Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Содержание книгиРАДИКАЛЬНЫЙ ПИЕТИЗМиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИВслед за консервативным пиетизмом появилось радикальное те- чение, близкое к взглядам энтузиастов эпохи Реформации и к социнианству. Здесь, как часто и в других случаях, экзальтирован- ная мистическая религиозность сочеталась с рационалистической критикой церковного учения. В некоторых случаях (например, у Диппеля) прослеживается влияние теософской философии ЯКОБА БЁМЕ (Bohme). И.В. ПЕТЕРСЕН (Petersen, ум. 1727) явно выражает взгляды хи- лиазма. Слова о тысячелетнем царстве Христа в Откр. 20 истол- ковываются не как указание на всемирное господство церкви (от Константина Великого до Григория VII), как то было в ранней традиции, но в соответствии с иудейским пониманием как проро- чество о грядущем царстве, где верные будут править со Христом в течение 1000 лет. Шпенер не вполне отвергал этот хилиазм, но как указано выше, сам придерживался несколько иного толкования. К радикальным пиетистам можно также отнести ГОТФРИДА АР- НОЛЬДА (Arnold, ум. 1714 г.), автора знаменитой «Unparteyische Kirchen- und Ketzergeschichte» (1699-1700), где он в своем описании истории церкви выходит за пределы конфессий («unparteyisch») и рассматривает их крайне критически; в его глазах почти всегда носителями истинного христианства были секты. Наиболее своеобразным среди радикальных пиетистов был КОНРАД ДИППЕЛЬ (Dippel, ум. 1734 г.). Он направляет свою критику прежде всего против ортодоксального учения о примирении. По мнению Диппеля, сатисфакция противоречит любви Божией, которая, безусловно, покрывает грех и преобразует сердце. Для Диппеля все в религии является чем-то имманентным, субъективным. Как и Бёме, он придерживается учения о восстановлении всего. Он также присоединяется к хилиазму. Тысячелетнее царство представляется как освобождение от господства церкви и государства. Взгляды Диппеля, изложенные среди прочего в «Vera demonstratio evangelica» (1729), вызвали к жизни ожесточенные споры, также в Швеции, где некоторое время проживал Диппель. ДВИЖЕНИЕ ГЕРНГУТЕРОВ В то время как радикальный пиетизм, как правило, выступал в виде разрозненных движений или частных мнений, братская об- щина, созданная графом НИКОЛАЕМ ФОН ЦИНЦЕНДОРФОМ (Zinzendorf, 1727 г.), развилась в стройную конфессиональную организацию. 281 В отличие от радикального пиетизма, движение гернгутеров дру- жественно настроено по отношению к церкви. Оно основывается на Аугсбургском Вероисповедании и считает конфессиональные различия несущественными, поэтому объединяет не только люте- ран, но и верующих других конфессий. Фон Цинцендорф строит свое богословское учение вокруг един- ственного центра: через созерцание креста обрести чувство общности со Христом. Для него богословие не имеет никакого отношения к философии или общей образованности. Он также не признает никакого естественного знания о Боге. Знание о Боге есть лишь в Распятом. Все прочее — лишь языческие измышления. Эта теология креста чисто субъективна и основана на чувствах. Через созерцание креста, крови и ран пробуждается ощущение того, что борение и страдание Христа освобождает нас от наказания и делает нас едиными с преданным за нас Спасителем, а также с Отцом и Творцом. В движении гернгутеров уже не рассуждают о какой-то борьбе покаяния под действием закона, как это было в раннем пиетизме. Вся схема обращения заменяется переживанием креста и примире- ния. Евангельская проповедь креста становится единственной не- обходимостью. Для такого понимания характерен антиномизм. Однако, несмотря на ультраевангельскую ориентацию, в отли- чие от радикального пиетизма, здесь речь не идет об отказе от ортодоксального учения о примирении. Заместительное страдание и искупление грехов Христом, напротив, становится центральным в вере движения гернгутеров. Тем не менее, представление о примирении становится совер- шенно иным, нежели в ранней традиции. Подчеркивается чув- ственное переживание страдания Христа. Субъективизм здесь достигает вершины. Отношения с Богом и с Христом описываются в форме человеческих отношений, с современной точки зрения часто неуместно и панибратски. Движение гернгутеров, которое, без сомнения, стремится
воздать должное центральной идее лютеранства, в то же время
имеет крайне субъективистскую окраску, что было обусловлено
духом времени. Его благочестие носит отпечаток нежной
сентиментальности. Не только представители ортодоксии, но и
консервативные пиетисты (например Бенгель) относились к
движению гернгутеров критически. |
|