Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Содержание книгиТЕОЛОГИЯ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДАиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИПод этим названием объединены некоторые немецкие богосло- вы первой половины XVIII века, которые соединили консервативное отношение к прежней лютеранской традиции с философским пониманием начинающейся эпохи Просвещения и взглядами пие- тизма. В отличие от собственно пиетистов, они много занимались систематическим и историческим богословием и оставили важные произведения в этой области. ИОГАНН ФРАНЦ БУДДЕУС (Buddeus, ум. 1729; профессор в Галле и Йене) также известен как философ и, в частности, в некоторых учебных пособиях, получивших широкое распространение, стре- мился заменить аристотелианскую схоластическую философию «эклектической» философией. Основное внимание уделяется практически полезному знанию; метафизика ограничивается объяснением некоторых понятий, используемых в богословии; прокладывает путь эмпирическое понимание. Ярким примером этого подхода является КРИСТИАН ТОМАЗИУС (Thomasius, ум. 1728; профессор в Галле), который впервые выразил дух нового времени в философии. В богословии Буддеуса («Institutiones theologiae dogmaticae»; 1723 г.) традиция лютеранской ортодоксии дополняется новым со- держанием. Сильнее подчеркивается практическая цель; считает- ся, что задача всего богословия состоит в том, чтобы изложить то, что нужно знать грешному человеку для обретения спасения. Естественная религия поставлена рядом с откровением: в глубине души человека есть способность воспринимать и знать Бога как высшее благо. Истина откровения должна быть обоснована на фоне этого естественного знания о Боге (которое является не только теоретическим, но прежде всего, практическим, волевым). Откровение не может содержать чего-то, что противоречит естественной религии, но может лишь дополнить ее. Буддеус стремится воспринимать теологический материал эм- пирически и исторически. Он впервые пишет историю Ветхого Завета и апостольского времени. Одним из его лучших учеников в этой области был ИОГАНН ГЕОРГ ВАЛХ (Walch), известный цер- ковный историк и издатель произведений Лютера. Среди прочих теологов переходного периода прежде всего
выделяются КРИСТОФ МАТТЕУС ПФАФФ (Pfaff, ум. 1760;
профессор в Тюбингене и Гессене), также испытавший на себе
влияние пиетизма и идеи деизма о естественной религии
разума, на основании которой должно быть подтверждено
откровение, а также ЛОРЕНЦ ФОН МОСГЕЙМ (Mosheim, ум. 1755;
профессор в Гельмштедте
293
и Геттингене), впервые применивший новое понятие науки к сфере
богословия. Его сочинение «Institutiones historiae ecclesiasticae novi
testamenti» (1726 и 1737 гг.) рассматривает историю церкви с точки
зрения светской истории. Библия, истины которой должна научно
представить догматика, рассматривается в том же историческом
аспекте. |
|