Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Лебедев А. Духовенство Древней Вселенской Церкви
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предварительные замечания
I. Харизматические учителя первенствующей церкви I и II веков.
Отношение вопроса об этих учителях к вопросу о иерархических
должностях. Изучение состава и характера этих учителей: общая
характеристика апостолов, пророков и дидаскалов, I и II век. —
Сведения об «апостолах», требования от них, их назначение
(миссионерство), упадок этого «апостольства» к концу II
века. — «Пророки», их отличие от
«апостолов», их назначение (церковное назидание), отношение
церковных общин к ним, требования от пророков со стороны образа жизни,
чему и как учили они? Причины исчезновения «пророков».
— «Дидаскалы», сходство и отличие их от пророков, их
назначение, исчезновение их в III веке. Резюме по вопросу
II. Взаимоотношение епископа и диакона в древности. Первоначальное
сродство епископата и диаконата, доказываемое историей, одинаковостью
требований со стороны нравственных качеств, их функциями. Изменение в
положении того и другого института. Епископ делается наследником чести
и преимуществ харизматических пророков, выгоды этого наследства.
Невыгоды диаконата ввиду этой перемены. Последующая история диаконата
до начала IV века
III. Пресвитеры во времена глубокой древности. Разница между
епископатом и пресвитериатом на основании новозаветных свидетельств.
(Разбор некоторых других мнений). Вопрос о происхождении пресвитерского
института. Свидетельства из творений мужей апостольских, точнее
уясняющие церковное положение пресвитериата и взаимные отношения
Должностей епископской и пресвитерской. Еще более определенные и
обстоятельные сведения о тех же вопросах на основании памятников
церковной литературы конца II и начала Ш веков: анализ известий из
Canones Ecclesiactici и правил Ипполита. Обилие любопытных и новых
сведений, в особенности в этом последнем источнике. Важное изменение в
положении пресвитеров около середины III века
IV. Нижние чины клира в древности. «Чтецы», их
происхождение; их история: высокое положение чтецов и изменение его к
худшему (чтецы до и после зачисления их в клир). Иподиаконы, аколуфы,
экзорцисты и остиарии, происхождение их и сведения об их должностях
I. Духовенство и народ и их взаимные отношения во II и III веках.
Большое значение мирян в управлении делами церкви в I и II веках.
Взаимные отношения клира и мирян в первой половине III века: мысли
авторитетных писателей этого времени о пользе и важности участия мирян
в делах церкви; исторические примеры, свидетельствующие о фактическом
применении этих мыслей (например, избрание духовенства народом); кризис
в положении вопроса около середины III в.; мысли церковных писателей в
ином роде, и сообразно этому: устранение мирян от церковной проповеди,
а клира от мирских житейских занятий
II. Духовенство и народ и их взаимные отношения в IV— VIII веках.
Дальнейшее стремление клира выделить себя из ряда мирян. В чем
выражается это стремление? Стремление церкви наложить безбрачие на
духовенство, как особое для последнего отличие от мирян; история
вопроса о браке и безбрачии духовенства в древней церкви (начиная от П
в.). Разница в решении его, в IV и дальнейшие века, на Востоке и на
Западе: последовательность в решении его в последнем случае и
проявление компромисса в первом. — Отстранение мирян от права
выбирать пастырей церкви; сведения о том, как и когда это произошло?
Два слова о других явлениях с вышеуказанной тенденцией
III. Епископия и епископское управление. Характеристика епископского
управления церковью, в особенности во II и Ш вв. Большое число
епископий. Взаимные отношения епископа, прочего духовенства и народа,
привлекательный вид древнеепископской общины и отсутствие всякого
формализма. Происхождение городских и сельских приходов. —
Хорепископы, краткая история этого института
IV. Митрополическая система церковного управления и ее происхождение.
Происхождение этого института: церковные условия, содействовавшие
возникновению митрополитов, как-то: ход распространения христианства,
появление системы соборов, процветание христианства в известных
городах. В чем состояла власть митрополитов? Можно ли находить следы
существования этого института в век апостольский и в век мужей
апостольских? Чем доказать, что институт явился не ранее конца II века,
и отчего зависело это? Исторические указания на митрополический
институт конца II и III вв. Значение политической важности городов и
политического деления империи в образовании митрополического института;
в какой мере следует допускать указанное значение? Замечания о двух
формах митрополического устройства в истории III и начала IV веков
V. Происхождение и характеристика древнейших соборов. Время появления
соборной формы управления; влияние митрополичьего устройства на
происхождение этой формы. Имели ли влияние на происхождение ее
коллегиальные учреждения тогдашней Греции? Разбор новой теории о
происхождении соборов по подражанию и отчасти по противодействию такой
же деятельности на языческой (религиозной) почве (в примечаниях). Где
впервые явились соборы — на Востоке или Западе? Простейший вид
соборов; случайные и периодические соборы; большие соборы.
Характеристические черты соборов, свидетельствующие о нравственном
величии института: многочисленность членов их и ревность пастырей в
обнаружении соборной деятельности; свобода рассуждении на них;
значение, придаваемое на них прениям; значение соборных протоколов;
гуманное отношение соборов к лицам, подлежащим их суду. Благие
результаты соборной деятельности
VI. Патриаршая система церковного управления и ее происхождение.
Патриаршества, как проявление высшей церковной централизации. Шестое
правило Никейского собора; что дает оно для уяснения вопроса о
патриаршествах Римском, Александрийском и Антиохийском? Исторические
указания на то, что каждая из этих кафедр уже до Никейского собора
пользовалась высоким иерархическим авторитетом в ряду прочих. Какие еще
кафедры разумеются в 6-м правиле? Замечания о кафедрах Эфесской,
Кесарийской и Ираклийской. — Возникновение патриархата
Константинопольского на развалинах этих последних кафедр; иерархическое
положение Византия До перенесения в него столицы; права чести
Константинопольской кафедры по 3-му пр. II Всел. собора; фактическое
расширение власти этой кафедры между II и IV Всел. соборами;
συνοδος
ένδημυυσα и ее значение,
эдикты Феодосия Младшего; враги возрастающего значения
Константинопольской кафедры. Ее возвышение на IV Всел. Соб. (28-е пр.),
отголоски вышеуказанной вражды. — Происхождение патриаршества
Иерусалимского: история возвышения этой кафедры от I по IV Всел. собор;
притязания Иерусалимских иерархов, успех и неуспех этих притязаний;
решение вопроса на IV Всел. соборе
VII. Историческое развитие иерархического римского приматства.
«Всегда и неизменно выше других патриархов был епископ
Римский», доказательства этого из I, II и III веков, в
особенности из последнего. «С IV в. значение римского епископа
все больше и больше возрастает, и к середине V века папы возвышаются
настолько, что им почти нечего было больше желать»; возрастание
папского самомнения в IV и V веках. Восточная церковь со своей стороны
делает в это время очень многое, чтобы утвердить римского епископа в
мысли, что он действительно высший среди прочих епископ. Так сказать,
несостоявшийся египетско-александрийский папа. Отношение
константинопольского патриарха к римскому первосвященнику
О Вселенских Соборах, как высшей форме церковного управления. Понятие о
Вселенском Соборе; происхождение этой формы: влияние патриаршего
устройства на развитие этой последней. Возможен ли теперь Вселенский
Собор? Функции, принадлежавшие Вселенским Соборам: «круг их
деятельности так широк, как только можно представить себе
I. Способы получения образования духовенством и интеллектуальное
состояние его во II и III веках. Нерасположение церкви к учреждению
школ, причины этого явления. Трудное положение инициаторов школьного
дела. Перечисление школ, служивших образованию духовенства. Подробности
о школе александрийской: евангелист Марк был ли ее основателем,
благоприятные условия, содействовавшие процветанию христиан. Науки в
Александрии, замечания о том, что такое была школа Александрийская.
Учителя в ней, сведения о предметах преподавания, метод преподавания.
Значение ее в деле развития образованности среди пастырей церкви.
— Рассмотрение вопроса: как высоко было образование пастырей
церкви II и III веков
II. Способы получения образования духовенством и интеллектуальное
состояние его от IV до IX века. Очень ограниченные требования законов
по отношению образованности духовенства, мысли замечательнейших отцов
церкви о необходимости многостороннего образования пастырей церкви,
индифферентное отношение церкви к школам. — Школы на Востоке:
Александрийская, Антиохийская, Эдесско-Нисибинская, школы при
монастырях. Школы на Западе: ревность отдельных епископов о просвещении
клира — т. н. Августиновы школы, школы при монастырях: лучшие из
них — Кассиодора. Результат — риторские школы: указание на
пастырей церкви, получивших в них образование, большое внимание
просвещеннейших святителей к ним; сведения об этих школах, предметы и
метод преподавания в них, — быт учеников и учителей (риторов);
отзывы об этих школах великих пастырей церкви, следы влияния риторских
школ в церковной литературе. — Интеллектуальное состояние
восточного и западного духовенства в IV, V и в последующих веках
(примеры и свидетельства); — причины невысокого положения
образованности в среде духовенства и причины общего упадка ее в этом же
сословии во второй половине изучаемого периода
III. Нравственное состояние духовенства во II и III веках. Идеал
пастыря церкви по ее сознанию. Некоторые примеры доблестных пастырей.
Переворот к худшему, около середины III в. (по свидетельству св.
Киприана, Оригена и Евсевия). Частный, но знаменательный пример
нравственной испорченности в лице Павла Самосатского, епископа
Антиохийского. Анализ окружного послания, извещавшего о суде и
осуждении Павла Самосатского (мирские отличия, или светская помпа,
злоупотребления мировым епископским судом, virgines subintroductae: что
это за явление, его последовательная история, значение вопроса о virg.
subintrod. в нравственной жизни духовенства древней церкви).
Деморализация антиохийского клира III в.
IV. Нравственное состояние духовенства от IV века до IX. Идеал
пастырского служения на Востоке и Западе. Восточный идеал, начертанный
Златоустом и Григорием Богословом, его возвышенность, многосторонность,
привлекательность; западный идеал, его черты, свойства его —
внешность, мелочность и излишняя аскетичность. — Общие
свидетельства о нравственном состоянии духовенства времени расцвета в
жизни церкви. Подробное изображение нравственного состояния восточного
духовенства в IV веке Григорием Богословом и другими писателями;
подробное изображение того же состояния западного духовенства в IV веке
Иеронимом и другими латинскими писателями. Характеристика нравственного
состояния духовенства в V веке, в особенности константинопольского,
малоазийского, египетского и сирийского; — пример нравственного
состояния духовенства того же века в одной захолустной церкви (по
письмам Исидора Пелусиота). Общий вывод о нравственном состоянии
духовных лиц, живших или одиночками, или совместно (в конвиктах).
— Причины невысокого нравственного состояния духовенства:
пастырство перестает быть призванием, а начинает быть средством к
жизни, — суждения Златоуста о причинах нравственного упадка
духовенства и разбор их, — невнимательный выбор лиц на служение
церкви, и проч.; мнение о неблагоприятном влиянии латинских школ на
воспитание нравственного характера восточного духовенства, замечания по
поводу этого мнения. — Краткое описание нравственного состояния
духовенства от VI по VIII век, на Западе (свидетельства Григория
Великого и некоторых западных соборов), а также и на Востоке
(свидетельства соборов и Феофановой летописи, суровый отзыв одного
писателя середины VIII века)
V. Материальное состояние духовенства во II и III веках. Сначала
духовенство жило на свои средства или же питалось от занятий.
Впоследствии (во II и III веках) обеспечение духовенства возлагается на
обязанность паствы. Как это произошло? Влияние в этом случае обычаев,
существовавших в языческих римских (похоронных) коллегиях. Откуда
брались средства для содержания духовенства и в чем они состояли?
«Доля доходов духовенства была одной из долей, назначавшихся из
церковных стяжаний на удовлетворение убогих или нищих»; что это
значит и каким образом духовенство очутилось на одной линии с убогими и
нищими? Безусловно отрицательное отношение этой эпохи к назначению
жалованья духовенству
VI. Материальное состояние духовенства от IV до IX века. Изменения в
материальном положении духовенства. Увеличение церковных средств (право
церквей получать наследство, происхождение этого права, неодинаковое
пользование им на Востоке и Западе). На что и как тратились эти
средства. Злоупотребления епископов в распоряжении церковным
имуществом, появление епархиального эконома. В сравнении с эпохой II и
III веков, «доля духовенства, получаемая из церковных средств,
начала возрастать на счет доли бедных или благотворительной
доли». — Десятина. — Плата за требы. — Особые
источники архиерейских доходов. — Материальная помощь от казны.
— Немалочисленные примеры пастырей как высшего, так и низшего
чина, которые считали долгом прокармливать самих себя. — Степень
обеспеченности духовенства древней церкви. Разные злоупотребления в
изыскании средств к жизни со стороны духовенства, преимущественно
высшего (главным образом симония); чем обусловливалось это явление?
Шеститысячное число епископов в V веке. — Духовенство древнего
времени и православное духовенство нашего времени
ПРИЛОЖЕНИЯ
I. Вселенские миссионеры II века и их преемники
II. Происхождение актов Вселенских Соборов.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел история Церкви
|
|