Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Содержание книгиРАЦИОНАЛИЗМ И СУПРАНАТУРАЛИЗМиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИИногда все мировоззрение эпохи Просвещения характеризуют термином «рационализм», но такое обобщение является весьма грубым, поскольку в разных направлениях в этот период вопрос о разуме и откровении решается различными способами. Поэтому более оправданно использовать термин «рационализм» для обозна- чения особого течения, которое, в отличие от деизма, не полностью отвергает христианское наследие (ср. натурализм), но считает, что религия откровения заключает в себе религию, полностью построенную на разуме, и постепенно развивается в этом направ- лении. Такие идеи встречаются у ГОТХОЛЬДА ЛЕССИНГА (Lessing; ум. 1781) уже в 1770-е годы; они обусловлены его противостоянием как ортодоксии, так и неологии. Приверженцы последнего на- правления также утверждали, что положения естественной религии подтверждаются откровением, тогда как Лессинг рассматривает откровение как пройденную стадию: его содержание можно трансформировать в постижимую разумом истину. В чистом виде богословский рационализм представлен в со- чинении ИММАНУИЛА КАНТА (Kant; ум. 1804) «Religion innerhalb der Grenzen der blossen Vernuft» (1793 г.). Сам Кант видит различие между рационализмом и натурализмом (радикальным деизмом) в том, что рационализм не отрицает откровения. Однако он утверждает, что необходима лишь нравственная религия разума. Существенным в религии является изменение расположения духа, посредством которого в человеке преодолевается «радикальное зло» и насаждается добро. Это происходит через наказание и покаяние. Церковь и христианство могут дать толчок к такому спасению. Их учения следует истолковывать в соответствии с нравственными положения, которые одни являются всеобщими в соответствии с религией разума. Кант порывает с эвдемонизмом эпохи Просвещения: на первое место выдвигается не счастье, а абсолютный этический императив. Тем не менее, он сохраняет пелагианское учение о спасении и нравственное восприятие религии. Деистская схема (Бог — добродетель — бессмертие) составляет важный элемент его концепции. Ведущим догматиком рационализма стал Й.А.Л. ВЕГШНЕЙДЕР (Wegschneider; «Institutiones theologiae christianae», 1815 г.). Основ- ные положения христианства в его концепции ложно истолкованы или отвергнуты; отрицаются чудеса и все сверхъестественное; об- ращение понимается по-пелагиански; Таинства рассматриваются как символы. Так, например, воскресение Христа объясняется 299 как пробуждение мнимо умершего, смерть Христа — как символ отмены жертвоприношений; нет и речи о примирении; Вознесение Христово считается сказкой, учение о первородном грехе — темным заблуждением, покаяние — делом самого человека, кре- щение — обрядом инициации, Причастие — трапезой воспомина- ния. Несколько ближе к учению церкви стоит «Handbuch der christlichen Dogmatik» (1814 г.) К.Г. БРЕТШНЕЙДЕРА (Bretschneider). Супранатурализм, исходящий из необходимости откровения и авторитета Писания, сознательно противопоставляет себя рацио- нализму. Как видно из названия, приверженцы течения стремятся защитить в христианстве сверхъестественное, недоступное разуму. Тем не менее, для обоих направлений существует общая черта: интеллектуальное восприятие религии. Ее содержание пред- ставляют как сумму положений вероучения, либо заложенных в разуме, либо данных лишь в откровении. Для супранатурализма также характерна трезвая рассудительность. Богослов стремится доказать достоверность Писания и защитить содержание откровения с помощью аргументов разума. Представители этого направления — Г.ХР. ШТОРР (Storr; ум. 1805; работал в Тюбингене) и Ф.В. РЕЙНХАРД (Reinhard; ум. 1812). Противоречие между рационализмом и супранатурализмом,
между которыми существовали различные промежуточные направ-
ления, было разрешено благодаря новому пониманию
религии у Шлейермахера и романтизму, для которого было
характерно восприятие исторического содержания религии и
непосредственных и сверхчувственных категорий. Когда религию
стали воспринимать не как сумму учений, но как элемент личной
духовной жизни, богословы уже не стояли перед альтернативами
рационализма и супранатурализма, но смогли соединить оба
направления в едином аспекте. Религия не сводилась к
нравственности и метафизике, но рассматривалась как
самостоятельное выражение духовной жизни человека. |
|