Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Содержание книги

ПИЕТИЗМ ГАЛЛЕ

из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ

Решающим для развития пиетизма стало то обстоятельство, что в новом университете в Галле ряд постов заняли преподава- 279 тели-пиетисты. Так, с 1692 года здесь работал АВГУСТ ГЕРМАН ФРАНКЕ (Francke, ум. 1727 г.), который был лидером пиетизма и основателем известного детского приюта в Галле. Другими богословами того же направления были Антон БРЕЙТГАУПТ (Breithaupt) и АНАСТАСИЙ ФРЕЙЛИНГГАУЗЕН (Freylinghausen), а также ИОАХИМ ЛАНГЕ (Lange). Все они преподавали на факультете в Галле. В области толкования Библии и проповеди большое влияние оказывал работавший в Гессене ИОГАНН ЯКОБ РАМБАХ (Rambach, ум. 1735 г.).

Для богословской науки пиетизм Галле означал основательное преобразование. Практическое изучение Библии, поставленное на службу назиданию, стало главным в богословской работе. При этом упростился сам метод истолкования. Постепенно богословы отошли от прежнего представления о единственном буквальном смысле и исходили из двойственного, а иногда и тройственного значения в Писании — буквального, духовного и мистического (Рамбах). Таким образом, можно было легче объяснить то, что казалось соблазнительным в Ветхом Завете. Изучение догматики сократилось и утратило значение. Богословы довольствовались сжатым повторением догматических построений эпохи ортодоксии, в которые были внесены изменения, сформулированные Шпенером. Теологи отказались от понятийного аппарата философии.

В некоторых характерных чертах наблюдается отличие пиетиз- ма Галле от взглядов Шпенера, прежде всего в учении о покаянии и в законническом отношении к мирскому. Тогда как Шпе-нер утверждал, что в обращении Бог действует по-разному с разными людьми, Франке провозглашает правило, согласно которому христианин должен уметь указать на определенное явное обращение, которому предшествует внутренний кризис, вызванный проповедью закона (борьба покаяния). Находясь в этом состоянии, человек приводится к решению порвать с миром и начать новую жизнь, после чего даруется вера. Этой верой принимается прощение грехов.

Новая жизнь, которая является плодом веры, характеризуется строгим самоиспытанием и подавлением естественных влечений. Жизнь во всех случаях должна находиться под управлением Духа или новых влечений веры. При этом естественное рассматривается как нечто само по себе греховное. Благочестивый человек должен избегать мирских развлечений и удовольствий. Греховными считаются танцы, игры и театр. В этом пункте Шпенер также избегал законнических предписаний. 280

<<назад Содержание дальше >> Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история Церкви












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.