Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Содержание книги31. ПИЕТИЗМ МЕСТО ПИЕТИЗМА В ИСТОРИИ ТЕОЛОГИИиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИПиетистское течение, которое проникает в лютеранские регионы к концу XVII века и способствует распаду или внутреннему пре- образованию традиции лютеранской ортодоксии, является не прос- то реакцией против некоторых слабостей господствующей церковной жизни, но и приносит новый богословский взгляд, укорененный в новом отношении к действительности и несущий в себе семя взглядов современной эпохи. Среди исследователей, вопрос об отношении пиетизма к предшествующей и последующей традиции до сих пор остается спорным. Приведем некоторые точки зрения. Поскольку пиетизм подчеркивает живое благочестие и указыва- ет на недостаточность объективного богословского знания, у него есть множество предшественников в более раннем лютеранстве, например, Иогпнн Арндт и Иоганн Герхард в начале XVII века, Теофил Гроссгебауэр и Генрих Мюллер (оба из Ростока) во второй половине столетия. В действительности, ведущие богословы ортодоксии вполне понимали практическую цель теологии, а также стремились добиться улучшения нравов. Многие представители строгой ортодоксии также положительно отнеслись к реформа- торским предложениям Шпенера в «Pia desideria» (1675). В то же время в пиетизме проявляются новые тенденции, ко- торые противоречат фундаментальным предпосьшкам ортодоксального богословия. Со временем новые идеи выражаются с большей ясностью. Продолжительные и ожесточенные споры между представителями ортодоксии и пиетистами явно свидетельствуют о глубине пропасти между двумя взглядами. 275 Откуда исходят новые идеи пиетизма? Исследователи указыва- ют на ряд представлений и течений (также вне лютеранства), с которыми можно связать идеи пиетизма, например, католическая мистика, а также некоторые явления в реформатском богословии (принципы толкования Библии Гротиуса и Коссеюса), проповеди Лабадиеса или так называемый прециссизм в Голландии. Другой источник, который часто упускают из виду, — рассмотренное выше социнианство. Но в связи с этим также следует учитывать то, что новое течение не всегда можно исчерпывающе объяснить на основании прошлого, — оно содержит нечто принципиально новое, происхождение которого скрыто. По поводу отношения пиетизма к направлениям более позднего
периода часто отмечают, что в существенных аспектах он
остается на точке зрения ортодоксального лютеранства, тогда как
эпоха Просвещения знаменует собой прорыв нового времени.
Однако в более поздних исследованиях подчеркивается тесная
связь пиетизма с Просвещением. Несмотря на то, что пиетизм, как
правило, отрицательно относится к новым философским
направлениям XVIII века, он во многих отношениях сам подготовил
почву для нового мышления. Внутри пиетизма существует также
несколько различных направлений, некоторые из которых близки
рационалистическому мышлению (как, например, радикальный
пиетизм), тогда как другие скорее являются наследниками
традиции лютеранской ортодоксии (например, так называемый
вюртембергский пиетизм). |
|