Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Содержание книгиОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПИЕТИЗМАиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИНесмотря на консервативные убеждения Шпенера и сохранение в основном ортодоксальной традиции вероучения, во многих пунктах происходит глубинная переориентация. В пиетизме центральным богословским вопросом становится спасение. Прежде всего, интерес представляют проблемы, не- посредственно связанные с порядком спасения, обращением или жизнью отдельного человека. Метафизические вопросы, как и традиционное философское основание, теряют актуальность. Шпенер критикует философию Аристотеля и отвергает ее использование в богословии. Разумеется, признается канонический авторитет Ветхого Завета, но он занимает подчиненное положение по отношению к Новому Завету, как содержащий более периферические истины. В пиетизме Галле даже начинается критика его отдельных частей как противоречащих нравственности. Другая характерная черта состоит в том, что отправной точкой становится субъективное событие. Уже подчеркивалась роль опы- та как основания уверенности. Внутренние явления души, инди- видуальные переживания привлекают наибольший интерес и ста- новятся в центр богословской дискуссии. В пиетизме раскрывается новое отношение к богословским воп- росам: ортодоксия исходила из объективной действительности и основывала уверенность богословского знания на принципе Писания, который воспринимался как самоочевидный и, так сказать, сам создавал знание, о котором идет речь в богословии. Пиетизм, напротив, исходит из опыта и рассматривает переживания отдельного человека как основу религиозного понимания. Богословское изложение в основном посвящено эмпирическим религиозным событиям. Также богословское знание, чтобы стать усвоенным, предполагает наличие опыта человека, рожденного свыше. Таким образом, даже консервативный пиетизм во многих
случаях положил начало мышлению нового времени в церковной и
богословской сферах. В субъективистском отношении к познанию,
а также в акцентировании нравственности и эмпирических фактов
религии пиетизм несет в себе тенденции, которые достигнут
полного развития в эпоху Просвещения, как в мирской сфере, так и
в теологии. |
|