Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Содержание книгиПОНЯТИЕ О ЦЕРКВИиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИПисания мужей апостольских свидетельствуют о консолидации церковного порядка в эту эпоху. Служение епископа вырастает в особое служение, отдельное от собрания пресвитеров. В трудах Игнатия епископ является символом единства Церкви и носителем апостольского предания. Поэтому Церковь призвана соединиться вокруг епископа и подчиниться ему. Единство прежде всего заключается в общем учении, и именно как представитель истинного учения епископ занимает руководящее положение в Церкви. Такое объединение вокруг епископов утверждается в качестве защиты от ересей, которые угрожают разрушить единство Церкви. Первоначально служение епископа и пресвитера было равнозначным, но теперь епископ обретает особый статус, высший по отношению к коллегии пресвитеров. Этот так называемый монархический епископат впервые появляется в Малой Азии, о чем ясно свидетельствуют послания Игнатия, тогда как написанные в Риме первое послание Климента и Пастырь Ерма еще не упоминают такого института, стоящего выше пресвитеров. Но Первое послание Климента также явно подчеркивает значение служения епископа и считает носителя этого служения преемником апостолов. Идея апостольской преемственности формируется по иудейскому образцу. Она может включать в себя два аспекта: 1. Носители служения приняли традицию истинного учения от апостолов, так же как пророки — от Моисея (преемственность вероучения); 2. Они находятся в непрерывном ряду людей, поставленных на служение апостолами и их преемниками, так же как одна только семья Аарона имела право поставлять священников в Израиле (пре емственность рукоположения). 13 Итак, в первой христианской Церкви появляется более жесткий
порядок с церковной юрисдикцией. Такое развитие оценивалось
различным образом. Известный историк права Рудольф Зом
(Sohm) выдвинул утверждение о том, что любое церковное право
противоречит сущности Церкви; лишь Дух должен управлять в
Церкви, тогда как появившиеся учреждения являются признаком
отпадения от изначального христианства (Kirchenrecht I, 1892). На
это возражали, что порядок необходим. Он не является более по-
здним добавлением, но имеет происхождение еще со времен апо-
столов; происходит именно развитие более четких форм порядка и
принятие новых форм (Зееберг; Seeberg). В связи с этим также
было показано, что Дух и служение не противостоят друг другу, но
тесно связаны между собой. Тот факт, что Церковь есть создание
Духа, не противоречит тому, что существует порядок, служения,
традиция. Служения и должности также связаны с действием Духа
(Linton, «Das Problem der Urkirche in der neueren Forschung», 1932). |
|