности всеми христианскими конфессиями, как католиками так и протестантами. Однако, на практике, с периода раннего христианства по настоящее время, ею, в основном, пренебрегали.
Обновленный интерес к этой доктрине и ее применению в евангелизации начал проявляться в конце 1940-х годов. Он постоянно рос и в 80-е гг. без признаков спада. По сути это убежденнность в том, что привилегия и обязанность приводить других людей ко Христу принадлежит не только профессиональному руководству церкви, но всем ее членам. Среди авторов, вновь обратившихся к этой теме и вызвавших новую волну интереса к ней, - Элтон Трублад, Джеймс Смарт и Хевдрик Кремер.
Первоначально эта доктрина истолковывалась так, что каждый христианин должен быть евангелистом, который смело и убедительно обращается к тем, кого он встречает, с Благой Вестью об Иисусе и призывом уверовать. В недавнее время было высказано предположение, что дар евангелиста в этом смысле дан только некоторым христианам, возможно, 10-15 процентам. Тем не менее, все христиане призваны и подготовлены, чтобы свидетельствовать, просто и лично делиться тем, что значит для них Иисус и Его дело искупления. Кроме словесного свидетельства, каждый христианин имеет возможность указывать другим на Бога и Его любовь, через жизнь, отражающую Его присутствие и влияние. Суть в том, что миряне имеют право и обязанность активно участвовать в духовном служении церкви. Их усилия и энергия должны быть направлены не только на бюджет и церковное здание. Их надо привлекать и готовить к умению пользоваться привилегией рассказывать о Христе друг другу и всему миру.
Подтверждение и объяснение служения мирян имеет важные последствия для понимания пасторского служения и других ролей церковного руководства. Здесь руководствоваться следует Еф.4:П-1б, где лидеры церкви описываются, как дары Христа Своим людям, функция которых - вооружать их для служения. Другими словами, лидеры Церкви должны не столько служить своим прихожанам, но помогать им и готовить их самих исполнять это служение. Сердце этого служения - говорить истину Евангелия с любовью. Когда это говорится тем, кто уже принадлежит Христу, Евангелие помогает их возрастанию. Когда Евангелие адресуется нехристианам, оно приводит к обращению. Функция лидеров - в том, чтобы помочь членам стать более умелыми и действенными в передаче Евангелия. Служение мирян не преуменьшает роль церковных лидеров, а наоборот, увеличивает ее.
Восстановление служения мирян явилось важным фактором в обновлении многих церквей. Готовясь рассказывать о Христе другим, многие христиане сами выросли духовно. Опыт приведения ко Христу других людей принес многим свидетельствующим христианам радость и чувство смысла жизни, которых они никогда не знали раньше. Испытывавшие застой и упадок общины стали живыми и привлекательными, когда члены, как неформально, так и в рамках программных мероприятий стали серьезно относиться к своему миссионерскому служению. Служение мирян относится как к миссионерству, так и к окормлению, и эти аспекты также принесли плоды обновления. Однако, в рамках данного исследования, вышеприведенное обсуждение ограничивается аспектами миссионерства.
Исключительные успехи пятидесятников в евангелизации
Возможно, лишь немногое христиане нашего времени могут сравниться с пятидесятниками по эффективности евангелизации. То, что начиналось, как поиск излияния Духа среди студентов Ветел Байбл Колледжа в г.Топека. Канзас в 1900 г., вскоре превратилось в международное движение обновления. К 1911 г., во многих городах возникли независимые пятидесятнические общины, и вскоре после этого пятидесятничество начало формироваться как деноминация. Несмотря на насмешки и критику других христиан и значительные внутренние разногласия, пятидесятничество быстро и устойчиво росло во многих частях мира. К 1980 г., оно было самой большой группой протестантских деноминации в мире с 51,2 млн.членов, более половины которых проживали в третьем мире. Это на девять миллионов больше, чем следующая по величине группа, лютеране, которых в 1980 году насчитывалось 42,2 млн. Только если включить объединенные церкви, состоящие, как из лютеран, так и из реформатов, общее число лютеран (63,3 млн.) превысит число пятидесятников. Влияние пятидесятничества даже значительно больше, чем показывает цифра в 51,2 млн. Еще 11 млн. в других конфессиях испытывают значительное влияние пятидесятнических учения, практики и опыта. Этот феномен известен, как "нео-пятидесятничество" или "харизматическое движение". Уместно завершить эту главу о евангелизации в современном мире кратким обзором результатов этих самых евангелизаторских, из всех современных христиан.
Здесь не ставится целью кратко рассказать об истории всемирного пятидесятничества, или рассмотреть и оценить его богословие. Цель скорее в том, чтобы исследовать те факторы, которыми, как будто, можно объяснить его феноменальную способность приобретать и удерживать новых членов. Исследования пятидесятничества предполагают, что не его характерные доктрины и практика, а скорее, его отношение к евангелизации и стиль являются ключом к удивительному росту. То, что описывается ниже, в частности, основано на опыте латано-американского пятидесятничества. Однако, это характерно для значительной части пятидесятничества во всем мире.
Их основным приоритетом является евангелизация. Как мирянам, так и лидерам, опытным, и новым членам церкви помогают осознать, что приведение других ко Христу - есть их высшая привилегия и долг. Не все исполняют эту привилегию или с успехом привлекают других, но те, кто это делает, являются объектом особой признательности. Их церковная деятельность отражает эту центральную и всеобъемлющую цель. В некоторых местах, богослужениям предшествуют уличные собрания, на которых члены церкви выходят на улицы, привлекая слушателей пением и проповедью и потом пытаются привести слушателей с собой на собрание церкви. В других местах они широко используют радиослужения, чтобы пригласить людей ко Христу и в свои церкви. Некоторые проводят евангелизационные кампании. Большинство церквей подчеркивают важность активной личной евангелизации со стороны отдельных членов. Многие церкви ищут и используют возможности создавать дочерние церкви. Группы евангелистов-мирян исследуют близлежащие районы и населенные пункты, свидетельствуя отдельным людям и создавая небольшие группы по изучению Библии. Они часто превращаются в проповеднические центры, и впоследствии, в общины. Они, кажется, не зациклены на каком-то конкретном методе евангелизации, но придерживаются новаторского подхода и приспосабливаются к ситуации. Представляется, что большей частью, эта преданность евангелизации рассматривается, как радостная привилегия, а не как мрачная необходимость.
У них есть пасторы-евангелисты. Во многих частях мира, человек становится пятидесятническим пастором не через посещение семинарии. Этого достигают, проявив свои способности обретать людей для Христа, приводить их в церковь, служить их нуждам и заслужить их уважение и сотрудничество. Другими словами, для того, чтобы стать опытными пасторами, они поднимаются по ступеням преподавателя библейского класса, мирянина-евангелиста и ученика. Во многих случаях, они находят свое служение, основывая новую церковь. Если церковь человека, желающего стать пастором, растет и расцветает до такой степени, что нуждается в его постоянном служении и может платить за это, он становится постоянным пастором. В другом случае, он остается пастором на часть времени, или в свободное время. Даже многие пасторы очень больших латиноамериканских пятидесятнических церквей начали свое служение таким образом. Хотя им возможно не хватает образования, они имеют большой практический опыт. Более того, они обладают евангелизационным усердием и способностями, которые могут передать своим прихожанам. Посредством самообразования и обучения во время служения, многие впоследствии приобретают некоторые богословские знания.
Другой фактор, без сомнения, во многом способствующий успеху пятидесятнической евангелизации в том, что она почти сразу и полностью становится местной. Когда начинается работа, ответственность за попечение, управление и расширение церквей вскоре передается обращенным, собранным в небольшие церкви. Поскольку у них есть чувство сопричастности и свобода, они могут выразить Евангелие и свой отклик на него в формах, знакомых и значимых для данной культуры. Более того, это чувство сопричастности вызывает гордость за свою церковь и желание привлечь других к ее богослужениям. Руководство церкви, вышедшее из их собственной среды, подотчетно им. Им не препятствуют в проявлении инициативы, так как они независимы от влияния извне. В горе ли или в радости, это их церковь, или скорее, они есть церковь в данном месте. Ведомые Духом, Словом и своим здравым смыслом, они обычно способствуют ее сохранению и возрастанию.
Серьезная опасность, сопутствующая быстрому и широкому становлению местной церковью -уклонение от подлинного христианства. Пятвдесятничество в зачительной степени пострадало от этого в третьем мире, особенно в Африке. Новые и неопытные христиане, пытаясь приспособить веру к своей культуре, могут исказить, и часто искажают ее, смешивая ее с элементами язычества, или уходят с истинного пути в сектантство с сильными амбициозньми лидерами. Множество независимых африканских церквей, число которых сильно возросло с середины века, попали в эту западню. Отделившись от миссионерских пятидесятнических церквей, они пошли своим путем. Хотя многие, как видно, сохранили свой христианский характер и ищут признания со стороны более традиционных церквей и общения с ними, иные явно впали в синкретизм, и даже, в язычество.
Многое в притягательности пятидесятничества несомненно связано с его вниманием к ощутимому переживанию божественной силы. Это одновременно одна из его наиболее спорных черт - это осуждают и боятся многие другие христиане, и не без причины. Многие авторитеты пятидесятничества сами с готовностью признают, что этот аспект их практики может быть связан с серьезными злоупотреблениями - фанатизмом, экстремизмом, и даже, - эксплуатацией. Однако, все пятидесятники настаивают на действительности и необходимости переживания божественной силы. Это, поистине, часть сущности пятидесятничества. Крещение Святым Духом, исцеление и другие чудеса, языки, пророчество, изгнание бесов, видения и откровения -для пятидесятников - важные свидетельства присутствия и силы Бога в их жизни. Это ощутимые знамения того, что победа, достигнутая Иисусом Христом, является реальностью в их жизни и в мире. Они есть источник уверенности, утешения и освобождения от развращающих и порабощающих сил мира сего. Некоторые пятидесятники, по существу, делают эти знамения божественной силы основанием своей веры, заменой Евангелия искупительного дела Христа. Другие считают их плодом веры в Евангелие и знамениями, указывающими на Иисуса и Его дело искупления.
Здесь не ставится цель дать богословскую оценку пятвдесятнического учения и практики, относительно, так называемых, "даров-знамений". Автор имеет некоторые серьезные оговорки относительно их, как указывается в примечании к этому разделу. Однако, даже критик пятидесятничества может оценить интерес и восхищение, среди как христиан, так и нехристиан переживаниями, воспринимаемыми, как свидетельства действия силы Божьей. Людей часто впервые влечет на пятидесятническое собрание то, что они слышали сообщения о чудесных исцелениях, избавлении от пьянства и наркомании, восстановлении разбитых жизней - все это, благодаря непосредственному применению и переживанию божественной силы. Многие, пришедшие из любопытства, также, как и пришедшие из глубокого чувства личной потребности, к своему удовлетворению обнаруживают, что эти рассказы истинны, и что эта сила реальна. Пятидесятники убеждены в том, что Бог присутствует и мощно действует в их среде и через их служение. Они серьезно и постоянно ожидают, что Он будет творить через них необычные и чудесные вещи. Бесчисленные свидетельства подтверждают, что это действительно происходит. Привлеченные чудом силы Божией, многие приходящие в пятвдесятничество, также открывают величайшее чудо Его любви во Христе. Пятидесятники не считают выражения Божьей силы заменой или отвлечением от Его спасающей любви во Христе, но скорее, ее дальнейшими свидетельствами. Спаситель от греха также есть Спаситель от болезней и других человеческих горестей, по мнению этих евангелических христиан.
Пятидесятничество - это разностороннее и сложное движение. Вышеприведенные заметки, ни в коей мере, не являются его адекватной характеристикой, или даже характеристикой тех аспектов, которые объясняют его евангелизационную эффективность. Они просто освещают некоторые из самых очевидных и важных факторов, помогающих объяснить, почему оно растет и распространяется так быстро. Пятидесятнические наблюдатели останутся недовольны этим обсуждением. Они не довольствуются объяснением своего роста отношением к евангелизации и стилем служения. Их объяснение, скорее, подчеркивает руководство и участие Святого Духа в их работе, как единственный самый важный фактор.
* * *
Конечно же, слишком рано глубоко анализировать евангелизационные проекты XX в. Мы слишком близки к этим событиям, и трудно сказать, приближаемся ли мы к концу еще одной исторической эпохи, или нет. Есть указания на то, что внимание и интерес к евангелизации возрастают даже в церквах, которые игнорировали ее в течение десятилетий. Поистине впечатляющая евангелизационная деятельность проходит в Африке, Азии и некоторых частях Южной Америки. Некоторые очень способные, преданные и дальновидные христиане мира посвящают свою жизнь стимулированию и улучшению евангелизационной деятельности церкви. Все больше мирян открывают свои евангелизационные возможности и обязанности. Обилие методов и теорий евангелизации, лишь небольшая часть которых описана в качестве примера в этой главе, есть многообещающая основа ресурсов будущего, а также, впечатляющая дань настойчивости евангелизационных усилий христиан недавнего прошлого.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел история Церкви
|
|